Подписаться на обновления
21 апреляВоскресенье

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Николай Винник, руководитель интернет-проекта «Демагогия.ру»   понедельник, 21 февраля 2011 года, 10:50

Русский вопрос и православный ответ
Этнизация политики и архаизация права как стратегический ресурс РПЦ


// Фотобанк Лори
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





После первой волны реакции на беспорядки на Манежной площади, когда преобладали эмоциональные оценки и попытки ответить на вопрос «Кто виноват?», вторая волна характеризовалась большей осмысленностью и акцентированным поиском ответов на вопрос «Что делать?».

Публичные заявления и инициативы последних недель выявили доминирование двух тесно связанных друг с другом тенденций:

  • происходит скачкообразная этнизация политической риторики, в основном под знаменем «национального пробуждения» русского народа, но не сводимая к этой идее;
  • наблюдается резкий всплеск публичной активности Московского патриархата РПЦ, направленной на усиление идеологического и политического влияния церкви.

Вопрос «Что значит быть русским?» вопрос возник в умах политиков и журналистов после очередного обострения межнациональных отношений, то есть после митинга на Манежной площади. Началось очередное этническое размежевание. Точнее — размежевание этнических идентичностей.

После первой волны реакции на беспорядки на Манежной площади, когда преобладали эмоциональные оценки и попытки ответить на вопрос «Кто виноват?», вторая волна, связанная с проявлениями указанных тенденций, характеризовалась большей осмысленностью и акцентированным поиском ответов на вопрос «Что делать?».

Русские, вперёд?

Знаковым моментом в этнизации политической риторики стало выступление Дмитрия Медведева на встрече с руководством Федерального собрания 17 января. Президент счёл нужным подчеркнуть:

    «Мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это — основа, это — костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить. Русские вообще являются самым большим народом нашей страны. Русский язык является государственным. Русская православная церковь является крупнейшей конфессией нашей страны. Сидящие в этом зале представляют разные культуры, но значительная часть — это представители русской культуры. И нам нужно развивать самые лучшие черты русского характера именно потому, что в какой-то период лучшие черты нашего характера сделали нашу страну сильной, по сути, создали нашу страну».

Спустя несколько недель на заседании президиума Госсовета, 11 февраля, Медведев частично дезавуирует свои «русофильские» высказывания:

    «В Европе стало модно говорить о крахе политики мультикультурализма. Дескать, это не тот курс, который направлен на гармоничное развитие разных культур в одной стране, где существует ведущий этнос; это бессмысленно делать; лучше, чтобы все иные культуры развивались только в русле традиций и ценностей ведущего этноса. Я считаю, что для нашей страны это было бы весьма существенным упрощением, несмотря на колоссальную роль, которую имеет русская культура, о чём я говорил недавно».

Однако круги по воде успевают разойтись: «общество» с энтузиазмом восприняло полученный «сигнал». «В России случилась национальная революция», — пишет прежде особо не замеченный в этнонационализме колумнист «Газеты» Максим Кононенко и продолжает:

    «…Русская националистическая идея крайне популярна. Но взять и вот так вот прямо сказать: «особое внимание должно уделяться русской культуре» — это надо было решиться. Причём это решение посерьёзнее, чем решение ввести танки в Южную Осетию.

    «…Понимаете? Слова произнесены. Президент обозначил себя как русского националиста».

    «…То есть Медведев теперь мой президент, хотя я даже не понимаю — почему именно. И кроме меня таких ещё сто десять миллионов человек. У которых в минувший понедельник, 17 января 2011 года, появился свой, русский президент».

Спустя несколько дней тезисы Медведева творчески развивает публицист «Известий» Елена Ямпольская, с характерным прибавлением терминов «государствообразующая нация» и «доминирующая культура»:

    «Мы вступаем в интереснейшее время. Как обычно, несчастье помогло. Не случись в декабре «Манежки», не заговорили бы разом и повсеместно о том, что <…> в России наличествуют государствообразующая нация и доминирующая культура (обе — русские) и основная религиозная конфессия (православие)».

