Подписаться на обновления
24 сентябряПятница

usd цб 72.7245

eur цб 85.2040

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России  Зеленый поворот 
Денис Драгунский   среда, 3 ноября 2010 года, 12:00

Прошлое одной иллюзии
Мультикультурализм — прелюдия к конфликту. А в конфликте культур побеждает более грубая и жестокая


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Если француз опубликовал карикатуру на Льва Толстого, ему надо ответить карикатурой на Марселя Пруста. А если марксист сжёг книгу Фрейда, то ответить можно сожжением книги Маркса, а не избиением марксистов.

16 октября 2010 года канцлер Ангела Меркель заявила о том, что политика мультикультурализма потерпела крах. Впрочем, если внимательно вчитаться в её весьма половинчатое и нерешительное заявление, то получается, что она скорее призывает подумать над проблемой, поискать новых решений. То есть, с одной стороны, она заявляет, что иммигрантам — речь в первую очередь идёт о турках — надо интегрироваться в немецкое общество и учить немецкий язык. Но, с другой стороны, говорит она, ислам уже стал частью Германии, мечети стали привычной деталью городского пейзажа. Заявление довольно вялое, обычное для политических деятелей изнеженной Европы: с одной стороны, нельзя не согласиться, с другой стороны, приходится признать. Вашим и нашим. Если бы речь шла о бюджетных тонкостях и внешнеторговых деталях, вряд ли это вызвало бы такой интерес. Но тут материя такая. Взрывоопасная. Тонкая. Сложная.

Когда человек лишён политических каналов самовыражения, он бьёт морду соседу, скандалит у прилавка, кидает пустые пивные банки мимо урны или бьёт бутылки на асфальте. Злостное замусоривание родной земли — как проклятие ей.

Хотя, на мой праволиберальный взгляд, куда уж проще. Почему европейские налогоплательщики должны обеспечивать обучение на родном языке для тех, кто не собирается интегрироваться в европейскую культуру? Издержки от межкультурных конфликтов перечёркивают все доходы от дешёвой рабочей силы мигрантов.

Тем временем в германских университетах начали подготовку немецкоязычных имамов. Которые будут проповедовать ислам на немецком языке (очевидно, среди интегрированных турок). С одной стороны, нельзя не согласиться, что это полезно. Так, вообще, в принципе. Зайдёт немец в мечеть и поймёт, о чём толкует имам немецким правоверным. Во всяком разе у него не будет повода сказать, что они на своём непонятном языке что-то худое замышляют. С другой стороны, приходится признать, что немецкие мечети и «Es gibt keinen Gott ausser Gott» — это уже нечто в принципе новое. Мультикультурализм устремляется к монокультурализму. Но об этом чуть позже.

Вообще-то я воспринял заявление Меркель с чувством глубокого удовлетворения, как говорили в старину. Мне также показались важными недавние статьи Латыниной, где описывается реакция атлантических правозащитников на угнетение женщин в Афганистане: правозащитники возмущены не тем, что неверным жёнам режут носы и уши и бросают в горах умирать (побивание камнями — это уже, очевидно, старо, пошло и слишком гуманно). Нет, правозащитники возмущены тем, что американские оккупанты осмелились пикнуть против драгоценной культурной специфики людей, отрезающих жёнам носы. Дерзнули вторгнуться в святая святых ихней идентичности.

Удовлетворён я тем, что об этом наконец-то стали говорить вслух. Почти бесстрашно. Бесконечные оговорки Ангелы Меркель можно понять: ей и её партии надо переизбираться, а среди немецких — да и вообще европейских — избирателей немало политкорректных мазохистов.

Особенно же мне (как автору, с 1989 года писавшему статьи «по национальному вопросу») приятно, что как бы типа достучался. Помню, как мы с Гасаном Гусейновым в том же году подготовили к печати сборник весьма актуальных статей, посвящённых межэтнической проблематике в тогдашнем ещё СССР, но издательство «Прогресс» промариновало его целый год. В предисловии издательство конфузливо объясняло, что проблема очень сложная, болезненная и главное тут — не навредить. То есть молчать, не обсуждать трудные вопросы вслух, не называть вещи своими именами. Разумеется, нет ничего страшного в том, что наш сборник вышел не в 1989, а в 1991 году. Я не думаю, что, выйди книга вовремя, она сумела бы что-то предотвратить или хотя бы заставить задуматься. Нет, конечно. Как резали, так и продолжали бы резать, ибо погромщики и их вдохновители книжек не читают, а если читают, то совсем другие. Но изумляли — и посейчас изумляют — эти трусливые экивоки.

