Подписаться на обновления
21 февраляВторник

usd цб 58.0967

eur цб 61.6987

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
wikihow.com   пятница, 24 июня 2016 года, 19.00

Приятная необходимость
Как написать научно-исследовательскую работу


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Рано или поздно ученики старших классов школы и студенты высших учебных заведений сталкиваются с необходимостью написать научно-исследовательскую работу. Научное исследование может быть посвящено предметам разных дисциплин: от технических до гуманитарных. Тем не менее основные принципы, которыми нужно руководствоваться при написании научной работы, являются общими для любого исследователя.

Приступить к первому в жизни научному исследованию очень непросто. Однако правильная организация рабочего процесса поможет Вам существенно облегчить выполнение задания. Конечно, исследование само себя не напишет, но если Вы составите чёткий план действий, написать научно-исследовательскую работу будет гораздо проще.

Этап 1: Выбор темы

1. Задайте себе важные вопросы

Выбор темы – это первый и самый важный шаг при написании научного исследования. Тему Вы должны выбрать самостоятельно, несмотря на то, что Вас может ограничивать образовательная программа или указания научного руководителя. В любом случае Вам нужно ответить на три вопроса: Достаточно ли источников информации по этой теме? Соответствует ли выбранная тема критериям новизны и актуальности? Соответствует ли тема Вашей образовательной программе или сфере деятельности?

2. Выбирайте тему, которая Вам интересна

По возможности пишите о том, что Вам действительно нравится. Если Вы будете получать удовольствие от исследования, Вам будет проще работать над ним, и оно в итоге получится более интересным.

3. Будьте оригинальны

Если Вы пишете работу по заданию преподавателя, не забывайте о других учащихся. Вы уверены в том, что они не будут заниматься выбранной Вами темой? Подумайте о том, как сделать исследование уникальным и интересным, даже если вдруг тема Вашей работы совпадёт с чьей-нибудь ещё.

4. Не бойтесь просить совета

Если у Вас никак не получается придумать или сформулировать подходящую Вам тему, посоветуйтесь с научным руководителем, однокурсниками или коллегами. Они наверняка предложат свои варианты. Возможно, эти варианты Вам не подойдут, однако они могут вдохновить Вас на поиск собственных новых идей. Не стесняйтесь консультироваться с научным руководителем. Он заинтересован в успехе работы не меньше Вас, поэтому сделает всё возможное, чтобы Вы написали хорошее исследование.

5. Не бойтесь менять тему

Если во время работы над текстом Вы понимаете, что выбрали не подходящую по какой-то причине тему, не паникуйте. У Вас всегда есть возможность поменять тему, просто на исследование уйдёт больше времени.

Этап 2: Работа с источниками

1. Начните работу

Определившись с темой, приступайте к следующему этапу работы над исследованием. Изучите как можно больше источников по вашей теме: это могут быть книги, журнальные статьи и интервью, интернет-сайты, посты в блогах и другие ресурсы. Постарайтесь найти среди них авторитетные профессиональные ресурсы, предоставляющие надёжные данные. Рекомендуем Вам опираться как минимум на пять источников информации, так как одного-двух источников будет недостаточно.

2. Ищите результаты эмпирических исследований

По возможности используйте в качестве источников эмпирические научные исследования, прошедшие процедуру рецензирования. Такие статьи или книги, написанные экспертами в выбранной Вами сфере научного интереса, получают оценку и подтверждение научной ценности другими экспертами в этой же сфере. Эти публикации можно найти в научных журналах, а иногда и в свободном доступе в Интернете.

3. Посетите библиотеку

Запишитесь в Вашу районную или университетскую библиотеку. Поверьте, поход в библиотеку напрасно считается устаревшим способом поиска информации. В библиотеках можно найти очень много полезных при написании научной работы книг, журналов и газет, которых нет в Интернете. Не стесняйтесь просить библиотекарей о помощи – они наверняка знают, где найти нужные Вам материалы.

