Подписаться на обновления
27 апреляПятница

usd цб 62.6027

eur цб 76.1812

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вадим Левенталь   воскресенье, 14 августа 2011 года, 01:00

Пуля для Крусанова
Партия в преферанс с фон Триером. Павлу Крусанову в день пятидесятилетия


Кадр из фильма «Меланхолия»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В конечном счете, и «Меланхолия», и написанный за десять лет до нее «Бессмертник» об одном – о человеке, который принял на себя всю боль мира и за это получил право низвергнуться в бездну ада последним.

Вопрос «есть ли перспектива у иска Павла Крусанова к Ларсу фон Триеру?» поставлен с придурковатой прямотой, однако это не значит, что он вовсе лишен смысла.

Кто виноват? Что делать? Как спасти душу? Какой период переживает Россия? Как перестать беспокоиться и начать просто жить? В чём смысл жизни? Павел Крусанов, в школе и дома, мужественно говорит о главном. После прочтения романа Павла Крусанова "Мёртвый язык" остаётся ощущение, что автор его знает ответы на все вопросы. Именно поэтому и хочется их ему задать. Собственно, в России писатель всегда отвечал за самые главные "ответы", ориентируя людей, потерявших системы координат в том, что сегодня происходит.

Но прежде чем задаться вопросом о смысле этого вопроса, нужно, разумеется, понять, о чем снята "Меланхолия" Отвечать на этот вопрос нужно с книгой в руке. Потому что если в качестве саунд-трека к фильму использована та самая музыка, по поводу которой написано «Предисловие к Рихарду Вагнеру», то мы, конечно, обязаны использовать «Рождение трагедии» как комментарий к такому фильму.

Но эту карту мы пока отложим и сыграем другую, укажем на еще один текст, ключевой для автора «Меланхолии», – последний фильм автора «Ностальгии».

«Герой моей следующей картины «Жертвоприношение»… – говорит Андрей Тарковский, – человек… способный на жертву ради высших соображений. Когда того требует ситуация, он не увиливает от ответственности… ощущая свою причастность к целому, к мировой судьбе».

У фон Триера – не то чтобы жертва была бессмысленна (она и у Тарковского бессмысленна – трудно всерьез воспринимать человека, который уверен, что нужно спалить свое и своей семьи жилище, чтобы спасти человечество), но ситуация жертвования невозможна.

Тарковский – христианин, для него мир оправдан в Боге. Но не похоже, чтобы в Бога верил автор «Антихриста» (да и отец Жюстины оказывается просто пьяненьким человечком: у режиссера, у которого отцом Благодати был сами знаете кто, – это не может быть случайностью).

«Мы одни в Космосе, – говорит Жюстина (прошу прощения, если не дословно запомнил текст), – и незачем жалеть все это людьё». (Уж не перевели ли для датчанина статью Секацкого о нем: «В «списке поддержки» фон Триера… единицы… но зато среди них есть тот, кто истребил Содом и Гоморру».)

Однако Жюстине известен секрет бессмертия.

«Отец говорил, что от смерти не спастись», – говорит сын Клэр. (Звездочет, выпивший χολή, яд, когда рухнула «…несокрушимая вера, что мышление… не только может познать бытие, но даже и исправить его» (курсив Ницше), – вот кто такой отец этого не пригодившегося Исаака.) «Да?, – удивляется Жюстина, – Значит, он забыл о волшебной пещере».

Чем занят Ворон – герой крусановского «Бессмертника» – рассказа, на блеск которого русской культуре еще предстоит сощуриться, когда разойдутся тучи? Прикованный цепью к гончарному кругу, он проливает слезы в горшки, которые лепит, и обожженная посуда отвечает на удар ногтя «заливистым детским смехом».

«Человек, чьи слезы побеждают немоту мертвой глины…»

(Преодоление немоты – принципиально важно для Крусанова; вспомним финал «Американской дырки» – «И тут рыбки запели»; вспомним основной квест героя «Бом-бом» – прозвонить в колокол; да и что есть финал «Укуса ангела» как не величественный окказиональный перформатив?)

Так вот, «человек, чьи слезы побеждают немоту мертвой глины, должен побеждать собственную смерть». Искусством – ибо Ворон превращает слезы в смех, как и любой, кто всерьез занимается Искусством, – он преодолевает время, смерть и забвение.

Пора сыграть козырного туза – «Рождение трагедии» – «ибо только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности» (курсив Ницше).

