Подписаться на обновления
29 мартаВоскресенье

usd цб 57.7279

eur цб 62.5655

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСтрана детей
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сеть 
Мария Дмитриева   четверг, 6 января 2011 года, 13.40

Радикальный эксгибиционизм
Девушка Робин Гуд, или Всё о женских способах борьбы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






«Фемен» — постмодернистские феминистки, гламурные феминистки или не феминистки вовсе? Кто они — эпатажные общественные деятельницы, борчини за свободу украинских женщин от секс-туризма или же провокаторши, призванные облегчить легализацию проституции?

Жила-была девушка Робин Гуд, у богатых брала, бедным давала — в этом старом сексистском анекдоте обыгрывается общеизвестное знание о Робин Гуде, благородном разбойнике, который забирал деньги у богатых, чтобы раздать их бедным. Девушка же Робин Гуд сексуализируется и, сведённая к объекту сексуального потребления, выступает тут как пассивная принимающая сторона того, что ей дадут богатые (хотя делающая минет, к которому тут идёт отсылка, женщина не только является активной стороной, но и полностью контролирует ситуацию), и предоставляет своё тело для сексуального удовлетворения бедным, будучи не более чем распорядительницей секса — ресурса, который она хранит, но обязана предоставлять в пользование мужчинам.

Практически любая женщина, решившая выйти в публичное пространство, сталкивается с той же проблемой: её оценивают не по деловым и рабочим качествам, а по тому, насколько она удовлетворяет эстетическим требованиям аудитории, достаточно ли она молода и достаточно ли красива, чтобы быть сексуальным объектом. Более того, за любой женской инициативой видят либо личную неустроенность — мол, чего ей дома не сидится, муж не любит, что ли (или, не дай Бог, вообще мужа нет), — либо попытку конвертировать публичный успех в успех у мужчин, а следом и в матримониальный. В современном патриархальном обществе для женщин основой для оценки их ценности считается их сексуальная привлекательность, то есть приемлемость для сексуального потребления, а единственной достойной мотивацией для действия признаётся только привлечение внимания мужчин, позиционирование себя на рынке сексуальных объектов.

Таким образом, женщины в публичном пространстве оказываются в вилке — они либо используют свою сексуальную привлекательность, чтобы на них обратили внимание, — и сказанное ими тут же отбрасывается как незначащее по сравнению с их привлекательностью (пример — многочисленные девичьи музыкальные группы, песни которых однообразны и моментально забываются, а популярность выстраивается вокруг педалируемой на сцене и за ней видимой сексуальной (не)доступности), либо отказываются использовать сексуальную привлекательность — и тогда их обвиняют в нежелании следить за собой, нравиться мужчинам (например, как Валерию Новодворскую), что является для женщины в условиях современного потребительского патриархата самым страшным грехом. Обойти эту ситуацию довольно сложно — нельзя ни использовать сексуальность, ни обходить её. Общественным деятельницам и политикессам заигрывания с сексуальностью могут обойтись довольно дорого, как случилось с польскими политиками, которые полностью разделись для избирательного плаката, но полностью пролетели на выборах.


В условиях патриархата молодые женщины очень рано узнают, что их тело, их сексуальность — единственный язык, на котором они могут говорить, единственный способ, с помощью которого они могут быть услышаны и замечены. И это действительно очень мощное средство, проблема только в том, что, как в песне Наутилуса «Стриптиз» — Разденься, выйди на улицу голой, я подавлю свою ревность, если так нужно для дела, – чуть реже, чем всегда, решение раздеться принимают не сами женщины и купоны с этого стригут тоже не они. Если оставить в стороне многочисленные календари с обнажённой женской натурой, которые теперь у нас выпускают все, от авиакомпаний и банков до производителей гвоздей и шурупов, в качестве примера можно привести печально известную организацию PETA (http://blog.peta.org/archives/naked/), активно использующую изображения раздетых женщин, когда провокационные, а когда и унизительные и откровенно шокирующие, чтобы привлечь внимание к своим кампаниям в защиту прав животных.

«Переходите на вегетарианство» // PHOTAS, Photoshot, Итар-Тасс


«Цепям и хлыстам место в спальне, а не в цирке» // peta.org

В Украине есть организация, пользующаяся подобными методами и похожей славой, — «Фемен». Как они сами говорят, «два года назад мы собрались и решили, что у нас есть что сказать миру, мы активные, мы красивые и мы не продаёмся. А потом поняли, что нет ничего эффективнее и ярче, чем заявить это своим телом».


В информационном поле Украины «Фемен» появились в 2008 году, и первой акцией, которой они заявили о себе, был протест против отключения горячей воды в студенческих общежитиях. Девушки вышли на Майдан Незалежности и устроили демонстративную помывку в бадьях. Потом они протестовали против грязных политических игр на украинских выборах, устроив бои в грязи. Потом были походы по центру Киева с плакатами «Украина не бордель»

29 июля 2009 г. Киев, акция «Украина не бордель» // FEMEN Women's Movement

и раздачей иностранным туристам соответствующих памяток. Потом было много других уличных акций, на которые девушки неизменно появлялись в провокативных костюмах — с протестами против чего угодно: против сексуальных домогательств к студенткам в вузах, против свиного гриппа, против слишком малого числа медалей, привезённых украинской олимпийской сборной, против притеснений свободы слова; прорывы на прямые эфиры на телевидении, раздевания в картинной галерее и на избирательном участке, швыряние тортом в одиозного писателя Бузину на презентации его книги «Верните женщинам гаремы» (закончившееся тем, что оскорблённый автор начал распылять газ из газового баллончика в присутствовавших при конфликте людей) и даже призыв к жёнам и подругам сотрудников Кабинета министров последовать примеру Лисистраты — в знак протеста против того, что в украинском Кабмине нет ни одной женщины. Довольно часто вне зависимости от уровня раздетости барышни щеголяют в цветочных веночках — традиционном головном уборе украинских девушек.


