В преддверии фестиваля Fields мы взяли интервью у его участников — Фёдора Переверзева, Павла Еремеева, Миши Мищенко, Vtgnike, Алексея Борисова и группы «Виды Рыб».
10 и 11 августа в московском клубе Mutabor состоится 5-й фестиваль изобретательной музыки Fields. Проект впервые громко заявил о себе в 2014 году, когда в парке Музеон под открытым небом выступили Hauschka, Владимир Мартынов и другие значимые исполнители. За прошедшую пятилетку события под лейблом Fields стали традиционной альтернативой официальным городским развлечениям в похорошевшей столице — пространство городских парков сотрясали Islam Chipsy, Murcof, Laraaji, Майк Купер и многие другие.
В рамках юбилейного мероприятия организаторы обещают слушателям всё богатство красок современной музыки. В программе: австралийский авант-поп, американская семплоделика, британская панк-электроника, индонезийский дарк-фолк, иранский авангард, казачий киберпанк, сибирский эмбиент, финская психоделия, черкесская народная музыка, шведское индастриал-техно, японский глитч-рейв и не только.
Широко будет представлена и отечественная экспериментальная сцена. Мы попросили самых ярких участников фестиваля рассказать о грядущем выступлении, а также поделиться новостями и планами на ближайшее будущее.
Фёдор Переверзев
Электронный музыкант (Moa Pillar), саунд-дизайнер (Monoleak), лауреат премии Сергея Курехина в номинации «Электромеханика». На Fields выступит с композитором-минималистом Владимиром Мартыновым.
— Расскажи, как возникла идея совместного проекта с Владимиром Ивановичем?
— Всё произошло совершенно неожиданно. Я пошел на выступление своих друзей Стаса HMOTа и Саши Zurkas Tepla, и там они меня познакомили с художником Владимиром Смоляром. Совершенно случайно в разговоре всплыла фигура Мартынова, и я обмолвился, что давно люблю его творчество. Владимир Смоляр оказался тесно связан с Мартыновым, и уже на следующей неделе мы все вместе сидели в кафе и обсуждали предстоящее выступление на фестивале Мартынова в ДОМе. Чистая случайность.
— Как, при каких обстоятельствах состоялось твоё знакомство с его музыкой и книгами?
— Кажется, на первом курсе института я начал переживать, что не знаю классической музыки, и устроил себе марафон. Купил книгу «Кратчайшая история музыки» Дарена Хенли и стал изучать по композитору в день. Так добрался до американской четверки минималистов и влюбился. Начал изучать вдоль и поперек это направление и вышел на творчество Мартынова. Я огромный фанат того, что Владимир писал для ансамбля «Сирин». Люблю его фортепианные работы и оперу «Дети Выдры». А книга «Конец времени композиторов» помогла мне избавиться в студенческие годы от комплекса неполноценности на фоне «великой академической музыки».
— Ваше первое совместное выступление состоялось в прошлом году в ДОМе при участии других музыкантов. Всё ли пошло по плану — и был ли план?
— Мы долго готовились к концерту, репетировали в Московской филармонии. Для меня это тогда был просто шок. Помню, там я еще с Татьяной Гринденко познакомился. Они, конечно, удивительной энергии люди. А возвращаясь к концерту — все прошло по плану и даже больше. В конце Владимир начал импровизировать: этот финал создал очень сильное поле в зале. Люди плакали.
В прошлом году вышел документальный фильм про наш проект с Мартыновым, там можно увидеть фрагменты подготовки к концерту и самого выступления. Фильм доступен на artdoc. media.
— Концерт на Fields — это разовая акция или вы продолжите совместную работу? Планируются ли ещё концерты, записи? Будут ли аналогичные проекты с участием Татьяны Гринденко, Opus Posth, других представителей минимализма или академического цеха?
— Я всегда рад поработать и с Владимиром, и с Татьяной, но не всегда получается. Вот прошлый раз я пропустил, но ребята HMOT и Zurkas Tepla отлично справились и без меня. Вообще, на самом деле, большая мечта поработать с ансамблем «Сирин».
— Расскажи, что у тебя нового и какие планы у твоего проекта Moa Pillar?
