Подписаться на обновления
22 апреляПонедельник

usd цб 63.9602

eur цб 71.9232

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Ханна Лонг (Hannah Long), inosmi.ru   суббота, 19 января 2019 года, 19:00

Распорядитель Средиземья
Невероятная преданность Кристофера Толкина, последнего из инклингов


© Mark Pokorny / Warner Bros
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Джон Толкин не был эскапистом. Скорее эквивалентом целого народа: он в одиночку создал миф. Он с легкостью вписал в него разные идеи и эпохи: Бэггинсы напоминают викторианских джентльменов, а ужасные машины Сарумана и изуродованные тела на Пеленнорских полях — это XX век. Созданное им фэнтези показывает: духовное рядом. Но мы не узнали бы об этом без вечного редактора Кристофера.

В 1975 году Кристофер Толкин (Christopher Tolkien) оставил свою должность научного сотрудника в Новом Колледже в Оксфорде, чтобы приняться за редактуру огромного легендариума своего отца. Перспективы были пугающими. Перед 50-летним ученым-медиевистом оказались 70 коробок с неопубликованными работами. Тысячи страниц заметок, отрывков и поэм, некоторые написаны более шести десятков лет назад, все беспорядочно разложены по коробкам. Рукописные тексты наскоро исчерканы карандашом и снабжены исправлениями и комментариями. Один из ранних рассказов записан в школьной тетради.

Большая часть этого архива касалась истории вымышленного мира Джона Толкина (John Ronald Reuel Tolkien) — Средиземья. Записи давали более широкую картину мира, лишь в общих чертах показанного в двух романах-бестселлерах Толкина — «Хоббит» (The Hobbit, 1937) и «Властелин колец» (The Lord of the Rings, 1954-1955). Толкин намеревался пролить свет на эту обширное полотно в длинной, торжественной истории, восходящей к самому началу творения, но умер, прежде чем успел закончить окончательную версию.

Кристофер взял на себя обязанность отредактировать книгу, которая была опубликована в 1977 году под названием «Сильмариллион» (The Silmarillion). Затем он обратился к другому проекту, найденному в бумагах отца, потом еще к одному — и в конце концов опубликовал поэзию, научные труды, художественные произведения и 12-томную историю создания Средиземья. «Падение Гондолина» (The Fall of Gondolin), вышедшее в августе, стало 25 книгой из материалов архива, которую издал Кристофер Толкин с момента смерти отца.

И вот, четыре десятилетия спустя, в возрасте 94 лет Кристофер Толкин отложил свое редакторское перо, завершив большую самоотверженную научную работу по воплощению концепции своего отца. Это было заключительное общественное дело джентльмена и ученого, последнего члена клуба, ставшего центральным элементом литературы XX века, — «Инклингов». Это был конец целой эпохи.

Все это сильно удивило бы 24-летнего Джона Толкина, ползающего по завшивленным траншеям в Сомме. Там он подхватил окопную лихорадку, из-за которой его и увезли с фронта, что, вероятно, спасло ему жизнь. На больничном он начал набрасывать свое «Падение Гондолина». Сейчас, 102 года спустя, оно есть на полках каждого «Барнс энд нобл» (Barnes & Noble) в стране.

Первую версию «Падения Гондолина» он набросал во время Великой войны; финальная неполная версия датирована 1951 годом. Обе версии включены в недавно вышедшую книгу вместе с фрагментами и черновиками. И хотя эта история сама по себе хороша, ее истинное значение обусловлено тем, что это последняя часть легендариума Толкина — проекта, создававшегося целое столетие.

Этой работой Кристофер Толкин занимался всю свою жизнь. Он начал «редактирование» еще в пятилетнем возрасте, подмечая несоответствия в историях, которые отец рассказывал ему перед сном. Когда эти истории превратились в «Хоббита», отец Кристофера пообещал ему два пенса за каждую ошибку, которую тот замечал в тексте. Несколько лет спустя Кристофер начал перепечатывать рукописи и рисовать карты Средиземья.

