Подписаться на обновления
25 маяПонедельник

usd цб 71.8804

eur цб 78.4431

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Екатерина Сальникова   пятница, 15 октября 2010 года, 09:01

Пробирочный успех
Судьба телесериалов в России: аудитория бывает не права


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Когда успех сериала выращивается в пробирках, он не радует. У сериалов-долгожителей «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Убойная сила» поначалу был, как мне кажется, стихийный, дикорастущий успех. Он дороже, чем искусственно конструируемый.

В нынешнем сезоне Первый канал решил опробовать американский вариант сетки сериалов. То есть вертикальный. То есть когда с понедельника по четверг идут серии сразу четырёх сериалов — каждый сериал в свой день недели.

Александр Молчанов очень квалифицированно объяснил в «Частном корреспонденте», чем хорош такой принцип. А заодно сформулировал правила сериального «естественного отбора» на американском телевидении, где всё устроено совершенно не так, как на российском.

Череда из нескольких сериалов, идущих попеременно, каждый в свой день недели, — западная традиция. Там она помогает разнообразить будни и создаёт иллюзию того, что каждый день недели наделён чем-то особенным. Но не всё, что укладывается в голове и расписании практичного американца или даже смурного шотландца, поместится в российском сознании и привычках работы с пультом. Есть опасения, что наша нынешняя жизнь и так слишком перегружена событиями, слишком нафарширована информацией. Новизны у нас пока без телевизора довольно. А дисциплины и рациональности не прибавляется. Так что, боюсь, кто-то будет на автопилоте смотреть все сериалы подряд как одну сплошную телемистерию — про все криминальные разборки и всю любовь оптом. Другие, наоборот, успеют забыть за неделю, кто кого за что и где собирался заказать или помиловать. Стремление увеличить ассортимент предлагаемых телепродуктов рискует сократить их потребление.

Всё написанное Молчановым — чистая правда. И выбор у зрителя объективно увеличивается при вертикальной сетке. Тем более что зритель может на неё просто плюнуть и переключиться куда-нибудь на «Россию 1», где гонят уже не по две, а даже иногда по три серии залпом.

И компании получают возможность вовремя отслеживать реакцию аудитории, а в случае малого интереса к сериалу — сворачивать выпуск серий.

И вполне возможно, что с годами у нас приживётся американская отборочная стратегия при работе с сериальными проектами.

Возможно, она потеснит нынешнюю патриархально-мафиозную тактику на российском ТВ. Но возможно, и не очень, потому что сия тактика очень разнообразна и заинтересованы в ней слишком многие. И дело не всегда в личности режиссёра, который приходит с готовностью «запускаться».

Вот другой из тысячи вариантов. Компания собирается снимать сериал. Берёт с магазинной полки книгу — но не классику, а нечто из области современного криминального чтива.

Это не литература, там нет даже складного сюжета, способного долго держать внимание. Про обаятельного героя вообще бессмысленно заикаться.

Но автор этого чтива, человек с погонами, известен широким кругам потребителей чтива, он у них котируется, его издают в мягких обложках большими тиражами.

Зная об этой успешности, компания покупает у автора чтива права на экранизацию — потому что знает, что на телеканалах тоже знают про эту самую успешность.

Внимание. Что дальше?

А дальше мозги компании наконец открывают то, что купили, и пробуют читать. Поскольку мозгами компании часто работают неглупые и даже талантливые люди, они вскоре в истерическом хохоте или с тяжким стоном захлопывают купленный роман.

Но не рвут на себе волосы и не впадают в отчаяние. Они спокойно обсуждают с начальством компании, какому именитому сценаристу «отдать» невозможное чтиво на переработку в сценарий.

Слово «отдать» стоит в кавычках потому, что этот именитый сценарист никогда не увидит исходного материала, да и свой сценарий мельком глянет тогда, когда он будет уже написан.

Вопрос — а кем написан? Естественно, не именитым сценаристом, а какими-то неименитыми «исполняющими» сценаристами, которые вряд ли даже будут фигурировать в титрах.

