Подписаться на обновления
12 декабряСреда

usd цб 66.5022

eur цб 75.6197

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения
 
Аптекарский огород 
Ольга Балла-Гертман   воскресенье, 17 января 2016 года, 16:00

Разноцветными голосами
Как поэзия и психотерапия помогают друг другу


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Казалось бы, творчество и здоровье – практически несовместимые понятия, некие противоположные столпы, символизирующие материальное и духовное. Но если речь идет о здоровье ума, о внутренней гармонии и психологической устойчивости, то здесь без творчества никуда: арт-терапия помогает избавиться от внутренних страхов, искоренить психологические проблемы, причем делает это, раскрывая творческий потенциал человека и вдохновляя его.

Своей идеей этот разговор обязан случаю – почти слепому. На всевмещающем фейсбуке нашему корреспонденту Ольге Балла попалась ссылка на объявление, которое, в общем, к сфере её, корреспондента, текущих забот не относилось. Зато говорилось там такое!..

«В русле арт-терапии, - сообщалось на сайте некоторого медицинского учреждения, - наша клиника проводит поэтические семинары, цель которых – раскрытие внутреннего творческого потенциала участников, приобретение ими навыков восприятия и написания художественных текстов, раскрепощение механизмов порождения речи (посредством использования техник, позволяющих преодолевать речевой автоматизм, уходить от штампов и клише). На семинарах, мы выполним ряд упражнений, равно способствующих концентрации и расслаблению, немного попишем, немного послушаем чтение стихов в записи, немного сами почитаем…».

Пока – ничего неожиданного: сама по себе арт-терапия – вещь вполне известная. Но дальше становилось всё интереснее. Сразу вслед за тем обещалось:

«…поразмышляем над приемами создания суггестивности в поэзии, поговорим об измененных состояниях сознания, о синестезии, о речевом дыхании при актерской и при поэтической стратегиях чтения стихов, о фигуре контраста, о семантической ёмкости слова, о телесности в поэзии, о верлибрах и о многом другом».

Похоже, тут с психотерапией объединяет силы нечастая её союзница – филология. Это уже требует от терапевта, во-первых, специальных знаний, а во-вторых, понимания того, как две этих области знания способны помочь друг другу. И действительно – в конце объявления было сказано: «Занятия ведет кандидат филологических наук, поэт Надя Делаланд».

Наш заинтригованный корреспондент уже знал, что Надя Делаланд, она же Надежда Черных, в своём поэтическом облике – автор пяти стихотворных сборников: «Эрос, Танатос, Логос» (2005), «абвгд и т.д.» (2007), «На правах рукописи» (2009), «Писаная торба» (2010), «Сон на краю» (2014), что она, кроме того, - литературный критик и работает над докторской диссертацией, посвященной воздействию поэзии на сознание.

Стало понятно: упускать случай выяснить, что стоит за терапевтической работой филолога – какие методики, какая система представлений? Как, наконец, объединяются и находят общий язык в человеке, который всё это делает, психотерапевт, учёный и поэт? – было бы просто недопустимо. Конечно же, мы его не упустили – и разговор получился весьма содержательный.

Ольга Балла: Арт-терапия с поэтическим уклоном – это ваша авторская методика? На какой основе она разработана - и давно ли?

Надя Делаланд: Методика сложилась в процессе занятий со студийцами (я веду молодежное ЛИТО в домодедовской библиотеке), а сами занятия – на базе докторской диссертации о суггестивном потенциале языка поэзии, которую я предзащитила в СПбГУ два года назад (и «подвесила», потому что она получилась междисциплинарной, но это отдельный разговор). Но акцент на терапию я перенесла сравнительно недавно, поскольку меня – случайно и судьбоносно – пригласили поработать в психиатрической клинике.

Клиника, к слову сказать, очень продвинутая – там происходит много интересного, а еще больше планируется - в том числе, арт-терапия музыкой. В клинике в качестве арт-терапевта я провела уже практически три месяца, это бесценный опыт. О «целительном и преображающем потенциале» особых состояний сознания, в том числе, поэтического вдохновения, я, конечно, знала, но он всегда был как бы побочным эффектом, а на стихотерапии вышел на первый план.