«Как бы странно это ни звучало, я вырос в созданном им мире, — сказал Кристофер „Монд" (Le Monde) в одном из своих крайне немногочисленных интервью. — Для меня города Сильмариллиона более реальны, чем Вавилон».

Примерно в то время, когда Кристоферу присвоили офицерское звание в Королевских военно-воздушных силах Великобритании в 1945 году, Толкин называл сына «своим главным критиком и соавтором». Кристофер возвращался с вылетов и погружался в очередную главу работы отца. Также он вступил в неформальный литературный клуб, известный под названием «Инклинги». В 21 год он был там самым молодым — и ныне единственным еще живым — участником. Группа друзей — Джон Толкин, Клайв Льюис (C.S. Lewis), Оуэн Барфилд (Owen Barfield), Хьюго Дайсон (Hugo Dyson), Чарльз Уильямс (Charles Williams) и другие — встречались в оксфордском пабе «Орел и ребенок» или у Льюиса в Магдален-колледже, чтобы поговорить о литературе и философии и почитать вслух фрагменты произведений, над которыми они тогда работали.

Кристофера назначили чтецом историй отца. Группа сочла, что его чистый звучный голос гораздо лучше неуверенного бормотания Толкина-старшего. Льюис признал гениальность работы Толкина сразу же, как познакомился с ней, и многие годы оставался его единственным читателем. Дайсону же все это не особенно понравилось, и во время чтения он порой восклицал: «О нет, только не еще один чертов эльф!»

Поэт и ученый Малколм Гайт (Malcolm Guite) утверждает, что инклинги, несмотря на свои глубокие расхождения (Толкин был английским католиком, Льюис — ольстерским протестантом, Уильямс — мистиком), очень помогали друг другу и поддерживали друг друга в общем литературном деле.

«Историки литературы уделяют им мало внимания, потому что… с точки зрения английской литературы, роль литературного мейнстрима в XX веке на себя как будто взял высокий модернизм, сформированный Джойсом и Элиотом», — сказал Гайт на лекции в 2011 году. Но «на самом деле… в этой группе происходило что-то очень радикальное. Вместе им удалось сформировать совершенно альтернативное и контркультурное видение». В частности, Гайт подчеркивал общее стремление инклингов ответить когорте материалистов и по большей части атеистов, голоса которых доминировали в мире литературы.

Хотя инклингов часто обвиняли в эскапизме, почти вся культура тогда была подвержена своего рода диссоциации из-за бойни и опустошения Первой мировой войны. Исследователь Толкина Верлин Флигер (Verlyn Flieger) пишет, что Толкин был «путешественником между мирами» от эдвардианской юности и до самого послевоенного разочарования. Именно это «колебание парадоксальным образом делает его современным писателем… временное смещение „бегства" которого отражает психологическую разъединенность и деформацию его века».

Высокий модернизм находил прибежище в науке, резко отделяя материальное от духовного. Этот технический, технологический, распыляющий на атомы подход проявляется во «Властелине колец» в образе злого волшебника Сарумана, чья материалистичная философия отвергает все божественное. В начале книги Саруман меняет одежду с белой на разноцветную. Он объясняет: «Белую ткань можно окрасить, белый лист — испещрить любыми письменами, а белый свет может быть разложен».

«Тогда он перестанет быть белым, — отвечает Гэндальф. — А о том, кто тщится постичь целое, разлагая его на составные части, скажу одно: он сошел с тропы мудрости».

Саруман игнорирует тот факт, что при разложении цвета теряется нечто большее, чем сумма его частей: он потерял представление о том, что значит божественный белый свет. Для инклингов мир фэнтези восстанавливал — или, точнее, раскрывал — очарование разочарованного мира. Он восстанавливал понимание божественного, потерянного в поствоенном отчуждении.

