Подписаться на обновления
21 сентябряСуббота

usd цб 63.8487

eur цб 70.5975

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 18 октября 2010 года, 17:25

Роман Лейбов: «Жест мой не был случайным…»
r_l вспоминает о том, как всё в ЖЖ начиналось, и сетует на то, во что ЖЖ превратился


Роман Лейбов // ruthenia.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Как и кем начинался русский ЖЖ? ЖЖ — медиа нового типа, способ общения или творческая лаборатория? Есть ли альтернативы ЖЖ? Куда всё это движется и чем закончится?

Первый пост в LiveJournal был написан по-русски в ночь с 31 января по 1 февраля 2001 года. Сделал это доцент Тартуского университета Роман Лейбов. Именно поэтому цикл бесед, посвящённых десятилетию кириллического ЖЖ, мы открываем беседой именно с ним.

Дальше по понедельникам читайте беседы с пользователями, чьи дневники стали событием на разных стадиях общей десятилетней жизни. Или же с теми, чьи блоги кажутся мне важными, интересными. Или же с теми, чьи записки расширяют наше знание о некоторых публичных фигурах.

Почему эти беседы выходят в разделе «Культура»? Юрий Лотман, великий учёный и учитель Лейбова, определил культуру как «обмен информацией».

Так давайте же, в конце концов, обмениваться реальной информацией, а не белым шумом. Разве не для этого существуют лучшие русскоязычные ЖЖ?

— С чего начался твой «Живой журнал»? Как это было?
— Я сидел в своём тогдашнем кабинете и ловил интернет из воздуха по радиолинии.

Хит-парад фотографических ЖЖ. Дюжина плюс один лучших профессиональных фотографов, использующих «Живой журнал» как дополнительную площадку для своих выставок и экспериментов. Ай-Артян. Вишневецкая. Городецкая, Дубровская. Житенёв. Катков. Константинов. Максимишин. Мухин. Полушкин. Рубинштейн. Слюсарев. В век цифровых технологий, когда фотоаппарат есть у каждого второго, а желание поделиться своим творчеством у каждого первого, отличить профессионала от любителя не так уж и сложно. И не только благодаря известному имени и послужному списку, а по качеству и воздействию фоторабот.

Тарелка (точнее, решётка), с помощью которой я ловил этот платный воздушный интернет, была исторической — именно с её помощью когда-то ловил интернет из московского воздуха знаменитый Zhurnal.ru.

На экране у меня был Ленин. Не тот, который, по слухам, жив до сих пор и обитает в мавзолее, а тот, который культовый журнал, издававшийся легендарным Михаилом Сергеевичем Вербицким.

Я испытывал сложные и противоречивые чувства, читая разговоры завсегдатаев форума «Ленина» (или это был EOWN?).

Наконец, мне на глаза попалась ссылка, которую вне всякой связи с разговорами (обсуждалось, кажется, следует ли убить всех сразу, или сперва им нужно отрезать половину чего-нибудь) прислал сам Михаил В. Михаил писал, что вот есть такой сервис, где миллионы подростков ведут дневники. И я пошёл по ссылке.

Однако читать чужих дневников не стал, будучи ленивым. Но, будучи любопытным, завёл свой.

Мне понравилось, я втянулся и способствовал вовлечению в это сомнительное дело ещё некоторого количества своих исторических, легендарных и культовых знакомых. В чём и признаюсь. Одновременно прошу считать это признание явкой с повинной.

— Кто был из людей, кому ты скинул эту ссылку? Насколько жест этот был случайным? Ведь, кажется, успех русского ЖЖ во многом зависел от того, что первый круг вышел весьма творчески активным и интеллектуальным. И именно поэтому русскоязычный ЖЖ так сильно отличается от всех прочих?
— Точно не помню, но Носик точно входил в их число. Sapienti sat, как говорил Л.И. Брежнев по другому поводу.

Думаю, да, поэтому. Точка роста структуры очень важна, она определяет развитие в большей степени, чем позднейшие стадии. Насчёт активности и интеллектуальности не знаю, но то, что первая русская блогосоциальная сеть в начале своего развития сильно отличалась от английской половины, бесспорно.

Жест мой не был случайным: мне понравилась среда и захотелось заселить её знакомыми.