4. Ищите информацию в сети

Копирование информации с первых трёх сайтов, предлагаемых поисковой системой – не лучшая идея. Внимательно читайте все источники, старайтесь критически осмысливать найденный материал. Не забывайте о том, что на сайтах, форумах и блогах могут публиковать не только проверенные факты, поэтому следите за достоверностью информации.

• Чаще всего на сайтах, размещённых в доменных зонах .edu, .gov и .org, можно найти достоверную информацию. Эти сайты принадлежат учебным заведениям, правительству и профессиональным организациям.

• Ещё один совет: если у Вас не получается найти ничего подходящего по Вашей теме, попробуйте по-другому сформулировать поисковый запрос. Скорее всего, названия большинства нужных Вам статей не совпадают с Вашим первоначальным запросом.

5. Используйте научные базы данных

Существуют специальные поисковые системы и научные базы данных, в которых хранятся статьи из тысяч научных журналов и книг. Доступ ко многим базам данных платный, но если Вы студент, то ВУЗ может предоставить Вам свободный доступ к некоторым из них.

• Ищите специализированные базы данных, посвящённые именно Вашей сфере научного интереса (например, в базе данных PsycINFO можно найти работы только по психологии и социологии). Так Вы сэкономите время и получите более конкретные результаты.

• Большинство баз данных предоставляют возможность многоаспектного поиска по полям. В каждом поле содержатся определённые параметры данных, по которым можно найти специализированные материалы. Постарайтесь провести поиск по максимально возможному числу подходящих Вам параметров. Также можно настроить поиск по архивам, в которых содержится единственный тип источников (например, только статьи из журналов или только газеты).

• Зайдите в библиотеку Вашего ВУЗа и попросите предоставить пароли для входа во все научные базы данных, на которые подписан ВУЗ.

6. Проявите смекалку

Если Вы найдёте действительно полезную для Вас книгу или журнал, в котором Ваша тема подробно освещена, посмотрите, какие источники указаны в библиографии. Там можно найти другие книги и журналы, посвящённые предмету Вашего исследования.

Этап 3: Подготовка плана работы

1. Выделите важное

Когда Вы выберете материалы, с которыми будете работать, распечатайте их (если Вы нашли их в электронных источниках). Далее внимательно прочитайте всю литературу по Вашей теме и отметьте для себя самые важные мысли, факты, цитаты. Можно оставлять пометки либо прямо на распечатанных копиях, либо на отдельных листах бумаги, которые Вы будете использовать в качестве закладок на нужных Вам страницах.

• Обращайте внимание на всё, что кажется Вам интересным и полезным для исследования. Тщательно проработав источники, Вы упростите свою дальнейшую работу.

• Рядом с каждой интересной цитатой помечайте, в какой части исследования Вы планируете её использовать. Подобные комментарии помогут Вам не запутаться в заметках.

2. Группируйте заметки по темам

Отметив для себя важные мысли в источниках, распределите все Ваши заметки по разным категориям, в зависимости от темы. Например, при анализе литературного произведения можно выделить такие категории как «персонажи», «сюжет», «авторские метафоры» и так далее.

• Старайтесь записывать каждую цитату на отдельной карточке. Так Вам будет удобнее работать с ними.

• Присвойте определённый цвет каждой категории цитат. Выпишите заметки из каждого источника на отдельном листе бумаги и затем подчеркните цитаты из разных тематических групп разноцветными карандашами: например, заметки о персонажах - зелёным, о сюжете – оранжевым, и так далее.

3. Составьте предварительный библиографический список

Когда Вы будете отмечать интересные цитаты, не забывайте сразу записывать автора, название, страницу и выходные данные для каждого источника. Эти записи пригодятся Вам при оформлении ссылок на цитируемые материалы и составлении списка использованной литературы.

4. Определите цель вашей научной работы

Существует два типа научных исследований: дискуссионные и аналитические.

