Подписаться на обновления
15 октябряВторник

usd цб 64.3652

eur цб 70.9305

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Европа США и Канада Латинская Америка Китай Ближний Восток Азия и Океания Африка Война и мир Мировые проблемы Экс-СССР
Ульрих Бек   четверг, 9 февраля 2012 года, 14:38

Призрак нового космополитизма
Семь тезисов


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Националистическая точка зрения, которая идентифицирует общество с обществом национального государства, делает нас слепыми по отношению к миру, в котором мы живем. Чтобы получить адекватное представление о взаимосвязанности народов и отдельных людей, обитающих на нашей планете, нужно перейти на космополитическую точку зрения.

Системообразующим термином, помогающим сориентироваться в сегодняшнем густонаселенном мире, могло бы послужить понятие «космополитизации», которое означает эрозию жестких границ, разделяющих рынки, государства, цивилизации, культуры и - не в последнюю очередь - жизненные миры отдельных людей. Конечно, мир не лишился разделительных барьеров, но его границы становятся размытыми и нечеткими, проницаемыми для потоков информации и капитала. Однако к людским потокам это относится не в полной мере: мы говорим «Добро пожаловать» туристам и «Проход закрыт» - мигрантам. На национальном и локальном уровнях развертывается процесс «внутренней глобализации», затрагивающий практически все институты. В результате изменяются условия конструирования социальной идентичности, которая больше не основывается на негативном противопоставлении «нас» и «их».

Для меня особенно важно, что эта космополитизация происходит не где-то в абстрактной сфере или «во всемирном плане», над человеческими головами, но - в повседневной жизни индивидов. Это - «бытовая космополитизация». То же верно и по отношению к масштабным политическим действиям, которые стали глобальными на всех уровнях - даже тех, которые касаются, казалось бы, исключительно внутренних дел, - потому что при решении любого значимого вопроса нельзя не принимать во внимание глобального измерения взаимной зависимости, потоков, сетей, угроз и так далее. Это - «глобальная внутренняя политика». Мы должны научиться задавать, в том числе и себе самим, новые вопросы. Например, такие: как изменятся наши представления о власти и порядке, если взглянуть на них с космополитической точки зрения? В качестве ответа на этот вопрос предлагаю следующие семь тезисов.

Тезис первый
Глобализация - это анонимный порядок

Во взаимоотношениях между глобальной экономикой и государством развертывается «игра метавласти» - борьба за власть, в ходе которой правила функционирования власти на национальном и транснациональном уровнях постоянно переписываются. Это особенно ярко проявляется в экономике, где концентрируется метавласть, вырывающаяся из-под контроля властных отношений, организованных в категориях территорий и национальных государств, чтобы создать новые властные стратегии в виртуальном пространстве. Выражение «игра метавласти» применимо к ситуации борьбы за власть, в ходе которой изменяются правила игры на поле мировой политики, с ее традиционной ориентацией на национальное государство.

Латвия — маленькая страна, которая, во многом в силу географического положения, большую часть своей истории была под контролем какой-либо крупной нации. На территории Латвии вместе с коренным населением на протяжении столетий проживали представители других наций. Так что космополитизм у нас в крови. Именно поэтому мне даже как-то дико называть русскоязычное меньшинство «инокультурным элементом». Современное латвийское общество состоит из двух больших языковых групп — латышской и русской. Причём если часть русскоязычного меньшинства — это «наследие Советского Союза», то есть приехавшие в эту страну после 1940 года, то другая часть — это этнические жители Латвии, чьи предки жили на этой территории не одну сотню лет.