В 2002 году я опубликовал статью с несколько претенциозным названием «Бремя цивилизации и позиция интеллектуалов» в Вестнике московского отделения Института Кеннана тиражом аж 500 экземпляров. Однако отклик в «Независимой газете» последовал тут же, и автора (то есть вашего покорного слугу) там назвали «либеральным расистом».

Прежде всего за то, что я выступил с позиций взаимности.

Если протестантская кирха не стала привычной частью городского пейзажа Турции, а лютеранство не стало частью турецкой жизни, то не надо так уж радоваться тому, что мечеть и ислам укоренились в Германии. Напротив, надо стараться соблюдать взаимность, соразмерность, «я тебе — ты мне». Ибо мораль есть регулятор обменов.

Если (писал я в той статье 2002 года) культурная специфика одних народов включает в себя кровную месть и требует уважения в этом качестве, то зачем обижать другие народы? Например, у русских со времён княгини Ольги (помните случай с древлянами?) принято дотла выжигать непокорные города. Тоже специфика и тоже идентичность, куда деваться. Отчего же одним можно то, что нельзя другим? Найдётся ли хоть один правозащитник, который скажет: «Это не жестокость, что вы! Это русская identity, это у них такая civilization, а также cultural uniqueness. И во имя сохранения diversity и соблюдения political correctness мы должны позволить русскому генералу делать то, что он привык, умеет и любит. То есть проводить зачистки и бить по площадям».

Именно для того, чтобы избежать такого кошмара, и придуманы универсальные права человека. Для того, чтобы не превращать взаимодействие культур в улицу с двумя односторонними движениями, то есть в зону катастрофы. Нельзя всерьёз говорить о равноправном диалоге, а тем более о взаимополезном сосуществовании культур, где, например, по-разному относятся к правам женщин. Где по-разному относятся к религиозному инако- или свободомыслию.

Если европейцу изменит его жена-мусульманка, он будет горевать, устраивать сцены или разводиться. Но в любом случае он не потащит её на площадь для побивания камнями. Боюсь, что в сходном случае судьба европейской жены мусульманина окажется в принципе иной. Особенно если дело будет происходить в исламской стране. У них такая культурная специфика. Там женщина не совсем человек. То есть человек, разумеется, но в правовом смысле не совсем такой, как мужчина. Неполноправный субъект.

Но значит ли это, что нам надо сочинять «третье право» — помесь шариата и римского права — для разбора межкультурных ситуаций, тем более не в семейном, а в глобальном масштабе? Нет, наверное. Надо принять какое-то одно. И я почему-то не думаю, что это будет принцип шариата или тем более кровной мести. Знаете почему? Если Первый, то есть атлантический, мир начнёт действовать по законам джихада и кровной мести, то от Второго мира назавтра камня на камне не останется.

Но именно за защиту универсальных прав человека меня обозвали либеральным расистом. Расистом потому, что эти права, хочешь не хочешь, возникли и развились в рамках христианской, европейской культуры. А это, очевидно, уже само по себе грех. Тем более грех — навязывать европейские (то есть «белые») стандарты. Ну, извините.

Но хоть либеральным назвали, уже хорошо.

Я либерал, разумеется. Но правый, настойчиво подчёркиваю. Я против леволиберальной концепции мультикультурализма, которая на деле ведёт к поражению европейской цивилизации. Я б даже сказал — к поражению европейской цивилизованности.

Я правый либерал и полагаю, что свобода личности составляет основу всех свобод. Я убеждён, что люди равны перед Богом и законом, независимо от их расы, этноса, вероисповедания, пола, возраста, образования, происхождения и имущества. Для того чтобы принять любое утверждение, мне нужны рациональные обоснования. Вот, собственно, три кита либерализма: свобода, равенство перед законом (которое не позволяет злоупотреблять свободой) и рациональность. Я убеждён, что разделение людей на правильно верующих и неправильно верующих — неправильное. Я убеждён, что считать женщину низшим существом, чьи показания в суде ценятся вдвое ниже, чем показания мужчин, тоже неправильно.

