Подписаться на обновления
8 июляСреда

usd цб 72.1719

eur цб 81.4676

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России 
Лейонис ван Хааске, knife.media   воскресенье, 29 декабря 2019 года, 19:00

Русские эльфы, русские гномы
Откуда взялись наши мифы о тайных народах и как их следует понимать


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Необъятная территория России всегда была домом для множества народов: некоторые из них сохранились и составляют сегодня пестрый этнический ландшафт страны, о других мы узнаём только из легенд. Но насколько они далеки от реальности и как относятся к ним ученые-этнографы? Что скрывает ушедшая под землю чудь, куда уплыли онкилоны и почему всё это напрямую связано с нашим освоением окружающего мира? Почитайте, как мифологические «свой» и «чужой» продолжают бороться на карте одной отдельно взятой страны — не то за обладание землей, не то за культурную память.

Белые пятна на карте

Более или менее системное освоение земель, сейчас именуемых Россией, началось достаточно поздно. К тому времени уже были вдоль и поперек исхожены Европа и северная часть Африки вместе с Ближним Востоком — многочисленные народы, о которых можно прочитать в учебниках истории, делили мир и стремились занять в нем свое место. Да и в других регионах происходили изменения. Тем не менее к условному X веку белых пятен на карте оставалось предостаточно, и одно из самых крупных начиналось где-то чуть севернее Волги.

Конечно же, эти территории не были абсолютно пустыми и необитаемыми.

Коренные жители Северной Европы — саамы и многочисленные финно-угорские народы — давно обжились здесь, и даже пришествие славянских племен не стало для них большой проблемой.

Особенно с учетом того, что последние занимались в основном земледелием, а местное население предпочитало другие способы выгодного взаимодействия с природной средой. Вот на этих-то землях и начался один из самых интригующих мифологических процессов — формирование легенд о скрытых народах.

Сам этот фольклорный мотив не то чтобы оригинален. Конечно, степень мифологизации, приписываемые этносу свойства и обстоятельства столкновения с ним могут различаться, но общая идея остается одной и той же: рядом с «нами», живущими здесь и сейчас, постоянно находится кто-то еще, хоть и очень похожий на нас, но совсем другой. Он жил на этой земле до того, как сюда пришли мы, и территория по-прежнему в некотором смысле принадлежит ему.

Просто после нашего появления «кто-то» ушел, но продолжает напоминать о себе.

Легенды об эльфах и феях практически всегда развиваются по похожему сценарию, и люди иногда даже находят экстравагантные подтверждения тому, что в них говорится. Одна из подобных историй вызвала настолько большой резонанс, что сам сэр Конан Дойл мало того что поверил в нее, но и до последнего доказывал, что сделанные двумя девочками фотографии мифического народа никакая не фальсификация, и посвятил этому целую книгу с красноречивым названием The Coming of the Fairies. Другой пример — еще более странное сказание о «зеленых детях», якобы появившихся лет восемьсот назад на поле неподалеку от одной английской деревушки — и описавших «иной» мир. Его населяют «иные» же люди, но иногда он незаметно контактирует с нашим.

Разнообразные легенды о гномах и прочих скрытых от глаз обычного человека существах тоже отлично вписываются в этот контекст.

Вот только возникает вопрос, чего больше в таких историях: вымысла или реальных исторических предпосылок? И в какой момент идея «скрытого народа» становится откровенно мифологизированной, а его представители теряют человеческие черты и перекочевывают в разряд сверхъестественных сущностей?

Ответы на эти вопросы мы найдем в России, а точнее — на севере и на Урале.

Дивьи люди и чудь белоглазая — сказка с очень долгой историей

Дивьи люди — этим сказочно звучащим словосочетанием называли две группы весьма различных существ. И если одни легенды позволяют строить догадки о реальном этносе, сгинувшем в историческом водовороте, то другие откровенно мифологизированы.

В непроходимой чащобе ближайшего леса таится нечто. Оно похоже на человека и поведением, и внешне, его жизнь напоминает деревенский быт обычного крестьянина. У него свой дом, хозяйство, обустроенная территория. Но всё это лежит за границами привычного — и потому в нем больше непонятного и зловещего. И кажется, оно настроено откровенно недружелюбно. Леший. Чаще всего в легендах он предстает именно таким. Дух-хозяин леса может быть похож на человека, но всеми силами стремится разграничить «зоны влияния». Леший не любит чужаков, равно как и тех, кто относится к его владениям без должного почтения: таких он нередко пугает и сбивает с дороги.

