Подписаться на обновления
24 сентябряВоскресенье

usd цб 57.6527

eur цб 69.0737

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
  вторник, 12 сентября 2017 года, 13:00

Развитие коллективного управления правами в условиях цифровой глобализации
Доклад генерального директора ВОИС и РСП Андрея Кричевского на Санкт-Петербургском культурном форуме


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Я убежден, что, перестав держаться за институты старых формаций, с помощью новых технологий мы можем построить более честный и справедливый для всех мир интеллектуальной собственности, сегодня это даже не убеждение — это практически моральный императив».

1.​ Уважаемые коллеги, добрый день! В качестве эпиграфа к своему докладу я бы хотел предложить фразу Филатова из известной сказки «Я полезных перспектив никогда не супротив! Я готов хоть к пчелам в улей, лишь бы только в колефтив!».

2.​ Тема коллективного управления правами в последнее время стала не просто актуальной – она стала «перегретой». Самые радикальные инициативы государственных органов, громкие скандалы, категоричность организаций по коллуправлению в отстаивании их «первородства» и приоритета, провалы и успехи в автоматизации деятельности таких организаций. Плотность дискуссии столь велика, что наводит на мысль о системном кризисе сферы управления интеллектуальными правами.

3.​ В чем суть и причины кризиса – среди множества аргументов и эмоций в этом не разобраться, если не вернуться к истокам этой сферы и посмотреть на них в контексте новой реальности, в которой мы оказались в силу ускорения глобализации и стремительного роста новых технологий.


4.​ Истоки коллективного представительства интересов авторов берут свое начало в революционной Франции. Именно там возникли первые авторские общества, в первую очередь из-за невозможности отслеживания отдельными авторами использования их многочисленных произведений. Первое зарегистрированное авторское общество было создано под руководством Бомарше в 1777 году в отношении прав на драматические произведения, в то время как литературные авторы иных жанров сформировали свое общество в 1838 году под эгидой Бальзака, Дюма, Гюго и других авторов.

5.​ И хотя мы называем эти общества прототипами коллективного управления, на самом деле они были скорее профессиональной лоббистской организацией авторов, и совершенно в небольшой степени выполняли функции коллективного управления правами.

6.​ Принято считать, что полностью функциональная организация по коллективному управлению была создана вследствие инцидента в 1847 году в музыкальном кафе «Les Ambassadeurs» на Елисейских полях в Париже. Прослушав свои произведения в исполнении оркестра кафе и не получив за их использование какой-либо оплаты, три автора предложили вернуться к натуральной форме расчетов, отказавшись платить за еду. В результате судебных разбирательств между авторами и кафе, было создана SACEM - первая организация по коллективному управлению авторскими правами в сфере музыки, которая занималась сбором авторского вознаграждения.


7.​ Итак, вывод первый - организации по коллективному управлению правами изначально создавались исключительно в целях защиты интересов правообладателей.

8.​ В дальнейшем, по мере развития каналов распространения и способов использования произведений, было провозглашено, что коллективное управление существует в интересах и авторов, и пользователей, которые были вынуждены вести все более длительные и дорогостоящие поиски способов законного использования произведений. Очевидно, что пользователь будет нести меньше операционных издержек в получении лицензий, имея дело с одной управляющей организацией, нежели чем с многочисленными правообладателями.

9.​ По мере развития печатной и звуковой техники, радио и телевидения, медиа в целом, организации по коллективному управлению постепенно стали одним из ключевых экономических участников творческой индустрии. При этом с каждым новым витком технологического прогресса они лишь расширяли сферы своей деятельности.

10.​ В итоге концепция коллективного управления, сформированная практически 400 лет назад, успешно развивалась и «дожила» до настоящего момента, эволюционируя организационно и технически, но не меняясь концептуально.

11.​ При этом со стороны общества сохранялось приятие и лояльность к системе. Сила коллективизма сейчас даже усиливается текущей тенденцией формирования зонтичных организаций по коллуправлению в конкретных областях.


12.​ На мой взгляд, во многом это было обусловлено публичной риторикой обществ, эксплуатацией образа «романтического автора», сформированного в конце XIX века. Образ автора как одинокого, недоплачиваемого и уязвимого творца (в противовес жадным, недобросовестным пользователям) по-прежнему является предпочтительным проецируемым изображением авторско-правовой индустрии.