— Я дописываю свой альбом. Надеюсь, он выйдет осенью. Это сейчас самый главный план. Так выходит, что у меня совсем не получается писать музыку без «ведения». Быстро становится скучно заниматься техническим написанием. Нужно, чтобы вело. Вот сейчас ведет.
— Год назад ты стал куратором программы Music Production в Moscow Music School. Доволен ли ты первым годом обучения, своими первыми студентами?
—Знаешь, я очень рад, что выдалось быть куратором потока в MMS. Первое время переживал: все же это трата огромного количества времени на чужих людей. Но как-то так вышло, что эти люди очень быстро стали друзьями. И я уже жду следующего учебного года. Большое удовольствие для меня наблюдать, как опыт и знания, которые я по крупицам собираю уже более 10 лет, усваиваются и меняют восприятие людей.
Павел Еремеев
Гитарист, электронщик, звукорежиссёр, основатель проектов uSSSy, Holy Palms. Обладатель уникальной электрогитары с микротоновыми ладами (по аналогии с таром и ситаром).
— На фестивале Fields ты будешь выступать как Holy Palms. В чём основное отличие Holy Palms от uSSSy и прочих твоих проектов? Какие преимущества и недостатки у one man band?
— Отличие в том, что uSSSy — это гитара+барабаны, а Holy Palms — это электронная музыка. Раньше это была гитара+электроника, сейчас это только электроника. Недостатки у one man band такие, что слишком много параметров нужно контролировать одному человеку. Поэтому я, например, упростил свой сетап и гитару не использую больше.
— И какой сейчас твой инструментарий на сцене? Расскажи в общих чертах, что будет на концерте в рамках Fields.
— Я не решил на 100%, но пока это Ableton с контроллером и парой примочек для обработки. Меня жутко напрягает наличие монитора и то, что в него надо смотреть во время игры, но лучше у меня ничего нет. Играю свои треки, тотально перемалывая их части и совмещая в новом виде.
— Как бы ты описал в нескольких словах сегодняшнее звучание своего проекта? Какие стили/исполнители вдохновляют тебя?
— Звучание такое: трайбл, глитч, электроника... Не знаю, наверное, я не умею описывать стили нормально. А вдохновляют меня Zurkas Tepla, Arca, Ion Dissonance (исключительно первый альбом), Black Dice, Lotic, AIDS Wolf, Yowie, но музыка их не особо похожа на мою.
— Кстати, почему Holy Palms?
— Holy Palms навеяно индонезийскими путешествиями, когда я жил в джунглях. Там пальмы — один из основных источников сырья. Ну и еще «святые пальмовые ветви» из христианства, тоже неплохой смысл. Вообще, это моя подруга придумала название, а я взял.
— У тебя есть ещё проект Kruzr Ken. Последний релиз «24», выпущенный в июле, взорвал мне мозг. Он звучит как оцифровка трешовых кассет и дисков начала 90-х, прокрученных на бешеной скорости. Помню, на какой-то радиостанции, кажется, «М-Радио», была игра — включали примерно такой же звук, и надо было угадать, что за песня. Расскажи поподробнее об этом и релизе, и проекте.
— Вообще Kruzr Ken — это экспериментальный проект Артема Галкина — первого гитариста из uSSSy, в котором поучаствовали многие музыканты, игравшие в связанных с Артемом группах. В том числе и я. Последние релизы — это деконструкция разных поп-треков в целях нахождения новых неожиданных сочетаний. Игра с сэмплированием. У Kruzr Ken богатая история в 24 релиза, от нойз-импровизаций на живых инструментах, дроуна на микрофонах и барабанных фидбэках до простого ютуб-миксинга нескольких песен в одну.
— Когда ждать новых альбомов и концертов уСССов?
— У uSSSy на подходе новый альбом. Все на 90 процентов готово. Насчет концертов: uSSSy выступят 24-го августа в Нальчике на фестивале Платформа, а потом на шоукейс-фестивале Moscow Music Week.
— Помимо всего прочего, ты занимаешься записью и сведением альбомов других музыкантов. Какие из последних работ тебе особо запомнились, что рекомендуешь послушать?
— Я бы нескромно отметил альбом uSSSy, который сейчас готовится к выходу, в него очень много труда вложено. Вот всем рекомендую послушать его, когда он выйдет, а пока послушать предыдущий альбом «Voyage», в который тоже было вложено огромное количество сил.
