Подписаться на обновления
21 октябряПонедельник

usd цб 63.9542

eur цб 71.1299

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Антон Сазонов   вторник, 6 апреля 2010 года, 08:01

Реальность кусается
Организаторы шестого фестиваля «Кинотеатр.doc» о состоянии документального кино


// www.kinoteatrdoc.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Что происходит с документальным кино? Почему фестиваль сменил формат? Как с документалистикой обстоит дело за границей? Михаил Синев, Алёна Солнцева, Алексей Лайфуров и Виктор Федосеев рассказывают об особенностях нынешнего «Кинотеатр.doc».

«Кинотеатр.doc» уже несколько лет главная смотровая площадка в стране, где можно моментально выяснить, как обстоят дела с отечественным документальным кино.

«Новая драма» началась в 2002 году по инициативе тогдашнего директора «Золотой маски» Эдуарда Боякова и создателей Театра.doc Елены Греминой и Михаила Угарова. В 2009 году, не придя к согласию, они же его и закрыли. Почему один из самых спорных и интересных театральных фестивалей прекратил свое существование на взлете? Об этом «Частному корреспонденту» рассказали Михаил Угаров и Эдуард Бояков.

В этом году фестиваль кино проходит в шестой раз. Главное нововведение — организаторы фестиваля резко изменили формат.

Теперь конкурсная часть стала международной, новые работы российских режиссёров показали в рамках специальной информационной программы, фактически факультативной.

«Часкор» за время фестиваля поговорил с его отборщиками и организаторами и выяснил, что каждый из собеседников видит ситуацию с документальным кино в России по-разному и имеет своё особое отношение к фестивалю «Кинотеатр.doc» вообще и «Кинотеатру.doc 2010» в частности.

― Вы стояли у истоков фестиваля; за шесть лет его существования, наверняка, не пропустили ни одного фильма. Расскажите, как формировался фестиваль? Какая картина была с документальным кино шесть лет назад, а какая сейчас?

Михаил Синев, основатель фестиваля, продюсер документальных фильмов:
В самом начале мы собирали какие-то крохи, которые были сняты за пять лет до старта фестиваля, чтобы набрать программу на полноценный фестиваль.

Затем процесс пошёл быстрее: появилась школа Разбежкиной, что-то продюсировал я сам. Постепенно фильмов стало гораздо больше.

Другое дело — всегда хромало их качество. В целом, так складывается, что документальное кино делают в основном студенты в рамках учебного процесса, потому что жить за счёт съёмок документального кино практически невозможно. Поэтому их возможности сильно ограничены.

Все, кто снимают, например Виктор Косаковский или Сергей Дворцевой, имеют зарубежную поддержку своих фильмов, только так и выживают.

Но все в конечном итоге стремятся уйти в игровое, потому что не выжить. Документальное кино у нас — фактически хобби. Если старшее поколение ещё держится, то молодые подрабатывают кто как может на стороне.

В последний год в связи с историей с государственным финансированием ситуация ещё более ухудшилась — кино ведь у нас только за счёт этого и существовало.

Коммерческой составляющей в нашем документальном кино нет, телевидение фильмы не покупает. Если и покупает, то за бесценок. Соответственно в этом году всё было очень и очень плохо, резко снизилось количество и качество снимаемых фильмов.

С другой стороны, повод для оптимизма есть. Разбежкина скоро выпустит свой очередной курс. И к нам часто приходят самоучки и приносят свои работы, порой очень талантливые.

Алёна Солнцева, постоянный отборщик фестиваля, критик:
Если сравнивать тогда и сейчас, мне кажется, ситуация заметно ухудшилась. Многие старшие ушли из профессии, всё очень портит телевидение — там за маленькие деньги требуют быстро кроить поверхностное иллюстративное кино, это развращает. К тому же в обществе первое любопытство к документальному кино прошло, а стабильного интереса так и не появилось.

