Подписаться на обновления
24 апреляСреда

usd цб 63.7906

eur цб 71.7453

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   пятница, 11 ноября 2011 года, 11:44

С картинки в твоём букридере
В Пермском Музее современного искусства открылась выставка «Родина», собранная Маратом Гельманом из самых эффектных произведений последних лет


Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. «2007». Фрагмент
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В этой выставке, вместе со своей символической сборной России по искусству, галерист движется от станции «Россия-2» через станцию «Москва – сортировочная» к главной цели нашего всеобщего путешествия – перрону идентичности «Россия – 1».

С чего начинается «Родина»? С истории страны, комиксом разложенной на отдельные квадраты? Или же с мелькания медийных лиц, заполнивших всё пространство от горизонта до горизонта своими физиономиями, как на фреске Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «2007»?

ПМСИ продолжает практику больших выставок. После дебютного «Русского бедного» и просветительского «Видения», провокативного «Евангельского проекта» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, фотографических ретроспектив Александра Слюсарева и Амана Гельда, после «Ночи в музее» и «Инсталляций Александра Бродского» пришла пора актуального украинского искусства, опыт которого обобщила куратор Екатерина Дёготь.

Или же с репродукций в «Родной речи», слепленных, как на панно Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского «Времена года русской живописи», в единое целое? С чего-то иного?

Нынешнее потребление прекрасного так же непредсказуемо и многопланово как гаджеты, которые все мы юзаем; когда, условно говоря, существует не одна библиотека (или музей) на всех, но миллионы маленьких библиотек и музеев, собранных каждым пользователем в компе на своём столе (или даже в кармане) по собственному усмотрению, образу и подобию.

Отсюда и возникает вся эта бесконечная пестрота подходов к искусству и к темам искусства, его идеологиям и техникам: от общего – к частному, от большого – к малому, от старого – к новому. Ну, или наоборот: от новизны к дряхлости, от конкретного к высказыванию вообще, от личного к схематичному, полуабстрактному...

Выставку «Родина» весьма условно можно разделить на несколько зон (округов), самый монументальный из которых посвящён историческим и историко-культурным штудиям, причинам событий и их следствиям.

Далее следуют разделы, посвящённые работе с текущей повседневностью и её приметами, складывающимися в фигуры отдалённого (и не очень) будущего, входящими в расход реди-мейдов и суммированную протяжённость.

Поиски общей идеи продолжаются и обобщаются в подборке, разбирающей архетипы и стереотипы нынешнего русского существования, стремительной и точной.

Кто способен обобщить и продвинуть сознание современного человека дальше – от того, что есть к тому, что будет? Точно не политики и даже не учёные. Именно художники занимаются проектированием и осуществлением будущего, первоначально моделируемого, а затем спускающегося в реал из залов музеев и галерей, предварительно осуществляясь именно там.

Любая галерея или музей современного искусства – да это ж, можно сказать, локальное «Сколково»: научно-исследовательский институт сотворения реальности художественными средствами.

Новая правда создаётся из выхлопов настоящего настоящего, а так же из осколков прошлого – ведь она, правда-то, порождается как раз на передовом рубеже культурной мысли, за которую у нас теперь, так уж сложилось, именно пластические искусства отвечают. Художники, а не артисты или подотставшие театральные деятели, и не всё наше скопом подуставшее кино и даже не как бы литература, но именно что актуальный художественный процесс.

Ведь если романист пишет о будущем то выходит, извините, фантастика. А если художник…

Именно скульпторы, живописцы, инсталляторы, фотографы или видеоаристисты, как никто другой из всей этой бесконечной и многожанровой «армии искусств», работают с медленно, на наших глазах, проступающей реальностью «будущего».

Такова уж специфика мышления; все они даже на самих себя смотрят как бы со стороны грядущих поколений, которые обязаны воздать им должное изнутри того самого Музея, куда, как известно, возьмут не всех.

Сегодня искусство и есть передовой фронт науки самоосмысления, те полевые исследования, что приносят наиболее отдалённые и непрогнозируемые результаты. Сегодня искусство и есть прямой и крайне конкретный разговор о том, что со всеми нами происходит.