Где-то еще глубже обитает архетипическая «Баба-яга» — близкое существо, но намного более враждебное.

Несмотря на сказочную природу этих персонажей, их символическое значение огромно: они отлично иллюстрируют реакцию на встречу с «чужим». И не важно, идет ли речь о чём-то сверхъестественном или всего лишь о человеке, принадлежащем к другой этнической группе.

В основном легенды о дивьих людях распространены на Урале. Иногда они выходят из гор, где обитают постоянно. Их способ связи с нашим миром — пещеры, но до него им, в общем-то, нет дела: контактировать с нами они не стремятся, поскольку и так живут припеваючи. В легендах дивьи люди — носители высокой культуры, а «свет внутри гор у них не хуже солнца». Согласитесь, похоже на традиционное описание гномов? А еще у них небольшой рост и специфическая внешность — сходство налицо! И всё же есть одно обстоятельство, которое позволяет не ограничиваться исключительно мифологической трактовкой подобных сюжетов и рассматривать дивьих людей не только как сверхъестественных обитателей нашей планеты.

Волшебный народ обычно в легендах именуется «чудью» с обязательной припиской «белоглазая». Такие сказания распространены на огромной территории — от Кольского полуострова и Карелии до Ямала — и имеют ряд общих сюжетов.

Чудь уходит, но сохраняет присутствие

Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.

С пришествием каждого нового народа чудь забиралась всё глубже и глубже в леса, пока не сгинула вовсе. Ушла под землю в прямом смысле.

Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.

Причина такого ухода чуди прозаична: ее пытались крестить. Правда, и здесь возникает несколько вариаций сюжета. По одной из версий, всё население вокруг земель, на которых оставался жить непокорный народец, уже приняло христианство и стало платить дань русскому царю, а чудь до последнего копила богатство и молилась своим богам. И когда светская и духовная власть начала новое наступление на их анклав, весь народ решился на этнический суицид. Трудно отделаться от ощущения, что такие легенды представляют собой просто до крайности мифологизированные воспоминания о событиях эпохи гонений на старообрядчество.

Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.

В такой трактовке волшебная история превращается в рассказ о борьбе двух культур и сопротивлении одной из них ассимиляции.

Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.

Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.

Впрочем, если варианты с самопогребением представляют собой изложение просто трагического факта (этнос предпочел смерть новым порядкам, его больше нет), то в сказаниях об «уходе в гору» чудь становится «особым участником жизни»: ее до сих пор иногда можно встретить! Небольшого роста люди сторонятся обычного человека и сурово наказывают за попытки проникнуть на их территорию — вызывают обвалы горных пород, мелко и часто пакостят — и при этом остаются незамеченными. Конечно, в такой трактовке чудь обретает дополнительные сверхъестественные силы.

Например, уже в начале XX века была записана необычная легенда: молодой коммунист встречается с представителем «скрытого народа» и обращает внимание на ряд обычных и не очень вещей — мешок с зерном, корыто, почему-то полное крови, и гроб.

Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.

А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?

Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.

Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?

Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.

Можно легко представить себе, как это происходило: какой-нибудь крестьянин раскапывает мешающий распахивать поле курган, думая, что это просто холм, — и находит там человеческий скелет, окруженный непривычными предметами.

Конечно же, мифологическое сознание немедленно воспримет такое открытие как руководство к действию — и легенда складывается сама собой. А если развить эту идею и придать ей масштаб, то получим метафору гибели народа по вполне естественным причинам: они населяли здешние места раньше, но потом ушли в землю (просто умерли), и теперь тут живем мы. «Старые люди» уступили место нынешнему населению. Грубая, совершенно лишенная романтического флера, но логичная трактовка.

Однако у коренных жителей Ямала, почти не контактировавших с населением европейской части России, неожиданно обнаруживаются легенды о народе, который можно считать самым близким родственником чуди, — сииртя.

Соседи чуди: чем дальше в Сибирь — тем больше загадок

В ненецких легендах сииртя прибывают «из-за моря». Сначала они стремятся к изолированной жизни на некоем песчаном острове, но этот клочок земли быстро размывают штормы — и тогда пришлецы переселяются на материк. Здесь происходят их первые контакты с ненцами, но неизвестный народ по-прежнему ведет замкнутый и абсолютно другой образ жизни, да и внешность у новых соседей совершенно особая: землистый цвет кожи, светлые глаза и низкий рост. Финал напоминает историю чуди — собрав все свои богатства, сииртя уходят куда-то в землю, где теперь владеют огромными стадами мамонтов.

