Подписаться на обновления
3 сентябряСреда

usd цб 37.3480

eur цб 49.0193

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сеть 
Мария Дмитриева   четверг, 6 января 2011 года, 13.40

Радикальный эксгибиционизм
Девушка Робин Гуд, или Всё о женских способах борьбы


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






«Фемен» — постмодернистские феминистки, гламурные феминистки или не феминистки вовсе? Кто они — эпатажные общественные деятельницы, борчини за свободу украинских женщин от секс-туризма или же провокаторши, призванные облегчить легализацию проституции?

Жила-была девушка Робин Гуд, у богатых брала, бедным давала — в этом старом сексистском анекдоте обыгрывается общеизвестное знание о Робин Гуде, благородном разбойнике, который забирал деньги у богатых, чтобы раздать их бедным. Девушка же Робин Гуд сексуализируется и, сведённая к объекту сексуального потребления, выступает тут как пассивная принимающая сторона того, что ей дадут богатые (хотя делающая минет, к которому тут идёт отсылка, женщина не только является активной стороной, но и полностью контролирует ситуацию), и предоставляет своё тело для сексуального удовлетворения бедным, будучи не более чем распорядительницей секса — ресурса, который она хранит, но обязана предоставлять в пользование мужчинам.

Практически любая женщина, решившая выйти в публичное пространство, сталкивается с той же проблемой: её оценивают не по деловым и рабочим качествам, а по тому, насколько она удовлетворяет эстетическим требованиям аудитории, достаточно ли она молода и достаточно ли красива, чтобы быть сексуальным объектом. Более того, за любой женской инициативой видят либо личную неустроенность — мол, чего ей дома не сидится, муж не любит, что ли (или, не дай Бог, вообще мужа нет), — либо попытку конвертировать публичный успех в успех у мужчин, а следом и в матримониальный. В современном патриархальном обществе для женщин основой для оценки их ценности считается их сексуальная привлекательность, то есть приемлемость для сексуального потребления, а единственной достойной мотивацией для действия признаётся только привлечение внимания мужчин, позиционирование себя на рынке сексуальных объектов.

Таким образом, женщины в публичном пространстве оказываются в вилке — они либо используют свою сексуальную привлекательность, чтобы на них обратили внимание, — и сказанное ими тут же отбрасывается как незначащее по сравнению с их привлекательностью (пример — многочисленные девичьи музыкальные группы, песни которых однообразны и моментально забываются, а популярность выстраивается вокруг педалируемой на сцене и за ней видимой сексуальной (не)доступности), либо отказываются использовать сексуальную привлекательность — и тогда их обвиняют в нежелании следить за собой, нравиться мужчинам (например, как Валерию Новодворскую), что является для женщины в условиях современного потребительского патриархата самым страшным грехом. Обойти эту ситуацию довольно сложно — нельзя ни использовать сексуальность, ни обходить её. Общественным деятельницам и политикессам заигрывания с сексуальностью могут обойтись довольно дорого, как случилось с польскими политиками, которые полностью разделись для избирательного плаката, но полностью пролетели на выборах.


В условиях патриархата молодые женщины очень рано узнают, что их тело, их сексуальность — единственный язык, на котором они могут говорить, единственный способ, с помощью которого они могут быть услышаны и замечены. И это действительно очень мощное средство, проблема только в том, что, как в песне Наутилуса «Стриптиз» — Разденься, выйди на улицу голой, я подавлю свою ревность, если так нужно для дела, – чуть реже, чем всегда, решение раздеться принимают не сами женщины и купоны с этого стригут тоже не они. Если оставить в стороне многочисленные календари с обнажённой женской натурой, которые теперь у нас выпускают все, от авиакомпаний и банков до производителей гвоздей и шурупов, в качестве примера можно привести печально известную организацию PETA (http://blog.peta.org/archives/naked/), активно использующую изображения раздетых женщин, когда провокационные, а когда и унизительные и откровенно шокирующие, чтобы привлечь внимание к своим кампаниям в защиту прав животных.

«Переходите на вегетарианство» // PHOTAS, Photoshot, Итар-Тасс


«Цепям и хлыстам место в спальне, а не в цирке» // peta.org

В Украине есть организация, пользующаяся подобными методами и похожей славой, — «Фемен». Как они сами говорят, «два года назад мы собрались и решили, что у нас есть что сказать миру, мы активные, мы красивые и мы не продаёмся. А потом поняли, что нет ничего эффективнее и ярче, чем заявить это своим телом».


