Я живу в Дании потому, что здесь когда-то победил феминизм. Победив лет сорок назад, раскрепощённые женщины дружно вышли на работу, не забыв вместе с лифчиками снять заодно и каблуки, а юбки заменить джинсами.
А тут я — в туши и помаде, совкового разлива, на каблуках и с прижатой бережно и нежно к груди пудрой как самым верным оружием в борьбе против мужчин. Ну кто сможет против такого устоять? Он и не устоял, ведь родился и вырос уже при феминизме.
Десять лет назад, когда я впервые попала за границу, Европа была для меня просто одним разноцветным куском карты — то, что я про себя называла Западом. Запад — он и есть Запад. Это такой не-Восток. Сейчас, конечно, часть этих цветных лоскутков ожила и окрасилась личными впечатлениями. Далеко ещё не все, но некоторые из них. Скандинавия для меня — это «страны победившего феминизма». На моей карте личных впечатлений окраска у них тёмно-розовая, этакая смесь красного социалистического с розовым, женским. Хотя вообще-то официально эти три страны — Дания, Швеция и Норвегия — называются по-другому: государства всеобщего благоденствия, да, вот так вот напыщенно. Welfare states.
Больше всего розового у Норвегии, она по всем показателям равноправия на одном из первых мест в мире. А живу я в Дании.
8 марта здесь рабочий день и цветов вам никто дарить не будет ни дома, ни на работе. Отмечается он тут традиционно по-деловому: проводятся семинары и демонстрации, издаются книги о женщинах и женском движении, специально приуроченные к дате (в этом году вышло аж четыре), ну и всякие весёлые посиделки и концерты непременно с политическим уклоном. Оружие тут никто складывать не собирается, ведь столетняя борьба ещё не закончена.

Здания, где Клара Цеткин предложила учредить Женский день, больше не существует. Бывший Народный дом (фото Народного дома) превратился со временем в Молодёжный, где нашли своё пристанище музыканты и другие личности, протестующие против существующего порядка вещей. Так как протестовали они весьма своеобразно, соседи были недовольны и потребовали, чтобы власти убрали шумных и грязных музыкантов подальше. Но несмотря на рьяное сопротивление молодёжи и огромный ажиотаж в прессе в течение нескольких лет, в ночь на 1 марта 2007 года полиция захватила здание на Ягтвай, 69, и уволокла оттуда всех сопротивляющихся. Был большой скандал. На месте скандала остались руины, Дом молодёжи полностью разрушен
Лозунги этого года: «За равную зарплату!», «Запретить покупку секса немедленно!» и «Работникам сексуального фронта — хорошие условия труда!». Два последних лозунга друг другу противоречат, но логика тут только демократическая, а потому не всегда простая и понятная. Два разных феминистических движения борются с проституцией тоже по-разному, вот и всё. Место проведения двух демонстраций — одно и то же (Ратушная площадь столицы), разбежка во времени — полчаса. И никто не подрался, что самое удивительное. «Пойдёте на демонстрацию?» — лениво и дружелюбно поинтересовались у нас мужчины-коллеги. Мы не собирались.
Однако в этом году был повод и для цветов — 100 лет назад именно здесь, в Копенгагене, Клара Цеткин предложила проводить День борьбы женщин каждый год. Дата круглая, как ни крути, и её решено было отметить. На международную конференцию, организованную Институтом Гёте и организацией КВИНФО (KVINFO), спонсируемой государством, пригласили знаменитых иностранных гостей и выделили престижный зал в Королевской библиотеке, в здании под названием «Чёрный алмаз». Гости съехались, я там тоже была, гостей слушала и даже фотографировала.
Когда-то в Королевской библиотеке работала секретарём женщина, которая любила свою работу и ответственно к ней относилась. Она заметила, что материалы о женском движении не архивируются так, как нужно, и начала сама их собирать в архив. Со временем у неё в отделе собралась внушительная библиотека, полная документов и журналов женского движения «красных чулков», и государство выделило средства для новой организации, которую назвали КВИНФО — от слов «женщина» (kvinde) и «информация». Центр охотно делится информацией, собрал внушительный архив фотографий и документов на своём сайте, а также команду экспертов, которые готовы ответить на любой вопрос
Я не феминистка, боже упаси. Не подумайте чего плохого, не феминистка я. Я только учусь. Пробую, так сказать, на зуб. Интересно мне. Но и боязно. Как, наверное, у каждого, чьё детство и юность пришлись на советские пропагандистские, на всякий официоз и равнодушное враньё у меня стойкая аллергия и повышенная чувствительность. Чуть что — бежать, и куда подальше.
Однако ни вранья, ни официоза (в самой минимальной даже дозе) замечено не было, а на свою чувствительность я полагаюсь — вырабатывалась много лет. Напротив, на мероприятии были замечены очень симпатичные и очень неравнодушные женщины, умеющие делать своё дело, рассказывать о нём, иногда волнуясь и не находя сразу нужных слов, высказывать неординарные идеи и слушать друг друга. Гости были именитые.

