Подписаться на обновления
17 октябряЧетверг

usd цб 64.3455

eur цб 71.0503

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   воскресенье, 10 марта 2019 года, 16:00

Проклятия и пророчества «Духа огня»
Подробно о международном фестивале кинематографических дебютов


Источник: ugrafest.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




По итогам конкурса российских дебютов на 17-ом Ханты-Мансийском кинофестивале «Дух огня» в числе фаворитов оказались фильмы, снятые на хантыйском, якутском и армянском языках. Среди многочисленных конкурсных программ «Духа огня» — от детской до короткометражной — двумя основными считаются международный конкурс и конкурс российских дебютов.

Международное жюри в этом году возглавил филиппинец Лав Диас. Он отказался от привилегии двойного голоса, поэтому третью премию «Бронзовая тайга» разделили набравшие одинаковое количество баллов аргентинская картина «Еще раз снова» и немецкая «Адам и Эвелин».

Ромина Паула, до сих пор известная как актриса, в своем полнометражном режиссерском дебюте «Еще раз снова» сыграла саму себя. Она сняла своего маленького сына, а ее муж написал к фильму музыку. Практически документальную ленту наградили «за динамичное погружение в семейные отношения и кризис среднего возраста». Героиня, то есть сама Ромина Паула, решив пожить от мужа отдельно, приезжает с сыном к матери и, будучи носительницей немецкого языка (предки родом из Германии), зарабатывает на жизнь частными уроками.

Таким образом, немецкий колорит связывает «Еще раз снова» и «Адам и Эвелин» Андреаса Гольдштайна. Герои этого фильма — граждане Германии — муж и жена, чьи отношения разладились после измены Адама. Накануне падения Берлинской стены Эвелин отправляется в Венгрию, Адам следует за ней. Из машины исчезают их документы, а тем временем открываются границы: новые возможности, путь к свободе. Наравне с этим — растерянность, неуверенность (Эвелин всегда мечтала перебраться на запад; Адам, наоборот, и не помышлял об этом). «Конец эпохи через частную историю» — охарактеризовали суть произведения члены жюри.

Источник: ugrafest.ru


Главный приз международного конкурса «Золотая тайга» достался французскому фильму с «греческим» названием «София Антиполис» режиссера Виржиля Вернье. Заглавие вызывает ассоциации с чем-то загадочным и античным — на деле же речь идет о реально существующем на юге Франции технопарке «София Антиполис». Это город офисных зданий, ночами безлюдных, нежилых, словно каждый раз вымирающих. Однажды в гараже одного из офисов находят обгорелый труп девушки. Следов наркотиков и насилия нет. История нескольких людей, связанных с погибшей, не раскрывает тайны ее гибели, но кое-что все-таки помогает приблизиться к разгадке.

У девушки есть сестра и мать, которая больше занята сектой. Она, наряду с другими адептами, проповедует грядущий конец света и возможность его избежать. Светопреставления отодвигают и подпольные «дружинники» — отряд, очищающий «антиполис» от палаток нелегалов, лежбищ парочек и наркоманов.

Выясняется, что погибшая девушка тайком от матери гуляла с сомнительной компанией, добывала деньги на операцию по увеличению груди. Социальный пафос режиссера и настроение тревоги, определяющее состояние современного западного мира, в фильме выражены прозрачно, несмотря на то, что криминальная загадка до конца не раскрывается. Мне показалось, что «София Антинополис» перекликается с внеконкурсной французской картиной «Поль Санчез вернулся» Патрисии Мазюи. В обоих случаях за основу взята криминальная история, сугубо условная, но задающая настрой для приевшихся инвектив по отношению к общественному устройству.

Актера «Комеди Франсез» Лорана Лафитта привычнее видеть на экране в насквозь идеологизированных комедиях. «Поль Санчез вернулся» Патрисии Мазюи тоже отчасти комедия, не без идеологического довеска, но несколько иного сорта, чем фильмы, рассчитанные на успех в прокате. В персонаже Лафитта жители Лез-Арка неожиданно узнают Поля Санчеза. За десять лет до этого он убил жену с четырьмя детьми, был объявлен в розыск, но скрылся. Рассудительная, осторожная жандарм-мулатка и ее любовник-журналист идут по следу объявившегося убийцы. Но героиня догадывается, что это вовсе не Поль Санчез, а местный продавец бассейнов, который сошел с ума.

