Подписаться на обновления
25 маяПятница

usd цб 61.4090

eur цб 72.0082

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Глеб Шульпяков   четверг, 26 августа 2010 года, 09:50

Рим, первый
Музей искусства XXI века MAXXI Захи Хадид. Opera di Roma в термах Каракаллы. Комплекс L’Isola dei Cinema. И мысли о Москве


Оперное представление в термах Каракаллы // operatoday.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Рим воспитывает, приподнимает, заставляет думать — современная Москва упивается пошлостью, тычет всем, что есть низкопробного. Рим молод, энергичен, неглуп, в меру ленив — Москва являет собой сосредоточие косности, тупости, недальновидности, алчности.

Несмотря на культурно-историческую перенасыщенность, Рим невероятно динамичный, меняющийся, современный город. С каждым годом повседневная жизнь Рима обогащается новыми центрами культурного притяжения, которым позавидовал бы любой настоящий — не говоря уж о Москве — мегаполис.

Особенно эти перемены заметны в августе. Большая часть горожан в этот период разъезжается по курортам, а тем, кто остался на «каникулы» дома, не остаётся ничего, кроме как наслаждаться собственным городом.

Банное пение

Одно из самых грандиозных событий периода «римских каникул» — «гастроли» Opera di Roma в термах Каракаллы. Руины античных бань, соразмерных крупному спорткомплексу (каковыми они, в сущности, и были), расположены на окраине Старого города, поэтому не всякий турист сюда добирается. Однако именно здесь весь август квартирует оперная и балетная классика.

На наших глазах складывается новая традиция описания путешествий. Сергей Костырко и Глеб Шульпяков описывают свои перемещения в пространстве как люди разных поколений; альманах «Городорог» описывает города как летучие мифы. Тем сильнее бросается в глаза, сколь разные отношения человека и пространства представляет каждая из них; и это наводит на мысли о возможном разнообразии таких модусов.

Обычно я покупаю билеты из Москвы по интернету, это легко сделать. Но можно перехватить пару мест и с рук — перед началом действия, разумеется.

Дают в термах всегда классику — я слушал здесь «Тоску» и «Кармен», «Риголетто» и «Аиду», смотрел «Ромео и Джульетту». Исполнители выступают рядовые, незнаменитые. Но если учесть, что в Италии даже грузчики поют как московские примы, уровень не покажется низким.

Общее впечатление от оперы складывается ещё и от второстепенных эффектов. Того, как трещат цикады, например, или гудит над головой самолёт. Как перед началом или в антракте переговариваются через партер римские старухи патрицианского вида. Как театрально восходит над руинами луна (или это декорация?) — и сами руины, выполняющие роль идеального фона для любой, тем более оперной драмы.

Декорации и сценография в термах, как правило, крайне традиционны, просты. Помост, ширмы на колёсах — что ещё? Возможности исторического места крайне ограниченны, плюс никакому художнику в принципе не возможно переплюнуть естественную сценографию — силуэт терм на фоне неба и само небо, которое тоже ведь меняется с каждой минутой.

Акустика в таких условиях тоже невеликая, особенно на первых рядах, поверх которых установлены усилители звука. Но. Итальянцы (а большая часть слушателей именно пожилые римляне) относятся к банной опере «комплексно».

Вечер в термах тот случай, когда можно, слушая хорошо знакомые арии, отдохнуть от дневной жары (иногда опера идёт далеко за полночь), ну и устроить пикник в антракте.

Вероятность дождя в августе невелика, хотя форс-мажор бывает; мне, например, «повезло», я даже попал в один из них. Во втором акте «Аиды» небо над банями почернело, на головы посыпались угрожающих размеров редкие тёплые капли. Через пару минут это был ливень.

Зрелище, которое представлял из себя театр, было совершенно киношное. Из первых рядов сначала пригнувшись, а потом в полный рост побежали зрители. Потом со сцены рванули исполнители, а за ними, сшибая пюпитры и стулья, полезли в дверь под сценой музыканты, спасая от воды инструменты.

Феллини, вид изнутри.

Почему ничего подобного «оперным баням» не происходит в Москве? Например, гениальные царицынские руины можно было бы использовать именно в этом, «декоративном», плане, а не варварски убивать «воссозданием». Ведь нет ничего уникальнее, бесценнее, чем руины, этого, по сути, материализованного времени. Сколько десятилетий должно пройти, чтобы власти отдельно взятого города доросли до понимания этой нехитрой истины?

Классики MAXXI-века

Весной этого года в Риме открылся музей, который музеем назвать, в общем-то, довольно сложно. Каскад площадок, лабиринт, система меняющихся пространств — так с первой попытки я бы описал знаменитый MAXXI, музей искусства XXI века (арх. Заха Хадид). Музей тоже расположен на окраине Старого города, в районе бывших казарм, и тактично, хотя и по контрасту, вписан в историческую застройку.