Мне кажется, что если француз опубликовал карикатуру на Льва Толстого, ему надо ответить карикатурой на Марселя Пруста, а не бойкотом французских товаров и не угрозами в адрес Франции, франкофонов и франкофилов. А если какой-то марксист сжёг книгу Фрейда, то ответить можно в крайнем случае сожжением книги Маркса, а не избиением марксистов, коммунистов, социалистов и сочувствующих.

Хотя, конечно, на первый взгляд мультикультурализм выглядит очень мило и гуманно, особенно в свете европейской же концепции равенства. Давайте уважать культуру друг друга, жить мирно и дружно в одной стране. Как бы вместе, но будто бы по отдельности.

Но тут запятая. Культура — это во вторую очередь храмы и национальная одежда, а также литература и искусство. Культура — это в первую очередь нормы и запреты, и санкции за их нарушение. В некотором (кстати, не очень абстрактном) смысле культура — это язык. А языки не смешиваются. Языковых гибридов не бывает. Побеждает либо один язык, либо другой. Чаще — более агрессивный.

Идея равноправия культур — прекрасная идея. Когда речь идёт о культурах, отличающихся не так уж радикально. Когда споры ведутся о том, что важнее — либерализм или демократия, вера или знание, от кого исходит Святой Дух и какой язык более богат и гибок — русский или английский. Но когда между культурами заходит спор по аграрному вопросу (кому лежать в земле), тут возникают некоторые сомнения. И уж тем более трудно вести диалог и практиковать уважительное сосуществование с культурой, которая в принципе против диалога и сосуществования.

Тупой Совок-Рашка любит Пугачёву и блатняк, а просвещённый Запад — Мадонну и Леди Гагу. Вся беда от сервиза «Мадонна» и салата «Мимоза». Так что запомни, читатель: певица Мадонна — это хорошо. А одноимённый сервиз — плохо.

Права человека универсальны. Но включают ли они в себя право отрицать универсальность прав человека? И должны ли мы во имя прав человека уважать ненавидящих эти права? Думаю, что нет. Не надо превращать логику в анекдот про логику.

Человек — это не тело с именем. Это именно субъект прав человека. И не надо про идентичность. Никто точно не знает, что это такое. На самом деле это козырной туз из рукава. Когда нечего сказать по существу, но необходимо отработать грант, полученный от леволиберального фонда, тогда ссылаются на identity и cultural uniqueness.

Это огромная культурная проблема: почему европейская цивилизация вдруг стала так хрупка и самоуничижительна? И почему европейские интеллектуалы так жадно зовут беду на свою голову? Я всё же думаю, что это какое-то катастрофическое заблуждение, помрачение умов, которое ждёт своего психиатра. Я не хочу думать, что левые либералы просто отрабатывают гранты. Хотя, конечно, интересно было бы проследить источники финансирования, чтобы убедиться, что перед нами всё-таки маразм, а не предательство. Куда-то у левых либералов делось железное «нельзя». Убивать людей нельзя. Угнетать по признаку пола, возраста, веры, этноса и расы (а также по прочим признакам) тоже нельзя. Но — всем. Никому нельзя. Никакие так называемые культурные особенности не оправдание.

Каждый волен носить костюм любимого фасона и посещать храм той религии, к которой лежит душа. Но право в стране должно быть одинаковым для всех. И не только право. Вся культурная атмосфера страны должна быть в принципе однородна. Отношение к свободе и правам личности, к легитимации власти, лояльность государству — всё это должно быть в общем и целом примерно одинаково у сограждан. Иначе они не сограждане страны, а временные сообитатели пространства, и не более того.

Столь же единообразны — в общем и целом, разумеется — должны быть культурные коды повседневности. Расписания будней и праздников, например. Отношения мужчины и женщины, родителей и детей, лояльность к родственникам и землякам, и т.д. Если в культуре, где более всего ценятся личные качества, личные заслуги, вдруг появляется некое сообщество людей, которые превыше всего ценят кровнородственные связи, то возникает серьёзный межкультурный конфликт.

