Подписаться на обновления
18 январяЧетверг

usd цб 56.5925

eur цб 69.1730

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
М. Артемьев   суббота, 13 января 2018 года, 16:00

Приют романтиков
М. Артемьев. «Северо-Кавказские Соединенные штаты»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В сорока километрах к югу от Новороссийска, на Черноморском побережье, в живописной бухте расположен небольшой курортный городок Геленджик. Захудалый и малоизвестный до революции, он приобрел при большевиках большую популярность и сделался одним из самых „модных" курортов в России.

М. Артемьев. «Северо-Кавказские Соединенные штаты».

Журнал «Оккультизм и Йога». Книга третья. Белград. 1934

Геленджик и его историческая тайна. — Паломническое движение «богоискателей» на Кавказ. — Ворота в «иной мир» — Толстовские колонии. — «Криница». — «Республики» теософов и антропософов. — Церковнические «государства». — Имяславцы. — Федоровцы. — Ново-Афонское «царство». — Странствующие рыцари Братства Светлого Города. — Предсовнарком в гостях у монаха. — Великий разгром «иного царства».

В сорока километрах к югу от Новороссийска, на Черноморском побережье, в живописной бухте расположен небольшой курортный городок Геленджик. Захудалый и малоизвестный до революции, он приобрел при большевиках большую популярность и сделался одним из самых „модных" курортов в России. О Геленджике знает едва ли не каждый рабочий и служащий — кто в мечтах и ожиданиях своей очереди, а кто и в воспоминаниях о проведенном там отпуске. Имея не более 5.000 коренных своих жителей, Геленджик в сезонное время, начиная с мая и до самого почти конца октября, наполняется курортниками, вмещая в себя единовременно от 25—30 тысяч человек. Общее же количество отпускников в Геленджике за сезон превышает 150.000 человек.

Геленджик замечательное место во многих отношениях. Как город, он — чистый и опрятный, сверкает белизной своих мазанок, утопающих в зеленых грушевых и терновых садах.

В этом отношении он вполне оправдывает свое название — Белая Невеста, на одном из местных наречий. И немудрено! Благодатное солнце заливает теплом и светом город в течение 300 дней в году. Потому местечко, расположенное в той же бухте на противоположной ее стороне, и называется Солнцедаром. Место это манило к себе любителей „загорать". А советская молодежь в летние месяцы одержима модою „загореть“. Это превратилось в спорт и в главную цель отпуска, пока, наконец, изобретательные парикмахеры не придумали „искусственного загара” и не отрезвили этим самым молодежь. Так или иначе, слава Геленджика с его Солнцедаром отчасти обязана этому дикому спорту.

Геленджик прижат к морю цепью гор. Горы эти не достигают высоты 350 метров, но обрываются над самым морем стеною и кажутся громадными. Геленджик глядит на фоне этих гор как-то особенно беспомощно. Славится он еще своим знаменитым норд-остом, освобождающим его от малярии и приносящим чудесную и устойчивую погоду, а также — виноградниками, „терновкой" (неприглядной на вид, но сладкой и красной, как кровь, сливой), нежными цветами розовой мимозы, ночной музыкой цикад, летающими светлячками и еще многим другим. Художники восторгаются геленджикскими красками и колоритом его воздуха, а поэты воспевают геленджикские горы, которые, несмотря на их сравнительную невысоту, служат постоянным убежищем для отдыха облакам. И, действительно, прекрасная и загадочная мистерия происходит ежевечерне на этих горах. В лучах закатного солнца незаметно причаливают к вершине самой высокой горы розовые ладьи облаков, желтеют, меркнут и тихо покоятся до утра, когда вновь пронизываются золотыми лучами взошедшего за горами солнца, загораются на одно мгновение всеми цветами радуги и, внезапно побелев, снимаются и продолжают свой путь по лазури неба, отражая в воде свои серебряные паруса.

Очарователен Геленджик! Любят его художники и писатели. Десятками тысяч съезжаются сюда измученные политикой и „темпами“ пролетарии и молодежь. Но все же не только этим всем славен Геленджик, как единственный в своем роде город в советской России. У Геленджика своя историческая тайна... И тот, кто ближе знаком с его населением, тот догадывается об этой тайне. Ибо население Геленджика совсем особенное, совсем непохожее на население других городов СССР, на население соседних курортов — Анапы, Кабардинки и прочих. По крайней мере — было таким до последнего великого разгрома... Люди жили и в Новороссийске и в Краснодаре, ничем не отличаясь от людей прочих провинциальных городов. Но Геленджик был до 1929 года единственным в своем роде городом: городом мистиков, мечтателей, аскетов и странствующих интеллигентов, городом сектантов и богоискателей, чудаков и юродивых, не приемлющих мира, людей не от мира сего . . .