На первом же занятии и я сама, и те, кто меня пригласил, испытали самое настоящее потрясение. В числе участников группы был молодой человек, который явно чувствовал себя скверно – то смотрел в пол, то озирался, дрожал, нервно перебирал пальцы, был очень бледен, а на мой вопрос о его отношениях с поэзией сказал, что стихи не любит. И вот, выполняя упражнения, он начал общаться – у нас обязательны упражнения в парах, а потом и смеяться – у нас много игровых заданий. Потом ко мне подходили врачи и говорили, что это просто невозможно. Что он просто не мог так себя вести, это не укладывается ни в какие представления о ходе его заболевания. Следующее занятие мне практически сорвали: на него пришло гораздо больше людей, чем выдерживает группа – причем не только пациентов, но и врачей. И теперь такие чудеса происходят на каждом занятии. Для меня это очень важно, потому что одно дело – заниматься чем-то для собственного удовольствия, как до сих пор и происходило, и совсем другое – когда видишь, что можешь всем этим помочь другому человеку, облегчить его страдания.

О.Б.: Кто-нибудь ещё работает в этой технике?

Н.Д.: Вряд ли. То есть, конечно, существуют арт-терапевты, которые используют в своей работе стихи, но базовые установки у них совершенно иные, насколько мне известно.

О.Б.: Кто ваш учитель (учителя) в психотерапии, на кого вы ориентируетесь в работе в том или ином отношении?

Н.Д.: Я филолог. И хотя я перелопатила тонны психологической литературы (а также психиатрической, культурологической, антропологической, философской, психолингвистической), им и остаюсь. И еще я пишу стихи, что, думаю, в данном случае даже важнее. Ведь и музыкальную арт-терапию ведут не столько психологи, сколько музыканты.

Учителей у меня много, но об одном надо рассказать отдельно. Это - замечательный культуролог Юрий Самуилович Дружкин. Он разработал так называемую технику художественного транса: ряд упражнений, цель которых - прийти в особое состояние сознания, чтобы повысить уровень восприятия произведений искусства. Строго говоря, упражнения – вещь вторичная по отношению структуре транса, которая описывается с помощью «реальностного» подхода. Имея картину этой иной реальности, мы можем делать все остальное, придумывая все новые и новые упражнения. Это очень важно. В начале занятия мы обязательно делаем упражнения, которые подготавливают человека, он одновременно расслабляется и концентрируется. По идее, так должно работать само стихотворение: выбрасывать воспринимающего его в особое состояние сознания. Но поскольку такая установка у большинства, в силу ряда причин, не сформировалось, приходится помогать. И то, что я использую в своей работе эту замечательную находку Юрия Самуиловича, во многом определяет положительный результат. А сам Дружкин опирается на актерскую психотехнику, разработанную Михаилом Чеховым и на исследования Марка Ефимовича Маркова, о котором тоже важно помнить, потому что «он увидел в искусстве совершенно особый по своим возможностям способ позитивного воздействия на личность, в том числе на психику человека и его здоровье в целом. <…> В обращении к искусству он видел будущее медицины, педагогики, практической психологии»1. Марков – психолог и гипнолог, но главным предметом его интересов были научные исследования в области, которую он сам обозначил как «функциональная теория искусства». Основные ее положения он изложил в немногочисленных статьях и книге «Искусство как процесс». Книга стала уже библиографической редкостью, но в РГБ она точно есть.

О.Б.: Если можно (если это не что-нибудь вроде терапевтической тайны!), расскажите, пожалуйста, с помощью каких упражнений участники достигают концентрации и расслабления? А как раскрепощаются механизмы порождения речи?

Н.Д.: Конечно, рассказывать об упражнениях – совсем не то, что выполнять их. Чтение описаний скорее отдалит нас от понимания сущности происходящего, которое постигается исключительно опытным путем. Вообще, на занятиях в клинике я стараюсь минимизировать теорию и поскорее приступить к упражнениям. Хотя на тех же занятиях по стихотерапии в «Академии успешности», которые проходят в Домодедове, я немного подробнее останавливаюсь на самых интересных темах. То есть, там я веду семинары и мини-лекции. А полноценные лекции о воздействии поэзии на сознание читаю в домодедовской библиотеке имени Анны Ахматовой. Вход там свободный. На семинары по арт-терапии тоже могут попасть все желающие, надо только записаться.

Впрочем, приведу несколько примеров. Подготовительных упражнений, с помощью которых достигаются концентрация и расслабление, очень много, я их выбираю в зависимости от темы занятия. Многие связаны с дыханием. Дыхание – уникальная функция организма, которая, с одной стороны, осуществляется бессознательно, подобно сердцебиению, пищеварению, сужению зрачков на яркий свет, а с другой – она вполне подконтрольная, мы можем по своему желанию задержать воздух в легких, дышать часто, дышать поверхностно, дышать глубоко… Поэтому через дыхание можно отлично подключаться к бессознательному.

