Фэнни Флэгг. Рождество и красный кардинал. М.: Фантом Пресс, 2010.
Главному герою книги, Освальду Т. Кэмпбеллу, немолодому клерку из промозглого и ветреного Чикаго, врач выносит приговор: эмфизема лёгких. В родном городе ему крышка, но если он сменит климат, то, может быть, протянет ещё годок-другой. А поскольку пенсия у Освальда, по американским меркам, смешная и на жизнь в солнечной Калифорнии её точно не хватит, он решает провести остаток дней в городке Затерянный Ручей, штат Алабама. Наш герой не знает, что во вселенской лотерее он случайно выиграл джекпот и уже при жизни попадёт прямиком в рай...
«Всё резко изменилось, даже времена года перемешались. Месяц назад Освальду и не снилось, в какое странное место и к каким странным людям занесёт его судьба. Это было столь же невероятно, как если бы им выстрелили из пушки и он угодил на другую планету...» Слово «странный» употребляется здесь в самом что ни на есть позитивном смысле, а тот факт, что сюжет закручен вокруг редкостной птицы, чьё яркое оперение по цвету напоминает кардинальскую мантию, выглядит в романе вполне естественным.
Впрочем, главные герои книги Фэнни Флэгг — всё-таки не птицы, а люди. Причём люди, в подавляющем большинстве либо хорошие, либо очень хорошие. Мерзавцы в романах писательницы буквально наперечёт, и им настолько неуютно в доброжелательном окружении, что при первом удобном случае они стараются сбежать с книжных страниц, чтобы не портить идиллии. Потому-то патриархальный парадиз оказывается населён наидостойнейшими представителями рода человеческого; порой они выглядят чуднЫми, но гораздо чаще — чУдными.
С одинаковым рвением Затерянный Ручей готов пригреть раненую птичку, усыновить 50-летнего неприкаянного Освальда и удочерить пятилетнюю девочку Пэтси, оставшуюся без родителей. А когда вдруг оказывается, что сиротке необходима ещё и сложная и дорогая операция, весь городок объединяется в одном трогательном порыве: чтобы спасти Пэтси, даже бывшие неприятели заключают перемирие, которое затем перерастает в прочный мир...
При беглом пересказе всё это может показаться каким-то засахаренным сюсюканьем, однако по ходу чтения книги сюжетные перипетии не вызывают раздражения, и даже абсолютно сказочный хэппи-энд, «закругляющий» судьбы всех персонажей, таким уж нарочитым не выглядит. Всё дело в выбранной автором интонации (великолепно, кстати, уловленной русским переводчиком Сергеем Соколовым): у Флэгг, как у прекрасного кулинара, пафос и ирония, доброта и чудаковатость, печальное и комическое смешаны в правильных пропорциях. Закрывая книгу, читатель даже испытывает лёгкую зависть, что он — по эту, а не по ту сторону книжных страниц. Дивная природа, чудесные птицы, прекрасные люди... Что ещё нужно человеку, чтобы достойно встретить старость?
* * *
Критика:
Нина Иванова («TimeOut»):
«Оптимистичный, но отнюдь не слюнявый роман про то, как жизнь иногда может наладиться сама собой».
Николай Александров («Эхо Москвы»):
«Самый тёплый и добрый роман года» — уже эта надпись на обложке романа Фэнни Флэгг «Рождество и красный кардинал», вышедшего в издательстве «Фантом Пресс», внушает некоторые опасения. Опасения полностью оправдываются. Действительно, и теплоты, и доброты в романе с избытком. Он вообще более всего напоминает мантру: «Хорошо, всё будет хорошо». И всё действительно будет хорошо, если не везде, то, по крайней мере, в местечке Затерянный ручей в штате Алабама. В финале романа апофеоз тепла и доброты достигает таких высот, что невольно выступают сладкие слёзы умиления. Единственная деталь кажется знаменательной. Всем героям за 50 или около того. И роман можно рассматривать как послание пожилым американцам, вышедшим на пенсию и собирающимся на склоне дней пожить в каком-нибудь приятном месте с хорошим климатом. Так вот Фэнни Флэгг и пишет — зачем ехать во Флориду, когда есть не менее чудесная Алабама».
Мария Мельникова («Книжное обозрение»):
«Если бы оптимизм был водой, Фэнни Флэгг была бы Ниагарским водопадом. И тем, кто морально не готов к встрече с такой природной достопримечательностью, лучше даже не открывать её книг, во избежание нервного потрясения. Особенно «Рождество и красный кардинал». Здесь Флэгг взяла за основу один из самых сусальных жанров, какие только есть в душеполезной литературе, — рождественскую сказку. Ту самую, где пачками раскаиваются алкоголики и душегубы, обретают счастье сиротки и расцветают на морозе божьи цветики. Только классического позитивного канона тётушке Фэнни показалось мало, и она его улучшила. И получилась рождественская сказка из мира, где новый год круглый год».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Дом, который построил Хаус.
Пол Челлен написал увлекательный путеводитель по сериалу «Доктор Хаус», но так и не приблизился к разгадке его успеха. - Когда рассеивается туман.
Самое загадочное в этом романе, полном детективных загадок, — причина его необъяснимого обаяния и притягательности для читателя. Потому что ни хорошей детективной интриги, ни психологической правды в нём нет. - Стакан наполовину пуст.
Букеровский лауреат Аравинд Адига разоблачает миф о «блистательной Индии», однако теми реалиями, на которые он делает ставку, уже никого не удивишь. - Король, королевич, сапожник, портной….
Известная британская юмористка Сью Таунсенд решилась восстановить в стране монархию. Которую сама же ранее и упразднила.