Подписаться на обновления
27 августаСуббота

usd цб 64.7380

eur цб 73.0892

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
Владимир Харитонов   понедельник, 7 июня 2010 года, 17.12

Озвучиваемая территория дисплея
РАО хочет денег от сетевого радио и интернет-ТВ


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





В распоряжении «Частного корреспондента» оказался любопытный документ — предложения Министерства культуры РФ по изменению системы коллективного управления правами авторов. Если эти предложения будут приняты, за любую музыку, выложенную самим музыкантом в Сеть — на любой коллективный хостинг или на собственный сайт, — провайдерам придётся платить Российскому авторскому обществу.

Добавится расходов и компаниям, которые показывают в Сети кино, организуют радио- и ТВ-трансляцию.

Не все читатели «Часкора», возможно, в курсе, что каждый раз, когда они заходят в кафе выпить чашечку кофе или в ресторан перекусить, они платят свои собственные деньги за музыку, которая играет в таких заведениях. Они платят композиторам, исполнителям, авторам слов, а ещё звукозаписывающим компаниям, которые много лет назад записали эти треки, которые крутятся по радио, ТВ или на CD-проигрывателях. Доплачиваем за эту музыку мы и в гостиницах, торговых центрах и прогуливаясь в городском парке. Платим, конечно, не напрямую — за нас платят владельцы заведений (и, естественно, включают эту плату в стоимость оплачиваемых нами товаров и услуг) или городские власти, которые получают от нас налоги. Отдельно платим мы (точнее, владельцы кинотеатров) даже за музыку, которую кинематографисты использовали при создании фильмов, причём совсем немало — 3% от стоимости билета.

Все эти деньги собирают общества по коллективному управлению правами (ОКУПы). Собирают независимо от того, зарабатывают ли что-то кинопрокатчики, или произведения советских композиторов исполняются на бесплатных концертах, детских утренниках, городских праздниках и т.д. Причём собирают сразу за всех авторов — как тех, которые являются членами этих обществ, так и за тех, которые никогда о Российском авторском обществе не слышали. И даже за тех, которые, как, например, авторы музыки к голливудским кинофильмам, этих выплат — по американским законам — никогда не получат.

Государство дало этим обществам право собирать деньги за каждую исполненную публично мелодию, у которой есть автор, и они используют это право на полную катушку. ОКУПы готовы брать деньги за исполнение музыки с кого угодно: с уличного музыканта за каждый квадратный метр, до которого достигает звук его инструмента, с организаторов бесплатного концерта хора ветеранов. Действительно, почему бы не брать? У денег ведь нет ни здравого смысла, ни совести.

Поют ведь не только ветераны. Тем более инициативных мытарей в лице РАО, Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и новоявленного Российского союза правообладателей, коллективно управляющих правами ничего не подозревающих об этом авторов, интересует не только публичное пение, но ещё и ретрансляция музыкальных произведений, музыкальный фон в ресторанах и отелях и даже сборы за музыку, которую авторы кинофильмов включают в свои произведения. Чтобы депутаты Думы не забыли, что проблема с коллективным управлением правами вовсе не ограничивается одним, хоть и абсолютно вопиющим случаем в Самаре, «Частный корреспондент» подготовил подборку выступлений участников заседания экспертной рабочей группы по интеллектуальным правам Государственной думы, состоявшегося 17 марта 2009 года.

Предложения Министерства культуры, с которыми все читатели «Частного корреспондента» могут ознакомиться самостоятельно , по преимуществу направлены на облегчение жизни ОКУПов. Им и правда не всегда легко: право собирать деньги за то, что в забегаловке играет радио — из расчёта 60 рублей в месяц за каждое посадочное место в пользу авторов и 65 рублей в месяц в пользу звукозаписывающих компаний и исполнителей, — не слишком укладывается в голове. Всё же эти авторы уже получили деньги за свой творческий труд как минимум однажды, когда музыка была им заказана или приобретена записывающей компанией. Кроме того, за трансляцию этой музыки уже заплатила радиостанция, зачем же платить ещё раз? Все заведения, где звучит хоть какая-нибудь музыка, должны платить — по «посадочным местам», по квадратным метрам «прилегающей» или «озвучиваемой территории» — хоть и по разным ставкам, но независимо от того, что это за заведение, будь то школа, музей, выставка, клуб или аэропорт.

