Подписаться на обновления
25 маяПонедельник

usd цб 49.7901

eur цб 55.5508

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияВостребованное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние 
Анастасия Алексеева   среда, 8 апреля 2009 года, 10.21

Кто спасёт «Рамблер»?
Вместо того чтобы стать русским Yahoo!, «Рамблер» может повторить судьбу АвтоВАЗа


Поисковая система и Портал Рамблер
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В середине апреля в интернет-холдинге «Рамблер» к работе приступит новый гендиректор — Ольга Турищева, ранее занимавшая пост директора по развитию венчурного бизнеса и директора по маркетингу «Вымпелкома». Но решит ли все проблемы холдинга косметический ремонт «фасада» в то время, когда ему необходим ремонт капитальный? «Часкор» опросил ряд аналитиков, и выводы неутешительны.

В середине апреля в интернет-холдинге «Рамблер» к работе приступит новый гендиректор — Ольга Турищева, ранее занимавшая пост директора по развитию венчурного бизнеса компании «Вымпелком» (бренд «Билайн»), а до этого — директора по маркетингу. По сообщению «Коммерсанта», главной задачей Турищевой станет разработка новой стратегии «Рамблера», которая поможет максимизировать аудиторию портала.

Помимо Ольги Турищевой, сменившей на посту гендиректора «Рамблера» Марка Опзумера, 26 марта холдинг объявил о назначении нового председателя совета директоров. Им стала Юлия Соловьёва, исполнительный вице-президент «Проф-Медиа», заменившая Роберта Брауна. Уход иностранцев из руководства компании связан в том числе и с позицией министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева, заявившего в интервью «Ведомостям»: «Мы бы хотели, чтобы те российские компании, которые имеют лидирующие позиции (в том числе технические) в интернете, например поисковики, оставались российскими», как с точки зрения собственности, так и интеллектуального потенциала

Напомним, что помимо портала Rambler.ru холдинг также владеет интернет-газетой Lenta.ru, сайтом сравнения товаров Price.ru (выкупленным в своё время у нынешнего директора по развитию «Рамблера» Аркадия Морейниса), сервисом контекстной рекламы «Бегун» (совместно с УК «Финам») и некоторыми другими активами. Выручка холдинга в 2008 году составила 110 млн долларов, рентабельность по EBITDA — на уровне 10—15%.

По данным TNS, в феврале 2009 года дневная посещаемость (в будни) Rambler.ru составляла 3,5 млн человек. Месячная доля поисковика составила в том же феврале 5,8%, тогда как год назад она была выше в 2,5 раза — 14,3%. В результате такого падения «Рамблер» выбыл из тройки лидеров самых популярных поисковиков России, уступив место поисковику на портале Mail.Ru, где стоит движок «Яндекса» (остальные два — «Яндекс» и Google).

Лучшее — враг хорошего

Эксперты объясняют столь критическое положение поисковика кардинальной сменой стратегии развития интернет-холдинга. Вместо того чтобы концентрироваться на традиционно сильном поиске и соответствующих технологиях, а также на каталоге интернет-сайтов Топ-100, который долгое время оставался признанной фишкой «Рамблера» и лидером в своём сегменте, холдинг предпочёл переориентироваться на медийное направление.

Вместе со сменой дизайна, который в результате изменений потерял целостность и монолитность, упор теперь делается на развлекательных сервисах: «Друзьях», которые работают как агрегатор социальных сетей, MyRambler, представляющем собой настраиваемый под индивидуальные потребности вход в Сеть и всевозможных виджетах.

«На мой взгляд, идея о том, что «Рамблер» — это медийный ресурс, идиотская. «Рамблер» — это навигационный сервис, и портал нужно строить вокруг этого ядра. Стержень есть у всех. У Mail.Ru это почта, у «Яндекса» — поиск, у РБК — финансовая информация, у «Одноклассников» — одноклассники. Когда же мне говорят о том, что «Рамблер» — развлекательный портал или медийный, я не вижу стержня. При этом «Рамблер» губит Топ-100 и поиск, которые когда-то занимали в соответствующих нишах лидирующие позиции, а на первый план выдвигает проекты, которые далеки от того, чтобы стать первыми в своих областях», — прокомментировал «Часкору» аналитик медиарынка на правах анонимности.