В информационном поле Украины «Фемен» появились в 2008 году, и первой акцией, которой они заявили о себе, был протест против отключения горячей воды в студенческих общежитиях. Девушки вышли на Майдан Незалежности и устроили демонстративную помывку в бадьях. Потом они протестовали против грязных политических игр на украинских выборах, устроив бои в грязи. Потом были походы по центру Киева с плакатами «Украина не бордель»

29 июля 2009 г. Киев, акция «Украина не бордель» // FEMEN Women's Movement

и раздачей иностранным туристам соответствующих памяток. Потом было много других уличных акций, на которые девушки неизменно появлялись в провокативных костюмах — с протестами против чего угодно: против сексуальных домогательств к студенткам в вузах, против свиного гриппа, против слишком малого числа медалей, привезённых украинской олимпийской сборной, против притеснений свободы слова; прорывы на прямые эфиры на телевидении, раздевания в картинной галерее и на избирательном участке, швыряние тортом в одиозного писателя Бузину на презентации его книги «Верните женщинам гаремы» (закончившееся тем, что оскорблённый автор начал распылять газ из газового баллончика в присутствовавших при конфликте людей) и даже призыв к жёнам и подругам сотрудников Кабинета министров последовать примеру Лисистраты — в знак протеста против того, что в украинском Кабмине нет ни одной женщины. Довольно часто вне зависимости от уровня раздетости барышни щеголяют в цветочных веночках — традиционном головном уборе украинских девушек.


Все их акции тщательно фиксируются на фото и видео, а все материалы о них в зарубежной и отечественной прессе отслеживаются и ссылки на них помещаются в их блоге в Живом журнале. На данный момент можно с уверенностью сказать, что «Фемен» теперь хорошо, хоть и печально известны не только в Украине.


Число мужчин, покупающих секс у проституток, оценивается от 7 до 39% — в зависимости от страны и исследования. В Штатах это 16% мужчин, причем треть из них покупает секс более или менее регулярно. При этом проституция в США запрещена везде, кроме штата Невада (это там, где Лас-Вегас). В Дании — 14%, в Испании — 40%, в обеих странах проституция легальна. В Таиланде, где проституция официально запрещена, но социально приемлема, по крайней мере одно исследование выявило цифру 95% мужчин, кто хотя бы однажды воспользовался услугами проститутки.

Отдельно обсуждаемыми темами часто являются два вопроса: что они обнажат следующим и кто их финансирует, причём если раньше в ответ на второй вопрос регулярно упоминался ныне бывший министр внутренних дел Юрий Луценко, то недавно дамы сами подтвердили, что получают финансовую поддержку от Джеда Сандена, владельца холдинга KP Media, — в рамках, как говорит Анна Гуцол, лидер «Фемен», работы попечительского совета, который предоставляет им средства, но не вмешивается в их деятельность. По словам Анны, к ним всё время присоединяются новые участницы и участники, и поддерживающих их людей тоже всё время становится больше. В интервью упоминаются 15 тысяч сторонников, при этом «Фемен» официально как организация не зарегистрирован.

31 июля 2009 Интервью Анны Гуцол во время акции "Бордель.NET" под украинским информагентством УНИАН // FEMEN Women's Movement

В деятельности «Фемен» можно найти и много других странностей. Единственный человек, ведущий всё официальное общение с прессой от лица организации, появляющийся на телевидении и радио и раздающий интервью — это собственно Анна Гуцол. На уличных акциях её не видно. Зато во всех уличных акциях и в прорывах на телевидение неизменно принимает участие Александра Шевченко, которую в газетных материалах называют лицом движения. Не перестаёт удивлять и их неразборчивость в выборе поводов для протестов — часто складывается ощущение, что им совершенно всё равно, по какому поводу раздеться перед камерами, лишь бы журналистов было побольше. Часто то, что они делают, выглядит эпатажем ради эпатажа, поскольку по сути не имеет выхода дальше одноразовых и бессистемных уличных акций. Хотя сама Гуцол по этому поводу говорит — «хотим показать: женщина должна реагировать на всё происходящее в стране, иметь собственное мнение по всем острым вопросам. Мы не хотим себя ограничивать лишь «женскими» темами и проблемами. Нас касается всё, и политика в том числе».


Ещё один очень сомнительный момент в деятельности «Фемен» — их взаимоотношения с феминизмом. Отсылка к феминизму в их названии довольно прозрачна, тем не менее во всех интервью Анна Гуцол подчёркивает, что они к феминизму не имеют никакого отношения: «Нет, мы не феминистки. У феминисток в центре внимания мужчина, которому они хотят подражать, одеваться как он и в конце концов перевести на себя все его функции, став сильным и самостоятельным женщино-мужчиной. В центре общественной организации «Фемен» женщина — красивая, женственная, сексуальная, но в то же время сильная, решительная, готовая постоять за себя» . Таким образом, используя идеологический потенциал феминизма и связанный с ним эмоциональный багаж, деятельницы «Фемен» демонстративно открещиваются от него и подчёркивают свою женственность, пытаясь выиграть на контрасте с распространённым в Украине представлением о мужеподобности феминисток.