Правда, наблюдение о «повсеместном говорении» про «государствообразующую нацию» моментально привело её к формуле, что у преступников (и преступности) есть национальность, и к отождествлению «хороших» людей с «русскими», а «плохих» с «нерусскими» .

Проще всего сказать, что в России опять всё напутали с терминами. И далее начать разговор о межэтнических отношениях. О конфликтах между этническими (этнокультурными, этнорелигиозными) группами. Но не всё так просто. Дело не только в терминологической путанице. Никакая путаница не бывает случайной. Всему виной постимперская судьба России-СССР.

2 февраля Глеб Павловский выступил с сетованиями на то, что русский народ «политически анонимен», что «80% граждан отнесены к политически непризнанной нации», что русский народ лишён «национально устойчивой правовой оболочки» и что русские забывают о своей национальной принадлежности, отправляясь на избирательные участки.

Церковь на марше

Небывалая публичная активность официальных представителей РПЦ, развёрнутая ими в первые недели года, также была богата «русофильским» и — шире — этноцентрическим содержанием.

20 января одно из ключевых подразделений Московского патриархата опубликовало программный документ, предполагающий в случае его реализации резкое усиление этнического фактора как в политической, так и в религиозной жизни. Речь идёт о «Рекомендациях совещания представителей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и молодёжных общественных объединений», где под представителями ОВЦО разумелся руководитель отдела Всеволод Чаплин, а под представителями молодёжных объединений — лидеры ряда прокремлёвских и националистических молодёжных организаций. Документ подразумевает, что субъектами общественных отношений являются не столько граждане или их добровольные объединения, сколько этносы. Кроме того, авторы «Рекомендаций…» неявным образом отождествляют этническое и конфессиональное и, как следствие, предлагают РПЦ в качестве «одного из наиболее легитимных представителей русского народа в межрелигиозном и межнациональном диалоге». При этом особо отмечается, что русский народ должен быть представлен в этом диалоге «адекватно своей численности и роли». Предлагаются и конкретные организационные решения: создать специальную группу при Межрелигиозном совете России и рассмотреть возможность создания Совета народов России — «на основе критериев представительства, соразмерных объективному соотношению в России народов и религиозных групп».

4 февраля Архиерейский собор РПЦ принял резолюцию «Об отношении Русской православной церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», где заявил о готовности лоббировать законодательные меры, «усиливающие защиту религиозных символов, священных имён и понятий», а также гарантирующие «защиту от посягательств и издевательств в отношении убеждений, коллективно разделяемых гражданами, от оскорблений коллективных религиозных, а также национальных и расовых чувств, человеческого достоинства социальных групп».

Особый интерес вызывает инновационное в правовом отношении понятие «человеческое достоинство социальных групп». Тут невозможно не вспомнить не менее инновационную (уже в богословском отношении) концепцию РПЦ по поводу человеческого достоинства отдельного индивида. Коротко говоря, РПЦ его отрицает, хотя и замысловато это формулируя; именно на этом отрицании строится критика представителей РПЦ в адрес концепции прав человека. Концепция достоинства развёрнуто отражена в так называемой «Декларации о правах и достоинстве человека X Всемирного русского народного собора»:

    «Достоинство — это то, что приобретается». «Совершая добро, личность приобретает достоинство». «Мы признаём права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру».

Другая важная новость последних недель — предложение патриарха Кирилла запретить бесплатные аборты и ввести обязательную двухнедельную отсрочку между обращением женщины к медикам и самой процедурой. Кроме того, предполагается навязывать женщинам, желающим сделать аборт, предварительную беседу со священнослужителем. Помимо очевидного (хотя, возможно, и не для всех) наступления на права человека (конкретно женщин), у этого предложения есть и менее очевидный аспект. В общественных дискуссиях тема абортов почти всегда плавно перетекает в обсуждение демографических проблем, и наоборот. Причём подобное смешение двух разных проблем характерно не только для светской, но и для церковной риторики (можно привести примеры). Смысл этого смешения уловить несложно: права отдельного человека (тем более женщины) должны потесниться, когда речь идёт об интересах нации.

