Подписаться на обновления
23 августаСреда

usd цб 59.0396

eur цб 69.5900

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Дмитрий Жвания   вторник, 7 мая 2013 года, 15:00

Проституция в духовной России
Пролетарское государство, созданное большевиками, смотрело на проституцию иначе, чем Святой Августин


Фото: Sasva/ deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Доморощенные консерваторы и реакционеры с настойчивостью маньяков вдалбливают в общественное сознание мысль: дореволюционная Россия представляла собой процветающее государство, где большинство населения жило по божьим законам, благодаря влиянию православного духовенства. А безбожные большевики разрушили вековые устои, попрали законы морали и нравственности, раздавили семейные ценности. О духовности населения столицы Российской империи можно судить в частности по тому, насколько было распространено в городе такое явление, как проституция.

Учёт и контроль

В конце XIX века многие публицисты и врачи били в набат: столица империи превращается в огромный публичный дом, заражённый сифилисом. И это на пороге XX века! «Сколько их! Откуда они берутся? Они точно из-под земли вырастают, эти вертлявые, пёстрые женские фигуры в розовых улыбающихся масках. Они идут, они плывут целыми тучами!» — с пафосным ужасом восклицала автор брошюры «Невский проспект», некая госпожа Недёшева.

Степанида С. в 14 лет прибыла в Петербург из деревни Новгородской губернии на заработки. С Никольской площади её взяли в няньки. За год несколько раз успела поменять хозяев. Девушкой заинтересовался старший дворник того дома, в котором она жила. Тем временем Степанида вновь потеряла рабочее место и просрочила паспорт. Дворник стал грозить, что заявит об этом в полицию. В обмен на молчание он потребовал от Степаниды физической близости. В конце концов, блюститель чистоты и порядка, а заодно – полицейский стукач, как и все дворники при царизме, лишил её девственности и «наградил» сифилисом, но слова не сдержал. 15-летняя девушка вынуждена была съехать с квартиры. Несколько дней она бесцельно бродила по улицам Петербурга, пока полицейские её не забрали в участок. Сто лет с лишним назад в столице Российской империи подобные истории происходили сплошь и рядом. Сведения о несчастной Степаниде С. мы находим в архиве Калинкинской больницы, где с середины XVIII века лечили от «дурных болезней» «падших женщин». Судьба нанесла Степаниде сильный удар. Поэтому не удивительно, что она отвечала на вопросы врача «сквозь всхлипывания и неохотно».

В средневековой Австрии церковь терпела проституцию как необходимое зло. А налоги, взимаемые с проституток, шли на содержание городской гвардии и женских монастырей. Считалось, что возможность купить секс за деньги спасает добропорядочных дам от внимания соблазнителей. Доходило до того, что родители не видели ничего предосудительного в том, чтоб отвести повзрослевшего сына к проститутке. Инициация мальчиков происходила в 14 лет, в этом возрасте церковь признавала ребёнка взрослым и проводила обряд конфирмации. «Прямо из собора Святого Стефана папа за ручку отводил [сыновей] в бордель. И только потом — развлекаться в [парк] Пратер», — пишет писательница, исследовательница австрийских нравов и истории Дарья Вильке.

До революции власти надзирали за торговлей телом с большим усердием. 8 октября 1843 года в Санкт-Петербурге при медицинском департаменте был создан Врачебно-Полицейский комитет (ВПК) для надзора за уличными женщинами. В российской столице существовало два разряда проституток: бланковые (те, кто работал самостоятельно) и билетные (те, кто работал в публичных домах). В начале XX века в Петербурге на легальной основе функционировало 47 домов терпимости; под надзором ВПК состояло 650 билетных проституток. Однако в 1879-м «гнёзд разврата» в Петербурге было значительно больше — 206.

Полиция регулярно проводила профилактические ночные уличные рейды, а также устраивала облавы на ночлежные дома, блатные притоны и квартиры низшего разряда. Женщин без определённого места жительства и занятий (на сегодняшнем жаргоне — бомжих) стражи порядка забирали в полицейский участок под именем «взятых по комиссии» (или — «комиссионных»). На утро в одной компании с проститутками их осматривал врач-венеролог. Тех женщин, которые имели «бланк» на занятие «развратным промыслом», полиция оставляла ночью в покое.