Но и это ещё не всё. Довольно долгое время на полностью англоязычной странице «Фемен» в MySpace фигурировала такая надпись (перевод автора, полностью копию оригинала на английском можно посмотреть тут — или более раннюю его версию тут:

«Мы строим национальный образ женственности, материнства и красоты на основе опыта Евроатлантического женского движения (что это за движение, выяснить не удалось. — М. Д.).

Мы устанавливаем новые стандарты гражданского движения в Украине.

Мы разработали нашу собственную уникальную форму гражданского самовыражения, основанную на смелости, творчестве, эффективности и шоке.

Мы показываем, что гражданские движения могут влиять на общественное мнение и лоббировать интересы целевой группы. Мы планируем стать самым большим и наиболее влиятельным феминистским движением в Европе. (выделение моё. — М. Д.)

(femenukraine), зафиксировано 6 февраля 2010 г. Сейчас такого текста там нет, тем не менее Анна Гуцол в своих интервью упоминает, что они хотят стать крупным женским движением европейского уровня.)

Как видите, для зарубежной аудитории «Фемен» демонстрирует совсем другое отношение к феминизму, но на мои попытки выяснить у них, как это сочетается с уничижительными комментариями в адрес феминисток для украинской аудитории, никакого ответа я не получила. Тем не менее девушек из «Фемен» в СМИ часто называют феминистками — мол, украинские феминистки протестуют.


Многие мои коллеги-феминистки полагают, что они делают важное и нужное дело, выступая против легализации проституции и против секс-туризма в Украине, обыгрывая при этом стереотипы потребляемой патриархатным обществом гиперсексуализированной (почти проституируемой) феминности и пытаясь выступать как субъекты, а не объекты собственной сексуальности путём её демонстрации на своих условиях, например.


Другие воспринимают их деятельность как технический проект, направленный на наработку определённого политического капитала, который будет позже использован для каких-то других игроков украинской политики. Среди людей, не причастных к женским организациям, мнения о «Фемен» довольно сильно различаются — от полной и безоговорочной поддержки как провокативности, так и направленности их акций до полного неприятия из-за их пристрастия к демонстрации собственных тел и отсутствия креативности в акциях. Все эти точки зрения хорошо видны в комментариях к записям в блоге «Фемен» в Живом журнале — кто-то высказывает поддержку, а кто-то заявляет, что, мол, сиськи маленькие.


Перед нами беллетризованный очерк жизни молодой проститутки, в котором описываются структура секс-бизнеса в Москве, ситуации, типы людей, включенных в этот бизнес с обеих сторон (девушки и клиенты), психологические, физиологические, социальные аспекты этой деятельности. Автор-повествователь (я далек от того, чтобы путать героиню книги и её автора, потому как при всей безыскусности этой полуочерковой прозы это тем не менее проза), юная московская барышня из среднестатистической нормальной семьи, решив избавиться от подростковых комплексов и зажить полноценной свободной жизнью, уходит из дома и становится проституткой.

По большому счёту моё отношение к «Фемен» довольно двойственное — при абсолютной актуальности разговора о недопустимости легализации проституции в Украине (а разговоры такие) идут, особенно в контексте приближающегося Евро-2012). И выбранный ими метод —– использование одежды «как у проституток» и демонстрация обнажённых бюстов по поводу и без — определённо не идёт на пользу общественной дискуссии на эту тему.

Логотип, который подарил девушкам из «Фемен» известный российский дизайнер Артемий Лебедев // FEMEN Women's Movement

Мне неоднократно доводилось слышать, в том числе и от феминисток, версию о том, что «Фемен» используют, чтобы эпатировать мещан, с тем чтобы позже, воспользовавшись всеобщим раздражением, провести легализацию проституции. Недопустимость легализации проституции в Украине — это отдельная большая и больная тема, и если я целиком и полностью поддерживаю их позицию по данному вопросу, я испытываю всё больше и больше сомнений по поводу того, как именно они эту позицию озвучивают, поскольку протест в такой форме воспринимается очень многими как «пчёлы против мёда».


Чтобы разобраться, можно ли рассматривать «Фемен» как феминисток, а их деятельность как подрывную, давайте совершим небольшой экскурс в историю феминистских протестов и подрывных художественных действий.


Феминистские протесты

В самом начале женского движения, во второй половине XIX века, его деятельницы предпочитали ненасильственные методы — сбор подписей, выступления, лекции, диспуты в прессе. Однако уже в начале XX века стало очевидно — их никто не будет принимать во внимание, пока они не заставят общество с собой считаться.

// больше здесь: b-a-n-s-h-e-e livejournal.com

Суфражистки сначала в Британии, потом и в США начали проводить массовые протесты и демонстрации; более того, британские феминистки, чьи попытки привлечь внимание общественности к проблеме женских прав жестоко высмеивались, перешли к более решительным действиям — они били витрины, устраивали поджоги, нападали на полицейских и нередко в результате оказывались в тюрьме, которую использовали в качестве политической трибуны.