Неслучайно сосредотачивались они здесь. Геленджик с давних пор служил как бы воротами, через которые направлялись со всей России толпы бегущих от мира людей, преимущественно интеллигентов. Многие оседали в Геленджике, как в ближайшем населенном месте, после неудачной попытки „сесть на землю“, или после странствований по горам. Другие, как, например, толстовцы, пользовались Геленджиком, как базой организационных своих планов. Отсюда же, как известно, пошла знаменитая толстовская коммунистическая колония „Криница“, расположенная в 14 километрах от Геленджика. Здесь долгие годы жил и основатель ее — небезызвестный Шеерман, один из толстовских патриархов, друг самого Толстого и копировавший его внешность. Много поселялось в Геленджике интересных и замечательных людей, но еще больше прошло через него и скрылось в цветущих долинах, в ущельях и на склонах великого Кавказа. За Геленджиком — целое царство всевозможных мистиков. И существовало это царство в виде каких-то „соединенных штатов“, отдельных „республик" и «княжеств», основанных последователями того или иного толка, той или иной секты или группировки.

Так, непосредственно за Геленджиком, километров на 40 — 50 вдоль побережья и в сторону от моря на юго-восток, начиная от „Криницы" до Михайловского Перевала, вглубь гор расположились отдельными колониями толстовцы. За ними, приближаясь к Адлеру, обосновали свою маленькую республику теософы, a дальше к Сочи — антропософы. В стороне от моря, на расстоянии 50 километров от Адлера, длинной полосой от самого Михайловского Перевала до Красной Поляны и еще дальше по направлению к Новому Афону, раскинули свои скиты и пчелиные пасеки православные имяславцы. Еще дальше в горы по направлению к Кисловодску засели, как затравленный зверь, так называемые Федоровцы; ближе к морю на широком плацдарме к северу и к востоку, а также и к югу от Нового Афона обосновалось „Ново-Афонское царство“.

Сам монастырь трагически разогнан в 1926 году (или даже в 25-м). Власть потребовала ультимативно от монахов — снять монашеское одеяние и даже сан, но монахи отказались и были разогнаны с жестокостью, с какой разгонялся не один монастырь в СССР: красноармейцы штыками выгоняли монахов из келий, прикладами разбивали жалкие их сундучки и выпускали на все четыре стороны с пустыми руками. Тогда же мученически погиб (от разрыва сердца) их игумен. После этого монахи разбежались, кто куда, но значительная часть их, под предводительством глубокого старца, отца Сократа, удалилась в горы, и здесь каким то чудом продолжала существовать. Их маленькие пещерки и убогие скиты-шалаши покрыли все склоны окружающих Новый Афон горных цепей. И в темный вечер, когда зажигались в шалашах огни, одна из горных вершин выделялась среди других на темном фоне окружающей: мглы, как гигантская рождественская елка, зажженная как бы для всего мира в обителях горних.

Бывало, спускаясь снова к побережью Черного моря и следуя дальше на юг, то и дело натыкаешься на все новые маленькие республики и княжества, иногда состоящие из двух-трех «очагов», основанные различными мистическими сектами, — они скрывали свою веру и свое учение, но выдавали себя часто с головой детски наивными и трогательными атрибутами: расшитым крестом всем известной формы, проглядывающим через холщевую ткань, длинной белой одеждой, копирующей хитоны ессеев и т. д. И наконец, Батум, южная база и местная цитадель различных вновь образовавшихся во время революции рыцарских орденов. Сюда съезжались и сходились (пешком) со всех концов России — из Москвы, из далекого Петербурга, из Нижнего Новгорода, из Переславля Залесского, из Суздаля, из Харькова, Ростова на Дону, из Ташкента и Екатеринодара, странствующие рыцари Братства Светлого Города и разных других орденов. Здесь формировались сборные отряды их из ходоков, прибывая приблизительно в одно время или к Духову Дню (первый поход), или к 13 июля, т. е. ко дню Собора 12 Апостолов (второй поход). Глубокой осенью к Михайлову дню выступал иногда и третий поход.

В отличие от прочих сект и групп, орденские организации не образовали своего „оседлого государства“, а являлись сюда, в летние и осенние месяцы, странствуя из одного „государства“ в другое со своими характерными посохами, мистическими знаками и машинописной литературой в карманах.

