Подписаться на обновления
19 январяВоскресенье

usd цб 61.5333

eur цб 68.5358

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 5 декабря 2011 года, 14:00

Рустам Ибрагимбеков: «Задача искусства в каждодневной борьбе человека со зверем в себе»
О работе с Михалковым, предназначении женщин и театре «Ибрус»


Рустам Ибрагимбеков
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Мужчина - пыльца, оседающая на цветах, оплодотворяющая их. Если мужчина ведет себя легкомысленно, его нельзя за это жестко судить, особенно, если это качественный мужчина: его биологическая задача заключается именно в этом. А когда женщина пытаться стать «пыльцой» это неправильно.

Он азербайджанец, выросший на русской культуре. С удовольствием работает в России: ставит в российских театрах, пишет сценарии для российского кинематографа, но когда московская круговерть начинает ему надоедать, он возвращается в Баку – погреться на солнышке, пообщаться с друзьями. По случаю юбилея «Ибруса», театра, созданного им в Баку десять лет назад, в Москве недавно прошел фестиваль его спектаклей. Но разговаривали мы с Рустамом Ибрагимбековым не столько б искусстве, сколько о жизни. Об умении жить радостно.

— Рустам Ибрагимович, насколько мне известно, поначалу ваша жизнь протекала в сферах, от искусства достаточно далеких.
— Это был длительный процесс, но судьба непременно приводит человека к цели, то есть к его предназначению на этой земле, если он стремится делать то, что ему действительно интересно на данном отрезке жизни.

Европейский кинематограф у нас знают сегодня гораздо хуже, чем американский. Я занимаюсь французским кино. К сожалению, у нас много лет, если не десятилетий, отсутствовали серьёзные исследования французского кинематографа. Мы, как это ни дико звучит, до сих пор не знаем, кто такой Годар!

В школе я не был особо примерным учеником, в Азербайджанском институте нефти и химии поначалу тоже учился без особого энтузиазма и неизвестно, чем бы это кончилось, если бы где-то на третьем курсе я, неожиданно для самого себя, не увлекся кибернетикой.

Учеба сразу брела смысл, институт я закончил блестяще, а затем был принят в аспирантуру лучшего научно исследовательского институт в мире – Института автоматики и телемеханики Академии наук СССР. Почти десять лет я занимался наукой, в частности проблемами оптимального управления в сложных системах.

— В каких, например?
— Да в любых: это могут быть люди в большом коллективе, самолеты, взлетающие и идущие на посадку в некоем аэропорту или даже продукты переработки нефти.

Принципы создания оптимальной системы взаимодействия объектов всегда одинаковы. Мне было очень интересно заниматься этими исследованиями, но в какой-то момент начла давать о себе знать тяга к литературному творчеству.

Несколько лет я прожил в таком раздвоенном состоянии, когда и наука и литература увлекали меня одинаково, но, в конце концов, сочинительство взяло свое.

— Люди творческие обычно в соавторстве работать не любят, но с Михалковым вы написали целых три сценария – «Ургу», «Сибирского цирюльника» и «Утомленных солнцем». Как вам работалось?
— Довольно долгий период моего сотрудничества с Никитой Михалковым – пожалуй, самый интересный и насыщенный в моей кинематографической жизни.

Мы начали дружить в начале 70-х, когда он снял свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны» по моему сценарию.

После 15-летнего перерыва он опять предложил мне что-нибудь сделать вместе. В результате были сняты три известных фильма, сценарии которых писались нами легко и радостно.

Помогало и схожее чувство юмора. Очень важно чтобы то, что кажется смешным одному соавтору, вызывало улыбку и у другого.

В отличие от меня Никита пишет охотно и с удовольствием. Во время съемок много импровизирует, даже снимая по сценариям, написанным с его собственным участием.

Я хорошо отношусь к тому, что мы сделали вместе, и благодарю судьбу за то, что она свела меня с этим талантливым режиссером, в фильмах которого блистательно выстроенные актерские диалоги соседствуют со сценами, где атмосфера не нуждается в словах.

Рад, что вы не спрашиваете о моем отношении к его общественной деятельности.

— А чем сегодня занят сценарист Ибрагимбеков? Есть какие-то кинематографические планы?
— Пока в большей мере телевизионные. В прошлом году снял по своему сценарию любовную историю «Глазами призрака», сейчас работаю над телеверсией.