На занятиях мы дышим кожей, или через ладони, или меняем режим дыхания, или дышим разными цветами и следим за изменениями состояния. Есть и другие упражнения – со светом, с полем любви, с местом покоя… В работе с людьми, у которых диагностированы определенные психические заболевания, важно максимально подключать телесность. Вадим Руднев в книге «Новая модель бессознательного» утверждает, что при шизофрении человек диссоциирован со своим телом и приводит в пример Лоуэна, который заставлял своих пациентов колотить ногами по кушетке, пока они не почувствуют свое тело. А вот еще забавно, на мой взгляд, – Арнольд Минделл в исследовании «Кома: ключ к пробуждению» описывает поведение шамана, который избивал обратившегося к нему за помощью человека до тех пор, пока тот не находил свою песню, извлекая ее из криков боли.

Мы, конечно, ничего такого не делаем. И, в общем-то, в стихотворении есть все, чтобы подключать телесность. Тот же Руднев говорит, что бессознательное – это телесность, а поэзия, как известно, большую часть своего арсенала использует как раз для того, чтобы идти в обход рационального сознания. Тем не менее, есть ряд упражнений, работающих на то, чтобы человек почувствовал тело, преодолел разобщенность с ним. Причем все они, помимо терапевтической функции, обладают ещё и диагностической: чем сложнее справляться человеку с заданием, тем дальше он находится от здоровья.

Одно из упражнений такое: участники группы разбиваются на пары, закрывают глаза, берут друг друга за руки и только при помощи рук объясняются в своем добром отношении к партнеру (пожимают, поглаживают), затем ссорятся (можно шлепнуть или ущипнуть – конечно, не сильно), и наконец, мирятся и благодарят – опять же, используя только руки. У здоровых людей есть короткий период смущения, который затем преодолевается, и в целом упражнение доставляет им радость. У тех, кто разобщен с собой, не получается молчать и не хихикать, даже просто развернуться к человеку, с которым они находятся в паре – они норовят стать боком или вовсе отказываются выполнять это задание.

Что касается раскрепощения механизмов порождения речи, то упражнений тоже очень много. Например, на занятии, посвященном окказионализмам - авторским новообразованиям, - мы их придумываем. Я задаю опорное слово, - к примеру, «весна». И прошу, используя возможности и невозможности русского словообразования, образовывать от него разные несуществующие в нормативном русском языке слова и давать им определения. И мне говорят что-нибудь вроде: веснить, развеснять (делать весенним), развесенить (развеселить, обрадовать весной), развесняться (делаться весенним самому), весениться (веселиться весной), завеснять (делать кого-то или что-то весенним, покрывать, завешивать весной), увеснять (удобрять весной, убеждать весной – не в смысле когда, а в смысле чем), веснящий (делающий весенним, а еще – висящий весной). Весняк (синяк весны? – висящее синее небо весной или весенний цветок?). Весенничать (бродить и бездельничать весной, и еще – поглощать весну – ср. полдничать). Перевеснить (сделать слишком много весны), привесниться (приземлиться весной) и т.д.

Есть упражнение, которое помогает управляться с детектором коррекции ошибок (ДКО). Это понятие ввела Наталья Бехтерева. У нас в мозгу (или в сознании, как хотите) есть механизм, который служит для соотнесения наших действий с неким эталоном. И мы, уходя из квартиры, переспрашиваем себя – выключен ли газ, утюг, суп и прочее. Но если детектор коррекции ошибок слишком услужлив, это грозит неврозом, мы просто не сможем уйти далеко от квартиры – всё будет казаться, что что-то всё-таки забыли выключить. К тому же этот детектор очень вреден для творчества, которое по сути - нарушение и выход за пределы. А попробуй воспари, если тебя хватает за фалды перетренированный детектор коррекции ошибок! - Мы же действуем через язык на наших занятиях, поэтому и регулировать ДКО, то есть, делать так, чтобы не он управлял нами, а мы им, учимся таким образом: пишем специально и осознанно с ошибками: малако, озвальд, влису и проч. Упражнение обычно вызывает у участников буйную радость. Кстати, таким способом, как я слышала, исправляют устойчивые ошибки у стенографисток – заставляют осознанно и многократно писать опасное слово с ошибкой. Ну и чисто психологически это раскрепощает. Возможно, то, что многие образованные люди в сети используют так называемый интернетовско-подонковский язык (красавчег, превед, смеяцца, пацталом и др.) объясняется именно подсознательной необходимостью ослабить свой детектор коррекции ошибок.

Еще я обычно рекомендую упражнение, которое предлагает в своей книге «Путь художника» Джулия Кэмерон: с утра, находясь еще в просоночном состоянии, взять ручку и бумагу и начать записывать все, что приходит в голову. Это могут быть стихи или просто поток сознания. Но писать надо, пока все это само не закончится. Это упражнение выполняют студенты на журфаке, и его обычно объясняют как своеобразную гигиену ума, который тоже замусоривается обрывками речи.