Кстати, в Российской империи женское движение тоже не стеснялось проводить марши и демонстрации. 23 февраля 1917 года женщины вышли на улицы с лозунгами «Хлеба и мира». Это было массовое выступление, благодаря которому временное правительство гарантировало женщинам избирательное право.

Феминистки второй волны тоже использовали протесты и демонстрации, но вместо применения насилия прибегали к творческим методам. В 1968 году на конкурсе красоты «Мисс Америка» в Атлантик-Сити более ста пятидесяти женщин собрались, чтобы показать, что конкурсы красоты сводят женщин к внешней привлекательности, и провели несколько акций перед зданием, в котором проходил конкурс. Одной из акций было коронование овцы, поскольку демонстрантки сравнивали конкурсы красоты с выставками племенного скота.

«Выставки скота унизительны для людей» // Архив Джо Фримена

По русскоязычному интернету уже лет десять гуляет текст под названием «Словарь феминизма» или «Язык феминисток» (название и содержание варьируются), который не только копируют в блогах, но и печатают приличные издания. Желание по-задорновски воскликнуть: «Ну тупые!» — сильно. Но иногда стоит включить критическое мышление, задуматься и перепроверить, чтоб не оказаться по другую сторону глупости. В действительности этот текст составлен из фрагментов книги «Официальный словарь-справочник по политически корректному языку», написанной двумя сатириками, Генри Бэрдом и Кристофером Серфом, которые смеялись над политкорректным языком и в процессе насочиняли много чего своего для большего веселья.

Во время этого протеста женщины сбрасывали косметику, корсеты для чулок, туфли на высоких каблуках в мусорный бак — так они показывали, что эти предметы ущемляют свободу женщин, и от них стоит избавиться. Было даже предложено их сжечь, но полиция попросила этого не делать, чтобы не создавать угрозы пожара, — именно отсюда растут ноги у популярной байки о сжигании лифчиков, которые на самом деле никто не сжигал.

Что важно тут отметить — женская сексуальность, сексуальность объекта потребления, а не субъекта, столь ценимая и лелеемая патриархатом, тут деконструировалась, феминистки вслух проговаривали, в чём состоит проблема, и наглядно её демонстрировали с помощью убедительных метафор.

Феминистское искусство

В рамках феминистского искусства женщины-творцы не только играют с существующими культурными конвенциями, они деконструируют их, ставя их под сомнение и выворачивая наизнанку.

«Суд Париса» // Мари Эллен Крото


«Ужин», инсталляция // Джуди Чикаго

«Генитальная паника» // Вали Экспорт

Тут можно вспомнить и легендарных Герилья Гёлз, чьи настоящие имена до сих пор не известны и чьи работы предлагают ироническое, вплоть до сарказма, прочтение многих артефактов и практик наших дней.


В феминистском искусстве обнажённость используется для проблематизации позиции женщины как объекта мужского взгляда, объекта изображения и объекта потребления, рассматривается телесность, особенно телесность женская, в её привязке к сексуальности и субъектности, выстраиваются новые рамки и контексты для её интерпретации.

Обнажённая грудь

Одна из важных составляющих сексуальности женщин — это грудь. Та часть тела, которую мужчины могут безвозбранно обнажать, в случае женщин является весьма спорной территорией, территорией столкновения дискурсов и власти (впрочем, в Европе ещё в начале ХХ века обнажённая мужская грудь на людях тоже считалась довольно неприличной, и именно поэтому женщины так стремились попасть на выступления борцов — те были одеты в обтягивающие трико с практически обнажённой грудью). Интересно отметить, что если в сексуализированных контекстах обнажённая женская грудь становится всё более приемлемой, та же самая грудь, но уже в контексте кормления младенцев воспринимается гораздо более нетерпимо. Вот пример: «Более 700 возмущенных писем поступило в редакцию журнала Babytalk с тех пор, как на прошлой неделе на обложке августовского номера читатели увидели изображение младенца, прильнувшего к кормящей его матери. То, что подлежит потреблению взрослых мужчин, не может потребляться на виду никем другим.»

Однако женщины борются за право ходить с обнажённым торсом — так же, как это делают мужчины. В Швеции, например, эта борьба увенчалась успехом, в Штатах же она пока продолжается. В Канаде, например, существует Ассоциация за равные права для топфри — людей, которые предпочитают обнажённый торс, как мужчин, так и женщин.

Интересен в этом плане творческий проект Джордана Мэттера «Неприкрытая», в котором сто доброволиц фотографировались на улицах Нью-Йорка с обнажённой грудью. Это были женщины разного возраста, разной худобы или полноты, были несколько прошедших через мастектомию, были и беременные.