«Ценность мифа, — писал Клайв Льюис (Clive Staples Lewis) в своем эссе в защиту „Властелина колец", — состоит в том, что он обращается ко всем знакомым нам вещам и возвращает им богатое значение, скрытое за „пеленой привычности"». Таким образом, действие фэнтези ровно противоположно тому, в чем его обвиняют критики: оно представляет собой не бегство от реального мира, а возвращение к нему, раскрытие его истинной сути. Ребенок, писал Льюис, «не презирает настоящих лесов, потому что читал о зачарованных», «чтение делает для него все реальные леса немного зачарованными».

Кроме того, для Льюиса такое откровение имело тем большее значение, что именно благодаря любви к мифам он научился ценить красоту христианства. Будучи в молодости атеистом, Льюис чувствовал, что «два полушария [его] сознания — разум и воображение — непримиримы. Пока он считал рассудок настоящим и „реальным", воображение оставалось красивой, но все-таки ложью, „дышащей сквозь серебро"». Толкин и Дайсон критиковали это расколотое мышление, объясняя, что христианство примиряло осязаемые факты истории с духовным удовлетворением мифа.

«В Евангелиях заключена сказка или история большего масштаба, которая охватывает всю сущность сказок вообще», — писал Толкин.

«Они содержат множество чудес — по-особенному художественных, красивых и трогательных: „мифических" в совершенном, самодостаточном значении этого слова… Но эта сказка вошла в Историю и первичный мир… Она имеет преимущества „внутренней согласованности реальности". Нет ни одной сказки, которую люди так сильно не хотели бы считать правдой и которую за ее преимущества не восприняли бы как правду такое множество скептиков. Потому что в Искусстве остаются в высшей степени убедительные отзвуки Изначального искусства, то есть Творения. Отрицание этого ведет к печали или гневу».

Льюис писал, что аргументы Толкина и Дайсона заставили его осознать, что «история Христа — просто истинный миф: миф, действующий на нас, как и все остальные, но с той огромной разницей, что все это действительно происходило». Инклинги видели в истории Христа прекрасный пример цельной, нерасщепленной связи между разумом и воображением, физическим и духовным, человеческим и божественным.

Фэнтези восстанавливает эту нерасщепленную связь (или, возвращаясь к метафоре Толкина, неразложенный свет). Этот жанр подчеркивает, что духовное и фантастическое — всегда рядом и в будни. Обычный хоббит вроде Бильбо Бэггинса встречается с троллями всего в нескольких днях пути от нормальной жизни и безопасности своей деревни. Позже он сочиняет такую песню:

«За поворот! Меня там ждет

Забытый лаз, секретный ход;

Я миновал его вчера —

Но знаю, что придет пора

Найти ту тропку в глубине,

Что мчится к Солнцу и Луне!»

(перевод Игоря Гришпуна)

Такое сопоставление нормального (лаз, ход) и мифического («тропка в глубине, что мчится к Солнцу и Луне») прекрасно отражает точку зрения Толкина: духовное не за горами. И, помимо прочего, это заставляет вас больше внимания уделять всем тропинкам, лазам и ходам, которые вам встречаются на пути.

Повседневная романтика Средиземья Толкина и Нарнии Льюиса противостояла циничному отчаянию высокого модернизма. Напряженность между двумя этими группами была ощутимой. Когда Томас Элиот (Thomas Stearns Eliot) сменил сторону — да еще и ни много ни мало стал англиканцем высокой церкви! — Вирджиния Вулф (Virginia Woolf) написала, что «можно сказать, что с этого дня он для всех нас умер… Есть что-то непристойное в живом человеке, сидящем у огня и верящем в бога».