Документальному кино в России вредят три вещи: учебные заведения, где учат плохо, не современно и не тому; отсутствие интеллектуальной среды (во всём: в кино, в театре, в гуманитарных науках, в литературе, везде, где плохо организованный рынок заставляет работать дёшево и грубо); отсутствие государственной разумной программы поддержки.

― Смена формата фестиваля — неизбежный шаг?

Алексей Лайфуров, отборщик иностранной программы, сценарист:
Конечно, это был неизбежный шаг. Как показал минувший год, в российской документалистике интересных событий становится всё меньше, в то время как в других кинематографиях продолжается стремительное развитие.

Я работал над международной программой в течение последних 12 месяцев, и когда мы сопоставили результаты с национальным отбором, мы пришли к выводу, что это будет единственно верным решением.

Алёна Солнцева:
Понятно, что поток долго не может течь с одинаковым напором, постепенно он слабеет, накопление-то идёт долго, а растаскиваем мы быстро.

К тому же основное уже сделано, имена открыты, теперь нужно им зреть… Фестиваль должен меняться, другое дело, что он вообще не обязан существовать вечно.

Михаил Синев:
Может быть, и неизбежный. Если бы документальное кино росло год от года всё больше и больше или хотя бы было на хорошем качественном уровне с нормальным количеством фильмов, тогда, возможно, он бы и оставался в формате российского кино.

Но чтобы не стоять на месте и не вариться в собственном соку, чтобы понимать, что происходит в мире в направлении, которое нас интересует, решено было сделать его международным. Очень интересно, что будет дальше.

Информации стало много, и человек совсем обленился. Люди очень плохо ходят на показы. Пишут о фестивале много, обсуждают много, но происходит всё это в пространстве виртуальном, несколько чуждом сути фестиваля.

― Есть принципиальное отличие нашего документального кино от зарубежного?

Алексей Лайфуров:
Мне кажется, принципиальное различие в том, что российская документалистика не может преодолеть массу внутренних барьеров, в то время как зарубежные режиссёры с лёгкостью переходят любые границы. Это можно заметить даже по нашей программе. Наиболее личные фильмы: «Покаяние» про американских солдат, дезертировавших из армии после участия в иракской кампании был снят немецкой девушкой; «Книга Мири», где режиссёр из Дании поведала очень грустную историю корейской блогерши из провинциального шведского городка; американка перенесла на экран невероятно живую картину о Свазиленд, разъеденном СПИДом в «Сегодня ястреб заберёт одного цыплёнка». И таких примеров множество.

Михаил Синев:
Зарубежного кино гораздо больше, оно зачастую качественнее и драматургически лучше выстроено. У них лучше образование. Во всех наших основных учебных государственных заведениях кисло, на мой взгляд.

На Западе документальное кино, что самое важное, поддерживается финансово и хорошо закупается телевидением, которое, в отличие от нашего телевидения, не боится экспериментировать и открывать что-то новое.

Алёна Солнцева:
Там школа лучше. Формальные вещи, технические они делают более профессионально. Западные документалисты не чужды социальности и политики, они не считают, что сделать всё равно ничего нельзя, у них есть социальный азарт.

Они в принципе больше интересуются другими людьми. А степень таланта и самобытности — тут всё от бога.

― Кто представляет основную аудиторию документального кино? Она менялась с годами?

Михаил Синев:
Аудитория особенно никак не меняется. Это та же достаточно смешанная аудитория: студенты, работающие люди. Много молодых и совсем небольшое количество людей взрослых. Это в основном не кинематографическая молодёжь, а, так скажем, интеллектуальная.

Виктор Федосеев, идеолог фестиваля, основатель «Большого фестиваля мультфильмов»:
Самый верный ответ на этот вопрос ― аудитория журнала «Афиша». Она очень характерно отражает молодую прослойку москвичей, которым интересно современное искусство и какое-то новое неформатное кино.