Но они продолжают напоминать о себе — ненцы рассказывают об эпизодических встречах с ними (которые считаются удачным знамением), полученных от бывших соседей рекомендациях, предупреждениях (вспомним историю о пророке из дивьих людей и коммунисте) и даже о помощи в борьбе с врагами и злыми силами.

Однако есть и минусы: иногда сииртя воруют улов, если неосторожно оставить его на ночь, или могут увести с собой ребенка, заигравшегося на улице, когда уже стемнело.

Как бы мы ни трактовали весь этот мифологический пласт, возникает вопрос: а кто такие сииртя? Согласно самой распространенной гипотезе — одни из прямых предков ненецкого населения. Или же перед нами своеобразная версия легенды о происхождении народа, возникшая в результате этнической рефлексии. Что, впрочем, неудивительно.

Если мы продолжим путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана, то можем услышать сказания еще об одном загадочном народе — онкилонах. Эти легенды немногочисленны и вызывают намного больше вопросов, чем дают ответов. Первые относящиеся к ним сведения были записаны в XIX веке бароном Врангелем, исследовавшим побережье Чукотки. Местные жители регулярно указывали ему на разбросанные повсюду остатки хижин и землянок, сильно отличавшихся от обычного в тех краях жилья, и демонстрировали находки, связанные, как они считали, с онкилонами.

Этот народ проделал тот же исторический путь, что и чудь или сииртя: некогда он занимал большую территорию, но по мере переселения сюда чукчей его ареал обитания сужался. И в конце концов после конфликта последний предводитель онкилонов собрал своих соплеменников и уплыл с ними куда-то за море, где находится загадочный и неизученный остров, который лишь иногда можно видеть с одного из мысов Чукотки.

На первый взгляд история довольно банальная: два народа борются за территорию в крайне сложных природных условиях, и проигравший (возможно, уступающий по численности или техническому развитию) удаляется прочь. И не важно, где находится это «прочь» — под землей или за океаном, — главное, что «не здесь». Изящная метафора исчезновения.

Рассказ чукчей, однако, так поразил Врангеля, что тот отправился на поиски мифического острова, которые, впрочем, оказались бесплодными.

Зато удалось собрать еще больше легенд, составивших отдельную ветвь русской «скрытой географии» — блок легенд о Земле Санникова. Но это уже совсем другая история.

В сказаниях о скрытых народах нет ничего исключительного. Общий для них тезис — они были здесь, но ушли — в большей степени характеризует отношение человека к своему прошлому. Мы все живем на месте тех, кто давно куда-то исчез, — разница лишь в восприятии. Сейчас мы относимся к историческому процессу как к данности: человек рождается, что-то делает, умирает — и такая последовательность повторяется невообразимое количество раз. Меняются и усложняются действия, но и это воспринимается совершенно естественно — точно так же, как стремление объявить ту или иную территорию «своей». Возможно, раньше она и принадлежала кому-то, но сейчас — полностью «наша».

Человеку так проще и удобнее осваивать окружающее пространство. «Свое» — но находящееся в тесном контакте с «чужим». Просто потому, что поблизости всё равно очень много относящегося к другой культуре или даже форме жизни. Тот же лес или океан во многом лишен постоянного человеческого присутствия и поэтому выброшен из числа освоенных территорий. Что, однако, не мешает присутствовать там кому-то еще — возможно, похожему на нас. И при этом совершенно другому.

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Карлос Сантана, Алла Пугачева и ленинградский бунт 1978 года

А был ли концерт?

Концерт звёзд мирового рока на Дворцовой площади 4 июля 1978 года внезапно отменили. Недовольная публика устроила демонстрацию, жёстко разогнанную милицией.

04.07.2020 14:00, Дмитрий Карасюк, diletant.media


Войны, семейные драмы и счастливые последствия бардака

Разбираемся в авторском праве с давних времен

Как проблема авторского права сделала монаха Колумбу легендарным святым, Шекспира — всемирно знаменитым, а Толстого убила.

30.06.2020 16:00, Андрей Громов, etika.nplus1.ru


Александр III — богатырь и юморист

Интересные истории об императоре

Александр III, пожалуй, рекордсмен среди других российских императоров по количеству известных о нём историй и анекдотов. И это вполне заслуженно.