Все их акции тщательно фиксируются на фото и видео, а все материалы о них в зарубежной и отечественной прессе отслеживаются и ссылки на них помещаются в их блоге в Живом журнале. На данный момент можно с уверенностью сказать, что «Фемен» теперь хорошо, хоть и печально известны не только в Украине.


Число мужчин, покупающих секс у проституток, оценивается от 7 до 39% — в зависимости от страны и исследования. В Штатах это 16% мужчин, причем треть из них покупает секс более или менее регулярно. При этом проституция в США запрещена везде, кроме штата Невада (это там, где Лас-Вегас). В Дании — 14%, в Испании — 40%, в обеих странах проституция легальна. В Таиланде, где проституция официально запрещена, но социально приемлема, по крайней мере одно исследование выявило цифру 95% мужчин, кто хотя бы однажды воспользовался услугами проститутки.

Отдельно обсуждаемыми темами часто являются два вопроса: что они обнажат следующим и кто их финансирует, причём если раньше в ответ на второй вопрос регулярно упоминался ныне бывший министр внутренних дел Юрий Луценко, то недавно дамы сами подтвердили, что получают финансовую поддержку от Джеда Сандена, владельца холдинга KP Media, — в рамках, как говорит Анна Гуцол, лидер «Фемен», работы попечительского совета, который предоставляет им средства, но не вмешивается в их деятельность. По словам Анны, к ним всё время присоединяются новые участницы и участники, и поддерживающих их людей тоже всё время становится больше. В интервью упоминаются 15 тысяч сторонников, при этом «Фемен» официально как организация не зарегистрирован.

31 июля 2009 Интервью Анны Гуцол во время акции "Бордель.NET" под украинским информагентством УНИАН // FEMEN Women's Movement

В деятельности «Фемен» можно найти и много других странностей. Единственный человек, ведущий всё официальное общение с прессой от лица организации, появляющийся на телевидении и радио и раздающий интервью — это собственно Анна Гуцол. На уличных акциях её не видно. Зато во всех уличных акциях и в прорывах на телевидение неизменно принимает участие Александра Шевченко, которую в газетных материалах называют лицом движения. Не перестаёт удивлять и их неразборчивость в выборе поводов для протестов — часто складывается ощущение, что им совершенно всё равно, по какому поводу раздеться перед камерами, лишь бы журналистов было побольше. Часто то, что они делают, выглядит эпатажем ради эпатажа, поскольку по сути не имеет выхода дальше одноразовых и бессистемных уличных акций. Хотя сама Гуцол по этому поводу говорит — «хотим показать: женщина должна реагировать на всё происходящее в стране, иметь собственное мнение по всем острым вопросам. Мы не хотим себя ограничивать лишь «женскими» темами и проблемами. Нас касается всё, и политика в том числе».


Ещё один очень сомнительный момент в деятельности «Фемен» — их взаимоотношения с феминизмом. Отсылка к феминизму в их названии довольно прозрачна, тем не менее во всех интервью Анна Гуцол подчёркивает, что они к феминизму не имеют никакого отношения: «Нет, мы не феминистки. У феминисток в центре внимания мужчина, которому они хотят подражать, одеваться как он и в конце концов перевести на себя все его функции, став сильным и самостоятельным женщино-мужчиной. В центре общественной организации «Фемен» женщина — красивая, женственная, сексуальная, но в то же время сильная, решительная, готовая постоять за себя» . Таким образом, используя идеологический потенциал феминизма и связанный с ним эмоциональный багаж, деятельницы «Фемен» демонстративно открещиваются от него и подчёркивают свою женственность, пытаясь выиграть на контрасте с распространённым в Украине представлением о мужеподобности феминисток.


Но и это ещё не всё. Довольно долгое время на полностью англоязычной странице «Фемен» в MySpace фигурировала такая надпись (перевод автора, полностью копию оригинала на английском можно посмотреть тут — или более раннюю его версию тут:

«Мы строим национальный образ женственности, материнства и красоты на основе опыта Евроатлантического женского движения (что это за движение, выяснить не удалось. — М. Д.).

Мы устанавливаем новые стандарты гражданского движения в Украине.

Мы разработали нашу собственную уникальную форму гражданского самовыражения, основанную на смелости, творчестве, эффективности и шоке.

Мы показываем, что гражданские движения могут влиять на общественное мнение и лоббировать интересы целевой группы. Мы планируем стать самым большим и наиболее влиятельным феминистским движением в Европе. (выделение моё. — М. Д.)

