Подписаться на обновления
19 мартаВторник

usd цб 64.6694

eur цб 73.3610

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Сырье  Энергия  Индустрия  Сервис  Торговля  Финансы  Казна  Недвижимость  Социальное
предпринимательство
 
Идеи  География  Сколково 
  четверг, 4 декабря 2014 года, 15:00

Просветить и заработать
Культурный PR как социальное предпринимательство


Фото: geralt/pixabay.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Термин «социальное предпринимательство» наводит на мысли о благотворительности, помощи старикам и инвалидам и строительстве ферм в деревнях, запрятанных в некой абстрактной глубине безразмерного Отечества. Но жизнь не стоит на месте, Россия – по крайней мере, ее отдельные территории – ушла гораздо дальше, чем может показаться старшим поколениям, поминающим советские времена и твердящим об общем упадке страны. Каким может быть социальный бизнес в информационном обществе и при чем здесь PR?

Социальное предпринимательство – понятие достаточно субъективное, ведь «социальная проблема, актуальная для конкретной территории», решение которой дает предпринимателю право на звание «социального», может принимать самые разнообразные формы, когда первичные потребности уже удовлетворены. В таких условиях люди начинают вспоминать о науке, образовании, самосовершенствовании и, конечно, культуре. А достижение социальных целей подобного уровня в «обществе знания», переполненном информацией, становится весьма непростой задачей. И тогда на первый план выходит PR – инструмент построения коммуникации, который в умах многих россиян неразрывно связан с образом беспринципного бизнеса, готового внушать любые идеи незащищенной аудитории ради повышения продаж. Однако так ли это? И насколько безумной выглядит идея о том, что PR тоже может быть социальным предпринимательством?

Немного о PR

Если не углубляться в мифологию (как известно, древние греки все давно придумали за нас), PR как научно обоснованное явление возник в XX веке вместе с трудами «отца черного пиара» Эдварда Бернейса. Специалист по массовому убеждению запустил немало проектов, действительно связанных с обманом аудитории (чего стоит пропаганда яичницы с беконом в качестве «здорового завтрака»), однако и он внес свою лепту в развитие культуры. В 1915 году Бернейс вел рекламную кампанию американского турне балета Дягилева, позволившую артистам приехать к лояльной аудитории и заработать немало денег. Насколько чисты были методы гениального пиарщика с дурной репутацией, говорить сложно, однако мощный культурный проект смог заявить о себе и был по праву оценен аудиторией. И все же пиар бывает разный – и когда его основная цель заключается не в привлечении максимальной прибыли, а лишь в миссии донести до людей важность и ценность некоторых культурных явлений, пиар может стать не только инструментом социального предпринимательства, но и его субъектом.

Культура. Это важно?

Когда в PR видишь качественное средство коммуникации, а не просто инструмент продвижения бренда, картина реальности начинает выстраиваться несколько по-другому. Перед большей частью москвичей, например, проблемы поиска жилья и пищи уже не стоят, а вот проведение досуга становится все более острым вопросом. Многообразие развлекательных площадок и различные способы отдохнуть без привлечения уставшего за рабочую неделю мозга к излишней работе зачастую приводит к снижению уровня культуры, потере людьми интереса как к классической музыке, транслирующей потребности прошлых поколений, так и к современному искусству, требующего слишком много усилий для понимания.

О том, почему так важно развитие культуры для российского общества, как в этом может помочь социальное предпринимательство и при чем здесь пиар рассказала генеральный директор PR-агентства «Заводной апельсин» Мария Митюрина:

- Почему культуру важно развивать? Цивилизация началась именно с культуры. В какой-то момент в первобытном обществе возникли запреты – например, на убийство и насилие – и это уже были первые признаки зарождающейся культуры. Именно культура стала воплощением определенных норм и ценностей, которые позволяют нам быть людьми и строить друг с другом разумный диалог. Культура обобщает все социальные процессы и является универсальным видом коммуникации, которую можно и нужно налаживать; это нечто очищенное от каких-либо экономических и политических влияний, это наша история, богатство, накопленное цивилизацией за все время ее существования – от мифологии до современной философии.