Если мы попытаемся выявить исток стратегии метавласти капитала, поиск приведет нас к удивительным выводам. Базовая идея этого процесса нашла очень точное выражение в заголовке одной восточноевропейской газеты, вышедшей во время визита федерального канцлера Германии: «Мы прощаем крестоносцев и ждем инвесторов». Такой подход выворачивает наизнанку все постулаты классических теорий власти и государства; происходит их глубинная трансформация в направлении переориентации на максимизацию власти транснациональных предприятий: средством убеждения становится не угроза вторжения, а «угроза невторжения» инвесторов или угроза их ухода с местных рынков. Создается конфигурация, при которой может быть только одна угроза, более страшная, чем угроза поглощения «транснационалами», - это угроза непоглощения ими.

Эта форма государственного контроля больше не ассоциируется с прямым диктатом и подчинением («выполнением команд»); вместо этого применяется принципиально иная мера воздействия - демонстрация возможности инвестировать на более выгодных условиях в другие страны, что создает для данной страны специфическую «угрозу незанятости» - то есть угрозу снижения уровня инвестиций в эту страну. Новая власть концернов больше не базируется на использовании насилия как «последнего аргумента» в борьбе за подчинение других своей воле. Нынешняя власть - власть транснационалов - гораздо более гибка, поскольку она имеет возможность действовать независимо от местоположения, а стало быть - глобально.

Теперь уже не империализм, а отказ от империализма (не вторжение, а вывод инвестиций) конституирует ядро глобальной экономической мощи. Ядро глобальной экономической власти составляет не империализм, но отказ от империализма («не-империализм»), не вторжение, но вывод инвестиций. Эта экстерриториальная экономическая власть не требует ни политического обеспечения, ни юридической легитимизации. В процессе своего самосозидания она не считается даже с институтами развитой демократии, включая парламенты и суды. Эта метавласть ни легальна, ни легитимна; она «транс-легальна». И она меняет правила, действующие в национальной и международной системе власти.

Наблюдается совершенно поразительная аналогия между логикой экономической власти и военной логистикой. Объем инвестируемого капитала соответствует огневой мощи боевого оружия - с тем, однако, серьезным отличием, что в случае экономики власть достигает цели угрозой не использовать свою мощь. Развитие производства эквивалентно усовершенствованию систем вооружений. Учреждение большими корпорациями дочерних предприятий во многих странах заменяет военные базы и дипломатический корпус. Старое стратегическое правило, гласившее: «Нападение - лучшая защита», теперь звучит иначе: «Государства должны инвестировать в исследования и развитие, чтобы максимизировать глобальную наступательную мощь капитала». С ростом бюджетных отчислений на научные исследования и образование растет политический вес страны на мировой арене.

Угроза не-инвестирования вполне реальна и действенна уже сегодня. Глобализация - это не чей-то выбор; это анонимная сила. Ее никто не «инициировал», никто не может ее остановить, и никто не несет за нее ответственности. За словом «глобализация» просматривается смысл: «организованное отсутствие ответственности». Вы тщетно ищете, к кому обратиться, на кого подать жалобу, против кого провести демонстрацию. Ибо этот феномен неуловим: нет института, куда можно было бы записаться на прием; нет телефона, по которому можно было бы позвонить; нет адреса электронной почты, по которому можно было бы написать. Каждый видит в себе жертву, и никто - виновника «преступления». Даже главы корпораций (эти макиавеллиевские «современные государи»), которые хотят, чтобы их всячески обхаживали, приносят свою волю, мышление и поведение на алтарь стоимости акций, если не хотят, чтобы их самих уволили.

Тезис второй
Новый подход к политике

Парадоксальность и своеобразная ирония метавласти заключается в следующем: возможности игроков действовать (играть против других игроков) конституируются внутри самой игры метавласти. Они существенным образом зависят от того, как сами игроки определяют и переопределяют политическое, и эти определения являются необходимым предварительным условием успеха. Только решительная критика ортодоксии национального государства (как и введение новых категорий, ориентированных на космополитическую перспективу) может открыть новые возможности для обретения власти. Всякий, кто держится за старый, национальный догматизм (поклоняется, например, фетишу суверенности и проистекающей из нее односторонней политики), будет сметен, опрокинут, и ему некому будет даже на это пожаловаться. Это цена, которую придется заплатить некоторым странам за свою приверженность силовым правилам старого, национального государства, за неспособность перейти на космополитическую точку зрения. Иными словами, национализм - жесткая привязанность к позиции, предполагающей, что мировые политические игры метавласти являются и должны оставаться национальными, - оказался крайне дорогим удовольствием. Факт, усвоенный недавно Соединенными Штатами, мировой державой, в Ираке.