— Кто из той первой гвардии ведёт свои дневники до сих пор? А кого из ушедших из ЖЖ ты жалеешь?
— Почти все, с большей или меньшей интенсивностью. Жалею об ушедших из жизни. ЖЖ — это ерунда. Я и сам оттуда ушёл, в принципе.

— А почему ушёл, кстати?
— Если просто сказать, то слишком большое количество читателей и их реакций напрягает. Можно проделать простую операцию по секвестру — практика показывает, что количество шума уменьшается в разы. Правда, и действенность уменьшается, но я же не пастырь народов.

— Правильно ли я помню, что название «Живой журнал», ЖЖ, придумал именно ты? Как и ставшее расхожим словечко lytdybr? А что было тобой придумано ещё?
— Нет, не я. Я предпочитал «Живой дневник». А кто, надо поглядеть. С «лытдыбром» тоже не совсем так — окказионально словцо возникало на разных форумах раньше. Но я закрепил за ним жанровое значение. Говорят. Я не виноват.

— В первый год существования ЖЖ мы всё время спорили, что это — средство общения или новое медиа. Теперь, десять лет спустя, стала ли функция ЖЖ очевиднее?
— Кажется, по-прежнему и то и другое. Медийная составляющая, конечно, увеличилась. Экий великанище этот блогер — министров снимает, в тюрьму садится, жжот аццки.

— Как бы ты описал эволюцию, которую за эти десять лет прошёл русский ЖЖ?
— От тусовки локального значения к тусовке чуть менее локального значения. В принципе, все среды такого рода помирают от перенаселённости, сейчас это происходит с ЖЖ, кажется. Теперь вся сила в «Фейсбуке», как говорил «Пьер и Константин».

— А мне кажется, «Фейсбук» — такое же кратковременное дело, как и «Одноклассники». Не говоря уже о том, что ЖЖ, в отличие от ФБ, требует креатива.
— Я тоже так полагаю, хотя архитектура ФБ гораздо (наречие повторить 667 раз) более осмысленна и тонка, чем у анекдотических и злосчастных «Одноклассников».

Мне вообще не очень интересны проекты, сдвинутые «влево» по шкале «болтовня — текст». Однако с некоторым злорадным удовольствием я наблюдаю, как полюс жизни опять перемещается туда. У кого нет времени растрачивать силы на сетевые тексты (как вот я это делывал), те сейчас важнее, так выходит.

— Не место красит человека, но человек место. И ещё, оттуда же: главное наше богатство — это люди. Несмотря на все мутации и изменения дискурса, ЖЖ тем не менее позволяет вести сетевую текстуальную жизнь с максимальным комфортом. Я заметил, что френдов в ЖЖ отбираю с большим тщанием, чем в ФБ. Почему?
— Ну, это ты себя спроси! Я в ФБ ставлю некоторый эксперимент: добавляю всех. Но пока не успел познакомиться с результатами — не пользуюсь я этой штукой, просто транслирую туда всё, что пишу, то есть свой дневник и «Твиттер».

Про букву «ё» я уже говорил вроде?

— Я перестал добавлять незнакомых незнакомцев, так как сплошной спам валится. В ЖЖ можно зайти к новичку, посмотреть, что и как он пишет, а в ФБ этого сразу и не увидишь.
— Ну, опять же мне интересно всё. И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений. Но не могу не согласиться: кушать люблю, а так — нет. Да что мы всё о блогах?

— Судьба. И чтобы закончить про разные социальные сети, то для чего тебе «Твиттер»? Если ФБ я таки завёл, то «Твиттер» уже не стал. Он мне пейджер напоминает…
— Он очень прекрасен, чтобы сочинять короткие тексты в стихах. Это как хокку, только счёт не на слоги, а на знаки. Я им так и пользуюсь. Хотя иногда приходится жульничать — писать сериями.

— А зачем нужные такие разные способы самовыражения?
— Ну, они не очень разные. Все — слова.

— А ты считаешь, нужно выходить за рамки слов? Или нет?
— Ну, вообще-то хорошо бы, но я филолог, слова мне понятнее, чем визуальное/музыкальное. Но я стараюсь иногда выходить.

— Кстати, про филологию. В Тарту любят заниматься эпистолярными и прочими промежуточными жанрами. Пересекаются ли твои литературоведческие и сетевые изыскания?
— Да, довольно сильно. Отчасти в отношении жанров (стихотворения на случай), отчасти в другом проекте (литература как механизм памяти, проблема канона).