Культура, конечно, самое ценное, что у нас есть. В культуре заложена функция снятия социальной напряженности, заложен потенциал к решению конкретных проблем. Культура по своей сути противоречит понятию бизнеса, однако сегодня мы видим, как они постепенно идут друг другу навстречу. Я, в общем-то, культурный проект рассматриваю как бизнес-проект, старюсь сложить ему такую бизнес-модель, которая позволит этому проекту жить, развиваться, сокращать издержки, выходить на самоокупаемость. Однако настоящий художник, творец, на котором держится ядро проекта, художественный продукт, который мы продвигаем, должен быть независим от такого рода взглядов. Художник создает, не задумываясь о том, будет ли у него конечный потребитель, окажется ли его произведение востребованным, а моя задача как профессионала – донести это произведение, позицию, высказывание до нужной аудитории. Именно в таких условиях культура может развиваться бурно и по-настоящему. Современное искусство – перформансы, инсталляции – часто остаются непонятыми, но творцов это все равно не останавливает. Вообще, это старый спор о том, стоит ли художнику учитывать потребности аудитории, на языке маркетинга – спрос. Кто-то из современных деятелей культуры, конечно, выбирает такой путь пиара, подстраиваясь под аудиторию и производя для нее продукт по запросам, – только это уже не искусство, это маркетинг. Однако, на мой взгляд, острой проблемы здесь не существует, если правильно подходить к процессу. Нужно и то, и другое – и именно на этом стыке существует арт-менеджмент, та область, которая мне интересна.

Я считаю себя прежде всего арт-менеджером, стараюсь разработать в рамках пиар-стратегии крупных проектов, такие культурные события – фестивали, круглые столы, обучающие программы, чтобы и интересы целевой аудитории учесть, и дать возможность приглашенным художникам не зависеть в своей работе от потребностей аудитории напрямую, не быть заложником ситуации, а уже встроиться в процесс, где художник точно будет услышан. Именно такой процесс создания культурного продукта со стороны культурного менеджмента, по моему мнению, является правильным с точки зрения диалога и выстроенной коммуникации. Именно этим должен заниматься современный арт-менеджмент: решая государственные и бизнес-задачи (те самые социальные проблемы – иначе откуда взяться ресурсам?), учитывать интересы аудитории, от нее отталкиваться, но и художникам давать поле для деятельности, свободу для их художественного высказывания.

Пожалуй, это не совсем те слова, которые рядовой россиянин ожидает услышать от «матерого пиарщика», каким Мария, безусловно, является: на счету «Заводного апельсина» такие проекты, как «Ночь музыки», фестиваль «Немецкий в кубе» в саду «Эрмитаж», музей Маяковского, Всероссийский фестиваль науки и еще множество культурных проектов. У самой же Марии два высших образований в сфере PR и маркетинга, а также история успешной работы с несколькими десятками кинематографических и театральных премьер, а также масштабных культурных проектов. Собственное пиар-агенство Мария открыла лишь пару лет назад, однако его успех – и, что немаловажно, вклад в развитие культурной среды – достойны подражания.

О проекте

Один из самых известных проектов, которые вел «Заводной апельсин, - «Ночь музыки» - серия мероприятий в Москве, проведенная в городских школах с целью привлечения внимания жителей города к постепенно забывающейся классике и дополнительному образованию – в данном случае музыкальному.

Первая для Москвы «Ночь музыки» состоялась в октябре 2013 года, фестиваль включал концерты более чем в семидесяти музыкальных школах и детских центрах, а также выступления таких виртуозов, как Игорь Бутман, Александр Рудин, Антон Батагов, Петр Айду, Злата Чочиева, Иван Почекин, а также нескольких музыкальных коллективов. В акции приняли участие: Московский международный Дом Музыки, Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, дизайн-завод «Флакон», концертный зал Российской Академии музыки им. Гнесиных, Камерный зал Московской филармонии, Театр-клуб «Мастерская», КЦ «Москвич», Музей-заповедник «Царицыно», библиотека им. А. П. Чехова, киноклуб «Факел» и многие другие культурные площадки.