Для каждого из них требуется различный подход и стиль написания. Подходящую для Вас стратегию работы необходимо определить заранее – ещё до того, как Вы приступите к черновому варианту.

• Дискуссионные исследования посвящены какому-либо спорному вопросу. Исследователь должен принять и защитить определённую точку зрения. При этом он должен оставить оппонентам возможность привести контраргументы.

• В аналитических исследованиях под новым ракурсом рассматривается важная (и необязательно спорная) проблема. Главная цель автора – убедить свою аудиторию в том, что исследование актуально. Оно должно содержать новые идеи, к которым автор пришёл во время разработки темы, а не простую констатацию ранее известных фактов.

5. Определите свою аудиторию

Кто будет читать Вашу научную работу, для кого Вы её пишете? Ваше исследование должно соответствовать не только интересам научного руководителя, но и запросам определённой аудитории. Если Вы собираетесь направить работу на рецензирование и опубликовать в научном издании, скорее всего, Ваша аудитория – члены научного сообщества. В таком случае предполагается, что Вы оперируете уже известными Вам и читателям терминами и понятиями, и Вам не нужно объяснять их значение. Если же читатели не очень хорошо разбираются в теме Вашего исследования, дополнительные объяснения необходимы. Кроме того, желательно включить в работу примеры, иллюстрирующие определённые положения работы.

6. Сформулируйте тезисы исследовательской работы

Тезис представляют собой кратко сформулированные главные положения научного исследования. Формулировку тезисов можно будет изменить, когда Вы закончите работу, однако основную мысль необходимо определить для себя сразу. Тезисы во многом определяют содержание научной работы, поэтому Вы должны понимать, какую идею Вы хотите донести до читателей.

• Чтобы написать тезисы, спросите себя, на какие вопросы должна отвечать Ваша работа. Что Вы собираетесь доказать в ходе исследования? Например, если Вы хотите понять, каким образом дестигматизация влияет на лечение психических заболеваний, тезисом Вашего исследования будет ответ на этот вопрос

• Тезисы – это не конспект научной работы, в них должна содержаться только главная идея Вашего исследования. Тезисы должны быть лаконичными. Аргументы, доказательства и дополнительную информацию Вы предоставите в основной части работы.

7. Определите ключевые положения научной работы

Исследование строится на основе нескольких основных идей, которые автор считает наиболее важными. Просмотрите Ваши заметки и постарайтесь определить, какие моменты для Вас являются самыми значимыми. Каким идеям можно посвятить целый параграф? Какие положения Вы можете подкрепить доказательствами из источников? Выпишите все основные положения и посвятите каждому из них отдельное мини-исследование.

• Важно расположить ключевые идеи в определённом порядке. Сильные стороны исследования нужно показать в начале и в конце работы. Менее разработанные положения поместите в середину работы.

• Каждому положению можно уделить столько места, сколько Вам покажется нужным. Необязательно ограничиваться одним параграфом для каждой микротемы.

8. Изучите правила оформления научно-исследовательской работы

Правила оформления зависят от вида и типа исследования, а также от национальных стандартов и требований научного руководителя. При написании плана и итогового варианта научно-исследовательской работы придерживайтесь определённых рекомендаций по оформлению текста. Например, если Вы пишете работу в формате APA, она должна включать в себя введение, методы и методологию, выводы и заключение.

9. Подготовьте план научно-исследовательской работы

Примите во внимание все вышеуказанные советы и напишите развёрнутый план Вашего научного исследования. Он должен представлять собой краткое содержание работы. Составьте список основных положений и прокомментируйте каждое из них. Под каждым положением запишите подходящие цитаты из источников, чтобы потом не приходилось заново искать их во время написания работы. Придумайте предварительные названия глав и параграфов.

Этап 4: Работа над текстом научно-исследовательской работы

1. Напишите основную часть исследования

Приступить к введению не так просто, поэтому начните с основной части работы. Если Вы начнёте исследование с изучения и анализа основных положений, заявленных в тезисах, Вы сможете по необходимости немного корректировать цели и задачи Вашего исследования.