И много других упражнений – перечислить все просто невозможно.

О.Б.: Что Вы рассказываете своим «семинаристам» о синестезии? Помогает ли синестезия в поэтической работе?

Н.Д.: Обычно рассказываю о том, что существование выраженной зависимости языковых проявлений от состояния сознания позволяет нам утверждать: стихотворения, написанные в состоянии поэтического вдохновения, имеют ряд языковых и просодических особенностей, свидетельствующих о необычном режиме работы психики автора. Среди этих особенностей, наряду с различными изобразительно-выразительными средствами, ритмом, рифмой и т. д., можно выделить явление синестезии (от греческого «соощущение»), связанного с наложением одной сенсорной модальности на другую.

Синестезия, в общем-то, – это смысловая связь цвета, формы, запаха, то есть, - переход возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую («мрачные звуки», «светлый голос»). Самым распространенным видом синестезии считается «цветной слух», который наблюдался у Римского-Корсакова, Скрябина, Кандинского, Набокова и других. А выражение «глухая полночь», которое А.Н. Веселовский приводит в качестве примера синкретического эпитета, сочетающего в себе двойственную метафорическую апперцепцию мрака и глухоты, прочно вошло в язык. Вообще же у многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода.

Синестезия свойственна архаическим глубинным пластам сознания и младенческому восприятию действительности. Согласно одной из современных научных версий, все люди рождаются синестетами. Исследователи (Бэндлер, Комина, Сойнова и др.) указывают на то, что новорожденный воспринимает мир синестетично, но с возрастом учится разделять сенсорные модальности на разные каналы. В мозгу младенцев импульсы от всех органов чувств перемешаны, но в возрасте примерно полугода (по другим данным – к 8–ми месяцам) происходит их разделение – отмирание нейронов, создающих синаптические мостики. У синестетов же синаптические мостики остаются неповрежденным, то есть, они всю жизнь пребывают в некоем подобии младенчества, когда чувства не разделены.

О том, что сущность и природа синестезии связаны с измененными состояниями сознания, пишут исследователи из разных областей человеческого знания – культурологии, психологии, психолингвистики, нейрофизиологии, лингвистики измененных состояний сознания и др. Например, культуролог Ю.С. Дружкин, о котором я уже упоминала, в техниках вхождения в художественный транс, разработанных им для полноценного восприятия произведений искусства, использует характерное для синестезии совмещение сенсорных модальностей, когда каждый орган чувств как бы включает в себя все остальные и начинает осуществлять его функции. Глазами человек видит, слышит, осязает, обоняет, постигает, то же – ушами и всеми другими органами чувств. Все модальности приходят в состояние сложного взаимодействия и начинают воспринимать друга. В таком «режиме» можно видеть музыку и слышать живопись.

В науке на феномен синестезии существует две противоположные точки зрения, связанные с участием или неучастием мышления. Согласно первой, синестезия - часть познавательной способности, семантико-познавательное проявление мышления (её сторонники - Б.М. Галеев, Э. Блейлер, А. Бонн, И.Д. Ермакова, Е. Клапаред и др.). Вторая основана на представлении о синестезии как сенсорно-перцептивном проявлении (без участия мышления), явлении реального соощущения (эту позицию разделяют В.Н. Анисимова, Ч. Белл, П.П. Лазарев, А.Р. Лурия, К. Людвиг, И. Мюллер и др.).

Мне кажется, обе точки зрения обоснованы и жизнеспособны. Метафорическую природу синестезии обнаруживают те исследователи, которые рассматривают ее из так называемого «обычного» состояния сознания, не выходящего за границы рационального постижения мира. Исследователи же, чей опыт включает в себя переживание измененных состояний сознания (характеризующихся, как известно, в том числе выходом за пределы рациональности и логики), видят в синестезии явление реального соощущения, заложенного природой изначально. Кстати, последнюю концепцию подтверждает сканирование мозга синестетов: у людей, различающих оттенки букв, при взгляде на печатный текст активизируется не только участок мозга ответственный за понимание речи, но и зоны, отвечающие за распознавание цвета. Я долго могу говорить об этом, тема потрясающе интересная.