Неумение проводить различия между национальной и глобальной политикой искажает перспективу и в то же время блокирует способность узнавать и понимать черты новых отношений и ресурсов власти. Такое восприятие мира не позволяет использовать уникальный шанс трансформировать отношения выигравший/проигравший и проигравший/проигравший в правила, предполагающие только беспроигрышное отношение выигравший/выигравший, благоприятное для всех одновременно - для государства, глобального гражданского общества и капитала. Мы имеем здесь дело с инверсией базовой идеи Маркса: не бытие определяет сознание, а сознание максимизирует новые возможности для самых разных игроков (космополитическая перспектива), задействованных в отношениях глобальной политической власти. Существует царская дорога трансформации своего положения в сфере властных отношений. Но для того чтобы ступить на нее, сначала придется изменить свое мировоззрение. Победит тот, кто осознает и реализует потребность в скептическом, реалистическом - и в то же время космополитическом - взгляде на мир!

Тезис третий
Только капиталу позволено играть не по правилам

Есть некая ирония истории в том, что мировоззрение, дискредитированное крушением коммунизма в Европе, принято сегодня победителями в холодной войне. Неолибералы возвели в квадрат слабость мысли Маркса - а именно: его упрямую недооценку националистических и религиозных движений и его одномерную, линеарную модель истории - и сделали ее своим кредо. С другой стороны, они закрыли глаза на марксистское открытие того, как капитализм высвобождает анархические и саморазрушительные силы. Остается тайной, почему неолибералы верят в то, что в XXI веке дела пойдут иначе. В любом случае, надвигающиеся на нас экологические катастрофы и революции говорят на очень разных языках.

Неолиберальная идеология представляет собой попытку сделать далекоидущие обобщения на основе краткосрочных исторических побед мобильного капитала. В перспективе капитал позиционирует себя в качестве абсолютной и автономной - и тем самым развертывающей стратегическую силу и пространство возможностей классической экономики как сферы субполитического - жажды власти в vbhjds[ масштабах. Впоследствии то, что хорошо для капитала, становится лучшим выбором для каждого. Доведя эту мысль до логического завершения, можно заключить (дав волю сарказму): капитализм обещает, что максимизация власти капитала - это, в конечном итоге, самый предпочтительный путь к социализму.

Как бы то ни было, идеология неолиберализма настаивает на следующем: при новых отношениях метавласти капитал располагает одной фигурой и двумя ходами. А у остальных игроков, как и раньше, всего одна фигура и один ход. Стало быть, сила нового либерализма основывается на радикальном неравенстве: далеко не каждому позволено пренебрегать правилами. Нарушение или изменение правил остается революционной прерогативой капитала. Однако эта исключительность существенно зависит от государства, не ходящего в масть, от политиков, ограждающих себя от внешних воздействий панцирем из правил национального государства. Кто в таком случае может сыграть роль контрсилы, противостоящей глобализированному капиталу?

Тезис четвертый
Мы, потребители, составляем эту контрсилу

В общественном сознании Запада роль контрсилы, альтернативной капиталу и расшатывающей правила, достается не государству, но глобальному гражданскому обществу и множеству его сторонников. Грубо говоря, контрсила глобального гражданского общества зиждется на фигуре политического потребителя. Как и сила капитала, эта контрсила есть следствие возможности в любой момент сказать «нет», то есть отказаться сделать покупку. Действенность этого «оружия непокупки» не может быть ограничена ни в пространственном, ни во временном плане, ни в категориях субъект-объектных отношений. Она соотносится лишь с наличием у потребителя денег и с изобилием доступных предметов потребления и услуг, между которыми он может выбирать.