Один из основных источников дохода «Рамблера» — сервис по размещению контекстной рекламы «Бегун» (владеет совместно с УК «Финам»; делит рынок с аналогичным сервисом от «Яндекса» — «Яндекс.Директ»). В середине 2008 года «Рамблер» пытался продать «Бегун» корпорации Google, однако сделка была запрещена ФАС (при этом поиск Google должен был заменить поиск на Rambler.ru). По иронии судьбы ФАС оказала «Рамблеру» большую услугу. Если бы холдинг лишился этого стратегического актива, его стоимость упала бы в разы. Однако твёрдое намерение «Рамблера расстаться с «Бегуном» опять свидетельствует о недальновидной стратегии холдинга

Подробнее обновлённый дизайн и структуру портала для «Часкора» прокомментировала ведущий специалист USABILITYLAB Анна Галахова: «Я полагаю, что «Рамблер» хотел продвинуть самые часто посещаемые сервисы и позиционироваться в большей мере как портал, нежели как поисковая система. В целом новый вариант лучше, чем старый. «Проще найти то, что нужно, и тяжелее — то, что не нужно», по выражению одного из постоянных пользователей «Рамблера». Самые популярные сервисы (новости, погода, курсы валют) вынесены на более значимые места, хотя некоторые из них, наоборот, опустились вниз (гороскопы и знакомства). Причина такой разницы непонятна.

Что касается минусов обновлённой структуры, то их тоже хватает.

На главной странице стало больше информации, следовательно, найти каждый раздел сложнее. Сайт стал выглядеть перегруженным.

Если в старой версии было два основных каталога, то теперь список сервисов «Рамблера» стал выделяться как более важный. Приоритизация — это хорошо, однако непонятно, почему центральное место продолжает занимать каталог Топ-100. В любом случае сейчас между каталогами существует конкуренция, и эту борьбу Топ-100 явно проигрывает, не в силах состязаться по визуальной привлекательности с ярким каталогом сервисов.

Кроме этих двух каталогов, на странице существует ещё два: список ссылок над поисковой строкой и категоризатор новостей. Коль скоро списков уже четыре, то очень сложно запомнить, в каком списке искать тот или иной раздел. Всё довершается наличием в этих каталогах с разным назначением совершенно одинаковых ссылок.

При этом новая версия продолжает страдать некоторой неряшливостью. В информации, размещённой внизу страницы, не чувствуется структуры: блоки разного размера и совершенно непонятно, по какому принципу именно они расположены именно так. Хаотичность в расположении элементов снижает эмоциональную удовлетворённость, которая призвана увеличить количество повторных посещений».

Скажи мне, кто твой друг

Одним из самых раскручиваемых сервисов нового «Рамблера» стали «Друзья», которые по технологии RSS позволяют собирать в единую ленту сообщения всех социальных сетей и блогов пользователя. Однако, несмотря на рекламу, популярности сервис пока не снискал.

Александр Харитонов, основатель и гендиректор агрегатора социальных сетей BestPersons.ru и конкурента «Друзей»: «По моему мнению, при проектировании ресурса «Рамблер» совершил ряд ошибок, и это отрицательно сказывается на популярности «Друзей». Главной ошибкой стал запуск сырой версии одновременно с рекламной кампанией, непродуманность интерфейса — возможно, из-за сложностей интеграции сервиса в портал «Рамблера». Неправильно было и копировать часть функционала и интерфейсных решений с BestPersons.ru (который был запущен раньше, в 2007 году) при неверной расстановке акцентов и отсутствии мотивирующих факторов для пользователей. При такой концепции аудитория сервиса не сможет достичь ожидаемого уровня».