На фоне основного действа случаются мелкие происшествия, из которых складывается реальная повседневность. Пока полиция и спецназ преследуют Поля Санчеза, кто-то прокалывает шины автомобилей арабским иммигрантам. А отчаянная женщина жалуется полиции на пропажу мужа — именно она окажется супругой того самого лже-Санчеза, которого полиция поймать не в силах. И только сообразительной служащей жандармерии это удается.

Несчастного бунтаря девушка-жандарм убьет, когда тот поднимет пистолет на собственную жену, а от любовника-журналиста сбежит, хотя он опубликует книгу о расследовании и станет популярным. Что до Поля Санчеза, то он, подобно другим иррациональным убийцам, никуда не исчезал — ожидать его возвращения можно в любой момент.

А единственная русскоязычная картина в международном конкурсе осталась без премий.

Источник: ugrafest.ru


«Последняя песня вечера» реж. Евгений Гранильщиков

Евгений Гранильщиков, Филипп Самсонов, Нина Карлссон — люди творческие, независимые, молодые и, вероятно, одаренные: они и авторы, и персонажи собственного фильма. За два с лишним года, которые вмещает хронология фильма, Евгений и Нина успевают пожить в Париже и вернуться в Петербург, что-то снять, нарисовать... Но помимо творчества в их жизни присутствует быт, а еще политика, которая хоть и проявляется в обрывках новостей, но совсем забыть про нее не получается. Вероятно, видимость идиллии подразумевает внутреннее напряжение, но драматизма и надлома в подтексте я не уловил. За творческой молодежью и ее бытом, наполненным простейшими явлениями и мыслями более «высокого» порядка, наблюдать можно с удовольствием, а знать о них что-нибудь сверх этого желания не возникает.

Насыщенность международной программы «Духа огня» — конкурсной, внеконкурсной, специальных показов — лично для меня не отменяла приоритета российских дебютов. На мой взгляд, это программа наиболее спорная, но и самая интригующая из фестивальных подборок.

«Артимизия» реж. Антон Лукин

Четыре года Антон Лукин прожил на юго-западе Великобритании в корнуоллской деревне. Там же он обнаружил заброшенные каменоломни и базу с проржавевшими самолетами. Со своими знакомыми он снял фильм, в качестве пролога Лукин использовал хронику бомбардировок Кореи 1950 года. Получилось апокалиптическое пророчество о цивилизационной катастрофе и ее последствиях. Режиссеру 22 года — самое время говорить об Апокалипсисе именно так: неспешно, длинными планами заброшенных и полуразрушенных объектов, в которых обитает главный герой, собирающийся возродить человечество. Играет его некий член корейского королевского рода, а роли двух его соседей — старика и его молчаливую жену — также исполняют непрофессиональные артисты. Старик рассказывает о событиях собственной жизни (на английском), и помимо этой сцены другого текста в фильме нет.

После просмотра один зритель предложил сделать фильм трехсерийным и брать плату за вход, потому что, на его взгляд, «Артимизия» перещеголяла даже картину прошлогоднего фестиваля (название он вспомнить не смог). Кроме того, две пенсионерки режиссера душевно благодарили: очень сильно на них подействовала его история об отчаянном одиночестве...

Я же для себя отметил, что главный герой гуляет по воде и в доме старика горит свеча — все основные приметы серьезного искусства в наличии. Ко всему прочему, «артимизия» — это латинское наименование полыни. Затем режиссер произнес фамилию Лопушанского, которая прозвучала как эвфемистическая замена Тарковского с Сокуровым.

«Назорей» реж. Тимофей Дорогойченко, Иван Каданер

Главный герой руководит тренингами по духовному развитию на основе учения Карлоса Кастанеды, но родную дочь своевременно от депрессии не уберег. Чтобы исправить ситуацию, он привез ее на юг к морю. Героиня сперва скучала, но вскоре познакомилась с парнем и быстро с ним сошлась к неудовольствию отца, который дочь либо вожделеет как мужчина, либо по-отцовски ревнует. В любом случае потерей контроля над ней недоволен. Впрочем, «Назорея» лучше принять как некую притчу в восточном стиле — эпиграф отсылает к китайскому преданию о разлучении души с телом. Может быть, здесь отец и дочь, мужское и женское — категории сугубо символические.