(femenukraine), зафиксировано 6 февраля 2010 г. Сейчас такого текста там нет, тем не менее Анна Гуцол в своих интервью упоминает, что они хотят стать крупным женским движением европейского уровня.)

Как видите, для зарубежной аудитории «Фемен» демонстрирует совсем другое отношение к феминизму, но на мои попытки выяснить у них, как это сочетается с уничижительными комментариями в адрес феминисток для украинской аудитории, никакого ответа я не получила. Тем не менее девушек из «Фемен» в СМИ часто называют феминистками — мол, украинские феминистки протестуют.


Многие мои коллеги-феминистки полагают, что они делают важное и нужное дело, выступая против легализации проституции и против секс-туризма в Украине, обыгрывая при этом стереотипы потребляемой патриархатным обществом гиперсексуализированной (почти проституируемой) феминности и пытаясь выступать как субъекты, а не объекты собственной сексуальности путём её демонстрации на своих условиях, например.


Другие воспринимают их деятельность как технический проект, направленный на наработку определённого политического капитала, который будет позже использован для каких-то других игроков украинской политики. Среди людей, не причастных к женским организациям, мнения о «Фемен» довольно сильно различаются — от полной и безоговорочной поддержки как провокативности, так и направленности их акций до полного неприятия из-за их пристрастия к демонстрации собственных тел и отсутствия креативности в акциях. Все эти точки зрения хорошо видны в комментариях к записям в блоге «Фемен» в Живом журнале — кто-то высказывает поддержку, а кто-то заявляет, что, мол, сиськи маленькие.


Перед нами беллетризованный очерк жизни молодой проститутки, в котором описываются структура секс-бизнеса в Москве, ситуации, типы людей, включенных в этот бизнес с обеих сторон (девушки и клиенты), психологические, физиологические, социальные аспекты этой деятельности. Автор-повествователь (я далек от того, чтобы путать героиню книги и её автора, потому как при всей безыскусности этой полуочерковой прозы это тем не менее проза), юная московская барышня из среднестатистической нормальной семьи, решив избавиться от подростковых комплексов и зажить полноценной свободной жизнью, уходит из дома и становится проституткой.

По большому счёту моё отношение к «Фемен» довольно двойственное — при абсолютной актуальности разговора о недопустимости легализации проституции в Украине (а разговоры такие) идут, особенно в контексте приближающегося Евро-2012). И выбранный ими метод —– использование одежды «как у проституток» и демонстрация обнажённых бюстов по поводу и без — определённо не идёт на пользу общественной дискуссии на эту тему.

Логотип, который подарил девушкам из «Фемен» известный российский дизайнер Артемий Лебедев // FEMEN Women's Movement

Мне неоднократно доводилось слышать, в том числе и от феминисток, версию о том, что «Фемен» используют, чтобы эпатировать мещан, с тем чтобы позже, воспользовавшись всеобщим раздражением, провести легализацию проституции. Недопустимость легализации проституции в Украине — это отдельная большая и больная тема, и если я целиком и полностью поддерживаю их позицию по данному вопросу, я испытываю всё больше и больше сомнений по поводу того, как именно они эту позицию озвучивают, поскольку протест в такой форме воспринимается очень многими как «пчёлы против мёда».


Чтобы разобраться, можно ли рассматривать «Фемен» как феминисток, а их деятельность как подрывную, давайте совершим небольшой экскурс в историю феминистских протестов и подрывных художественных действий.


Феминистские протесты

В самом начале женского движения, во второй половине XIX века, его деятельницы предпочитали ненасильственные методы — сбор подписей, выступления, лекции, диспуты в прессе. Однако уже в начале XX века стало очевидно — их никто не будет принимать во внимание, пока они не заставят общество с собой считаться.

// больше здесь: b-a-n-s-h-e-e livejournal.com

Суфражистки сначала в Британии, потом и в США начали проводить массовые протесты и демонстрации; более того, британские феминистки, чьи попытки привлечь внимание общественности к проблеме женских прав жестоко высмеивались, перешли к более решительным действиям — они били витрины, устраивали поджоги, нападали на полицейских и нередко в результате оказывались в тюрьме, которую использовали в качестве политической трибуны.

Кстати, в Российской империи женское движение тоже не стеснялось проводить марши и демонстрации. 23 февраля 1917 года женщины вышли на улицы с лозунгами «Хлеба и мира». Это было массовое выступление, благодаря которому временное правительство гарантировало женщинам избирательное право.

Феминистки второй волны тоже использовали протесты и демонстрации, но вместо применения насилия прибегали к творческим методам. В 1968 году на конкурсе красоты «Мисс Америка» в Атлантик-Сити более ста пятидесяти женщин собрались, чтобы показать, что конкурсы красоты сводят женщин к внешней привлекательности, и провели несколько акций перед зданием, в котором проходил конкурс. Одной из акций было коронование овцы, поскольку демонстрантки сравнивали конкурсы красоты с выставками племенного скота.