Ещё две инициативы, показывающие масштаб амбиций РПЦ, заявленных в последние недели, — это вынесенный на общественное обсуждение документ «Вечные ценности — основа российской идентичности», подготовленный под руководством всё того же Всеволода Чаплина и призванный восполнить «ценностный вакуум» российского общества, а также предложение патриарха Кирилла преподавать детям религиозные дисциплины «в течение всего времени обучения ребёнка в школе».

Вопрос «Что значит быть русским?» вопрос возник в умах политиков и журналистов после очередного обострения межнациональных отношений, то есть после митинга на Манежной площади. Началось очередное этническое размежевание. Точнее — размежевание этнических идентичностей.

Можно также упомянуть предложение Всеволода Чаплина ввести всероссийский дресс-код , правда с оговоркой, что предложение это носит отчасти случайный характер: с его помощью Чаплин пытался уйти из-под огня критики по поводу своих крайне неаккуратных высказываний в адрес жертв насилия.

Что, собственно, происходит?

Конечно, ни сама этнизация политической риторики (в том числе её «русификация»), ни идеологические и прочие амбиции церкви не являются чем-то совершенно новым. Масштабные попытки заигрывать с националистическим электоратом предпринимала даже «Единая Россия» (см. громко объявленный и тихо свёрнутый «Русский проект» ), не говоря уже об ЛДПР, КПРФ, «Родине» и др. Что до церкви, то политическое крыло РПЦ начало борьбу за отмену «отделения церкви от государства и школы от церкви» ещё во времена патриаршества Алексия II. Новое качество даёт синхронный всплеск этих тенденций и явная перспектива их конвергенции.

Впрочем, и некоторые отдельные инициативы церкви также определённо беспрецедентны. Впервые антиабортные инициативы всероссийского масштаба не сводятся к пропаганде, а прямо направлены на ухудшение правового положения граждан. Впервые от имени церкви прямо озвучен тезис о необходимости национально-пропорционального представительства, хотя и пока что только в структурах с неясным статусом. Наконец, впервые церковь прямо заявляется как полномочный представитель русского народа — раньше это косвенно подразумевалось, но не проговаривалось и не предполагалось как основание для организационных решений.

Проще всего сказать, что в России опять всё напутали с терминами. И далее начать разговор о межэтнических отношениях. О конфликтах между этническими (этнокультурными, этнорелигиозными) группами. Но не всё так просто. Дело не только в терминологической путанице. Никакая путаница не бывает случайной. Всему виной постимперская судьба России-СССР.

На первый взгляд может показаться, что готовность церкви взять на себя роль представителя русского народа «в межрелигиозном и межнациональном диалоге» обусловлена желанием получить моральные и политические дивиденды от участия в «предотвращении или разрешении межнациональных конфликтов». Можно усмотреть в заявлениях руководства РПЦ и более амбициозные устремления: в условиях, когда «социальный заказ» на русское «национальное пробуждение» радикальные этнонационалисты удовлетворить пока не сумели, а власть открыто удовлетворять в силу разных причин не может, РПЦ пытается укрепить свои позиции, предлагая себя в качестве управляемой и договороспособной альтернативы собственно политическому этнонационализму.

Однако прямыми политическими интерпретациями смысл последних инициатив руководства РПЦ не исчерпывается. Как представляется, суть их нужно искать в идеологическом измерении происходящего.

