1 октябряЧетверг

Человеческий капитал  Данные НКО
Евгений Пожидаев   четверг, 18 ноября 2010 года, 12:00

Радиационная паника
Страх перед радиацией опаснее самого излучения

// Reuters

В августе 2010 года, на пике опасений по поводу того, что пожары в брянских лесах отправят в атмосферу осевший там чернобыльский след, в новостях мелькнул симптоматичный сюжет. Человек на лесной тропинке с дозиметром в руках, показывающим 137 микрорентген в час, заявил, что дальше идти нельзя. Между тем в бразильском городе Гуарапари естественный уровень радиации в 15 раз больше, и этот город — курорт.

Примерно в то же время профессор Оксфордского университета Уэйд Аллисон, эксперт в области медицины и радиационной защиты и автор книги «Радиация и здравый смысл», предложил пересмотреть нормы допустимого облучения в сторону их радикального повышения. Сейчас рекомендуемый предельный уровень облучения составляет 1 миллизиверт в год свыше естественного фона.

В зивертах измеряются эквивалентные и эффективные дозы воздействия разных видов излучения. Эквивалентная доза определяется с учётом разной биологической эффективности разных видов излучения (например, альфа-излучение в 10–20 раз опаснее гамма-радиации при равной поглощенной дозе), а эффективная учитывает ещё разную радиочувствительность органов человеческого тела. Условно можно считать, что 1 зиверт — это 100 рентген. Иными словами, 1 миллизиверт в год — это лишних 11—12 микрорентген в час, при условии, что речь идёт о гамма-излучении. Вместе с естественным фоном это, как правило, даёт около 2,5 миллизиверта. Предложение Аллисона сводится к установлению верхнего предела дозы облучения в 5 зиверт, при условии, что ежемесячные дозы не превышают 0,1 зиверта. Таким образом, норму облучения предлагается поднять на три порядка.

Реакция на эти подрывные идеи была вполне предсказуемой. Особенно усердствовали российские блогеры, рекомендовавшие Аллисону или переехать в Чернобыль, или поселиться прямо в реакторе. Между тем нынешние нормы радиационной безопасности попросту противоречат здравому смыслу.

Как сейчас уже понятно, жизнь на нашей планете зародилась при значительно более высоком естественном фоне радиации, а сам Homo sapiens провёл изрядную часть своей истории в пещерах, часто под завязку наполненных радоном. Впрочем, люди и сейчас зачастую живут в аналогичной среде. Поэтому нормы облучения и указываются с оговоркой «сверх естественного фона»: иначе пришлось бы пересматривать нормы или миллионами вывозить недоумевающее население из привычных мест обитания.

На высоте 10 км (высота полёта гражданских самолётов) из-за большей интенсивности космического излучения фон составляет 200—250 микрорентген в час (2,0—2,5 микрозиверта в час). Во Франции в ряде районов фон достигает 200 мкр/ч. В Индии тысячи жителей Кералы и Мадраса живут при фоне до 3,2 мкЗв/ч (320 мкр/ч). В Бразилии в штатах Эспириту-Санту и Рио-де-Жанейро вдоль побережья фон колеблется от 1 до 10 мкЗв/ч, достигая на пляжах Гуарапари, песок которых содержит лошадиную дозу тория, 20 мкЗв/ч, то есть 2000 мкр/ч.

Это ещё не предел: в иранском городе Рамсар обычная годовая доза составляет 260 миллизивертов, что предполагает средний фон около 3000 микрорентген в час (фактически доходит до 5000). Все курорты с радоновыми источниками: Белокуриха, Кисловодск, Пятигорск, Мацеста, чешский Яхимов рядом с Карловыми Варами (да и сами Вары) и немецко-достоевский Баден-Баден — глубоко радиоактивны.

Однако по бразильским пляжам не бродят мутанты, а жителей Рамсара не косит рак. Никаких негативных последствий повышенного в сотню-полторы раз фона для здоровья местных жителей не обнаружено. При этом речь не идёт о толпе суперменов, приспособленных к местному фону тысячелетиями эволюции. Подавляющее большинство тех, кто сейчас сбился в прибрежные бразильские города с их весёлыми пляжами, являются местными жителями очень условно. Больше половины населения радиоактивного Эспириту-Санту — потомки эмигрантов. Остальные «понаехали» чуть раньше. Самые обычные люди благополучно живут при стократно повышенном фоне радиации. «Жертвы» радонотерапии получают в течение месяца от 3 до 10 официально разрешённых годовых доз.