К сожалению, в конфликте культур чаще всего побеждает более грубая и жестокая. Увы, это психологически понятно. Куда проще опираться на родственников, чем на собственные усилия. Куда проще третировать женщин, пороть детей, бездумно подчиняться навязанным авторитетам и считать инородцев и иноверцев людьми низшего сорта.

Вот! — скажет внимательный читатель — приехали! Так кто же считает инородцев людьми низшего сорта? Уж не те ли, кто против мультикультурализма?

Нет, разумеется. Делить людей на сорта — аморально, опасно и безбожно. Однако деление людей на сорта, которое с трудом выдавила из себя Европа после веков сословности и особенно после ужасных лет нацизма, возвращается вновь. И виноват в этом мультикультурализм. Вернее, его беспомощная и безответственная версия. Именно она и потерпела крах. Мультикультурализм без планомерной и всесторонней интеграции — это постоянное подчёркивание «инакости», это прелюдия к масштабному межэтническому и межрелигиозному конфликту. Конфликт уже начался, он набирает обороты и пока не в пользу европейской (христианской) цивилизации.

Если мы признаём за людьми право жить в Европе и не принимать европейские ценности, это и есть самая подлая дискриминация. В таком, что ли, полускрытом виде. Дескать, есть взрослые и умные народы («мы»), а есть дети малые и несмышлёные («они»). Они всё равно не поймут, не усвоят наших высоких ценностей свободы, права и рациональности. Пусть живут, как умеют, в своих грязных гетто, а мы попользуемся их дешёвой рабочей силой.

Иногда кажется, что арабы, пакистанцы и турки Европы ненавидят принявшую их цивилизацию именно за это. За презрение под маской политкорректности и мультикультурализма. Это нельзя не почувствовать. Это ужасно. Это нельзя далее терпеть.

Интеграция должна состоять не только в обучении языку. Нужно интегрировать людей в культуру христианской Европы. Ибо для христиан нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара.

Ну а на нет и суда нет. Я либерал и сильнее всего уважаю свободный выбор свободных людей.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Как глобальное потепление влияет на сельское хозяйство?

Жара и засуха снижают урожайность традиционных сельскохозяйственных регионов страны

Глобальное потепление, которое в России происходит быстрее, чем в среднем на планете, приводит к изменению структуры сельского хозяйства. Создаются условия для развития одних культур и угрозы для других. Но в целом агропроизводители терпят огромные убытки от вызванных изменением климата погодных аномалий, утверждает автор.

09.09.2021 18:00, Алина Мусина, inosmi.ru


Сады не горят там, где их не жгут

Ответ на публикацию Юлии Латыниной о пожарах

Недавно была опубликована большая статья Юлии Латыниной «Сады не горят». К сожалению, статья хоть и любопытная, но опасная по своим возможным последствиям, поскольку она формирует ложные представления и предлагает заведомо ложные решения. Мне как профессиональному лесному пожарному показалось очень важным написать некоторые дополнения и пояснения в ответ на этот материал.

07.09.2021 10:00, Григорий Куксин, greenpeace.ru


Не навреди

Как покупать с минимальным ущербом для экологии

Производство любого товара — от круассана до минивэна — вредит природе. И мы, как потребители, это поддерживаем. Конечно, невозможно вообще ничего не покупать, но есть способы свести ущерб от шопинга к минимуму. Разобрались вместе с сервисом Flowwow, что для этого надо делать (и чего делать не надо).

04.09.2021 13:00, knife.media


Избавление от пластиковой удавки?

Насколько это возможно

Полиэтилен можно перерабатывать и получать ценные химикаты. Разрабатывается одноступенчатый низкотемпературный каталитический метод превращения полиэтиленовых полимеров в алкилароматические углеводороды.

01.09.2021 16:00, Сергей Сыров, 22century.ru


10 самых экологически чистых стран мира

По мнению экспатов

Сайт для экспатов InterNations опросил около 15 тысяч человек, покинувших родную страну. Они оценили новое место проживания по множеству экологических факторов, в числе которых качество воздуха, отношение правительства к изменению климата, а также меры по переработке и утилизации отходов. На основе этих факторов был составлен рейтинг из 10 самых экологически чистых стран.