«Проклятый хомус» реж. Петр «Хики» Стручков

Якутский фильм ужасов — совершенно особое явление даже по отношению к бессмысленному и беспощадному новорусскому ужастику, фанатом коего я на протяжении многих лет являюсь, стараясь пропагандировать творчество Олега Асадуллина, Святослава Подгаевского и других мастеров жанра, тогда как с ужасами Якутии только на фестивалях сталкиваюсь, зато второй год подряд. Представленный на «Духе огня», где радикальный эксперимент нередко и принципиально соседствует с жанровым кино, «Черный демон» при этом был настолько диким, что местами казался даже забавным. «Проклятый хумус» обещает по аннотации примерно то же, но полный метр — зрелище довольно унылое.

Он напоминает якутские фильмы противоположного рода — медитативно-лирические с налетом социальной проблематики и любованием красотами сибирской природы, но сюжет «Проклятого хумуса» строится на мотивах мистических. Главная героиня Сардаана приезжает работать в село учительницей, знакомится с парнем и в краеведческом музее, которым заведует его отец, среди витрин памяти ветеранов ВОВ случайно обнаруживает народный музыкальный инструмент хомус. Она подносит его к губам, после чего мучается кошмарами. Вскоре раздается звонок — сестра Сардааны погибла в аварии. Таким образом, 12-летняя племянница Сардааны стала сиротой. Девочка странная: то заторможенная, то агрессивная.

Не зря владелец музея запрещал доставать хомус из сундука — инструмент ведь непростой: иностранная экспедиция извлекла его из захоронения священного человека-птицы, чей культ распространен на острове Пасхи. Запоздало музейщик, не боясь нанести урон госфондам, отрубает зубилом язычок у ценного уникального артефакта — впрочем, все, с учительницей случившееся, ей приснилось. Режиссер, как это довольно распространено у производителей якутских ужасов, снимал кино в родной деревне, в родительском доме, используя дедову мебель как бутафорию, оттого антураж бедняцкого поселения выглядит более-менее достоверно, чего нельзя сказать о зловещих призраках. Компьютерные спецэффекты к фестивальному показу доделать не успели, а соломенным чучелом и пирогом с червяками нынче мало кого удивишь. Тем не менее 24-летний Петр «Хики» Стручков получил приз с поэтичным названием «Цветы таежной надежды».

«Хон Юш. Путь от Оби» реж. Зинаида Лонгортова

С некоторых пор образцы малых национальных кинематографий внутри российского кино перестали казаться экзотикой — якутских фильмов снимается много. «Путь от Оби» — первый образчик кино, сделанного на языке ханты, при том что русский тоже в нем звучит. Действие происходит в 1930-40-е годы.

Соединить мифопоэтический план и мистико-обрядовый, национальный эпос и семейную, родовую историю, воздать дань жертвам геноцида и не упустить из виду официальный героический пафос — задача едва посильная даже опытным мастерам, тем более дебютантам, вне зависимости от их возраста (Зинаида Лонгортова — тележурналистка, документалист, литератор). Через поселение народа ханты проходят скорбные пути раскулаченных и репрессированных. После смерти татарской женщины ее маленькую дочь женщина ханты принимает в семью, потом русские ссыльные умоляют взять их сына на время, оказывают ханты помощь и ребенку ненецких шаманов, уничтоженных после неудачного восстания. Нарядные, в национальных костюмах персонажи противостоят природе, но охотно, с энтузиазмом отправляют женихов и сыновей на войну. Представители народа ханты совершают на фронте подвиги, пока их дети стараются выполнить план по добыче для фронта пушнины.

Не забыты и народные обычаи — в частности, поклонение Вороне — богине матерей. Есть и шаман, который предсказывает будущее по старинке, но молится портрету Сталина. О достоверности содержания судить не берусь, искренность авторского посыла сомнений не вызывает, но что касается формы — искусственность диалогов многократно усиливается наигрышем исполнителей. Необходимость работать с актерами никто не отменяет. Важность темы, однако, завоевала приз «За сохранение культурных традиций».

Источник: ugrafest.ru


«Лорик» реж. Алексей Злобин

Лорик по-армянски — птичка, перепелка; на самом деле, героя зовут Лоуренс — в честь Оливье, он знаменитый актер в пределах одной маленькой, но гордой страны. Вся его жизнь — игра. Не выходя из образа Сирано де Бержерака, он готовится к премьере «Алисы в стране чудес», но театр закрывают.

Политическая сатира в «Лорике» не главный ингредиент. История строится на довольно расхожем приеме «в чужом теле». Спущенный с лестницы родного театра, Лоуренс Александрович исчезает, вернее, его сознание переселяется то в одно, то в другое тело — и в каждом новом обличье актер оказывается хорошим, добрым, самоотверженным человеком. От имени соседа Лорик объясняется в любви его жене, знакомится с недавно вернувшимся из Лондона красавцем Артуром, потом превращается в тяжело больную девочку Асмик, и наконец, заменяет лидера той самой Национально-Рациональной партии, Гармика Карапетовича — он же отец того самого Артура.