Написал сценарий четырёх серийного телефильма «Грозное время» для канала ТВЦ. Для этого же канала сейчас снимается четырёх серийный фильм по моему сценарию о военных летчиках. Закончил сценарий о Сумгаитских событиях.

Продолжаю писать прозу. После повести «Сложение волн», опубликованной в «Дружбе народов», осваиваю новый для себя жанр – автобиографический роман.

Тратить время на описание собственной жизни не хочется, хотя, вроде бы, и пора, а создать художественный текст, построенный на фактах, оказалось намного сложнее, чем я думал. Трудно обойтись без подпорок вымысла.

— У человека пишущего, как правило, мало времени для чтения. Следить за литературным процессом удается?
— Из современных российских писателей время от времени читаю Улицкую, Слаповского, Пелевина, Иванова.

С удовольствием участвовал в создании сериала по роману Полякова «И замыслил я побег», слежу за своими однокашниками по Высшим сценарным курсам: Маканиным и Битовым.

— Ваш нынешний приезд в Москву связан с юбилеем театра «Ибрус». Авторский театр, живущий активной творческой жизнью посреди системного театрального кризиса, конца которому не видно – явление уникальное. Секрет непотопляемости раскроете?
— Никакого секрета нет. Стараюсь в жизни делать только то, что могу сделать только я.

Сегодня я беседую с директором НИИ киноискусства Дмитрием Львовичем Караваевым всё по тому же поводу, по поводу «слияния двух солнц»: ВГИКа с научным учреждением, вверенным моему собеседнику.

Когда-то судьба свела меня с замечательными бакинскими актерами, таланты которых, как мне казалось не были оценены по достоинству. И я понял: если я не создам для них театр, этого не сделает никто.

Так десять лет назад появился «Ибрус». За все это время мы не получили ни гроша из бюджета, хотя за рубежом, а гастролируем мы очень много, нас знают гораздо лучше, чем иные государственные азербайджанские театры.

У нас есть свой зритель – это самое главное. Мы играем спектакли и на азербайджанском, и на русском языке. С самого начала нам хотелось, чтобы у театра было две площадки и две труппы – в Баку и в Москве.

Воплотить эту мечту жизнь удалось лишь год назад: на площадке киноцентра на Красной Пресне мы играем свою первую российскую премьеру.

И юбилей театра мы отметили здесь, в Москве. В Баку это событие у чиновников от искусства интереса не вызвало.

— Театр вырос из желания попробовать себя в режиссуре?
— Нет, режиссурой я занялся намного раньше. Поставил несколько спектаклей в Бакинском театре русской драмы, потом в Стамбуле, были постановки и в московских театрах – в «Модерне» до сих пор идут «Дорогие мои мужчины» и «Петля» (театр показал их на фестивале, который мы организовали в честь юбилея «Ибруса»). Просто актеру нужно очень точно ставить задачу, а про своих персонажей я знаю больше, чем любой приглашенный режиссер.

— Какие-то спектакли из тех, что вы видели за последнее время, стали для вас событием?
— К сожалению, в театре бываю нечасто. За последние годы посмотрел два замечательных спектакля, поставленных в Театре Наций. «Шведская спичка» и «Шукшинские рассказы».

Эффектно поставил «Дядю Ваню» в Вахтанговском Римас Туминас – смотрится на одном дыхании. Блестящие актерские работы. Но в моем понимании почти не осталось Чехова. Жаль, но у каждого свой Чехов.

— Писатель, драматург, сценарист, режиссер – кем вы ощущаете себя в большей мере?
— А зачем устанавливать точные пропорции? Каждый новый замысел на какое-то время выводит на первый план соответствующее «амплуа», а когда ему на смену приходит очередная увлекающая меня идея, соотношение меняется.

Но чем бы я ни занимался, работа никогда не заслоняет остальные стороны жизни: моих друзей, семью, близких, мои увлечения – все то, без чего я не мог бы считать себя счастливым человеком.

Американский принцип «жить, чтобы работать» меня не устраивает. Я предпочитаю работать, чтобы жить. И радоваться жизни.

— Вы оптимист от природы или в силу воспитания?
— А что это меняет? Человек либо является оптимистом, либо нет. Мне важна красота рисунка моей жизни. И как он воспринимается другими людьми.

