Подписаться на обновления
20 январяВоскресенье

usd цб 66.3309

eur цб 75.5841

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ирина Ковалева, Симферополь   понедельник, 10 ноября 2014 года, 14:00

Прощай, шара!
Исполнительный директор компании «Антиплагиат» Юрий Чехович, разработчик программы, которая помогает вузам отслеживать подлинность студенческих и научных работ, рассказывает, зачем появился «Антиплагиат», как он работает, и что будет делать в Крыму


Фото: Константин Михальчевский
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Человек должен понимать, что если он где-то в своей работе использует что-то чужое, то рано или поздно это будет обнаружено. Нужно менять сложившуюся систему отношений, тогда и люди очень быстро изменят свое поведение».

– Можно просто Юрий, – предупреждает он нас перед началом интервью, делая глоток кофе. – Юрий Викторович я только для своих студентов.

Юрий Чехович — исполнительный директор компании «Антиплагиат», выпускник факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института. В 2002 году окончил аспирантуру факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2004 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук. С 2000 года возглавляет компанию «Форексис», разработчики которой в 2005-м создали уникальный продукт, который борется с плагиатом в вузах. Преподает в МФТИ и МГУ, ведет научную работу в Вычислительном центре РАН.

– Юрий, а ваши студенты списывают?

– Нет, они знают, с кем имеют дело. (Улыбается). Иногда бывает так, что их работы на 80% состоят из заимствований, но это когда они реферативного плана. Вот наверняка вы сейчас спросите, какой процент заимствования – это хорошо, а какой – плохо? Сразу скажу, что все зависит от работы: в диссертации бывает, что и 1% – это уже плохо, а в реферате можно и все 80%, и будет «пятерка». Естественно, что по мере изменения уровня: реферат, курсовая, диплом, диссертация – растут и требования. В диссертации тоже может быть достаточно большой процент текста, который встречается где-то еще, но здесь встает вопрос корректности этих заимствований: расстановки ссылок, источников этих заимствований и того, в какой части диссертации они встречаются. Одно дело, если в обзоре литературы, и совсем другое, если в разделе, где автор пишет о полученных результатах и сделанных выводах. Бывает, что в докторской встречаются фрагменты из своей же кандидатской – это нормально. Это означает, что человек трудится – сначала над одной своей работой, затем над другой. Например, могут быть фактические пересечения с работами своих учеников — и это тоже нормально. Вообще же, если честно, определить реальное авторство очень сложно.

– А в чем проблема?

– Раньше, в конце 90-х и начале 2000-х, сайты рефератов были самими посещаемыми ресурсами Рунета. Скопированные из сети работы массово и многократно сдавались в вузы. Обнаруживать такие работы, естественно, было очень просто. Сейчас ситуация существенно изменилась – выросла популярность заказных работ: множество сайтов под видом образовательных услуг пишут под заказ курсовые, дипломы, диссертации. Кажется, что такие «заказные» работы никто не сможет обнаружить, но давайте разберемся в экономике процесса. Стоимость услуги – порядка 100 рублей за страницу. Если предполагать, что человек пишет оригинальный текст, то сколько такового он в состоянии написать в день?

– Наверное, не больше пяти-семи листов….

– Вот! То есть, человек заработает в день где-то 500-700 рублей: если вычесть расходы на поиск заказов, интернет и электричество, то получается такая сумма, на которую очень трудно жить. Отсюда вывод: пишут не с нуля – такие работы носит компилятивный характер. Низкого качества. А значит, у «Антиплагиата» есть возможность ловить и такие компиляции. Возможно, конечно, находятся и «научные рабы», которые сидят и по-честному пишут диссертации. Но такая работа будет стоить очень дорого и того, что это плагиат, не вычислит ни одна система. Я знаком с людьми, которые еще в советские годы писали другим диссертации за те или иные блага.

– Не поэтому ли вы решили выдумать «Антиплагиат»?

– Нет. (Улыбается).

– Как вообще появилась идея создать такой продукт?

– К нам обратился Артемий Никитов, в то время – ректор крупного вуза: дескать, есть проблема. Мы, конечно, представляли, мол, что народ что-то скачивает из интернета, но понятия не имели о масштабах. А здесь проверили только «пятерочные» дипломные работы выпуска и оказалось, что 2/3 работ – взяты из сети в неизменном виде. Только и того, что титульный лист свой. Ну и поскольку мы тоже преподаватели, да и «за державу обидно», сделали такой сервис. В 2005 году организовали компанию. Сегодня мы стремительно приближаемся к цифре 350 – столько вузов используют «Антиплагиат».