Неудачным проектом «Рамблера» можно признать и «Авторамблер», который довольно широко представлен на главной странице портала. По статистике Топ-100, сегодня проект занимает 21-ю строчку в категории «Авто и мото», и это несмотря на то что на рекламу сервиса было потрачено значительное количество средств, дизайн был заказан студии Артемия Лебедева, а посещаемость была во многом гарантирована интеграцией с другими проектами «Рамблера». Для сравнения: 7 апреля лидер сегмента — cars.auto.ru — собрал 137 800 посетителей, auto.mail.ru — 84 300, а «Авторамблер» — 11 100

По словам Александра Харитонова, к положительным сторонам «Друзей» можно отнести привлечение уже существующей аудитории проектов «Рамблера», аккуратное форматирование импортированных записей и наличие программы для компьютера, которая уведомляет о новых записях друзей. А к минусам — то, что у сервиса только одна основная функция — френдлента, при этом ресурсом неудобно пользоваться, а какие-либо оригинальные или полезные функции, которые бы привлекли новую аудиторию, отсутствуют.

По сравнению с «Рамблер.Друзьями» плюсами своего ресурса создатель BestPersons.ru считает удобное добавление записей в свои блоги из единого интерфейса; ленту популярных записей, за которые проголосовали пользователи BestPersons.ru; удобный виджет «Я в интернете» с иконками сайтов пользователя; встроенный микроблог и мессенджер и ещё некоторые функции.

Впрочем, общими недостатками такого рода агрегаторов Александр Харитонов справедливо считает сложности с монетизацией, преимущественно гиковскую аудиторию и существенную зависимость от сторонних сервисов.

Не тех людей нанимаете!

Так в чём же причина того, что интернет-портал, который был лидером в области информационных технологий, может стать аутсайдером? Источник «Часкора» на медиарынке считает: причина в том, что холдинг раз за разом нанимает неподходящих людей для руководства компанией.

«В отличие от Mail.Ru, «Яндекса» и даже РБК, бизнесом «Рамблера» владеют финансисты, которые преследуют чисто финансовые цели. И хотя владельцы РБК оказались крайне хитрыми и надували стоимость акций, они всё-таки сами свой бизнес построили. «Рамблер» же демонстрирует пример того, что происходит с интернет-бизнесом, если инвесторы его рассматривают как чисто финансовый актив. Это привело к тому, что длительное время работу сервисов поддерживали только сисадмины, никак не развивая ресурс», — считает источник.

Не так важно, однако, на чьей стороне ФАС. Гораздо важнее, что «Рамблер» и «Проф-Медиа» заранее не провели все необходимые переговоры и не позаботились о том, чтобы потом не возникло досадных оплошностей. Ведь стремление ФАС действовать в интересах сегодняшнего лидера рынка можно также объяснить стремлением спасти погибающую на глазах легенду российской информационной индустрии — и заставить Google конкурировать с «Яндексом» по-честному. Ведь силы и так не равны: по крайней мере «Яндекс» не может запускать собственные спутники.

И далее поясняет: «Уже в течение восьми лет «Рамблер» последовательно нанимает неправильных людей на ключевые посты. А если и попадается кто-то понимающий, то ему не дают денег и полномочий. Как в том анекдоте: милиционеру дали пистолет — и крутись как хочешь.

Морейнис понимает в интернете, но ему не дали толком ничего сделать и выкапывали картошку каждый день посмотреть — не проросла ли? А потом Морейнису сказали: не важно, что ты разрабатывал всё это время, — мы продадим поиск Google, и все дела.

Сейчас история снова повторяется: все, кто имеет отношение к интернету, отказались идти работать в «Рамблер». А инвесторы рассудили, что телеком и Сеть — одно и то же. Как-нибудь разберутся. Ошибка такого подхода состоит в том, что интернет — это медиабизнес, а телеком — нет.

Поэтому, думаю, Турищева уволится не позже чем через год. Когда нет продукта, его невозможно маркетировать. «Рамблеру» нужно не лакировать фасад, а делать капитальный ремонт».

Другой эксперт в интернет-бизнесе в приватной беседе с «Часкором» упомянул, что считает «Рамблер» загубленной компанией, которая постепенно тихо потонет, будь туда назначен хоть сам Билл Гейтс.