Что же это за «государства» и как образовались они? В сущности, таковыми они становятся лишь в летние месяцы отпусков. В остальное время в указанных местностях жили своими оседлыми хозяйствами три-четыре семейства или несколько отдельных отшельников, группировавшихся друг около друга в сравнительно близком соседстве. В летние месяцы к ним приезжали непосредственно в дом или селясь по соседству, в качестве гостей или даже дачников, их единомышленники, или сочувствующие им, или просто близкие и друзья. Образовывалась целая колония, текучая по своему составу в продолжение всего сезона, ибо одних отпускников заменяли другие. Такая колонии, например, — у теософов или антропософов, ничем не отличались от обыкновенных дачных курортных мест и жизнь в них протекала по дачному и по курортному, но все же колонии жили и своей, как бы невидимой жизнью, общностью веры, духовнаго склада, психологии и стиля. Создавалась почва для единого, объединяющего всех взаимного чувства солидарности и братства. Хозяева — аборигены входили в курс всей жизни своих группировок в Москве, Петербурге и т. д., и в свою очередь рассказывали единомышленникам, приезжавшим из других мест и в другое время про те же события истекшего года или делились планами на предстоящее время. Так, каждая группировка, секта или организация получала представление о жизни всего своего целого в России. Иные селились в ближайших курортах, например — в Геленджике , и отсюда совершали к своим единомышленникам экскурсии в гости.

Серьезнее обстояло дело у церковников, ибо жили они по большей части в крайней нужде, аскетами, в одиночку или вдвоем, в убогих скитах. — Сюда к ним приезжали из разных мест, отовсюду, не дачники и даже не гости, а преимущественно ученики и последователи, делясь со своими учителями всеми тяготами жизни, помогая им по „хозяйству“, как послушники. Здесь совершались если не литургии, то совместные молитвы и чтения Псалтиря и Евангелия. На лоне природы велись бесконечные беседы о церкви, церковных событиях, на философские темы, о России и т. д.

Частенько на поляне среди зелени показывалась незнакомая фигура прохожего странника. По большей части это был странствующий, „беглый“ монах, направлявшийся в Россию, куда-нибудь в Осташков, искать родную сестру или, наоборот — возвращающийся в насиженные места с безнадежной мечтою вновь обрести свою обитель. Порой пришельцем оказывается просто замученный интеллигент, так сказать — „беспартийный богоискатель“, еще не уловленный „ловцами человеческих душ“. Такого, куда бы он ни пришел, ожидает самый ласковый и теплый прием... Один типичный „гамсунист" (были и такие и), называвший себя духовным бродягой, с большим юмором рассказывал однажды, как кто принимал его и улавливал в свою веру и как в течение одного месяца он дважды был посвящаем в какие-то таинственные и фантастические ордена. Когда же в лице пришельца обнаруживался „странствующий рыцарь“, — опытные люди научились различать их издалека, — посещение это не предвещало для хозяев ничего хорошего, ибо беспокойный народ эти тайные рыцари и впереди была неизбежная словесная схватка, поединок, турнир. Конечно, каждая сторона оставалась по-своему победительницей — противники мирно расходились до следующего года ... Бывало, что в сети к церковникам или мистикам забредет и совсем посторонний элемент — обыкновенный турист, охотник или путешественник. Однажды к молодому монаху-отшельнику на Змийке зашел человек, обнаруживший тонкую душу, большое сердце и недюжинный ум. Он прожил в скиту два дня, помогая копаться в огороде и строить изгородь для кукурузы от проказника Мишки. При прощании он назвался... предсовнаркомом Белорусской Советской Республики, видным коммунистом... Через два года этот самый гость хлопотал в ГПУ об облегчении участи томившегося в тюрьме молодого монаха, у которого он провел свои „незабываемые дни“. Так жили в течение ряда лет „Северо-Кавказские Соединенные Штаты“. С каждым годом все новые волны странников и ищущих тишины проходили через Геленджикские ворота, прокатывались по кавказским хребтам и вновь приливали в мир, и ежегодно волны эти оставляли на Кавказе все новых и новых пришельцев. Бежала сюда вся духовно встревоженная Россия, преимущественно Россия молодая — второе и третье поколения. Кто бежал без оглядки, доведенный окружающей действительностью до после дней степени отчаяния, в поисках покоя и забвения; кто бежал на рекогносцировку, надеясь устроить по новому, по правде, или с безумной мечтой обрести, а если нужно, то и основать свою неприступную твердыню — обитель горнюю, новый Монсальват; кто бежал на побывку, подышать свободным горным воздухом, набраться сил и творческих замыслов. И каждый приносил с собою свою усталую душу, разбитое сердце, издерганные нервы и возвращался как преображенный, с новым, творческим зарядом и дерзкими планами.