Например, Наоми Вульф (Naomi Wolf), автор книги «Миф о красоте», давшая скандальное интервью газете Guardian «Путь Америки к фашизму», и советница в двух как минимум предвыборных президентских кампаниях в США (её блог на английском). Среди гостей была и Джессика Валенти (Jessica Valenti), создавшая и вознёсшая за шесть лет на вершины популярности блог юных американских феминисток.
Поговорить о женских правах пришла и бывший бургомистр Копенгагена Ритт Бьерегорд, и бывший президент Исландии Вигдис Финнбогадоттир (первая женщина-президент в Европе и вторая в мире), заметившая, что, если бы женщины удержались там у власти, таких катастрофических последствий кризиса они бы ни за что не допустили. Сейчас она работает в ЮНЕСКО — милая пожилая женщина в белом костюме, с замечательным чувством юмора. Чтобы вымыть руки в туалете, она по-простому зажала сумку между коленями, так как поставить её было негде. Мне нравятся такие женщины.
Оправдала ожидания и недавно выбранный министр равноправия Дании Люкке Фрис. Элегантная и сухощавая, с малочисленной свитой, в джинсах, крутом пиджаке и золотых сапогах, говорила она так зажигательно, что зал хлопал минут пять, ну и юмора ей тоже не занимать. Сюзанна Броггер, чья книга «И избави нас от любви» была переведена на 20 языков (но не на русский), вышла на сцену в странном чёрном халате и чалме, явно не узбекского происхождения. Она всё такая же красавица, какой была тогда, в 70-х. Было и много других интересных гостей, но у меня больше нет места, а у вас времени.
Всем, кто пришёл на конференцию, подарили по книжке, маленькой и жёлтенькой, карманного формата. Название у неё интересное: «В аду есть одно специальное местечко для тех женщин, которые не помогают друг другу».
Почему-то мне захотелось перевести её на русский.
Пока я ехала домой, не заметила ни одного букета в руках, ни у кого.

Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Что делать с новогодними елками после праздников.
Пункты приема и возможности экологично обращаться с деревом. - Как пережить новогодние праздники .
И не уйти в запой. - Как пандемия может сделать новогодние праздники экологичными.
И почему это важно. - «Зеленая» энергетика.
Не срочно, но неизбежно. - Топ-5 экологических идей для новогодних подарков.
Недорогие и качественные варианты. - «Били, оскорбляли, угрожали смертью, снимали штаны, сказали — по кругу пустят».
Женщины об издевательствах в белорусском СИЗО. - «Разве мы, воспитанные бабушками, которые пережили войну, сможем это проглотить?» .
Мнение о силе белорусок. - От Йоко Оно — до Юлии Цветковой.
10 скандальных полотен с голыми женщинами, которые вошли в историю. - Как образование для девочек и женская контрацепция могут спасти экологию планеты.
- Коронавирус и разводы.
Как не расстаться и действительно ли все так плохо, рассказывает психолог.