И это лишь один из многих фактов, говорящих в пользу позиции Аллисона. Нынешние нормы радиационной безопасности вовсе не «написаны кровью». Скорее они отчасти базируются на неподтверждённой гипотезе, а также активно поддерживаются радиофобией, давно превратившейся в повод для политического пиара и обычного, хоть и очень большого бизнеса.

Базовая гипотеза официальной радиологии — так называемая линейная беспороговая гипотеза (ЛБПГ) воздействия радиации. Она появилась ещё в те времена, когда ДНК считалась пассивной стабильной структурой, которую можно только сломать, но нельзя отремонтировать. Основной постулат ЛБПГ сводился к следующему: каким бы малым ни было увеличение дозы, вероятность заболеваний и мутаций всё равно увеличится. Безвредных доз не бывает. Далее, абсолютно неважно, получены повреждения ДНК сразу или на протяжении нескольких лет. Именно такая схема позволяла проецировать достоверно известный эффект от огромных индивидуальных доз, полученных жертвами атомных бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки, на дозы, «размазанные» по тысячам людей в течение десятилетий.

Такой консервативный вариант ЛБПГ продержался недолго. Быстро выяснилось, что эффект от одинаковых доз различается в зависимости от степени их растянутости во времени. Доза, полученная за длительный промежуток времени, гораздо менее разрушительна, чем та же доза, но «пойманная» разом. Подтверждённая экспериментально разница может быть десятикратной. Для малых доз (малыми принято считать дозы менее 50—100 мЗв однократно или 5—10 мЗв в год) пришлось ввести поправочный коэффициент, учитывающий их меньшую эффективность. Впрочем, он традиционно невелик, ибо противоречит самой сути линейной гипотезы.

Позднее выяснилось, что живые клетки снабжены мощной «ремонтной службой»: в молекулах ДНК каждой клетки человеческого тела ежегодно повреждаются 70 млн оснований (звеньев) — из-за химической активности внутри самой клетки, действия мутагенов, содержащихся в пище, и массы других причин. Но человек не умирает через пять минут после рождения, поскольку работает механизм репарации ДНК: «повреждённые» звенья вырезаются, соединяются разорванные цепочки и т.д. В итоге последовательность ДНК восстанавливается. Эффективность репарации такова, что при громадном количестве повреждений ДНК собственно мутация оказывается явлением весьма редким.

Много ли добавляют к дежурным повреждениям ДНК малые дозы радиации? При годовой дозе в 1 миллизиверт к обычным 70 млн повреждений добавляется всего 0,2 повреждения. Дозы в несколько зивертов дают прирост на десятки процентов, радикально превышая возможности систем восстановления, чем и объясняется их разрушительное воздействие.

С учётом этого понятно, почему ЛБПГ так и осталась в ранге рабочей гипотезы. Её надёжного экспериментального подтверждения так и не появилось, хотя поиск негативных последствий малых доз долго был хорошим тоном и вёлся весьма интенсивно. В итоге, например, Французская академия наук не признаёт научную обоснованность ЛБПГ. Однако после чернобыльской катастрофы именно эта гипотеза, как дающая максимальные оценки воздействия радиации, стала официальной и легла в основу рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите. Далее вступила в игру местная самодеятельность, ужесточив нормы ещё больше.

Эта ситуация и послужила поводом для предложений Аллисона — впрочем, и впрямь чересчур радикальных. Сам физик является сторонником альтернативной гипотезы — пороговой: вплоть до определённой полученной дозы радиация не оказывает практически никакого негативного воздействия на организм, который благополучно «саморемонтируется». Проблемы начинаются только в случае, если она заметно превышена.

Одно из странных последствий взрывов первых атомных бомб (6 и 9 августа 1945 года, Хиросима и Нагасаки соответственно) можно обозначить так: многие из нас живут с тех пор в мире хибакуся. По меньшей мере оказываются в нём всякий раз, когда речь заходит о Хиросиме и Нагасаки. «Хибакуся» — это слово, которым в Японии называют людей, пострадавших во время этих бомбардировок, но оставшихся в живых. Таких людей довольно много, и все они, разумеется, не могут забыть пережитого ужаса.

Однако теории теориями, но как же быть с сотнями тысяч погибших и искалеченных в Хиросиме и Чернобыле? Начнём с того, что фактически к 2000 году из выживших жителей Хиросимы и Нагасаки — хибакуся — умерли от рака 7,9% против 7,5% жителей того же возраста в других японских городах. За 50 лет среди 40 тыс. умерших по естественным причинам только 426 смертей вызваны облучением, притом что средняя доза равнялась 0,22 Зв, полученных практически мгновенно. Сколько-нибудь достоверный рост числа заболевших раком начинается с дозы 0,2 Зв, а действительно повальный — с 7 до 9% — при дозе 1 зиверт и более. При дозах до 0,1 Зв не зарегистрировано ни одного случая лейкоза.