«Выставки скота унизительны для людей» // Архив Джо Фримена

По русскоязычному интернету уже лет десять гуляет текст под названием «Словарь феминизма» или «Язык феминисток» (название и содержание варьируются), который не только копируют в блогах, но и печатают приличные издания. Желание по-задорновски воскликнуть: «Ну тупые!» — сильно. Но иногда стоит включить критическое мышление, задуматься и перепроверить, чтоб не оказаться по другую сторону глупости. В действительности этот текст составлен из фрагментов книги «Официальный словарь-справочник по политически корректному языку», написанной двумя сатириками, Генри Бэрдом и Кристофером Серфом, которые смеялись над политкорректным языком и в процессе насочиняли много чего своего для большего веселья.

Во время этого протеста женщины сбрасывали косметику, корсеты для чулок, туфли на высоких каблуках в мусорный бак — так они показывали, что эти предметы ущемляют свободу женщин, и от них стоит избавиться. Было даже предложено их сжечь, но полиция попросила этого не делать, чтобы не создавать угрозы пожара, — именно отсюда растут ноги у популярной байки о сжигании лифчиков, которые на самом деле никто не сжигал.

Что важно тут отметить — женская сексуальность, сексуальность объекта потребления, а не субъекта, столь ценимая и лелеемая патриархатом, тут деконструировалась, феминистки вслух проговаривали, в чём состоит проблема, и наглядно её демонстрировали с помощью убедительных метафор.

Феминистское искусство

В рамках феминистского искусства женщины-творцы не только играют с существующими культурными конвенциями, они деконструируют их, ставя их под сомнение и выворачивая наизнанку.

«Суд Париса» // Мари Эллен Крото


«Ужин», инсталляция // Джуди Чикаго

«Генитальная паника» // Вали Экспорт

Тут можно вспомнить и легендарных Герилья Гёлз, чьи настоящие имена до сих пор не известны и чьи работы предлагают ироническое, вплоть до сарказма, прочтение многих артефактов и практик наших дней.


В феминистском искусстве обнажённость используется для проблематизации позиции женщины как объекта мужского взгляда, объекта изображения и объекта потребления, рассматривается телесность, особенно телесность женская, в её привязке к сексуальности и субъектности, выстраиваются новые рамки и контексты для её интерпретации.

Обнажённая грудь

Одна из важных составляющих сексуальности женщин — это грудь. Та часть тела, которую мужчины могут безвозбранно обнажать, в случае женщин является весьма спорной территорией, территорией столкновения дискурсов и власти (впрочем, в Европе ещё в начале ХХ века обнажённая мужская грудь на людях тоже считалась довольно неприличной, и именно поэтому женщины так стремились попасть на выступления борцов — те были одеты в обтягивающие трико с практически обнажённой грудью). Интересно отметить, что если в сексуализированных контекстах обнажённая женская грудь становится всё более приемлемой, та же самая грудь, но уже в контексте кормления младенцев воспринимается гораздо более нетерпимо. Вот пример: «Более 700 возмущенных писем поступило в редакцию журнала Babytalk с тех пор, как на прошлой неделе на обложке августовского номера читатели увидели изображение младенца, прильнувшего к кормящей его матери. То, что подлежит потреблению взрослых мужчин, не может потребляться на виду никем другим.»

Однако женщины борются за право ходить с обнажённым торсом — так же, как это делают мужчины. В Швеции, например, эта борьба увенчалась успехом, в Штатах же она пока продолжается. В Канаде, например, существует Ассоциация за равные права для топфри — людей, которые предпочитают обнажённый торс, как мужчин, так и женщин.

Интересен в этом плане творческий проект Джордана Мэттера «Неприкрытая», в котором сто доброволиц фотографировались на улицах Нью-Йорка с обнажённой грудью. Это были женщины разного возраста, разной худобы или полноты, были несколько прошедших через мастектомию, были и беременные.


Они не кокетничали, не отыгрывали сексуальную привлекательность, которую наша культура приписывает обнажённой груди, они были собой, занимались повседневными делами, и если при первом просмотре эти фотографии кажутся вызывающими, то после какого-то времени они начинают восприниматься как нечто совершенно нормальное, естественное, нечто из ежедневной жизни и для неё. Через обыденность показанных ситуаций снимается сексуализированность женского тела, оно подаётся как тело человеческое, субъектное, не предназначенное для потребления.

Подрывные артистические практики

Переопределение телесности и сексуальности не ограничивается грудью. Например, изображения вульвы становятся предметами декоративно-прикладного искусства.





То, что в культуре маркировано как табу, воспринимаемое как нечто грязное, отвратительное, порнографическое, переосмысляется как эстетический объект, открытый и приятный для созерцания.

С женским телом и его функционированием связано ещё одно табу — табу на менструальную кровь. Тем не менее есть художницы, рисующие картины менструальной кровью.

«Дракон» // Линет Амгрен

Такой подход сочетает внимание к собственному телу, творческое самовыражение и переосмысление культурных знаков и символов, связанных с женским телом.

Феминисткам и феминистам не нравятся многие из сложившихся в нашем обществе представлений о мужских и женских ролях. С ними нельзя не согласиться, что во многих случаях мужчина выступает как активный субъект, а женщина — как объект его активности. Хорошо это или нет? Наверное, нет. Когда женщина превращается в товар, а мужчина — в покупателя, такая ситуация оказывается унизительной, если не разрушительной, для обоих полов. А в чём причина такой ситуации? Развитие науки и технологии привело к стремительному расширению интересов человека. На что только не обращается наше внимание! Нас интересуют история и география, нравы других народов и инженерные успехи, зрелищные открытия в биологии и исследования космоса.

