16 ноября ровно в 12.00 ведущий учредительного съезда Леонид Гозман, делая паузы после каждого слова — так, будто пробежал тяжелейший марафон, — объявил о создании «Правого дела»: «Мы… учредили… новую… партию». Сопредседатель партии Борис Титов начал что-то говорить, но от волнения забыл включить микрофон… Похоже, сами создатели новой политической структуры не ожидали, что образование партии пройдет столь гладко.
Трое в одной лодке
На собраниях и съездах не бывает 100-процентного присутствия делегатов.
Из сотен людей кто-то обязательно заболеет, у кого-то самолет не там сядет или семейные неприятности помешают. На форуме «Правого дела» оказались буквально все выбранные участники. И все они — числом 279 — голосовали единогласно. За учреждение партии. За ее устав. За программу и руководящие органы.
Такое единодушие вдвойне удивительно. В начале октября большинство из нынешних однопартийцев считали друг друга политическими врагами. У многих еще не зажили раны и обиды от прошлогодних думских выборов, когда три составляющие будущего «Правого дела» были не просто соперниками, но антагонистами в одном либеральном секторе политического пространства. Сегодня «ради совместного будущего надо забыть совместное прошлое» (ДПР), «отныне мы в одной лодке» (СПС), и потому «следует начать все с чистого листа» («Гражданская сила»). Бывший глава ДПР Андрей Богданов, не вошедший, кстати, в сопредседатели «Правого дела», сравнил новую партию с футбольной командой: раньше игроки «Спартака», «Динамо» и ЦСКА бились за свои клубы до мордобоя и переломов, а теперь играют в одной сборной России.
Радикальная оппозиция объясняет нежданное примирение правых дьявольской интригой власти. Стоило поманить их местом у кормушки, пообещав пару мест в будущей Думе, — и толпа политических неудачников бросилась прислуживать власти. Можно согласиться... Но только мещанский примитивизм приводит к пошлости полотера из фильма «Я шагаю по Москве» (помните, как герой Басова вещал ошарашенному писателю из Сибири: «Сюжет, говоришь? Хара-а-актер?.. Ерунда! Вот у меня пальто стырили. Вот это сюжет!»).
Когда днем раньше на съезде СПС Маша Гайдар обвиняла Леонида Гозмана в трусости, Анатолий Чубайс заявил прямо: «Это Леня трус?! Хочу напомнить, что он на Марш несогласных ходил, прекрасно зная, что его арестуют».
Сегодня, открывая съезд, Гозман заявил, что новая партия нужна стране: «На политическом поле нет ни одной силы, озвучивающей правые идеи. Есть масса левых, Жириновский, националисты. Но нет тех, кто внятно говорит о священном праве частной собственности, о том, что ресурс авторитарной модернизации в России исчерпан».
«Кризис показал, что модель ручного управления экономикой (когда государство контролирует 20—30 крупных компаний, а остальное не замечает) кончилась», — добавил Борис Титов, являющийся также и председателем ассоциации малого и среднего бизнеса «Деловая Россия». Новая партия, по словам Титова, будет защищать интересы тех людей, «которым не досталось места у нефтяной и газовой трубы». Господство государственников заканчивается вместе со сверхвысокими ценами на нефть. Левые тратят деньги, правые — зарабатывают. Монополиям легко договариваться с властью, мелкому и среднему бизнесу нужен профессиональный лоббист и политический посредник, каковым и станет «Правое дело».
Георгий Бовт, сопредседатель от бывшей «Гражданской силы», видит задачи «Правого дела» еще шире: «Можно сколь угодно говорить, что власть не слышит простых людей. Но верно и то, что общество должно правильно формулировать свои требования к власти. Безголосие масс и произвол чиновников — две стороны одной медали. В условиях кризиса мы видим дефицит эффективных идей. Однако они не рождаются в хоре лизоблюдов. Нужна реальная политическая конкуренция и открытая дискуссия с властью. Уличные митинги и протестные марши — не те формы, где можно достичь консенсуса. Нужна легальная партия».
Впрочем, усомниться можно и в самой аргументированной риторике. Скептики точно знают, что слова устных спичей ни к чему серьезному не обязывают.
Позиция партии должна быть изложена в ее программе. И что там у «Правого дела»? Еще точнее — на какие компромиссы с властью пошли объединенные демократы?
Ответ на этот вопрос и стал главной сенсацией съезда.
Капитализм — для всех!