Они не кокетничали, не отыгрывали сексуальную привлекательность, которую наша культура приписывает обнажённой груди, они были собой, занимались повседневными делами, и если при первом просмотре эти фотографии кажутся вызывающими, то после какого-то времени они начинают восприниматься как нечто совершенно нормальное, естественное, нечто из ежедневной жизни и для неё. Через обыденность показанных ситуаций снимается сексуализированность женского тела, оно подаётся как тело человеческое, субъектное, не предназначенное для потребления.

Подрывные артистические практики

Переопределение телесности и сексуальности не ограничивается грудью. Например, изображения вульвы становятся предметами декоративно-прикладного искусства.





То, что в культуре маркировано как табу, воспринимаемое как нечто грязное, отвратительное, порнографическое, переосмысляется как эстетический объект, открытый и приятный для созерцания.

С женским телом и его функционированием связано ещё одно табу — табу на менструальную кровь. Тем не менее есть художницы, рисующие картины менструальной кровью.

«Дракон» // Линет Амгрен

Такой подход сочетает внимание к собственному телу, творческое самовыражение и переосмысление культурных знаков и символов, связанных с женским телом.

Феминисткам и феминистам не нравятся многие из сложившихся в нашем обществе представлений о мужских и женских ролях. С ними нельзя не согласиться, что во многих случаях мужчина выступает как активный субъект, а женщина — как объект его активности. Хорошо это или нет? Наверное, нет. Когда женщина превращается в товар, а мужчина — в покупателя, такая ситуация оказывается унизительной, если не разрушительной, для обоих полов. А в чём причина такой ситуации? Развитие науки и технологии привело к стремительному расширению интересов человека. На что только не обращается наше внимание! Нас интересуют история и география, нравы других народов и инженерные успехи, зрелищные открытия в биологии и исследования космоса.

Как мы видим, во всех описанных случаях проговаривание проблем телесности и сексуальности и нарушение разных связанных с телом табу сочетаются с чёткой субъектной позицией и говорящих, и обнажающихся, и нарушающих табу женщин. Они сами определяют контекст для интерпретации сказанного и сделанного ими, а патриархатная модель женственности и ориентированной на потребление сексуальности чётко и недвусмысленно деконструируется.

В случае «Фемен» мы видим несколько иное — они не деконструируют патриархатную женственность, они её используют и педалируют, но, даже отыгрывая такую женственность, они не ставят её под сомнение, не деконструируют, не дистанцируются от неё, играют по правилам патриархата. Их демонстративное «Украина не бордель» в сочетании с подчёркнуто сексуализированной одеждой (а также изображением проституток и постоянным обращением к этому образу на уровне знаков) подозрительно сильно напоминает классическое «нет значит да», предписываемое патриархатом женщине: демонстрировать сексуальную доступность, но изображать несогласие, поскольку порядочные женщины секса не хотят и хотеть не должны (потому что иначе они превращаются в шлюх), но готовы предоставить его достойному или просто достаточно настойчивому мужчине. Именно несоответствие между формой и содержанием их месседжа вызывает сомнение в искренности декларируемых ими лозунгов, какими бы протестными они ни были.

Я не исключаю варианта, что в будущем они отойдут от дешёвой эпатажности и начнут проводить более феминистские, радикальные акции, а от деклараций перейдут к настоящим делам, но пока что мой прогноз довольно пессимистичен: играя по правилам патриархата, девушка Робин Гуд не может победить.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.




ОТПРАВИТЬ:       



 





«После хорошей войны...»

75 лет назад, 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война - самая кровавая, жестокая, разрушительная война в истории человечества. Десятки миллионов людей были убиты и искалечены, десятки миллионов лишились семьи, имущества и надежды на будущее, разрушены драгоценные памятники материальной культуры, созидавшиеся трудом многих поколений.

02.09.2014 11:00, Марк Солонин


«Маленькая победоносная война»

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии

В России окончание Второй мировой войны обычно связывается не с 2 сентября, а с 8—9 мая 1945 года, когда закончились боевые действия в Европе. Но интересно, что Сталин сделал единственным красным днём календаря в память о войне 3 сентября. Как День победы над Японией.

02.09.2014 08:00, Борис Соколов


О мозгах

История тянет на притчу c глубинным философским смыслом

Так и хочется вспомнить моего любимого и неподражаемого Николая Васильевича: кто что ни говори, но такие случаи бывают. Редко, но бывают. Не ручаюсь за точность цитаты, тем более за пунктуацию, но за смысл ручаюсь, и это любимое мной гоголевское изречение пришло мне в голову в связи со следующей историей.

29.08.2014 13:00, Владимир Познер


Поэт белой мечты

115 лет назад, 29 августа (10 сентября) 1899 года, родился поэт Иван Савин

Творческое наследие Ивана Савина невелико, так как охватывает всего лишь пятилетний период его зарубежной жизни: 1922—1927 годы. И всё же за этот срок он успел оставить яркий след. Имя Ивана Савина считается в традиционном русском зарубежье одним из самых почитаемых, особенно среди представителей первой, послереволюционной эмиграции.