Инклинги (и такие их предшественники, как Честертон) стремились объяснить, что нет ничего абсурдного в том, что мирская и божественная жизнь существуют бок о бок. На самом деле, в один прекрасный момент вполне можно обнаружить, что, выражаясь словами Вулф, «сидишь у огня» вместе с волшебником, который был свидетелем песни творения, — как это случается с Бильбо Бэггинсом.

Это не значит, что инклинги просто бежали в ностальгическое прошлое. Скорее, они просто пытались применить его уроки к жестокому и тяжелому настоящему. Если Бэггинсы напоминают старомодных викторианских джентльменов, а прочие хоббиты — простой деревенский люд Англии прошлых времен, в том числе и во «Властелине колец», то ужасные машины Сарумана и изуродованные тела на Пеленнорских полях — это XX век. История заканчивается в Шире, который Толкин описал как «своего рода деревню Уорикшира примерно периода Бриллиантового юбилея (правления королевы Виктории — прим. перев.)», разоренную войной. Фродо, пережив что-то вроде духовной военной контузии, не может обрести покой, даже когда война давно закончена.

Инклинги не были эскапистами. Они были, как пишет Флигер, «ответом на ответ, а значит — продолжением диалога… Если период вокруг Первой мировой войны породил модернизм, он же вызвал и реакцию против него, усилия, предпринимаемые, чтобы показать, что „до" не было полностью потеряно в „после"».

Не все усилия инклингов имели одинаковый успех. Религиозные аллегории «Нарнии» Льюиса принимались хорошо, но его «Космическая трилогия» остается недооцененной. Чарльз Уильямс написал то, что Элиот назвал «сверхъестественными триллерами», которые сейчас канули в безвестность. Толкин же в свою очередь написал самый популярный фэнтезийный роман XX века. В чем же разница?

Во многом дело в том, как именно Толкин строил свою мифологию, опираясь на идеи о языке и творчестве, которые, по его мнению, тесно связаны. И он ничего не делал наполовину. «Его фэнтезийная филология такая же строгая, как филология германских языков, которую он… излагал, будучи профессором, — объяснял Кристофер в документальном фильме 1996 года. — Если ему нужно было новое слово для одного из этих языков, он не просто брал какие-то звуки, которые ему казались привлекательными. Он работал над тем, как это слово действительно могло выглядеть и… продумывал звуковые изменения, которые произойдут с ним со временем».

Мифология в мифологии объясняла создание солнца и луны, описывала нравственный ландшафт Средиземья и происхождение гольфа. Эпическая история опирается на грустные и веселые рассказы об отдельных людях. Тут есть сага о Берене, смертном, который влюбился в эльфийскую деву Лютиэн. История Эарендила Морехода, который приплыл на своем корабле в небеса с Сильмариллом на лбу, став там ярчайшей звездой. Многие истории повествуют о сильмариллах — драгоценных камнях, созданных вспыльчивым воином Феанором, который заключил в них свет деревьев Валинора, прежде чем они были уничтожены на заре мира.

«Мифотворчество обычно совершается… древними народами, людьми, чьих имен мы не знаем, — говорит Малкольм Гайт. — Но случайно получилось так, что у нас есть необыкновенный пример парня, который появился внезапно в XX веке и сам стал мифическим эквивалентом целого народа. И создал это все».

Много иронии в том, что именно лишенный личного обаяния оксфордский медиевист создал самую популярную приключенческую историю XX века. Трудно переоценить его успех. Его изобретения превратились в шаблоны. Сегодня ни одно фэнтези не обходится без вымышленных языков, эпической цивилизационной борьбы против темных сил, эльфов, драконов, волшебных миссий и мощных магических побрякушек.

«Толкин был первым, — говорит Джордж Мартин (George Raymond Richard Martin), — кто создал полноценную вторичную вселенную… В современном фэнтези окружающая среда становится сама по себе полноправным персонажем. И это благодаря Толкину».