Став медиумом, резонируя на опережение, именно современный художник вырабатывает вещество, в котором зарождается, способна зародиться новая, обобщающая всех идея…

На грани нервного срыва построена «Оттепель», видео Дмитрия Гутова, идущее под музыку Дмитрия Шостаковича и отсылающее к хрестоматийному пейзажу Фёдора Васильева и суровому стилю шестидесятников.

В «Родине-дочери» Алексей Беляев-Гинтовт увеличивает, даже раздувает размеры изображаемого пафоса (красномордое лицо монументальной скульптуры), тогда как Алексей Каллима, напротив, уменьшает в размерах жизнь «Молодых богов» внутри своего чеченского фотографического цикла.

Совсем иной божественный лик предлагает Константин Худяков в проекте «Deisis/Иисус». А фотографии Сергея Браткова, рассказывающие истории гуляющих на набережной морячков, и вовсе опускают нас на грешную землю.

Зритель начинает уставать от перманентного, недозированного КВН. Понимая это, многие нынешние художники добавляют в техники дополнительные порции серьёза. Даже осмысление истории, которой посвящена едва ли не большая часть «Родины», этот извечный повод для стилистических насмешек, перешло на иной этап развития – соц-артитсткая (и псевдо соц-артистиская) шелуха смехуёчков осталась, в основном, в тот самом прошлом, что предаётся охаиванию.

Виталий Комар и Александр Меламид

Посмотрите сколь серьёзными стали даже самые известные наши пересмешники - Виталий Комар и Александр Меламед, создавшие последнюю реинкарнацию ленинского мавзолея с предельной аккуратностью, дабы не повредить ни щусевского шедевра, ни многочисленной скульптурной Ленинианы. Схожим путём идёт и Илья Чичкан, усаживающий за стол «Ялтинской конференции» трёх умильных обезьянок. Обезьянки действительно милые.

Вот и Елена Китаева в «Новых деньгах» отнюдь не смеётся, предлагая конвертировать в экономические рычаги главные достижения отечественной культуры – ботичеллевский разворот Улановой или же супрематизм Малевича, кстати, задействованный так же и в псевдоиконе Александра Сигутина, и в проекте Андрея Юродивого «ЖЗЛ». А «Поиски маньяка» из цикла «Новых русских сказок» Александра Якута изображают полицейскую машину с включённой мигалкой на фоне сумасшедшей врубелевской или же клодмоневской сирени.

Фрагменты «Евангельского проекта» Врубеля и Тимофеевой стали главной выставкой последней «Арт-Москвы». Некоторое время назад художники начали отбирать и перерисовывать, значительно увеличивая в размерах, фотографии из ежедневной новостной ленты. Матери, оплакивающие детей в Беслане или Палестине, провинциальные бомжи и столичные гопники, счастливые футболисты на Кубке мира или иракские беженцы… Каждому изображению Дмитрий Врубель, идеолог проекта, находил цитату из Священного Писания, которая входила с современными изображениями в странный сильный резонанс.

Хотя и сегодня, несмотря на технологические и техногенные прорывы, некоторые отдельно взятые живописцы, по привычке, всё ещё вырабатывают, выжимают, выдавливают из себя по капле, остатки живописного канона, пытаясь едва ли не буквально вписать (или выписать) историю страны (она же история искусства) в махровую сегодняшнюю реальность.

Причём, не только для того, чтобы объяснить кто мы и куда идём, но и дабы придать этой нашей современности дополнительный вес, объём и основательность – совсем как в «Двойной диверсии» Дианы Мочулиной, опирающейся в праздничной и одновременно суггестивной панораме на канонические соцреалистические позы и привычные социальные расклады.

Так Сергей Калинин и Фарид Богдалов занимают у Репина форму его великого во всех смыслах «Заседания законодательного собрания», дабы и нынешнее политическое сословье выглядело не менее внушительно и благородно (здесь даже Жириновский смотрит на зрителя орлом), чем раньше.

Нечто похожее изображают в своих монохромных муралях, базирующихся на многократно утверждённой и уравновешенной советской иконографии, Илья Гапонов с Кириллом Котешовым.

Понятно почему такой интерес к традиции происходит – грядущее темно и порядок его поступления в настоящее непонятен, концепцию грамотно хрен сформулируешь.

