Месяц назад председательство в Евросоюзе перешло от Чехии к Швеции. Это не просто очередная ротация – если за полугодовое шведское председательство будет принят Лиссабонский договор, эта скандинавская страна войдет в историю как последний председатель ЕС. Потому что уже с начала 2010 г. Евросоюзом будет руководить избираемый на два с половиной года президент.
В какой-то степени жребий Швеции как завершающего председателя ЕС логичен, потому что роль этой страны в Европе весьма нетрадиционна, не зря слоганом её правления избрана фраза «Принимая вызов». Шведы известны в мире своей похожей на немецкую лютеранской этикой. Для неё характерны прилежность, пунктуальность и основательность. Шведы сдержанны в эмоциях и любят планировать свои дела заранее. А ещё эта страна знаменита как родина «шведского социализма» и Партии пиратов.
Разбойники и торговцы, скандинавские викинги с IХ века морем проникали в Европу, Византию и Аравию. В 1397 г. датская королева Маргарета объединила Данию, Норвегию и Швецию в Кальмарскую унию, которая распалась в 1520 г., после казни представителей шведских сословий, что привело к восстанию и возведению на престол шведского дворянина Густава Вазы. В Тридцатилетнюю войну Швеция стала одной из ведущих европейских монархий, великой державой Северной Европы. Она дважды разбила Данию, завоевав датские и норвежские провинции. Ей принадлежали Финляндия, несколько провинций Северной Германии (Померания, Бремен), Эстония, Латвия, Ингерманландия, и даже колония в Северной Америке (в штате Делавэр), правда, недолго. В 1700 г. Россия, Саксония в союзе с Польшей и Дания с Норвегией выступили против Шведской империи. Поражение в Полтавской битве, гибель Карла XII и заключение Ништадтского мирного договора положили конец шведскому великодержавию. Её территория сократилась до современных Швеции и Финляндии, тоже утраченной в Русско-Шведскую войну 1808—09 гг. А владений в Северной Германии Швеция лишилась во время наполеоновских войн, получив в порядке компенсации Норвегию. После коротких войн с Данией и Норвегией в 1814 г., Швеция больше не воевала никогда.
В 1809 г. была введена Конституция, основанная на разделении властей. Королём Карлом XIV Юханом стал наполеоновский маршал Бернадот. В правление его сына Оскара I и внука Карла XV были расширены экономические и политические права населения, введено обязательное образование, местное самоуправление, свободная торговля и парламентская реформа, всеобщее избирательное право.
В 1932 г. правящей партией стали социал-демократы, которые находились у власти в Швеции на протяжении большей части ХХ века, дольше, чем любая партия в любой европейской стране. При них Швеция превратилась в одну из самых высокоразвитых индустриальных стран мира с высоким уровнем жизни населения. В течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны шло быстрое развитие шведской экономики, её «золотые» годы. Самым известным в мире шведским социал-демократом был Улоф Пальме, премьер-министр страны в 1969—76 гг. и 1982—86 гг., с 1969 г. до своей смерти в 1986 г. возглавлявший СДРП. Пальме проводил политику сглаживания экономического неравенства, стремясь построить в государстве «народный дом». Он отстаивал политику традиционного нейтралитета Швеции в сочетании с активным участием страны в международных делах. Благодаря его деятельности возникло понятие «шведский социализм», ставшее некой моделью справедливого общества. Версий трагической гибели Пальме существует немало, но его убийство, как убийство Кеннеди, Индиры Ганди и других политиков, остаётся загадкой.
Ещё одной загадкой Швеции стали парламентские выборы 2006 г., после которых её начали называть «страной проигравшего социализма». Правоцентристы добились исторического успеха, получив большинство в парламенте впервые за последние 25 лет, а результат партии «умеренных» вообще был лучшим с 1928 г. «Умеренные» в коалиции с христианскими демократами и Народной партией выступили против коалиции левых — социал-демократов, «зелёных» и Левой партии, получив на 2% больше голосов (48% против 46%).
Социал-демократы потерпели поражение, несмотря на знаменитую «шведскую модель» социального государства, которую годами считали убедительным аргументом эффективности социальной защиты. «Модераты», объявив себя «новой рабочей партией», отстаивающей интересы всех работающих, сумели убедить избирателей, что при них безработица снизится, налоги станут меньше, а социальная защищённость останется прежней.