Советник генерального директора ИД Media3 Василий Гатов подтвердил в интервью «Часкору»: «Есть только две формы существования холдинга: фонд прямых инвестиций, когда ты владеешь активами, нанимаешь очень хороших менеджеров на каждый актив, забираешь максимум прибыли и перераспределяешь её по мере необходимости инвестиций. Второй вариант — холдинг с жёсткой вертикальной или горизонтальной интеграцией, но это зависит от того, есть ли единая продуктовая линейка. В РБК — по крайней мере так видно снаружи — не было ни реальной интеграции, ни хотя бы имитации фонда прямых инвестиций».

То же самое написал в своём ЖЖ и Антон Носик, поставив к своему посту заголовком цитату из басни «А вы, друзья, как ни садитесь...»: «Прочитал тут про очередные кадровые перестановки в директорате «Рамблера». На моей памяти это примерно десятая перетряска топ-менеджмента в многострадальном холдинге. И если его не надумают закрыть в ближайшие месяцы, списав все убытки на кризис, то явно не последняя. Лозунг нынешних кадровых перестановок — «Интернетчики, вон из интернета!».

Многолетняя операция по избавлению руководства «Рамблера» от людей, понимающих хоть что-нибудь в интернете, похоже, блестяще завершена».

Чтобы исправить положение дел, по мнению опрошенных нами аналитиков, нужно честно признать, что с бизнесом «Рамблера» всё очень плохо, нанять интернетчиков и вложить деньги, в том числе в развитие поисковых технологий. На конец 2008 года «Рамблер» получил чистого кэша порядка 18 млн долларов, и говорят, что «Проф-Медиа» все эти деньги из «Рамблера» высосал. Так что пока холдинг не продадут кому-то, кто вдруг сообразит, что тут нужны интернетчики, которым дадут карт-бланш, ничего не изменится.

Мобильная версия «Рамблер»

Ещё одной возможностью вытащить «Рамблер» снова в лидеры отрасли могли бы стать мобильные сервисы рамблеровских ресурсов. Конечно, что-то в этой сфере делает сегодня большинство порталов, однако, создав полноценный мобильный вход в Сеть, «Рамблер» получил бы шанс реанимировать свой поиск и портал в целом.

Однако весьма вероятно, что и здесь «Рамблер» совершил стратегический просчёт. 2 апреля «Ведомости» сообщили, что «Рамблер» продал компании Plastic Media своего провайдера мобильного контента — SMX Com, предоставляющего дополнительные услуги сотовой связи, основанные на СМС, и контент собственного и стороннего производства — рингтоны, картинки и игры. При этом холдинг заключил с Plastic Media стратегическое партнёрство: компания будет развивать дополнительные услуги «Рамблера». При этом холдинг сохранит выручку от мобильных сервисов и сократит свои операционные расходы, приводятся в пресс-релизе слова финдиректора «Рамблер Медиа» Никиты Сергиенко.

Чтобы понять, что «мобильный» шанс для «Рамблера» вполне реален, достаточно посмотреть на то, что сегодня делает в этой сфере Yahoo!, с которым так любили когда-то сравнивать «Рамблер». Мобильная версия Yahoo! Mobile для iPhone объединяет в одном портале такие сервисы, как Yahoo! oneSearch, Go, oneConnect и onePlace. По функциональности и внешнему виду она напоминает iPhone-приложение, разве что некоторые возможности реализованы иначе. Помимо этого, вышла обновлённая версия Yahoo! Messenger для iPhone.

На Roem.ru отмечают, что путь, которым идёт Yahoo!, в России пытается повторить Mail.Ru, делая ставку на развитие мобильных сервисов и приложений. Объявляя о покупке компании Smape, разработчика ICQ-клиента для мобильных платформ, генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин говорил: «Всё больше россиян обзаводятся портативными устройствами с выходом в интернет. Так что мобильный интернет — перспективное и быстрорастущее направление, которому мы уделяем большое внимание».

«Рамблер» пока что и тут отстаёт от конкурентов.

