После 42 лет освоения космического пространства, из которых 38 прошли с участием человека, становится ясно, что людям в космосе делать нечего. И даже в отдалённой перспективе эта ситуация вряд ли изменится.
Современная цивилизация уже не может обойтись без искусственных спутников Земли, обеспечивающих связь, навигацию, разведку погоды, наблюдение за земной поверхностью, — так же, как, например, без автомобилей, электростанций или водопровода.
Но вот уже смысл в существовании орбитальной станции уловить сложно. Кажется, что нынешняя МКС создана исключительно для того, чтобы обеспечить комфортную жизнь гигантской и прожорливой американской, российской и европейской космической бюрократии. Практически все без исключения задачи, решаемые на орбите космонавтами, способны выполнить автоматы, причём сделают они это на несколько порядков дешевле, чем люди.
В некоторых случаях люди даже мешают. Например, считается, что в космосе, благодаря невесомости, можно создавать сверхчистые материалы (в частности, лекарства). Эта самая сверхчистота обеспечивается благодаря почти нулевой гравитации. Однако на той же МКС делать это не очень удобно. Во-первых, станция уже достаточно велика, поэтому сама по себе становится источником дополнительной гравитации, хоть и небольшой, но заметной в контексте задачи создания сверхчистых материалов. Поэтому материалы гораздо проще создать на искусственном спутнике в соответствии с заранее заданной программой. Набор специализированных ИСЗ обойдётся гораздо дешевле, чем одна МКС, а научный результат будет тот же.
По сути, единственное, для чего нужен человек на орбите, — это проведение биологических экспериментов на самом себе. Впрочем, здесь уже накоплен гигантский материал; непонятно, что ещё нового можно узнать (по крайней мере на орбите Земли). Ещё одна сфера, где роботы в обозримом будущем заменить людей не смогут, — ремонт космических объектов. Орбитальный телескоп «Хаббл» сделал колоссальное количество открытий, работая в автоматическом режиме. Но вот ремонтировать его пришлось астронавтам.
Гораздо большие сомнения вызывают перспективы исследования планет с помощью людей. Особенно после того, как мы узнали, что из себя представляют основные объекты Солнечной системы. Зачем они нам? Там будут добываться полезные ископаемые? Какие? Во-вторых, при нынешних средствах передвижения в космосе, не очень далеко продвинувшихся с 4 октября 1957 года, когда на орбиту отправился первый спутник, разведка, обустройство месторождений, добыча этих мифических ископаемых, транспортировка добытого на Землю даже с близкой Луны будут настолько дороги, что не окупятся ни при каких обстоятельствах. Нужен колоссальный прорыв, переход к новым методам передвижения в пространстве, а также кардинальное улучшение условий обитания людей в космосе, создание роботов нового поколения, чтобы разговоры на тему ископаемых имели хоть какой-то смысл.
Тем более исключается освоение планет с целью создания там постоянных поселений, чтобы «разгрузить» Землю от слишком большого количества людей. Излишне говорить, что такие поселения должны быть обеспечены мощнейшей защитой от агрессивных условий окружающей среды, что обеспечение воздухом, водой, продовольствием представляет собой сложнейшую задачу. Кроме того, время полётов к планетам (точнее, между планетами) должно исчисляться не годами и десятилетиями, а максимум месяцами, а лучше — днями и неделями.
Допустим, лет через сто всё это станет реальностью. Но есть ведь ещё физиология и психология потенциальных поселенцев. До Луны даже при нынешнем уровне развития космической техники рукой подать, но там гравитация в шесть раз меньше земной. Человек, постоянно проживший на Луне хотя бы несколько лет, на Землю прилететь не сможет даже ненадолго, поскольку земная сила тяжести сломает ему кости. И будет он сидеть всю жизнь в комфортабельном железном ящике, зарытом под лунной поверхностью, смотреть на огромную голубую Землю на чёрном лунном небе и понимать, что ему туда не попасть никогда, хотя лететь до неё несколько часов. Многие согласятся на такую судьбу?
На Марсе сила тяжести втрое меньше нашей, поэтому с «земными марсианами» случится то же самое, только не так скоро. Хотя формально эта планета относительно удобна для создания постоянных поселений: Марс находится достаточно близко от Земли, на его поверхности комфортные (по космическим меркам) климатические условия (как зимой в Антарктиде) и ничтожное атмосферное давление (0,6% земного).
Все остальные тела Солнечной системы в качестве места обитания исключаются тем более. Кто готов жить на Венере? Гравитация там почти земная, но температура у поверхности превышает 400 градусов, давление — 90 земных атмосфер, а над поверхностью планеты имеется слой облаков, состоящих из концентрированной серной кислоты. Кто хочет построить дачу на берегу метанового озера на крупнейшем спутнике Сатурна Титане в полутора миллиардах километров от Солнца? То есть, конечно, поселения можно построить везде (кроме планет-гигантов, не имеющих твёрдой поверхности), но затраты будут буквально астрономическими (при любом уровне научно-технического прогресса), а смысла — никакого. А если некоторое количество добровольцев найдётся, то, по сути, на не очень большом расстоянии от Земли вырастут совершенно обособленные социумы, отличающиеся от человечества как психологически, так и физиологически. Перспектива тоже какая-то малоприятная.