Фатальным для интересов капитала является тот факт, что не существует стратегии противодействия растущей контрсиле потребителя. Даже всемогущие глобальные концерны не имеют власти уволить потребителя. Ибо, в отличие от рабочего, потребитель не принадлежит фирме. Даже вымогательская угроза перенести производство в зарубежные страны, где потребители еще угодливы и покорны, в конечном итоге оказывается неэффективным инструментом. Ни с кем формально не связанный, но эффективно мобилизованный и включенный в глобальные сети, потребитель может быть организован транснационально и превращен в смертельное оружие.

Тезис пятый
Жертвуем автономией, приобретаем суверенность

Нет такого пути вперед, который мог бы обойти задачу переопределения государственной политики. Безусловно, представители и сторонники глобального гражданского общества незаменимы в глобальных отношениях метавласти, особенно когда дело доходит до воплощения космополитических ценностей. Однако все попытки выводить абстрактное пространство новых возможностей из политики, основанной на старых, национально-государственных ценностях, спроецированных на космополитическую расстановку сил, приводят к иллюзиям и самообману. Главная из таких иллюзий - надежда на то, что все противоречия, кризисы и побочные следствия разворачивающейся сейчас второй «великой трансформации» могут быть «цивилизованы» при помощи национального гражданского общества, задействованного в глобальном масштабе. Такая фигура мысли принадлежит к атавистической портретной галерее неполитического.

Для того чтобы вырваться из тисков национализма в плане политической теории и практики, важно осознать различие между суверенностью и автономией. Национализм зиждется на отождествлении суверенности и автономии. С этой точки зрения, экономическая зависимость, культурные различия и кооперация между государствами в военной, юридической и технологической областях автоматически приводят к утрате автономии и тем самым - суверенности. Если подойти к делу иначе и измерять уровень суверенности исходя из того, насколько эффективно способно государство разрешать собственные проблемы, то наблюдающееся сегодня усиление взаимозависимости и кооперации - то есть утрата автономности - на самом деле приводит к укреплению суверенности.

Французская нация есть согражданство людей разного этнического происхождения. Официально французами являются и собственно французы, и арабы, и чернокожие выходцы из Африки, и русские, и немцы, и поляки, и кто только хотите с французским паспортом. Поэтому конфликты между арабами и европейцами являются в точном смысле межэтническими. Конфликтами этносов внутри одной нации. Примерно так же обстоят дела в других европейских странах и в Америке. В США конфликты чёрной и белой общины — это не межнациональный конфликт. Поскольку ни у белых, ни у чёрных нет собственных (пусть даже декоративных и половинчатых) институтов суверенитета.

Для космополитизма такой подход к делу и такое понимание сути происходящего носят принципиальный характер: потеря формальной автономии и укрепление реальной суверенности могут идти рука об руку, в режиме взаимоусиления. Глобализация означает и то, и другое одновременно: с одной стороны, наблюдается укрепление суверенности вследствие того, например, обстоятельства, что при помощи кооперации, сетей и зависимости друг от друга игроки, соблюдающие правила космополитической игры, приобретают возможность действовать, преодолевая дистанцию и получая тем самым доступ к новым опциям; с другой стороны, такое развитие событий приводит, в качестве побочного продукта, к утрате целыми странами своей автономии. Реальная суверенность коллективных и индивидуальных игроков возрастает в той мере, в какой ослабляется их формальная автономия. Другими словами, сегодня вслед за политической глобализацией идет трансформация в направлении от автономии на основе национальной исключительности - к суверенности на основе транснациональной инклюзивности.