Слова «Бог мертв» не предполагают еще преодоления метафизики (именно поэтому Тарковский остается близок автору «Меланхолии»): если мир не оправдывается существованием Божьим, то он оправдывается музыкой Вагнера и – лентами фон Триера и книгами Крусанова, конечно.

Однако у дара обжигать чудесные горшки диалектическая природа; его оборотная сторона – необходимость принимать на себя страдания других: «…коварный дар его не просто освобождал больного от недуга, но переносил недуг на целителя, заставляя страдать за больного отмеренный болезнью срок».

Не тем же ли самым коварным недугом больна Жюстина? («Просто выйди из дома и сядь в такси, – увещевает ее Клэр, – мы заплатим»; «Это мы еще посмотрим», – бормочет под нос звездочет.)

Жюстина первой части здорова как лошадь, когда она приезжает на собственную свадьбу.

(И, да, если уж мы смотрим фильм, в котором героине позволяется иметь говорящую фамилию – Нарушительницаспокойствия ее зовут, – то почему бы не отбросить ложную стыдливость и не признать, что свадьба ее – ни много ни мало аллегория жизненного пути человека?)

Осмысленность мира противостоит машинописи, беглой необдуманности, застужающей ухо и уничтожающей нервные окончания. Писатель - это тот, кто всё время замедляется, останавливается, задумывается, формулирует: одни глаголы, короче. История, которую он придумывает, соединяет приятное с полезным. Как мятный леденец от кашля. Да, описание, между прочим, тоже может быть мыслью или состоять из мыслей (вспомним Андрея Битова). Это, кстати, самое трудное - подверстать в логическую цепочку пару заранее заготовленных формул, выдав их за шлак окружающего тебя мироздания. Мысль притаилась в мелочах, каждую из них Крусанов делает чёткой и точной. Беглое, брошенное на ходу сравнение или взгляд (на улицу или явление) предъявляют сотни человеко-часов, им потраченных на объяснение смысла того, что происходит.

«Меланхолия» – не о болезни века и не об отдельно взятой голове, она – о структуре, о способе, по которому человек есть в мире – в мире, в котором он обязан быть счастлив, ведь на него потратили столько денег.

Единственный свадебный подарок Жюстины, – нож, который протягивает ей мальчик, благословляя ее на битву с людьём, с – пора уже открыть прикуп, что у нас в прикупе? а в прикупе у нас Хайдеггер – с повседневным падением присутствия.

Жюстина единственная берет на себя ответственность бытия-к-смерти, освобождая от нее всех других, и не тем же ли в символическом плане занят крусановский Ворон? «Копилка страдающей жизни» – это о ком, о ней или о нем?

Но в том-то и штука, что «Ворон побеждал время по-своему»! Когда он, «просидев в заключении чуть больше двухсот лет», выходит из тюрьмы, на вид ему дают лет двадцать, – и чем ближе удар смерти, тем сильнее и лучше выглядит Жюстина. А горделивая и спокойная уверенность в себе Клэр сморщивается до того, что становится похожей на мумию – «маленькую и твердую, точно сушеная рыба».

Нет, кажется, веских причин различать Жюстину и Клэр как разные субъекты, Клэр можно рассматривать как Жюстиново сверх-Я, ведь сверх-Я это не строгий папочка, а – вторая карта в прикупе: Лакан – «сверх-Я является… расколом, который совершается в символической системе, интегрированной субъектом».

Трещину в законе, по которому живет человеческое общество, (а он весь – одна сплошная трещина) легко принять за незыблемое основание культуры – до тех пор, пока Земле ничего не угрожает.

И – ее искреннее удивление по поводу того, что пропала прислуга, – так, как будто, заслышав о приближающемся конце света, из дома ушла бы микроволновка (он служил в доме двадцать лет, а Клэр даже не в курсе, есть ли у него семья!).

Герои фон Триера, какими бы аллегориями они ни были, все же самая верхушка класса эксплуататоров, исторический венец хищнического капитализма и мирового империализма, а почему именно они нужны режиссеру – спросите у Хайдеггера: «без-различием [тотального потребления] ознаменован… наличный состав немира бытийной оставленности. Земля оказывается немиром блуждания. Бытийно-исторически она – блуждающая звезда».