Сервис m.rambler.ru представляет собой усечённую версию Rambler.ru с почтой, погодой и новостями. Собственно новости взяты с самого «Рамблера», Lenta.ru, «РБК daily», «Комсомольской правды» и BBCRussian.com. Далее в рубрике «Бизнес» снова идут новости, но уже более специализированные: с «Рамблера», РБК, Banki.ru, Газеты.ру и Rb.ru. В рубрике «Спорт» мы снова видим новости, но уже спортивные, в рурике «Авто» — автомобильные, в «Интернете» — обзоры IT-рынка, а в рубрике «Леди» — обзоры женских онлайновых ресурсов. Единственный подраздел с развлечениями, который так и называется, выглядит и вовсе скучно: фотографии, анекдоты и открытки — и совсем мало похож на то, на что мобильные пользователи будут с готовностью тратить своё время и платить деньги.

---------------

Справка Википедии. Рамблер.

Рамблер Медиа — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского интернета, информационный портал.

Рамблер создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков.

Контрольный пакет Рамблер Медиа (около 48,8 % акций), ранее принадлежавший инвестиционным фондам, в октябре 2006 был выкуплен холдингом «Проф-Медиа» ориентировочно за 230 млн долларов.

С марта 2007 года генеральным директором компании Рамблер является Марк Опзумер. Зимой 2009 года Опзумер покинул свой пост. С апреля генеральным директором Рамблер должна стать Ольга Турищева, директор по развитию венчурного бизнеса компании «Вымпелком».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Большие надежды

Новые медиа — не место для романтиков

Инвесторы выше оценивают медиакомпании, начинающие свой бизнес в новых рыночных сегментах, нежели прибыльные ИД, работающие на старых рынках, — к такому выводу пришли медиаменеджеры и независимые аналитики, собравшиеся на круглый стол ГИПП «Инвестиции в медиабизнес».

01.07.2011 10:00, Анастасия Алексеева


Раф Шакиров: «Информацию в России контролируют чиновники»

Интервью бывшего главреда DailyOnline.ru

Сегодня у нас в гостях известный журналист Раф Шакиров. О политической ситуации в стране, о роли прессы и правилах игры на информационном поле с ним беседует шеф-редактор журнала «Журналист» Мария Владимирова.

21.02.2011 17:30, Мария Владимирова


Вышла книга о смерти газет

Предисловие автора

В издательстве «Книжный мир» вышла книга Андрея Мирошниченко, колумниста, медиааналитика и руководителя Школы эффективного текста, «Когда умрут газеты». Автор не только предсказывает точные даты похорон бумажной прессы, но и досконально разбирает причины заката печатной эпохи. «Часкор» публикует отрывок из книги.

14.02.2011 15:24, Андрей Мирошниченко


Раскол четвёртой власти

СМИ по-разному пытаются найти своё место в будущем, и Guardian определённо выбрала путь открытого и коллаборационистского СМИ

«Часкор» перевёл ставшую за прошедшую неделю культовой лекцию главного редактора британской газеты The Guardian Алана Расбриджера и представляет её вашему внимания с разрешения автора.

29.11.2010 09:46, Алан Расбриджер, главный редактор The Guardian


Больше никакой бумаги

U.S. News & World Report ушёл в Сеть

Американский журнал U.S. News & World Report, принадлежащий ИД U.S. News Media Group, куда также входит газета New York Daily News, прекращает выходить на бумаге. В декабре 2010 года журнал последний раз порадует читателей своими печатными страницами, после чего на постоянной основе будет издаваться только в интернете.

11.11.2010 08:03, Анастасия Алексеева


Дело «Инфокса», или История большой лжи

Этапы большого вранья

Этот блог создан бывшими сотрудниками федерального онлайн-издания Infox.ru. Здесь будет рассказана не самая приятная история из нашей жизни. Ещё чуть более полугода назад никто из ста с лишним журналистов и прочих работников большой редакции и предположить не мог, что часть из нас станет жертвами банального, но от этого не менее отвратительного кидалова со стороны работодателя.

25.10.2010 16:52, infoxgate


«Русский Newsweek» закрыт

Журнал не смог найти новых инвесторов

«Русский Newsweek» закрыли действительно по экономическим соображениям, и не нужно искать тут политику. Трудности испытывает и сам по себе формат общественно-политического еженедельника, и российский рынок, и «Аксель Шпрингер».