Выздоровление умирающей девочки предсказуемо затмевает разоблачение политической авантюры, и комедийно-сатирический запал к концу практически целиком вытесняется сентиментальностью, помноженную на театрально-сказочные параллели с «Алисой в Стране Чудес». Один из соавторов сценария — безвременно ушедшая из жизни Мария Саакян, но очевидно, что литературный материал перерабатывался уже без ее участия. Помимо фактурного Лорика-Микаэла Погосяна, чья работа была оценена призом за лучшую мужскую роль, кино во многом держится на таланте Евгении Дмитриевой.

Замечательная актриса Дмитриева изредка получает достойные театральные роли и слабо востребована в кино. Эта работа вряд ли ознаменует новый поворот ее карьеры, но даже самые фальшивые ситуации Дмитриева отыгрывает с предельной достоверностью. Ее героиня — домработница Аннушка, преданная Лоуренсу, влюбленная в него и терпеливо сносящая пренебрежение. Она единственный персонаж, посвященный в секрет «перерождений» Лорика. «Рационально-национальные» не прощают Лорику того, что он в теле Гармика Карапетовича снимает свою кандидатуру с выборов, а своих соратников обвиняет в воровстве. На него совершается покушение, которое приводит к фатальному исходу, но напоследок Лорик успевает вернуть с того света девочку Асмик.

Источник: ugrafest.ru


В фестивальном конкурсе, наверное, должна найтись минимум одна легкая вещь, непременно получающая приз зрительских симпатий. В прошлом году это была «Другая я», посвященная теме насилия в семье, теперь — слезливая комедия с ярким национальным акцентом и театрализованным мистицизмом. Она долгое время оставалась фаворитом, но ее обошел комедийный «Кастинг» Игоря Стама. Возможно, общенародное признание «Лорик» наберет позднее, в прокате.

«Кастинг» реж. Игорь Стам

Создатели фильма не пытались искать новый «изобразительный язык», экспериментировать с «формой высказывания». Они перенесли на экран давний спектакль по пьесе Германа Грекова. Новая картина к впечатлениям от прежней постановки мало что добавляет: та же пьеса, те же исполнители, тот же режиссер. Утерянной театральной условности взамен, кино придает пьесе бытовую достоверность — герой Романа Фомина пробирается на пресловутый кастинг через полузаброшенную промзону, вполне натуральную.

Но драматическая ситуация чисто игровая, а ее наполнение диалогами все равно остается искусственным, она менее органично смотрится на экране, чем это было на сцене. Невостребованный актер сперва позволяет двум продюсерам (Игорь Стам, Константин Гацалов) измываться над собой, потом мстит за издевательства и ставит свои условия. Незамысловатый спектакль в свое время показался мне забавным. Фильм вышел скучноватым, но если не сравнивать с театральным «прототипом», это не худший вариант современной русскоязычной кинокомедии.

Операторское жюри присудило премию за кастинг Александру Ханту, уроженцу Ханты-Мансийского округа, более известному, благодаря прошлогоднему режиссерскому дебюту — фильму «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

«Я вернусь» реж. Дарья Шумакова

Из восьми фильмов программы российских дебютов один снят на якутском, еще один — на языке ханты, два — на армянском. Причем «Я вернусь», в отличие от «Лорика», картина полностью армяноязычная. Она в большей степени напоминает кинематограф Марии Саакян (в частности, ее «Маяк»), чем «Лорик». Действие разворачивается в армянской глухой деревне, где маленький Саро ждет ушедшего на войну отца. Спустя четыре года Вачо возвращается целый и невредимый, но сын подрос, время прошло, и заново обрести разорванную связь поколений непросто.

Вольно или невольно авторы «Я вернусь» отсылают к «Возвращению» Андрея Платонова, но в платоновском рассказе речь шла о войне вполне конкретной, а здесь не упоминается напрямую, кто и где сражается. Остается догадываться, что имеется в виду конфликт в Карабахе. Пока мужчины отсутствуют, деревня беднеет. Те, кто отвоевал или не попал на войну, уезжают на заработки в Ереван и в Москву, туда же направляется и вернувшийся Вачо. Сыну снова предстоит его ждать. Перед этим Саро убегает из дома, но, в свою очередь, возвращается стараниями деда Карена. С другой стороны, семейная драма помещается в мифопоэтический контекст, довольно нехитрый и прямолинейный. Саро поливает давно засохшее абрикосовое дерево, которое, несмотря на очередной отъезд отца, все-таки покрывается цветами. Однако все симпатии жюри и публики достались «Лорику». Фильм «Я вернусь» не получил ничего.