О том, насколько синестезия помогает поэтической работе, высказался родоначальник нейролингвистического программирования Ричард Бэндлер. Он указывал на то, что наложение одного ощущения на другое не только возможно, но и еще является источником творчества. Я бы, правда, не выстраивала здесь причинно-следственной связи. Мне кажется, что синестезия просто сопутствует измененным состояниям разной этиологии, в том числе и поэтическому вдохновению. Помните, знаменитое хлебниковское: «Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превращается в звук кукования кукушки или в плач ребенка, станет им». А Владимир Набоков говорил о себе: «Я мыслю не словами, а образами переливчатых цветов, тающих очертаний – тип мышления, который психиатры в старой России называли «холодным бредом». Ощущение всесилия, которое присутствует во мне самом, среди восторгов аномального сознания, уплывает, стоит мне начать говорить или писать». Но то, что упражнения, которые направлены на переживание подобного «соощущения», позволяют подключать телесность, - факт, поскольку синестезия – психосоматическое явление, основанное и на свойствах сознания, и на свойствах тела.

Впрочем, и само по себе синестетическое словоупотребление выводит читателя или слушателя в пространство смысла, находящегося в области трансцендентного, невысказываемого, и позволяет на языковом уровне пережить его телесность. На занятиях мы наполняемся разными цветами, следим за тем, как от этого меняется наше состояние – психоэмоциональное и физическое. Читаем разноцветными голосами стихи – то есть, например, кто-то из участников удерживает себя в воображении наполненным определенным цветом и вслух произносит стихотворение, а остальные высказывают версии о том, какого он цвета. Получается интересно. Но смысл, конечно, не столько в том, чтобы угадать, сколько в том, чтобы прийти в состояния открытости, чувствительности к микроизменениям, настроиться на восприятие стихотворения так, чтобы пороги для остальных раздражителей повысились, а для стихотворения стали ниже.

Синестезия в языковом воплощении создает в поэтическом тексте объем и глубину образа, отпечатывается в сознании читателя гештальтом, не требующим рационализации, идущим в обход логики и поэтому особенно мощным. Локиев делает очень важное замечание о том, что поэт передает информацию на том уровне, где сопротивление ей невозможно. Именно такой обход фильтровой системы восприятия - необходимое условие достижения инсайта, – поэтическим инсайтом он называет состояние поэтического вдохновения.

О.Б.: А как работают на семинаре представления о телесности в поэзии?

Н.Д.: О телесности есть масса исследований. Но мы не говорим на занятиях ни о работах Л.В. Карасева и Е.М. Воронова, посвященных пониманию принципа телесности Р. Бартом и А.Ф. Лосевым, ни об исследованиях Л.В. Радишевской и Ю.В. Карлсон. Мы даже не заикаемся о том, что постмодернизм артикулирует телесность как сферу разворачивания социальных и дискурсивных кодов: «феноменологическое тело» у Мерло-Понти, «социальное тело» у Делеза и Гваттари, «текстуальное тело» у Барта. О том, что философия постмодернизма рефлексивно осмысливает себя как «философию новой телесности», мы вообще молчим. Телесность – это понятие неклассической философии, вводящее в поле философской проблематики сексуальность, аффект, перверсии, смерть и прочее.

Так вот, всё это остается за кадром, а на семинаре представления о телесности работают примерно так же, наверное, как в школе танцев, которую Айседора Дункан организовала в Грюневальде в 1905 году. Она, прежде всего, настаивала на ценности состояния творчества. Все занятия и упражнения имели целью подготовить детей к откровению, вызывали у маленьких танцовщиков трансовые состояния. Современные авторы - А.М. Айламазян, Н.А. Каминская, А.В. Карих, - развивающие идеи Дункан, подчеркивают необходимость тотальной включенности в процесс танца, спонтанности, подчинении, а не управлении, техника обретается только через транс.

Это важно, поскольку соучастие и сотворчество заключается не столько в усилии, в движении активном и агрессивном, сколько – напротив – в антиусилии, в открытости и позволении поэтическому тексту «развернуться» внутри того, кто его воспринимает, - и автора, и читателя. Стихотворению важно не мешать. Оно - языковой и просодический слепок того состояния сознания, в котором находился поэт, когда его писал. И чтобы войти с ним во взаимодействие, надо ему уступить. Именно за это поэзию и музыку не любил Лев Толстой.

Я немного отвлекусь сейчас от телесности, но – по делу. Так вот, Толстому претило это вмешательство, подавление его воли. Он писал в «Крейцеровой сонате» о суггестивности музыки, о том, что она заставляет его забывать себя, свое истинное положение: «Мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, – Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого».