Степениде С. не повезло с первым половым партнёром. И её отослали лечиться от «дурной болезни». Довольно часто полицейские участки служили пунктами вербовки в публичные дома. В докторской диссертации П. Е. Обозненко «Поднадзорная проституция в Санкт-Петербурге по данным Врачебно-Полицейского комитета и Калинкинской больницы» механизм этой вербовки описан следующим образом: «Перед несчастной бездомной девушкой проходят толпы сытых, весёлых, нарядных женщин. Какими счастливыми и довольными они выглядят! Как шумно и развязно они ведут себя! С каким почтением смотрят на них полицейские служители! Нет ни следа того презрения, насмешек, которые бы встретили такие продажные женщины в родной деревне девушки. “Встань под надзор Комитета! Я тебя обую и одену”, — шепчет ей на ухо содержательница дома терпимости. В душе несчастной девушки начинается жестокая борьба: после нищеты, грязных, вонючих трущобных углов — всё кажется ей роскошью, перспектива лёгкой, весёлой, обеспеченной жизни отуманивает её мозг».

Обычно на первое своё первое предложение содержательница публичного дома получала отказ. Ибо профессия путаны всё же не была тогда столь же модной, как сейчас. За отказом — опять голодная жизнь, бесплодные поиски рабочего места, скитание по трущобным углам. Через несколько дней — опять ночной арест и повторение унизительной процедуры. Полицейский чиновник вновь предлагает бездомной девушке встать под надзор ВПК. Он убеждает её, что она от этого только выиграет, так как получит право гулять и ночевать, где ей вздумается. И лишь раз в неделю ей надо будет посещать полицейский участок для медицинского осмотра. Многие девушки, измождённые голодом и скитаниями, в конце концов, давали согласие. И по наводке полиции их начинали обрабатывать владелицы домов терпимости или сутенёры. Иногда это согласие служило психологическим оправданием торговли собственным телом: «Что же! Коли дали бланку, нужно гулять».

Крестьянки с крепким телом

Вчерашние крестьянки составляли 65% сексуально-продажного контингента столицы Империи. Приезжает наивная деревенская девка на столичный вокзал. И прямо на перроне попадает в лапы охотников за смазливой дичью. Покупательницы живого товара не дремали и на Никольском рынке, где молодые крестьянки предлагали себя в домработницы и няньки. Рынок был окружён трущобами, где процветал самый низкопробный разврат. Ласки в этом районе стоили всего 20-30 копеек. Дешёвые шлюхи разгуливали по Садовой и Никольской улицам, а также по Сенной площади. Сидели в грязных чайных. Этот товар был рассчитан на весьма неразборчивого потребителя. Как засвидетельствовал врач Калинкинской больницы Б. И. Бентовин в своей книге «Торгующие телом», «чаще всего это пьяные, истерзанные, густо накрашенные женщины неопределённых лет с хриплым голосом». Поэтому «промышленники разврата» — сутенёры и хозяйки борделей — не жалели сил на поиск «свежачка».

Существуют три разных подхода к проституции со стороны государства. Первый — полный запрет, т.е. проституция нелегальная и за нее людей наказывают, как за другие преступления. Примеры таких стран: Китай, Куба, Египет, Индия, Иран, Япония, Кения, Филиппины, Румыния, Руанда, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Тайвань, США (за исключением Невады; по данным статистики, только 10% привлеченных по закону против проституции — клиенты), Швеция (здесь всё наоборот: продажа секса не является преступлением, а покупка — является).

«Жизнь становится труднее с каждым днём. Борьба за существование обостряется чрезмерно. Экономический кризис обездолил безземельных и малоземельных жителей деревень. Нужда с возрастающей энергией гонит голодные массы в наши города и столицы в поисках куска хлеба», — писал П. Е. Обозненко.