— А что происходит с литературным каноном в связи с сетевыми дискурсами?
— С каноном как с историческим пантеоном имён и текстов особенно ничего не происходит: его транслируют внешние силы — академия, школа, критика. Зато кое-что происходит с иерархией (которая может в будущем стать основой нового канона). Читательская активность становится значительнее. (Собственно, это история про премию «Имхонета» отчасти.)

Я не знаю, хорошо это или плохо, но в условиях почти полной монополии анонимных редакторов и менеджеров проектов больших издательств — скорее хорошо.

— А когда ты говоришь про литературу как про механизм памяти, имеются в виду бесконечные массивы свидетельств, в которых как бы отражается время? И блоги тут в первых рядах?
— Нет, блоги тут как раз мне нужны скорее как инструмент, отражающий то, как коллективная память справляется со старыми текстами. Какие цитаты актуальны, как они трансформируются, как запоминаются сюжеты.

— А какое это может иметь прикладное значение?
— Сугубо прикладного не может. А как предмет для исследовательской рефлексии на тему «Социодинамика речений» сойдёт. То, что неправильно называют «мемами», — распространение знаковых комплексов, занятие ими большой территории и угасание.

Например, модные словечки вроде «фофудьи» или «преведа». Всё это, кажется, должно быть интересно историку культуры, и блоги для наблюдения этого — идеальная среда.

— Как ты считаешь, каков механизм возникновения мема? Можно ли его придумать и запустить искусственным путём?
— Тут не очень понятно: обычное употребление русского термина довольно далеко от докинзовского «мима». Но в любом случае придумать и запустить можно, но приживётся он или нет, неизвестно. И, скорее всего, в процессе обкатки как-то трансформируется, если приживётся.

Хит-парад поэтических ЖЖ. Блоги, состоящие из стихов, как тело из воды, распределены по произвольным номинациям. «Позабочусь о бомже — заведу ему ЖЖ». Василевский. Воденников. Емелин. Кюне. Лесин. Лукомников. Нугатов. Павлова. Полозкова. Пуханов. Родионов. Русс. Файзов. Шульпяков. В сети Интернет обитают не только новички, пробующие свои силы в поэзии, но и маститые авторы: не побоюсь этого словосочетания — современные поэты. Все нижеперечисленные в той или иной степени подходят под это определение. Они ведут блог на livejournal.com и даже иногда отвечают на комментарии своих почитателей. Для удобства я классифицировал их журналы по номинациям.

Слушай, это довольно непредсказуемо, кроме того, иногда они возвращаются. Понять, как это работает, довольно сложно. Мы даже толком не знаем, как на самом деле на этом поле дела обстоят, а уж прогнозы делать — совсем неблагодарная штука.

Понятно, что очень сильно воздействует простой фактор повторения по разным каналам, но он в долгосрочной перспективе не работает (ну вот как всякие фразочки из рекламы 90-х, их давно уже перестали повторять, но некоторые ведь выжили, а другие — нет). В общем, тут есть поле для спекуляций и замеров.

Мне это, собственно, интересно не в связи с малыми жанрами фольклора, а в связи со стихами. Вот почему один текст из «Плясок смерти» Блока круче запоминается культурой, чем все остальные (а там, честное слово, есть очень хорошие ещё)? Интересно же.

— Возвращаясь к ЖЖ, когда ты начинал работать с ним, ты предполагал, как он разрастётся?
— Честно говоря, нет. Но я и не думал об этом. Ощущения внятно сформулировал Куб тогда же: надо было сразу изобретать ЖЖ, а не этот идиотский интернет. В общем, до сих пор, со всеми поправками на бешеный шум в системе, это понятное ощущение.

— В чём заключён такой успех именно ЖЖ (на фоне других сетей)? Почему важна именно форма личного дневника?
— Во-первых, успех случаен. Просто так сложилось. Во-вторых, успех ФБ более заметен в последнее время. В-третьих, существенна именно симбиотическая форма: дневник плюс соцсеть. Это удобно.