А на Кавказе, покинувшие мир счастливцы вели свою мирную тихую жизнь, и творилась о них в России легенда, где нужно заронявшая в чутких душах запретную мечту о свободе, о творчестве, о тихой молитве. Так готовилась новая смена, новая волна пришельцев... Но молва не дремлет. Как туман, ползет она дальше, заполняя все уголки. Так проникает она и в уши предателя, карьериста и злого фанатика. И вот подготовился по всем правилам стратегии поход — осторожно и не спеша. Были высланы вперед шпионы и провокаторы. Создались новые легенды, заведомо провокационные, о том, что якобы под рясой отшельников и монахов скрываются беглые белогвардейские офицеры, что в горах у них припрятаны пулеметы и ружья, что на Кубани готовится восстание…

Летом 1929 года были закончены все приготовления, а осенью, когда на Кубани действительно разразились, в связи с коллективизацией крестьянские беспорядки, в конце октября вступили в пределы „Северо-Кавказских Соединенных Штатов" части красной армии и начался великий погром. Все „республики" подверглись нападению одновременно, организовалась правильная облава. И были „выловлены" монахи и отшельники, в поисках оружия разрушались их убогие и примитивные жилища, обыскивались не только дома, но в поисках рукописей даже улья. Были арестованы все, кто только попадался в кольцо облавы. Ново-афонских монахов сняли с их утесов, согнали в одну „партию", и этапом направили в Новороссийскую тюрьму. Разрушению подверглись „гнезда", как Змийка, Красная Поляна и Михайловский Перевал. Схватили теософских дам и мирных антропософских „учителей”. По-советски была коммунизирована и „Криница“, откуда были изгнаны последние «вегетарианцы», то есть толстовцы в презрительном наименовании большевиков.

Но больше всех досталось Геленджику, где местное ГПУ свирепствовало, как Одиссей во дворце Приама. Обыску подверглась едва ли не четверть всего населения, под арестом оказалось около 10 проц. взрослого населения. Разгром церковников, мистиков и сектантов продолжался целую неделю. К ним присоединили „экономическую контрреволюцию“ и лишенцев. Повсюду искали зачинщиков и вдохновителей кубанских антиколхозных крестьянских волнений. На Кубани арестованных и „раскулаченных" оказалось так много, что их отправляли в Ростов на Дону целыми эшелонами. Все тюрьмы в Новороссийске, Екатеринодаре, в Ростове на Дону и даже в Новочеркасске переполнились в одно мгновение. До 4000 человек были завербованы в это время в армию рабов на лесозаготовки в Архангельский край...

Екатеринодарская газетка крупным шрифтом трубила победу: „Святошей и праведных человечков бесплатно выпроводили туда, куда они сами стремились — в архангельские обители“...




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Правда или миф?

Олег Зоберн. Автобиография Иисуса Христа

Провокационный и яркий роман, продолжающий линию «Евангелия от Христа» Жозе Сарамаго и «Сатанинских стихов» Салмана Рушди.

23.12.2017 16:00, Артем Пудов


Предчувствие (Дело Мандельштама)

Глава 8. «Возмездие». Из книги документальных очерков Веры Диденко (Адаркиной) и Владимира Стрильцива «Жертвы Колымы. Магадан»

Официальная версия гласит, что выдающийся русский поэт Осип Мандельштам скончался в лагере под Владивостоком. Но личное дело его найдено в архиве Магаданского УВД. Означает ли этог что историки ошиблись? Думается, версию стоит проверить.

17.12.2017 16:00, Вера Диденко, Владимир Стрильцив


Лицензия на убийство

Почему человек склонен к агрессии и как культура влияет на уровень насилия

Влияние массмедиа, культуры и воспитания на уровень насилия в обществе сильно преувеличено, считает когнитивный психолог Стивен Пинкер. По его мнению, вместо того чтобы искать, кто учит детей агрессии, лучше попытаться понять, как человек с детства учится свою агрессию сдерживать. Издательство «Альпина нон-фикшн» к ярмарке non/fiction19 выпустило его книгу «Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня», в которой ученый объясняет, почему врожденный характер некоторых человеческих свойств стали отрицать и чем это может навредить.

10.12.2017 19:00, «Теории и практики»


Душа наизнанку

Переписка Астрид Линдгрен с 12-летней Сарой Юнгкранц

Говорят, что каждому ребенку и подростку нужен взрослый, с которым можно поговорить по душам. Будто ответом на эту мысль в издательстве «Белая ворона» выходит книга «Я храню ваши письма под матрасом». Прочитав ее, понимаешь, что каждому ребенку и подростку нужен не просто взрослый, с которым можно поговорить по душам. Каждому ребенку и подростку нужна своя Астрид Линдгрен. Друг по переписке.