31.08.2021 09:00, Дарья Сидорова, rb.ru


Российские леса постоянно горят, но их биомасса рекордно выросла

Как так вышло и что из этого следует?

Наши леса вновь горят, сообщают СМИ. На вид все ясно: лес гибнет и скоро погибнет окончательно. Если бы не одно «но»: согласно научным работам в рецензируемых журналах, биомасса наших лесов за 26 лет выросла почти на 39%. А это совершенно немыслимый, рекордный прирост — что, конечно, не отменяет ущерб от пожаров для населенных пунктов. Кому верить: дыму пожаров со страниц СМИ или ученым? И почему борьба властей с пожарами, скорее всего, сделает ситуацию еще хуже? Попробуем разобраться.

22.08.2021 19:00, Александр Березин, naked-science.ru


Превратим планету в парк

Оставить дом, в котором можно жить дальше

Мерзлота — сверхгигантская углеродная бомба, на которой расположилась большая часть России. Эколог Сергей Зимов рассказывает, как обезвредить эту бомбу.

21.08.2021 13:00, Андрей Константинов, Сергей Зимов, les.media


Дым отечества

Почему не удается остановить лесные пожары?

К масштабным возгораниям приводят развал системы охраны, изменение климата, бюрократия и элементарная безграмотность.

17.08.2021 19:00, Анжела Новосельцева, rosbalt.ru


Переработка мусора

Как уменьшить количество свалок

Во времена СССР пионеры собирали и сдавали макулатуру и металлолом. Но массового характера эти явления не имели. В те времена имела место традиция выбрасывать мусор в овраг у ближайшего леса. Ещё пятнадцать-двадцать лет назад легко можно было найти пункты приёма посуды и сдать пивные бутылки по полтора рубля. Сейчас в России нет традиции сортировки мусора, есть лишь единичные пункты такого сбора и несколько компаний, перерабатывающих пластик, макулатуру и старые автомобильные шины.

17.08.2021 13:00, ivansychev, habr.com


Под Новороссийском — крупный разлив нефти

Чем это опасно

Вытекшая в море нефть после аварии на терминале в Новороссийске уже добралась до Анапы. Масштаб разлива, как стало понятно спустя три для после ЧП, в 400 тысяч раз больше, чем заявляли в Каспийском трубопроводном консорциуме. Что о происходящем думают в Всемирном фонде дикой природы и чем топливо угрожает природе — в материале «Сноба».

16.08.2021 13:00, Кристина Боровикова для журнала «Сноб»






 
Зеленый поворот
Путь в науку 2021

Новости

«Викимедиа РУ» при поддержке «Иннопрактики» запускает онлайн-курс по работе с «Википедией»
Использовать материалы курса смогут все желающие, а с сентября начнётся обучение записавшихся на курс при поддержке менторов. Инициаторами создания онлайн-курса выступают НП «Викимедиа РУ» и негосударственный институт развития «Иннопрактика».
Объявлены победители конкурса «Путь в науку»

В «Научном корреспонденте» опубликован список лучших работ
Всего в двух номинациях конкурса «Путь в науку – 2021» награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки, а 10 – по количеству просмотров работы, то есть уровню внимания со стороны читателей. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, еще 16 получили приз за третье место.

Итоги конкурса «Путь в науку» будут объявлены 30 августа
Жюри утвердили список победителей и призеров конкурса квалификационных работ «Путь в науку – 2021» (путьвнауку.рф). Всего в двух номинациях будет награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, а еще 16 получат поощрительную премию. В конкурсе приняли участие более 1,5 тысяч человек.
Состоялся заключительный вебинар по конкурсу «Путь в науку – 2021»
Участие в вебинаре приняли 119 конкурсантов, уже опубликовавших работы на портале «Научный корреспондент».
Прием ВКР на конкурс «Путь в науку» продлен до 12 июля
В связи с тем, что в некоторых университетах защиты продолжаются до конца июня, конкурсным комитетом было принято решение продлить срок приема работ до 12 июля, чтобы все желающие успели принять участие.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.