Очевидно, что в наших вузах масса проблем – снижается качество образования, стареет преподавательский состав, процветает коррупция. Когда и зачеты, и экзамены – за деньги, тогда «Антиплагиат» не поможет. Наверное, в какой-то степени коррупцию оправдывает то, что она являлась для преподавателей способом выживания, но сейчас это профанация – ситуацию надо исправлять, иначе наше образование просто умрет.

– То есть, миссия «Антиплагиата» – повлиять на систему образования, улучшить?

– Уже сейчас он сильно влияет на систему образования. Даже несмотря на то, что число вузов, которые пользуются программой, кажется относительно небольшим, в это число входят большинство крупных вузов России. Больше половины студентов уже сейчас учатся там, где пользуются нашей системой.

Кроме того, для того чтобы разобраться в том, что такое «Антиплагиат», его надо попробовать. Есть те, кто, не понимая, что это просто инструмент, думают, что вот запихнул работу в систему – и зажглась красная или зеленая лампочка – работая плохая или хорошая. Как следствие – разговоры о том, что это не нужно, что настоящую науку это не заменит. Нужно понимать, что «Антиплагиат» – это всего лишь инструмент в работе преподавателя или эксперта. Инструмент, использование которого помогает улучшить качество образования, повышает его уровень.

– И как же работает этот инструмент?

– В первую очередь, «Антиплагиат» не только показывает процент чужого текста в работе, а дает полную раскладку по источникам – вот этот кусок оттуда, а этот отсюда, а дальше – сводка: что откуда и сколько всего своего и чужого. А дальше уже преподаватель и вуз решают, принимать ли работу студента и как ее оценивать. «Антиплагиат» не выносит приговоров. Более того, я считаю, что, в любом случае, и студенту, и соискателю нужно дать возможность обосновать, почему в работе обнаружены те или иные заимствования. Должна быть возможность подать апелляцию на то решение, которое принял преподаватель на основе анализа отчета из системы. С технической точки зрения, «Антиплагиат» – это специализированный поисковик. Качество работы любого поисковика во многом определяется его областью поиска. Наша область поиска формируется из нескольких источников. Во-первых, интернет: специальная программа-робот «бегает» по сайтам, просматривает все, что интересно, а потом индексирует. И когда от пользователя поступает запрос, система «роется» в собственном индексе. Он у нас постоянно пополняется, где-то на 10 гигабайт новых текстов в неделю. По последним сведениям, у нас проиндексировано около 70 млн. только интернет-документов. Кстати, с января 2014 года все диссертации перед защитой должны публиковаться на сайтах организаций. Все это тоже индексируется. Во-вторых, есть база диссертаций Российской государственной библиотеки – около 800 тыс. полных текстов диссертаций и авторефератов. Если грубо, то это почти все диссертации, защищенные в России с 2000-го года. В последнее время в среднем защищается 25-30 тыс. диссертаций в год…

– Много…

– Это отдельный вопрос. Обратите внимание, что в СССР (при хорошем финансировании) ежегодно защищалось в два-три раза меньше диссертаций. А сейчас в России (при плохом-то финансировании) защищается диссертаций гораздо больше. Вероятно, многие из них написаны под заказ.

Но вернемся к нашей базе. Также в ней проиндексированы научные статьи библиотеки eLibrary – это крупнейшая в России коллекция научной периодики в оцифрованном виде: там чуть больше 8 млн. полных текстов. Кроме того, юридическая база.

Также каждый вуз может вести собственную базу. Ну, например, студенты защитились в июне, перед защитой работы вуз проверил в системе, а уже в июле их переносят в индекс и в следующем году ищут, в том числе, и по этим работам. Вуз может оцифровать и поместить в базу свою библиотеку. И это станет его личной коллекцией, куда никто не будет иметь доступ.

Индекс, по которому мы ищем, не полон и полным быть, в принципе, не может. Соответственно, нельзя доказать, что работа не содержит заимствований. Или что ее, например, писал «научный раб». Можно лишь сказать, что в работе заимствования не обнаружены. Те вузы, которые пользуются «Антиплагиатом», отмечают, что год от года количество работ, отклоненных по этой причине, снижается. Студенты привыкают работать самостоятельно.