Тем не менее, искусство в целом и поэзия в частности обладают огромным терапевтическим потенциалом, доступ к которому находится именно в области измененных состояний сознания. И доступ к самой сущности поэзии также находится в них. Об этом замечательно писал Чарльз Тарт, перефразируя которого, можно сказать, что поэзия связана с определенными видами знания, суть которых недоступна в обычном состоянии сознания, «если вы не можете войти в определенное состояние сознания, вы никогда не сможете понять некоторые вещи». На лекциях я показываю мультик, который прекрасно иллюстрирует вхождение в измененное состояние сознания. Там речь идет о двухмерном существе, движущемся по оси о – х и не понимающем, что это за пятно, возникшее ниоткуда посреди трассы (на самом деле это - палец того, кто трехмерен), откуда раздается голос разговаривающего с ним человека и т.д. И когда существо внезапно обретает трехмерность, оно моментально видит все, доселе не воспринимавшееся, а также себя, свою прошлую жизнь, что называется, вперед и назад. В стихотворении, которое, как известно, - сложно построенный смысл, количество смысловых измерений требует от поэта и от читателя такой же трансценденции. Иначе оно будет обращено только к рациональному сознанию, прочитана будет только его поверхностная смысловая канва, сводить стихотворение к которой категорически нельзя, это - только вершина айсберга.

Кстати, возвращаясь к телесности: для реставрации того состояния сознания, оттиск которого содержится в стихотворении, важно, чтобы текст был прочитан не в актерской стратегии чтения, которая следует за синтаксическим членением предложения, а в поэтической, регулируемой ритмической организацией текста. Поэтическая традиция навязывает определенный режим дыхания. Я ставлю послушать участникам группы запись того, как Бродский читает «Рождественский романс». Длина строки отчетливо коррелирует с речевым дыханием, которое также становится ритмичным. В записи отлично слышно, что он берет дыхание после каждой строки – вдох естественным образом располагается между концом предыдущей и началом последующей строк, выдох осуществляется в процессе произнесения строки, дыхание оказывается разделенным на длину строки стихотворения.

Поэтическая традиция чтения стихов позволяет войти в измененное состояние сознания, в том числе, и благодаря особенностям дыхания, которое происходит в процессе такого чтения и самим чтением организуется. Чтобы «не токмо написанное чести, но и творити я», как говорили исихасты, оказывается необходимым дышать ровно с той периодичностью, которая предсказана структурой поэтического текста, находящей свое выражение в поэтической традиции чтения стихов, поскольку совпадение дыхания – мощный, укорененный в глубинах человеческой психики и физиологии способ введения в сходное состояние сознания. Кстати, слово «вдохновение» этимологически родственно словам «вдох», «дыхание», «дух», «душа».

О.Б.: А действительно ли всякого можно научить писать стихи? Бывает ли, что у участника ну ничего, совсем ничего не получается?

Н.Д.: На занятиях по стихотерапии в клинике мы не в первую очередь ставим перед собой эту задачу, но, конечно, попутно участники в разной степени ее достигают. Впрочем, даже на занятиях в Академии успешности, где акцент все же больше делается на обретении определенных навыков, да и люди туда приходят уже пишущие, я всегда говорю, что все наши занятия просто расширяют горизонт их возможностей, позволяют лучше научиться понимать и чувствовать себя, на более высоком уровне воспринимать стихи. Однако научатся ли они чему-то - зависит только от них.

Так что научить писать стихи можно не всякого, а только того, кто настроен научиться. Из тех заданий, которые я предлагаю, большая часть обычно получается. Если не получается, значит, надо больше практиковаться, вот и все. Важной составляющей терапии (тут мне не хватает возможности сделать значительное и строгое выражение лица, но я как бы его делаю) мне кажется чтение современных поэтов. Побольше. Мы на занятиях и читаем, и слушаем, и вникаем, и вообще по-разному работаем с текстом. Часто люди считают, что поэзия закончилась на Пушкине, если немного повезет, то на Цветаевой с Пастернаком и К⁰, а если повезет совсем, то на Бродском. Но современных поэтов не знают, так что это еще маленький ликбез. И участники группы сами просят дать им список имен, потому что тексты, с которыми мы работаем, им нравятся. Успели уже повзаимодействовать со стихами Гандлевского, Гандельсмана, Брайнина-Пассека, Павловой, Строцева, Всеволода Некрасова, Месропяна. Не успели, но собираемся - с Цветковым, Херсонским, Строчковым, Воденниковым, Гарбер и многими другими.

О.Б.: Каковы критерии успешности прохождения курса такой терапии? Вообще, есть ли установленное число занятий, которые надо пройти, чтобы был толк?

Н.Д.: Правильно было бы сказать что-то определенное. Например, необходимо пройти курс из 10 занятий. Но я не знаю этого наверняка. Все зависит от человека. Эффект есть обычно на первом же занятии. Но у меня есть студийцы, которые ходят второй год и не собираются прекращать. Думаю, каждый должен опираться на свои ощущения – пора ли ему остановиться, поскольку он достиг необходимого успеха, или можно продолжать.