04.12.2017 19:00, Александра Матрусова для Matrony.ru


Затонувший корабль Дворца дожей

Отрывок из «Музея воды, венецианского дневника эпохи твиттера»

Фрагмент, посвященный Дворцу дожей является частью подробного путеводителя, составленного Дмитрием Бавильским из собственных твитов, выписок из классических травелогов (от Гете и Рескина до Муратова и Ипполитова), а так же авторских эссе, посвященных восприятию искусства современным человеком.

25.11.2015 19:00, Дмитрий Бавильский


Мандельштам и Мережковские

В издательстве "Аграф" готовится к выходу в свет книга статей Н. Ваймана о Мандельштаме, "Любовной лирики я никогда не знал"

Связь с Мережковскими была особенно важна для Мандельштама: в центре интересов круга литераторов, философов и богословов, объединенных в Религиозно-философское общество, были проблемы христианства вообще и русского православия в частности, ставшие в ту пору определяющими для юного поэта; к тому же, Мережковские были тесно связаны с рядом видных эсеров, в том числе с Савинковым, а партия эсеров была идеологическим увлечением Мандельштама еще с дней его ранней юности.

29.10.2015 16:00, Наум Вайман


Горизонты новых идей

«Нон-фикшн – это факты, а не фантазии; правда, а не вымысел; мысли, а не эмоции»

Нон-фикшн – самый быстрорастущий сегмент российского книжного рынка. Всего за несколько лет документальная проза, мемуарная и научно-популярная литература обогнали по популярности классику и беллетристику. Почему читатели сегодня выбирают нон-фикшн; книги какой тематики наиболее популярны среди россиян; отразился ли кризис на издании научно-популярной литературы и каковы тенденции развития книжного рынка в России, Про обществу рассказал генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов.

19.08.2015 19:00, Вадим Любимов


Кашкин плодил тексты, подобно мечущей икру рыбе

Отрывки из биографии «Старика Б.У. Кашкина» (Евгения Малахина), собранной и изданной художником и перформером из «Синих носов»

Отрывок из биографии легендарного «панк-скомороха», стоявшего у основ уральского андеграунда, любезно предоставлена «ЧасКору» автором монументального исследования, представленного на этой неделе в Екатеринбурге.

04.06.2015 13:30, Александр Шабуров


Иосиф Бродский в метафизическом романе

О книге Владимира Соловьева ««Иосиф Бродский. Апофеоз одиночества» (из-во «РИПОЛ-классик», Москва, май 2015 г.)

В мае 2015 года в издательстве РИПОЛ-классик ( Москва) вышла книга Владимира Соловьева «Иосиф Бродский. Апофеоз одиночества». Выход книги приурочен к 75-летию великого поэта. Несмотря на то, что это юбилейное издание Владимир Соловьев, близко знавший Иосифа Бродского с ленинградских времен, дает портрет поэта без юбилейного глянца, без «бронзы многопудья» и без «мраморной слизи». Цель книги - спасти реального, живого, знакомого, близкого, любимого еще с питерских времен человека из-под завалов памятника, который должен быть разрущен, как Карфаген.

03.06.2015 16:30, Геннадий Кацов


Сказать почти то же самое. Опыты о переводе

Отрывок из новой книги Умберто Эко

Умберто Эко — знаменитый итальянский писатель, автор бестселлеров «Имя розы» и «Маятник Фуко», всемирно известный специалист по семиотике, историк культуры; его книги переведены на десятки языков. В книге «Сказать почти то же самое» Эко обращается к теме перевода — главным образом художественных произведений — и подытоживает свои многолетние наблюдения. Эта книга — скорее, совокупность практических рекомендаций, которые касаются извечных трудностей и «подводных камней» в работе переводчика. Значительную ее часть составляют примеры конкретных переводческих решений, что позволяет сравнивать подход их авторов к задачам интерпретации. К тому же книга дает немало пищи для размышлений каждому любителю литературы независимо от того, владеет ли он иностранными языками.

02.06.2015 16:00, Умберто Эко






 

Новости

Издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве
В первый день выставки Нон-Фикшен издательство «Наука» и Ассоциация интернет-издателей подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Открытая наука». В основе программы лежит реализация проектов по расширению открытого доступа к научным знаниям.
Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей
ММКВЯ снова в Москве
Московская международная книжная ярмарка откроется сегодня на ВДНХ
Признание Форсайта
Один из самых известных британских авторов шпионских романов Фредерик Форсайт признал, что более 20 лет был агентом службы британской внешней разведки

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.