Зачастую в нашей жизни очень велик разрыв между стремлением к переменам, как личным, так и в бизнесе, и тем, что происходит на самом деле. Так почему перемены, на которые мы уже решились и даже внедрили в свою жизнь, оказываются недостаточно значимыми и долговечными? Как осуществить изменения и где найти силы на их реализацию? «Частный корреспондент» публикует отрывок из книги «7 преобразующих навыков» издательства «МИФ».
Обычный режим: допущения, принимаемые за истину
Что такое большое, или базовое, допущение? В создаваемом нами языке мы будем называть то или иное допущение большим, или базовым, если оно не осознается как гипотеза, но принимается за истину. Словарь указывает, что допущение — это предположение, истинность которого предстоит выяснить, потому что само по себе оно может быть как истинным, так и ложным. Но большие допущения мы сразу принимаем за истину. Мы верим, то есть принимаем без капли сомнения, что вода мокрая, стол твердый, и, например, если выйдет конфликт и кто-то очень рассердится или огорчится... ну, это будет конец света.
Эти представления о конфликте, об отношении людей к нам, о нашей способности контролировать происходящее (и о прочем, что значится в третьей колонке) — для нас не просто гипотетические допущения. Мы принимаем их за истину. И вот такие принимаемые за истину допущения мы и называем «большими» (или «базовыми»*). Не мы имеем такие допущения, а они нас. Наши большие допущения рождаются в попытке назвать ускользающие от понимания и именования вещи — это что-то вроде регулирующих смысл принципов, с помощью которых мы придаем форму окружающему нас миру. Наблюдая, как люди пользуются такими формами языка, мы (авторы) пришли к проникнутому глубоким сочувствием выводу: большинство людей храбро стараются по возможности эффективно справляться с миром, очерченным их предвзятыми представлениями, основывающимися на базовых допущениях. Вам случалось, наверное, знать людей, которые, на ваш взгляд, действовали дисфункционально, деструктивно, в ущерб себе. И если бы вы могли ясно разглядеть, под влиянием каких именно базовых неосознаваемых допущений они так действуют, едва ли их поведение казалось вам от этого менее разрушительным или саморазрушительным, но вы хотя бы начинали понимать, что происходит. Иногда можно даже сказать: «Приняв те же большие допущения, я бы и сам действовал точно так же, в ущерб себе и другим».
Большие допущения в детстве...
Склонность человека создавать собственные конструкты реальности проступает во многих анекдотах о детях. Например, две маленькие девочки возвращаются из школы после урока по индийской мифологии. Одна из них впечатлена видением Вселенной, в котором мир покоится на спине слона, а слон стоит на черепахе. «Я могу себе представить мир на слоне и слона на черепахе. Но на чем же стоит черепаха?» — удивляется она. «А дальше все черепахи и черепахи», — предполагает другая. Или: родители спрашивают шестилетнего мальчика, что подарить ему на день рождения, и, к их изумлению, он отвечает: «Тампакс». Ошеломленные родители решаются спросить почему. — «Потому что с «тампаксом»», — отвечает насмотревшееся рекламы дитя, — можно ездить верхом, кататься на водных лыжах — все что хочешь можно делать».
Мы снисходительно посмеиваемся над такими историями: детские высказывания представляются нам очаровательными. Огромная разница между малыми детьми и нами, взрослыми, полагаем мы, состоит в том, что детки пока еще не разобрались, что к чему в этой жизни, но мы-то знаем. Из этого же размышления проистекает концепция взрослого человека как безусловно разумного существа. Словом, всех людей можно разделить на две категории: одни еще растут и развиваются (и таким нужна наша умная и чуткая поддержка), а другие уже выросли. Готово дело. (Вообще-то, если человек остановился в развитии, он все равно что умер, но, поскольку нас об этом не известили, мы все еще встаем по утрам, одеваемся и отправляемся на работу.)
...и большие допущения взрослых
Но мы (авторы) не считаем такое представление о «полностью взрослых» людях точным или хотя бы полезным. Не одни только дети порождают такие представления о мире, которые нужно перерасти. И не только о детях уместно рассказывать такие анекдоты. В 1750-х в Британии прошла календарная реформа, согласно которой 1 сентября того года превратилось в 12-е. Тысячи англичан страстно протестовали: у них украли двенадцать дней жизни! (Недавно мы рассказали этот случай своей подруге, та посмеялась, но потом шепотом призналась: «Я бы тоже не обрадовалась: осень — мое любимое время в Новой Англии, так красиво падают листья, обидно было бы сокращать этот сезон».)
Уже в наше время в Британии прошла денежная реформа, в новом фунте стало сто новых пенсов. Провели исследование, трудно ли старикам приспособиться к таким переменам, и один из респондентов заявил: «Да, нам, пожилым, очень непросто. Могли бы подождать, пока все старики умрут!» Одна жительница Австралии, приехавшая на год в Штаты, жаловалась, как ей неудобно водить здесь машину. «Мало того что вы ездите не по той стороне дороги, у вас даже руль с другой стороны! — восклицала она. — Сосчитать не могу, сколько раз я садилась в машину справа и мне приходилось выходить и снова садиться, уже через левую дверь. Однажды, когда я была озабочена кучей других дел, я села справа, вынула ключи, поглядела — и подумала: «Господи, до чего в Штатах дошло дело: уже и рули воруют! »».