— Ты помнишь, как всё начиналось? Тогда казалось, что наступил какой-то ренессанс письменности; теперь же подавляющее число юзеров постят ссылки или в лучшем случае картинки и фотографии…
— В принципе, да. Хотя тексты по-прежнему всё же превалируют, кажется. В том числе литературные. Которые, разумеется, меняют и течение современной литературы.

Как? Я думаю, тут два направления. Одно довольно банально — когда просто в сюжет вводятся блоги (или мобильники, или просто телефоны). Это помогает оживить действие, но несущественно.

Другое связано скорее не с эпосом, но с лирикой: короткие лирические записи дают русской культуре прививку живой стихии верлибра.

Хорошо это или плохо, но лирика в ЖЖ представлена достаточно убедительно. Я говорю не о простой трансляции туда традиционных рифмованных и размеренных текстов, но именно о прозаическом лиризме сродни розановскому.

— А как ты относишься к поэтическим ЖЖ и к той форме взаимного опыления рифмующих, приводящего в конечном счёте к образованию какой-то особой поэтической «мафии», или же поэтической субкультуры, не имеющей никакого отношения к литпроцессу, но тем не менее претендующей на своё место в нём?
— Как историк скажу: в таких масштабах, как в Сети (ЖЖ тут, собственно, ни при чём, я бы назвал это «Стихи.ру»), этого ещё не бывало.

Сейчас достигнута максимальная связность и проницаемость, обеспечивающая этой субкультуре (в старые времена просто не находившей для самовозрастания себе почвы) статус наибольшего благоприятствования.

Выясняется, что условная поэтесса Любочка важнее условного Есенина — признанного внешней культурой и одновременно импонирующего массовым вкусам поэта. При наличии условной Ниночки у условного Есенина резко меньше шансов на получение условных лавров.

Я не очень понимаю, почему это не имеет отношения к литературному процессу. Имеет. Иерархия сдвигается, но иерархичность, заложенная в самом принципе культуры, никуда не девается.

У условной Наденьки появляются поклонники, подражатели, апологеты-толкователи, о ней пишут диссертации и курсовые, её приглашают на радио и телевидение, что там ещё бывает?

Текстам условной Леночки выпадает небывалый раньше шанс — они конкурируют всерьёз с текстами условного Есенина. По-моему, ничего страшного в этом нету. Даже интересно, что получится.

Есть другая сторона вопроса: интернет предоставляет прекрасную возможность всем любителям рулить литпроцессом. Можно конкурсы проводить, можно антологии составлять, можно премии учреждать. Тоже ничего плохого в этом нет. Старое ощущение уютного бумажного мира литературы немного меняется. Но ведь и с изобретением печати всё поменялось немного. О письменности умолчу.

В общем, это высказывание можно рассматривать как апологию Д. Кузьмина. При всём моем прискорбном равнодушии к его поэтическому направлению, пользы в его деятельности, как мне кажется, гораздо больше, чем мнимого вреда, о котором много приходилось слышать.

Ну, я вообще как бы радикал только в частных вопросах, а как об общих речь заходит, так пусть себе расцветают в огороде бузина, а в Киеве — дядька.

— Но разве такая условная Машенька не вытесняет таким образом Есенина? Ведь она его ещё помнит, усвоила, впитала. Но те, кто идут следом за такой Сашенькой, воспринимают её как норму, заслоняющую исторические горизонты. Как когда-то Асадов и поэты-эстрадники подменяли собой для ширмасс первоисточники Серебряного века, поэтов-нонконформистов и прочие поэтические дискурсы.
— И где теперь Асадов (недавно скончавшийся фронтовик-слепец, несомненно заслуживший свою сноску в будущей истории литературы)?

Так и Танечка обретёт свой заслуженный мячик в загробном мире.

Двигают литературу Маяковский, а не Безыменский; Бродский, а не

Риточка. Но многим читателям удобнее Безыменский и Тонечка. Не стоит пренебрегать их вкусами.

Вторичный продукт, при всех оговорках, имеет важное значение. Не у всех желудки приспособлены для первичного. Мёд поэзии горчит. Патока приемлемее.

— То есть тебе не жаль бесцельно прожитых для поэзии лет?
— Да не бывает так, чтобы бесцельно. Когда вот соввласть приходит и не печатает и гнобит, тогда как бы буксует? Так ведь не буксует же. А там действительно каток подразумевался. Не вижу, в общем, я в Галечке опасности для русской поэзии никакой.