На первых фестивалях было пытливое отношение со стороны критиков, которые с некой опаской и интересом ходили на фестиваль. Их интересовало новое явление — новая формулировка киноязыка, которым оперировал «Кинотеатр.doc».

Интересующихся кинопрофессионалов, может быть, стало меньше, но за это время бренд «Кинотеатр.doc» стал более узнаваемым и аудитория расширилась.

Была ориентированной на людей, имеющих отношению к кино, а стала более демократичной. Стартом для фестиваля стала площадка Театр.doc и те люди, которые знали о театральном проекте и как-то были связаны с ним — они и составили основной пул кинофестиваля.

Потом фестиваль зажил своей жизнью, появились новые площадки («Художественный», «Ролан», в этом году — «Пионер»), но «Театр.doc» традиционно оставался площадкой русского кино и играл ключевую роль на фестивале.

Очень много студентов киновузов, хотя с каждым годом аудитория меняется. Культурные потоки постоянно меняются: что интересно в этом году, не было интересно в прошлом, что будет интересно в следующем — никому неизвестно.

Как и с миром моды, существует мода на культурные события. Например, сегодня важен contemporary dance, а завтра все интересуются исключительно футболом.

― Как вы считаете, это именно «Кинотеатр.doc» сформировал новую русскую волну?

Михаил Синев:
Мы все друг с другом знакомы и нам всем интересно примерно одно и то же. Каким-то образом случилось, что кроме этих режиссёров, имеющих отношение к фестивалю «Кинотеатр.doc», никого другого больше и нет, снимающего полнометражные художественные фильмы о нашей действительности.

Отсюда и возникает ощущение, что «Кинотеатр.doc» что-то сформировал. Само собой, мы поучаствовали в судьбе ряда людей: Хомерики, Бакур Бакурадзе, Лера Германика, Волошин.

Вообще нет такого понятия — снимать под «Кинотеатр.doc». Его не существует. Скорее мы обращали внимание на их работу.

Нам было интересно такого рода направление, близкое к жизни и окружающей реальности: игровые фильмы, похожие на документальные, документальные фильмы, похожие на игровые.

Ребята, которые были нам интересны, с которыми мы общались и делали отдельные показы и презентации их фильмов на фестивале; казалось, кроме них никого и нет.

Сейчас как раз основная проблема отечественного кино ― новых имён по-прежнему не появилось.

Алёна Солнцева:
Фестиваль потому и возник, что появились некие фильмы, которые никто тогда не видел, но которые были иными, не похожими на привычные, и нам захотелось их показать.

Что бы там ни говорили, а количество и качество спектаклей на основе новой драматургии растёт. Авторы, некогда известные только по читкам на спецфестах, теперь поставлены. Да, процесс идёт медленно. И множество превосходных пьес пока не востребовано. По разным причинам. Но движение очевидно.

Для меня, например, первым таким фильмом стал «Трансформатор» Павла Костомарова и Антуана Катина. Потом их же «Мирная жизнь». А уж увидев эти картины, ими восхитившись, я узнала, что есть целая команда — Александр Расторгуев, Андрей Зайцев, Игорь Волошин, Николай Хомерики, которые снимают и документальное, и короткометражное кино…

В общем, они-то знали друг друга, а вот окружающие про них знали очень мало. Первые годы фестиваль открывал имена пачками, это было именно движение: такое, как в паводок, с сильным напором.

Однажды появилась Валерия Гай Германика, совсем юная ещё. Её фильм «Девочки» всем очень понравился, потом один наш друг и хороший кинокритик — Алексей Медведев, сейчас он программный директор фестиваля «2-in-1», ― предложил его знакомым с Каннского фестиваля, фильм показали.

Возникли откуда-то Алёна Полунина, Наталья Мещанинова, да много кто.

Ученики Марины Разбежкиной — это отдельная тема, сейчас их фильмы всё чаще занимают места в конкурсе, её Мастерская появилась примерно в то же время…

В общем, всё происходило как бы само собой, это как родник обнаружить: только копни, и вода потечёт. А фестиваль их просто собрал.