18.10.2010 14:55, Анастасия Алексеева


Too good to be closed

«АртМедиа Груп» прекратила существование

Несмотря на слухи, которые ещё недавно муссировались в прессе — Openspace.ru, дескать, куплено структурами Романа Абрамовича, — интернет-издание по-прежнему находится в поисках инвестора. А юридическое лицо, стоящее за порталом, ликвидировано.

21.05.2010 09:10, Анастасия Алексеева


Виктор Шкулев: «Не нужно бояться интернета»

Президент ИД HFS о посткризисной ситуации на журнальном рынке

Президент Издательского Дома Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев рассказал «Часкору» о современном медиарынке; о том, что происходит с глянцем, а также поделился мнением по поводу некоторых журналов.

12.05.2010 18:40, Лилия Скопинцева


Просторы на продажу

Openspace.ru ищет новых инвесторов

Как стало известно «Часкору», Openspace остро нуждается в финансовой поддержке. Интернет-портал, освещающий вопросы культурной жизни, начал испытывать большие трудности после того, как его владелец Валерий Носов оказался под следствием, что уже привело к финансовому кризису в издании.

09.04.2010 12:18, Анастасия Алексеева






 
 

Новости

Путин поручил создать программу развития Рунета и ликвидировать пиратство
Предложения в области защиты прав российских правообладателей должны быть подготовлены до 1 июля.
Роскомнадзор впервые заблокирует приложения из App Store и Google Play
Это будет первый случай блокировки приложений, утверждают в ведомстве. Речь идет о приложениях с книгами Саида бин Али бин Вахф аль-Кахтани «Крепость мусульманина.
Свет «РОСсвета»
Правительство поддержало идею создания патриотического телеканала для молодежи.
Вынесены первые судебные решения по обновленному антипиратскому закону
Предметом заявлений в суд стали песни группы Artik & Asti.
Роскомнадзор пригрозил Facebook, Twitter и Google штрафами и блокировками
Речь идет о штрафах и блокировке страниц с противоправной информацией.

 

 

Мнения

Александр Феденко

Всё о Красной Шапочке

Александр Феденко о тайне «Красной Шапочки» и недетской изнанке детской сказки

Написать о «Красной Шапочке» я собирался давно –лишь на первый взгляд сюжет этого произведения прост, а мораль понятна. На самом же деле история жутко темная и совсем не детская.

Михаил Эпштейн

Христос, припавший к Земле: Стэнли Спенсер

Художник не обязан быть богословом. Но коль скоро он обращается к библейскому сюжету, ему поневоле приходится брать на себя роль толкователя Священного Писания, а тогда уже недалеко и до ереси, пусть и с благочестивыми намерениями. Это заключительная часть маленького триптиха "Богословие в красках" , начатого публикациями Ева и Змей. Загадка Джоконды о Леонардо да Винчи и Распятие как Вознесение о Сальвадоре Дали.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Дмитрий Бавильский

Чёрный квадрат «Синей птицы»

Новая постановка Бориса Юхананова идет в «Электротеатре Станиславский» три дня подряд

Это, конечно же, новый, прорывной театр. Пройдёмся по этажам этой многосоставной постановки, позволяющей понять как устроено поисковое современное искусство.

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Феденко

Вспомнил… (inmemories)

Году литературы, ярко начавшемуся с пожара в библиотеке, посвящается

Эпоха бумажных книг действительно уходит. Это естественно, уносятся прочь старые привычки, предметы времени, имена. Стираются из жизни и из памяти.
Вспомнил я тут… даже не историю, а просто – вспомнил.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Михаил Эпштейн

Распятие как Вознесение. Сальвадор Дали

Полотно "Христос св. Иоанна Креста" (1950-52) знаменует возврат сюрреалиста Сальвадора Дали в католичество и намерение посвятить себя религиозному искусству. Я видел эту картину в шотландском музее Келвингроув (Глазго), где она находится с 1952 г. На ней – распятый Иисус, представленный в неожиданном ракурсе. Не снизу, от подножия креста, т.е. глазами учеников и потомков, преклоняющихся перед жертвой Спасителя.11 Мы видим распятие сверху, с занебесных высот, куда восходит Иисус. Таким узрел его испанский мистик Св. Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, 1542 – 1591) , который оставил карандашный набросок своего видения.