Но можно, однако, пойти путём профессора Марка Бента, породившего прекрасный афоризм – «теория – это история», де, когда не знаешь что, как и с чем увязать, то просто излагай происходящее последовательно от начала до конца. И тогда концепция снизойдёт на тебя сама. Достаточно, день за днём и шаг за шагом, описывать по порядку поступления информации то, что происходит (вокруг или же с тобой).

Бисерные ордена на парадных шинелях Дмитрия Цветкова, то ли вспоминают о застойных традициях, то ли возвещают их приход («Ордена»).

Портреты Путина и Медведева, выполненные Владимиром Колесниковым состоят из акриловых факсимиле первых лиц (Путин состоит из медведевских автографов и, методом перекрёстного опыления, наоборот).

В «Новом правительстве» Григория Острецова руль власти и стол, покрытый красным кумачом, захватили инопланетные человечки, а современную арт-сцену – герои комиксов с лицами Марата Гельмана, Екатерины Дёготь, Иосифа Бакштейна и других культуртрегерских випов, раздрызгивая по сторонам свою красочную харизму.

«Доска почёта» Сергея Каменного упорядочивает портреты гастарбайтеров самого разного происхождения, но изображённых на поверхности инструментов, применяемых при строительстве или ремонта для затирки стен.

Синие носы (Александр Шабуров, Вячеслав Мизин). Кухонный супрематизм. 2006

Однако, все эти прошлые, нынешние и будущие времена никогда не существуют в чистом виде, но, взаимодействуя, наслаиваются друг на друга. Создавая нечто вроде палимпсеста, положенного в том числе и основу «Редины», где из-под пятницы торчит суббота (как всё в том же «Кухонном супрематизме» «Синих носов»), а то и воскресение – в виде диахронического плетня Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко («Россия для всех»).

Язык пластики, подобно музыкальному, стремиться к универсальности и интернациональности, он передаёт информацию без какого бы то ни было перевода мгновенно и прямо в мозг; именно так считывают коды.

На узнавании держатся портреты главных отечественных утопистов и мечтателей в «Атлантисе» Валерия Кошлякова, а так же самодержавно-иронические эмблемы Юрия Шабельникова.

Его же графический памятник «Солдатам труда» и Штрилиц с обезьянкой Александра Гнилицкого построены на информации уже имеющейся в голове зрителя, к которой новым знанием прикрепляется рема безусловного пластического решения.

Ещё один шаг вглубь, едва ли не на атомарный уровень делают художники, работающие с архетипическими материями.

Светящиеся берёзовые стволы, перелётным клином, уходят в небо у Николы Овчинникова в «Они возвращаются.

«Голубые города» Татьяны Антошиной состоят из множества симметричных (и даже синхронных, как в одноимённом плаванье) спринцовок, клизмирующих окружающее пространство, наподобие луковок православных храмов.

Бесконечность пространства возникает в железной «Дороге» и движущимся поезде Александра Бродского вместе с колыханием штор и позвякиванием чайных ложечек.

Фаллическая мощь властной вертикали восстаёт во весь свой нешуточный рост у группы «Война». Но, положа руку на сердце, кто из нас, рассматривая «ХУЙ в ПЛЕНу у ФСБ» обращал внимание на рассветный луч надежды, прорезающий вечные северные сумерки, не менее мощно и визуально убедительно, чем единственно в этом случае верный рисунок на мосту.

Главная русская еда, пупырчатый пластилин существования в «Хлебах» Анатолия Осмоловского не пошл как балалайка или терем, ибо обобщающ, и понятен даже марсианину, а то и снеговику, целой толпе снеговиков, запрудивших арбатские переулки в одноимённой акции Николая Полисского.

А сами-то мы кто? Марсиане или снеговики? А, может быть, красные человечки из уличной скульптурной инсталляции «Слава труду!» группы Pprofessors?

У Дмитрия Цветкова карта России состоит из подушечек для орденов; а у Хаима Сокола та же самая карта, рваной раной или чёрной дырой (куда уж нагляднее) проступает через дыру в стене («Дыра»), а флаг коммуниста задеревенел и покрылся ржавчиной («Флаг»).

Коллажные «Газеты» Алексея Трегубова, подобно шедеврам раннего кубизма, создают многослойную и многоуровневую картину реальности, где схлёстываются и взаимодействуют разнонаправленные пространственные плоскости. Другое дело, что в отличие от коллажей Пикассо и Брака, нынешние реальности целиком, а не частями, состоят из одних лишь медиасимулякров.