О критериях успешности, вероятно, можно сказать в общем – внешнее и внутреннее улучшение психофизиологического состояния. А также то, что дает опыт прохождения через измененные состояния сознания. Подобный опыт в доиндустриальных обществах ценился настолько высоко, что для этого использовались подчас довольно зверские способы – отрубание мизинцев, вырезание ноздрей, длительное голодание, лишение сна, утопление (как в обрядах крещения некоторых сект ранних христиан) и прочее. Об этом я подробно говорила в других интервью2. В итоге человек совершенно иначе, с другого ракурса, начинал видеть себя, свое место в жизни, иначе ощущать себя, он преображался. Примерно, как в том мультике о двухмерном существе.

Должна признаться: когда я шла работать в клинику, у меня была гипотеза о том, что из одного измененного состояния сознания перейти в другое измененное состояние сознания проще, чем из нормального. Она не особенно подтвердилась. Все, что мы делаем на занятиях, гораздо лучше получается у тех, кто здоров, чем здоровее – тем лучше. Мераб Мамардашвили называл вдохновение единственным непатологическим состоянием сознания. Раджниш Ошо писал: «Как только патология исчезает, каждый становится творцом. Пусть это будет понятно как можно глубже: только больные люди разрушительны. Здоровые люди созидательны. Творчество – это своего рода аромат настоящего здоровья. Когда человек действительно здоров и цел, творчество становится его естеством, в нем возникает жажда творчества».

Если постараться как можно более исчерпывающе сформулировать итог посещения семинаров по стихотерапии, правильнее будет сказать, что участники приобретают навыки вхождения в особое творческое состояние, на базе которого происходит совершенствование писательского мастерства, улучшение памяти, внимания, способности расслабляться и концентрироваться, обучение правильному взаимодействию с чужими поэтическими текстами и многое другое. А также – гармонизация психофизиологического состояния и настроения, о которых при занятиях стихотерапией мы помним особенно.

О.Б.: Случаются ли на ваших занятиях настоящие поэтические удачи?

Н.Д.: Я не устаю поражаться, насколько люди вокруг талантливы. Часто для них самих это оказывается неожиданностью. Да, у нас сплошные поэтические удачи.

О.Б.: Как в вас поэт и филолог соединяются и взаимодействуют с психотерапевтом? В какой мере они помогают друг другу (или, может быть, мешают?) Даёт ли что-нибудь опыт психотерапевта филологу, а может быть – и поэту?

Н.Д.: Довольно дружно живут, помогают друг другу. Единственное, что меня настораживает, это то, что я уже от нескольких человек, которые у меня занимались, слышу, что методика работает только потому, что ее веду я, что это я на них так действую умиротворяюще. Мне это, с одной стороны, льстит, конечно, но с другой – огорчает, потому что мне всё, чем мы занимаемся на арт-терапии, кажется вполне жизнеспособным само по себе. Впрочем, время покажет. Я планирую выпустить, не слишком затягивая, методическое пособие по стихотерапии. Если его начнут применять другие, всё сразу станет ясно.

1. Ю.С. Дружкин. Техника художественного транса.

2. Борису Кутенкову в НГ-экслибрис и Маше Нестеренко в «Эксперт-юг».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Too long

Как сохранить сексуальное влечение в длительных отношениях

Пары, которые долго живут вместе, нередко замечают, что с годами «пламя страсти» заметно угасает. И это достаточно грустно: в ход идут учебные пособия, экзотические фантазии и афродизиаки. Психиатр Стивен Снайдер, автор книги «Любовь, которой стоит заниматься. Как получить прекрасный секс в длительных отношениях» утверждает, что эти уловки могут иметь кратковременный или вообще противоположный эффект. Все, что нам нужно, это найти свое «сексуальное эго» и прислушаться к нему.

08.12.2018 09:00, Стивен Снайдер, goop.com, womo.ua


Здесь и сейчас

Как отучить ум от привычки постоянно разговаривать

Обычно мы тратим на размышления намного больше времени, чем требуется — в пятьдесят, а то и в сто раз больше. Так по умолчанию создается фоновый стресс и возникает ощущение загруженности. Мы не можем больше наслаждаться обыденными действиями — например, процессом одевания или прогулки по парковке. Ощущение настоящего момента пребывает в мыслях как нечто ценное, но при этом такое, что можно отложить на потом.

07.12.2018 13:00, Lena Kochetkova


Когда похудею

Как перестать ждать и начать жить

Зачем хранить ту пару белых брюк в дальнем углу шкафа, где обитают вещи из категории «когда я похудею»? Зачем откладывать на потом не только яркие и модные обновки, но и красочную, полноценную жизнь? Майя Тульчинская, колумнист, автор блога «Доступно и просто о моде и стиле» на Facebook и на сайтe Cloche, рассказывает о том, как перестать считать свои килограммы помехой к счастью.