29.08.2014 08:00, Юлия Горячева


Лев Термен против смерти

28 (15) августа 1896 года родился Лев Термен

Терменвокс — это первый (и самый необычный) в мире электронный музыкальный инструмент. На нём играют, не прикасаясь к нему руками. Кроме терменвокса, Термен создал бесконтактную сигнализацию, подслушивающее устройство «Буран», «дальновидение» и ещё множество интересных вещей. В последние годы жизни Лев Термен занимался поиском средств для достижения бессмертия.

28.08.2014 10:00, Глеб Давыдов


Большая советская энциклопедия АБС

28 августа 1925 года родился Аркадий Натанович Стругацкий

Старший из братьев-фантастов, героев русской литературы второй половины ХХ века, Аркадий Стругацкий был главным катализатором в первые годы их совместного творчества. С его смертью в 1991-м писательская история АБС закончилась. Через некоторое время прекратил существование Советский Союз. Видимо, потому, что некому было писать его идеальную историю.

28.08.2014 08:00, Радиф Кашапов


Сила судьбы

Тихон Задонский во внутренней эмиграции

26 августа православная церковь отмечает день смерти Тихона Задонского. Он явно был предназначен к какой-то нетривиальной миссии, сделал стремительную карьеру, но вдруг, став епископом, отошёл от дел, стал духовным писателем. Его ценил Достоевский. Простой народ вряд ли читал тексты Тихона, но любил его, поскольку святитель творил чудеса.

26.08.2014 09:30, Олег Давыдов


Трепанация сюрреализма

26 августа 1880 года родился поэт Гийом Аполлинер, один из создателей сюрреализма

Приоткрыть завесу тайны над каким-то вселенским секретом. Писать незыблемые строчки, не ведая, в каком направлении устремится его лирическая баркарола. Называться поэтом, слыть безумным адептом стихотворства.

26.08.2014 08:00, Павел Терешковец


Георгий Данелия. Притча о блудном кидалте

25 августа 1930 года родился кинорежиссёр Георгий Данелия («Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Кин-дза-дза» и др.)

Его статус в отечественном кино стал незыблемым ещё в советские времена: грустный классик кинокомедии, создатель интернациональных шлягеров с национальным колоритом, сатирик и моралист. Однако это совершенно не мешало зрителям — от обычных сограждан до генсеков — принимать Данелия за кого-нибудь другого.

25.08.2014 08:00, Максим Медведев


Человек и мультимедиаобъект

24 августа 1957 года родился Стивен Фрай — национальное достояние Великобритании

Этот англичанин — почти того же разряда, что сама королева: бесконечный повод для национальной гордости и рассуждений о важности традиций. Он давно уже перестал быть просто актёром, писателем, телеведущим и превратился в колоритный символ страны и эпохи. А ещё — в живое СМИ.

23.08.2014 08:00, Екатерина Ксенофонтова






 
 

Новости

Китайским компаниям запретили страховать болельщиков ЧМ от разочарования
В Поднебесной болельщикам предлагаются страховки от недосыпания, переедания, похмелья и фанатов-хулиганов.

 

 

Мнения

Лев Симкин

Гудел как улей родной завод

Вентиляторный завод как зеркало русской экономики

Решив быть в тренде и поддержать отечественного производителя (а в старое время отец мой был самым что ни на есть отечественным производителем), в прошлые выходные я привез его к родному заводу. Точнее, к тому месту, где завод был когда-то, сейчас там торговый пассаж и офисное здание. В этот самый момент из жилого дома напротив вышел прогуляться отцовский коллега. Ветераны труда обнялись, прослезились, так что мне не оставалось ничего иного как отвести их в соседний кабак, где они смогли предаться воспоминаниям.

Этери Чаландзия

Москва моя

Не все воспоминания приятны, не все пережитое повторимо, но родной город – это место силы, воспринимать его иначе – обесценивать свою жизнь

Мне всегда хочется признаться в любви родному городу, но, как назло, вечно что-то мешает. Только я проникнусь нежными чувствами к столице, как вдруг дворники принимаются по весне вымазывать ядовитой краской заборы, или без предупреждения снесут старый особняк, или меняется расписание мусоровозов, и грохочущий зловонный ужас въезжает во двор в пять утра. Или опять что-то новое придумают с городскими парковками и ищи-свищи по штрафстоянкам свою голубу, а то и вовсе в канун каких-нибудь праздников глубокой ночью не подъехать к дому. Стоишь в час ночи в безнадежной пробке и дивишься, ну что за город такой?..

Умберто Эко

Умберто Эко: «Прогресс сети остановить нельзя»

Интернет существует, и никакие споры не смогут его уничтожить

В древности даже умение писать вызывало страх. А теперь дискуссии разворачиваются вокруг интернета. Если его правильно использовать, он может принести большую пользу молодежи, хотя неизбежно будут и те, кто впадает в зависимость от сети.