Источник: ugrafest.ru


«Молодое вино» реж. Петр Олевский

Подружки Люба и Мила отдыхают на юге, опытная Мила пытается «сделать женщину» из Любы, но Любе для этого «нужен Ричард Гир». Девушка придирчива и стеснительна. Едва не став жертвой хулиганов, они оказываются в гостях у своего спасителя, скромного, добродушного Славика, местного жителя, владельца целой усадьбы. Славика больше привлекает разбитная Мила, а Люба неожиданно быстро отвечает на ухаживания самоуверенного Николая, квартиранта. Вдруг выясняется, что Николай — бывший жених Милы, в какой-то момент из Москвы скрывшийся, так что беременная Мила, оставшись одна, в отчаянии сделала аборт.

Искусственная ситуация с участием двух пар персонажей, написанная драматургом Еленой Исаевой, возможно, сгодилась бы для сцены и терпимо смотрелась бы в какой-нибудь антрепризной постановке. Но на экране ее не спасает даже обаяние Данилы Росомахина, которого я помню еще студентом ГИТИСа и хорошо знаю по спектаклям Владимира Панкова. Росомахин старается передать герою побольше от себя, но к плоскому образу актерские старания не идут, а под тяжестью бергмановской серьезности водевильная фабула рассыпается.

Кстати, меня всегда занимал вопрос: авторы подобных картин сами когда-нибудь пробовали заниматься сексом на пляже так, как персонажи фильма? Или самые свежие их сексуальные впечатления связаны с домашним просмотром пиратских VHS? А то, обозначив жанр «Молодого вина» как «эротическая мелодрама», они даже на уровне посредственной комедии не удерживаются, скатываясь в совсем дурной фарс. Раньше эротику от порнографии отделяли. Все, что выше пояса, относили к «эротике», а что ниже — уже к «порнографии». В этом смысле «Молодое вино» — эротически выдержанное кино, то же касается характеров персонажей, поданных исключительно «по верхам», по внешним проявлениям. И это еще если брать основную часть истории, а имеется продолжение!

Рубежом внутри композиции служит момент, когда Славик готовится нырнуть в море со скалы — символически это означает с головой окунуться во взрослую жизнь, которая не медлит. Прошли, как говорится, годы, и вот уже давно позади бурная ночь, в которую Мила назло Коле отдалась девственнику Славику, а Люба потеряла невинность на пляже с Николаем, не прогадав (Николай сразу решил на ней жениться!). Славик и Мила (взрослых героев играют Александр Яценко и Екатерина Волкова) тоже поженились, но у Милы перманентный роман с капитаном прогулочного судна, а потасканный Славик топит горе в домашнем вине. Лишь однажды, упившись, он позволяет себе привести на ночь юную курортницу, которая оказывается приехавшей на юг дочерью Николая и Любы!

Артисты пытаются изображать равнодушие и шок от внезапно открывшейся правды... Авторы отправляют Милу с дочкой подруги «в Москву, в Москву» (Чехова дитя цитирует сознательно!), оставляя Славика с молодым вином на юге, но интрига явно требует чего-то покрепче.

Как ни странно, актерское жюри в «Молодом вине» покорили не Росомахин и не Яценко, а актрисы. Екатерина Волкова была награждена за лучшую женскую роль, Екатерина Шпица и Валерия Бурдужа, сыгравшие подруг в юности, получили специальный приз за актерский дуэт.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжелые шутки

Разбор нашумевшего «Джокера»

«Это самый тяжелый фильм», «это самые пронзительные шутки», «это жизнь в ее прямом воплощении». Такие отзывы мы слышим от людей, выходящих из кинотеатра после просмотра фильма «Джокер». Ему пророчат «Оскар», он самый обсуждаемый, после него плачут и уходят в депрессию. Посмотрели, что говорят об этом кино пользователи социальных сетей.

15.10.2019 19:00, Редакция "Частного корреспондента"


Подкинуть дров для осенней хандры

Самые пронзительные фильмы

Для человека абсолютно естественно желание испытывать всю гамму чувств — от предельной радости до предельной грусти. Если вы соскучились по фильмам с глубоким смыслом, искренним сюжетом и широкой палитрой эмоций, то эта подборка — для вас.