29% процентов петербургской армии жриц любви составляли представительницы городского сословия — мещанки. Прежде чем заняться торговлей собственным телом, эти женщины работали портнихами, папиросницами, шапочницами, чулочницами, башмачницами. Особенно много было портних. «Этот класс ремесленниц — самый обширный в столице; нигде нет такой конкуренции, такого упадка цен, такого превышения предложений над спросом», — объясняет Обозненко. Бентович в падении мещанок обвинял похотливых мужчин разных сословий: «У окон прачечных собирается весьма разношёрстная толпа индивидуумов: тут и уличный разносчик, и дворник, и господский лакей, и извозчик, и господин в цилиндре. Всё это зубоскалит, перемигивается, говорит сальности, делает неприличные критические замечания… Стоит ли церемонится с прачками, цветочницами, корсетницами, белошвейками!» Вот девушка-ремесленница и «привыкает мало-помалу смотреть на себя, как на существо, словно судьбой присуждённое к удовлетворению мужского полового инстинкта». Кроме того, указывает автор «Торгующих телом», большинство мещанок начали жизнь в городских трущобах: «Дети и подростки тут знают всё и видят всё. Самые несдержанные бесчинства разврата проходят перед ними как нечто привычное и нормальное. Ничего нет удивительного, что девушка, воспитанная в такой среде, сливается с течением грязного, зловонного потока».

Удовлетворение клиентов, как правило, происходило в разваливающихся угловых квартирах: полы со щелями, покрытые толстым слоем грязи; обои, испещренные пятнами раздавленных клопов; чёрные от копоти потолки; грязные оконные стекла. «Воздух в этих квартирах настолько удушлив, что даже летом, при открытых окнах, почти невозможно дышать. Во всех щелях — мириады клопов, тараканов и других насекомых», — засвидетельствовал санитарный врач А. Н. Рубель в отчёте за 1899 год.

В доме № 3 на Сенной размещался «малинник» — один из крупнейших в Петербурге притонов уголовников и проституток. Рядом с Сенной площадью существовало другое злачное место — печально знаменитая «Вяземская лавра». Название наполнено богохульной иронией: лавра — мужской православный монастырь высшего ранга. Но в «Вяземской лавре» процветали отнюдь не монастырские нравы. В XIX веке предприимчивые князья Вяземские приобрели обширный участок между Сенной и Фонтанкой. В конце прошлого века во флигелях, обращённых на Забалканский (ныне – Московский) проспект (дома № 4 и 6), располагались трактир, семейные бани, питейный дом и несколько портерных лавок. Во дворе дома, где сейчас находится рынок, размещались постоялый двор, чайная (местный фольклор прозвал её «мышеловкой»), а также всякие мастерские. Один из бытописателей Петербурга рассказывал, что почти полтораста квартир «Вяземской лавры» «заняты отребьями, отбросами, паразитами общества».

Спрос на шлюх возрастал, как отмечают современники, в праздник Пасхи, когда приходила пора разговеться после долгого поста. В эти дни на Сенной площади вырастали деревянные кабинки, где происходили случки. Санитарные врачи ужасались: Сенные «подавалы» не выходили из кабинок по 18 часов в сутки! Приблизительно та же картина наблюдалась рядом с Никольским рынком, окружённым трущобами и доходными домами. Ласки в этом районе стоили всего ничего: 30-50 копеек. Для сравнения: на Сенном рынке за 50 копеек продавали килограмм несвежей требухи или сотню раков.

В районе Сенной была налажена и торговля детским телом. В доме № 51 по Садовой улице располагалась гостиница «Белград», в которой одно время жил мрачный поэт-декадент Константин Фофанов. «По грязной лестнице поднимались какие-то мужики, похожие на торговцев, в больших барашковых шубах, и вели за руки крохотных девочек, точно собираясь их слопать в тёмных недрах “Белграда”. Было сумрачно, пахло керосином», — написал в мемуарах друг поэта. Сегодня здесь — обычный жилой дом с типичным для Питера коммунальным бытом.

Опыт полевых исследований заставляет утверждать, что поиск или смена сексуального партнера вне или помимо брака в 1970-е годы ни в коем случае не являлся проблемой (ни для заинтересованных мужчин, ни для заинтересованных женщин). Также это не являлось свойством какой-то хорошо отграниченной социальной группы (напр., богемы или нищих-пьющих маргиналов). Не буду утомлять читателя попытками типологии советских добрачных и внебрачных связей: служебных серьезных романов и легких приключений; адюльтеров, двоеженств и двоемужеств; студенческих, ПТУшных, фабрично-общежитских, а также стройотрядовских, «картошечных» и иных развлечений.

