22 февраляСреда

eur цб 61.2090

ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения

Аптекарский огород
Дарья Обухова   пятница, 28 августа 2015 года, 13.00

Ребенок на заказ
Когда ждать эпоху дизайнерских детей

За полвека исследований ДНК человечество успело продвинуться от открытия двойной спирали к полной расшифровке генома. Кажется, еще немного, и человек начнет управлять эволюцией, а генетический отбор будет похож на перелистывание страниц в каталоге — только вместо мебели можно выбирать цвет глаз, рост, способность к музыке или точным наукам будущего ребенка.

В 1953 году Френсис Крик и Джеймс Уотсон предложили структурную модель ДНК, совершив один из самых больших прорывов в науке XX века. Благодаря их открытию стало понятно, что каждая клетка человека содержит 46 хромосом, а от родителей нам в наследство достается совокупность генов, состоящая из четырех видов нуклеотидов: аденина, цитозина, тимина и гуанина. В 2000 году расшифрованный геном человека показал как последовательность нуклеотидов кодирует структуру разнообразных белков. За полвека исследований в распоряжении человечества оказался огромный каталог ген, и мгновенно появились спекуляции, что скоро станет возможным сделать ребенка на заказ, например, с голубыми глазами Райана Гослинга и математическими способностями Стивена Хокинга.

Ученые из Пекинского института геномики собирают образцы ДНК 2 000 самых умных людей со всего мира и прослеживают их геномы для идентификации аллелей, которые определяют человеческий интеллект.

Примитивная селекция стала доступной человечеству еще 20 лет назад, когда появилась технология доимплантационной генетической диагностики PGD — сканирования эмбриона на наследственные болезни. Сегодня с ее помощью Американская компания Fertility Institutes, предлагает заинтересованным парам возможность выбора пола будущего ребенка. Сначала эмбрион переживает трехдневный период, потом специалист с помощью лазера проделывает микроотверстие в его защитной мембране, флуоресцентные лучи позволяют распознать хромосомы XX и XY, которые различаются по толщине и ответственны за то, будет ли у вас мальчик или девочка. Из-за перспектив половой дискриминации подобные действия находятся под запретом, например, в Великобритании и Канаде, но доступны в США. Бизнес Fertility Institutes процветает, а компания уверяет, что в будущем в клинике можно будет выбирать цвет глаз и оттенок кожи будущего ребенка, пусть речь и идет не о создании и внедрении новых генов, а использовании тех, что есть в наличии у родителей.

В феврале 2013 году ощущение близости новой эры генной инженерии стало еще отчетливее. На сайте Edge появилась статья психолога-эволюциониста Джоффри Миллера, где он рассказал о том, как ученые из Пекинского института геномики собирают образцы ДНК 2 000 самых умных людей со всего мира и прослеживают их геномы для идентификации аллелей, определяющих человеческий интеллект. Все для того, чтобы в будущем родители смогли выбрать из эмбрионов самый умный. Процедура может обеспечить наращивание интеллектуального потенциала населения в геометрической прогрессии — у каждого последующего поколения интеллект будет повышаться на уровень от 5 до 15 пунктов IQ.

Через несколько месяцев после сенсации из Китая, поспел новый виток разработок в области селекции генов. Дэган Уэллс из Оксфордского университета разработал технологию NGS — секвенирование нового поколения, которое позволяет избежать дефективного выбора эмбриона для последующей имплантации. Предложенная учеными технология позволяет распознать эмбрионы с нужным количеством хромосом за 16 часов. Первый ребенок, созданный при помощи NGS, родился 18 мая 2013 года.

Рацион матери во время беременности влияет на наше здоровье в преклонные годы, выброс стрессового гормона кортизола на последнем триместре ношения ребенка может в будущем вызвать у него фибромиалгию, а выделение у матери в этот же период окситоцина и вазопрессина — большую общительность.

На ряду с NGS ученые развивают возможность сканирования эмбрионов на широкий спектр генетических заболеваний, вроде муковисцидоза и анемии. Также сейчас возможна трансплантация митохондриальных ДНК, передающихся от матери и составляющих 2% общего ДНК. Дефекты в них приводят к ряду болезней: диабету, слепоте и различным психиатрическим отклонениям. Новая технология позволяет вживлять в донорскую яйцеклетку со здоровой митохондрией генетический материал родителей и получить ребенка, у которого присутствует гены родной матери и экстрагены от донора митохондриальной ДНК.