От имени, но без поручения

Прежде всего нельзя не отметить, что на наших глазах происходит этнизации православия, причём этот процесс политически выгоден руководству РПЦ. Тенденция эта не нова. Ещё в 2002 году известный правый публицист Константин Крылов описывал церковь как «мощную силу, конвертирующую всё то, что полагается «русским как этносу», в «уважение к православию», добавляя при этом:

    «Разумеется, «уважение» здесь не подразумевает никакого «распространения» православия, никакой «веры» и проч. Речь идёт о положении самой Церкви, которая является «символическим владельцем» этнически-религиозного ресурса («число русских» конвертируется в число «этнически православных»).

Кстати, в последние месяцы термин «этнически православные» использовался официальными представителями Московского патриархата минимум трижды, хотя раньше он употреблялся раз в несколько лет. Впервые термин официально появился, видимо, в письме Кирилла, тогда ещё митрополита, председателю Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, после чего концепцию «этнических православных» и «этнических мусульман» с удовольствием подхватили и мусульманские духовные лидеры, тоже обнаружив в этом ресурс для расширения своего влияния.

На первый взгляд термин «этнически православные» не только богословски абсурден, но и дискриминирует православие по сравнению с конфессиями, готовыми претендовать на надэтничный (иначе — кафолический) статус. Однако взамен руководство РПЦ получает значительный политический выигрыш — возможность говорить не просто от имени своей паствы, но и от имени всего русского народа — не исключая атеистов, баптистов, агностиков и поклонников культа Ктулху. Тем самым сразу снимается неудобный вопрос о том, сколько в стране действительно православных и по каким критериям вести их подсчёт: РПЦ будет представлять интересы всех русских, независимо от того, готовы они ей доверить такую функцию или нет и знают ли они вообще о претензиях РПЦ на представительство их интересов. Что, собственно, и было максимально откровенно озвучено в упомянутых ранее «Рекомендациях…». Одновременно делается как бы несущественным тот факт, что идентичность индивида не сводится к его конфессиональной принадлежности, особенно применительно к каждой конкретной социальной или политической ситуации.

Этноцентризм и церковная идеология: странные сближения

Ещё одно идеологическое наблюдение состоит в том, что наблюдается значительное родство между публично заявляемой церковной идеологией и этноцентризмом как аксиологическим и правовым принципом.

Этноцентризм предполагает, что этносы являются более легитимными политическими субъектами, чем отдельные лица или их добровольные объединения. Отсюда прямо проистекает принцип коллективной ответственности: этнос как единственный полноценный субъект несёт всю полноту ответственности за своих представителей (этот «инородец» не сам по себе украл/убил/изнасиловал, а как представитель своего этноса — вот с этноса и взыщем, и в целом, и с каждого отдельного представителя). А перекладывая ответственность с индивида на этнос, мы закономерно получаем приоритет прав этноса над правами индивида. Короче говоря, этноцентрической картине мира соответствует правовое сознание, в рамках которого коллективная субъектность, коллективная ответственность и коллективные права доминируют над индивидуальной субъектностью, индивидуальной ответственностью и индивидуальными правами. Более того, источником индивидуальных прав в такой системе ценностей является не признание личного достоинства индивида, а его принадлежность к группе. (Тут, видимо, и кроется объяснение того, как «идентификация русскости» приводит ранее процитированную Ямпольскую к превращению прилагательного «русский» в похвалу, а «нерусский» — в ругательство.)

Вышеозначенные принципы трудно соотнести с христианской антропологией, но на практике церковь не раз к ним обращалась для решения своих политических задач. Принцип коллективной субъектности — это та база, которая даёт возможность РПЦ представительствовать от имени «русского народа» и других «этнически православных» в «межрелигиозном и межнациональном диалоге». Приоритет коллективных прав над индивидуальными, даже не будучи зафиксирован законодательно, уже сейчас позволяет церкви привлекать государство к преследованию тех, в ком она видит угрозу своей идеологической монополии. Традиционно понятые права человека не позволили бы суду вынести обвинительный приговор устроителям «богохульных» выставок в Сахаровском центре. Особые же права оскорблённой православной общины перевесили и свободу слова, и свободу совести, и здравый смысл; закрепить достигнутый успех призвана, в частности, и архиерейская резолюция о богохульстве. «Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество», — говорится в упоминавшейся выше «Декларации о правах и достоинстве…», и церковь, как следует из того же документа, является коллективным носителем этих ценностей.