13.​ Таков ли этот романтический идеал в реальности XXI века? Вы можете сами легко ответить на этот вопрос. Многие авторы стали де-факто мощными производителями контента. Немало примеров, когда они доминируют и над посредниками и пользователями.

14.​ Что изменилось сейчас? Почему отношения стали столь сложными и неприемлемыми для всех сторон? Думаю, ответ нужно искать не внутри, а вовне творческой индустрии.

15.​ Технологии – цифровые сети и цифровые устройства изменили жизнь пользователей, а новые цифровые инструменты дали возможность правообладателям весьма продуктивно управлять своими правами индивидуально.

16.​ Но самое важное, что происходит сейчас - инструментарий цифровой среды уверенно опровергает основной аргумент, благодаря которому организации по коллективному управлению столь долго сохраняли за собой статус монополии. Цифровой «мостик» между пользователями и авторами стремительно превращается в скоростную многополосную магистраль, в тысячи раз увеличивающую скорость транзита произведений при не меньших порядках минимизации операционных издержек.

17.​ Но наверно нужно сказать больше - электронные коммуникации - это не просто эффективное взаимодействие между участниками экономических отношений напрямую, без посредников. Похоже, сетевые информационные структуры уже составляют новую социальную морфологию нашего общества. Трансформация выходит за пределы социальных и технических производственных отношений - она глубоко вторгается в сферы культуры и даже власти.

18.​ Возрастание степени организации и самоорганизации общественных процессов приводит к увеличению возможностей, появлению новых дополнительных путей, форм и технологий развития, а это влечет за собой нарастание пассионарности общественных сил, а с нею – и темпов прогресса.


19.​ Деятельность человека структурирована в пространстве и времени, она является творением формаций – стадий общественной эволюции, характеризующихся уровнем развития производственных сил общества и типом экономических отношений.

20.​ Формации создают отношения и институты, которые благоприятны в конкретный период времени для творцов материальных, социальных и духовных благ. И они же являются воплощением моделей и ценностей культуры, запечатлевают, хранят и до определенного момента совершенствуют заданные культурой импульсы.

21.​ Рискну утверждать, что скелет сегодняшнего института коллективного управления интеллектуальными правами предопределили две цивилизационные формации – формация индустриализации и производная от нее формация посредничества.

22.​ Однако сегодняшняя ситуация противостояний и конфликтов ярко иллюстрирует, что результаты деятельности этих формаций уже стали стереотипами, шаблонами, имитацией, а не новацией, и более того – они ведут к утрате смысла, лишь формируя иллюзию ценности и самодостаточности.

23.​ Примеры, иллюстрирующие эту мысль каждый из вас найдет легко: в сфере коллективного управления это проявляется в неприятии института главными его бенефициарами – правобладателями. Не только в России, но и во всем мире публичное пространство заполнили упреки в непрозрачности, требования обеспечить наконец подконтрольность деятельности организаций по коллуправлению. Правообладатели представляют деятельность организаций как описанный Дидро синдром «сумасшедшего фортепиано», которое мнит себя творцом музыки.

24.​ Я это вижу, поскольку был участником создания и являюсь руководителем двух из четырех аккредитованных государством организаций по коллуправлению. Бессмысленно описывать уже устраненные или еще не поддавшиеся коррекции недостатки выстроенных нами систем. Но что совершенно точно могу сказать – эти недостатки не неизбежны, а системы не неизменны. Бенджамин Дизраэли в романе «Вивиан Грей» сформулировал отличную мысль - «Не обстоятельства делают человека, а человек - обстоятельства. Человек - существо самостоятельное и имеет власть над материей».

25.​ Но вернемся к поставленному в самом начале вопросу – в чем же причина системного кризиса сферы коллективного управления? Похоже, что дело в возникновении новой культуры – культуры цифрового мира. Эта культура преодолевает формации индустриализации и посредничества и конструирует новую формацию - «общество знаний». Фундаментом новой формации стали информационная революция и цифровая глобализация.

26.​ Информационная революция, в том числе, означает революцию в способе труда – переход от индустриального труда к труду «регулировщика» - мы не только и не столько совершаем рутинные операции, сколько контролируем и поддерживаем работу автоматизированного и компьютеризированного производства.

27.​ Сфера управления интеллектуальными правами при смене формаций не может сохраниться неизменной – взамен демонтируемым элементам должен быть создан новый базовый инструментарий и новые институты.

