Подписаться на обновления
3 декабряСуббота

usd цб 64.1528

eur цб 68.4703

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
  вторник, 13 апреля 2010 года, 09.26

Ренэ Герра: «В душе я белогвардеец…»
Парижский собиратель о своей коллекции русского искусства, первой волне русской эмиграции и состоянии русского языка


Ренэ Герра // PhotoXPress.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Известный парижский собиратель рассказывает, почему он не отдаёт принадлежащие ему шедевры на выставки в России, а также о том, как влюбился в русскую эмиграцию.

Ренэ Герра мы, без преувеличения, обязаны сохранением наследия русской эмиграции первой волны. В марте он приезжал на открытие выставки «Париж глазами русских художников в первой половине ХХ века» в галерее «Наши художники» в Борках.

Ангелы — тайные тяготения бытия; его творящие и охраняющие силы. Не глазами ли ангелов он видит сразу всё, не их ли ушами слышит сразу все переплетающиеся голоса бытия, внешние и внутренние, как части динамичного единства?

О том, почему он не привёз на выставку картины из своей богатейшей коллекции, и был наш первый вопрос.

— После того, как в 1995 году на выставке в Третьяковской галерее у меня украли и не вернули 22 работы, я дал слово никогда больше ничего не привозить в Россию.

На открытии Михаил Ефимович Швыдкой сказал, что ищет возможность устроить такую выставку в Париже. Если это произойдёт, то, возможно, я дам несколько картин из моей коллекции.

— Чем отличается взгляд русских и французских художников на Париж?
— Углом зрения: со стороны виднее. Для многих художников того времени Париж был центром мирового искусства, многие до 1914 года жили и работали в Париже, а потом просто застряли на Западе, поскольку после Первой мировой все мосты были сожжены.

Эти художники совмещали отстранённый и пристальный взгляд на пространство, в котором волею случая они обитали. И, невзирая на своё положение отщепенцев, смотрели на него с любовью.

Чтобы заострить, напомню, что, вернись они в Россию, неизвестно, что с ними стало, и дожили бы они до преклонного возраста, как в эмиграции.

— Каковы ваши взаимоотношения с советской властью и с сегодняшней Россией?
— Я стал другом русской культуры и одновременно недругом Советской России. Ко всему русскому меня приохотили русские эмигранты, которые были вышвырнуты из родной страны.

Возможно, я единственный француз, который в те годы так близко соприкасался с этой культурой: у нас не полагалось интересоваться белой эмиграцией.

Вся наша французская интеллигенция и университетские круги до сих пор исповедуют марксистскую идеологию, чем объясняется их отрицательное отношение к сегодняшней России. Они полагают, что «сегодняшняя Россия предала идеи Маркса, Энгельса и Ленина».

Я же общался с современниками Антона Павловича Чехова, и советская идеология мне абсолютно чужда.

— Что привлекало вас в среде русских эмигрантов?
— Это совершенно другой мир, сейчас даже сложно представить, насколько он отличался от всего, что мы привыкли видеть вокруг. Мне импонировало достоинство, манера себя держать. Не все эмигранты были аристократами и генералами, но воспитание у них было отменное.

Советская власть создала нового человека, уничтожив прошлое, и кончилось всё это довольно бесславно. Говорю это не без некоторого злорадства. В душе я белогвардеец…

— А как коллеги и ваше окружение относились к вашему увлечению?
— В 1987 году Александр Сабов, корреспондент ТАСС в Париже — сами понимаете, что за фрукт ― написал, что Рене Герра хочет продолжить Гражданскую войну.

И в России, и во Франции очень любят переписывать историю. Когда я написал книгу о Борисе Зайцеве, в Сорбонне никто не хотел представлять его как русского писателя-эмигранта, пытались сделать вид, что у Бунина, Ремизова и Зайцева была судьба, сравнимая с Тургеневым или Тютчевым.

— А зачем это нужно?
— Спросите у них, не у меня. Это то же самое, как сказать, что в фашистской Германии не было концлагерей, а в Советском Союзе не было ГУЛАГа.

Так, директор франко-русского исследовательского института в Москве господин Жан Радвани, специалист в области политической географии, писал в 70-е, что ГУЛАГа не существовало.

И эти люди процветают до сих пор. Но из песни слов не выкинешь. Сейчас я готовлю довольно ехидную книгу на русском языке о русской эмиграции, о том, как эмигрантов третировали те, кто по идее должен был им помочь: французские писатели Ромен Роллан, Анри Барбюс, Андре Мальро и компания.

У Бориса Зайцева, секретарём которого я был, при жизни вышло в переводе на французский язык всего две книги, а третья вышла через 30 лет после его смерти.

Даже Бунин, получивший Нобелевскую премию, был издан в издательстве Gallimard жалкие пару-тройку раз.

— Расскажите о знакомстве с русскими.
— Я встретился с русской эмиграцией благодаря маме. Она была преподавательницей математики и директором женской гимназии. Однажды пришла пожилая русская дама и сказала: «У вас учится моя внучка, ей нужны уроки математики».