Подавляющее большинство облучённых в результате аварии на ЧАЭС, по официальным данным, получили гораздо меньшие дозы радиации, чем хибакуся. Дозы выше 1 грей (единица, численно равная зиверту, но учитывающая дозу без поправок на разную эффективность разных видов излучения, то есть поглощённую) получили около 400 человек. В среднем персонал ЧАЭС и пожарные — наиболее облучённая часть ликвидаторов — получили 0,31 грея. Для ликвидаторов, работавших в 1986-м, предельная доза была установлена на уровне 0,25 Зв, в 1987-м — 0,1, 1988-м — 0,05. И эти ограничения не были превышены.

Каковы последствия? Что говорят ООН и Всемирная организация здравоохранения? Выводы специальной международной комиссии таковы: «Воздействие радиации на здоровье людей оказалось меньшим, чем предполагали раньше… до сих пор нет международно признанных свидетельств повышения частоты заболевания лейкозом среди населения, проживающего на загрязнённых радионуклидами территориях, а также среди тех, кто работал на восстановлении атомной станции. Нет статистически значимых свидетельств роста и других раковых заболеваний, а также рождения детей-уродов».

При ликвидации аварии было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни, из них 28 с летальным исходом. Отмечен значительный рост заболеваемости раком щитовидной железы среди детей, которым во время аварии было до 18 лет, — всего почти 5000 случаев. Однако выживаемость среди перенёсших рак щитовидной железы по опыту Белоруссии — почти 99%. Среди 610 тыс. ликвидаторов, эвакуированных и жителей зон усиленного контроля (слабо заражённые территории) можно ожидать до 4000 дополнительных случаев смерти от рака — на 3—4% больше обычного. Возможно, что среди населения районов с высоким уровнем радиоактивного заражения среды может произойти до 5000 дополнительных случаев смерти от рака.

Только имейте в виду: эти расчёты основаны на всё той же линейной беспороговой гипотезе. Фактически по состоянию на 2006 год радиационным облучением было обусловлено 55 лейкозов из полутора сотен зафиксированных у ликвидаторов.

Разумеется, есть и альтернативные мнения. Одно из них высказал Алексей Яблоков, известный эколог, лидер фракции «Зелёная Россия» партии «Яблоко» и специалист по эволюции морских млекопитающих: «Наши расчёты показывают, что только за первые 15 лет после чернобыльской катастрофы порядка 900 тыс. человек умерло вследствие воздействия радиации». Яблоков вообще считает, что «общее число жертв атомного века от раков, генетических поражений и врождённых уродств — 2 млрд 337 млн человек. К этим цифрам надо добавить около 500 млн выкидышей (спонтанных абортов) и мертворождённых; 8—14 млн смертей новорождённых; 5 млн с замедленным умственным развитием». Таким образом, за 55 лет (публикация была в 2000 году) атом убил около 3 млрд. Для справки: это число практически совпадает с общим числом умерших за период использования атомной энергии.

Отличается от официальной статистики и мнение Гринписа, представленное в докладе организации, одним из редакторов которого также был г-н Яблоков. Его тезисы сводятся к следующему: «Заболеваемость раком в Белоруссии в 1986—1996 годах выросла на 40%». «Прогноз для мира, основанный на национальной статистике Беларуси по раку, показывает: около 270 тыс. онкологических заболеваний и 93 тыс. смертельных случаев от рака связаны с воздействием чернобыльской радиации». «Дополнительная смертность среди населения, проживающего на заражённых землях, составляет 3,75%. В России около 2 млн человек проживает на заражённых землях. В итоге получается только для России 67 тыс. дополнительных смертей за 15 лет».

Присмотримся к цифрам внимательнее. Авторы доклада склонны всё валить на радиацию, забывая о демографии и том факте, что заболеваемость раком растёт вместе с долей пожилого населения. Среди других республик бывшего Союза в Белоруссии оказалась максимальная доля населения в возрасте 65 лет и старше, сильно превышающая российскую и на 41% превышающая уровень 1989 года. Для Белоруссии характерен и максимальный возраст сельского населения, традиционно болеющего злокачественными образованиями чаще городского. При этом динамика белорусской онкологии привязана к изменениям в местной демографии. Стабилизация доли населения старше 60 лет в конце 1990-х — 2000-х из-за военного демографического провала обернулась симметричной стабилизацией уровня онкологических заболеваний. В последнее время рост возобновился — вместе с новым витком постарения. Откуда Гринпис при этом извлёк 277 тыс. дополнительных заболевших — неясно. Неясно, откуда взялись и данные о 40%-м росте числа онкологических заболеваний — по официальной статистике рост составил около 25%.