• Подкрепляйте каждое утверждение доказательствами. В научной работе не должно быть необоснованных суждений.

• Не бойтесь рассуждать и высказывать собственное мнение. Предъявлять в научной работе голые факты без комментариев так же плохо, как злоупотреблять необоснованными суждениями. Фактологический материал важен, однако его необходимо осмысливать с собственной точки зрения.

• Старайтесь избегать слишком длинных прямых цитат. Конечно, научное исследование часто основывается на результатах предыдущих исследований, однако автор должен представить и собственные оригинальные идеи. Если цитата не является принципиально важной, постарайтесь перефразировать её и самостоятельно проанализировать содержание.

• Разделы работы нужно связать между собой. Повествование должно быть плавным и последовательным, поэтому обратите внимание на логические переходы от параграфа к параграфу.

2. Напишите заключение

Написав основную часть, приступайте к заключению. В нём Вы обобщите результаты проведённого исследования и подведёте итог Вашей работе. Начните с повторного изложения тезисов, напомните читателям о проблемах, которые поднимались в рамках Вашего исследования. Затем плавно переходите к выводам, полученным в ходе работы. Подчеркните их значение для науки.

• По сути, в заключении Вам нужно ответить на вопрос «И что?». Убедите читателей в том, что они вынесли для себя что-то новое и полезное из Вашего исследования.

• Рекомендуем Вам писать заключение перед введением по нескольким причинам. Во-первых, выводы проще формулировать, пока Вы хорошо помните информацию, с которой работали в основной части. Во-вторых, выводы и обобщения, приведённые в заключении, можно будет перефразировать и использовать при написании введения. Не забывайте о том, что в заключении эти обобщения должны смотреться более убедительно, чем во вступлении. Заключительную часть нужно сделать яркой и запоминающейся: так научная работа произведёт на читателей более сильное впечатление.

3. Напишите введение

Структура введения обратна по отношению к структуре заключения, но при этом содержит практически те же элементы. Сначала нужно рассказать, какой теме посвящена работа, затем обозначить проблему и объект исследования и в конце вступительной части сформулировать тезисы. Избегайте дословного цитирования фраз из заключения.

4. Соблюдайте правила научного цитирования

Чтобы Вас не обвинили в плагиате, нужно правильно оформить цитаты в работе. Стиль цитирования зависит от учебной дисциплины и темы исследования. Самые распространённые стили форматирования и цитирования – это MLA, APA и Чикагский стиль. Они предписывают определённые правила по оформлению научной работы, в частности, по оформлению цитат в тексте и подстрочных ссылок.

• Стиль MLA обычно применяют для форматирования научных работ в гуманитарных науках. Он предполагает использование внутритекстовых ссылок и написание библиографического списка в конце работы.

• Стиль APA используют для оформления работ, связанных с общественными науками. Он также предусматривает внутритекстовые ссылки и список источников. Кроме того, для каждого раздела и параграфа нужно придумывать соответствующий заголовок.

• Чикагский стиль используется преимущественно в публикациях на исторические темы. Этот стиль предполагает использование подстрочных ссылок.

5. Отредактируйте работу

Не поддавайтесь соблазну положиться на текстовый редактор и просто пробежаться глазами по тексту. К редактированию научной работы нужно подойти более ответственно. Найдите как минимум одного человека, который будет готов прочитать и проверить Вашу работу. Лучше, если таких помощников будет двое. Попросите их проверить текст на грамматические и орфографические ошибки, а также оценить стиль и честно сказать Вам, получилась ли работа убедительной.

• Если Вы редактируете собственную работу, приступайте к проверке примерно через три дня после того, как напишите весь текст. При проверке в первые несколько дней Вы можете пропустить некоторые ошибки, потому что Вы привыкли к тексту, поэтому проверять работу лучше на свежую голову.

