Арнальд Индридасон. Тряcина. М.: Астрель, Corpus, 2010.
В Исландии создателям детективов не позавидуешь. Прошли времена Старшей Эдды, когда скандинавские боги и герои своими деяниями сотрясали целые миры. Саги канули в историю, а детектив по-исландски находится в перманентном кризисе. Авторам категорически не хватает тем, да и те, которые есть, для романов мелковаты: убийства по пьяному делу, семейный мордобой, изнасилования, дорожные происшествия, воровство в супермаркетах... Короче говоря, рутина. Где терроризм? Где заговоры с целью захвата власти? Где масштабная коррупция? Судя по роману «Трясина», в Исландии — один-единственный «грязный полицейский», да и тот, кажется, известен уже всему острову, давно изгнан с работы и, всеми презираемый, доживает свой век.
Главный герой «Трясины», полицейский Эрленд Свейнссон, не без профессионального уныния рассуждает о том, что-де «исландские убийства обычно просты, как пробка», а его младший коллега, детектив Сигурд Оли, про «типичнейшее исландское убийство» выражается ещё резче: «кровавое, бессмысленное, да ещё совершённое без малейшей попытки скрыть содеянное, запутать следы, спрятать улики». В общем, Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро — литературным персонажам из другого островного государства — здесь не нашлось бы поводов задействовать свои серые клеточки.
Однако Индридасон, без сомнения, мастер своего дела. Он умеет выкрутиться даже из безнадёжной ситуации, недаром его таланты ещё пять лет назад по достоинству оценили именно на родине Артура Конан Дойла и Агаты Кристи: писатель получил приз «Золотой кинжал» Британской ассоциации авторов криминального жанра. Уж кому-кому, а сыщику Эрленду, который присутствует в нескольких романах писателя, не стоит жаловаться на скуку. Ему-то благодаря писателю всякий раз и достаются преступления весьма необычные. Точнее, у рутинных преступлений всякий раз обнаруживается неординарный бэкграунд. Вот и в этом — первом из вышедших по-русски — романе расследование заурядной бытовухи (некто вломился в дом к одинокому старику, жахнул его по голове и убежал) оказывается делом нерядовым и уж точно выходящим за рамки обычных полицейских сводок. У убитого находятся свои скелеты в шкафу, причём едва ли не в прямом смысле этих слов...
Нельзя сказать, будто Индридасон держит читателя в непрерывном напряжении. И мотивы убийства, и сам убийца вырисовываются уже к середине романа. Даже мрачноватый финал — и тот, словно в греческой трагедии, предопределён ходом сюжета. Однако интерес к описываемому в романе не пропадает вплоть до самого конца книги. Детектив перерастает в психологическую драму. Злодеяния, совершённые несколько десятилетий назад, втягивает в орбиту последствий ни в чём неповинных людей. Мерзкий грешок, умножаясь с годами, вырастает до Греха, за который многие расплатятся жизнями. Живёшь ли ты на материке или на крошечном острове, значения не имеет. Рок не знает географии.
* * *
Критика:
Лев Данилкин («Афиша»):
«Трясина» не то чтоб классический герметичный детектив — про убийство в запертой комнате, но в общем он герметичный: потому что остров Исландия — совершенно особое, изолированное общество, и раз так, там могут быть использованы особые детективные методики.
Так или иначе, фамилию автора «Трясины» следует запомнить. Во-первых, потому что Индридасон — один из членов скандинавской детективной Большой Тройки, наравне с Манкеллем и Несбё. Во-вторых, нужен же какой-то эрзац после того, как Ларссон закончится; сами знаете, один роман всего остался. В этом смысле — и в этом тоже — Индридасон вполне приемлемый вариант».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Вальс Финё.
Питер Хёг. Дети смотрителей слонов / Пер. с датского Е. Красновой. СПб.: «Симпозиум», 2012. 416 стр. - Успокойте меня!
Книга К. Юханнисон «История меланхолии», переведённая со шведского и изданная «НЛО» - идеальный новогодний подарок для людей с богатым воображением. - Эссеистическим ключом по голове.
Долгожданная биография Ибсена станет для российского читателя сплошным разочарованием. - Скандинавская защита «Миллениума».
Телевизионное мыло оказывается рецептом самого успешного детектива последнего времени. - Враг.
4 августа 1859 года родился великий норвежский писатель Кнут Гамсун. - Благословенное дитя.
Первые главы романа, написанного дочерью Ингмара Бергмана и Лив Ульман, вышедшие в издательстве «Текст» (перевод с норвежского Анастасии Наумовой). - Девушка, которая….
В последней части трилогии «Миллениум» Стиг Ларссон пробует себя в жанре юридического триллера и завершает историю Лисбет Саландер. - Заводной сердечный апельсин.
Стимпанковая сказка Матиаса Мальзьё о механике любви и взросления в викторианскую эпоху появилась сразу и на русском, и на английских языках. - Уберите Гиммлера с денег.
Роман Вильгельма Зона «Окончательная реальность» — не столько хорошая литература, сколько захватывающий аттракцион в жанре альтернативной истории. - Вокруг света с шоуменом.
Фёдор Павлов-Андреевич приглашает читателя в весёлое путешествие с оттенком высшего смысла.