«О, плательщики этих сборов часто не понимают, что они должны! Должны! Должны! Должны платить РАО, ВОИС и прочим». А ещё должны платить продавцы чистых болванок CD и DVD, флешек и винчестеров. Потому что каждый пользователь имеет возможность записать понравившуюся ему музыку на эти носители. И неважно, что CD с записью музыкального альбома он уже купил за деньги. Даже неважно, будет ли он это делать или использует чистый диск для записи архива семейных фотографий. Если может записать музыку, пусть платит. Опять же не напрямую, а через импортёров этих товаров и оборудования.

По закону РАО представляет интересы чуть ли не всех авторов мира, даже если с ними не заключён договор, просто по умолчанию. На этом же основании без доверенности, подписанного договора, да и просто без ведома авторов РАО подаёт от их имени иски в суд. Но! Чтобы автору получить вознаграждение, необходимо соблюсти два условия.

В голове, может быть, всё это и не очень укладывается, поскольку, согласитесь, противоречит здравому смыслу, но ОКУПы недовольны тем, что законодательство и подзаконные акты правительства не всегда последовательны в плане организации таких сборов. Сомнений в том, что предложения Министерства культуры инспирированы ОКУПами после прочтения публикуемого документа, никакого не возникает: все эти предложения нужны именно ОКУПам. Им нужно, чтобы авторские отчисления прописывались в сметах расходов бюджетных организаций всех уровней, дабы ни у кого не возникало желания не платить, ссылаясь на необходимость проведения тендера или ещё какие-нибудь юридические «благоглупости».

А ещё ОКУПы хотели бы, чтобы нормы отчислений устанавливались правительством. Тогда больше никто не будет пытаться рядиться с РАО, сколько именно платить с «метров озвучиваемой территории». Правда, в этом случае может возникнуть подозрение, что тем самым де-факто произойдёт введение нового налогового сбора, но ОКУПы это не беспокоит.

Больше их беспокоит появление электронных билетов в кино, учесть которые технически они не могут, а смотреть спокойно на утекающий доход тяжело и больно, тем более что две трети фильмов, демонстрируемых в России, произведены за границей, а значит, собранные «для композиторов» деньги попадут в общий кошелёк РАО и перераспределятся между российскими музыкантами.

И, наконец, самое интересное в предложениях министерства авторских сборов: «По различным оценкам, более 5 млн пользователей в России ежемесячно слушают интернет-радио, не менее регулярно смотрят интернет-телевидение. Очевидно, что «очистка» авторских прав в данной сфере должна осуществляться по аналогии с эфирным и кабельным телерадиовещанием, то есть с помощью аккредитованной организации. Однако нормами ГК РФ это не предусмотрено. В данной ситуации необходимо расширение полномочий аккредитованной организации и предоставление ей права заключать «расширенные» лицензионные договоры и в этой сфере. На сегодняшний день незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет является одной из самых важных и обсуждаемых проблем российскими правообладателями. Однако в связи с отсутствием в России одной организации по коллективному управлению правами, полномочной представлять всех правообладателей, «очистить» музыкальный контент в абсолютном большинстве случаев не представляется возможным.

Включение в число сфер деятельности, подлежащих государственной аккредитации, сферы интернета позволит поэтапно решать проблему пиратского использования произведений в Сети».

Массовое распространение широкополосного доступа в последние годы создало технические возможности для создания или даже перевода в Сеть тех СМИ, которые до того пользовались только эфирной трансляцией — радио и ТВ. Кроме того, всё большую популярность — в том числе и в Рунете — приобретают и онлайновые сервисы для просмотра фильмов типа ivi.ru или tvigle.ru и прослушивания музыки типа Spotify и Pandora, о которых немало писал «Часкор».

Вы представляете? Все эти легальные сервисы показывают фильмы всем желающим, причём некоторые — бесплатно (то есть вместе с рекламой), и ничего не платят ОКУПам, наивно полагая, что понятие публичного исполнения музыкального произведения к интернету не относится. Какое раздолье и какой лакомый кусок для ОКУПов!

«Все авторские и смежные права на музыку взяты нами у правообладателей, а значит, они уже «очищены», и дополнительно платить нам просто не за что. К Российскому авторскому обществу у меня вообще сложное отношение, я не считаю, что это цивилизованная форма рыночных отношений. Сервис фактически установлен «по умолчанию» и навязывается даже тем авторам, которые ни о чём таком не просили. Кроме того, стопроцентный перенос офлайновой системы управления правами в онлайн работать в любом случае не будет, это другая медиасреда. Загрузка файла пока ещё не приравнена к публичному показу кинофильма, а видеохостинг не приравнен к СМИ», — прокомментировал «Часкору» свою точку зрения гендиректор Tvigle.ru Егор Яковлев.