12.10.2019 19:00, cameralabs.org


Мэрилин Монро и ее английский роман

Семь дней и ночей с Мэрилин: есть ли в этой истории правда?

В 2000-м году британский писатель и режиссер Колин Кларк выпустил книгу «Моя неделя с Мэрилин»: в ней описывается короткий роман между американской актрисой и им самим. Эта удивительная история об увлечении Монро молодым ассистентом режиссера позже стала сценарием фильма «Семь дней и ночей с Мэрилин». Романтическая мелодрама, которая, как утверждают создатели, основана на реальных событиях, рисует весьма идиллическую картину: хрупкая, одинокая и несчастная Мэрилин находит кратковременное утешение в лице совсем юного, «зеленого» и восторженного Кларка. Их весьма невинный роман, если верить писателю, длился всего лишь около недели и закончился, конечно же, разлукой. Что же действительно произошло за кулисами съемок «Принца и танцовщицы», и была ли Мэрилин Монро увлечена английским юношей?

06.10.2019 19:00, Дарья Александрова, diletant.media


Психология на грани

Подборка фильмов с неожиданным концом

Есть фильмы, которые не собирают полные залы и лежат далеко не в каждой домашней коллекции, но тем не менее заслуживают особого внимания.

05.10.2019 19:00, cameralabs.org


Что не так с фильмом «Щегол»

Разбираем один из самых обсуждаемых фильмов месяца

Мы одними из первых посмотрели экранизацию одной из важнейших книг современности «Щегол». При всем уважении к автору романа Донне Тартт и режиссеру Джону Краули мы заметили, что что-то в «Щегле» неправильно. Попытаемся разобраться, что именно пошло не так.

28.09.2019 19:00, tvkinoradio.ru


Истинно британские фильмы

Европейское кино с особым шармом

Традиции и известная на весь мир актёрская школа сделали британский кинематограф обособленным от остального европейского. Лишь неосведомлённые кинолюбители, говоря об английском кино, представляют себе помпезные сцены, в которых аристократы пьют чай, заедая его печеньем. В реальности оно гораздо сложнее стереотипных определений.

21.09.2019 19:00, cameralabs.org


Выдающиеся персонажи и черный юмор

15 комедий, которые не оставят вас равнодушными

Большинство комедий созданы, чтобы задавать лёгкое настроение, но не все. Есть фильмы, относящиеся к категории чёрных комедий. Среди них попадаются картины, вошедшие в списки культовой классики, например, «Смертельное влечение», «Доктор Стрейнджлав», «Фарго». В них показаны ужасные преступления и страшные люди, но нет подлости. Есть сатира, хоть и мрачная.

14.09.2019 19:00, cameralabs.org


Позвони мне, позвони

О съемках легендарного «Карнавала», который тогда легендой не казался

«Я не верю в лёгкие жизни, — считала режиссёр Татьяна Лиознова. — Человеку всё даётся трудом... Главное — это способность выстоять во всех трудностях и пройти дальше...» «Ради этого «пройти» она дралась, хамила, была чудовищем», — вспоминают о ней некоторые коллеги. Другие спорят: «Была волевой — да, но ради дела!» А вот какой помнит Лиознову её соавтор, сценарист Анна Родионова.

10.09.2019 19:00, Анна Родионова, story.ru


«Шоу начинается, господа!»

Фильмы гениального Боба Фосса

Возможно, вы не слышали о Бобе Фоссе, но вы точно знакомы с его фирменным стилем, который повлиял на всех — от Майкла Джексона до создателей современных мюзиклов. Его сексуально заряженная хореография обладает невероятно чувственной энергетикой. Сформировав собственный уникальный танцевальный стиль, Фосс смог стать новатором и навсегда изменить взгляды на искусство Бродвея. Более того, его инновационный подход к танцу и умение передать энергию сквозь объектив стали предвестниками эпохи MTV и ярких музыкальных клипов.

07.09.2019 19:00, cameralabs.org


Недооцененное талантливое кино

Подборка малоизвестных, но захватывающих фильмов

Не все фильмы становятся культовыми и попадают в поле зрения общественности. Однако многие из них действительно заслуживают внимания, так как они такие же искрометные, талантливые и интересные. Дэвид Линч, Пол Томас Андресон и многие другие создали шедевры, которые залежались на полках, а теперь мы можем посмотреть их в открытом доступе.

31.08.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.