Так могла сказать только русская: понятно, что директор не даёт частных уроков.

Но мама была добрым человеком, она увидела, что перед ней пожилая женщина, едва говорящая по-французски, и согласилась дать несколько уроков девочке, естественно, бесплатно.

Это было в 1957 году, через четыре года после смерти Иосифа Виссарионовича, и для мамы Советский Союз в первую очередь ассоциировался с его именем.

Удивительное дело: Андрей Тарковский, при жизни недооценённый, гонимый, опальный, после смерти почти сразу же приобретает черты культового героя, фигуры несомненной и чуть ли не «титульной». Другой вопрос, все ли понимают, с кем имеют дело и в чём, собственно, состоит его вклад в мировое киноискусство.

Пожилая дама поблагодарила и спросила, есть ли у моей мамы дети. Опять же, такой вопрос могла задать только русская, у нас такое любопытство не принято.

Узнав, что у мамы двое сыновей, она предложила давать им уроки русского языка. У брата, который старше меня на четыре года, были другие интересы, а я согласился.

И в один прекрасный день я попал в этот особый мир. Я вошёл в тёмную, грязноватую прихожую, заставленную, как всегда у русских, кульками.

Они были простые люди: она из Киева, он с севера. Он был потрясающим краснодеревщиком, но у него была известная русская болезнь (делает характерный жест рукой) — он любил рокфор и красное вино, поэтому частенько я его видел лежащим.

Через год я познакомился с русской поэтессой Екатериной Леонидовной Таубер, по мужу Старовой. Её муж был помещиком и, кроме того, человеком искусства, а она — прекрасным прозаиком и поэтом, печаталась в «Современных записках», «Мостах», в «Возрождении».

О ней писали Бунин, Ходасевич и Ремизов. Несмотря на разницу в возрасте — ей было тогда лет 50 — она открыла мне новые горизонты, и со временем я стал её духовным сыном, издал две книги её стихов. Мы были дружны, она жила у меня в Париже, когда ей было уже за 80. Так что на юге Франции было много интересных людей.

— Ваши родные не были обижены тем, что вы больше времени проводите не с ними?
— Дельный вопрос. Уроки математики быстро закончились, а я продолжал ходить к своим друзьям. И тогда родители стали косо смотреть на то, что их сын пропадает у каких-то голодранцев.

— Как человек, блестяще владеющий русским языком, скажите, как он изменился за то время, что вы его изучаете?
— До того, как я попал сюда первый раз в 1966 году в составе делегации Сорбонны, я говорил на «мхатовском» русском языке.

Но жить-то надо со своим веком, а поскольку я лингвист, то мне хотелось говорить с использованием современного сленга и со всякими прибаутками, и я свой язык испортил.

Теперь отчасти жалею. Сейчас меня шокируют интонации, с которыми говорят на московских улицах, особенно молодые девушки. Но я не хочу быть ретроградом, язык должен развиваться.

— С чего началось коллекционирование?
— Мне не нравятся слова коллекция, коллекционер. Есть в них привкус какой-то, хотя были, конечно, и Щукин, и Морозов. Себя я считаю, без ложной скромности, собирателем Земли Русской.

Всё началась с того, что Юрий Терапиано передал мне свой архив и библиотеку. А к 70-м я был уже достаточно обеспеченным, чтобы покупать книги, картины, рукописи.

— Расскажите подробнее про ваше собрание.
— Книг у меня порядка 30 тысяч, в ней ядро русской эмигрантской литературы. У меня самое большое собрание русской эмигрантской поэзии в мире — 10 тыс. сборников, многие в нескольких экземплярах.

Значительная часть из них с дарственными надписями: Адамовича — Вейдле, Вейдле — Тарновскому, Тарновского — Вячеславу Иванову, Ходасевича — Бунину или Ремизову.

Так что я не только спасал, но и целенаправленно создавал архивы такого типа. Я-то понимал, что всё это ценно и очень скоро будет востребовано в России как часть русской культуры XX века.

Поскольку я библиофил у меня есть первые прижизненные издания Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина.

Ну, например, есть книга поэта-авангардиста Михаила Лопато, написанная от руки и вышедшая в 1920-м во Флоренции с иллюстрациями известного художника Филиппа Безансона из Одессы, Блок, раскрашенный от руки Анненковым. Таких много.

Всё это приобреталось здесь на блошиных рынках, аукционах, в частных домах.

Рукописный отдел также представлен десятками тысяч единиц хранения.

— А живопись?
— Первым художником, работу которого я приобрёл, был Бенуа. Сегодня у меня около 5000 работ, художников около 100.

Сомов, Добужинский, Чехонин (около 200 работ, больше, чем во всех советских музеях), львиная доля Анненкова; Бенуа, Арапов, Серебрякова, Борис Григорьев, Александр Яковлев, Шухаев, Гончарова, Ларионов, Лансере, Судейкин, Мария Васильева, Коровин, Колмаков, Телецкий, Малявин, работы Шаршуна, Зака, Ланского, Сержа Полякова, Андреенко Михаила Фёдоровича.