«“Ночь музыки”, по нашим подсчетам, посетило около 50 тысяч человек, а это серьезная цифра. Мы рассчитывали только на 30 тысяч, но благодаря сарафанному радио людей пришло почти вдвое больше», - вспоминает Мария успешный проект. Вы скажете, что это просто хорошо спланированная PR-кампания и цель ее в конечном счете – лишь сбор средств? Но все мероприятия были для москвичей абсолютно бесплатными, а государственные музыкальные школы вообще сложно обвинять в корыстных мотивах. Коммерческие тайны не подлежат раскрытию, но обращение Департамента культуры к молодому пиар-агенству тоже о чем-то говорит. Гендиректор «Заводного апельсина» объяснила, почему «Ночь музыки» - это тоже социальное предпринимательство:

- Существует конкретная проблема: сложно убедить жителей Выхино потратить вечер на поездку в центр города ради классической музыки. Не легче, например, и привлечь широкие массы людей к чтению. Обычные средства пропаганды культуры не могут справиться с подобными задачами, однако с помощью таких мероприятий, как «Библионочь» или «Ночь музыки», мы достигаем цели. А ведь по сути это пиар библиотек и пиар музыкальных школ. Со всеми нашими комплексными усилиями мы ориентируемся на прогрессивную аудиторию, прогрессивные потребности, получается развитие. Мы создаем обратную связь. Слышим аудиторию и улучшаем качество работы, работаем на перспективу.

Другим примером успешного продвижения культурного мероприятия «Заводным апельсином» служит фестиваль «Немецкий в кубе», который состоялся в саду «Эрмитаж» 13-14 сентября 2014 года. Программа праздника включала самые разнообразные мероприятия – от массовых уроков немецкого языка и книжной ярмарки до выступлений немецких и российских артистов. В качестве организатора фестиваля выступил Немецкий культурный центр имени Гете (Гете-Институт) – «посланник Германии», главная цель которого состоит в том, чтобы «возводить мосты между культурами, поверх политических границ, способствовать переосмыслению людей своих представлений о самих себе и иных народах и конструктивно подходить к феномену культурного многообразия.

Арт-менеджмент этого события в культурной жизни Москвы также осуществлял «Заводной апельсин»:

- Мы долго общались с немецкой стороной и представителями Гёте-Института, чтобы понять, в чем задача фестиваля «Немецкий в кубе», который открывал Год немецкого языка и литературы в России. Суть была не только, собственно, в самом торжественном Открытии, а в том, чтобы определенным образом выстроить позиционирование Гёте-Института, развивать бренд, попутно привлекая новых студентов, но не ориентируясь только на это. И это очень правильный подход, потому что каждому проекту необходимо постоянное развитие. Если рассуждать метафорично, представьте, что вы всегда едете на эскалаторе вниз. Если ты стоишь на месте – ты уже едешь вниз. Если спокойно развиваешься, не прилагая особых усилий, ты, на самом деле, просто стоишь на месте. Так и проект – если он не занимается развитием, не работает на перспективу, рынок уже его начинает топить. Либо необходимо бежать по этому эскалатору вверх (чем и должен заниматься любой отдел развития – рекламы, маркетинга, PR, продвижения, аналитики), либо проект останавливается в своем развитии и неизбежно начинает что-то терять – имидж, аудиторию, прибыль, в конце концов. Конечно, бизнес не может существовать только ради прибыли. Доходы – это показатель того, что смысл, идея проекта воплощается – и воплощается правильно. Когда все делается только ради прибыли, то, как правило, нарушается баланс, и со временем проект обрастает проблемами жизненного цикла продукта, упущенных возможностей, недополученной выгоды. Именно поэтому бизнесу стоит быть социально ответственным: только так он может обеспечить себе развитие в долгосрочной перспективе.

Отсюда и берется значение миссии проекта - миссия всегда, так или иначе, связана с социальными процессами. Мы все существуем в обществе, у нас есть рынок, общественные отношения, общее инфополе. И имидж фестиваля «Немецкий в кубе» мы строили так, чтобы правильно донести социальное значение миссии Гёте-Института – в виде PR-сообщения. Оно звучало приблизительно так: «немецкая нация стремится к налаживанию межкультурной коммуникации с Россией, ее представители приезжают сюда и развивают культурную среду нашей страны, они открыты для диалога».

Фестиваль должен был проходить в два дня, и мы рассчитывали на посещаемость в 10 тысяч человек, но понимали, что с погодой может не повезти. И действительно, во второй день фестиваля шел дождь. Однако общее число гостей превысило наши ожидания: в сад «Эрмитаж» пришло 18 000 человек».

Итог мероприятия: 18 тысяч посетителей, которые получили новые знания, имели возможность пообщаться с новыми интересными людьми и узнать нечто о культуре и языке другой страны, заплатили за свое развитие лишь временем. Ресурс это, безусловно, самый ценный, однако сложно спорить с тем, что самосовершенствование – один из лучших способов его реализации.