Тезис шестой
Принцип национального безразличия к государству

Адекватным политическим ответом на вызов глобализации явилось «космополитическое государство», которое стало открытым по отношению к миру. Это государство не возникает путем распада национального государства и не «приходит ему на смену»; скорее, оно создается посредством глубинной трансформации, через «внутреннюю глобализацию». Юридический, политический и экономический потенциал, существовавший на национальном и местном уровнях, меняет свою конфигурацию и открывается навстречу миру. Это гермафродитное существо - государство, являющееся одновременно космополитическим и национальным, - не противопоставляет себя другим нациям. Вместо этого оно разрабатывает сети на основе взаимного признания другости и равенства в различиях, чтобы решать с их помощью транснациональные проблемы. При этом суверенность расширяет сферу своего воздействия, чтобы решать национальные проблемы. Концепция космополитического государства базируется на принципе национального безразличия к государству. Такой подход открывает новые возможности для мирного сосуществования различных национальных идентичностей на основе соблюдения принципа конституционной толерантности внутри государства и космополитических прав за его пределами.

После Вестфальского договора 1648 года бушевавшая в шестнадцатом столетии гражданская война - подпитывавшаяся религиозными противоречиями - была прекращена путем отделения государства от религии. Точно так же (и в этом суть моего тезиса) национальные мировые (гражданские) войны двадцатого столетия могут быть прекращены путем отделения государства от нации. Как нерелигиозное государство впервые сделало возможным одновременное существование в его пределах различных религиозных практик, так сеть космополитических государств должна гарантировать мирное сосуществование национальных и этнических идентичностей на основе принципа конституционной толерантности. Как в начале периода модернизации в Европе необходимо было подавить христианскую теологию, так политическое поле деятельности должно быть расчищено сегодня путем обуздания националистической теологии. Как эта возможность не только абсолютно исключалась в середине шестнадцатого века с теологической точки зрения, но даже приравнивалась к концу света, так и для сегодняшних «теологов национализма» перемены остаются абсолютно немыслимыми, ибо предполагают радикальный разрыв с концепцией политического, упрямо придерживающейся конститутивной схемы друг/враг.

Историческим примером нового подхода может служить Европейский Союз. Политическое искусство создания взаимозависимостей привело к успешному превращению врагов в соседей. Скованные одной цепью, состоящей из «золотых наручников» национальных выгод и преимуществ, страны-члены Союза должны постоянно заново воссоздавать взаимное признание и равенство путем полемики. Если мы охарактеризуем Европейский Союз как космополитическую конфедерацию государств, сотрудничающих ради упорядочения экономической глобализации, признавая при этом другость Другого (что относится не только к странам-членам Союза, но и к соседям Европы в мировом масштабе), то получим довольно реалистичное - хотя и с оттенком утопизма - описание этого феномена.

Теорию и концепцию космополитического государства следует отличать от трех позиций: от иллюзии автономного национального государства; от неолиберального понятия минимального, дерегулированного экономического государства; и, наконец, от ирреальных соблазнов единого мирового правительства, сосредоточившего в своих руках всю власть и ставшего тем самым неуязвимым.

Седьмой тезис
Превратим стены в мосты!

Напрашивается - и нередко звучит - возражение следующего рода. Мы постоянно слышим о культурном релятивизме, мультикультурализме, толерантности, интернационализме и - до тошноты - о глобализации и глобальности. Не является ли концепция космополитизма попыткой влить старое вино в новые мехи? Да и сами мехи не такие уж новые: ведь термин «космополитизм» использовали древнегреческие стоики, не говоря уже об Иммануиле Канте, Ханне Арендт и Карле Ясперсе.

Я ответил бы на это возражение следующим образом: моя теория о «космополитической перспективе» описывает другую реальность, да и сконструирована она иначе. Все вышеупомянутые идеи базируются на предпосылке различия, отторжения, чуждости Другого. Мультикультурализм, например, предполагает, что различные этнические группы живут - и будут жить - бок о бок в одном государстве. Хотя толерантность означает принятие другости, даже когда ее проявления нам не по нутру, она воспринимает различие как неизбежное бремя. Что же касается космополитической толерантности, то ее смысл гораздо шире. Она предполагает не оборонительную или пассивную, но в высшей мере активную позицию - позицию открытости по отношению к миру Другого. При таком подходе различия воспринимаются как обогащение, а взаимоотношения с Другим строятся на основе отношения к нему как к фундаментально равному. На теоретическом языке это может быть выражено так: логика или/или заменяется логикой оба/и.