28.​ Интересен тот факт, что изменение может носить как характер восходящего развития – прогресса, так и характер регресса. И то, и то другое имеет направление и динамику, однако их отличие заключается в оптимальности во времени и пространстве применяемых инструментов или средств.


29.​ Мы находимся сейчас в точке бифуркации, возможно поэтому споры и дискуссии разворачиваются в двух, практически противоположных направлениях – институт открытых платформ для индивидуального управления правами или институт государственной обязательной системы, от участия в которой владельцы прав не могут отказаться.

30.​ Ключевым инструментом первого института является приходящий на смену посредникам «рыночный сервис – услуга». Инструмент второго - применение фискальных или парафискальных платежей.

31.​ Как известно, мост из «отсталости» в «современность» лежит через модернизацию, основными характеристиками которой являются комплексность, системность, революционность и своевременность. Объективным критерием модернизации является увеличение разнообразия действий, мыслей, возможностей человека и общества в целом.

32.​ Совершенно очевидно, что основанное на цифровых технологиях индивидуальное управление в большей степени отвечает характеристикам модернизации и запросам общества, чем огосударствление организаций по коллуправлению и трансформация выплат пользователей в налоги или неналоговые платежи.

33.​ Однако смена формаций, институтов и инструментария – далеко не все, что нас ждет. Цифровые технологии становятся источником возникновения нового рынка – рынка результатов интеллектуальной деятельности, оборачиваемых в цифровой форме.

34.​ Более того, цифровые объекты являются не только самостоятельным, конечным продуктом для потребления. Они являются сырьем, которое может и должно использоваться для развития продуктивной экономики – для создания новых продуктов и услуг. Это «интеллектуальное сырье» - основа рынка, до создания которого нужно сделать еще один шаг.

35.​ Полагаю, что этот шаг – создание цифровой платформы-конструктора интеллектуальной собственности. Платформы, которая, с помощью современных технологий позволит объединить оборот цифровых объектов и прав на них, сделав распоряжение правом, получение доходов простым, необременительным и доступным на всей территории России и мира.

36.​ Такая платформа должна позволять в индивидуальном порядке управлять интеллектуальными правами, формировать сложные условия сделок минимальным количеством «кликов», без каких-либо специальных юридических знаний структурировать сложные цепочки сделок, отслеживать использование объектов прав и своевременность исполнения обязательств по платежам.

37.​ В основу подобных платформ должен быть положен функционал организатора рынка – своего рода биржи, но никак не market-maker-а – в отличие от организаций по коллективному управлению правами или любых иных агентов. То есть с их помощью участники индустрии смогут самостоятельно, посредством понятных рыночных механизмов формировать действительную стоимость объектов интеллектуальных прав.

38.​ Я убежден, что, перестав держаться за институты старых формаций, с помощью новых технологий мы можем построить более честный и справедливый для всех мир интеллектуальной собственности, сегодня это даже не убеждение - это практически моральный императив.

39.​ Остается только несколько слов сказать о форме этого перехода. Возникновение всякой новой технологии, обладающей значительной силой и практическим потенциалом, всегда сопровождается волной визионерского энтузиазма, предвещающего возникновение некого нового, чаще всего утопического общественного порядка. Поэтому трансформация общественных институтов посредством их технологизации и автоматизации должна происходить исключительно эволюционным путем, на основе общественного договора, выраженного, например, во влиянии «невидимой руки рынка».




ОТПРАВИТЬ:       



 





Закреплены веками

Когда результаты интеллектуальной деятельности стали объектом правового регулирования

Область авторского права, в отличие от всех остальных, была сформирована достаточно поздно: в конце 19 века. О том, почему в Древней Греции автором считался тот, кто записывал произведение, когда появились первые законодательные акты и какие принципы охраны считаются общими для всех произведений.

20.09.2017 19:00, Варданян Ева, Варданян Ника


Когда искусство переходит в открытый доступ

Полгода назад Метрополитен-музей перевел 375 тысяч фотографий произведений из своей коллекции в открытый доступ. Результаты удивляют

В феврале этого года Метрополитен-музей, один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира, объявил о передаче всех фотографий своих произведений, являющихся общественным достоянием, под свободную лицензию Creative Commons. Так уникальная коллекция из 375 тысяч изображений оказалась опубликованной на официальном портале музея под лицензией, которая разрешает любому человеку свободно использовать, копировать, распространять и перерабатывать произведения.

10.09.2017 14:00






 
Право автора

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.