Даже если проблема перенаселения Земли действительно станет серьёзной, любой вменяемый человек предпочтёт поселиться в Антарктиде, Гренландии или Сахаре, где хотя бы гравитация и воздух нормальные. Кроме того, тем странам, которые способны осваивать космос (США, России, Европе), перенаселение не грозит, скорее наоборот. Грозит оно тем, кто не способен освоить даже родную землю (с маленькой буквы). Мы освободим место для них и отбудем в космос?
Некоторое исключение, конечно, составляет Китай, у которого проблема перенаселения чрезвычайно остра, при этом уровень развития космонавтики относительно высокий. Впрочем, эта страна всё же предпочтёт решать проблему перенаселения более традиционными способами.
Даже строительство небольших обитаемых баз (типа полярных станций) на других телах Солнечной системы — вещь сомнительная. Строительство и жизнеобеспечение этих станций окажется сверхдорогим, а их цель также не очень ясна. Какие исследования или работы они должны будут проводить, с какими не справятся роботы (тем более речь идёт об отдалённом будущем, когда автоматы научатся делать гораздо более совершенными, чем сейчас)? Такое впечатление, что единственной функцией человека будет опять же ремонт роботов.
Но если применительно к операциям на орбите Земли это приемлемо (близко лететь, риск относительно невелик), то для работы на планетах и спутниках это, пожалуй, будет слишком большой роскошью. Причём речь идёт не только о материальных затратах, но и о том колоссальном стрессе, который будут испытывать обитатели этих станций. Любая катастрофа на станции в Арктике или Антарктиде с высокой вероятностью ведёт к гибели людей, а ведь до такой станции самолёт с Большой земли может долететь за несколько часов, а у полярников по крайней мере нет проблем с воздухом. На космической станции, находящейся в сотнях миллионов километров от Земли, катастрофа почти гарантированно означает гибель её обитателей. И вероятность такой катастрофы всегда будет на порядки выше, чем на Земле (опять же при любом уровне прогресса). Соответственно, проще и дешевле будет создать роботов-ремонтников либо просто смириться с неизбежными потерями какой-то части техники.
Необходимость исследований космоса не вызывает сомнений. Отчасти такие исследования самоценны: без стремления к познанию природы человечество деградирует (кстати, признаки такой деградации весьма заметны уже сегодня). Отчасти они двигают научно-технический прогресс на самой Земле. Возможно, для человека имеет смысл сделать символический шаг на Марс, Венеру, Энцелад, Титан. Но в систематическом плане пилотируемая космонавтика не имеет серьёзных перспектив.
Видимо, это уже поняли в США. NASA отказалось от амбициозного проекта Constellation, который был запущен в 2004 году и предполагал высадку людей на Луне в 2020 году с помощью новых космических кораблей «Орион» и ракет-носителей «Арес». Более того, официально заявлено, что в обозримом будущем никаких полётов человека к другим планетам не будет: это дело роботов.
Если взглянуть в очень далёкое будущее, то можно сказать, что межзвёздные перелёты также практически бессмысленны, поскольку они станут для человека полётами в один конец, даже если будут созданы двигатели, обеспечивающие полёт с околосветовой скоростью. Если, конечно, наука не сделает принципиально новых открытий, позволяющих перемещаться в пространстве со скоростями, превышающими скорость света. Тогда появится совершенно другой взгляд на перспективы пилотируемой космонавтики. Открытие в последние годы огромного количества экзопланет практически не оставляет сомнений в том, что у других звёзд существуют и планеты, пригодные для жизни человека (просто пока мы их не можем обнаружить из-за их малых размеров). И полёт к ним будет иметь не только научный интерес. Но не сейчас.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Крупнейшая в Европе ферма будет использовать энергию ветра и роботов.
И как это поможет климату. - Почему не надо бояться роботов?
И почему человек все равно сильнее. - Как роботы помогают справляться с загрязнением окружающей среды.
Внедрение технологий в окружающую среду с абсолютной отдачей. - Что будет, когда роботы сохранят все наши воспоминания.
- Все о цифровых людях.
Как виртуальные персонажи становятся самыми успешными блогерами. - Картинка вместо чувств.
Как эмодзи превращают нас в безэмоциональных роботов. - (Не)сбывшиеся технопророчества.
Каким видели XXI век в прошлом, что из этого сбылось, что нет, а что еще сбудется. - Некогда отдыхать.
Почему в мире становится все больше бесполезной работы? - Какие законы будут применяться к роботам.
«Конкуренция за превосходство в области искусственного интеллекта на национальном уровне — наиболее вероятная причина начала Третьей мировой войны». - Как работает первый в мире бордель с роботами.