– Кстати, а крымские вузы входят в число пользователей «Антиплагиата»?

– Пока нет. Ведь Крым до недавнего времени был Украиной. Казахстан есть, Киргизия есть, а вот из Украины – никого. Но есть определенные планы, что крымские вузы теперь будут с «Антиплагиатом»: в Севастополе я разговаривал с руководством Национального технического университета, который сейчас будет государственным. ТНУ им. В.И. Вернадского, который станет частью Крымского Федерального университета, тоже намерен использовать «Антиплагиат». Так что наше интервью проходит в Крыму неспроста. Мы уже на крымской земле. (Улыбается). Сейчас мы, в принципе, можем подключить к системе вузы из любой страны СНГ. Проблем нет. Примерно два года назад я спрогнозировал, что к концу 2015 года в каждом более-менее живом российском вузе будет стоять система контроля заимствований. Пока этот прогноз сбывается.

Важно осознать, что этой проблемой надо заниматься – мир меняется: возникла новая информационная среда. В 80-е «скачать реферат» – всего лишь два несвязанных слова, качать можно было нефть или воду, а понятия «скачать реферат» не было. Потом появился интернет, развились новые технологии и это, естественно, породило «отрыжки» информационного века, которые у кого-то переросли в «изжогу», с которой нужно бороться.

Знаете, для чего, по-моему, нужно высшее образование? Для трех вещей: для документа, поскольку без него трудно устроиться на работу; для систематизации знаний – умения их получать и обрабатывать; для связей – высшее образование – это люди, с которыми знакомишься во время обучения, это возможность наработки связей в профессиональной среде.

– Тогда значит, не нужны оригинальные дипломы и диссертации…

– Нужны. Как всегда важны приоритеты. Если мы хотим, чтобы наше высшее образование «раздавало» дипломы, то про оригинальность можно забыть. Но ведь мы хотим, чтобы человек в вузе учился работать, научился думать.

Вообще что такое диплом или диссертация? Это квалификационная работа – это результат, который демонстрирует квалификацию специалиста. И данный процесс нужно пройти от начала до конца. Для кандидатской: сдать экзамены в аспирантуру, кандминимум, самостоятельно провести исследование, оформить результаты в статьях, опубликовать эти статьи. Человек, который не проделал все это самостоятельно, не получил соответствующую квалификацию.

– Юрий, на Западе программы, которые борются с заимствованиями, существуют с конца XX века. Почему же у нас «Антиплагиат» и подобные ему продукты появились намного позже?

– Сложно сказать. Думаю, у нас немного другое отношение к авторскому праву. Китай, например, этим вопросом еще вообще не занимался. Хотя, полагаю, там привычка копирования развита еще больше, чем у нас – это нация нацелена на копирование. (Смеется). Вспомним СССР 30-х годов, когда покупали, копировали, заимствовали всевозможные технологии, потому что надо было как-то развиваться. Вспомните, еще 10-15 лет назад ворованный Windows был практически на каждом компьютере в России. Сейчас по-другому – дешевле и безопаснее купить лицензионный софт.

– Были случаи, когда «Антиплагиат» ошибался? И возможно ли такое, в принципе?

– Если текст в проверяемом документе и в источнике совпал, то в этом легко убедиться даже визуально. Другой вопрос, что есть масса нюансов, например, в текстах юридической тематики нельзя обойтись без цитирования законов, поэтому мы сделали механизм так называемой «белой коллекции» – области поиска, заимствования из которой являются легитимными. Кроме того, автор, конечно, имеет право использовать цитаты. «Антиплагиат» умеет работать с такими ситуациями и выделяет их особым образом, чтобы преподаватель смог быстро разобраться.

Были случаи, когда вузы методически неправильно использовали систему. Допустим, начинали отчислять студентов, не прописывая в своих положениях, что можно отчислить за списывание. А это недопустимо – «правила игры» должны быть объявлены. В вопросе методики использования систем обнаружения заимствований первопроходцем стала Высшая школа экономики (наш самый давний и любимый клиент) – они первые, еще в 2005 году разработали «Положение о плагиате». По этому документу за второй случай подлога чужой работы за свою или за повторное списывание – отчисление.