Попасть сюда легко на трамвае № 2, который отходит от Piazza del Popolо (там, где начинается Via Flaminia) до пересечения с Via Guido Reni, дальше две минуты пешком.

Архитектурная динамика музея построена на столкновении того, что ты видишь снаружи, и того, куда попадаешь, зайдя внутрь. То есть внешний вид мало скажет о том, что тебя ждёт с той стороны, — как форма черепа ничего не говорит о его содержании.

Но если учесть, что современное искусство занимается именно визуализацией того, что скрыто с той стороны черепа, — здание музея имеет идеальную форму, да.

Я сравнил его с лабиринтом, но в лабиринте у тебя есть выбор, повернуть направо или налево. То есть личная воля. Внутреннее пространство MAXXI расфасовано и направлено так, что личную волю посетителя парализуют уже на пороге.

Пространство музея силком тащит тебя по своим трубам и тоннелям. В этом можно усмотреть, конечно, некую долю насилия. Но ведь современное искусство часто занимается именно тем, что переносит элементарные (если не сказать примитивные) явления психического и социального характера в сферу эстетики, то есть на безопасное расстояние.

Поскольку здание музея есть объект искусства, его посещение сравнимо с попаданием внутрь картины. В сон, где на тебя набрасываются нехитрые демоны подсознания современного человека.

Так, наверное, и должно быть — если считать искусство XXI века попыткой выразить какие-то первичные мании и фобии, заваленные мусором повседневности. И в этом смысле искусство XXI века, конечно же, удивительно архаично. Тем, что пробивает дорогу к простейшему, незамысловатому.

Парадокс заключается в том, что сегодня, чтобы выразить эти самые простые эмоции и бесхитростные мысли, требуется невероятное и довольно дорогостоящее усилие, то есть хитроумная манипуляция уже не только цветом и формой, но целыми пространствами.

Дикое несоответствие затраченных усилий и результата напоминает в известном смысле процесс рождения слоном мыши. Но наблюдать за этим процессом крайне любопытно.

Больше половины объектов в музее выполнены итальянскими художниками, остальная часть — авторы самого разного, от южноазиатского до африканского, происхождения, базирующиеся кто в Лондоне, кто в Риме, кто в Нью-Йорке. Обычная для современного искусства ситуация.

Отдельную комнату занимает инсталляция Кабаковых (куда ж без них музею современного искусства?). Я мог бы описать эту штуку, но в этом нет никакого смысла — большую часть объектов в MAXXI невозможно даже адекватно сфотографировать.

В музее несколько сменных экспозиций, на текущий момент это работы турка Кутлуга Атамана и итальянца Джино Де Доминикиса. В пространстве классического наследия представлена экспозиция, посвящённая архитектору Луиджи Моретти.

Что совершенно правильно, ведь каждый музей современного искусства должен указывать, что является для него классикой, хотя бы в области архитектуры. Глядя на то, как Моретти манипулирует чистыми плоскостями и простыми геометрическими объёмами, понимаешь, преемницей кого выступала на данном объекте Заха Хадид. И кто в том числе стоял у истоков этой архитектуры (Константин Мельников и конструктивизм 20-х, конечно же).

Функция музея современного искусства, на мой взгляд, — заставить человека рефлектировать не столько над тем, что ты увидел, сколько над тем, почему то, что ты увидел, имеет именно такую форму. То есть какова реальность, породившая именно такие формы. Ну и конечно же, нашему человеку не могут не приходить на ум мысли, связанные с Москвой.

Почему в Москве до сих пор нет ничего подобного? И каков должен быть уровень умственного развития среднестатистического москвича, чтобы такой музей не стоял пустым? То есть насколько фатальна для нашего общества пропасть между Церетели и тем же Кабаковым? И преодолима ли она в принципе — в рамках того «общества», в котором мы очутились по итогам десятилетия? Если даже наследие Константина Мельникова до сих пор немузеифицировано. Забыто. Заброшено.

Остров кино

Ещё одно место, которое возникло буквально на глазах, — это комплекс L’Isola dei Cinema на островке Тиберина в самом центре Рима.

Поэт и путешественник Шульпяков считает, что 90% того, что попадается на глаза, не обладает главным признаком поэзии — обязательностью высказывания. Все эти «стихи» — из разряда «могу писать, а могу на велосипеде покататься». Из этих людей могли бы выйти приличные врачи или вагоновожатые.

Ещё совсем недавно это был тихий островок на пути от еврейского квартала в местное Замоскворечье, Трастевере, куда обычно ходишь ужинать.