Существовали и публичные дома с намёком на стиль. В одном заведении женский ансамбль был разодет в национальные одежды; в другом — в костюмы времён императрицы Екатерины; в третьем — в подвенечные платья. В среднем в публичном доме работало 14 женщин. «Обыкновенно эти дома населяют существа инертные, с ослабленной волей, которые боятся, что на свободе не сумеют сносно устроиться, и которые спокойны в доме терпимости, так как, во всяком случае, квартира, стол и одежда тут обеспечены хозяйкой», — отмечает Бентович. Однако были и элитные билетные проститутки, которые занимали в заведении привилегированное положение, ибо привлекали богатых клиентов.

Рабочий день билетной проститутки начинался часов в 10 вечера. До 7-8 утра она развлекала гостей. Затем – завтрак, причём обильный. «Хороший стол для проститутки — одна из могучих приманок “дома”. Кроме того, «хозяйка старается “откормить” свой живой товар, так как признано, что посетители заведений очень ценят толщину и обилие “живого мяса”», — указывает Бентович. Некоторые хозяйки следили даже за тем, чтобы их питомицы меньше двигались, накапливая жирок. После завтрака следовал тяжёлый пьяный сон. После — обед с опохмелом. Потом — приведение себя в порядок. И — по новой.

12-й параграф петербургских «Правил для женщин, состоящих под надзором Врачебно-Полицейского комитета, живущих отдельно» гласил: «Не появляться для прогулки в Пассаже, на Невском, Владимирском и Вознесенском проспектах, Гороховой, Большой и Малой Морской улицах, а также в саду «Аквариум». Но именно в перечисленных местах по вечерам искали клиентов большинство «бланковых» шлюх.

Помимо поднадзорной проституции, в Петербурге на рубеже XIX и XX веков огромный масштаб приобрела тайная, точнее — незарегистрированная, торговля женским телом. Летом она процветала в садах и парках города, зимой — в увеселительных заведениях. Людей того времени сады поражали «обилием весёлых, свежих, красивых женских лиц». «Все это ремесленницы, хористки, балерины, продавщицы и т. д. и т. п.», — читаем мы в диссертации доктора Обозненко. В списки ВПК они не были включены, ибо не ночевали в ночлежных домах, не питались в дешёвых трактирах и не ходили ночью по улицам. Они имели определённое место жительства и занятие. Чтобы доказать, что подобная девушка занимается проституцией, её нужно было выследить. На что чиновникам ВПК не хватало ни энергии, ни желания.

Некоторые «садовые» девушки практически ничего не стоили. «Несколько ласковых сочувственных слов, угощение дешёвым ужином, в лучшем случае — прогулка на рысаке», — уверяет Бентович. Многие служанки также были не прочь приработать рубль-другой с помощью тела. Эти промышляли в центре города: на Литейном, Владимирском, Вознесенском. «Эти простоволосые женщины очень охотно поддаются заигрыванию мимо идущих представителей “третьего сословия” и после недолгих переговоров готовы пригласить их на часок на кухню господ, у которых служат», — рассказывает Бентович.

Её квартира в самом центре

3% «ночных бабочек» Санкт-Петербурга составляли дворянки. В Петербурге существовало несколько «домов свиданий» для элитарной публики, находившихся под контролем Врачебно-Полицейского комитета (ВПК). Процесс начинался с того, что хозяйка борделя предлагала посетителю фотографии девочек. Клиент делал заказ. В назначенный час происходила встреча. Уютный будуар. Мягкие подушки. Свет интимной лампы. Запах модного парфюма… За сеанс женщине доставалась половина суммы, полученной хозяйкой от заказчика (25-50 рублей). Часто ей перепадал солидный куш и от самого клиента. «Эти женщины, иногда дочери “приличных” фамилий, иногда матери семейств, продающие себя из-за желания щеголять в шелку и бархате, конечно, в сотни раз гаже тех несчастных, которые бродят по сторонам столицы, предлагая своё тело!» — негодовал Бентович.