Бывает, что случаются попытки обмана. Попытки сделать так, чтобы система не увидела заимствований. Часто спрашивают, «а что будет, если буквы «о» или «с» поменять на латинские?». Ничего. Мы все предусмотрели. Когда так или иначе под действие системы попадает несколько миллионов человек, среди них найдутся те, которые попытаются обмануть. Поэтому мы регулярно видим и устраняем новые способы обмана и обхода.

– А что еще делает вашу систему уникальной?

– Думаю, что во многом это и скорость работы. В прошедшую сессию мы проверяли 130 тысяч работ в сутки. За год мы проверяем более 15 миллионов работ. Это много. Так, крупнейшая компания в этой области – мировой конкурент TurnItIn декларирует, что в сутки она проверяет около 400 тысяч работ, в то время как русский и английский языки в мире соотносятся в пропорции 1:10, а в области образования, полагаю, еще меньше. Мы работаем на достаточно скромном оборудовании, но при этом очень быстры. Уже через несколько секунд человек получает проверенную работу. К тому же, мы понимаем разницу в законодательной базе российской и зарубежной. Зарубежные решения плохо ложатся на наши реалии. В западных системах, если работа проверена, то она через какое-то время попадет в общий индекс и проверять станут по ней — у нас же это запрещено законом. Поэтому мы даем возможность распоряжаться проверенной работой только правообладателю. Если пользователь проверяет работу у нас, то мы с его документом ничего не делаем. Никуда не индексируем.

– Юрий, а вот как вы думаете, может, воровать что-то или выдать чужое за свое – это особенности менталитета?

– Я противник суждений, что в бывшем СССР живут какие-то не такие люди. Эти утверждения – из разряда того, что все русские плохо водят автомобили. В России нарушают правила дорожного движения по одной простой причине – нет неотвратимости наказания. Человек устроен так, что он ищет, где проще — и это не менталитет. Люди везде одинаковы: если раз попробовал, и прокатило, человек попробует еще и еще раз. Почему в Европе и США все ездят хорошо? Полицейского никто не видит, пока не нарушаешь, но стоит один раз нарушить - он откуда-то внезапно возникает, пристраивается сзади, просит остановиться и выписывает штраф без разговоров. Это – неотвратимость наказания. Так и с плагиатом: человек должен понимать, что если он где-то в своей работе использует что-то чужое, то рано или поздно это будет обнаружено. Нужно менять сложившуюся систему отношений, тогда и люди очень быстро изменят свое поведение. Но чтобы ее поменять, нужна и политическая воля. Дмитрий Медведев уже больше двух лет назад в видеообращении заявил, что все квалификационные работы – диссертации и дипломы должны публиковаться и проверяться на заимствования. Было дано поручение. Диссертации уже публикуются, дипломные работы - пока нет. Проект приказа опубликован весной 2013-го, но пока не принят. Думаю, это вопрос времени. Если власти об этом говорят, значит, проблема осознана на очень высоком уровне. В 2005 году, когда проект «Антиплагиат» только начинался, еще никто на эту тему не выступал и ничего не говорил. А сегодня вопрос сместился в плоскость техническую и нормативную. В необходимости уже никто не сомневается.

На мой взгляд, главное – публиковать работы. Тогда возможность проверить на заимствования будет у каждого. Обязательная публикация квалификационных работ решит проблему плагиата раз и навсегда!

– Значит ли это, что вы сторонних громких скандалов и разоблачений?

– Наоборот. Я – противник громких разоблачений. Почему? Давайте попробуем представить, что получится в результате проверки ранее защищенных дипломов и диссертаций. Будет масса громких историй. Наверняка. Это понимают все. Очевидно, что усилия большого количества влиятельных людей будет направлены на то, чтобы любым способом не допустить этой проверки. Ни сейчас, ни в будущем. В результате, еще долгое время будет процветать бизнес «работ по заказ».

Кроме того, проверка старых работ требует наличия в оцифрованном виде еще более старых архивов – а это колоссальные затраты. В целом, все это бессмысленно и не очень реально.

А что реально? Мне кажется, что было бы правильным объявить амнистию по ранее защищенным работам, а новые «правила игры» объявить заранее: теперь будет по-другому, готовьтесь. Более того, при защите диссертаций – это уже работает. Осталось внедрить для дипломных работ.

Беседовала Ирина Ковалева

Источник: zerkalokryma.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.