Как мы видим, во всех описанных случаях проговаривание проблем телесности и сексуальности и нарушение разных связанных с телом табу сочетаются с чёткой субъектной позицией и говорящих, и обнажающихся, и нарушающих табу женщин. Они сами определяют контекст для интерпретации сказанного и сделанного ими, а патриархатная модель женственности и ориентированной на потребление сексуальности чётко и недвусмысленно деконструируется.

В случае «Фемен» мы видим несколько иное — они не деконструируют патриархатную женственность, они её используют и педалируют, но, даже отыгрывая такую женственность, они не ставят её под сомнение, не деконструируют, не дистанцируются от неё, играют по правилам патриархата. Их демонстративное «Украина не бордель» в сочетании с подчёркнуто сексуализированной одеждой (а также изображением проституток и постоянным обращением к этому образу на уровне знаков) подозрительно сильно напоминает классическое «нет значит да», предписываемое патриархатом женщине: демонстрировать сексуальную доступность, но изображать несогласие, поскольку порядочные женщины секса не хотят и хотеть не должны (потому что иначе они превращаются в шлюх), но готовы предоставить его достойному или просто достаточно настойчивому мужчине. Именно несоответствие между формой и содержанием их месседжа вызывает сомнение в искренности декларируемых ими лозунгов, какими бы протестными они ни были.

Я не исключаю варианта, что в будущем они отойдут от дешёвой эпатажности и начнут проводить более феминистские, радикальные акции, а от деклараций перейдут к настоящим делам, но пока что мой прогноз довольно пессимистичен: играя по правилам патриархата, девушка Робин Гуд не может победить.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Почему важно не говорить заранее о планируемых делах

В этой статье расскажу об ошибке, которую я, за свою жизнь, совершил примерно двадцать миллиардов раз. Это приблизительные расчеты. Погрешность составляет плюс-минус сто тысяч раз.

26.03.2015 17:45, Иван Пирог


«Праздный мозг — мастерская дьявола», а имя дьявола — Альцгеймер

25 цитат непревзойденного циника Джорджа Карлина — единственного, кому американцы позволили смеяться над собой

Религия, родители, политики, потребительство, толстяки, защитники природы, правительство — по любой из этих тем у Карлина всегда находилось множество острот и предельно саркастичных замечаний. Он обращал внимание людей на то, о чем они не могли или не успевали задуматься самостоятельно. И делал это смешно и емко.

24.03.2015 15:30


Хроника одного развода

Пара выложила в сеть фотохронику своего бракоразводного процесса

Молодая супружеская пара, прожив в браке три года, пришла к решению расстаться. Процесс развода они засняли на фотоаппарат в мельчайших подробностях и поведали о том, что им пришлось пережить в этот день - день развода. Вот их рассказ и фото…

20.03.2015 17:30, morena-morana


Жить со скоростью ребенка

Успевать осознавать, что жизнь прекрасна

Дорога до садика у нас занимает 30 минут. Дорога от садика до дома — час-полтора. Маршрут тот же самый, но вот скорость… Вперед мы летим со скоростью мамы. Занятой, спешащей, планирующей, оптимизирующей. Бегом. Нет времени на отвлечения, развлечения, разговоры. Даже на разговоры.

19.03.2015 13:30, Анна Быкова, психолог, педагог, арт-терапевт и мама


Штирлиц, да вы пропагандист нашей символики!

Излишнее антифашистское рвение российских судов может оставить Штирлица вне закона

Избыточно рьяные исполнители порою способны не только подставить российские власти, но и опозорить Российское государство на международной арене! В частности, законодательство о запрещении пропаганды нацистской символики, безусловно, нужно. Но так как отличение пропаганды от исторической дискуссии - ответственность конкретных правоприменителей... есть простор для дурости от чрезмерного усердия.

18.03.2015 10:00, teh_nomad


Кому не нравится – молчите!

«Да и Да» Германики и небольшая медиабуря

Даже отсутствие мата в недавно вышедшем в прокат творении режиссера со скандальной репутацией не помешало «Да и Да» вызвать волну комментариев в блогах и социальных сетях. И хотя мнения подчас диаметрально противоположны, а участников дискуссии не так много, эмоциональный накал обсуждения достоин имени Валерии Гай Германики.

17.03.2015 12:30


Архитектура будущего

Как и где мы будем жить в XXI веке

Американский изобретатель Тим Маккормик представил проект сборного здания, которое будет занимать площадь размером с небольшой фургон и которое легко и быстро можно разместить хоть в чистом поле, хоть на парковке. Современная архитектура становится всё более экономичной и экологичной. Apparat изучил самые интересные современные концепции и попробовал представить, в каких зданиях мы будем жить и работать в ближайшие десятилетия.

12.03.2015 13:00, Николай Овчинников


Спорт прошел: тонкости фитнеса в Америке

Мне подавай железки, а кругом чтобы ходили окорока

Коврики для йоги. Момент, когда от них стало невмоготу, не фиксировался сознанием. В Санта-Крузе каждая дама средних лет обзавелась таким и стала выходить в свет в старых добрых синтетических шортах в обтяжку, которые, дабы придать давно всем известной реалии флер новизны, назвали yoga pants. Как известно, если хочешь продать тонну залежалой пропитки для шпал — назови ее «ароматическим маслом для сауны „Анадырь“», расфасуй в тару помельче и торгуй.