Поэтому космополитизм никоим образом не означает единообразия или гомогенизации. Индивиды, группы, сообщества, политические организации, культуры и цивилизации хотят - и должны - сохранить свои различия и, может быть, даже уникальность. Но, говоря метафорически, стены между ними должны смениться мостами. Очень важно осознать, что такие мосты должны созидаться в сознании и воображении людей («космополитическое видение»), но также и внутри наций и регионов, в менталитетах и формах мышления («внутренняя глобализация»), в нормативных системах (права человека), институтах (таких, как Евросоюз, например), равно как и в «глобальной внутренней политике», которая ищет ответы на свои вопросы в решении транснациональных проблем (например, в энергетической политике, поддержании высоких темпов развития, борьбе с глобальным потеплением и войне против терроризма).

Перевод Иосифа Фридмана (liberty.ru)

Источник: www.signandsight.com




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Почему люди не слышат и не хотят слушать Грету

Планетарная катастрофа, похоже, неотвратима

Ситуация с климатом — тест на эффективность общественного и государственного управления в глобальном масштабе. Что мы имеем? Очень медленное и постепенное ухудшение балансов природы. Очень разнонаправленные локальные тренды и рост хаотических непредсказуемых климатических катаклизмов. Требования ограничения текущего роста ради угрозы, которую никто не может пощупать или ощутить (точнее не хочет ощущать, полагая все процессы за мелкие и незначительные девиации).

25.09.2019 17:11, Евгений Кузнецов


«Вы украли мое детство!»

Грета Тунберг права, мы не справляемся, говорят мировые лидеры

В понедельник мировые лидеры и главы ведущих корпораций собрались на саммите ООН, чтобы сказать: 16-летняя экологическая активистка из Швеции права, мы не оправдываем надежды и не справляемся.

25.09.2019 14:00, Уилл Уэйд (Will Wade), Сайджел Кишан (Saijel Kishan)


За 45 лет мы уничтожили 60% дикой природы на Земле

Доклад WWF рассказывает об экологической катастрофе

Человечество существует уже более двух миллионов лет. Однако только за последние 44 года мы уничтожили большую часть тех, с кем делим планету. С 1970 по 2014 годы Земля лишилась 60% млекопитающих, птиц, рыб, рептилий и земноводных — все это произошло по вине человека. Эти результаты были опубликованы Всемирным фондом дикой природы (WWF) в отчете о живой планете, который стал напоминанием об ухудшающемся здоровье планеты.

06.09.2019 15:03, Andrea Pinto


Что итальянцу хорошо, то русскому вред

Мне нравится жизнерадостность итальянцев и их способность наслаждаться жизнью, а умение делать праздники из ничего порой просто поражает. У них есть чему поучиться. Но несмотря на это, я считаю, что все-таки не стоит слепо следовать всем, без исключения, принципам итальянской dolce vita, какими бы безобидными они не казались на первый взгляд. Иначе итальянский образ жизни с его средиземноморской диетой, мягким климатом и вином может навредить не меньше, чем наши пельмени, водка и триста пасмурных дней в году.

06.09.2019 09:00, Софья Березовская, snob.ru


Больше не йёкудль

Исландцы попрощались c ледником, которого «убило» глобальное потепление

В Исландии отметили кончину своего первого ледника — с 2014 года Окйёкудль больше не «йёкудль», его льды уже никуда не текут. Но это не первая и не единственная жертва глобального потепления: в других странах, включая Россию, изменение климата убивает ледники уже давно.