И вот пару лет назад решением городских властей на острове был устроен киношный центр. Они разбили пару летних кинотеатров и десяток кафе на любой вкус, от лежачих до кальянных. И стали крутить кино, как стемнеет.

Беспроигрышное дело.

Уже на следующий год нижняя набережная Тибра была утыкана лавчонками и кафе, подтянувшимися к популярному месту. Пустая набережная превратилась в одну из самых оживлённых, но при этом неформальных, демократичных точек города. Это место для всех возрастов и «сословий», ведь кино сословных и возрастных границ, как известно, не знает.

Вход в кинозал стоит пять евро, но кино можно посмотреть совершенно бесплатно — стоя напротив на мосту или с набережной. Это вопрос вашего комфорта, готовы ли вы платить за нормальное кресло и хорошую видимость.

Перед фильмом — а это в первую очередь итальянский кинематограф, далее фестивальное кино и только потом блокбастеры — часто выступает режиссёр. В павильонах поменьше проходят мастер-классы и лекции.

Единственный недостаток для русского туриста — то, что фильмы идут на языке оригинала с итальянскими субтитрами. Но сама атмосфера — кино, шум воды, летняя ночь, огни кафе — воспринимается частью какого-то большого кинопроекта, куда ты попал в качестве статиста.

Удивительное ощущение, если вдуматься.

Нечто похожее — возвращаясь под занавес в наше, московское пространство — я ощутил на Стрелке, когда там открыли бар и площадку для концертов и лекций.

Видно было, что люди, смастерившие проект, имеют неплохой вкус и стараются быть в курсе того, что сейчас происходит в мире. Что не могло не вызывать симпатии.

За пару недель я перетаскал сюда всех друзей — оказалось, что здесь невероятно комфортно выпивать и общаться, глазеть по сторонам, следить за корабликами.

Я даже решил стать завсегдатаем, настолько понравилось мне это место, вид на реку — и, главное, не раздражали, как это бывает обычно, люди.

Каково же было моё удивление, когда я приехал сюда через месяц. Ближе к полуночи перед лестницей в бар стояла длинная очередь. Состояла она в основном из накрашенных (в такую жару!) и томящихся в ожидании выгодного досуга девушек и молодых людей, одетых с обложек недорогих глянцевых журналов.

И я понял, что с местом, которое мне так нравилось, случилось худшее: оно стало модным. Не популярным, как Остров кино в Риме или термы Каракаллы, а именно модным, то есть тем местом, куда люди едут с не прямыми, а «косвенными» целями.

Боюсь, сегодняшняя Москва — это их город.

Вообще, в разговоре о Риме Москва приходит на ум постоянно. Дело тут совершенно не в том, что когда-то наш город был объявлен Третьим Римом. А в том, насколько на фоне таких городов, как Рим, видно всё наше московское убожество — жизни, мысли. Городского быта.

Нынешний Рим воспитывает, приподнимает, заставляет думать, искать — современная Москва упивается пошлостью, тычет всем, что есть самого низкопробного.

Рим молод, энергичен, неглуп, в меру ленив — Москва являет собой сосредоточие косности, тупости, недальновидности, алчности. Один римлянин спросил меня, что ему посмотреть в Москве, — что мне было сказать ему?

Главная достопримечательность нашего городка — в том, как устраивать жизнь в городе не надо. Тут нам действительно нет равных, но это сомнительное для туриста удовольствие. И римлянин отправился в Стамбул.

Все великие города переживали длительные эпохи разрухи, крайнего падения нравов, всеобщего попрания традиционных ценностей, нашествия варваров и даже пришествие Хама.

И в этом смысле у Москвы — очень, по сути, молодого городка, — которая переживает именно эту эпоху, пришествия Хама, есть шанс на величие, конечно же.

Что касается нас, горожан, я успокаиваю себя так: поскольку ход истории значительно убыстрился и то, что длилось столетиями, сегодня сжимается до пары лет, у нас есть шанс на старости лет пожить в другой, новой Москве.

Небольшой, конечно, но есть.

Ну а пока — Рим, Рим.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00


Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

05.06.2015 14:30, Александр Чанцев


Арбат замолчал

Борьба правительства Москвы за тишину на Арбате идет давно: в 2010 году на улице запретили музыку и аудорекламу, в 2013 речь зашла уже о ярмарках и массовых мероприятиях. Сейчас ограничения касаются всех представителей уличной культуры, однако музыканты не готовы так просто сдавать позиции. Предлагаем вниманию читателей хронику местных боев неместного значения за право на существование российской уличной культуры.

02.06.2015 14:30






 

Новости

Суд по интеллектуальным правам заключил соглашение о партнерстве с IPChain
Две организации будут создавать первую интеллектуальную сеть блокчейн в России.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.