Наталья Наговицына

Илья Осколков-Ценципер: на смерть хипстера

Создатель Института «Стрелка» и журнала «Афиша» дал направление целому поколению. В прошлом году он основал компанию Tsentsiper и теперь проектирует сервисы «Почты России», развитие ВДНХ и бренд Воронежской области. Собака.ru записала монолог человека, чьи предсказания до сих пор сбывались, в котором он утверждает: вектор тяги ко всему «настоящему» сменится на прямо противоположный.

Светлана Храмова

Новосибирская Тангейзериана

Современное искусство – живой процесс, а сколько раз за последние месяцы прозвучало слово “провокация”? Одно дело – критический разгром в прессе, а тщательно организованная толпа под окнами и приглашения в суд – совсем другая история, какая там Шахеразада и сказки про любовь, тут и с должности вылетишь в два счета, и театра лишишься.

Денис Драгунский

От имени народа

Денис Драгунский о том, что гражданское общество совсем не синоним «хорошего» общества

Гражданское общество — это всего лишь способ самоорганизации людей вне контроля государственных институтов. Но такая самоорганизация совсем не обязательно бывает благородной и благолепной.

Татьяна Щербина

Беклемишевская башня

Или Россия, которую мы опять потеряли

Слово «убийство» затмило остальные. Оно неточное: убивают каждый день — разбой, разборки, перепой, да мало ли. Здесь — казнь.

 

Календарь

Юлия Горячева

Настоящий Илья Муромец

25 мая 1889 года родился учёный-авиаконструктор Игорь Сикорский, создатель первого в мире четырёхмоторного самолёта

Редко когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ.

Виктория Шохина

Ироничный историк и его парадоксы

25 (12) мая 1911 года, умер Василий Осипович Ключевский

Леонид Пастернак сказал тогда, что эта смерть для русской культуры сопоставима по значимости со смертью Льва Толстого. В юности он слушал лекции Ключевского. А в 1909 году писал картину «Ключевский на лекции в Училище живописи, ваяния и зодчества».

Алексей Соколовский

Точка в скандале вокруг «Тихого Дона»

110 лет назад, 24 мая 1905 года, родился Михаил Шолохов, создатель романа-эпопеи «Тихий дон»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

Алексей Соколовский

Шерлок Холмс как личный Дарт Вейдер

22 мая 1859 года родился Артур Игнатиус Конан Дойль, автор приключений Шерлока Холмса

Широко известно, что Конан Дойль создал замечательного сыщика Шерлока Холмса. Не слишком известно другое: автор недолюбливал этого персонажа, который, несомненно, принёс ему немалую прибыль, но также затмил своей почти дартвейдеровской фигурой другие, менее броские произведения писателя.

Отдел культуры

Последний народный СССР

20 мая 2009 года умер Олег Янковский

Народным артистом СССР Олега Янковского назначили в 1991 году, перед самым развалом страны. Михаил Горбачёв подписал этот указ перед самой своей отставкой, наградив Янковского самым последним из мужчин.

Георгий Осипов

Человек вершин

70 лет назад, 19 мая 1945 года, родился Пит Таунсенд, гитарист и лидер легендарной британской рок-группы The Who?

В Советском Союзе The Who? недопонимали и полуненавидели чуть-чуть меньше, чем Beach Boys (ещё одних, внешне не самых обаятельных, реформаторов поп-музыки), но выражалось это только в одном: в адрес The Who?, как правило, не осмеливались проявлять открытую неприязнь.

Ксения Жеглая

Современный пионер: «Субкультура? В этом что-то есть!»

Как повяжешь галстук, береги его: с парусами алыми он цвета одного

19 мая - день основания Всесоюзной пионерской организации.
В отличие от большинства современных молодежных организаций, нынешние пионеры не участвуют во взрослых играх и не стремятся к имиджу отважных орлят, медвежат и других зверят. Их романтика иная, проверенная временем: сборы, походы, общение.

Алексей Соколовский

Проклятая карьера Денниса Хоппера

17 мая 1936 года родился культовый американский кинорежиссёр и актёр Деннис Хоппер

Первым большим кинематографическим впечатлением Денниса Хоппера стали совместные съёмки с Джеймсом Дином — древнеримской красоты гомосексуалистом, идолом поколения, сыгравшим всего в трёх кинокартинах.