— А какие опасности для поэзии ты сегодня видишь?
— Я не думаю, что они бывают. Как поэт М. писал, «существует — и ни в зуб ногой!». Если не русская будет, то какая-то другая, наследующая ей. Конечно, нам бы хотелось, чтобы русская, но снявши голову...

— Как ты относишься к тому, что ЖЖ издают на бумаге — в журналах, как это сделал Волчек, или отдельными книгами (Мальгин и много ещё кто)?
— Ты, вообще, уже понял, что я хорошо ко всему хорошему отношусь. К любому приращению информации, даже, с моей точки зрения, не очень ценной.

Пусть будет на бумаге, если есть на это читатели/издатели. Сохраннее будет. Пропадает интерактивность, так и чёрт с нею. Автор имеет полное право свои тексты издавать, наплевав на интерактивность.

Что сохраняется, я не знаю.

(Я не видел ни одной такой книги, кроме совсем специального сочинения добродетельного пользователя polumrak, который мне свою книгу когда-то подарил. Но верю в то, что они есть, и искренне желаю им приумножения.)

Да я сам какое-то избранное переводил в регистр онлайн-публикаций, кажется. Сны, типа. Давно это было...

— О, про сны. Многие блогеры любят описывать свои сновидения. К чему бы это?
— Ну а чего, сны интересно записывать: никто никогда не знает, где там правда, где ложь. И ты сам не знаешь. Мне самому нравится.

— Но ведь самое главное (атмосфера и послевкусие) хрен передашь, ускользает же, превращаясь в литературу...
— Так это и есть вызов, нет? Собственно, о жанре сна в литературе есть большая литература по-русски, но всё равно, даже зная её, играть интересно.

— Я помню, да, «Сон: семиотическое окно» Лотмана… То есть само превращение в литературу всего — это само по себе положительный процесс, я тебя правильно понимаю?
— Кроме Лотмана были статьи Успенского, Николаевой, Руднева.

Это только в конце ХХ века. Я не знаю, что такое «положительный процесс». Мне нравится читать записи снов Ремизова. Или не записи, а он всё выдумал.

— Но не каждый блогер обладает литературным талантом Ремизова…
— Да, таланты редки, как и раньше были редки.

— А как ты относишься к деятельности СУПа?
— С глубочайшим и искренним сочувствием. В том смысле, что таким хронически неталантливым и презираемым всеми людям можно только посочувствовать.

— А что они делают не так?
— Если очень коротко — всё. Если чуть пространней, в рамках той программы, на которую они были наняты, всё так. Только эта программа — типа торговли палёной водкой.

— Лучше бы было, чтобы LiveJournal оставался, как любят писать, «уютной жежешечкой», когда всё друг друга знают и все друг с другом знакомы?
— По-моему, не «всё», а «все». Иногда лучше отключать уродский спеллчекинг, просто чтобы не позориться.

Это совершенно другой вопрос. Миша Вербицкий уже давно нарастил LJR до состояния чуть более, чем полностью, превосходящего уютную жежешечку, и тем не менее этот сервис не впал в сенильный идиотизм СУПа.

— Я очень (очень!) скучаю по тем протовременам, когда мы были все вместе (хотя эта общность, как показало время, была мнимой), но мне почему-то не приходит мысли идти в LJR…
— Это уже не вопрос технической платформы. Времена переменились, и переменились не лучшим образом. Или лучшим, не знаю.

Но это об истории, о поколениях, о старении. Не о ничтожном СУПе.

— Так про поколения и старение говорить гораздо интереснее, кстати. Думаешь, раньше зеркала были добрее, а ступеньки менее крутые?
— В принципе, да. Для того поколения — да. Теперь для других поколений они более добры и пологи.

— А что будет дальше? Как ЖЖ будет развиваться, на твой взгляд?
— Раньше я уверенно говорил насчёт спецификации, теперь не буду так категоричен. Мозги из ЖЖ утекают в гораздо менее осмысленные (с моей точки зрения), но более продвинутые технически сервисы.

Вообще не уверен, что на нынешней точке технологического развития там есть перспективы. Я бы поставил на этом деле крест, пожалуй.

Единственное, на что хочется надеяться, — что в новом прекрасном мире не будет места чудовищной букве «ё»…

Вопросы задавал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Новости

«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.