• Не игнорируйте замечания других проверяющих только потому, что из-за них Вам придётся потратить ещё какое-то время на работу с текстом. Если Вам предлагают переписать часть исследования, скорее всего, на это есть причины. Не жалейте времени на редактирование научной работы.

6. Подготовьте окончательный вариант научного исследования

Итоговый вариант Вашего исследования будет готов после того, как Вы доработаете основные положения, проверите и перепроверите работу и отформатируете текст. Перечитайте каждую главу и исправьте все ошибки и опечатки, при необходимости поменяйте фрагменты текста местами. Отформатируйте работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми Вашим научным руководителем. Напишите введение и составьте библиографический список. Если Вы выполнили все эти условия, можете считать ваше научное исследование законченным. Сохраните его на компьютере (для надёжности лучше на нескольких электронных носителях) и распечатайте.

Вопросы и ответы:

 Должен ли автор работы изобрести что-то новое в ходе исследования, или можно систематизировать уже имеющуюся информацию?

Возможны оба варианта. Результаты исследования могут представлять как практическую, так и теоретическую ценность.

 О чём писать во введении?

Во вступительной части нужно рассказать, о какой теме пойдёт речь и что Вы собираетесь доказывать, а также обозначить научные методы, которыми Вы будете пользоваться в ходе работы. Постарайтесь начать вступительную часть с необычного захода или приёма, так Вы захватите внимание читателя.

 Как составить анкету для социологического опроса?

Правила составления анкет для опросов смотрите здесь.

 Где можно опубликовать научно-исследовательскую работу?

Вы можете опубликовать Ваше исследование в научном журнале либо в открытом доступе на специализированном ресурсе в Интернете (например, на SSRN или Researchgate). Если Ваше исследование достаточно объёмно, Вы можете опубликовать его в небольшой книге (как на бумаге, так и в электронном виде).

 Нужно ли нумеровать вторую и третью страницы?

Если Вы нумеруете страницы Вашей работы, вторая и третья страницы должны быть пронумерованы.

Советы:

• Не откладывайте работу над исследованием на последний момент

• Соблюдайте дедлайны

• Постарайтесь понять, что Вам действительно интересно исследовать. Лучше углубиться в узкую тему, чем поверхностно осветить широкий круг вопросов.

Перевод: Елизавета Кофанова




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Выживут только отличники

Почему 95% выпускников так и не знают иностранный язык

Это какой-то сговор. Нет другого объяснения, почему в российских школах сделано все для того, чтобы ученики не знали иностранный язык. Неважно, по какому учебнику занимаются с детьми, это лишь подспорье. Основная задача лежит на преподавателе. И тут возникает вопрос: почему даже у хороших учителей 95% детей в классе ничего не знает? Об этом рассуждает выпускница филологического факультета Волгоградского университета, журналист Юлия Доронина.

15.02.2017 13:00, Юлия Доронина, mel.fm


Нужны ли стране академики?

Интервью с ректором автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Когда произносят слово «академик», сразу представляется убелённый сединами старик, непременно доктор наук, знающий о своей научной отрасли почти всё. Однако седины у современного академика может и не быть, как впрочем, глубоких морщин и скрипучего старческого голоса.

03.02.2017 16:00, Виктор Власов


Не думать о белой обезьяне!

К чему на самом деле приводят запреты

Дети — наше всё. И мы готовы оберегать их примерно так, как Маленький принц оберегал свою розу — накрывая колпаком и прикрывая ширмой.

25.01.2017 13:00, Анатолий Шперх, newtonew.com


Система троечников будет снесена

«Люди, которые могли бы умножать знания, работают на фальсификацию знаний»

Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель и издатель интернет-издания «Частный Корреспондент», об управлении знаниями, их открытости и доступности для современного общества. Выступление на Экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа».

20.01.2017 14:00, Иван Засурский


«Берем только лучших!»