Игорь Фунт

Нескончаемая жизнь искусства

3 (15) мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков

«Чудеса бывают редко», – с горечью сказал Михаил Афанасьевич, имея в виду судьбу своих пьес, романов, инсценировок. Но создал мир, в котором множество необыкновенных чудес. Попробуем чуть-чуть приоткрыть таинственную завесу булгаковского творчества, заглянуть в его литературную мастерскую.

Ирина Иванова

О Булгакове

15 мая 1891 года родился Михаил Булгаков

Михаила Булгакова (1891—1940) стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол.

Заметки о Сальвадоре Дали, датированные 1944 годом

11 мая 1904 года родился великий испанский живописец, самый известный представитель сюрреализма

Дордж Оруэлл известен не только как автор культовой повести "Скотный двор". И современникам, и нынешнему поколению не менее интересны и его эссе культурологического характера. Статья Оруэлла «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали», написанная почти 70 лет назад, прекрасно дополняет образ гениального художника.

Виктория Шохина

Их не нужно жалеть

О советских поэтах, которые не дожили до Дня Победы

Поэты, погибшие на Великой Отечественной войне, были в чести и моде в 1960-е годы. Их имена были высечены на мемориальной доске в ЦДЛ, их стихи читали там 9 мая… И это было не только официальное признание. Собиратель и хранитель андеграунда Константин Кузьминский писал: «Символом нашего времени стало поколение погибших. Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада — три выпуска Литинститута погибло в первые два месяца войны».

Русские деревья

Эхо Великой Отечественной

Последствия Великой Отечественной до сих пор ощущаются в России. Одно из главных – это демографическая катастрофа, огромный дефицит мужчин и отсюда – формирование приниженной роли женщины в обществе. Эхо войны видно и в русском лесу – деревья, проросшие сквозь каски красноармейцев, со вживлёнными в стволы штыками и затворами.


 

Интервью

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

Боже мой, какие книжки!

О вопросах литературы в контексте современной российской действительности

2015-ый год объявлен в России годом литературы. О том, что нужно сделать, чтобы событие было поистине «литературным», с какими проблемами сталкиваются сегодня книжные издательства и почему дети на уроках литературы проявляют себя прекрасными психологами, рассказывает Михаил Нянковский, заслуженный учитель школы РФ.

Леонид Юзефович: «Ум прозаика отчасти состоит в том, чтобы уметь его скрывать»

О судьбах русской – и мировой – литературы, о том, может ли опытный писатель научить чему-нибудь своих начинающих коллег

Леонид Юзефович – писатель, сценарист, историк, лауреат знаковых литературных премий. Впрочем, всё это, и даже больше, можно прочесть в его биографии. Выражу личное отношение: для меня Леонид Юзефович абсолютный мастер своего дела. Его книги «Самодержец пустыни», «Журавли и карлики» – образец стиля. И это интервью – о писательском деле, литературной учёбе, истории, войне и мире, России и Украине – беседа с настоящим мастером.

Хайнрих Гроссбонгардт: «Бюджетные авиакомпании» не означает небезопасные

Эксперт по воздушному транспорту, рассказал в интервью DW о стандартах безопасности в немецкой авиаотрасли и о том, почему падение самолета Germanwings вызывает столько вопросов

Падение самолета Germanwings сейчас представляется очень странным — поскольку была отличная погода, к тому же это произошло в тот момент, когда самолет двигался на большой высоте с крейсерской скоростью - по опыту, это самый безопасный этап полета.

Кеннет Брана: «Золушка не сидит и ждет, пока ее кто-то осчастливит»

Британский режиссер, снявший новую версию всем известной сказки, уверен, что современная принцесса сама распоряжается своей судьбой

Формально новая «Золушка» является наследницей диснеевского мультфильма 1950 года, но тот, кто видел классическую версию, едва ли обнаружит между ними большое сходство. Дело не только в общем размахе, роскошных костюмах и современных спецэффектах, но и в самом подходе к истории: эта принцесса может постоять за себя и без посторонней помощи.