Героям Крусанова повезло родиться в другую, феодальную эпоху. «Различие же, противопоставляющее феодальное общество буржуазному, а признак – знаку [в ход идет козырная десятка, Ролан Барт] состоит в следующем: признак имеет происхождение, тогда как знак – нет». Откуда деньги на свадьбу Жюстине? – неприличный вопрос. Деньги Ворона заработаны честным трудом, а деньги Мервана Лукавого – честным обманом («ведь деньги, уплаченные за зрелище, никогда не бывают последними»), и поэтому они – все эти солиды и тремиссы – во-первых, так вкусно описаны в тексте, а во-вторых, бессильны над душами героев.

Соблазн – есть (недаром же капитализм сидит в феодализме, как зародыш в яйце): разбогатев, Мерван и Ворон «полагали, что имеют достаточно денег, чтобы чувствовать себя независимыми…». Но стоит двести лет посидеть в тюрьме, чтобы выйдя из нее, узнать, что «ничего нет совершенно верного в реальном мире явлений», – мы возвращаемся к метафизике.

Возвращаемся, чтобы осмыслить третью составляющую дара Ворона и Жюстины: если хайдеггеровское «бытие, высветляясь, просит слова» правомерно на лакановский язык перевести как «выступание подлинной речи», то тогда понятно, каким именно образом Ворон «примирил в себе добро и зло» – ведь они всегда имплантированы в мир только вместе с законом – сверх-Я, которое в подлинной речи невозможно.

И разве не то же при-мирение добра и зла мы видим в глазах Жюстины, наблюдающей за агонией Клэр, Жюстины, помогающей мальчику строить волшебную пещеру, Жюстины, равнодушно отворачивающейся от приближающегося Апокалипсиса?

В конечном счете, и «Меланхолия», и написанный за десять лет до нее «Бессмертник» об одном – о человеке, который принял на себя всю боль мира и за это получил право низвергнуться в бездну ада последним.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Пушкин – это смесь наружности обезьяны и тигра»

Записки внучки Кутозова

Дневник внучки Михаила Кутузова Дарьи (Долли) Фикельмон – наиболее подробная светская хроника пушкинского Петербурга. Графиня была знакома со всеми героями столичного общества – придворными, аристократами, военными, писателями, завсегдатаями балов и салонов. Историки о дневнике узнали только в XX веке. Заметки Фикельман – коллективный портрет ее эпохи.

16.04.2018 19:00, Максим Новичков, diletant.media


«На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке»

Пушкин — самый известный российский путешественник 19 века

Он намотал 35 000 километров, останавливался более 20 раз в Торжке по пути из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, прославил сочные котлеты в гостинице Дарьи Пожарской, а согласно указу Императора Николая II ему было положена упряжка из трёх лошадей на станциях.

14.04.2018 19:00, Марина Холохолова, moiarussia.ru


5 запрещённых книг

Как советская цензура боролась с крамольной литературой

В СССР цензура была суровой и порой выглядела непонятно. Государство определяло списки нежелательной литературы, ознакомление с которыми запрещали рядовому советскому человеку. Для контроля за любой поступаемой информацией создавалось большое количество государственных организаций, которые были подконтрольны партии. И не всегда решения цензурные решения выглядели логичными.

09.04.2018 19:00, kulturologia.ru


Цветаева и пустота

Невыносимая жизнь русской поэтессы

Скульптор зависит от глины, художник — от холста, музыкант — от струн. Поэт, сказала Цветаева, — «только от сердца». Иосиф Бродский, родившийся за год до ее смерти, будто подхватит мысль: самое великое в нации, скажет, Язык, в языке — Литература, а в литературе — Поэзия. «Поэзия, — взовьется, — цель человека как биологического вида», а поэты: «наиболее совершенные образцы человеческого рода». И первым поэтом ХХ века назовет Цветаеву.

08.04.2018 19:00, Вячеслав Недошивин, story.ru


Псевдоэротика, или Излишество реализма

О романе М. Горького «Мать»

Роман М. Горького «Мать» (1906) вошел в историю литературы тем, что положил основание целому направлению - методу социалистического реализма. У него уникальная судьба: все население страны поголовно читало этот роман, который изучался как обязательное произведение в школе с 1930-х гг. Да и читалось оно в том волшебном возрасте, в последнем классе, когда закладываются основы мировоззрения.