Примеров такой вольности с фактами в докладе много. Его составители, в частности, не обращают внимания на то, что из их экстраполяций выпадают данные об уровне онкологических заболеваний в Тульской области: хотя она оказалась в числе пострадавших регионов, но аварией в Чернобыле была затронута мало, однако раковых заболеваний там несколько больше, чем в пострадавших Калужской и Брянской областях. Более того, разницы в уровне онкозаболеваний на заражённых и незаражённых территориях практически нет.

Впрочем, даже если нынешние нормы целиком относятся к области ненаучной фантастики, то в чём смысл их пересмотра? В том, чтобы осчастливить атомщиков, и так не бедствующих? Цена вопроса — отнюдь не доходы атомной промышленности. Два миллиона человек так или иначе затронуты Чернобылем. Двадцать пять лет они подвергаются тяжёлому психологическому давлению, СМИ вещают о конечной погибели всех, облучённых лишним микрорентгеном, не говоря уж о потомках до седьмого поколения. И всё это молчаливо поддерживается авторитетом государства, установившего нынешние нормы радиационной безопасности.

— Неужели это всё только необоснованные страхи, вызванные незнанием и непониманием? А как же загрязнения, радиация?
— За то, что зелёные ставят вопрос так, что атомная энергетика опасна, я им страшно благодарен. Но когда они говорят, что её нужно закрыть и заменить ветряками, это свидетельствует о полной необразованности.

Результаты выглядят очень мрачно. Практически все исследователи констатируют катастрофически повышенный уровень стресса у подвергшихся облучению независимо от реальной дозы. По результатам обследований, среди ликвидаторов распространение психических нарушений вдвое выше, чем в контрольной группе. При этом, если у населения преобладают доклинические формы, среди ликвидаторов высок удельный вес клинически выраженных психических нарушений. Огромная часть инвалидностей у ликвидаторов связана именно с ними. Рост заболеваемости алкоголизмом происходит в среднем в полтора раза быстрее, чем среди населения в целом. Стресс выступает фактором риска для большого количества других заболеваний: сердечно-сосудистых, желудочно-кишечного тракта и т.п. Наконец, в отличие от мифических «мутаций», постоянный стресс у матерей действительно влияет на здоровье детей, провоцируя задержку в развитии ребёнка, его повышенную тревожность — словом, всё то, что можно с энтузиазмом списать на воздействие радиации.

Получается, что радиационная паника убивает и калечит в десятки раз больше жизней, чем сама радиация, — и с этим надо что-то делать.

Взрывная мерзлота

Откуда в ямальской тундре берутся воронки газовых выбросов

В 2014 году на полуострове Ямал был обнаружен 25-метровый кратер, похожий на след падения метеорита, а в последующие годы в регионе было найдено еще несколько таких воронок. Разбираемся откуда они берутся, появятся ли они в будущем в других районах Арктики, и могут ли они быть опасны для промышленной инфраструктуры.

28.09.2020 13:00, Юлия Кузнецова, nplus1.ru

Микробы-«зомби» переопределяют границы энергии жизни

Согласно новой модели, обитатели обширного древнего биома под морским дном используют такое количество энергии, которого едва хватает, чтобы выжить. Это делает шире наше представление о том, как может выглядеть жизнь.

27.09.2020 19:00, Джордана Цепелевич (Jordana Cepelewicz), Александр Горлов, 22century.ru

Переломные моменты в климатическом кризисе

Большая часть климатической системы Земли — от ледников и океанов до тропических лесов Амазонки — была дестабилизирована из-за глобального потепления. Ученые предполагают, что если хоть одна часть этой системы выйдет из строя, за ней могут последовать и другие.

21.09.2020 13:00, Michael Marshall, theguardian.com

Экоканнибализм и съедобные насекомые

Чем ученые предлагают заменить животноводство

Сценарии развития экологической ситуации всё больше напоминают антиутопии. Активисты считают, что проблему поможет решить отказ от животноводства и поиск альтернатив мясу. И пока некоторые варианты существуют только в смелых мечтах, у других уже есть рабочие прототипы. Рассказываем о том, что исследователи предлагают человечеству вместо мяса: котлеты из жуков, поедание людей и другие нетрадиционные методы получения белка — а также о том, как ваша тарелка становится площадкой для идеологических битв.