06.03.2015 14:00, Коля Сулима


Что такое средневековый человек

О том, зачем святой откусил от руки Марии Магдалины, когда у средневекового человека появилось лицо и в чем грех мужа, любящего жену

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние. Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

05.03.2015 16:00, Олег Воскобойников


Путешествие каждый месяц

Или как регулярно ездить в новые страны не имея мужа-миллионера

Меня зовут Настя Ольховская, я маркетинг-менеджер Aviasales.ru. Я очень люблю свою работу. Путешествовать и открывать для себя новые страны мне тоже очень нравится. Естественно, я зарабатываю вполне себе приличную зарплату, но тратить все деньги в свое удовольствие я не готова. Поэтому единственный способ ездить-летать-плыть в новый удивительный мир — это экономить. О тонкостях планирования маршрутов я расскажу в этой статье.

04.03.2015 16:15, Анастасия Ольховская






 
 

Новости

Китайским компаниям запретили страховать болельщиков ЧМ от разочарования
В Поднебесной болельщикам предлагаются страховки от недосыпания, переедания, похмелья и фанатов-хулиганов.

 

 

Мнения

Александр Феденко

Буффонада на сцене ада

Почему художественный вымысел стал более неприемлем, чем погружение в обыденность лжи? По следам премьеры многосерийного фильма «Орлова и Александров»

Страна, которая с безразличием трупа позволила себе оказаться внутри фальсифицированной реальности своего настоящего и прошлого, вдруг с фанатичным пристрастием озаботилась достоверностью художественного вымысла. Орлова и Александров, мол, не настоящие. Не такого Сталина, дескать, мы ждали. И вообще – цирк и буффонада.

Денис Драгунский

От имени народа

Денис Драгунский о том, что гражданское общество совсем не синоним «хорошего» общества

Гражданское общество — это всего лишь способ самоорганизации людей вне контроля государственных институтов. Но такая самоорганизация совсем не обязательно бывает благородной и благолепной.

Игорь Фунт

Записки вятского лоха. Март, 2015

«Счастья тебе! И букетик тюльпанов»

Планов кутерьма. Молодость! На улице снего-дождь. Скоро всё растает и зацветёт. Часы пошли назад… туда, где диско-эра ещё не началась, и вовсю оо-ха-ют битлы и гремят «фаэрами» пёплы.

Татьяна Щербина

Беклемишевская башня

Или Россия, которую мы опять потеряли

Слово «убийство» затмило остальные. Оно неточное: убивают каждый день — разбой, разборки, перепой, да мало ли. Здесь — казнь.

Павел Руднев

В Алабаме все спокойно

«Кабаре Брехт», режиссер Юрий Бутусов, Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург

Режиссер Юрий Бутусов, сенсационно поставивший в Москве пьесу «Добрый человек из Сезуана» и тем продолживший брехтовский след в русском театре, дал задание своим петербургским студентам: музыкальные этюды по Брехту-Вайлю. Результат оказался ошеломительным: спектакль вошел в репертуар Театра им. Ленсовета, став едва ли не самым ярким событием петербургского, если не всероссийского сезона.

Дмитрий Бавильский

Случай на выставке Пауля Клее

«Странные» художники дают нам возможность прикоснуться к опыту чужой внутренней жизни, устроенной каким-то иным образом, не таким, как у нас

Странный случай был вчера на выставке Клее, куда я пришёл вчера во второй раз, чтобы посмотреть не только временную выставку, но и новую версию развески «импрессионистов», определенных на стены, вновь покрашенные в нейтральный цвет: один посетитель с неожиданным шумом и нервными подергиваниями накинулся на свою спутницу.

bobuk

Do not be evil

Довольно непростой, но, очевидно, знаменательный день. Яндексу пришлось пойти на шаг, который, как мне всегда хотелось верить, никогда не придётся делать. Мы обратились в регулирующий орган ФАС, чтобы вернуть равноправные отношения на рынке мобильных устройств. Наше обращение — признание одного неприятного факта. У нас с вами есть все шансы попасть в мир, где только одна компания будет решать, кто получит возможность донести сервисы до людей и чем эти люди смогут пользоваться.

Андрей Мирошниченко

Газеты и Print first – держаться до последнего рубля

Средства массовой информации растворяются в среде массовой информации

Интернет размывает представление о средстве массовой информации. Раньше типология СМИ базировалась преимущественно на способе производства и распространения: пресса, радио, телевидение. Теперь такое понимание термина «средство массовой информации» уже не работает. Если телевидение и радио еще более или менее сохраняют свою самость, то пресса, по крайней мере, на федеральном уровне, уже очевидно растворяется в мультимедийности.

Александр Чанцев

Иные границы, время мертвых

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. Триер, Озон, Звягинцев, Бертон и другие — читайте и смотрите.