28.06.2020 19:00, Родион Творогин, moiarussia.ru


The New York Times (США): многолетние советские исследования указывают на стратегию борьбы с коронавирусом

На шаг впереди до вакцины

Семейная пара московских вирусологов в 1950-х годах проверила одну вакцину на собственных детях. Обнаруженный ими побочный эффект дает новую надежду на защиту от коронавируса.

28.06.2020 16:00, Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer), inosmi.ru


Революция литер и печатного пресса

620 лет со дня рождения немецкого изобретателя книгопечатания Иоганна Гутенберга

В 1450 году в городе Майнц Иоганн Гутенберг получил от местного банкира Иоганна Фуста 800 гульденов (деньги по тем временам довольно большие) на создание предприятия по производству книг с помощью литер и пресса. Спустя два года и еще 800 гульденов типография начала выпускать продукцию. Печатные книги: латинские грамматики, и Библию (ту самую знаменитую Библию Гутенберга), а кроме того, — немалое количество папских индульгенций. В течение следующих десяти лет типографии появились в Страсбурге, Нюрнберге, Венеции и далее уже по всей Европе.

24.06.2020 20:00, Андрей Громов, etika.nplus1.ru


Вторжение Германии в СССР

Гитлер считал, что война на Востоке будет «детской игрой» и к Рождеству все закончится. Но 22 июня многие офицеры вермахта поняли: фюрер слишком оптимистичен.

22.06.2020 21:00, Константин Котельников, diletant.media


Немного «об этом»

Как человечество молчало и говорило о сексе

Люди занимаются сексом с незапамятных времен (иначе вы бы сейчас не читали эти строки), но насколько этот акт действительно изменился за тысячелетия и даже меньше — за несколько последних десятилетий? У нас нет никаких серьезных оснований полагать, что мы занимаемся сексом чаще наших пещерных предков, но мы, безусловно, более откровенны в вопросах его обсуждения.

21.06.2020 19:00, Анна Веселко, theoryandpractice.ru


Расстрел за порно

Разбавленный чаем коньяк и хлебные котлеты без мяса — она гребла советские рубли тысячами, заставляя сотрудников столовых обманывать каждого отдыхающего в Геленджике. Бизнес Железной Беллы процветал, пока она не стала крутить порнографию для спецклиентов. Бородкину схватили случайно, но тут же приговорили к расстрелу — шел 1983 год.

04.06.2020 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Фронтовой товарищ книга

Как книги сопровождали наших солдат во время войны

«Литература в дни войны становится истинно народным голосом героической души народа». Правда этих слов Алексея Толстого — во множестве фактов и документов Великой Отечественной.

09.05.2020 19:00, Юлия Щербинина, diletant.media


Знамя над Рейхстагом

Фото, за которое Виктора Темина едва не расстреляли

Одна из самых известных фотографий Великой Отечественной войны сделана 1 мая 1945 года — на ней запечатлено развевающееся над Рейхстагом знамя Победы. Этот снимок военный фотокорреспондент газеты «Правда» Виктор Темин сделал на свой страх и риск и оперативно доставил в редакцию, после чего фото разошлось по изданиям всего мира.

05.05.2020 19:00, bigpicture.ru






 

Новости

Ивана Сафронова отправили под арест на два месяца
Журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова отправили под арест до 6 сентября. Такое решение принял Лефортовский суд Москвы.
В Нидерландах уберут строку «пол» из удостоверений личности
Парламент Нидерландов уберет из всех удостоверений личности граждан графу «пол» — эту информацию посчитали ненужной. Новый закон вступит в силу в 2024-2025 годах.
NASA выпустит парфюм с ароматом космоса
На краудфандинговой платформе Kickstarter запустили кампанию по сбору средств на духи Eau de Space. Основываясь на воспоминаниях астронавтов, парфюмеры создали «тот самый» аромат космоса.
ЦИК: после обработки 99,9% протоколов поправки в Конституцию одобрили 77,93% избирателей

Против — 21,26%
По данным на 7:00 2 июля, ЦИК обработала более 99,9% протоколов голосования по поправкам в Конституцию РФ. За поправки проголосовали 77,93% избирателей, против высказались 21,26%.

Явка на голосование по Конституции превысила 55%
Явка на голосование по поправкам к Конституции за шесть дней превысила 55%, сообщается в Telegram-канале ЦИК России.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.