Стоит заметить, что программа имеет обостренное публицистическое название — «Капитализм для всех». И придумано оно в пику государственным пропагандистам, которые в последнее время несказанно счастливы грядущим национализациям и чуть ли не приходу «нового социализма» в стиле Уго Чавеса и Батьки Лукашенко.
Делегат съезда Александра Перехватова считает, что настало время защищать само понятие «капитализм». «В Германии мои коллеги- преподаватели получают самые высокие зарплаты в стране, там бесплатное образование, — говорит Перехватова. — И никто против такого капитализма не выступает. Почему бы и у нас не сделать то же самое?»
Программа партии определяет «капитализм для всех» как совокупность пяти принципов: демократии, свободы предпринимательства, порядка (без какого-либо ограничения прав и свобод граждан и любых форм диктатуры), справедливой социальной системы, нравственных принципов и гуманитарных ценностей.
Последнего принципа нет в уставах других партий. «Ни государство, ни политика, ни бизнес, ни общественные отношения не могут основываться на безнравственности, лжи и двойных стандартах. Государство и общество должны быть честными!»
В разделе «Демократия» изложен набор весьма смелых (если не сказать крамольных) требований. «Правое дело» выступает за неизменность конституции 1993 года, за выборность мэров, губернаторов и сенаторов. За снижение до 5% порога прохождения в Думу, за ротацию в исполнительной власти (чтобы сидели там не более двух сроков подряд), за проведение референдумов, за реальное разделение властей (вплоть до института парламентских расследований)…
Часть этих требований очевидно не сходится ни с политреформами предыдущего президента, ни с теми новациями, что изложены в послании нового президента. Однако власть их не вычеркнула и не поправила. Осталось и совсем уж «кощунственное» утверждение о том, что… «в нашей внешней политике мы («Правое дело». — Ред.) должны исходить из базового принципа отсутствия угрозы, тем более военной, со стороны Запада». Это что значит — НАТО нам друг?..
Вероятно, что базисные принципы правых вообще не правились. А основным «пунктом компромисса» с властью стал отказ от «революционной перестройки, которая может вызвать обвал старой системы государственного управления <…> и привести к экономической и социальной жизни общества».
Легких побед не будет
В ближайшее время новая партия, получив свидетельство Минюста, начнет новую жизнь. Прежде всего это участие в региональных выборах, создание нормально работающих отделений.
Андрей Богданов заявил, что уже сегодня, по данным ВЦИОМ, за «Правое дело» готовы голосовать 8% избирателей. А случись выборы попозже — и все 15!
Другие политики такого оптимизма пока не разделяют. По общему мнению, предстоит очень тяжелая работа. И победных результатов власть не гарантирует. В лучшем случае партии не будут мешать (то есть политпроцесс обойдется без арестов, ОМОНа и блокады в СМИ).
Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский считает, что новой партии «Правое дело» придется выработать новую стратегию и хорошо поработать, чтобы пройти в Госдуму.
«У правых есть мощный негативный капитал нескольких неудач за последние пять лет, и с такой инерцией справиться очень трудно», — сказал политолог, отметив, что «Правое дело» должно быть готово к конкуренции с «Единой Россией».
«Единая Россия» является мощным противником не только как партия власти. Она основной конкурент и в правом спектре тоже. Модель «Единой России» — охота не только за центристским, но и правым, и левым электоратом, делает это она очень успешно», — сказал политолог.
Делегаты учредительного съезда выбрали трех сопредседателей — бывшего и.о. председателя СПС Леонида Гозмана, лидера общественного движения «Деловая Россия» Бориса Титова и журналиста Георгия Бовта. На съезде, кстати, прозвучало предложение в будущем выбрать одного руководителя партии (так, по словам делегата, «было бы по-русски»).
Кроме того, утвержден состав федерального политического совета из 33 человек — по 10 от самораспустившихся СПС, «Гражданской силы» и Демократической партии России плюс три сопредседателя. Среди членов ФПС есть известные имена — например, бывший глава регионального отделения СПС по Московской области Борис Надеждин, президент банка «Российская финансовая корпорация» и экс-министр экономики Андрей Нечаев, брат экс-кандидата в президенты РФ Андрея Богданова Тимур, президент Фонда поддержки демократического единства Виктор Некрутенко, экс-председатель исполнительного комитета Демократической партии России Вячеслав Смирнов.
Сюжет НТВ о создании партии "Правое дело"
Читать @chaskor |