Собирая реальность в снопы образов, художники учат смотреть на то, что больше меня (Родина) своими и, одновременно, подстриженными, чужими глазами. Со стороны или, как уже говорилось, из будущего – так уж они устроены и с этим ничего не поделать.

Подобно предшественникам, чьи работы (или их отдельные элементы, мотивы и формальные, а так же повествовательные приёмы) взяты в оборот, нынешние художники точно так же претендуют на создание новых хрестоматийных произведений.

Правда, в силу специфики своей эпохи, эти творения более разнообразны и интерактивны, нежели раньше – очутиться в учебнике им уже недостаточно. Оттого, так стремительно, они и рвутся на территорию жизни.

Вполне логично выставка «Родина» устроена как парад гипотетических обложек не менее условного рекламного журнала, наподобие тех, что выходили во времена холодной войны для распространения «идеологически выверенной» информации.

Ибо нынешнюю идеологию формулируют не политики, но скульпторы, инсталляторы и живописцы, привлекающие для осуществления своих идей законно избранных слуг народа.

В этой выставке, вместе со своей символической сборной России по искусству, Марат Гельман движется от станции «Россия-2» через станцию «Москва – сортировочная» к главной цели нашего всеобщего путешествия – перрону идентичности «Россия – 1».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Мы ждем перемен

Современное искусство, которое меняет жизнь к лучшему

В наше время искусство — во многом явление социальное: может ли оно положительно влиять не только на среду обитания, но и на жизнь самих обитателей? Во всяком случае, это одна из целей множества проектов. Мы приводим лишь некоторые примеры: итак, что объединяет граффити Бэнкси, лондонских архитекторов и китайских художников?

07.04.2019 19:00, Элина Багмет, artchive.ru


«Сын человеческий» Магритта

Он творил магический реализм

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

01.04.2019 19:00, Снежана Петрова, diletant.media


Хороший вопрос: в чем революционность искусства прерафаэлитов?

О том, как развивалось необычное направление живописи

Цветы и травы, обворожительные рыжеволосые женщины, шекспировские, рыцарские и библейские сюжеты — все такое красивое, понятное, классическое. Да и с технической точки зрения ничего неожиданного: ни раздельных мазков, ни искаженных цветов, ни черных контуров, ни плоских фигур. Так что такого революционного сделали прерафаэлиты? В чем вызов традиции? За что Братство прерафаэлитов называют первым авангардным движением Европы?

31.03.2019 19:00, Анна Сидельникова, artchive.ru


Анатомия реальности

Ренессанс и границы искусства

Именно Ренессанс придумал тип интеллектуала, добивающегося успеха в разных областях знания: точных науках, архитектуре, инженерии, изобразительном искусстве и параллельно работающего над организацией городских празднеств и придворных спектаклей. И сегодня, каждый раз когда нужны аргументы в пользу очередного ухода искусства в какие‑нибудь сугубо прикладные области, мы вспоминаем homo universalis.

24.03.2019 19:00, Сергей Хачатуров, iskusstvo-info.ru


Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

История любви в картинах

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.

25.02.2019 19:00, artchive.ru


Музы Пабло Пикассо

Недолгие романы и супружеские отношения

Для самого «дорогого» художника в мире – Пабло Пикассо – женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

19.02.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Фрида Кало и Диего Ривера

История любви в картинах

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность — с предательством, преданность — с ревностью, любовь — с болью.

17.02.2019 19:00, artchive.ru


Вандалы в российских музеях

Как портят музейные реликвии и крадут ценные экспонаты

Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров. Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах, никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

10.02.2019 19:00, kulturologia.ru


Картина Веласкеса «Сдача Бреды»

Толкование на разных уровнях

Это очень просто. Как всегда это бывает у Веласкеса, всё очевидно, надо только уметь смотреть и стараться понять, на что смотришь. Зритель видит тот самый момент, когда оборона города разрушена. Осада завершилась победой осаждающих, город пал.

28.01.2019 19:00, Максим Кантор, peremeny.ru


Сальвадор Дали и Гала

История любви в картинах

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой, — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

22.01.2019 19:00, Наталья Азаренко, artchive.ru






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.