Виталий Куренной

Ещё раз о «Левиафане»

Есть два основных жанра Голливуда, по отношению к которым можно прочитать фильм

На зимней школе будущие магистры голосованием выбрали для просмотра «Левиафан». Правда, когда результаты выяснились, попытались переголосовать, так что пришлось настоять на незыблемости демократических процедур. Посмотрели, разобрали. Вот какое сложилось мнение.

Артур Гранд

«Здорово и вечно»

Приглашение к огню

Практически все, кто написал об этом фильме, начинали со своих воспоминаний о «Гражданской обороне». «Здорово и вечно», снятый вдовой лидера Егора Летова и музыкантом Анной Цирлиной, к этому располагает, даже настаивает, поскольку не является чем-то еще, кроме как попыткой фиксации личного прошлого, ставшего неразрывной частью общего настоящего.

dolboeb

«А, может, мы сами что-то сделали не так?»

Ответ Антона Носика украинским «учителям жизни»

Патриоты Украины, видимо, думают, что, приходя в ЖЖ к россиянам с однообразными репликами «сначала свергните Путина, потом поговорим», они как-то помогают решению проблем, накопившихся в их стране за последние 23 года. Потому в ЖЖ комментаторы с жовто-блакитными IP в ответ на абсолютно любой пост предлагают обсудить свержение режима Путина, или постыдное неучастие россиян в этом процессе.

Этери Чаландзия

Старое на новое

Менять привычные маршруты и никогда не сомневаться

До какого-то момента мы крутим свою жизнь, пробуя, рискуя, ошибаясь и выигрывая, но с возрастом мы определяемся по всем статьям и пунктам – карьерным, семейным, душевным, сексуальным, формируются наши вкусы и предпочтения, - и словно в доме закрываются все двери и форточки. Мы еще живы, но программа уже выполнена. Система становится замкнутой, все так или иначе уже было, все предсказуемо и известно наперед, ты видишь людей насквозь и, чтобы по-настоящему удивиться или вздрогнуть, нужны потрясения шекспировских масштабов.

Александр Феденко

Бог и Бездна Андрея Звягинцева

Важно уточнить: это не рецензия на «Левиафан», это взгляд на самого Андрея Звягинцева через его кино. Взгляд субъективный

Из четырех фильмов сложилась единая картина – сложная, интересная, но остающаяся незамеченной. Она висит перед всеми нами и, стоит пристально вглядеться, как она раскроется. И раскроется не только теми смыслами, о которых хотел рассказать режиссер; но и теми, которые он хотел скрыть, которые живут в нем, переживаются им и, может быть, даже не всегда осознаются. В этом полотне я искал ответы на два вопроса: «О чем Звягинцев снимает кино?» и «Что он сам ищет?».

 

Календарь

Игорь Фунт

Другой мир Веры Пановой

К 110-летнему юбилею В. Ф. Пановой, несгибаемого русского, советского Литератора с большой буквы

«Дело не в моде, которая прошла, хотя существуют «модные» книги и «престижные» темы, и не в благодарности читателя, и даже не в том, что каждое время выдвигает свои проблемы и каждое следующее поколение – и литераторов и читателей – ждут от сиюминутного художественного процесса постановки своих вопросов. Каждая тема, любая новая образность, своя эстетика, новый взгляд на действительность имеют своего первооткрывателя; это вовсе не обязательно самая сильная книга в ряду последующих, о ней забывают, читая следующие, более совершенные... Но Панова – первая!». Д. Тевекелян

Павел Рыбкин

О запахе и забвении

26 марта 1949 года родился писатель Патрик Зюскинд, автор нашумевшего романа «Парфюмер»

Автор едва ли не главного интеллектуального бестселлера последних десятилетий интервью не даёт и встреч с читателями не устраивает. Невозможно даже сказать, где он в точности живёт. По одним слухам, в Мюнхене, по другим — будто бы в Париже. Отчего всё так получилось?

Константин Рылёв

«Элтон — супер!»

25 марта 1947 года родился Элтон Джон

Лет тридцать назад Элтон Джон был первой западной рок-звездой, выступившей в СССР. Те концерты в Ленинграде и Москве, кроме отличных записей, оставили для истории две легенды. Первая — что Элтон во время выступления открыто прикладывался к горлышку маленькой бутылки водки. Вторая — что он грянул в финале концерта запрещённую к исполнению советскими властями битловскую Back in USSR. От этой «идеологической провокации» фаны пришли восторг.

Елена Соковенина

Король иллюзионистов

24 марта 1874 года родился американский фокусник, каскадёр, актёр и продюсер, известный как Гарри Гудини

Родился он под именем Эрик Вейсс (Erik Weisz, позднее Ehrich Weiss). И был скептиком, разоблачавшим любые «чудеса» с точки зрения «ловкость рук и никакого мошенничества». Его друг (уместно ли тут это слово?) по переписке сэр Артур Конан Дойль был мистиком, да ещё и увлекался спиритизмом. Можете представить себе эту переписку... Но это было позже, значительно позже.

Владимир Павловец

В ожидании бомбы

Ещё раз о битниках. Ко дням рождения Лоуренса Ферлингетти (24 марта) и Грегори Корсо (26 марта)

Истинным фанатам бит-литературы в марте нелегко. За женским праздником следует день рождения Джека Керуака (12 марта), затем — Лоуренса Ферлингетти (24) и, не давая опомниться, Грегори Корсо (26). «А кто эти люди? — спросит не фанатеющий от бит-литературы читатель. — Чем могут быть мне интересны?»