—Паша, тебя можно назвать ветераном отечественной инди-сцены. Какие тенденции ты наблюдаешь за последние 15 лет, что происходит: перерастает ли количество в качество? Помимо бешеного развития интернета, повлиявшего на индустрию в целом, в России появилось множество новых музыкальных фестивалей, различных музыкальных школ, повысилось техническое мастерство музыкантов. Наблюдаешь ли ты движение российской и западной сцены навстречу друг другу? Или русские музыканты обречены вариться в своём котле, а на Западе никому особо не нужны?
— Мне сложно ответить на вопрос про тенденции, так как я не вижу особых качественных изменений. Я слушаю местную музыку в основном по рабочим моментам, не занимаюсь никаким поиском местной новой музыки, разве что слежу за пабликами иногда.
А по поводу сближения с Западом — наверное, если ты делаешь хорошую музыку, то ты востребован в любом месте. Еще дело в везении, думаю. Понравиться ключевым людям, промоутерам — и тогда тебя будут звать, все заработает. Мы вот тоже пытались заинтересовать всех своей музыкой, но пока особых результатов не было. Зовут одни и те же люди, как правило.
— Забавно, что я задаю вопрос про Запад человеку, который увлекается музыкой Востока, но я задаю его именно тебе как раз потому, что у вас реально интересное и уникальное звучание; кроме того, вы играете инструментальную музыку, а значит, между вами и зарубежным слушателем не существует языкового барьера. Если говорить конкретно об uSSS’ах, пытались ли вы заинтересовать своей музыкой Запад и Восток? Искали ли промоутеров, лейблы?
— Пытались. После того, как я написал в фейсбуке, что мы хотим издать альбом и ищем лейбл, с нами связался Билли Гулд из Faith No More. В итоге альбом «Voyage» был издан на его лейбле koolarrow. С другой стороны, в отсутствие промоутера или букинг-агентства нам не удалось организовать тур в поддержку выхода альбома, как это нужно делать в идеале. Поэтому мы по-прежнему с нетерпением ждем помощника по букингу, и если такие найдутся, то welcome. На наших концертах отклик всегда положительный, но не хватает профессионального подхода к организации туров, который мы сами своими силами не вытягиваем никак.
Миша Мищенко
Пианист, композитор, саунд-продюсер, основатель лейбла Roomtone Records.
— Миша, 2019 год у тебя получается весьма насыщенным, и главное его событие — двойной выпуск альбомов Kokkoro и Neopolyscassa. Расскажи поподробнее о первом из них — с чего всё началось, как ты пришёл тому, чтобы использовать бинауральную запись?
— В прошлом году я ездил к друзьям в творческие мастерские в лесу, недалеко от Нижнего Новгорода. Они специально для меня привезли пианино, чтобы я поиграл для них, поставили его в лесу на сваи, потом перенесли на берег Горьковского моря. Получилось очень красиво. Я поиграл там ночью и понял, что мне хочется записать альбом колыбельных песен. Постепенно эта мысль стала обрастать различными идеями и философией. Мне захотелось записать очень тихий альбом, чтобы слышно было всё, вплоть до дыхания исполнителя. Поэтому я специально изготовил силиконовые слепки своих ушей, чтобы сделать бинауральную запись, во время прослушивания которой человек сможет почувствовать то же самое, что и я при игре.
Чтобы передать ощущение сотворения музыки, каждый трек был сделан без «катов». Я старался сделать так, чтобы всё было полностью живое, все инструменты, включая хроматическую хрустальную арфу, которую пришлось специально делать на заказ. Это достаточно редкий инструмент, «хиппарский», но мне он очень нравится звучанием, похож чем-то на металлофон, только сделан из кварца и обладает лечебным эффектом.
Вот так в течение года будущий альбом постепенно обрастал идеями, и в марте я сел за запись, так как релиз должен был быть уже в мае. Пришлось очень много работать, надо было найти еще и детский хор, который очень много где звучит в альбоме. Запись была под угрозой срыва, потому что хор, с которым была договоренность, по какой-то причине внезапно отказался петь. Пришлось срочно искать замену, но мне очень повезло — я нашел самых классных ребят в мире! Это детская труппа Камерной сцены Большого Театра России.