Некоторые дамы посещали «гнёзда разврата» не шелков и бархата ради. Тот же Бентович оставил портрет некой Татьяны Г.: «32 года. Интересный тип образованной проститутки. Бывшая гувернантка. Не красива, но очень чутка и интеллигентна». Эта самая Татьяна Г. жила с двумя дочерями на руках. Чтобы поддержать себя и их, записалась сразу к трём сводням, «которые весьма ценят остроумных и интеллигентных особ». Работы было хоть отбавляй. Зарабатывала Таня по 300-400 рублей в месяц. Денег хватало на дорогие оригинальные наряды, воспитание дочерей, съём просторной квартиры с окнами в сад и содержание прислуги. Конечно, дома никто не догадывался, чем занимается Татьяна. Морально сексуальные сеансы её весьма утомляли. «Приходилось всегда ломаться и интересничать, чтобы понравиться господам из “приличного общества”, да при том ещё проделывать всякие противоестественные гадости, потому что “приличные господа” на это весьма падки», — объясняет Таня Г. В итоге один «приличный господин» заразил Таню сифилисом. И сводни отказались от её услуг.

Однако не только голод и материальные потребности толкали женщин в дома терпимости и на панель. Согласно данным, приведённым в брошюре А. И. Фёдорова «Позорный промысел», стали проститутками потому, что: «захотелось погулять» — 21%; «это легкий заработок» — 21%; «не хватает заработка» — 17,5%; «потеряли рабочее место» — 14%; «сманили подруги» — 9,5%; «отвыкли работать» — 6,5%; «бросил любовник» — 5,5%; «запьянствовали» — 5%.

Фёдоров рассказывает интересный случай. Приходит молодая и красивая девушка лет 17-ти, «просто, но чисто и прилично одетая», в публичный дом и настойчиво просит принять её. При гинекологической проверке выясняется, что она — девственница. По этой причине девушке отказывают в её просьбе. На следующий день она является опять и заявляет, что минувшей ночью утратила невинность с господином, которого сама пригласила. «Это ещё не вкусившая запретного плода! — восклицает автор брошюры «Позорный промысел». — Чьё тут было влияние? Скорее всего, знакомство с потерявшими уже стыд сверстницами!»

Петербургская проституция начала века – дело молодых. 43,4% «гулящих девок» были в возрасте от 16 до 20 лет; 24% — от 20 до 25; 13,5% — от 25 до 30; 17% — от 30 до 40; 21% от 40 до 50. Доктор Обозненко собрал сведения о 5189 проститутках за 1891-1893 годы. 27 из них сказали, что пойти «по пути разврата» их заставила половая нужда. Тогдашняя петербургская армия жриц любви была многонациональной. Её костяк составляли, конечно же, русские – 79%. Далее следовали финки (6,5%), немки (3,5%), польки (3,4%). 2% путан были еврейками. Из 5189 питерских проституток, с которыми работал доктор Обозненко, 145 были латышками, 26 — венгерками, 11 — шведками, 10 — чешками, по семь француженок, бельгиек, швейцарок и датчанок, а также по одной англичанке, армянке и итальянке. Национальный характер отражался на стиле работы «ремесленницы порока». Самыми благоразумными были немки. «Ведут себя скромно, бережливо и через 2-3 года скопляют столько денег, что по приезде в Германию хорошо устраиваются в супружестве. Русские же изводят своё здоровье, не умеют сберегать, умеют только тратить легко нажитые деньги и кончают жизнь плачевно», — отмечает публицист начала века Фёдоров.

Армию «порочных женщин» в Питере пополняли самые разные типажи. Вот лишь несколько зарисовок, которые Бентович сделал в Калинкинской больнице. «Анна Р., 24 года. «Билетная». 5 лет проживает по разным домам терпимости. Опухшее лицо. На лбу — глубокий втянутый шрам. Тело покрыто громадными кровоподтёками, ударами, царапинами. Глупо улыбается всем своим испитым, опухшим лицом». «Ида Б. Немка из Риги. 18 лет. Очень интеллигентное лицо. Деликатна и сдержана в общении. В рубрике предшествующих занятий значится — гувернантка. В 16 лет прибыла в Петербург. Вскоре сошлась с господином, при детях которого служила. Женой этого господина изгнана из дома. Очутилась «на прошпекте», где была ночью захвачена полицией. Отправлена домой. Вскоре вновь вернулась в Петербург, где поступила в дом терпимости. Сифилис вторичного периода». «Александра Р. Бланковая. Красивая стройная девушка с пышной копной рыжих волос… Почти вся с ног до головы усеяна сифилитическими явлениями. Это в некотором роде живой очаг сифилиса. Работает в мастерской дамских нарядов. Начала гулять около года назад»…