На грани

- Основная цель пиара - формирование общественного мнения, а если смотреть шире – выстраивание коммуникации между аудиториями и проектом, между продуктом и конечным потребителем, - считает генеральный директор «Заводного апельсина». - Поскольку мы говорим о культурной среде, стоит упомянуть, что здесь вообще мало проектов, которые имеют эффективную бизнес-модель, то есть способных окупаться и приносить прибыль. Поэтому очень важную роль берут на себя маркетинг и пиар, которые приводят людей, потребителей культурного продукта, осуществляют продажи. Если проект потенциально может быть успешен, то он обязательно получит аудиторию при правильном выстраивании социальных связей. Ведь суть пиар-деятельности состоит не только в работе с журналистами, но также в создании комьюнити – некой дружественной среды, партнерской сети, если хотите, куда на основе общей идеи культурного проекта (а именно в культурном проекте как нигде должна быть идея, позиция, смысл, миссия) объединяются единомышленники. То есть в культурной среде все честно: если проект хороший, его поддержат, остается лишь правильно выстроить коммуникацию, подобрать инструментарий, четко артикулировать идеи.

Кажется, что пиар имеет дело с уже готовым продуктом, однако все несколько сложнее: пиар управляет процессами коммуникации, строит обратную связь, меняет не только образ, но зачастую и содержание проекта. К счастью, наши клиенты нас слышат, и когда нам ставят очень конкретные задачи, а мы понимаем, что силами только лишь пиара, рекламы и маркетинга их решить не получится (пиар же не волшебная палочка), тогда мы работаем на уровне изменений в самом проекте: складываем новую бизнес-модель, работаем над тем, какое у нас предложение, какой продукт, какие потребности он удовлетворяет и какой спрос на него реально существует. Из ответов на все эти вопросы и вытекает возможность правильного позиционирования. Что происходит на самом деле и как это связано с социальным предпринимательством? Дело в том, что всегда, при запуске любого продукта, существует уже определенная данность. Это рынок, и он такой, какой есть, это определенная среда, информационное поле, потребности целевой аудитории и предложение, которое удовлетворяет их или нет. Я считаю правильным никогда не списывать реальность со счетов, а наоборот, смотреть шире, использовать ее как отправную точку. Нужно отталкиваться от реально существующих социальных проблем – неудовлетворенных потребностей аудитории. И проект мы, соответственно, разворачиваем таким образом, чтобы он предложил решения. Это влияет и на лояльность, и на правильно выстроенную коммуникацию.

Сегодня продукт исключен из отдельного производства: он обязательно должен быть воспринят средой, обусловлен, находиться в коммуникационном поле, быть брендом. Пиар, реклама, маркетинг, продажи – все это становится упаковкой продукта. И мы никак не можем просто исключать все эти процессы, игнорировать их и действовать так, как будто ничего подобного нет. Нужно изначально идти от аудитории, исходить из контекста, в которую эта аудитория погружена, и естественно связанных с ней социальных процессов. Не обязательно проблем – просто некоторых социальных явлений. Результатом становятся фестивали, какие-то бесплатные культурные мероприятия. И через них мы действительно достигаем нашей цели, а не просто развлекаем аудиторию, не просто транслируем ей определенный идеи (как это делали советские плакаты), но просвещаем и развиваем через удовлетворение потребностей людей, узнающих что-то новое и полезное и повышающих свой культурный уровень.

Если вдуматься, Мария во многом права. Социальное предпринимательство – нечто на грани бизнеса и благотворительности, подразумевающее как осознанную социальную миссию, так и финансовую устойчивость, независимость от внешних инвестиций. На этом стыке находится и культурная сфера – чаще всего слишком бедная, чтобы позволить себе что-то сверх потребностей, но, безусловно, необходимая обществу, если оно хочет остаться цивилизованным и сохранить свои ценности. На таком стыке находятся и отдельные культурные объекты: например, одно из самых популярных мест отдыха москвичей – Парк Горького.

Сейчас Парк Горького собирает более 40 000 человек в будние и 250 000 в выходные и по праздникам. Такой успех можно объяснить правильным пониманием потребностей молодежи, которую парк обеспечивает «пространством для отдыха, спорта, танцев и игр на свежем воздухе». Свободный вход, бесплатный безлимитный интернет и активная культурная жизнь на территории позволяют Парку Горького зарабатывать немалые деньги параллельно с выполнением социальной функции. Продуманное совмещение имиджевых кафе, бизнес-среды и возможностей абсолютно бесплатного отдыха позволяет отнести парк к сфере социального бизнеса. Однако все это было бы невозможно без понимания потребностей общества и правильного позиционирования на рынке, которые проекту обеспечила продуманная пиар-кампания.