Однако генеральный директор компании Digital Access Анна Знаменская (эксклюзивно поставляет контент на видеосервис ivi.ru и другие видеопорталы) придерживается иной точки зрения: «Если бы РАО действительно занялось сбором авторских отчислений в интернете, оно бы нам очень помогло. Сегодня мы сами, собственными руками, занимаемся «очисткой» прав и заключением договоров. Это огромная бумажная работа. К тому же зачастую узнать, кто автор музыки и слов и кому платить, мы просто не можем. Именно поэтому мы, например, не можем решить вопросы с юмористическими шоу, где есть музыка. Например, КВН: у них не очищены права на музыку, которая используется во время выступлений команд, а собирать их по одной песне — это нереально. Так что РАО могло бы решить наши проблемы, и мы готовы с ним сотрудничать».

У вас есть сомнения в том, как же рассчитать ставку авторского вознаграждения в таком случае интернет-ТВ и радиостнаций? Напрасные сомнения. РАО давно уже это умеет. С 1 января 2010 года вступило в силу постановление РАО № 15 от 18 декабря 2009 года, утверждающее ставки авторского вознаграждения за демонстрацию произведений изобразительного искусства и фотографических произведений в интернете. 410 рублей за картинку, если она провесит у вас на сайте год. Имеются скидки. Значит, и для музыки что-нибудь придумают.

Почему-то не возникает никаких сомнений в том, что, как только ОКУПы «доберутся» до трансляции в Сети, они заметят, что музыкальные произведения в интернете не только «транслируются», но и выложены в свободном доступе на самых разный сайтах — личных страницах музыкантов и групп, на коллективных хостингах типа «Музыкального хостинга» в библиотеке Максима Мошкова и т.д. И никто за это не платит композиторам, исполнителям, создателям фонограмм! (Напоминаю для забывчивых: ОКУПы собирают деньги за ВСЮ музыку, в том числе и созданную авторами, которые вовсе не просили управлять их правами.) Кого тогда обяжут платить «авторское вознаграждение» — хостинг-провайдера или интернет-провайдера — второй вопрос. Какая разница, с кого брать деньги, если их можно будет требовать и за «озвучиваемые» пиксели.

«Мы ходили в РАО несколько лет назад, когда писали с моим студентом диплом по авторским правам на вещание аудиоконтента в интернете. Два года назад Фёдоров и Ко обсуждали перспективы интеграции российского сегмента в правовое пространство консорциума Creative Commons, адаптированного к условиям информационных супермагистралей кодекса прав создателей и обязанностей пользователей цифрового контента. Мы и фонограмму с той встречи опубликовали, и передачу по этой теме с экспертом делали — всё есть на сайте. Мы следим за развитием процесса с Creative Commons, но прорыва пока не фиксируем, — говорит главный редактор образовательной интернет-радиостанции журфака МГУ (Fmgu.ru Александр Ганюшин. — Вообще-то студенческие интернет- и FM-радиостанции, например, в США никакими рамками не ограничены: если авторский контент используется в учебных, образовательных, то есть некоммерческих целях, крутите, что хотите, только без рекламы. Так гласит закон. У нас таких норм не существует, но мы стараемся действовать в рамках глобальной сетевой этики: если используем музыку, то ссылаемся на источник, публикуем плей-листы музыкальных сетов. К том же у нас нет рекламы.

Теоретически мы готовы ко встрече с РАО, знакомы с Фёдоровым, юридически подкованы, законопослушны. Теперь дело за государством, которое либо подтолкнёт нас в объятия друг другу, либо избавит от лишней бюрократии и судебных исков», — подытоживает г-н Ганюшин.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



В Госдуму внесли законопроект о праве сжигать историю

Группой депутатов Госдумы РФ внесен законопроект под наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 804132-6).

01.06.2015 09:30, Temych


Праздник весны и блокировок

Правообладатели приготовились заблокировать более 700 ресурсов с кино и музыкой 1 мая

1 мая в силу вступят поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так называемый расширенный антипиратский закон. Если сейчас Мосгорсуд может вносить сайты в черный список Роскомнадзора только из-за пиратских фильмов, то новая версия закона распространяется и на другие виды контента — аудио, книги и софт. Кроме того правообладатели смогут навсегда блокировать ресурсы за неоднократные нарушения. На настоящий момент не ясно, будут ли учитываться нарушения, совершённые до 1 мая.