В Калинкинской больнице внимание Бентовича привлекла некая Елизавета К.: «23 года. Видная крепкая девушка с красивым, но совершенно неосмысленным лицом. Особенно безразличны её глаза — большие, круглые, выпуклые, с застывшим животным выражением. Ненормальность половой сферы не подлежит сомнению. С утра до ночи она готова отдаваться мужчинам. И притом без всякого материального расчёта. Она беспрекословно подчиняется самым необузданным мужским желаниям и опять-таки без какой-либо выгоды для себя, тогда как обычные проститутки за “особые требования” требуют “особый гонорар”». Вот описание другой озабоченной — худощавой стройной 25-летней брюнетки Софьи Н.: «Всегда возбуждённое лицо, горящие, зовущие глаза, яркие, влажные губы, разнузданность в движениях, в походке, в подёргивании плеч и бёдер». Софья Н. предпринимала попытки соблазнить мужчин из персонала Калинкинской больницы, одновременно её обуревали лесбийские страсти.

Были и идейные путаны. В Калинкинской больнице Бентович познакомился с некой Генриеттой Д., которая считала, что «быть проституткой не представляет ничего постыдного». Генриетта называла проституцию таким же ремеслом, как и любое другое. Проститутка должна лишь добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Духовный же мир её совершенно свободен. Продавать собственное тело — опасно для здоровья. Однако и всякий ремесленный, особенно фабричный, труд связан с риском для него. Кроме того, эта специальность имеет ряд преимуществ по сравнению с другими ремёслами. Преимущества эти: свобода, легкомысленное веселье и «удовлетворение врождённой женской склонности к ухаживаниям и нарядам». «В самой личности Генриетты Д. не видно ничего ненормального, как не видно и циничного. Это очень красивая особа в тонком кружевном белье и с изящной обувью на её ногах. Мерило благосостояния на лицо! Говорит на трёх языках, остроумна, оригинальна в беседе», — пишет Бентович. По подсчётам доктора Обозненко, в конце позапрошлого века 52% «гулящих женщин» были заражены сифилисом.

В принципе, не стоит удивляться тому, что в православной столице развратный промысел приобрёл такой размах. Ведь ещё Святой Августин Блаженный говорил: «Уничтожьте публичных женщин в обществе, и разврат потрясёт его беспорядками всякого рода; проститутка в государстве — то же, что клоака во дворце: уничтожьте клоаку, и дворец сделается грязным и нездоровым местом». А вот пролетарское государство, созданное большевиками, смотрело на проституцию иначе, чем Святой Августин.

Источник: Новый смысл




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Второй после Рериха

Арест Серебряникова показывает, что зачистка московской культурной сцены страны набирает обороты

Пишут, что задержан режиссер Кирилл Серебренников (по подозрению в мошенничестве на 68 млн рублей). Почему задержание состоялось только сейчас? Наконец-то в Кремле дали отмашку, что "этого" уже можно закрывать? Закончился срок, который ему отвели на бегство из России, и теперь он "сам виноват", что не послушал "мудрых советов" и остался?

22.08.2017 15:48, Николай Подсокорский


Иллюзии мозга

Почему умного человека легче обмануть на бытовом уровне

Что лучше: 100 рублей сейчас или 300 рублей через год? Бейсбольная бита с мячом стоят 1 рубль 10 копеек, бита на 1 рубль дороже мяча, сколько стоит мяч? Это простые логические вопросы, на которые люди часто дают «интуитивные» неправильные ответы. Причина — в когнитивных искажениях, которым подвержены все без исключения. Печально, но умные люди более подвержены некоторым когнитивным искажениям, чем глупые люди.

21.08.2017 13:00, Анатолий Ализар, geektimes.ru


Мальчиковые слезы

В системе координат, в которой «воспитывают» наших мальчиков, вообще странно, что большинство из них остаются более-менее нормальными людьми

В детстве мы изо всех сил старались соответствовать званию «мужика». Мы ругались матом, обсуждали, подавляя внутренний холодок, худенькие лодыжки одноклассниц, учились красиво сплевывать на асфальт и писали слово из трех букв на всех доступных заборах. Нас учили делать вид, что мир доступен, понятен и прост. Говорили мы о нем не иначе как с глубочайшим презрением, поскольку были уверены: именно так говорят настоящие мужики! С отчаянным снисхождением мы рассуждали о мужском превосходстве и женской глупости.