— Вы не любите Советский Союз, а что скажете про современную Россию?
— Несмотря на все неурядица и разочарования, я люблю Россию. Я ведь и сны вижу на русском языке.

Конечно, перемены, которые происходят в стране сегодня, меня не радуют. Но я считаю неуместным давать советы. Моё главное дело — заниматься русской культурой.

Беседовала Мария Шабурова




ОТПРАВИТЬ:       



 





Возвращение блудного сына

410 лет назад, 15 июля 1606 года родился Рембрандт

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

15.07.2016 20:00, Игорь Фунт


Юдит Турба: «Терпкий привкус счастья»

И ничего себе интервью! – подумала я в какой-то момент, разглядывая идиллические пейзажи в окне, превосходные виды из ее мастерской – добротные, будто рассыпанные по склону холма домики немецкой деревушки, где живет прекрасная художница, утверждающая, что готова спрятаться от мира для того, чтобы ничто не отвлекало ее от работы, в которой она только тем и занимается, что отражает этот самый так раздражающий ее мир с большой любовью и симпатией.

11.06.2016 18:00, Светлана Храмова


Легка на подъем

Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.

08.05.2016 14:23, Семен Мартынов для журнала «Вокруг света»


Допинг-контроль №7

Заключительная беседа профессора Новой Академии Дениса Егельского и нового романтика Дмитрия Мишенина

«Когда я вижу все это, то понимаю, почему гениальный художник Александр Исачев, создатель белорусской психоделии, оказался не у дел в Петербурге 70-х годов и был вынужден жить в нищете и потом вернуться на Родину непризнанным чванливыми ленинградскими хиппи. Понимаю, почему Константин Васильев, автор русской готики, считался нацистом и был немодным в среде московской арт-тусовки, которая тяготела к концептуальному арту. Оба они изображали красивых русских. Волшебных русских. Иконопись, мистика, окутанная тайными знаниями ангелоподобная нация. В общем, все, что можно назвать Made in Beautiful Russia».

17.02.2016 20:00, Дмитрий Мишенин


От Яна ван Эйка до Билла Стоунхэма

18 самых странных картин в истории мировой живописи

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

21.01.2016 02:32


Внешний взгляд на плоть

Елена Яичникова о теле в современном искусстве

Портрет — главный жанр европейского искусства, ведь антропоцентризм западной мысли находил свое воплощение в художественных практиках во все времена. При помощи 10 современных художников, активно использовавших плоть в своих исследованиях, искусствовед Елена Яичникова рассказывает о том, как сюжеты XX века изменили модальность изображаемого тела.

01.12.2015 13:00, Андрей Носков


Предстал в новом цвете

Кустодиев: когда созидательное важнее физического

Как опухоль спинного мозга, операция и жизнь в инвалидном кресле не помешали Борису Кустодиеву создать свои самые яркие и жизнерадостные картины. Такие дела

23.09.2015 19:00, Мария Микулина


Художник из ниоткуда

Карл Вальдман: неизвестный художник или фееричная иллюзия

В Германии расследуют дело о несуществующем художнике, который годами дурачит арт-мир.

11.09.2015 16:00, Влад Маслов


Хроники гражданской войны

"Окна РОСТА" — плакаты Владимира Маяковского

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».

30.07.2015 19:00, Максим Кантор


Цветы и грезы Ар Нуво

155 лет назад, 24 июля 1860 года, родился чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист Альфонс Муха

Альфонс Муха - один из наиболее очаровательных художников рубежа столетий. Его стиль - женщины и цветы. В изображении этих любимых художниками эпохи сюжетов чешский мастер достиг поразительных успехов. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, скорее Ева, нежели темная искусительница страстная Лилит, окутанные водопадом прихотливо струящихся кудрей, драпировок и цветов принесли ему славу, достаток и популярность.

24.07.2015 09:30, Виктория Макеенко






 
 

Новости

Музыкальная современность в экстракте
XX Ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдёт в Московской консерватории с 9 по 15 января 2017 года.
В Мариинском театре прозвучит «Музыка Земли» пианиста Бориса Березовского
15 сентября завершается прием заявок на участие во II Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка Земли». Сыграть и спеть музыку своего родного края на фестивале могут все профессиональные и любительские фольклорные коллективы России
19 августа стартует фестиваль короткометражек "Короче"
В Калининграде 19 августа стартует фестиваль короткометражного кино "Короче"
Третьяковская галерея открывает выставку Айвазовского
Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" открывается для широкого зрителя в Третьяковской галерее 29 июля
Новая книга о Гарри Поттере побила рекорды по предзаказам в США
Новая книга "Гарри Поттер и Проклятое дитя" побило рекорды предыдущей части "Дары Смерти" по количеству предзаказов

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.