Алексей Лайфуров:
«Кинотеатр.док» скорее отразил некоторые проявления, задал определённый формат, который, к сожалению, начал себя исчерпывать.

Я думаю, это в первую очередь связанно с отсутствием контекста, интерес к документалистике у нас минимальный, в чём мы и убеждаемся из года в год.

Остаётся только надеяться, что мы можем как-то повлиять на ситуацию, но работы по-прежнему очень много.

― Доковский формат распространился на разные области культуры — кино, театр, даже центральные телеканалы. Ещё что-то осталось не охваченным? Или теперь главное ― не сдавать позиций?

Алёна Солнцева:
Формат — документальный, с упором на материал, а не на авторское видение — форма вынужденная.

Нужно было вернуть людей на землю. Обратить их внимание на то, что реальность уже изменилась и о ней нельзя рассказывать старым способом, он не «ловит» новых отношений, новых людей. Но этим, конечно, новое направление не исчерпывается.

Произошедшая экспансия — не сознательная. Так вышло, что вокруг очень устаревшие институции — все ВГИКи, фестивали их, ГИТИС тоже, я уж не говорю про телевидение ― всё застыло, люди везде определённые сидят.

Молодым трудно выплывать поодиночке. Доковский формат — это скорее форма презентации, плато, где стало можно собираться тем, кто реально что-то хочет и может, готов нести сюда свои идеи и уверен, что они кому-то интересны.

Ну а новые, молодые кадры всюду нужны, это же свежая кровь. Вот продюсеры и нашли место, откуда их можно брать оптом…

Михаил Синев:
До определённого времени реальность совсем не была проявлена в нашем культурном пространстве. Её вообще как бы не существовало. В течение некоторого времени мы о ней подавали сигналы SOS и нас, условно говоря, заметили. Им показалось, что это тоже интересно — телевидению и остальным. На Западе это уже давно заметили, увидели и использовали ещё в конце 90-х ― начале нулевых.

Достаточно успешный сериал «Офис», фильмы Ларса фон Триера. Мы с фестивалем просто внесли ещё одну разновидность визуального восприятия в разные пространства культурного контекста — кино, телевидения.

Если говорить о Театр.doc, то он был создан раньше и является одним из наших учредителей. То, чем они занимались в театре, и то, что нам было интересно в кино, очень сильно совпадало по сути.

Это называется вербатим: собирается документальная информация, обрабатывается художественным образом и потом делается спектакль.

Документальные фильмы таким же образом создаются. Это не документ с подписью и печатью, а тоже по-своему сконструированная реальность. Вот только она гораздо ближе к действительности, чем реальность фантазийная, выдуманная.

Беседовал Антон Сазонов




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Ограничение сознания влияет на вашу свободу

Подборка культовых фильмов, после которых вы начнете жить иначе

Представляем список фильмов, в которых показано, как конфайнмент (удержание, ограничение свободы) — даже временный — действует на сознание человека при различных условиях.

19.10.2019 19:00, cameralabs.org


Тяжелые шутки

Разбор нашумевшего «Джокера»

«Это самый тяжелый фильм», «это самые пронзительные шутки», «это жизнь в ее прямом воплощении». Такие отзывы мы слышим от людей, выходящих из кинотеатра после просмотра фильма «Джокер». Ему пророчат «Оскар», он самый обсуждаемый, после него плачут и уходят в депрессию. Посмотрели, что говорят об этом кино пользователи социальных сетей.

15.10.2019 19:00, Редакция "Частного корреспондента"


Подкинуть дров для осенней хандры

Самые пронзительные фильмы

Для человека абсолютно естественно желание испытывать всю гамму чувств — от предельной радости до предельной грусти. Если вы соскучились по фильмам с глубоким смыслом, искренним сюжетом и широкой палитрой эмоций, то эта подборка — для вас.

