Подписаться на обновления
20 августаВторник

usd цб 66.6082

eur цб 73.9484

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Манцов   понедельник, 13 апреля 2009 года, 13:29

Про разврат. Но без клубнички
Гы-гы-гы да гы-гы-гы. Все реальные проблемы вытесняются в подвал, в бессознательность


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Посмотрите мульты про крокодила Гену и его друзей внимательно: тут представлены все социальные типы: от городской умницы Шапокляк, усилиями и в интересах которой будет осуществляться перестройка, до деревенщины Чебурашки, совершенно потерявшейся в новой среде, утратившей свои имя, породу и даже пол.

Зачем-то прыгнул в руку дневник Пришвина от 18-го года.

Это тем более странно, что к хваленой русской литературе отношусь безо всякого интереса, никак. Пришвин, кстати же, и разъяснил, что именно мне там (тут) не нравится и почему в лучшем случае на языке это самое «никак».

«Все знают, что так жить нельзя, и всюду спрашивают меня: чем это кончится?
— Не знаю!
— Не может быть: знаете.
— Может быть, знаю, да не скажу: боюсь сказать.
Спрашиватель перед лицом своим отталкивает воздух ладонями:
— Не надо! Не говорите!»

При этом в постсоветской России считается хорошим тоном глумиться над западной психоаналитической формулой «Вы хотите об этом поговорить?».

Гы-гы-гы да гы-гы-гы. Все реальные проблемы вытесняются таким образом в подвал, в бессознательность.

На днях шумно восславили самобытного Гоголя. Можно осторожную неоригинальную заметку на полях? В Гоголе очень многое от немецких романтиков. Целые страницы! Огромные периоды!

Хотите об этом поговорить?

Американцы, у которых сословности меньше, тем не менее регулярно тематику подобного рода прорабатывают. С ходу мог бы назвать десяток превосходных социально точных картин последних лет. У нас — ничего подобного, фигура умолчания. И только пропагандистские речовки в коммунистическом духе, вроде вышеприведенной…

Но об этом никому не интересно. Предпочитают про самобытность.

Ясное дело, мое осторожное замечание нисколько не умаляет, наоборот. Призываю держаться корней. Мы же некоторым образом европейцы? Или уже нет?

Кажется, уже нет.

Пришвин, кстати, много записывает о некоем сокровенном молчании. Вдохновляется, однако, не Григорием Паламой, но Морисом Метерлинком. Всего-навсего художественный прием, усвоенный из книжек авторитетного модерниста, оборачивается у него жизнестроительной идеей, под которую с легкостью подгоняется идеологическая платформа: пресловутое молчание противопоставляется «пустейшим словам коммуны». Воистину все тутошние писатели — неуемные космисты.

«Коммуна» между тем иногда говорила по делу. «Коммуна» понимала, что в России вот-вот случится массовое общество и нужно срочно что-то делать с многомиллионным общинником-мужиком, как-то его встраивать, цивилизовать.

Разговаривая с ним на равных, по-взрослому.

В одно время с проповедовавшим умолчание Пришвиным западные мастера психоанализа яростно отстаивали точку зрения, согласно которой все проблемы человеческого космоса легко могут быть сведены к проблемам пола и семьи. «Ребенок в столь большой степени является частью психологической атмосферы родителей, что тайные и нерешенные трудности могут оказывать значительное влияние на его здоровье. «Participation mystique», т.е. примитивное бессознательное тождество, позволяет ребенку чувствовать конфликты между родителями и страдать от них, как если бы они были его собственными» (Юнг).

Западный мир худо-бедно сломал тогда сословные перегородки, и оказалось, что однородному массовому обществу удобнее всего осознавать себя через модель семьи. Рационализируя, проговаривая всё и вся.

В своей прошлой колонке я восхищался американским «Звонком» с Наоми Уоттс. Увидал в магазине лицензионное DVD, прикупил. И вот что прочитал на глянцевом конвертике: «Режиссер Гор Вербински и сценарист Эрен Крюгер приятно удивили отходом от излюбленного американского выискивания во всем и вся причинно-следственной связи, что могло бы погубить идею». Имеется в виду «идея» японского исходника.

Во-первых, российские издатели так и не смогли разглядеть безупречную «причинно-следственную связь», которой американцы изящно и ответственно обременили первоисточник. Во-вторых, и это куда важнее, наши горе-трансляторы цинично насмехаются над западным стилем мышления, который предполагает напряженную работу с логической цепочкой «грех — воздаяние». Постсоветская Россия последовательно дезавуирует эту базовую западную ценность, что хорошо показал в своей нетривиальной кинокартине «Мертвые дочери» Павел Руминов.

Наше общество цепляется за сословность, методично извращая импортируемые западные ценности. Я пишу об этом раз за разом потому, что все прочие проблемы страны, от коррупции до кризиса системы образования, от аморальности до чего угодно четвертого или пятого, определяются единственно этим. Советский Союз декларировал свою отдельность от Запада — и был тем самым честнее. Постсоветская Россия приближает свой смысловой коллапс. Она объявляет себя частью Европы, но на деле, точнее, на словах крушит всё, что жадно, но неосторожно импортирует.

Вот характерный анекдот. В магазине губернского города Т. отдельный стеллаж заполонили DVD-коробки с картиной «Застрял в тебе». Под многообещающим названием изображены два жизнерадостных сексапильных мужика, игриво соприкасающихся попами. Это в Москве, как говорят и пишут, городские власти уже готовы рассмотреть вопрос о проведении гей-парада. Но в губернском городке Т., от которого до Москвы — как до Юпитера, покупать картину с таким названием и с подобной картинкой, что называется, западло. Стыдновато и опасно. Можно как минимум схлопотать по лицу.

А никто и не покупал! По моим сведениям, десятки коробок были отвезены на свалку вместе со стеллажом, выпачканным аморальными нечистотами.

И только отставной кинокритик М. наверняка знал, что картина выдающихся комедиографов братьев Фарелли совсем не об этом. Английский вариант названия подразумевает некую предельную внутреннюю близость. Один человек привязан к другому настолько, что в результате эта привязанность рушит их жизнь, негативно влияет на их социализацию.

Братья Фарелли остроумно зашифровали предельную внутреннюю близость, сделав двух братьев сиамскими близнецами, которые и срослись-то совсем не в районе поп, но в районе ребер. Это очень нежная, очень чистая и к тому же вызывающе гетеросексуальная лента, которую можно без стеснения рекомендовать даже первоклассникам.

Что имеем? Столичные прокатчики-рыночники, совершенно не заботясь о транслируемых западных смыслах и вдобавок не понимая душевного устройства потенциальных покупателей товара, переводят аутентичное название самым буквальным, самым безобразным, самым безответственным образом, присовокупляя к грязному намеку вырванную из контекста картинку. Покупатель плюется и шипит, товар отправляется в помойную яму, а по всей русской земле ширится движение против безнравственных «пиндосов-америкосов».

Столичный читатель, знаешь ли ты, каков сейчас градус ненависти к Америке в российской провинции?! Я уже давно не встречал человека, настроенного по отношению к Западу в целом и к США в частности хотя бы нейтрально.

Только не надо мне впаривать про Югославию или про Ирак. До Югославии или до Ирака нашему рядовому человеку никакого дела нет.

Я не интересуюсь русской литературой, однако всё равно весьма уважаю Достоевского за концепт, воплощенный сладкой парочкой Иван Карамазов — Смердяков. Грамотные развращают толпу — получают ответный импульс — снова развращают — снова подпитываются, и так до бесконечности. И у тех и у других прибыль. Грамотные берут немалыми деньгами и борзыми щенками, неграмотные надувают щеки местечковой спесью и красуются друг перед другом.

Россия ведет неоткровенную войну с западной мыслью, меж тем как ее, Россию, подпирает Китай (о чем неустанно напоминает нам Александр Храмчихин) и (добавлю от себя) разный прочий Восток.

Канал ТНТ взялся показать новоиспеченный ситком «Любовь на районе», который выдали на-гора искренне ненавидящие гопоту постсоветские эстеты. Беспомощное зрелище преподносится авторами и каналом как нечто передовое и яркое.
Авторы не в силах скрыть отвращение к неграмотным. В результате доморощенные эстеты полностью уничтожают эстетическую дистанцию, попирают все жанровые законы.

Если бы мы попытались осмыслить судьбу отечества психоаналитическим образом, то заметили бы, что Россия последних десятилетий сильно похожа на женщину. Но не на ту жесткую старушку, которую изобразил в картине «Александра» Сокуров, а на хитрованку-веселушку, страстно желающую кружиться на всеевропейских балах и хорошо выглядеть, однако не желающую знать про этикет и здоровую состязательность, негласно на этих самых балах узаконенные.

В середине 70-х сценарист и режиссер Глеб Панфилов выпустил последнюю свою гениальную работу — замалчиваемую ныне картину «Прошу слова». Инна Чурикова доиграла там старинную тему Веры Марецкой «стояла баба». Панфилов решил новую историю Отечества в спокойном психоаналитическом ключе.

В начале 70-х компартия по инерции пыталась решать проблемы урбанизации и попутной социокультурной адаптации сельского населения. Об этом свидетельствуют и насаждение эстетики ВИА, которые лично я ставлю много выше претенциозных отечественных рок-групп, и даже такая, казалось бы, инфантильная продукция, как мультсериал про Чебурашку.

Это теперь Эдуард Успенский ведет на ТВ передачу «В нашу гавань заходили корабли», где безголосые по большей части люди поют криминальные куплеты. А в начале творческого пути он и по зову партии и правительства, и по мере сил строил городскую цивилизацию.

Посмотрите мульты про крокодила Гену и его друзей внимательно: это одновременно инструкция по адаптации в комплекте с ролевой игрой, отчет о проделанной работе, системный анализ и даже список предлагаемых мероприятий. Представлены все основные социальные типы: от городской умницы Шапокляк, усилиями и в интересах которой будет осуществляться впоследствии перестройка, до деревенщины Чебурашки, совершенно потерявшейся в новой среде, утратившей свои имя, породу и даже пол.

Успенский очень тонкий и талантливый человек. Смотреть на то, как этот безголосый невостребованный гений масскульта хрипит блатные песенки, по-настоящему страшно.

…Однако, два слова о героине Панфилова. По мере того как героиня эта поднимается к власти в Городе, ослабляется мужское начало. Супруг — футболист, что в контексте ленты о власти означает «клоун» (крайне удачная рифма к тому герою Николая Губенко — другой футболист, Гена Букин, из великолепного сериала канала ТНТ).

Но главное, в процессе социального и психологического роста градоначальницы гибнет ее сын-подросток. Гибнет нелепо и бессмысленно. Никакого Города в западном смысле отныне не будет, ибо женское эмансипировалось и теперь непременно засобирается на бал.

Финал двухсерийной ленты — гротеск чистой воды. Под гимн «Вы жертвою пали в борьбе роковой» градоначальница в последний раз моет полы. Далее — полная смена имиджа в средней, но репрезентативной картине Рязанова «Служебный роман». Нужно брать пример с красивых и ухоженных — вот бессознательная идея коммунистов-перестройщиков. Женское, очень женское: выглядеть не хуже.

Подбираемся к точке, где все линии этой колонки сойдутся. Вообще-то она посвящена недавним скандалам в Союзе кинематографистов. Кстати же, в публичном пространстве перестройка началась именно с V съезда кинематографистов, все ли помнят?

Так вот. Чуть позже картины Панфилова, которую я считаю одним из главных свершений русской культуры минувшего столетия, выходит на экраны «Неоконченная пьеса…» Никиты Михалкова. Тоже симптоматика!

Еще в 60-е, когда Советский Союз решил встроиться в цивилизацию, поставив задачу «догнать и перегнать», отечественные грамотные выбрали себе уютный культурный образец — Чехова. Такого Чехова, какого они себе нафантазировали. И в театре, и в кино стали множиться уютные усадебки, в которых хорошо одетые непролетарии с одухотворенными лицами упивались новыми возможностями.

Вся эта чеховиана, невероятно талантливая, как у Эфроса, или менее талантливая, как у сотен других мастеров искусств, выполняла функцию ролевой игры для грамотных и для возжелавшей перекраски-перестройки партийной номенклатуры.

Репетиция счастливой корпоративной будущности, о да!

В своей чеховской картине злой и проницательный Никита Михалков уделал этот миф, за что ему, как говорится, респект. Михалков выдал абсолютно безжалостную ленту о современном грамотном слое, который был известен ему досконально. Михалков показал, что ролевые игры, конечно, возможны, но последствия ролевых игр будут плачевны. Что дореволюционная усадьба — миф, который не воплотить. Что грамотные получат совсем не ту страну, о которой грезят.

Ибо, калькируя, нельзя прорваться к живому.

Всё это было сделано настолько же изысканно, насколько энергично!

На легендарном V съезде кинематографистов Михалков в одиночку защищал Сергея Бондарчука и других киногенералов от набежавших кандидатов в аристократы духа. Думаю, не столько защищал генералов, сколько открыто противостоял тем прекраснодушным чудакам, которые не ведали, что творили.

Я рассматриваю поведение Михалкова на V съезде как манифестацию тех же самых идей, которые лежали в основе и «Неоконченной пьесы…», и другого абсолютного михалковского шедевра — «Родни».

«Родня», если подумать, идеальная пара к «Неоконченной пьесе…». Да это же, ё-мое, дилогия о судьбах Родины!

Я не фанат Михалкова, хотя мне всегда импонировала его неравнодушная трезвость. Я вообще вне группировок, вне знакомств, в некотором смысле даже вне социума. Тот факт, что Никита Сергеевич безжалостно раздолбал всех своих противников, представляется мне фактом общенационального масштаба. Кинособытия последних месяцев — это послесловие к «Неоконченной пьесе…» и «Родне».

Даже, если угодно, к Чебурашке с крокодилом Геной.

V съезд открыл перестройку, которая делала вид, что говорит последнюю правду, а на деле замалчивала, замалчивала и замалчивала.

— Михаил Сергеевич, чем это кончится?

— Может быть, знаю, да не скажу: боюсь сказать!

— (Отталкивая воздух ладонями.) Вот и не надо, вот и не говорите!

Нынешний съезд (что ли седьмой?) символическим образом эту крикливую перестройку закрыл. Российские социальные преобразования до смешного схожи с женскими истериками. На днях к 85-летию Марлона Брандо «Культура» показала «Трамвай «Желание», где брутальный Стэнли Ковальски саркастически комментирует поведение эстетки-потаскушки: «У нас тут живет шумная женщина!»

У них-то вряд ли. К сожалению, она и живет, и шумит у нас.

Надеюсь, все лица женского пола, прочитавшие текст, правильно его поймут. Женщины как вид прекрасны; лучше женщин на земле только дети и ангелы. Имеется в виду некий стереотип поведения. Мастера психоанализа научили некоторым своим приемчикам мастеров западного кинематографа. У мастеров кинематографа по мере сил, хотя и заочно, обучался автор незамысловатой, но актуальной колонки.

В передаче канала ТВЦ «Народ хочет знать» журналист Александр Минкин бросил в лицо Михалкову характерный упрек: «У Вас очень злые глаза, знаете?!» Михалков ловко поставил обидчика на место, да и вообще: Михалков мне социально чужд, Михалков не пропадет.

Припомнив реплику представителя свободолюбивой общественности, я хотел сказать о другом. Кроме концепта «Иван Карамазов — Смердяков» есть в русской литературе еще одна чрезвычайно актуальная символизация, в «Мастере и Маргарите».

Воланд с компанией, изничтожающей возомнивших грамотеев из Массолита, — метафора, которая пускай же помогает сохранять достоинство всем обиженным и разочарованным в ближайшие месяцы и годы! «Часть той силы, которая вечно хочет зла, но делает-то, хе-хе, сугубое добро».

Важно не понимать меня в том смысле, что Никита Михалков — аналог Воланда, боже упаси. Так видят его они, книгочеи, знатоки великой русской литературы. Это их язык, их понятия.

Не хотели по закону, хотели по понятиям?!

Закончился четвертьвековой исторический этап.

Россия в начале чего-то нового.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев


"Плоть слов" Александра Твардовского

Не быть тенью, – а быть прогретым на собственном огне

Рядом с ним ни в коей мере нельзя было произнести высокопарной лузги типа "задумок", "творческих планов" или "насыщенной творческой работы" – упаси господь! "Кровавое дело" – да, это соответствовало тому серьёзному и мучительному долгу, каким по сути является настоящая поэзия, каковой он её считал: "Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь, – так он любил изъясняться с многочисленными последователями, учениками: – Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое то, что вам не удалось, не мучьте вымученное..."

21.06.2015 12:00, Игорь Фунт


100 цитат и афоризмов Андре Моруа

Известный французский писатель, прошедший две мировые войны, участник французского Сопротивления, член Французской академии прожил 82 года. Его богатый жизненный опыт - серьёзный повод отнестись с вниманием к его высказываниям о жизни, любви, женщинах, морали.

19.06.2015 17:00






 

Новости

Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Умер голландский актер Рутгер Хауэр
Звезда фильма "Бегущий по лезвию" (Blade Runner) Рутгер Хауэр скончался у себя дома в Нидерландах после непродолжительной болезни.
Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.