Разумеется, прямо у нее под носом, слева, находилось доказательство, что руль никто не крал, но — вот основная загвоздка — разве кто-нибудь всмотрится? Если мы уверены в своих знаниях об устройстве мира — а в том-то и суть больших допущений: они порождают полную уверенность, — то мы и присматриваться не будем к другим возможностям. Привязанность к своим взглядам, заставляющая полностью отождествлять их с реальностью, свойственна, как мы полагаем, отнюдь не только малышам. Выйти за пределы своей перспективы, или точки зрения, взрослым так же непросто, а то и труднее, чем детям. Вот вам еще одна история. Утро, мама готовит сыну завтрак. Из его комнаты не доносится ни звука, словно он и не собирается вставать. Она идет посмотреть и обнаруживает, что он заперся изнутри. — С тобой все в порядке? — спрашивает она. — Все хорошо, — отвечает он воинственно. — Просто не хочу сегодня идти в школу. — Ладно, — говорит мама, — приведи три причины, почему ты не хочешь идти в школу. — Я не люблю школу, — отвечает он. — Учителя плохо ко мне относятся. Я боюсь детей. Вот тебе три причины. — Верно, три, — соглашается мать. — А теперь я назову тебе причины, почему ты должен пойти в школу. Во-первых, я твоя мама, и я тебе говорю, что в школу идти нужно. Во-вторых, тебе уже пятьдесят три года. А в-третьих, ты директор школы. Так трудно в любом возрасте «выйти из дома». Из своей спальни, из установившихся представлений, которые мы обжили и обустроили, которые так нам знакомы, — мы покидаем их только при крайней необходимости и ведем себя настороженно.
Маленькое упражнение для демонстрации действия привычного режима
Вот вам простое упражнение, которое поможет понять, как трудно выйти за пределы своей точки зрения. Его нам продемонстрировала Линда Бут-Суини. Вытяните руку вверх, направьте ручку (или палец) в потолок и «нарисуйте» по часовой стрелке круг, словно пытаясь изобразить его на потолке. Нарисуйте несколько кругов, а затем, продолжая вращать ручку или палец, медленно опускайте руку вертикально вниз, все время держа ручку или палец прямо, пока не начнете описывать круги уже на уровне груди. Не останавливайтесь. Теперь посмотрите на палец или ручку сверху. В каком направлении вы описываете круги? Против часовой стрелки, верно? Когда мы проводим этот эксперимент в больших группах, на фоне взрывов смеха кто-нибудь непременно восклицает: «Ой, круг пошел в другую сторону!».
Круг пошел в другую сторону? Хорошо, попробуйте еще раз. На этот раз будьте, пожалуйста, аккуратнее, когда опускаете руку и вместе с ней перемещается и ручка, постепенно оказываясь уже не над головой, а ниже подбородка. Ни в коем случае не меняйте направление движения. Вращайте по часовой стрелке, по часовой! Что произойдет, когда вы теперь глянете сверху на круги, описываемые перед грудью? Круг опять пошел против часовой стрелки, да? Выйти за пределы своей точки зрения настолько трудно, что, когда сама точка зрения меняется (именно это незаметно происходит в данном упражнении), нам проще поверить, что это случилось с миром, но не с нашим взглядом на мир. («Круг пошел в другую сторону».)
Многое из того, что предлагается под лозунгом профессионального развития, помогает нам приобрести навыки или способности, нужные, чтобы как-то адаптироваться к миру. Но адаптация все равно происходит внутри наших допущений о мире, а сами эти базовые допущения никогда не подвергаются сомнению — да мы их и не замечаем. Преобразующий подход к профессиональному развитию — такой, как наш метод семи языков, — поможет нам все чаще выходить за пределы наших базовых допущений об устройстве мира, так что мы в итоге научимся различать и изучать тот принцип, который формирует сами эти базовые допущения. Разумеется, это нелегко. Продвигаясь от главы к главе, мы обсудим практические способы тренировки ментальных мышц, которые помогут нам разобраться с базовыми допущениями — «фильтрами», через которые мы смотрим на мир. Но почему же разобраться с ними так трудно? Рассмотреть свои базовые допущения означает отделить «реальность» от «моего способа формировать реальность». Иными словами, мы приходим к рассмотрению возможности того, что наши «точки зрения» не совпадают с тем, «как на самом деле».
Это и есть классическое философское разграничение между феноменом (реальностью, которая уже оформлена, моим восприятием какой-либо вещи) и ноуменом (сущностью, или вещью самой по себе). Оно лежит в основе современного конструктивизма, опирающегося на идею, что люди активно формируют реальность, придают ей смысл, организуют свой опыт. Писатель-философ Олдос Хаксли выразил это следующим образом: «Наш опыт — не то, что случается с нами, а то, что мы делаем из того, что с нами случается».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- 5 книг об изменении климата .
Которые необходимо прочесть прямо сейчас. - Вихри враждебные XXI века в поэтических очерках Геннадия Кацова .
Геннадий Кацов, «На Западном фронте. Стихи о войне 2020 года». Издательство «Формаслов», Москва 2021 г. - Лучшие научно-популярные книги должны стать бесплатными.
- Издатель и планета Земля .
Экология книжного дела. - Лучшие и худшие книги Пелевина, по мнению критиков.
- Правда и мифы об изменении климата.
Подробно и тезисно. - Путеводитель по романам Виктора Пелевина.
Рассказываем о самых ранних и самых новых произведениях знаменитого писателя. - Викитека — библиотека Википедии .
Что из себя представляет проект свободной энциклопедии. - Не выбрасывай!
11 красивых и полезных вещей, которые легко сделать из хлама. - Как правительства скрывают проблемы окружающей среды.
Треть экологов и ученых столкнулись с неправомерными изменениями в своих исследовательских работах.