21.04.2015 12:00


Цензура соцсетей для СМИ может быть пострашнее государственной

Почему Facebook страшнее Роскомнадзора

Когда говорят об угрозах для интернет-СМИ, как правило, имеют в виду угрозы со стороны государства. В первую очередь речь идет о законодательных ограничениях и практике правоприменения - проще сказать, о пресловутых блокировках. Однако есть еще одна серьезная опасность, и исходит она от кое-чего, никак не связанного с государством, вполне с нашей точки зрения прогрессивного и совершенно не воспринимающегося как угроза. Это кое-что, тем не менее, может гораздо быстрее, чем иные власти, незаметно уничтожить интернет-СМИ или существенно их видоизменить.

15.04.2015 09:00, Александр Плющев


Глубже, чем PRISM

Анализ технической реализации «налога на интернет»

«Гипросвязь», крупнейшая отраслевая проектная организация, представила заключение о возможности технической реализации концепции глобального лицензирования на сетях операторов связи, более известному как проект закона о налоге на интернет.

03.03.2015 14:00


Минкомсвязи обнародовало перечень сайтов, доступ к которым будет предоставляться бесплатно

Общественное обсуждение

Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение проект своего приказа под наименованием «Об утверждении Перечня сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которым предоставляется бесплатно».

27.02.2015 11:30, Temych


Культурный абонемент не востребован

РСП предлагает налоги, Президент – общественное достояние

Расширение «антипиратского» законодательства не решает проблемы нелегального распространения контента в Сети, что подтверждает и новая инициатива Российского Союза Правообладателей, предлагающего ввести «налог на Интернет». Однако государство готово попробовать иной путь: Владимир Путин уже поручил кабмину обеспечить российским гражданам открытый доступ к советскому кино, а ведь с кино, как известно, и начиналась антипиратская кампания.

09.12.2014 09:00, Наталия Трищенко


Максимилиан Робеспьер: «Свобода печати должна быть полной и безграничной, или она не существует»

Речь о свободе печати

220 лет назад, 28 июля 1794 года, умер Максимилиан Робеспьер. Свою знаменитую речь он произнёс в Обществе друзей Конституции в мае 1791 года. Тогда же она была издана Национальной типографией. На русский язык брошюра Робеспьера была переведена в 1906 году.

05.08.2014 10:00


Расширение режима «общественного достояния»

Советское культурное и научное наследие освобождается от оков копирайта

И снова об авторском праве. Но уже с позитивом. После целой серии законодательных кнутов (законов, регулирующих гражданско-правовой оборот контента в сети, антипиратского закона, а также предложений на высшем уровне о его расширении и ужесточении) в Госдуме появился первый пряник для народа. Речь идет о законе, освобождающем все советское культурное и научное наследие из под оков копирайта.

26.05.2014 14:00


Регулирование интернета

Беседа журналиста Александра Плющева с вице-президентом ICANN Михаилом Якушевым и управляющим партнером агентства Notamedia Сергеем Оселедько в эфире радио «Эхо Москвы»

Если интернет должен был бы пережить атомную войну, то уж наверное какого-то рода ограничения на тип канала он переживет. Конечно, будет сначала неудобно, но потом все восстановится. Если разлилась река и затопила дорогу – построят мост, сделают обходную дорогу, если это реально нужно. Вот и с интернетом также - какое-то решение будет найдено. Главное, очень четко понимать, в каких целях вводится ограничение, какая общественная необходимость в этом существует, какие и чьи мы пытаемся защитить права.

07.05.2014 16:00


Локальный рунет

До такого не додумались даже в Китае

По данным СМИ, администрация президента намеревается ужесточить контроль над сетями связи. Заявленная цель реформ — обезопасить российский интернет от внешнего влияния. Эксперты считают, что предложенные меры, напротив, делают Рунет более уязвимым.

30.04.2014 14:00






 
 

Новости

Арианна Хаффингтон покидает Huffington Post
Главный редактор уходит из издания, чтобы сосредоточиться на новом проекте, посвященном здоровому образу жизни и борьбе с «выгоранием на работе».
Лукоморье и Роскомнадзор хотят помириться
Лурк не стал белым и пушистым, но оказался в ситуации, когда случайно выполнил требования Роскомнадзора
Amazon обошел Netflix, подписав контракт с бывшими ведущими Top Gear
Еще неназванное шоу будет запущено в 2016 году на три года.
Итоги конкурсов по авторскому праву
Ассоциация интернет-издателей и Российская государственная библиотека завершили конкурсы «Актуальные вопросы авторского права: общественное достояние» и «Библиотека в информационную эпоху: авторское право и оцифровка произведений»

 

 

Мнения

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.