31.03.2018 16:00, Михаил Эпштейн


Сколько зарабатывали русские писатели

И что могли купить на гонорар за книги

Иногда во время чтения биографий русских писателей, создается впечатление, будто уже при жизни известные творцы получали за свое творчество гроши, а потому постоянно оказывались в долгах. На самом же деле на гонорар за «Анну Каренину» Лев Толстой мог приобрести целый дом в Москве, а Федор Достоевский — купить дубовую рощу в Рязани на деньги от публикации «Идиота».

18.03.2018 19:00, storyfiles.blogspot.ru


100 лучших книг в истории мировой литературы

От «Илиады» Гомера до «Властелина колец» Толкина

Составленный Newsweek список 100 лучших книг не похож ни на один другой. Это список списков. В его основе десять рейтингов, составленных в течение последних 20 лет по самым разным критериям. Диапазон очень широк: от книг, выбранных Опрой Уинфри в ее «Книжном клубе», и программы чтения колледжа Св. Иоанна, элитного учебного заведения в Санта-Фе, до «110 обязательных к прочтению книг», отобранных британской Daily Telegraph.

10.03.2018 19:00, cluber.com.ua


«В ней было все. Было и земное, но через божественное... »

Анна Ахматова в воспоминаниях Фаины Раневской

Я познакомилась с Ахматовой очень давно. Я тогда жила в Таганроге. Прочла ее стихи и поехала в Петербург. Открыла мне сама Анна Андреевна. Я, кажется, сказала: «Вы мой поэт», — извинилась за нахальство. Она пригласила меня в комнаты — дарила меня дружбой до конца своих дней. ...Я никогда не обращалась к ней на «ты». Мы много лет дружили, но я просто не могла обратиться к ней так фамильярно.

03.03.2018 19:00, izbrannoe.com


Последние часы жизни Александра Пушкина – из записок очевидцев

181 год со смерти великого поэта

Как известно, Александр Сергеевич Пушкин, получив смертельное ранение на дуэли, был в скором времени доставлен домой, где он успел попрощаться с родными и близкими. Поэт понимал, что жить ему осталось считанные часы… До наших дней дошли две записки, в которых описаны последние часы жизни поэта. Автором одной из «записок» является Иван Тимофеевич Спасский — домашний доктор семьи А.С. Пушкина. Автором другой записки был ближайший друг поэта — Владимир Даль, по совместительству известнейший ученый и хирург того времени.

10.02.2018 16:00, izbrannoe.com


Урсула Ле Гуин как пророк Страны чудес

Предсказательница и создательница современности

22 января в Портленде, штат Орегон, скончалась в возрасте 88 лет женщина, чьи заслуги перед фантастикой и — шире — литературой неоценимы. Достаточно сказать, что Урсула Ле Гуин стала единственным фантастом США, которого удостоили чести при жизни войти в пантеон авторов элитной «Library of America». Прежде там издали Филипа К. Дика и Курта Воннегута, обоих — спустя годы после смерти.

03.02.2018 19:00, Николай Караев для gorky.media






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» представлен на конференции в РГБ
24 апреля в Российской государственной библиотеке состоялась секция «Библиотеки и издатели: пути сотрудничества» в рамках Международной научно-практической конференции «Румянцевские чтения – 2018». Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский представил на мероприятии проект Ресурсный центр «Открытая библиотека», а также рассказал участникам о том, как издатели могут использовать контент, перешедший в общественное достояние.
МАМТ снял ролик о закулисье оперы
Над созданием ролика поработало 446 сотрудников Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Умерла Нина Дорошина

Артистка скончалась на 84-м году жизни
Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме Владимира Меньшова "Любовь и голуби", скончалась на 84-м году жизни. Эту информацию ТАСС подтвердили в пресс-службе департамента культуры Москвы.

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Костроме
17 апреля 2018 года в Костромской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация проекта «Открытая библиотека». Гостями презентации стали представители библиотечного сообщества города Костромы и Костромской области. Представители НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков, Владимир Медейко и Дмитрий Рожков, во взаимодействии с руководством библиотеки, довели до собравшейся аудитории информацию о новых цифровых веяниях в библиотечном деле, а так же рассказали о целях и задачах проекта «Открытая библиотека».
Результаты IPQuorum: подключение к IPChain «Ноосферы» создаёт полный цикл охраны авторских прав
«Это эпический момент»,- заявил Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский в микрофоны журналистам: 12 апреля 2018 года Ассоциация интернет-издателей подписала соглашение с Ассоциацией IPChain (официальное название которой «Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности») о включении Федеральной резервной системы банков знания (платформы «Ноосфера») в национальную сеть транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.