24.08.2019 13:00, Александр Березин, chrdk.ru


Ганцы и индийцы слышат забавные голоса

Почему симптомы шизофрении зависят от культуры?

Шизофрения в Европе отличается от такого же заболевания в Японии, Индии или любом другом месте на Земле. Почему? В отличие от большинства болезней, она сильно зависит от культурного контекста, окружающего больного. T&P собрали самое интересное об особенностях шизофрении в разных странах.

14.08.2019 16:00, theoryandpractice.ru


The New York Times: «Мы не можем спасти все»

Исторические районы борются с поднимающимися морями

Дома времен колониальной эпохи располагаются вдоль улиц Пойнта в Ньюпорте, Род-Айленд. Климатические изменения заставляют ученых переосмыслить вопрос сохранения исторических зданий.

08.08.2019 16:00, Cornelia Dean


Кому выгоден пролайф?

Почему запрет абортов в США — это борьба за президентское кресло 2020 года, а не за жизни

Этой весной наиболее консервативные штаты Америки один за другим выдвигают законопроекты о запрете абортов, словно соревнуясь, кто строже. Пока что рекорд у Алабамы, грозящей за прерывание беременности 99 годами заключения. Но ни один из этих актов не может вступить в силу, потому что все они противоречат Конституции — и, как ни странно, именно такими и задуманы. Зачем в США «проталкивают» абсурдные проекты, объясняет ведущая телеграм-канала «Женская логика» Елизавета Пономарева.

26.06.2019 13:00, Елизавета Пономарева, knife.media


Не туда сел

Как один российский депутат спровоцировал грузинский Майдан

В Тбилиси сейчас жарко — и дело не только в погоде. В грузинской столице идут массовые акции протеста, сопровождающиеся штурмом правительственных зданий. Поводом для беспорядков стало, мягко говоря, недальновидное поведение отдельного российского депутата, а причиной — серьезное недовольство населения действующей властью.

22.06.2019 16:00, Геворг Мирзаян для журнала «Сноб»


«Спроектированные» дети

Скоро некоторые из вас попробуют получить «улучшенных детей». Люди уже платят специальным лабораториям за то, чтобы провести анализ эмбриона и выбрать вариант с подходящим ДНК. Некоторые люди проводят исследования с целью определения пола или цвета глаз. Другие принимают меры против определенных болезней. Пока их возможности ограничиваются выбором геномов, существующих у родителей. Эти геномы не конструируются. Однако скоро ситуация в этом отношении изменится.

19.06.2019 13:00, Джон Стоссел (John Stossel)






 

Новости

Власти Китая оградили свой интернет от «Южного Парка»
В последнем эпизоде популярного мультсериала авторы раскритиковали Голливуд за то, что он создает контент так, чтобы не задеть китайскую цензуру и не потерять рынок, и получили бан от китайского правительства.
Умер экс-президент Франции Жак Ширак
Бывший президент Франции умер в возрасте 86 лет.
Умер бывший президент Зимбабве Роберт Мугабе
Роберт Мугабе руководил Зимбабве 37 лет. Он умер после продолжительной болезни. В больнице бывший президент африканской республики находился с апреля, сообщает ВВС.
Метеостанция за Полярным кругом зафиксировала высочайшую в истории температуру в Арктике
Согласно данным Национальной администрации океанических и атмосферных исследований (NOAA), метеорологическая станция в Швеции к северу от Полярного круга в июле зафиксировала рекордную для арктического региона температуру в 34,8 градусов по Цельсию (94,6 по Фаренгейту).
На Шпицбергене обнаружили более 200 мертвых северных оленей
Животные погибли от голода, вызванного сложными условиями из-за климатических изменений. Ученые обнаружили больше 200 павших северных оленей на архипелаге Шпицберген. Это рекордно высокий показатель за все 40 лет истории наблюдений. Животные не перенесли необычно теплой зимы: ее результатом стало сокращение кормовой базы.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.