Изначально эти книги привлекли к себе внимание контркультуры хиппи, затем стали популярны среди католиков, а потом в течение нескольких десятилетий становились все известнее среди широкой публики, пока блокбастер Питера Джексона (Peter Jackson) не сделал их достоянием массовой аудитории. Евангелические христиане любят их, но не за их дидактическую ценность: Христа нет в книгах Толкина, Аслана нет во «Властелине колец». Толкин хотел создать историю, основанную на истинах, в которые он верил, но без явной отсылки к ним.

Работы Толкина так сильно привлекают многих людей из-за его хамелеонской способности вести диалог с любым временем, местом и людьми, а также потому, что они полны идей, которые никогда не становятся идеологическими. В наши дни, когда все принято проговаривать до конца, этот подход нередко разочаровывает («Какова была налоговая политика Арагорна?» — возмущался Джордж Мартин), но великий миф не может напрямую выкладывать все ответы, считал Толкин: он должен делать это неявно через рассказывание истории.

Во «Властелине колец» финальная болезнь Фродо — неизбежный и идеальный результат сложения фактов, известных о Фродо и о разрушительной силе кольца. Также это намек на убеждение Толкина, что «воплощенные существа не могут полностью сопротивляться силе Зла в мире». «Бог из машины» (deus ex machina) — а Толкин позднее подтвердил, что за падением Фродо последовало именно божественное вмешательство, — подчеркивает это убеждение. Но в тексте на это никак не указывается: по сюжету, измученный герой решает захватить власть, и злодей поскальзывается на скале.

Новая книга «Падение Гондолина» рассказывает историю Туора, человека, который стал свидетелем гибели последнего эльфийского города, противостоявшего ужасу Моргота. Эта история написана как повесть, поэтому она более доступна, чем легендарный «Сильмариллион», но из-за того, что книга фрагментирована и не завершена, она становится крепким орешком для всех, кроме самых посвященных и преданных читателей.

Сама история покоряет: это эпический, элегический рассказ о Гондолине, хорошем, но апатичном государстве, которое скатывается в коррупцию и самодовольство. Туор, посланный с миссией богами, призывает город стряхнуть лень и отказаться от волшебной маскировки, но его призывы не слышат. Падение Гондолина неизбежно. И все же, несмотря на то, что город рушится под огненными плетями армии Моргота, ребенка, в котором заключена надежда всего народа, тайно удается вывезти за его стены. Надежда вырастает из самого мрачного момента Первой эпохи. Увы, версия рассказа 1951 года, в которой Толкин демонстрирует свой более зрелый и сложный стиль, остается незаконченной: история обрывается еще до того, как Туор входит в ворота Гондолина.

Листая хрустящие страницы новой книги, невозможно не ощутить весомость наследия, лежавшего на плечах Кристофера Толкина. Он никогда не писал собственных историй о Средиземье — не осмелился бы: уже одно редактирование «Сильмариллиона» внушало ему ужас перед возможным неодобрением отца. Несколько лет назад Бодлианская библиотека Оксфордского университета вручила ему Медаль Бодли в знак признания его «работы ученого и редактора». И вот он закончил руководить этим проектом: в прошлом году Кристофер ушел с должности директора «Толкин Истейт» (Tolkien Estate), и его издатель объявил, что «Гондолин» — последняя книга, которую он отредактирует.

Джон Толкин беспокоился, будут ли его работы когда-нибудь завершены и опубликованы. Короткий рассказ под названием «Лист кисти Ниггля» (Leaf by Niggle) дает об этом представление. Главный герой Ниггль всю жизнь рисует дерево, но отправляется в «путешествие», не закончив картину и зная, что чиновники используют его холст для починки крыши.

Когда удрученный Ниггль наконец достигает страны, которая должна символизировать небеса, он огорчается, что у него нет достижений. Но затем он поднимает глаза.