Пока что, правда, церковью не востребован наиболее кровопролитный принцип из вышеозначенной триады — принцип коллективной ответственности. И то слава богу. Зато церковные мыслители витиевато отрицают наличие у человека индивидуального достоинства и постулируют наличие коллективного достоинства у «социальных групп»...

От этнизации к самозванству

Всё вышесказанное складывается в следующую картину.

На наших глазах происходит этнизация публичной риторики. Источником этого процесса является социальный заказ на «национальное пробуждение» русских. Мировоззренческой базой «национального пробуждения» является этноцентризм и лежащие в его основе представления о приоритете коллективной субъектности, ответственности и прав над индивидуальной субъектностью, ответственностью и правами. Во многом аналогичные правовые воззрения пытается культивировать и руководство РПЦ, получая от этого политические дивиденды. До сих пор этнизация политики силами сторонников «национального пробуждения» и архаизация правового сознания силами РПЦ протекали как почти не пересекающиеся процессы. Последние заявления РПЦ свидетельствуют о её готовности поддержать этнизацию политики, причём не только в формате «национального пробуждения» русских. При этом демонстрация готовности стать политическим представителем русского народа легитимизирует одновременно и саму этнизацию, и возможные претензии других групп, претендующих на представительство от имени тех или иных этносов, конфессий и т.д. Фактически РПЦ предлагает коалицию всем, кто заинтересован в этнизации политики и архаизации правового сознания, и может при таком раскладе стать полномочным представителем тех или иных этнических и конфессиональных групп.

Вероятно, руководство РПЦ рассчитывает получить от этого значительный политический выигрыш. Вероятно, оно надеется, что его выигрыш будет значительнее, чем выигрыш других субъектов этого процесса. Вероятно, даже шансы перехвата инициативы у церкви политическими националистами оно рассматривает как не слишком серьёзные.

Но в любом случае ценой выигрышей, на которые рассчитывает церковь, станет эрозия гражданского согласия и ухудшение правового положения граждан.

P.S. Эта статья была закончена 17 февраля. А 18 февраля, выступая в передаче «Судите сами» на Первом канале, Всеволод Чаплин выдвинул идею разных правовых и политических систем для разных этнических общин — внутри единого государства. Нет, тут, пожалуй, не хватает кавычек — внутри «единого» «государства».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Пока горел Нотр-Дам, в Нижнем церковники и реставраторы добивали деревянный модерн

В России происходят не менее важные катастрофы

В Нижнем Новгороде церковники уничтожили великолепный образец деревянного модерна. Дом был на государственной охране, поэтому его снос — не просто вандализм, а преступление. Градозащитники обратились к губернатору с открытым письмом и требуют наказания виновных.

20.04.2019 15:00, Фуфаева Ирина, activatica.org


Счастливый брак

Как понять, какая модель семьи подходит вам?

Некоторые женщины, с детства видевшие постсоветский вариант традиционного брака, когда родители работают днем, вечером папа ложится на диван с газетой, а мама начинает трудиться по дому во вторую смену, ужасаются западной модели партнерских отношений.

20.04.2019 09:00, Ольга Юрковская для журнала «Сноб»


У меня нет времени?

Как выжить в условиях дефицита самого важного ресурса

Когда мне было лет восемь, у меня появилась брошюрка с огромными часами на обложке: «Распорядок дня». Там было подробно описано, как организовать свой день, — подъём в 7:00, а дальше нон-стоп ­одно дело за другим. Мне это очень нравилось, и я пыталась как можно плотнее расписать свой день, хотя сейчас ума не приложу, что за дела у меня тогда были, кроме музыкальной школы и уроков.