Альбом в итоге получился собирательный, я хотел подойти к нему максимально аутентично, потому что это чуть ли не первый бинауральный альбом в мире, когда человек полностью записывает все эти шумы. В чем-то это, можно сказать, ASMR — знаете, когда люди любят слушать, как хрустят чипсы, или когда что-то говорят шепотом, или звук, когда переворачивают страницы, все что угодно. В одном треке, например, я «дышал» аккордеоном в микрофон, этот звук ощущается, как будто дышит кто-то огромный.
Также мы сделали духи с запахом пианино — как раз того пианино, на котором я играл для записи, — для того, чтобы человек при помощи обоняния во время прослушивании альбома смог почувствовать себя на месте исполнителя, то есть меня. Запахи, как и колыбельные, — это вообще очень личная история, они всегда погружают в воспоминания о детстве.
— Расскажи про второй альбом, Neopolyscassa. Неужели вы всю эту пучину звука накрутили вдвоём с Ильёй Суслинниковым (барабанщик Cheese People, Bajinda Behind The Enemy Lines — ред.)? Он отвечал только за барабаны или за что-то ещё? Были ли ещё приглашённые музыканты?
— В декабре я съездил во Владивосток, где выступал на концертах с живыми барабанами и загорелся идеей написания альбома с подобным энергичным звучанием. Получившийся материал благодаря ударным Ильи Суслинникова получился очень эклектичным — там и джаз, и тустеп, и современная классика, и брейк-бит, и драм-н-бейс. Я даже придумал для этого альбома термин dirty classic — всё это очень шумно, дерзко, «невылизанно», но при этом имеет классические корни. По большому счёту, всё, что было создано в популярной музыке за последние 60 лет, это панк по отношению к классике.
Для обоих альбомов я записывал сэмплы виолончели в исполнении Кати Волкомуровой. Илья помогал на Neopolyscassa, в основном с барабанами, с записью баса. Всем остальным — игрой, записью и сведением — занимался я сам. Инструментов было множество — клавиши Rhodes, катушка Тесла, та же хрустальная арфа. Мастерингом занимался Саша Селезнёв из студии Go! MoNKey.
В целом этими двумя разными альбомами мне хотелось показать ту дуальность, которая присутствует в каждом человеке. Не то чтобы светлая и тёмная сторона, скорее, интроверсия и экстраверсия.
— Какой материал будет сыгран на фестивале Fields?
— Мы сыграем целиком альбом Neopolyscassa вдвоём с Ильёй Суслинниковым.
— Расскажи о своих планах — концерты, новые альбомы, музыка к театру и фильмам?
— Концерты, безусловно, будут, как раз в поддержку двух новых альбомов. На моём лейбле Roomtone Records только что вышел дебютный релиз Sisters Shmid «Look At Me Now». А я сейчас плотно работаю над музыкой к новому спектаклю «Пари над бездной» от создателей «Реверса» (постановка Андрея Кольцова и Ирины Дрожжиной, спектакль-участник «Золотой Маски» — ред.). В сентябре в Московском театре мюзикла ожидается премьера.
Vtgnike
DJ, электронщик, резидент лейбла Other People.
— Расскажи о своём новом альбоме Steals, который, как и Dubna, вышел на лейбле Николаса Жаара Other People в этом году.
— Я его вижу в стилистике минимализма через призму digital-эпохи, имея в виду и технологии приготовления, и бескрайность ресурсов, откуда можно черпать идеи и материал. Это и есть наше время. Steals — это от слова steal, то есть воровать, брать без спроса. Весь альбом — это то, что я взял без спроса, и в этом и есть вся наша digital-эпоха, свобода, которую нам предоставляет интернет.
— Под минимализмом ты имеешь в виду музыкальное направление, исследованное Райхом, Глассом и Мартыновым, или минимализм как минимум использованных средств для достижения результата?
— И то, и другое. Это и композиторское наследие ХХ века, и минимализм в процессе производственном, в использовании сэмплов. Некоторые треки на альбоме, например, сделаны полностью из одного сэмпла.
— Сейчас твои выступления происходят в самых разных точках мира. За последний год, например, видел твои анонсы в Берлине, Гааге, Базеле, Тбилиси, про тебя пишет Pitchfork, ты играл для Boiler Room. Что нужно русскому артисту, чтобы стать популярным за пределами страны?