Эти пишущие сценаристы нужны для того, чтобы переписать сюжет, а вернее, сложить его заново, придумать отсутствующие характеры, ситуации, эпизоды.

Исполняющие сценаристы получат скромную оплату за свой, возможно, добрый труд. Именитый сценарист получит нескромную оплату — за что?

За то, что в титрах будет фигурировать его имя, за то, что это имя будет весомо звучать на всех коммерческих переговорах, повышая цену сериала.

Ну и так далее. Идут торги, связанные с именами, с профессиональными авторитетами, которые, быть может, давно не подтверждаются или изначально мнимы.

Происходит обслуживание определённых творческих элит и примыкающих к ним ремесленников телетворчества. Это американизированному сознанию кажется, что сериалы снимаются для аудитории зрителей.

В России очень много сериалов снимается для того, чтобы было за что платить деньги тем, кто их пишет и снимает или числится в пишущих и снимающих.

Конечно, подобная практика распространена, но не абсолютна. Она не всегда приводит к художественному провалу. Периодически могут попадаться хорошие и даже замечательные творческие личности, которые отлично выполняют свои задачи на своём участке рабочего процесса.

Нередко добротное качество сериала складывается стихийно и вопреки обстоятельствам. Забота о зрителе далеко не на первом месте. Про то, что сериал будет кто-то смотреть, в процессе работы вспоминают нерегулярно. Про рекламодателей, во всяком случае, думают гораздо чаще и глубже.

Чтобы эту практику изменить, надо поменять ментальность профессиональных кругов. Но они — часть нашего общества, чью ментальность поменять пока не удаётся.

На этом фоне американское заблаговременное беспокойство об успехе сериала, о котором писал Александр Молчанов, смотрится как высокая праведность и зрелый прагматизм людей, стремящихся экономить финансы, а не изобретать дополнительные траты.

И тем не менее американская праведность и прагматика тоже навевают на меня уныние. Может, всё дело во мне. Но я, возможно самый малочисленный тип зрителя, тоже хочу иногда получать радость от включения телевизора.

Согласно типологии зрителей, предложенной Александром Молчановым я, видимо, ближе всего к зрителю Д, который любит читать Камю.

Но дело в том, что в эпоху постмодернизма такой зритель может одновременно любить переключаться с Камю или даже Публия Корнелия Тацита на что-нибудь очень популярное.

Но не абы что, а такое популярное, которое, во-первых, не будет вызывать конвульсий отвращения, а во-вторых, сможет дать пищу для размышлений.

В идеале — ещё и доставить эстетическое удовольствие, но это уже как повезёт.

Я согласна ждать везения, а не чего-либо иного.

За что я люблю Камю, Сартра, Томаса Манна и чем они отличаются от успешного американского сериала? Я не про «контент». Я про то, что они не планировали свой успех у думающего человечества.

Они, возможно, вообще плевать хотели на потенциальную читательскую аудиторию. Они думали о себе, выражали то, что считали нужным, и делали это даже вопреки сознанию собственной ненужности очень и очень многим людям, владеющим грамотой.

Когда я впервые стала попадать на Запад, мне хотелось в каждой стране поставить памятники всем немассовым художникам вроде Беккета и Джойса.

И памятники не за большой талант, а за решимость создавать лично от себя нешаблонное искусство, несмотря на то что население готово целыми городами обходиться без него.

Я чувствовала почти физически, каким душевным подвигом является немассовое некоммерческое творчество в коммерчески ориентированном обществе.

А как сериалы запускаются у нас? Возьмём, чтобы никого не обижать, некий сферический сериал в вакууме. В России есть восемь телеканалов, которые заказывают сериалы производителям. Производителей — около 400. Практически у каждого мало-мальски что-то из себя представляющего режиссёра есть свой небольшой продакшен. И вот наш режиссёр приходит к руководителю канала и предлагает что-то снять для него. Чуете разницу? В России основой нового проекта является не сценарий и даже не идея сериала, а личность режиссёра. Допустим, личность режиссёра знакома руководителю телеканала и он готов запустить новый проект. Обычно в этот момент с полки берётся какая-нибудь книга. Слава богу, русская литература богата пригодными для экранизаций источниками. Кстати, иногда с полки снимается DVD с каким-нибудь успешным западным сериалом и… ну, в общем, вы понимаете.