Первая онлайн-магистратура в России: новые возможности от МФТИ

В последнее время СМИ много говорят про МООК – массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют студентам обучаться на дому. Одной из важнейших тем для споров всегда оказывалось качество такого образования. В этом году МФТИ запустил первую в России онлайн-магистратуру по направлению «Современная комбинаторика». Вуз обещает лучшие курсы от лучших преподавателей, обучение онлайн в гибридном формате и полноценный диплом государственного образца.

08.12.2016 17:00, Аса Сигурэ


Школа – высота для многих недосягаемая

«Лучше уж заимствовать сведения из видеоигр, чем выйти на улицу и направится в сторону очередной пивной»

Множество специалистов оканчивает педагогический университет, уходя торговать в бутики и в пивнушки. Куда угодно, только не в школу – не в шумный коллектив с непредсказуемыми детьми и родителями. Учитель всегда находится, словно на лезвии бритвы, любой ребёнок может спросить и сказать прямо в лоб. Видели отечественный фильм «Географ глобус пропил» или «Училку», удостоенную приза зрительских симпатий? Дети измываются над учителями, чувствуя безнаказанность.

03.12.2016 16:00, Виктор Власов


«Мы можем не успеть сохранить знания!»

Интервью с Тарасом Пустовым, руководителем Центра инновационных образовательных технологий МФТИ

Университетские образовательные проекты открытого доступа пока остаются в России редкостью, к тому же о них знают, как правило, только студенты или абитуриенты соответствующего вуза. Но есть примеры инициатив, которые выросли во что-то большее, чем внутриуниверситетская площадка «для своих», одна из них – «Лекторий МФТИ», который стал не только учебным пособием для тысяч российских студентов, но и экспериментальной площадкой для команды проекта, которая от записи лекций перешла к созданию онлайн-курсов, специализаций и даже онлайн-магистратуры.

03.12.2016 13:00, Ангелина Горбунова


8 громких историй о липовых научных степенях и их последствиях

Академические скандалы, фальсифицированные дипломы, купленные диссертации, дела о плагиате и другие детективные истории со всего мира

Академические скандалы, связанные с расследованиями сетевого сообщества «Диссернет», уже несколько лет будоражат умы тех, кто интересуется наукой, социумом и политикой. Именно «Диссернет» обратил внимание на существующую системную проблему экономической этики и репутационного кризиса. В 2014 году именно «Диссернет» добился тотальной чистки экспертных советов ВАК по экономической тематике. Вспомним главные события последних трёх лет, связанных с деятельностью «Диссернета».

18.11.2016 16:00, Люся Ширшов, newtonew.com


Подготовка к науке

Об учителях и традициях

Бывает так, что нужно и поработать. Например, написать новости в рубрику «Естествознание». Как это происходит? Читаешь анонсы научных статей, обзоры, выбираешь интересненькое. Затем вникаешь подробно. И удивляешься изощрённости природы и малости своего знания.

27.10.2016 16:00, Алексей Торгашев


«Образование не должно быть тоталитарным»

Василий Лебедев, основатель школы «ИКРА», о том, как построить бизнес, за который в России не принято платить

Школа креативного мышления ИКРА, как и все изобретения, идеи и системы, которые мне удавалось строить в жизни — это долгий, очень интересный, трудоемкий и насыщенный процесс. Он формировался годами. Формировался самыми разными людьми, которые участвовали в этом бизнесе, и всем окружением, которое подталкивало нас к созданию такой школы.

13.10.2016 12:00, Татьяна Кулагина, therunet.com






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>
 

Новости

Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.
Лонгрид как диплом
Студенты журфака предложили ввести новый формат работ на Научкоре.
С Научкором познакомился МИСиС
Студентам технологического вуза тоже нравится «Востребованное образование».
Глушить мобильную связь
В школах Приморского края будут установлены блокираторы сотовой связи.
В России готовится список слабых университетов
Часть из них закроют, другие - реорганизуют, третьи - присоединят к сильным.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.