19.09.2020 14:00, Алиса Загрядская, knife.media

Природное водоснабжение и его риски

В МФТИ исследовали перенос пресной воды в Арктике

В Карское море и море Лаптевых поступает около половины всего пресноводного стока в Северный Ледовитый океан из рек Оби, Енисея и Лены. В связи с этим перенос и трансформация речной воды в этих морях оказывают важное влияние на ледообразование, биопродуктивность и многие другие процессы в масштабах всей Арктики. Ученые из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН и МФТИ исследовали распространение речных плюмов — опресненных водных масс, образующихся в морях российской Арктики в результате перемешивания речного стока и соленых морских вод.

05.09.2020 16:00, naked-science.ru

Гипотеза Лавлока

Что, если Земля — живой организм?

Наша планета уникальна. Подобно тому, как каждый из нас отличается от каменных статуй римских богов, Земля отличается от Марса, Венеры и других известных планет. Расскажем историю одной из, пожалуй, самых удивительных и спорных гипотез современности — гипотезы Геи, предлагающей нам взглянуть на Землю как на живой организм.

30.08.2020 19:00, Sergei Sobol, naked-science.ru

Коралловый секс

Как размножение видов в лаборатории может стать ключом к восстановлению рифов в дикой природе

На коралловых рифах обитает четверть всех существующих морских видов, однако изменение климата, чрезмерный отлов рыбы и загрязнение окружающей среды могут привести к исчезновению этих экосистем в течение ближайших десятилетий.

30.08.2020 14:00, Дженни Мэллон, Мария Толмачева, 22century.ru

«Хороший антропоцен»

Что нас ждёт в будущем?

«2020-й, что ты делаешь, прекрати!» — такое нередко можно услышать сейчас в интернете. Огромное количество случившихся с начала года тревожащих событий, таких как распространение коронавирусной пневмонии, пожары в Австралии или масштабный выброс нефтепродуктов на Норильской ТЭЦ, подталкивают людей к восприятию и других, довольно обыденных, событий в мрачном свете. Что поможет человеку справиться с такими катастрофами? У сторонников парадигмы «хорошего антропоцена», светлого техногенного будущего, есть план, как избежать поджидающих нас напастей. Он подразумевает широкомасштабное применение геоинженерии.

22.08.2020 13:00, Александра «Renoire» Алексеева, 22century.ru

Дизайнерские дети

Ожидать ли нам ГМО-поколения?

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, — «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?

10.08.2020 14:00, Sergei Sobol, naked-science.ru

Солнечные «костры»: впервые наблюдаем структуру Солнца

Ученым удалось получить максимально приближенные снимки

Ученые опубликовали первые детальные снимки поверхности Солнца, сделанные недавно запущенным европейско-американским космическим аппаратом Solar Orbiter. На них можно различить миниатюрные солнечные вспышки, которые получили название «костры».

18.07.2020 17:00, esa.int

Ученые достигли рекордной скорости интернета: она позволяет скачать все фильмы на Netflix за секунду
Исследователи из Великобритании представили проект самого быстрого интернета в мире — его скорость 178 Тбит/с. Такое соединение позволяет скачать все сериалы и фильмы на Netflix за секунду.
Последние 30 лет в Европе оказались рекордными по наводнениям за 500 лет
Промежуток с 1990 по 2016 годы стал одним из самых значительных периодов наводнений в Европе за последние 500 лет, особенно часто такие стихийные бедствия начали происходить на северо-западе и в центральной части региона. Этот период отличается от предыдущих: наводнения стали происходить на фоне повышения температуры воздуха, а не понижения, как это было раньше, а также стали обладать более выраженной сезонностью - более половины наводнений теперь происходит летом. Статья опубликована в журнале Nature.
Google создал онлайн-переводчик древнеегипетских иероглифов
Google совместно с египтологами со всего мира создал платформу для перевода древнеегипетских иероглифов, основанную на машинном обучении. О новинке сообщает «Популярная механика».
В нашей галактике могут жить до 36 разумных цивилизаций
Астрофизики из Ноттингемского университета подсчитали, что в галактике Млечный Путь сейчас могут проживать до 36 разумных видов. Статья опубликована на сайте университета.
Россия подписалась на Web of Science
Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) получил право на обеспечение доступа к информационным ресурсам Web of Science Core Collection в России. Помимо этого, МЦНТИ сможет предоставить доступ 500 российским организациям к ресурсам Clarivate Analytics в рамках национальной подписки в соответствии с условиями лицензионного соглашения.

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.