Пиар как социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство – это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Не всегда бывает просто понять, можно ли рассматривать ту или иную деятельность как социальное предпринимательство, однако все же существуют определенные критерии, которым, на мой взгляд, арт-менеджмент вполне соответствует:

  1. социальная миссия

Как становится ясно из приведенного выше интервью с Марией Митюриной, арт-менеджеры – по крайне мере, некоторые из них – всерьез интересуются развитием культуры в своей стране, радеют за проекты, которые просвещают людей, открывают аудитории перспективы развития и освоения новых знаний и культурных явлений. Более того, пиар при таком подходе учит людей открытой и честной коммуникации и влияет на восприятие коммерческой составляющей проектов в сфере искусства.

  1. предпринимательский подход

Без бизнес-подхода ни один культурный проект просто не может выжить, но заработать на высоком искусстве сложно: подобная деятельность подразумевает не только легкую развлекательную составляющую, но и глубинное вовлечение людей в те или иные культурные явления, а значит, требует от аудитории определенных усилий, к которым современный человек не всегда готов. Именно поэтому так важно продумать бизнес-модель, которая не будет ущемлять художников, но позволит им находить достаточно средств для продолжения деятельности и развития.

  1. инновационность (новаторство в решение социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона)

Ориентирование на аудиторию и максимальное внимание к обратной связи с пользователем сложно назвать по-настоящему инновационным подходом, однако для России он все еще остается нехарактерным. Кроме того, технологии и инструменты пиара постоянно совершенствуются, ведь иначе нельзя выжить в условиях рыночной конкуренции, поэтому третьему пункту арт-менеджмент тоже вполне соответствует.

  1. тиражируемость

Качественный пиар с ориентированием на социальную миссию могут проводить любые специалисты в сфере связей с общественностью и теории коммуникации, ведь все инструменты – СМИ, новые медиа, создание нужного контента – доступны без каких-то особенных разработок и оборудования. Главное здесь - отношение к делу и выбор проектов, которые способны позитивно повлиять на общественные процессы, помочь людям в решении определенных социальных проблем. Такой подход к любой профессиональной деятельности должен и будет распространяться по мере развития общества и осознания каждым его членом ответственности, которая лежит на всяком человеке – гражданине своей страны.

  1. самоокупаемость и финансовая устойчивость

Если говорить о прибыли собственно пиар-агентства, рискну предположить, что доходы от раскрутки проектов, очень малая часть которых «способна окупаться и приносить прибыль», не так высоки, как, например, при работе с продуктами более массовыми, изначально располагающими большими средствами для продвижения. Однако этого явно достаточно для процветания пиар-агентства, о чем говорит история «Заводного апельсина», который растет и развивается уже в течение нескольких лет.

Если вдуматься, многие виды деятельности могут работать по модели социального предпринимательства, ведь главное в этом подходе – ориентация на людей, стремление облегчить кому-то жизнь и сделать мир немного лучше. Хочется верить, что со временем люди будут меньше зависеть от материальных потребностей и начнут видеть смысл жизни в каких-то более важных вещах. Однако о культурных проектах, которые необходимы для удовлетворения запросов общества, пока можно размышлять лишь в контексте крупных городов: для большинства россиян, живущих в регионах, насущными вопросами чаще всего остаются поиск средств к существованию и необходимость обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи. И только когда эти проблемы будут решены, люди смогут задуматься о культурном развитии и гражданской ответственности, остановить гонку за прибылью и сосредоточиться на более значимых вещах.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Вдохновленные идеей

Needja — помощь, которой нам всем не хватает

Разговор с Романом Кузнецовым, создателем приложения Needja – о проекте, новых ценностях в бизнесе и судьбоносных встречах, способных изменить мир.