21.08.2017 03:00, Дима Зицер для snob.ru


Атака на туристов или на образ жизни?

«Национально ориентированные» политики поднимают свои рейтинги на ксенофобских настроениях

Каждый теракт приводит к очередному всплеску истерики среди сторонников простых решений, которые хотят обязательно что-нибудь запретить.

20.08.2017 16:00, Иван Преображенский, rosbalt


Секретный ингредиент свободы

Что делает нас взрослыми

Современный псевдофеминизм часто пытается сделать вид, будто женщина лучше мужчины. А больная патриархальность настаивает, что мужчина лучше женщины. Да ну?

20.08.2017 02:02, ЛИДИЯ СИДЕЛЁВА


Быстрое чтение

Почему мы выбираем партнеров, похожих на наших родителей?

Если в животном мире альфа-самца можно определить с одного взгляда, то у людей законы привлекательности устроены гораздо сложнее. О том, по каким признакам мы выбираем партнеров и при чем тут инцест, рассказала Aeon профессор психологии Нортумбрийского университета Тэмсин Сэкстон.

19.08.2017 13:00, Ksenia Donskaya


Дырка от этики

Что не так с российской системой ценностей

Происходящее сегодня в России все чаще заставляет делать именно моральный выбор. Давать этическую оценку теперь не блажь, а необходимость. И хотя нынешняя ситуация в России все больше напоминает моральную катастрофу, одновременно зарождается и новая этика – по принципу от обратного.

18.08.2017 14:00, Андрей Архангельский для carnegie.ru


Приложить к ране

Неглянцевая правда о грудном вскармливании

Радости материнства обычно иллюстрируют идиллической картинкой мамы и ребенка, которые слились в одно в процессе кормления. О том, насколько реальность может быть от этого далека, и не стоит обманывать глянцем будущих мам, рассказывает британский репортер Лиззи Дэвис.

18.08.2017 03:41, theguardian.com


Второе счастье

Как правильно требовать желаемого

Говорят, что наглость — второе счастье, но никто не хотел бы прослыть наглым человеком. Более того, психотерапевт Барри Михелс считает, что многим его пациентам, особенно женщинам, именно наглости для счастья и не хватает. Речь идет о «здоровой наглости»- ощущении того, что вы вправе просить того, чего вы хотите

17.08.2017 03:00, goop.com


Одеяло колючее, подушка — вонючая

«Я не Пушкин. Приезджай!»

Когда мы начали собирать истории из нашего общего, хоть и крайне обширного географически, пионерско-лагерного прошлого, то хотели делать забавный материал. Казалось, что большинство историй на самом деле очень смешные. Даже если некоторые — из разряда «каждый день с двух до трех стоял (-а) у забора и ждал (-а) родителей» — мы сами и относим к категории «детская травма», рассказываем их все-таки со смехом. В крайнем случае с иронией.

16.08.2017 16:00






 

Новости

ФОМ: 77% россиян положительно относятся к декрету для отцов
Большинство россиян (92%) уверены, что оба родителя должны заниматься воспитанием детей в равной степени. 3% респондентов уверены, что решающую роль должен играть кто-то один, пишет «Интерфакс» со ссылкой на опрос фонда «Общественное мнение».
Ответственность за нападение в Сургуте взяли на себя террористы ИГ
Террористы группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) взяли на себя ответственность за нападение в Сургуте. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на связанное с боевиками агентство Amaq.
Минобрнауки продолжит и расширит поддержку российских научных журналов, выбрав из них 100 наиболее перспективных
Ведомство продолжает политику последовательной популяризации отечественной науки, помогая российским журналам подняться до международного уровня.
"Яндекс": по утрам москвичи в метро чаще всего ищут в интернете молитвы
Москвичи, путешествующие на метро, в утренний час пик запрашивают в поисковике тексты молитв и сонники, сообщает "Яндекс".
Жителя Сочи оштрафовали за репост карикатур на Иисуса Христа во "ВКонтакте"
Мировой суд в Сочи оштрафовал на 50 тысяч рублей местного жителя Виктора Ночевнова за публикацию карикатур с изображением Иисуса Христа в соцсети "ВКонтакте", сообщил РИА Новости адвокат обвиняемого Александр Попков.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.