Диляра Тасбулатова

Акира Куросава — путь самурая

23 марта 1910 года родился режиссёр Акира Куросава

Куросава боготворил Достоевского, всегда повторяя, что в его произведениях атмосфера сгущена до предела — притом что он как никто знает всё о человеке. Интересно, что потом то же самое сказали о нём самом: один из немногих японских киноведов, который ценит Куросаву. В целом же на родине к нему почти безразличны.

Олег Давыдов

Взрыв

Почему день Курской Коренной приурочен к весеннему равноденствию

Православные 21 марта празднуют день Курской Коренной иконы. В ее истории отразилась чуть не вся история России от времен татаро-монгольского ига вплоть до наших дней. Отразилась в виде символов, одним из которых является то, что Коренная икона сейчас пребывает в Америке и пока что не собирается возвращаться обратно на историческую родину.

Игорь Фунт

Великий странник или Король кафешантанов

Ко дню рождения Александра Вертинского

Мотивы и образы его творчества казались несовместимыми с Прогрессом, с идеалами и задачами молодого советского искусства. Нестираемым пятном в биографии оставалась драматическая песня о погибших юнкерах, не случайно признанной «своей» в белой армии. Помните, в «Днях Турбинных» её напевали юнкера: «И когда по белой лестнице Вы пойдёте в синий край…». Алексей Турбин машинально повторяет эту строчку перед гибелью.

Максим Медведев

Александр Вертинский. «Я не знаю, зачем и кому это нужно…»

21 марта 1889 года родился главный русский шансонье XX века, печальный Пьеро, вписавший свою судьбу в историю отечественной культуры

Жизнь с самого начала оставляла для Александра Вертинского слишком много вопросов без ответов. Слишком много «пустого» пространства. И он научился заполнять его вымыслом. Создал собственный театр с безумным множеством персонажей, каждый из которых — от сироток-калек и безымянных кокаинеточек до гениальных скрипачей и кинодив — был им самим.

Виктор Тёркин

Искусство пробуждать

20 марта 1995 года на станциях Касумигасэки и Нагататё в Токио была предпринята зариновая атака, в результате которой погибли люди

Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото, а псевдоним, который он позже возьмет, в переводе означает — «сияющий свет в долине конопли»), руководитель секты «Аум сенрике», родился в 1955 году в городе Яцусиро провинции Кумамото в Японии.

Глеб Давыдов

Пер Гюнт, герой нашего времени

20 марта 1828 года родился великий норвежский драматург Генрик Ибсен

Есть такой литературоведческий стереотип: «в образе Пера Гюнта Генрик Ибсен изобразил типичного человека XIX века». Этакого безответственного приспособленца и вообще дрянь-человека.


 

Интервью

Кеннет Брана: «Золушка не сидит и ждет, пока ее кто-то осчастливит»

Британский режиссер, снявший новую версию всем известной сказки, уверен, что современная принцесса сама распоряжается своей судьбой

Формально новая «Золушка» является наследницей диснеевского мультфильма 1950 года, но тот, кто видел классическую версию, едва ли обнаружит между ними большое сходство. Дело не только в общем размахе, роскошных костюмах и современных спецэффектах, но и в самом подходе к истории: эта принцесса может постоять за себя и без посторонней помощи.

Валерий Дымшиц: «Перевод — это многолетняя выучка»

Переводчик с идиша, фольклорист, лауреат премии «Скрипач на крыше» Валерий Дымшиц делится секретами мастерства и отмечает проблемы профессии переводчика в современной России.

«Я не собираюсь быть миллионершей»

История бизнесвумен с двумя высшими образованиями, которая бросила городскую жизнь, завела себе миниатюрную лошадь и прибыльное дело для души

Жизнь Ольги Колпаковой не похожа на глянцевую женскую мечту с огромным домом у моря и любимой работой на пару часов в неделю — она живет и работает в селе Каменка в своем «Теремке» и ежедневно 6 часов проводит на морозе, ухаживая за животными, чьи хозяева отправились к морю. В 45 лет женщина с двумя высшими образованиями не побоялась покинуть теплый офис и заняться любимым делом. Хозяйка зоогостиницы «Теремок» рассказала, зачем ей срочно понадобилась лошадь, и поведала удивительные истории дружбы и любви своих четвероногих постояльцев.

Оскорбление идентичности

Есть ли способ «правильно» шутить на этнические темы? Где проходит грань между шуткой и оскорблением? И как получилось, что слово «оскорбление» за последние годы обрело такую пугающую и насыщенную новую жизнь в русском языке (и не только в нем)? Писатель Линор Горалик расспрашивает Максима Кронгауза — профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка, экс-директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета — о том, какую роль наша языковая чувствительность играет в окружающих нас событиях.

Николай Усков: «Тоталитарному государству глянец не нужен»

К выходу своей книги «Неизвестная Россия» главный редактор проекта «Сноб» (а также историк и президент медиагруппы Михаила Прохорова «Живи!») поговорил с Анной Монгайт о тоталитарном режиме, путинском гламуре и судьбах медиа.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.