Но всё-таки эти самые немассовые сочинители прославились. Их заметили, их имена растиражировали. Их произведения навсегда попали в историю мирового искусства.

Кому-то эти произведения ложатся на душу, кто-то продолжает писать о них научные труды. И всё это происходит совсем не потому, что над Камю стояли социологи, PR-менеджеры, продюсеры и говорили: «Так, вот эту главу прочло на 0,3 процента больше людей с учёной степенью в области точных наук. У тебя есть шанс зацепить физиков и химиков, если ты подбавишь в следующие главы аналогичных мотивов».

Кафке никто не советовал: «Поработай над сгущением кошмаров, так как вот здесь внимание фокус-группы явно провисает».

Томасу Манну никто не давал указаний: «Вам следует срочно убить Иоахима Цимсена, потому что он как-то сразу вызвал раздражение у женской части аудитории. Они хотят, чтобы главным героем стал Ганс Касторп, они считают, что он лапочка».

Я хочу искусства, которое складывается по воле авторов-создателей, сколько бы их ни было и в каких бы жанрах они ни работали.

Я хочу, чтобы ощущался волевой диктат творческих индивидуальностей, а не умелое реагирование на оперативно изучаемые психосоциальные запросы аудитории.

Я хочу, чтобы сериал нравился мне не потому, что кто-то изучил мои эмоциональные, художественные и прочие потребности и старательно играет со мной в поддавки. Телевизор всё-таки не магазин и не ресторан.

Более того, я мечтаю, чтобы самый незамысловатый популярный контент чем-то меня удивлял. Чтобы я вдруг получила совсем не то, чего хотела до включения телевизора, — и при этом чтобы я пришла в восторг.

Я хочу расширить свои потребности и представления о мире и о культуре с помощью нового сериала. Пусть сериал убедит меня в том, что мне интересно и нужно именно то, что он показывает в своих сериях.

«Доктор Хаус» пользуется успехом не только в США не потому, что везде его хорошо изученные целевые аудитории похожи друг на друга, а потому, что это просто очень хороший сериал с интересным главным героем.

Обычно любое нормальное искусство оказывалось впереди воспринимающих аудиторий и даже впереди науки. Искусство периодически открывало мир раньше, чем учёные. Художники Ренессанса передали ощущение бесконечности Вселенной гораздо раньше, чем Коперник взялся это аргументировать.

Популярная научная фантастика предвосхитила реальный прорыв в космос. В советском популярном кино появились образы абсолютно несоветских людей, с несоветским образом мышления, манерами и шмотками.

То, что советская идеология и Советское государство обречены, заранее видно по самым рядовым «Золотой мине» 1977 года или «День свадьбы придётся уточнить» 1979 года.

Я хочу, чтобы популярное искусство было искусством, идущим чуть впереди нехудожественного сознания, а не плетущимся по следам капризов, фобий и навязчивых желаний современных людей.

Короче говоря, мне грустно, что эпоха коммерческого искусства подразумевает рациональное прогнозирование реакций аудитории, подстраивание под настроения аудитории, угождение её вкусам.

Когда успех сериала выращивается в пробирках, он не радует. У сериалов-долгожителей «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Убойная сила» поначалу был, как мне кажется, стихийный, дикорастущий успех. Он дороже, чем искусственно конструируемый.

И потом, бывает так, что сериал неуспешен, но я не могу отказаться от его позитивной оценки. Большинству он не нравится. Но зрительский успех и творческая удача — не одно и то же, они могут и не совпасть.

Я очень сомневаюсь, что неуспешного «Исаева» следовало закрывать. Этот сериал Сергея Урсуляка всё равно, на мой взгляд, принципиально лучше «Ликвидации».

Аудитория бывает не права. Искусство — если оно искусство, хотя и популярное, — создаётся не только для продажи и даже не только для восприятия.

Искусство — это высказывание о мире в форме образов, которые бывают многозначнее прямых смыслов. Пусть такое высказывание получает шанс на существование по недосмотру коммерческих работников.