05.05.2015 12:30, Александр Балакин


Откуда есть пошла благотворительность на Руси

От "нищелюбия" страна постепенно перешла к сравнительно действенным формам

Благотворительность, меценатство, милосердие, приют — почти забытые в советское время понятия. Только на исходе XX столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

12.01.2015 10:05, Юрий Годунский


Добро может быть бизнесом

Социальное предпринимательство: история, теория и самые крупные в мире проекты

Для нашей страны социальное предпринимательство – явление новое и противоречивое. В российском обществе не привыкли воспринимать благотворительность в качестве отрасли экономики и уж тем более в качестве бизнеса. Первые похожие на социальное предпринимательство проекты начинают появляться в XIX веке. Но получать настоящую популярность в Западных странах они начинают лишь в конце XX. Сегодня в России социальное предпринимательство делает если не первые, то вторые неуверенные шаги. Часто из-за незнания и непонимания людьми данного явления на благотворительных фестивалях в адрес социальных предпринимателей можно услышать вопрос: «А разве добро может быть бизнесом?»

18.12.2014 10:00, Татьяна Тугаринова


Социальный бизнес на 3D-принтере

Технологии будущего делают жизнь без ограничений доступной для всех

Протезирование – процесс долгий, сложный, а главное, очень затратный. Однако новейшие компьютерные разработки способны решить и эту проблему: с помощью 3D-принтера социально-ориентированные предприниматели меняют жизни сотен людей, доказывая, что в условиях информационного общества нет ничего невозможного.

17.12.2014 16:00, Юлия Хандожко


Премия мира для Павла Сигала

О социальной роли микрофинансирования и цене благих намерений

Микрофинансирование – отрасль небанковской кредитной деятельности, зародившаяся в 1976 году в Бангладеш. Предоставив бедным слоям населения доступ к финансовым услугам, банк Grameen, основанный экономистом Мухаммедом Юнусом, позволил тысячам бангладешских семей благополучно переступить пресловутую черту бедности, а своему создателю принес (правда, лишь спустя тридцать лет) Нобелевскую премию мира и статус пионера социального предпринимательства. Однако так ли просто определить грань между спасением бедняков и наживой на них?

16.12.2014 15:47, Михаил Епихин


Бизнес и закон

О социальном предпринимательстве и государственном регулировании

Явление социального предпринимательства в России только начинает обретать известность, в то время как европейские государства уже давно поощряют бизнес, готовый взять на себя решение социальных проблем. Понимание того, как выстраиваются отношения ответственных предпринимателей и государства в нашей стране, поможет определить дальнейшие шаги, необходимые для развития сферы социального бизнеса.

15.12.2014 14:13, Дарья Лебедева


Пять мифов о социальном предпринимательстве

Полезное, российское, доходное, конкурентоспособное, для всех

Есть одна буддийская притча о падающем дереве. Если в лесу падает дерево, а вокруг никого нет, то оно падает бесшумно. Социальное предпринимательство России – как это дерево: оно есть, оно растет, расширяется и развивается, но о нем мало кто знает. А незнание рождает легенды и мифы, которые нам предстоит развеять.

14.12.2014 16:00, Ангелина Горбунова


Образование в 21 веке

Социальное предпринимательство открывает доступ к знаниям

Социальное предпринимательство стремится решить общественные проблемы новым, революционным путем. Чтобы создать механизм, способный функционировать в сфере производства и одновременно предоставлять социальные блага, оно объединяет социальные и экономические ресурсы, решая проблемы из самых разных сфер, в том числе и связанных с образованием.

13.12.2014 14:30, Ангелина Горбунова


Инициатива поощряема

Как государство помогает социальному бизнесу

Социальное предпринимательство – как объединение благотворительности и традиционного бизнеса – с самого своего появления оказывало влияние на общественную жизнь. Довольно быстро оно стало одним из ключевых способов решения социальных проблем и поддержки общественно значимых инициатив. Возрастающая роль социальных предпринимателей, их энтузиазм и приносимая польза не остались незамеченными для правительства России.

12.12.2014 15:00, Алексей Лукьянов


Особая среда для доброго дела

Об идеальных условиях для развития социального предпринимательства

Сделать этот мир немного идеальнее, заставить работать деньги на благие цели, решить проблемы не только свои, но и чужие ежедневно в нашей стране пытаются тысячи социальных предпринимателей. О них немного кто слышал, еще меньше тех, кто доверяет, и лишь немногие мечтают заняться социальным бизнесом. Чтобы побудить бизнес работать на решение социальных проблем нужно создать для него особые условия, идеальные, а внутреннее желание сделать мир прекраснее вокруг уже и без того живет в миллионах людей.

10.12.2014 15:00, Екатерина Чарушина






 
<font size=1>Социальное<br>предпринимательство</font>

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.