Денис Драгунский

Безнадежно поздно

О свойствах сверхдлинных рядов

Сереже Шаблаеву было пятнадцать лет. Он пришел с родителями к тете на именины. А у тети было пианино. И он вдруг, ни с того, ни с сего, сел и двумя руками сыграл что-то. Непонятно, что. Но очень красиво.

Сергей Удальцов

«Будем гореть и дальше»

Выступление Сергея Удальцова с «последним словом» в Мосгорсуде

Мне сегодня вспомнились прекрасные пушкинские строки: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Получилось так, что благородные порывы привели нас с Леонидом Развозжаевым на скамью подсудимых. Что же, так бывает в жизни. Но мы не сдаемся, не унываем и будем отстаивать свою невиновность до конца, как бы сложно это ни было.

Антон Меркуров

Ограничения не спасут духовные скрепы

На любые запреты, сеть отвечает успешными решениями

«Ну что, оградят ли теперь наши власти граждан страны от экстремистов?» - примерно так был сформулирован вопрос телеканала Lifenews заданный мне в контексте обсуждения вступивших в силу поправок позволяющих Роскомнадзору блокировать без суда сайты за «экстремистскую социально опасную инфомацию, предоставляющую угрозу для общества и личности».

Михаил Эпштейн

Как обойтись без мата?

Пожалуй, закон о запрете мата в публичной сфере - единственный из принятых за последнее время в России, который вызывает у меня сочувствие. Но сам по себе запрет вряд ли может изменить ситуацию, если общество не найдет способа говорить об "этом" иначе, не выработает конструктивных альтернатив.

 

Календарь

Дмитрий Иевлев

Сентябрь. И на вашей улице будет праздник

Когда уместно поздравлять эфиопов с Новым годом, выбрасывать игрушечную бронетехнику и в сердцах кричать «полундра!»

Не пытайтесь покончить жизнь самоубийством 10 сентября. В День предотвращения самоубийств всё равно не позволят. А 16 сентября всем модницам рекомендуем удержаться от использования лаков для волос и прочих распылителей. Генеральная Ассамблея ООН просит хотя бы раз в год подумать об озоновом слое нашей планеты: с 1994 года 16 сентября — День защиты озонового слоя.

Александр Головков

Кто объединил Германию?

31 августа 1990 года в Берлине был подписан договор о вхождении ГДР в состав ФРГ

Падение ГДР обрушило весь социалистический лагерь. Воссоединение Германии предопределило последующий процесс объединения Европы, до границ бывшего СССР, в структурах НАТО и ЕС. В соответствии с законами политической драматургии такое великое дело должно увязываться с именем великого героя, которого надо непременно определить (найти и/или назначить) солидарным решением прогрессивной общественности.

Андрей Мартынов

Кто убил Щорса?

Детектив времён Гражданской войны

30 августа исполняется 95 лет со дня гибели великого красного командира Николая Щорса. Пётр Врангель, один из главных руководителей Белого движения, писал о таких людях: «Этот тип должен был найти свою стихию в условиях настоящей русской смуты. В течение этой смуты он не мог не быть хоть временно выброшенным на гребень волны, и с прекращением смуты он также неизбежно должен был исчезнуть».

Символ «абсолютного зла»

Самое знаменитое неудачное покушение советской эпохи

30 августа 1918 года на московском заводе Михельсона раздались выстрелы. Был тяжело ранен «вождь мирового пролетариата"» Владимир Ленин. В покушении обвинили близорукую и нескладную эсерку Фанни Каплан. Вскоре «террористка N1"» была расстреляна. Но то покушение оказалось гораздо загадочнее, чем дело об убийстве Джона  Кеннеди.

Олег Давыдов

Мать хлебов

Элевсинские тайны Успения

Успение — 28 августа — это день кончины Приснодевы Марии. И праздник урожая. Одно из народных названий Успения — оспожинки (тут и «жатва», и «госпожа»). К этому дню надо было закончить уборку и сев озимого хлеба. Реально в разных местах это, конечно, получалось по-разному, но к концу августа надо было управиться. Тут всем миром помогали тем, кто не успевал…

Иван Засурский

Патриарх йоги

20 августа в городе Пуна в Индии умер основатель айенгар-йоги Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар

Айенгар преподавал и практиковал йогу более 75 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире. В 2009 году, в возрасте 90 лет, Учитель приезжал в Москву. Его приезд был уникальным событием — Айенгар редко путешествовал. «Частный корреспондент» побеседовал тогда с Беллуром Кришнамачаром Сундарараджей Айенгаром и сейчас мы снова публикуем это интервью в память об Учителе.