Однако о «дизайнерских детях» в полном смысле этого слова говорить пока рано. Ученые пока ничего не изобретают, все крутится вокруг более грамотной селекции генов. Дети — все еще результат нормального мейоза и процесса фертилизации. Именно поэтому научное сообщество очень резко реагирует на сенсационные открытия в этой области. В Нью-Йорке в рамках дебатов на шоу Think Twice профессор медицины Шелдон Кримски заявил, что за интеллект, характер и телосложение отвечают десятки или даже сотни генов, а также эпигеномы, находящиеся под влиянием питания и окружающей среды, поэтому вряд ли исследования китайских ученых по созданию суперумных людей будут успешными. Что касается NGS, то вряд ли новая технология будет работать на отдельно взятых генах. Если верить Хансу Грили из Стэндфорда, то шансы использования NGS, как и любого метода генной инженерии, для влияния на интеллект или рост будущего ребенка пока безбожно малы.

Существует предположение, что будущий успех конструирования идеального ребенка кроется в эпигенетике — изучении закономерностей экспрессии генов или фенотипа клетки, вызванных механизмами, не затрагивающими последовательности ДНК. В 1942 Уоддингтон визуализировал влияние генов и окружающей среды на развитие живого существа. Схема называлась «эпигенетический ландшафт». Согласно ему, все довольно просто: мы — шары, геном — рельеф, а долины — теоретически возможное количество эпигеномов. Все это находится во взаимодействии. Если обратиться к влиянию эпигенетики на детей, то можно сказать, что пути развития, проложенные эпигеномом на ранней стадии, в большинстве своем гораздо устойчивее, чем позднейшие изменения. Это означает, что рацион матери во время беременности влияет на наше здоровье в преклонные годы, выброс стрессового гормона кортизола на последнем триместре ношения ребенка может в будущем вызвать у него фибромиалгию, а выделение у матери в этот же период окситоцина и вазопрессина — большую общительность.

Очевидно, что открытия в эпигенетике будут способствовать пополнению каталога изменяемых при рождении ребенка дизайнерских характеристик. В 2014 году группа ученых из США во главе с Майсснером собирается представить первые карты человеческих эпигеномов с типичными особенностями второго кода на основании исследования более чем ста типов тканей, взятых у разных людей. Но такая селекция уже больше напоминает создание экосистемы, чем сбор конструктора. Если у вас имеются все нужные составляющие, то этого еще недостаточно — взаимоотношения между ними и внешней средой играют не меньшую роль. Пока сюжеты по созданию ребенка с заданными свойствами остаются в фантастических фильмах вроде «Гаттаки», и лучше послушаться профессора Кримски, который объясняет, что если вы хотите высокого ребенка, то для начала стоит выбрать высокого партнера.

Источник: T&P

Химия наслаждения

Уровень дофамина: как вернуть себе настоящее удовольствие

Давайте представим двух людей одинакового веса и роста. У обоих в мозге 40.000 дофаминовых рецепторов (условных), но чувствительность их разная. У одного человека в чувствительность рецепторов снижена в 10 раз, а у другого – нормальная. Оба человека видят одно и тоже приятное зрелище, скажем, милого котика. Это событие вызывает выработку, скажем, одной 10.000 молекул дофамина, т.е. уровень дофамина у обоих одинаковый. Но какое восприятие этого события? В этом случае у первого человека удовлетворение на 25%, а у другого - на 2,5%.

09.10.2015 14:00, Андрей Беловешкин

Непростая комбинация

Профессор медицины о ребенке от троих родителей

Уже не за горами эпоха дизайнерских детей — родители смогут выбирать интеллект, характер и телосложение будущего малыша. А в 2016 году на свет появится первый ребенок от троих родителей — эта технология позволяет женщинам с генетическими мутациями митохондрий иметь здоровых детей. Профессор Дмитрий Балалыкин, заведующий кафедрой истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, рассказывает, как работает эта технология, когда появился первый ребенок из пробирки и каких последствий стоит ждать от вмешательства в естественный ход вещей.

31.08.2015 09:30, Дарья Варламова

Вечная жизнь

О современных способах продлить молодость

Мир не стоит на месте, однако, как и тысячи лет назад, человек озабочен проблемой старения. Стволовые клетки, теломераза, нанотехнологии, имплантанты и антиоксиданты — все это наконец должно привести нас к столь желанному бессмертию.

25.07.2015 13:00, Ренат Атаев

Про ВИЧ-диссидентов

Нет ничего более опасного для рядового сектанта, чем членство в движении СПИД-диссидентов

Так совпало, что именно в биологии и медицине сегодня наиболее высока концентрация форм научного фричества, которые без шуток опасны для общества. Newtonew о главном «полюсе зла».