Мне важно, что думают обо мне окружающие. Я всю жизнь прожил так, что самые разные люди меня любят и уважают. Будь ты трижды великий писатель, что с того, если ты никчемный человек? Не мужчина. Не личность.

— А что означает для вас «быть мужчиной»?
— Соответствовать своей миссии. То же самое могу сказать и о женщине.

В каком-то смысле мужчина - это пыльца, оседающая на цветах и оплодотворяющая их. Так что если мужчина ведет себя несколько легкомысленно, его нельзя за это жестко судить, особенно, если это качественный мужчина: его биологическая задача заключается именно в этом.

А когда женщина пытаться стать «пыльцой», мне кажется, это неправильно. За редким исключением ей это удается красиво, и она роскошна в этом своем движении, и тогда осуждать ее невозможно.

Но все-таки миссия женщины – продолжать человеческий род. А мужчина должен помочь ей в этом. И если о женщине говорят, что она ведет себя неправильно, то причина не в ней, а в мужчине, с которым она связала свою жизнь.

Ее поведение на 80% определяется мужчиной, который с ней рядом. Практически, во всем виноват мужчина. И главная проблема нашего мира в том, что женщины в большинстве своем продолжают выполнять свою миссию, а мужчины перестают быть воинами и защитниками, отказываются нести ответственность за свои поступки. Они менее мужественны, чем это предопределено Богом.

— Что такое не быть мужчиной вы объяснили. А не быть личностью?
— В погоне за славой, успехом, деньгами, карьерой люди часто пренебрегают мнением тех, кто их окружает. И если они добиваются того, чего желают – становятся богатыми и известными преуспевают, то им кажется, что так будет всегда.

И начинают еще больше презирать все остальное человеческое сообщество. Но когда жизнь в одночасье сбрасывает их с небес на землю, никто и не думает их поддержать, утешить в трудную минуту.

Вот тогда они и ломаются. В детстве старик-татарин, живший в нашем дворе, говорил нам, мальчишкам: жить надо так, чтобы на твои похороны пришли приличные люди.

— Получается, что для вас жизненный успех не является неотъемлемой характеристикой состоявшейся личности?
— Успех – явление преходящее. Сегодня он у тебя есть, завтра – нет. А личность –это базовые свойства человека, то, что он старается сохранить даже в самых неблагоприятных обстоятельствах.

Главной темой для меня всегда была и остается проблема существования человека в агрессивной среде, нивелирующей личность.

Ведь не только советской системе не нужны были индивидуальности. Нынешнему обществу потребления они тоже без надобности – личность неизбежно будет требовать индивидуального к себе подхода, не признавая над собой законы массового потребления.

— Но мы же в этом обществе живем, несмотря на то, что многие уже ощущают на себе его разрушительную силу. Что же делать, если нет возможности или желания вести благостную отшельническую жизнь?
— Подчиняясь интересам общества человек вынужден от чего-то отказываться в самом себе. От чего-то можно отказаться безболезненно, а что-то принципиально важно сохранить.

Вот и нужно строить свои взаимоотношения с окружающими так, чтобы оставлять за собой право оставаться собою, не отказываться от своих принципов и убеждений, не нарушая при этом нормального функционирования общества.

— Это возможно?
— Это сложно. Но возможно. Во всяком случае, именно так я и стараюсь жить. Вроде бы получается.

— Берясь за новый роман, пьесу или сценарий, вы верите, что в наше время искусство может помочь человеку оставаться человеком?
— В каждом из нас смешаны зверь и человек. Звериное – результат эволюции, длившейся сотни тысяч лет, когда нам нужно было побеждать страшных врагов, которые были сильнее, быстрее, мощнее нас. Одолеть их мы могли только обманом, хитростью.

Благодаря этому опыту человек уцелел как вид, он записан в каждом из нас на генетическом уровне. Пропорция в этой смеси каждый день зависит от настроения, физиологии и огромного числа других факторов.

Задача искусства в этой каждодневной борьбе человека со зверем в себе – поддерживать человека. Это похоже на утреннюю гимнастику: спортсменом не станешь, но сохранять физическую форму можно. А искусство помогает поддерживать форму духовную.

Беседовал Виктория Пешкова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Клоунесса

Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему

Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

08.12.2019 19:00, Мария Сперанская, story.ru


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.