04.12.2018 09:00, Майя Тульчинская, womo.ua


Тайны сна

Всё, что мы знали о сне, – неправда

Когда кофе перед сном приносит пользу, глотаем ли мы пауков во сне, можно ли восполнить недосыпания, полезна ли сиеста и вызывает ли кошмары острая еда на ужин?

30.11.2018 16:00, cameralabs.org


Что есть, чтобы быть энергичным?

Вкусные блюда в том числе

Питание — важная часть энергетической стратегии. Если вы часто чувствуете усталость, попробуйте немного изменить свои пищевые привычки. Да, речь идет о здоровой еде. Но не торопитесь с выводами — отказываться от вкусняшек и вредной пищи не придется.

26.11.2018 09:00, Татьяна Бурцева, blog.mann-ivanov-ferber.ru


Созависимость

Почему я страдаю в отношениях, но не могу их разорвать

Сейчас очень много пишется о созависимости. Тема такая, вызывающая много бурных чувств, в основном, ярости и гнева. Почему она годами страдает? Почему взрослый ребенок не может найти себе пару и отселиться, наконец, от родителей? Каким таким медом намазано место в госучреждении, не связанное с получением сверхприбылей от нефтяного бизнеса, что 40-летняя тетенька продолжает там пахать за копейки? И в обратную сторону: хочу, чтобы муж и дети начали вести себя по-человечески, и тогда я буду счастлива.

24.11.2018 09:00, Катерина Демина, matrony.ru


Это смертельно?

Что делать, если женщина не хочет рожать

Чаще всего у людей нет никаких проблем. По крайней мере психологических. Но люди удивительно талантливы в создании таких проблем почти на пустом месте. Вот простейший пример (он синтетический — состоит из нескольких историй с полной заменой всех деталей, включая пол людей; все совпадения совершенно случайны). Есть мужчина и женщина. Они женаты. Женщина к детям относится, мягко скажем, равнодушно. А мужчина детей любит и хочет (но не прямо сейчас, а вообще — когда-нибудь). И проблема у этого мужчины очень простая — его жена, по его мнению, ужасная женщина (да и, строго говоря, не женщина вовсе).

23.11.2018 09:30, Павел Зыгмантович


Как это – жить с диабетом?

О жизни с неизлечимой болезнью

Мне исполнился 21 год, я рассталась с парнем, начала заниматься спортом, и ничего не предвещало беды. Была жарко – я пила много воды, но все так делают летом. Жару я всегда переносила плохо, поэтому вечную усталость тоже можно было списать на это. Начала уже грешить на работу и взяла месяц отпуска. К концу этого месяца я выпивала больше ведра воды в день. Когда поняла, что весь отпуск провела дома в постели и появилось черное пятно на языке, решила все-таки сходить в местную поликлинику.

22.11.2018 09:16, thedevochki.com


«Мама просила не убивать себя»

О жизни с расстройством пищевого поведения

Люди с пищевыми расстройствами рассказали «Снобу» о полном отказе от еды, заедании стрессов и непреодолимом желании есть несъедобное.

19.11.2018 09:00, Анна Алексеева для журнала «Сноб»


Не только низкая самооценка

Может ли ожирение стать причиной рака

Одышка, неудобная одежда, низкая самооценка хотя и доставляют массу трудностей людям с излишним весом, не так страшны, как болезни, причиной которых является ожирение. Например, рак. Действительно, болезнь чаще поражает людей с избыточным весом, чем с нормальным.

18.11.2018 16:00, cancerresearchuk.org






 

Новости

Евросоюз запретил одноразовую пластиковую посуду, соломки и многое другое
В Европе всерьез озаботились загрязнением окружающей среды пластиковыми отходами и начали принимать меры.
Эмоции или вещи?
Исследование показало, кто больше радуется материальным подаркам.
Ученые выяснили, что объединяет психопатов, нарциссов и садистов
Исследователи из университета Копенгагена нашли связь между нарциссами, эгоистами, психопатами и садистами — их объединяет психическое «темное ядро». Результаты исследования публикует Science Daily.
Созданы противозачаточные таблетки для мужчин
В США разработали гормональные контрацептивы для мужчин, сообщает Science Daily. Как и противозачаточные таблетки для женщин, экспериментальный препарат «диметандролон» сочетает тестостерон и прогестин и принимается раз в день во время еды.
Детям снятся звери, мужчинам — другие мужчины: что психологи и нейроученые пишут о снах
Мужчины и женщины видят сны по-разному, а еще сюжеты сновидений меняются с возрастом. Портал Aeon обобщил выводы исследователей — психологов и нейроученых.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.