В конце концов, сериал есть документ эпохи. Чем больше в нём художественных элементов, которые возникли спонтанно, даже не замечаемые авторами, тем больше у сериала шансов выразить суть своего времени…

Да, получается, для меня зритель тоже не самое главное. Возможно, я так утрирую проблему потому, что сегодня одни думают про деньги, другие про аудиторию.

Меньше всего думают про интересы искусства.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Повседневность никогда не будет прежней

Фильмы, меняющие сознание, мировоззрение и жизнь

Хорошее кино после просмотра не оставляет нас прежними. Но есть фильмы, особенно воздействующие на сознание. Они охватывают монументальные темы и поднимают острые вопросы, подталкивающие к новому взгляду на жизнь и расширяющие сознание. В нашей подборке кинокартины, которые охватывают темы природы реальности, пробуждения, просветления, духовности или философски исследуют тайны Вселенной.

23.05.2020 19:00, cameralabs.org


Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

20.05.2020 19:00, Cameralabs


Тарантино: Гений китча

Мистер Тарантино, как его называют во всем мире, уже более четверти века занимает первую строку в рейтингах любимых режиссеров подростков. Похоже, повзрослевшие фаны «Криминального чтива» передали эстафету своим детям, восторгающимся его последним фильмом «Однажды в Голливуде». Получается, 57-летний Тарантино все так же молод.

17.05.2020 19:00, Диляра Тасбулатова, story.ru


В путешествие на диване

15 латиноамериканских фильмов, которые стоит посмотреть

Яркие персонажи, социальный реализм, экстремальные ситуации, любовь и дружба — основные ингредиенты латиноамериканского кино. 20-ый век для латиноамериканского кино стал важным периодов, когда создавались такие значимые картины, ставшие мировой классикой, как «Забытые» ( Los Olvidados, 1950), «Воспоминания об отсталости» (Memorias del subdesarrollo, 1968), «Стратегия улитки» (La estrategia del Caracol, 1993), «Официальная версия» (La historia oficial, 1985) и Ориана (Oriana, 1985).

16.05.2020 19:00, cameralabs.org


Италия без декораций

Как снимались «Римские каникулы»

Нестареющим «Римским каникулам» шестьдесят пять. Рассказываем, как Уильям Уайлер подхватил проект Фрэнка Капры, открыл миру Одри Хепберн, сэкономил на цветной пленке и создал шедевр Голливуда на территории Европы.

15.05.2020 19:00, Маргарита Васильева, tvkinoradio.ru


Почему мои дети не любят советские мультики

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы

Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей.

08.05.2020 19:00, Алеся Лонская


Про гаражи и автомобили

О фильме Эльдара Рязанова и его отношении к машинам

Как зародился замысел фильма «Гараж», рассказывает дочь Эльдара Рязанова: удивительно, что фильм до сих пор не устарел, хотя обстоятельства того времени уже ушли в прошлое.

04.05.2020 19:00, Ольга Рязанова, story.ru


Провести майские праздники с приятным кино

30 фильмов, которые вдохновляют снова и снова

Выходные продолжаются, карантин — тоже. Но мы не унываем и предлагаем вам новую подборку потрясающих фильмов, отобранных выдающимися деятелями кинематографа. Пусть домашние вечера проходят с пользой.

03.05.2020 19:00, Петр Скопин, tvkinoradio.ru


Карантинный кинопросмотр

15 лучших фильмов, воплотивших философские идеи Жана Бодрийяра

По мнению Бодрийяра, современная культура выше ценит симуляцию, чем реальность, ставшую настолько продублированной, что мы её утратили. Мы заменили её фейком и потеряли способность отличать действительность от её имитации.

25.04.2020 19:00, cameralabs.org


8 режиссеров авторского кино в Голливуде

От Фрица Ланга до Йоргоса Лантимоса

Голливудское кино всегда создавалось усилиями кинематографистов со всего мира, однако известно, что яркому творческому видению ужиться со студийной системой тяжело. Смотрим, чем оборачивались опыты известных режиссеров авторского кино в Голливуде.

24.04.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.