Перед ним стоит Дерево, его Дерево, — завершенное. И если можно так сказать о дереве — живое, с раскрывающимися листочками, растущими и колеблющимися на ветру ветвями, ровно такое, каким Ниггль часто ощущал его, но нередко не мог отобразить… Все листья, над которыми он когда-то работал, были именно там, где он представлял их, а не там, где ему их удалось нарисовать на самом деле; были там и другие, успевшие лишь зародиться в его уме, и много таких, которые могли бы появиться, если бы только у него было время.

Толкин хотел запечатлеть благодать, даруемую завершением и выполнением всех неоконченных начинаний, на которые была растрачена жизнь. Невольно он предсказал и усилия своего младшего сына. Ибо без Кристофера мы никогда не осознали бы истинный размах и великолепие достижений его отца. Толкин всегда считал «Властелина колец» и «Сильмариллион» «одной длинной сагой о Камнях и Кольцах». Работа Кристофера, ныне завершенная, вынесла весь этот миф, кульминацию контркультурного литературного движения, большое дерево, «растущее и гнущееся на ветру», в потоки ясного, нерасщепленного света.

Источник: inosmi.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт


Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Альбер Камю. Размышления о гильотине

Писатель и философ Альбер Камю сыграл значительную роль в отмене смертной казни во Франции и других странах Европы. 1957 году в журнале Nouvelle Revue Française он опубликовал свое знаменитое «Размышления о гильотине». В этом эссе автор рассматривает смертную казнь как абсолютное возмездие в мире, где абсолютная вина невозможна.

28.03.2019 19:00, smartpowerjournal.ru


Педагогика Чуковского

7 главных тезисов в воспитании детей

Автор «Мойдодыра», «Айболита», «Мухи—цокотухи» и еще не одного десятка детских сказок был весьма скромным, не считал себя сверх талантливым писателем. Он просто писал сказочные истории для своих детей (воспитанием которых активно занимался), для соседской ребятни и для всех встреченных в жизни малышей. Пожалуй, главным талантом самого Чуковского было отцовство: его уроки могут послужить примером для многих поколений родителей, желающих развить в ребенке одаренность и тягу к искусству.

12.03.2019 19:00, Анна Федулова, moiarussia.ru


Исаак Эммануилович Бабель: как не умертвить текст

5 правил работы с текстом

Неподражаемый новеллист Исаак Эммануилович Бабель в 20-х годах прошлого столетия сотрудничал с одесской газетой «Моряк». Редактированием материалов газеты в то время занимался Константин Георгиевич Паустовский. Он, как и все члены редакции, «жил в легком отблеске таланта» Исаака Эммануиловича и о многих удивительных моментах его творческой жизни написал в своих воспоминаниях. Автобиографическая повесть К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий» богата детальными откровениями Бабеля о «каторжной» работе возделывания собственного текста.

11.03.2019 16:00, Алена Дроздова, jrnlst.ru


Мошенники вместо бизнесменов

Предприимчивость в русской классике

Русские писатели XIX века не любили предпринимателей, не интересовались ими и не хотели о них писать — а если уж писали, то получалось известно что: мошенник Чичиков и жулик Германн. В очередном выпуске рубрики «Всевидящее око русской литературы» Светлана Волошина рассказывает о незавидной судьбе предприимчивости в русской классике.

10.03.2019 19:00, Светлана Волошина, gorky.media


Как Жан-Поль Сартр принял мескалин и его многие годы преследовал гигантский краб

Галлюцинации Сартра и страх не отличить реальность от иллюзии

Иногда, столкнувшись с необычными идеями, люди реагируют фразой: «ты чем обкурился?» или «что ты принимал?». Такое часто предъявляют философам, отвергая их теории как бред. Но, честно говоря, мыслители иногда действительно принимают наркотики. Возьмём, к примеру, Жан-Поля Сартра, который освоил рацион основателя гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона задолго до того, как тот отправился в Лас-Вегас на красном кабриолете, с чемоданчиком набитым кислотой, кокаином, мескалином и эфиром.

05.03.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.