Алексей Степанов

Воздушная война на Халхин-Голе

75 лет назад, 20 августа 1939 года, началась операция советско-монгольских войск по разгрому японской армии в районе реки Халкин-Гол

Регулярные советские ВВС впервые столкнулись в Монголии с современными и имеющими богатый боевой опыт авиасилами противника. Бои велись на ограниченном пространстве, а это сопровождалось большой концентрацией сил сторон. Особенно большую роль играла истребительная авиация. Подобного опыта воздушных боев ВВС РККА не имели более вплоть до начала Великой Отечественной войны. О масштабах воздушных боев свидетельствует замечание командующего советской группировкой в Монголии с июня 1939 года Георгий Жукова, который в беседе с Константином Симоновым сказал, что таких сражений в воздухе, как над Халхин-Голом, он не видел даже во время Великой Отечественной войны. Бои на Халхин-Голе показали важность качественного уровня матчасти истребителей, на примере того, что даже богатый боевой опыт не может компенсировать превосходства противника в технике.

Алексей Левин

Меж двух океанов: Ворота Посейдона

100 лет назад, 15 августа 1914 года, прошел первый корабль через панамский канал. История одного из самых грандиозных инженерных сооружений — Панамского канала

15 августа 1914 года торжественно, но без особой помпезности из Атлантического океана в Тихий проследовал морской землесосный снаряд «Анкон», затратив на это путешествие около 9 часов. На его борту находились президент Панамы Белисарио Поррас и члены его кабинета, дипломаты во главе с американским посланником Уильямом Прайсом и еще пара сотен важных гостей. Торжества проходили скромно — на борту играл оркестр, но не было ни напыщенных речей, ни рек шампанского. В Европе разгоралась война, и первые полосы газет были посвящены новостям с фронта, так что сообщение об открытии Панамского канала осталось почти незамеченным. И, кажется, никто не вспомнил, что рейс «Анкона» оказался воплощением блестящего предвидения, которому исполнилось 400 лет.


 

Интервью

Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»

Сооснователь и президент HeadHunter о том, как убедить пользователя платить за информацию, почему сайт для людей лучше сайта для рекламодателей, и почему отсутствие госрегулирования было для Рунета благом

Почему русский интернет хороший? Потому что в него мало вмешивалось государство. До самого последнего времени государство не понимало важность интернета и вообще закрывало на него глаза. И это позволило развиться Рунету в прекрасную индустрию. К сожалению, в будущее я бы смотрел пессимистически, потому что сейчас государство опомнилось и стало интернет гнобить. В связи с этим я предвижу сложные времена. Практика показывает, что там, куда приходит государство, сразу становится все плохо. Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло.

Людмила Улицкая: «Мы Европе не подходим…»

Лауреат Европейской премии о книге памяти Горбаневской, закате русской культуры, и о том почему Россия – всё-таки, не Европа

Именно великая русская культура, солнце которой закатилось, более всего свидетельствует о том огромном потенциале, который был бесславно потрачен на полях революции и двух мировых войн, каждая из которых -следствие безумия, эгоизма и тщеславия политиков. Впрочем, как и во внутренних битвах с собственным народом, уже в СССР.

«Мне было интересно узнать, почему они могут, а мы нет»

Данил Криворучко о том, чем отличаются американские дизайн-студии от российских

Наш герой — арт-директор и FX-специалист нью-йоркской компании Charlex Данил Криворучко. До начала работы в США Данил работал в московских студиях YellowDog, Red Square Design и Nile, а также придумал концепт фирменного стиля для конкурса «Евровидение» в Москве и принимал участие в создании знаменитого ролика «Чикен Шейк» для «Макдоналдс».

Полтора часа с прищепкой на носу

Переводчик нелегального видео Андрей Гаврилов о кинопотоке 90-х и особенностях подпольного перевода

Его голос для многих стал символом нелегального видео 90-х. Именно в переводах Андрея Гаврилова многие зрители впервые увидели «Криминальное чтиво», «Основной инстинкт», «Челюсти», «Терминатора» и все то кино, которое просто не могло появиться в нашей стране в советское время. Мы поговорили с известным переводчиком о появлении нелегального видео, первых потрясениях и новом языке кино.

«День воскрешения Лазаря – наш профессиональный праздник»

Врач-реаниматолог Центральной клинической больницы Московской Патриархии имени святителя Алексия Борис Зиновьевич Белоцерковский считает, что в работе реаниматолога немало радости

Попасть в реанимацию для больного — страшный опыт. Часто это значит, что его жизнь висит на волоске. Но в реанимацию приходят и для того, чтобы работать каждый день бок о бок со смертью. Однако врач-реаниматолог Центральной клинической больницы Московской Патриархии имени святителя Алексия Борис Зиновьевич Белоцерковский считает, что в работе реаниматолога и радости тоже немало. Он рассказал о своем выборе и сомнениях, о пациентах, о смерти и отношении к ней.