Неспособность суверенного фонда Dubai World выполнить свои обязательства неприятно поразила инвесторов и пробудила в некоторых аналитиках и журналистах самые мрачные предчувствия. Всё чаще обсуждается перспектива государственного банкротства некоторых стран, включая европейские.
Терзания суверенного фонда Dubai World продолжаются. Весёлая жизнь на заёмные деньги кончилась. Несмотря на то что сам по себе эмират Дубай, который имел неосторожность завести себе недисциплинированный и легкомысленный фонд, — это экономический карлик (0,1% мировой экономики, по оценке RBS), инвесторы нервничают. Они подозревают, что на планете есть ещё немало подобных Dubai World задохликов, которые в период бума с успехом притворялись геркулесами и атлантами.
Я не я, и лошадь не моя
Dubai World — это государственный инвестиционный фонд. Он был создан в 2006 году постановлением премьер-министра ОАЭ правителя эмирата Дубай шейха Мохаммеда бен Рашида аль-Мактума (недолго же музыка играла!). Однако когда запахло жареным, государство решило от своего фонда отмежеваться.
Недавно директор дубайского департамента финансов Абдельрахман аль-Салех выступил с заявлением-напоминанием, что эмират Дубай не несёт ответственности по долгам фонда Dubai World. Он объяснил, что фонд должен крутиться сам — пусть договаривается с кредиторами, продаёт зарубежные активы, в общем, пусть сам что-нибудь придумает. Правительство же отнюдь не собирается расставаться с собственными активами ради того, чтобы заплатить (как минимум) 26 млрд по долгам фонда. С юридической точки зрения никакой Америки аль-Салех не открыл: государственных гарантий у Dubai World действительно не было. Тем не менее все как-то по умолчанию полагали, что они «на самом деле есть». Блажен, кто верует: тепло ему на свете.
Не все и сейчас поверили, что эмират и вправду готов бросить Dubai World на произвол судьбы. «Как же так? Разве так можно? Правительство рискует основательно подмочить свою репутацию! Правительство нехорошо поступает с инвесторами!» — такие крики звучат довольно громко. Тем не менее постепенно в умы просачивается неприятная мысль, что не все правительства щедры к своим банкротам, даже если банкрот — бывшая национальная гордость.
Мурашки
До того как Dubai World оскандалился, инвесторы активно вкладывались в развивающиеся рынки, убегая от слабого доллара. Теперь они призадумались. Жизнь напомнила, что развивающиеся экономики — это не только ценный мех (= высокая доходность), но ещё и блохи (= риски). Долговые кризисы, биржевые «чёрные вторники» и «чёрные пятницы», непредсказуемость поведения властей — всё это в изобилии водится в странах, которые вежливо называют «быстрорастущими», чтобы не называть «вечно догоняющими».
Дубайская история ― не единственный звонок, сигнализирующий о неблагополучии в стане «развивающихся». Еженедельник The Economist вспомнил, что «Укрзализныця», украинский аналог РЖД, тоже оказалась в долговой яме. The Financial Times приводит два постсоветских примера: украинскую компанию «Нафтогаз» (технический дефолт по облигациям на общую сумму 500 млн долларов) и казахский банк «Альянс» (списание долгов на сумму более 3 млрд долларов). Газета ссылается на мнение Тимоти Эша, главного специалиста Royal Bank of Scotland по развивающимся экономикам. Эш предупреждает: «имплицитные» государственные гарантии ничего не стоят. Только явные обязательства государства по долгам компаний можно принимать в расчёт. Не все такие добрые, как правительство США, которое в 2008 году пришло на выручку агентствам Fannie Mae и Freddie Mac. Не стоит забывать, что долги госкомпаний, фондов и иже с ними не зря именуются квазисуверенными, а не просто суверенными.
Конечно, на рынке есть и оптимисты. Они утверждают, что случай с дубайским фондом не имеет отношения к ситуации на развивающихся рынках, а связан исключительно с кризисом на рынке недвижимости. Фаталисты полагают, что хоть вкладываться в квазисуверенные бумаги развивающихся стран и рискованно, но больше-то всё равно некуда. А мистики говорят, что Dubai World погорел потому, что пытался построить Вавилонскую башню.
Кошмар перед Рождеством
Нельзя сказать, что о проблемах Dubai World никто не догадывался. Сюрпризом стало не то, что фонд оказался в тяжёлом положении, а то, что старшие братья — правительство эмирата Дубай и правительство ОАЭ — не стали его вытаскивать. Эта история вызывает крайне неприятные ассоциации, особенно у европейцев.
В Евросоюзе есть страны, чьи финансы находятся в положении, в принципе сравнимом с положением арабского фонда. Иными словами, они в долгах как в шелках. The Economist упоминает в этом контексте Грецию, Ирландию и Испанию. А теперь, внимание, вопрос. Что будет, если одна из стран зоны евро окажется на грани технического дефолта? Будут ли её спасать старшие братья?
Самую чёрную овцу в евростаде долго искать не приходится. Это Греция. Там государственные финансы всю жизнь были в беспорядке. В этом году дефицит бюджета будет совершенно невообразимым для еврозоны: по официальным данным, около 13% ВВП, а что там на самом деле, одному Богу известно. Правительство обещает, что в будущем году снизит дефицит до 9,1%, но особой веры грекам нет.
Больше всего из-за перспективы суверенного дефолта Греции волнуются немцы: их в случае чего попытаются заставить платить по чужим долгам. На днях немецкая газета Die Welt опубликовала довольно заполошную статью под заголовком «Государства под угрозой банкротства: кто следующий?», где перемыла все кости запутавшимся в долгах еврососедям и особое внимание уделила Греции. Еженедельник Der Spiegel своё сообщение о том, что Грецию будут песочить на ближайшей встрече управляющего совета Европейского ЦБ, дополнил сведениями из неназванного «франкфуртского источника». Источник якобы собственными ушами слышал, как один член правления Бундесбанка сказал, что банкротство греческого государства не сможет подорвать позиции евро.
В воскресенье Жан-Клод Юнкер, глава Еврогруппы (это форум министров финансов стран зоны евро), объявил слухи о дефолте греков ни на чём не основанными, но признал, что правительству Греции нужно немедленно принять жёсткие меры перед лицом «трагической ситуации». Если правительства Греции (Ирландии, Италии, США и т.д.) действительно примут жёсткие меры по сокращению госдолга, а «квазисуверенные» фонды и компании («Самрук-Казына», Eskom, Israel Electric, «Роснефть», имя им легион) учтут, что спасают не всех, то от дубайского эпизода человечеству выйдет немалая польза. Иногда от страха просыпается чувство самосохранения.
Читать @chaskor |