— Чтобы выступать и быть кому-то интересным за границей, надо просто выпускать свой материал за границей. Но я бы не сказал, что я суперактивно гастролирую по Европе, нет. Я езжу туда к своим друзьям, которых я знаю благодаря интернету, выступаю вместе с этими людьми. То есть это абсолютно не коммерческие путешествия, и я не являюсь каким-то коммерчески успешным артистом.
— Что будет на твоём выступлении в рамках фестиваля Fields? Ты сыграешь материал с нового альбома или это будет DJ-сет с другой музыкой?
— Это будет танцевальный диджейский сет на тему «Африка через призму колониализма европейских технологий». Приходите, всё услышите сами!
Алексей Борисов
Композитор, саунд-артист, мульти-инструменталист, продюсер, промоутер, журналист. Участник проектов Ночной Проспект, F. R. U. I. T. S., Волга, ASTMA, Gosplan Trio, Звуки Мы, Ривущие Струны и многих других. Выступит на «фестивале внутри фестиваля» «Рихтерфест» совместно с Дмитрием Лапшиным (БРОМ) и Максимом Елизаровым (Motherfathers).
— Первый вопрос про новое трио Алексей Борисов — Дмитрий Лапшин — Максим Елизаров. Расскажите, как возникла идея этой коллаборации, каким будет её звучание, чего ожидать слушателям фестиваля?
— Дело в том, что наше трио будет выступать впервые. Мы еще не успели собраться порепетировать и ничего пока не записали. Идея такой коллаборации пришла в голову Жене Галочкину (журналист, электронщик, один из создателей лейбла ТОПОТ — ред.). Звучание можно предполагать пока только теоретически. С Максом и Димой я сотрудничал неоднократно. С Максом в составе Motherfathers некоторое время, с Димой мы играли в ряде одноразовых импровизационных проектов. Можно предполагать, что будет делать каждый из нас, но на практике может быть совсем другой результат, как это часто бывает.
— Кстати, 16 августа на фестивале Signal в Никола-Ленивце у Вас намечается ещё одна премьерная коллаборация — с Алексеем Бобровским. Там будет похожая история?
— Как раз с Алексеем мы уже репетировали несколько раз. Я хорошо представляю, что он будет играть, и заранее подбираю некоторые аудиофрагменты, но на 90% это будет импровизация с моей стороны. Скорее я продумываю даже не аудиофрагменты, а технические нюансы и свой сетап.
— На днях Вы с Сергеем Летовым озвучили фильм «Аэлита» на фестивале «120 лет научно-фантастическому кино Европы» в старейшем кинотеатре Мадрида. Расскажите чуть подробнее об этом проекте.
— Нас пригласили от имени испанской кинотеки. Кинотеатр называется Cine Dore. Они нашли копию «Аэлиты» на пленке, с испанскими субтитрами. Куратор мероприятия нашел наши имена в сети. Я в свое время делал саундтрек к этому фильму, это был проект журнала Rolling Stone и прокатной фирмы «Другое кино», 2006 год, кажется. И потом с Сергеем мы озвучивали это фильм несколько раз, вместе и по отдельности.
— То есть это был уже готовый материал, вам с Сергеем оставалось восстановить его в памяти и сыграть?
— У меня были заготовки, а у Сергея расписан план сцен. Но мы опять-таки импровизировали в большей степени... Мы обычно импровизируем под фильмы, имея при этом некий план и некоторые подготовленные фрагменты с моей стороны.
— 13 июня вышла пластинка «Курорты Кавказа» группы Ночной Проспект. Как возникла идея разархивировать и реанимировать эти записи?
— Идея выпустить «Курорты» на виниле пришла Ильдару Зайнетдинову, основателю лейбла ГОСТ ЗВУК. Альбом на самом деле уже фигурировал в сети в формате mp3. Ильдару понравился материал и он решил его издать в рамках серии «ГОСТ архив». Изначально запись хранилась на плёнке, которую мы оцифровали с Иваном Соколовским еще в 2005 году. Специально под винил материал был оцифрован в Англии и издан в формате двойного альбома.