15.07.2015 16:00, Ренат Атаев

Расщепление расщепления

Что известно и что неизвестно о природе шизофрении

В 1908 году Ойген Блейлер впервые ввел в медицину диагноз «шизофрения». 30 апреля этого года исполнилось 158 лет со дня его рождения. Подарок мэтру слегка запоздал – 4 мая в журнале Nature Neuroscience вышла статья, в которой группа нейрофизиологов из Университета Дьюка (США) представила экспериментальные доказательства существования универсального нейромолекулярного механизма, вызывающего три типа патологических изменений в головном мозге, которые традиционно связывают с возникновением шизофрении у людей. И хотя результаты пока получены только на мышах, а само исследование требует независимых подтверждений, тем не менее, открытие одного общего фактора, лежащего в основе целого букета неврологических симптомов, может поставить точку в одном длительном споре, длящемся уже полтора века. Споре о природе шизофрении.

04.06.2015 15:30, Даниил Кузнецов

«Нужно представлять, что на месте больного — ты сам»

Из-за витиеватости российских законов и особенностей правоприменения врачи лишний раз не рискуют выписывать больным раком обезболивающие средства. Дарья Саркисян поговорила с заведующей терапевтическим отделением Верой Парфенчик и директором фонда «Подари жизнь» Екатериной Чистяковой и выяснила, что даже в нынешних непростых условиях можно обеспечить онкологических больных необходимым им обезболивающим.

01.06.2015 12:00, Дарья Саркисян

Действие «Действия»

Прекратить сокращения в поликлиниках и вернуть 4-х часовой прием

В амбулаторном звене системы качественного оказания медпомощи Москвы сложилась катастрофическая ситуация. Нормативы времени приема одного пациента значительно меньше, чем требуют стандартные алгоритмы действий, которые должен совершить врач во время приема. Реальный поток обслуживаемых пациентов значительно больше продолжительности рабочего дня медработника, закрепленной в трудовом законодательстве. Физическое и психологическое изнурение медработников, потогонная организация труда чреваты повышением риска врачебной ошибки, угрозы жизни и здоровью пациентов.

16.04.2015 09:30

Как умирают врачи

«Никакого героизма. Я тихо уйду в ночь»

Доктор медицины из Южной Калифорнии рассказал, почему многие врачи носят кулоны с надписью «Не откачивать», чтобы им не делали непрямой массаж сердца в случае клинической смерти. А также - почему они предпочитают умирать от рака дома.

01.04.2015 18:45, Кен Мюррей

Неравный бой с болью

Невролог Алексей Алексеев о видах боли, механизме действия обезболивающих и новых классах анальгетиков

Боль является всего лишь сигналом, информирующим нас о наличии текущего или возможного повреждения тканей. В зависимости от типа и вида боли, временных характеристик болевой механизм так называемой ноцицептивной передачи несколько меняется, что меняет и фармакологические виды средств, назначаемых для терапии конкретного болевого синдрома.

05.03.2015 14:00, Алексей Алексеев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нервных болезней лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Вернуть себе весну и лето без слёз

Аллерголог Надежда Логина о сезонной аллергии и способах борьбы с ней

На пороге весна. Уже сейчас начинается замечательное время года, когда природа, наконец, просыпается от зимней спячки. Однако для многих из нас этот период омрачен обострением поллиноза - так называемой «сенной лихорадки». Проявления этого заболевания весьма схожи с симптомами острой простуды: мучительный насморк, зуд и покраснение глаз, обильное слезотечение, сухой приступообразный кашель, першение в горле, затрудненное дыхание и удушье, иногда кожные высыпания и даже отеки лица. Знакомо? О «сенной лихорадке» медицине известно уже почти два века, однако эффективное лечение для этого недуга было найдено совсем недавно, причем именно у нас, в России.

20.02.2015 14:15, Надежда Логина

Найдено более 200 новых генов, связанных с облысением
Облысение (алопеция) чаще всего встречается у мужчин. Учеными подсчитано, что примерно 80% из них сталкиваются с потерей волос в возрасте до 80 лет. В дополнение к изменениям во внешности некоторые исследования выявили негативные последствия для здоровья, ассоциированные с облысением, такие как повышенный риск развития рака простаты и сердечно-сосудистых заболеванийю
Ученые нашли способ защититься от рака мозга
Исследователи пришли к выводу, что отвар из таволги является хорошей защитой от рака головного и спинного мозга.
82% россиян генетически предрасположены к полноте
У обладателей одного из вариантов гена FTO чаще встречается повышенный ИМТ и диабет второго типа.
Фото лимонов, которое может стоить жизни: 12 признаков рака груди
Картинка с 12 лимонами, наглядно показывающих признаки рака молочной железы, стала «вирусной» после того, как ею поделилась пережившая болезнь американка. Ей подобная подсказка помогла вовремя обратиться к врачу.
Обычная операция становится смертельной
22 мая в Москве пройдет благотворительный детский бал, направленный на сбор средств для закупки лекарств от злокачественной гипертермии.

Ходячая медитация

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки