Подписаться на обновления
19 июняВторник

usd цб 63.4838

eur цб 73.4825

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   четверг, 5 мая 2011 года, 09:00

После Пасхи кулаками не машут
Обзор культурных публикаций недели. Фильм Никиты Михалкова «Цитадель» в зеркале столичной прессы


Кадр из фильма "Утомленные солнцем 2: Цитадель" // Централ Партнершип
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Каждую неделю в серьёзных СМИ возникают и складываются те или иные сюжеты, особенно если происходит серьёзная премьера и все отделы культуры пишут об одном и том же. На этой неделе все писали о новом фильме главного «бесогона» планеты.

Если прошлый взятый нами сюжет, связанный с премьерой балета «Утраченные иллюзии» в Большом театре , был интересен тем, как репутации испытываются привычным графиком работы СМИ, то нынешний важен как случай, в котором всё поставлено с ног на голову, — Михалков слишком режиссёр, и он бы не был собой, если бы не срежиссировал медийную мизансцену по своим михалковским правилам.

«А что вы такого особенного сделали для русской культуры, господин Михалков?» — стесняюсь спросить. Вы снимали кино и играли роли, так вы не уникум. Владимир Меньшов тоже получил «Оскар», но почему-то с мигалкой не ездит. А Гусман «Нику» учредил. А Савва Ямщиков всю жизнь восстанавливал и спасал русские иконы. А тысячи безвестных людей спасают церкви, картины, фильмы, книги, учреждают фонды...

Оглушительный провал предыдущей, второй части «Утомлённых солнцем» заставил оскароносца перегруппироваться. «Предстояние» вызвало такую волну негатива, что по горячим следам режиссёр даже перенёс премьеру «Цитадели». Ходили легенды, что фильм, вместо проката, выложат в Сети.

Однако современные технологии Михалков решил использовать несколько иначе. Вместе с использованием официальных каналов, не приносящих особого успеха, Михалков запустил свой ЖЖ-видеодневник, в которым обещал разобраться со всеми случаями неправды в свой адрес.

Эти темпераментные монологи оказались как бы невзначай продолжены роликами, рассказывающими о новом фильме сопредседателя Российского земского движения.

Из чего стало очевидно, что блогерство Михалкова имеет не только близкие, но и дальние цели. И рассчитано прежде всего для продвижения фильма в среде, ставшей главным критиком последних действий председателя Российского фонда культуры.

Ну то есть и рыбку съесть, и в море искупаться. Вряд ли в стране найдётся другой общественный интеллектуал (или даже политик), обладающий такой отрицательной репутацией, как председатель Союза кинематографистов.

Так что терять ему, члену президиума совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, практически было нечего. Тем более что «Цитадель», как и предыдущие киноленты этого лауреата премии Ленинского комсомола, не окупятся.

Чуда не произошло. Интернет-среда — чуждый Михалкову мир, развивающийся по своим законам. И запрыгивать в него с кондачка, даже и в компании заэкранных профессионалов, нельзя.

Помнится, одна из первых рецензий на «Ассу» Сергея Соловьёва в «Искусстве кино» называлась «С чужого стёба». В ней объяснялось, как неграмотно воспользовался САС субкультурными смыслами (у него-де Банан серьгу не в том ухе носит).

Схожая история произошла и с «Бесогон ТВ», лишь увеличившим градус отвращения к члену совета директоров ОАО «Первый канал». Хотя, безусловно, какие-то стратегические задачи «Бесогон» выполнил. Например, подменив разговор о предстоящем фильме разговорами вокруг да около. Уже результат.

Однако член совета директоров компании «Синема Парк» не остановился на достигнутом и сделал пресс-показ фильма для блогеров. Типичную кислую реакцию юзеров приводить не станем. За всех жежешников у нас будет отдуваться юморист-сатирик Михаил Задорнов, не понимающий, зачем отнимать мигалку у его друга, президента Московского международного кинофестиваля.

Чудак-человек признаётся, что сам ездил вместе с представителем России в европейской киноакадемии на его машине и что при этом председатель правления студии ООО «ТРИТЭ» на встречку не выезжал.

Хотелось бы, конечно, вырезать для обзора особо вкусную цитату (тем более что текст Задорнова кажется бесконечно длинным), но там всё бессовестно хорошо. Хотя и не смешно как-то.

    Теперь поглядите на тех, кто к нему «присосался» и пытается сделать себе рейтинг, поливая его грязью. Вялые злыдни, ведущие ночной образ жизни, с мышцами, накачанными компьютерной мышкой, духовные импотенты с вечным грустняком на лицах, словно только что вышли из кабинета советского зубного врача.

    Представляете, какая у тех же журналюг-никчёмок зависть к Михалкову? Он фильмы снимает мирового уровня, а они пишут о том, кто из звёзд где тусовался, во что был одет, что ел, чавкал при этом или нет, с кем спал и от чего потом лечился…

    Причём не понимают главного, — и на этом я хочу заострить особое внимание, — обвиняя Никиту в дружбе с властью, сами действуют по указке этой власти. Ведь когда начинается кампания против кого-то достойного, когда общество взбудоражено, это значит — для общества готовят новую государственную клизму. Вот так, под шумок нескольких рейтинговых скандалов, уже прозевали переименование милиции в полицию и не заметили, как змеюкой вкралась в средние школы реформа образования!

    Неужели не понимаете, что Михалков самая удобная фигура для отвлечения Шариковых от грядущих пакостей рулевых? Он талантлив, энергичен, ему многие завидуют, а потому будут стараться унизить. Ведь как рассуждает бездарь? Если я поливаю накопившимся в душе дерьмом одарённого, значит я не такой уж бездарь.

    Михалков как мишень безошибочно и очень точно был выбран серо-голубыми кардиналами президентской вертикали власти. Они умеют просчитывать ситуации (недаром фээсбэшники!) и владеют современнейшими технологиями опокемонивания. Переименование милиции в полицию проглотили? Не подавились? С реформой образования смирились? Если и дальше все проблемы в стране будут в народе фокусироваться на мигалке Михалкова, то очнётесь, когда поздно будет пить боржоми. Даже и не заметите, как у каждого в мочке уха появится по ПИН-коду, и по команде сверху, под шум барабанной пионерской дроби, будете радостно маршевым шагом отправляться на нефтегазозолотоалюминиевые прииски Дерипаски, Абрамовича и Прохорова!

Извините, конечно, за длинную цитату, но страна должна знать своих сатириков и юмористов.

Миновать анонсы «Цитадели» было сложно, особенно если ты по уставу занимаешься анонсированием. На мой вкус, лучше всех поступили Weekend и «Афиша».

Первые вместо полосной статьи, как это обычно делается, дали кадр из новинки и поместили рядом пару строчек нейтрального текста, вторые сослали предпремьерные вопросы призёру II Международного фестиваля «Золотой абрикос» на самую последнюю (дальше уже некуда) полосу.

И, надо сказать, вопросы Романа Волобуева там задаются честные. Например.

    — Вам сейчас предстоит смертельный трюк — надо выпускать продолжение фильма, с которым известно, что было. Вы не жалеете, что вообще ввязались в эту историю с дилогией?

И вот ещё.

    — Главный сюрприз, связанный с «Предстоянием», — его обсуждали больше, чем смотрели. То есть возмущённые крики, да, но в массе — скорее отсутствие интереса.

«Это не так», — разумеется, отвечает народный артист РСФСР. Но, честно говоря, Волобуев мог на вопросы и не тратиться, так как главным собеседником члена комиссии по делам ЮНЕСКО уже давно является журналистка «Известий» Елена Ямпольская. Ей член президиума Русского собора почему-то отвечает на особо острые вопросы и раскрывается так, как никому.

Предпремьерное интервью по примеру своего визави Ямпольская разделила на две порции. В первой его части («Штурм «Цитадели») особенно радуется дружбе с Де Ниро и почему-то сотрудничеству с Артемием Лебедевым, а также сетует на огорчения, связанные с Каннским фестивалем, называя себя нехорошим словом.

    Я с Каннским фестивалем столько нахлебался! Жиль Жакоб говорил мне после «Очей чёрных»: «Всё, ты получишь, уже решено». Я, м...к, по молодости даже в Москву позвонил, похвастался. Потом мне сказали то же самое про «Утомлённых солнцем»: вопросов нет, до закрытия одна картина осталась — Тарантино, там ловить нечего, ты получишь... У меня есть Гран-при Каннского фестиваля. Марчелло Мастроянни получил «пальму» за лучшую мужскую роль за «Очи чёрные». У меня наград — о, ставить некуда. Смотришь на них и думаешь: сколько было переживаний... А сейчас? Стоят на полке, и слава богу.

Во второй части («Бодался Сталин с Котовым») больше всех внимания почему-то достаётся юзеру Другой и товарищу Сталину. Но если Другому внимание отдаётся со знаком минус, то товарищу Сталину (ровно после истории со сталинскими книжками издательства «Эксмо», совсем недавно обнаружившими медийный потенциал «славной» фамилии) со знаком плюс. Известно ведь, что пиар, как деньги, ничем не пахнет.

    Михалков: Я вообще не вижу ни необходимости, ни интереса его судить. Это непродуктивно.

    И.: Но придумана же так называемая программа десталинизации.

    Михалков: Ничего из этого не выйдет. Повторить маккартизм в современной России невозможно. Начинать охоту на ведьм, притом что львиная доля этих «ведьм» — фронтовики... На такую глупость вряд ли кто-то пойдёт.

    И.: Вы верите, что Победа была возможна без приказа 227, «Ни шагу назад!» и заградотрядов?

    Михалков: Нет, не верю. Приказ 227 возник не просто так. Сотни тысяч наших солдат оказались в плену уже в первые дни войны. Я видел немецкую хронику: идут люди с перепуганными лицами, затравленными глазами... Представляешь, что такое для солдата поднять руки вверх? Какая должна быть всеподавляющая мощь и какое безоговорочное признание собственной слабости, чтобы человек бросил оружие и сказал: «Нет, всё бессмысленно. С моей трёхлинейкой против вот этого — бессмысленно». И не он один — и товарищи его, и командиры, и в глаза друг другу никто не смотрит... 227-й сыграл, конечно, свою роль в Победе. Но вообще это жуть: когда свои — своих...

    И.: Ещё страшнее, когда точно так же, но в мирной жизни. По-вашему, русские когда-нибудь перестанут бить своих?

    Михалков: Не знаю. Бесы нас крутят. Бесноватая страна.

В этом же интервью почётный член Российской академии художеств вынужден признать, что бесноватую страну может спасти только «мощный авторитарный режим». Нужна диктатура.

В минувшие выходные состоялась премьера фильма «Утомлённые солнцем — 2». Это первый случай в жизни раздела «Корреспонденция», когда за три часа не удалось найти ни одного положительного отзыва о картине. Ладно, один всё-таки был, но для восприятия фильма автор предлагал абстрагироваться от имени режиссёра.

Параллельно в «Московских новостях» (отметим пятничные выпуски «Свободного времени», выходящие отдельной газетой в газете, как самое интересное газетное пятничное чтение) публикуется колонка Алёны Солнцевой «Мигалка против «Цитадели», в которой уважаемая обозревательница наивно пытается сделать рациональным принципиально иррациональный и путаный предпремьерный расклад.

    Тех, кому он не нравится, гораздо меньше. Конечно, это люди, которых называют активной частью общества, поэтому их голоса слышны. Но что они могут предъявить?

    Что Михалков охотно и откровенно врёт? Да у нас все врут и за грех не считают, что тут удивительного — цель оправдывает средства. Что использует свои связи с властью для достижения личных целей? Это тоже в духе времени. Что нарушает неписаный кодекс российского интеллигента? Так он же не писан…

    Опять же прицепились с этой мигалкой. А что ему, на «Жигулях» ездить? Вот представьте, приезжает он на совет по обороне или на другой какой совет директоров — все на шикарных машинах с мигалками, а тут Михалков один такой на «Запорожце», скромный и небогатый? Кто его будет после этого уважать? Все разворачивают и фигачат по встречной, а ему — на метро? И как после этого быть своим среди своих?

    Другое дело, они не снимают «Цитаделей». И не в том дело, хуже или лучше фильм. Просто контекст совсем другой.

    Вот Михалков у всех на глазах — погружён в разборки с Союзом кинематографистов, закрывает Музей кино, а то заседает в Фонде культуры или делит бюджетные деньги в Фонде кино, в это же время со скандалом строит гостиницу в Козихинском, а заодно занят сбором с болванок, выступает за введение всеобщего религиозного образования или ратует за покаяние народов и бросается на защиту своего достоинства… Публика на это глядит с интересом: чего он ещё выкинет?

    От медийных лиц, живущих в эфирном пространстве, всегда ждут кунштюков. И Михалков не отказывает — то на ток-шоу придёт, то «Бесогон ТВ» запустит, то ногой в пах кому-нибудь заедет, то с манифестом выступит.

    И тут — здрасте — «Предстояние» с «Цитаделью». Давайте подумаем о святом, о вечном, о подвиге и бедствии народа… Но вступает в силу контекст. Уж ты либо на арене, либо на амвоне.

Эх, дались вам эти мигалки! Как дети, право слово. Неужели непонятно, что Человеку года в кинобизнесе 2005 года всё божья роса и информационный повод — главное, чтобы костюмчик сидел.

Тогда же, кстати (оперативно сработали), вышла первая официальная рецензия на «Цитадель» — в журнале «Огонёк». Она называется «Палкой в небо» и обвиняет академика Национальной академии кинематографических искусств и наук России в… постмодернизме.

    Только не смейтесь. Но так получается, что главный герой последней части трилогии «Утомлённые солнцем» «Цитадель» — паучок. Правда-правда. Генерал Котов во главе своей, если можно так сказать, армии — а он ведёт на приступ неприступной цитадели 15 тысяч гражданских людей, пытавшихся было пересидеть войну (ан не вышло), вооружённых палками вместо ружей и автоматов, и, конечно же, попадает в прицел снайпера. Но какое-то тёмное пятнышко мешает снайперу. Он приглядывается — ба, да это паучок на тонкой нитке спустился к прицелу. Всюду жизнь, так сказать. И она, как мы знаем, сильнее смерти. А паучок, оказывается, мощнее цитадели. Снайпер высовывается, чтобы снять паучка, попадает на мушку к русскому снайперу, который с хорошей улыбкой пробивает тому голову. Немецкий снайпер падает ниц, вместе с ним падает сигарета (или трубка?), затем занимаются ноты, в изобилии рассыпанные по укрытию снайпера, огонь перекидывается на хлопчатобумажные перчатки, оттуда распространяется по деревянным перекрытиям.

Ага, испугали ежа паучком да комариком. Помнится, в прошлом году Михаил Трофименков нашёл в предыдущей части «Утомлённых-2» элементы некропорно, и что? Пошумели, посмеялись да позабыли.

А в этот раз и вовсе решили обойтись без особого глума. Правда, совсем без стёба не обошлось. Интеллигентнейший Олег Зинцов из «Ведомостей» («Известный солдат») подошёл к нашим грубым материям с очень уж больно тонким инструментарием.

    Тут, правда, есть одно метафизическое затруднение. Приняв такую заманчивую логику посмертного видения, приходится признать, что в эпилоге мы видим посмертное видение внутри посмертного видения. Это совсем уже круто. Есть многое в голове Никиты Сергеевича, что и не снилось нашим мудрецам.

    <…>

    Кстати, раз есть ад и чистилище, то должен быть и рай. И он есть — в эпилоге, где Михалков, Надя и другие бессмертные герои «Утомлённых солнцем — 2» едут на танке на Берлин. Тут, по-моему, недодуман всего один штрих. Танк, как в «Обитаемом острове», должен быть розовым.

Эх, Олег, Олег, ведь неужели не ясно: член общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества — это вам не Линч, не Тарантино какой-нибудь, его, олимпийского посла заявочного комитета «Сочи 2014», никакой метафизикой не возьмёшь. А розовым танком тем более.

За «Коммерсантъ» в нашем обзоре выступает Михаил Трофименков («Победа над смыслом»), значит, всё-таки не забыта прошлогодняя некропорнография, раз «Коммерсантъ» снова поручает рецензировать фильм председателя общественного совета при министерстве обороны всё тому же бесстрашному питерскому критику. Ну и не зря предлагает. Ныне Трофименков надевает маску спокойствия и объективности.

    Анекдот не единственный жанр, используемый в капустнике. Вот — лукавая самопародия. Ударная эротическая сцена в «Предстоянии» — медсестра Надя (Надежда Михалкова) показывает агонизирующему танкисту «сиськи» — носила некрофильский характер. В «Цитадели» — карнавальный: чекист Митя (Олег Меньшиков) исполняет неторопливый стриптиз перед связанным комдивом Котовым (Никита Михалков), почти агонизирующим от страха, что его снова упекут на Лубянку.

    Вот — водевиль «Чужая жена и муж из ГУЛАГа». Реабилитированный Котов в новеньком генеральском мундире и Митя с пакетами, полными деликатесов и выпивки, наезжают на комдивскую дачу, населённую теми же родственниками и приживалами из «бывших», что и в 1936 году. Следует череда комических ахов и охов, в результате которой оба экс-мужа Маруси (Виктория Толстоганова) остаются у разбитого корыта: женщина их жизни родила от клоуна-неудачника Кирика (Владимир Ильин).

    Вот — бенефис режиссёра. Тряхнув стариной, в белом плаще и парусиновой фуражке, на белом коне объезжает он, так и хочется сказать, свои владения. Пьёт, поёт, танцует, целует бесхозную молодуху и дарит безногому жениху генеральские «котлы» на свадьбе. Пускает наконец-то в ход железный коготь, расправляясь с бандитами.

    Вот — игра с классикой детской литературы. Почему в первых кадрах мы наблюдаем рождение комара? Это же комарик из «Мухи-цокотухи», который победит немецко-фашистских захватчиков вкупе с паучком, перекрывшим прицел немецкому пулемётчику, и белой мышкой, взорвавшей одним движением хвостика пресловутую неприступную нацистскую цитадель.

    Усталость режиссёра чувствуется и в том, как лихо он вычёркивает из сценария главных героев. Куда подевалась Маруся? А уехала куда-то, а куда — не сказала. Что случилось с Митей? Да так, расстреляли его. Надоели они режиссёру — вот и весь секрет.

Дались кинокритикам комары да пауки, главные, выходит, персонажи посмертного котовского бреда! Хотя хихикать над насекомыми, конечно, проще, чем глумиться, как это было в прошлый раз.

Вероятно, всем уже просто надоело глумиться и от михалковских фильмов попросту хочется отмахнуться. Как от паука или же комара кровососущего, даром что это же наш, наш кошмар комар, отечественного происхождения.

Сам президент совета Российского союза правообладателей признаётся Елене Ямпольской (говорю же, ни с кем лауреат приза «За духовность в искусстве» не бывает так откровенен, как с этой журналистской), что «Предстояние» провалила широко развязанная кампания чёрного пиара, «но за год многое изменилось».

Теперь вот приходится мучительно думать — что же именно изменилось за этот год? А главное, где? И с кем? И какие причины для провала «Цитадели» этот участник российско-итальянского Форума-диалога по линии гражданских обществ, член совета по информационной политике Союза России и Белоруссии, а также член конкурсной комиссии по созданию гимна Союза России и Белоруссии придумает на этот раз?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Лето» Кирилла Серебренникова

Нереальная реальность

«Лето» — это такой экспериментальный театр на экране, в котором всё и все на своем месте: и Цой-герой, карабкающийся по крыше троллейбуса, и Цой-будущая звезда, оказавшийся впервые на сцене перед большой аудиторией. И опрокинувшая в себя полбутылки портвейна женщина в красном, исполняющая арию Blondie, и БГ (Ефремов-младший), воскуряющий в кухне индийские благовония.

16.06.2018 19:00, Алена Огнева, matrony.ru


Кино особого назначения

На фестивале «Кинотавр» в Сочи победил фильм «от создателей «Аритмии»

«Кинотавр» до последнего держал интригу. Главные претенденты на призы были показаны в заключительные дни фестиваля. В закулисных обсуждениях гран-при прочили двум картинам: «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой и «Сердцу мира» Наталии Мещаниновой. Реальный случай из биографии Льва Толстого, разрастающийся до масштабов манифеста о состоянии дел в России, против камерной повести о работнике притравочной станции для собак. Председателю жюри, режиссеру Алексею Попогребскому, всегда были ближе «простые вещи» — так назывался один из лучших его фильмов. В итоге на «Кинотавре» победило «Сердце мира», чья условная простота, конечно, обманчива.

11.06.2018 18:00, Ксения Реутова


Вход в кислоту

Программа фестиваля «Кинотавр» убедительно доказывает, что будущее российского кино выглядит куда светлее, чем принято думать

В этом году организаторы «Кинотавра» отделили дебюты от основного конкурса, создав тем самым негласное противостояние маститых «отцов» и куда менее опытных в профессиональном плане «детей». Пока младшие выигрывают у старших с огромным перевесом. Работы дебютантов, часто технические несовершенные, с недоработанными сценариями, оказываются намного искреннее, живее, точнее и оригинальнее, чем фильмы, снятые людьми, которые работают в кинематографе не один десяток лет.

09.06.2018 12:00, Ксения Реутова


Советский философ в Голливуде

О режиссере Анатолии Литваке

Он вовремя уехал из Ленинграда, затем вовремя успел покинуть Берлин. Несмотря на угрозы нацистов, снял в Голливуде первый антифашистский фильм, затем – серию картин, призывающих США вступить во Вторую мировую. В мирное время талант Анатолия Литвака обрел признание – два «Оскара», «Золотой лев» и главные призы в Каннах.

07.06.2018 19:00, Алексей Викторов, jewish.ru


Большой батя любит тебя

Главный фестиваль российского кино открылся фильмами о больших художниках, суровом государстве и вечном «русском мире»

Открытие «Кинотавра» показало, что гибридными теперь бывают не только войны, но и кинофестивали. Пока по залу Зимнего театра кружили телевизионные камеры, сочинский смотр притворялся тихим конформистом. Здесь слушали напутственные слова от главы государства и, не называя конкретных имен, произносили пространные речи о внутренней свободе. Как только камеры исчезли, настроение тут же изменилось. На третий день члены жюри появились на красной дорожке в футболках с портретами Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова.

06.06.2018 19:27, Ксения Реутова


Миры «Звездных войн»: «Последние джедаи»

Как снимался фильм

В прокат вышел фильм «Хан Соло», но нам по-прежнему интересно, как создавался мир в прошлогодних «Последних джедаях». Для фильма все потребовалось создавать с нуля, а это — вопрос логистики и бюджета. Как же строится работа над подобными проектами?

02.06.2018 19:00, Надежда Маркалова, tvkinoradio.ru


Показать класс

Беседа с режиссером Светланой Астрецовой

«Класс». Так называется документальное кино о русском балете, премьера которого состоится 23 мая в Москве. Режиссеру фильма Светлане Астрецовой всего 27 лет, и это уже ее вторая документальная лента. Как стать уважаемым режиссером в столь молодом возрасте и при этом успевать писать стихи и выпускать книги, она рассказала в этом интервью.

21.05.2018 19:00, Данара Курманова


Канны-2018

«Золотая пальмовая ветвь» кинокритиков «Фигаро»

Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова согласно рейтингу французских кинокритиков может получить «Золотую пальмовую ветвь» 71-го Каннского кинофестиваля.

18.05.2018 19:00, inosmi.ru


15 фильмов 71-го Каннского кинофестиваля

Годар, Ноэ, фон Триер, Серебренников и другие

С 8 по 19 мая проходит Каннский кинофестиваль. По традиции знакомим с картинами, которые с наибольшей долей вероятности будут определять ландшафт мирового авторского кино на год вперед.

12.05.2018 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Неидеальный мир

20 сюрреалистических фильмов-антиутопий, с которыми можно поразмышлять о будущем

Если утопия – идеальное общество, то антиутопия – его противоположность. Чаще всего её рассматривают как версию будущего мира, в котором что-то пошло не так: население понесло огромные потери или мир перенаселён, люди страдают от дефицита продовольствия и экологических катастроф, падает уровень рождаемости и/или распространяются обширные генетические мутации. В большинстве антиутопий наступает господство тоталитарного режима, когда основная масса населения угнетена привилегированным правящим классом.

29.04.2018 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ
15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко.
«Открытая библиотека» в Астрахани
14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Умер режиссер Станислав Говорухин
Скончался Станислав Говорухин, сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании.
Юбилейная конференция в Крыму объединит более тысячи специалистов в области культуры, образования и науки
Конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», с 2015 года ставшая частью международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование. Инновации», отмечает свое двадцатипятилетие. Главный организатор Форума – Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России).
«Cоюзмультфильм» и Ассоциация IPChain подписали меморандум о сотрудничестве
Стороны заявили об объединении усилий с целью построении качественно нового механизма взаимодействия участников рынка интеллектуальной собственности с учетом требований цифровой экономики.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.