19.04.2019 09:00, Светлана Скарлош для «Кота Шрёдингера»


Страшные игры

Или почему в старину дети играли в похороны

Во все времена детские забавы служили подготовкой к взрослой жизни. Дети проигрывают знакомые шаблоны поведения, скопированные из окружающего мира. Примечательно, что дети из разных стран увлеченно играли в похожие игры. Например, во всем мире девочки играют в куклы, мальчики предпочитают поединки, состязания. Современные дети, в отличии от их сверстников XIX века, не играют в смерть. Так откуда произошла страшная игра в похороны?

16.04.2019 19:00, bigpicture.ru


Неактуальность идеологии

«Распад» личности и идеология вне «соблазна»? Как быть понятым верно

Мало что повторяется столь часто в разговорах околофилософской публики, чем вопрос о новой идеологии — страхи перед нею, ожидания ее и робкие надежды сформировать ее образ, что этот заказ достанется тебе.

15.04.2019 16:00, Андрей Тесля, Владас Повилайтис, gefter.ru


Мироздание в головах

Эволюция и революции представлений людей о мире

Сначала не было ничего. В том числе и человеческих голов. Когда головы с мозгами внутри появились, они стали наблюдать мир и выдвигать гипотезы относительно его устройства. За то время, пока существует цивилизация, мы существенно продвинулись в понимании: от мира — горы в окружении океана и нависшего над ним твердого неба до мультиверса невообразимых размеров. И это явно не последняя концепция.

14.04.2019 13:00, Алексей Торгашёв, kot.sh


Никаких шуток

Президентская гонка перевернула украинскую политику с ног на голову, однако прозападное направление развития страны вряд ли изменится, утверждает автор, несмотря на то, что результаты голосования в первом туре свидетельствуют о полном провале политики Порошенко. Впрочем, украинцы оказались перед довольно трудным выбором: сохранить статус-кво или идти в неизвестность.

09.04.2019 16:07, Мэтью Карнитшниг (Matthew Karnitschnig)


Ложные метафоры

В каких образах мы представляем себе счастье

Часто мы наделяем абстрактные понятия образами из реальной жизни – так проще представить себе мечту, цель, проще идти к ней. Эмоция счастья не исключение. Алексей Улановский приводит 10 метафор, которые люди ошибочно принимают за счастье.

08.04.2019 13:00, Алексей Улановский, ulanovsky.org


Вольные каменщики

Кто такие масоны и в чем их таинственность

Происхождение масонства относится к XIII веку. Оно возникло в Германии из общества камнетесов, которые преследовали не только чисто ремесленные цели, но и цели нравственного совершенствования. Эти общества постелено утрачивали церковно-ремесленный характер, и в XVI веке преобразовываются в чисто духовное учреждение.

07.04.2019 13:00, grandpaper.ru


Интимная жизнь средневековья

Подробно о сексуальной жизни несколько столетий назад

Мы публикуем перевод увлекательной статьи канадского блогера, писателя и преподавателя Дэвида Мортона о различных аспектах сексуальности в эпоху европейского Средневековья...

06.04.2019 19:00, storyfiles.blogspot.com






 

Новости

Евросоюз утвердил директиву о защите авторского права в интернете
Теперь странам ЕС предстоит в двухгодичный срок перенести положения директивы в свои законодательства.
Facebook создаст карту плотности населения земли с помощью искусственного интеллекта
Facebook выпустил карту плотности населения «почти всей» Африки, созданную с помощью искусственного интеллекта. Компания планирует отобразить на картах все население земли, говорится в блоге Facebook.
Путин одобрил выдачу генетических паспортов
Они должны обеспечить «химическую и биологическую безопасность страны».
По реновации больше не обязаны переселять в своем же районе
Поправки были внесены в постановление правительства Москвы от 8 августа 2017 г. N 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки».
Ректору МГУ Виктору Садовничеву исполнилось 80 лет
В. А. Садовничий является выдающимся ученым в области математики, механики и информатики.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.