— Ночной Проспект выступал на фестивале «Боль» в начале июля, F. R. U. I. T. S. — на фестивале «Шум и Ярость», который Вы курируете. Планируются ли ещё в ближайшее время выступления, записи? Какие в целом у Вас планы на остаток года?
— Я надеюсь, что мы еще сыграем в этом году и как F. R. U. I. T. S., и как Ночной Проспект, тем более что последние выступления обоих проектов были вполне успешными и хорошо воспринимались публикой. Также я планирую выступить в Стамбуле в ноябре на ISTANBUL Noise Fest. В ноябре же мы с Антоном Никкиля планируем финскую программу в России с участием группы Modern Feelings и кинорежиссера Мики Таанила. Также в декабре состоится очередной Contemporary Guitar Fest в культурном центре ДОМ. Помимо этого, осенью будут разные концерты с участием российских, швейцарских, норвежских музыкантов. Следите за анонсами!
Игорь Колядный / Виталий Стерн («Виды Рыб»)
Легендарный экспериментальный электронный проект, существует с 1993 года.
— Давным-давно «Виды Рыб» ушли на дно, и появление сразу ряда альбомов несколько лет назад было полной неожиданностью. Расскажите, тяжело ли было всплывать с глубины на поверхность, есть ли среди выпущенных записей новый материал и какую роль во всём этом сыграла Нина Кравиц?
— Совершенно не тяжело. Помимо переиздания старых записей, мы выпустили много нового материала — это цифровые издания «VIII» (полноценный альбом при участии Жени Фёдорова из Tequilajazzz, Вовы Синего из «Братьев по разуму» и других) и EP «cntrn_e» (с вокалом Анжелы Манукян), который можно найти на нашем Bandcamp.
На виниле вышли наши «удмуртские» треки для концептуального сборника Various — «Udm. Update: Sound», а видеоальбом «Bessonnitsa 2», созданный совместно с видеохудожником Вадимом Эпштейном, издан на флэш-карте.
Нина К. обратилась к нам с предложением переиздать на виниле наши самые первые альбомы начала-середины 90-х и использовать некоторые наши треки в своих сетах, отсюда и переиздание «Trip Trap», и наше появление на её микс-альбоме «Fabric 91». К записи и выпуску нового материала Нина К. непричастна.
— На сайте Fields заявлено, что ваше выступление на фестивале будет первым за 15 лет. Действительно ли это так и что будет сыграно на концерте?
— Да, где-то около того, 15 лет. Мы планируем выступить с диджей-сетом из всяких ретро-жемчужин, собственный материал играть на этом мероприятии не собираемся.
— Какие у вас ближайшие планы? Будут ли ещё записи, выступления, коллаборации с другими музыкантами?
— Сейчас мы продолжаем самостоятельную работу над новым материалом, что это будет — станет понятно when it’s done. Немалое количество коллабораций с другими музыкантами недавно выходили на упомянутых выше релизах. Найк Борзов, Евгений Фёдоров, Вова Синий, Юрий Орлов, Анжела Манукян, Пётр Тихонов, Олег Эмиров в той или иной степени приложили руки к тем работам. Заинтересовавшиеся легко найдут эти релизы. В дальнейшем мы также не прочь поработать с коллегами. В каких формах — будет видно.
Все участники и расписание фестиваля Fields на официальном сайте
Беседовал Павел Пересветов
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Сегодня исполнилось бы 75 лет со дня рождения Дэвида Боуи.
Сергей Минаев о британской звезде. - Умер мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян.
- Александр Градский.
Сладкоголосая птица нашей юности. - Виолончельная музыка на фестивале VIVACELLO.
XIII Международный фестиваль VIVACELLO пройдет с 9 по 20 ноября . - Назад в будущее — год 1989.
Как знаменитая поп-группа A-ha сыграла решающую роль в электромобилизации Норвегии. - Послание к человеку.
15 фильмов, которые нужно увидеть. - «Прекрасное есть жизнь!».
Искусство не самоцель, — а средство беседовать с людьми. - Spotify дореволюционной России.
Плейлист эпохи последнего императора. - Воспоминания Оксаны Афанасьевой о Владимире Высоцком.
Высоцкий ушел из жизни ровно 40 лет назад – 25 июля 1980 года. - В такт смерти.
Почему этот уход был выгоден.