12.10.2019 19:00, cameralabs.org


Мэрилин Монро и ее английский роман

Семь дней и ночей с Мэрилин: есть ли в этой истории правда?

В 2000-м году британский писатель и режиссер Колин Кларк выпустил книгу «Моя неделя с Мэрилин»: в ней описывается короткий роман между американской актрисой и им самим. Эта удивительная история об увлечении Монро молодым ассистентом режиссера позже стала сценарием фильма «Семь дней и ночей с Мэрилин». Романтическая мелодрама, которая, как утверждают создатели, основана на реальных событиях, рисует весьма идиллическую картину: хрупкая, одинокая и несчастная Мэрилин находит кратковременное утешение в лице совсем юного, «зеленого» и восторженного Кларка. Их весьма невинный роман, если верить писателю, длился всего лишь около недели и закончился, конечно же, разлукой. Что же действительно произошло за кулисами съемок «Принца и танцовщицы», и была ли Мэрилин Монро увлечена английским юношей?

06.10.2019 19:00, Дарья Александрова, diletant.media


Психология на грани

Подборка фильмов с неожиданным концом

Есть фильмы, которые не собирают полные залы и лежат далеко не в каждой домашней коллекции, но тем не менее заслуживают особого внимания.

05.10.2019 19:00, cameralabs.org


Что не так с фильмом «Щегол»

Разбираем один из самых обсуждаемых фильмов месяца

Мы одними из первых посмотрели экранизацию одной из важнейших книг современности «Щегол». При всем уважении к автору романа Донне Тартт и режиссеру Джону Краули мы заметили, что что-то в «Щегле» неправильно. Попытаемся разобраться, что именно пошло не так.

28.09.2019 19:00, tvkinoradio.ru


Истинно британские фильмы

Европейское кино с особым шармом

Традиции и известная на весь мир актёрская школа сделали британский кинематограф обособленным от остального европейского. Лишь неосведомлённые кинолюбители, говоря об английском кино, представляют себе помпезные сцены, в которых аристократы пьют чай, заедая его печеньем. В реальности оно гораздо сложнее стереотипных определений.

21.09.2019 19:00, cameralabs.org


Выдающиеся персонажи и черный юмор

15 комедий, которые не оставят вас равнодушными

Большинство комедий созданы, чтобы задавать лёгкое настроение, но не все. Есть фильмы, относящиеся к категории чёрных комедий. Среди них попадаются картины, вошедшие в списки культовой классики, например, «Смертельное влечение», «Доктор Стрейнджлав», «Фарго». В них показаны ужасные преступления и страшные люди, но нет подлости. Есть сатира, хоть и мрачная.

14.09.2019 19:00, cameralabs.org


Позвони мне, позвони

О съемках легендарного «Карнавала», который тогда легендой не казался

«Я не верю в лёгкие жизни, — считала режиссёр Татьяна Лиознова. — Человеку всё даётся трудом... Главное — это способность выстоять во всех трудностях и пройти дальше...» «Ради этого «пройти» она дралась, хамила, была чудовищем», — вспоминают о ней некоторые коллеги. Другие спорят: «Была волевой — да, но ради дела!» А вот какой помнит Лиознову её соавтор, сценарист Анна Родионова.

10.09.2019 19:00, Анна Родионова, story.ru


«Шоу начинается, господа!»

Фильмы гениального Боба Фосса

Возможно, вы не слышали о Бобе Фоссе, но вы точно знакомы с его фирменным стилем, который повлиял на всех — от Майкла Джексона до создателей современных мюзиклов. Его сексуально заряженная хореография обладает невероятно чувственной энергетикой. Сформировав собственный уникальный танцевальный стиль, Фосс смог стать новатором и навсегда изменить взгляды на искусство Бродвея. Более того, его инновационный подход к танцу и умение передать энергию сквозь объектив стали предвестниками эпохи MTV и ярких музыкальных клипов.

07.09.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.