Став премьером, молодой лидер «умеренных» экономист Фредрик Рейнфельдт сразу начал корректировать свои взгляды, заявив, что не будет разрушать «шведскую модель», хотя в 1993 г. в своей книге «Спящая нация» объяснял, что принципы общества всеобщего благосостояния ведут к застою и гибели. В программе его коалиции значились и приватизация крупных медицинских научных центров, и лозунг «Любой ценой — на рынок труда», который заставил страховые кассы и социальные отделы шведских коммун пересмотреть решения о пособиях и досрочных пенсиях, и лозунг «За рабочими местами — на новое место жительства», вынудивший жителей престижных районов переезжать в другие места. Ещё предполагался приток в страну иностранного капитала при сокращении государственного сектора в экономике, где государство имело доли в 62 компаниях численностью около 200 тысяч человек. Рейнфельд считал: «Нам совершенно не нужны государственные компании в тех отраслях, где рынок нормально функционирует». И действительно, была проведена приватизация госкомпаний, например, Vin&Sprit, владевшей водкой Absolut, продана компания недвижимости Vasakronan и часть акций Стокгольмской биржи. Но в кризис продажа акций не имела смысла, поэтому запланированные к продаже доли не были реализованы, скажем, почти 20% самого большого банка Северной Европы, Nordea.
В кризис выросла безработица, государство было вынуждено сократить размеры социальных пособий. Но наличие мощного рабочего движения и сильной Социал-демократической рабочей партии, победившей на недавних выборах в Европарламент, постоянно напоминает правоцентристскому кабинету, что значительная часть граждан не готова отказаться от модели «шведского дома». 7% шведских избирателей на европейских выборах не нашли никого более достойного доверия, чем Пиратская партия. Созданная в 2006 г., она стала третьей по численности партией Швеции. В Европарламенте пиратам причитается одно место в парламенте и два, если Лиссабонский договор будет ратифицирован. Остальные 17 мест поделили правящая коалиция во главе с премьером Райнфельдтом и оппозиция.
Такой Швеция вступила на пост председателя ЕС. В отличие от своих предшественников, Германии, Франции, Чехии, ей непросто было определить приоритеты на предстоящий период. Борьба с финансовым кризисом и безработицей, реформа ЕС, изменения климата, ратификация Лиссабонского договора — всё важно. А «Трёхпартийная программа 18 месяцев», подготовленная Францией, Чехией и Швецией в июне 2008 г., которая предназначалась для координации сотрудничества стран-председателей до вступления в силу Лиссабонского договора, приоритетными называла вопросы изменения климата.
Однако в кризис правая Швеция, «принимая вызов» в качестве председателя ЕС, обязалась разработать новую стратегию занятости, именно её считая приоритетной. Несмотря на свои правоцентристские взгляды, шведское правительство убеждено, что европейские страны должны тратить большую долю госбюджетов на социальные расходы, поддержание «щедрой и универсальной» системы социального обеспечения и программы оказания помощи миллионам европейских безработных. Фредрик Райнфельдт назвал неприемлемым, что трое из десяти европейских граждан находятся вне рынка труда, и предупредил, что если эта ситуация не изменится, стране «угрожает массовая безработица и социальные волнения». Всё-таки «шведская модель» воспитания политиков не пропала даром.
Райнфельдт убежден, что 2009 г. станет ключевым годом для ЕС, который стоит перед «огромными вызовами», и Швеции в одиночку с ними не справиться. Его страна возглавила ЕС в особый период — начало работы Европарламента, Еврокомиссии нового состава и нового постоянного президента ЕС, в случае, если Ирландия одобрит Лиссабонский договор. В общей сложности, Швеции предстоит провести около 3 тысяч встреч Евросоюза на разных уровнях, включая саммит с Россией, Китаем, США, Бразилией, Украиной, Индией и Южной Африкой. Другими приоритетами Стокгольма будут вопросы безопасности, борьба с организованной преступностью и нелегальной иммиграцией.
И, несмотря на кризис, самое главное — это борьба с изменениями климата, которая является «судьбоносным вопросом нашего поколения». Евросоюз должен взять на себя роль мирового лидера и не ограничиваться краткосрочными мерами, такими, как торговля квотами на вредные выбросы. Необходимо немедленно начать вкладывать средства в возобновляемые источники энергии, экономить энергию и улучшать энергетическую эффективность, что позволит также создать новые рабочие места и стимулировать рост экономики в ближайшие десятилетия.
Страны Евросоюза должны выработать единую позицию перед декабрьской международной конференцией по климату в Копенгагене. «Необходимо изменить направление движения, уйти от зависимости от ископаемого топлива», — заявил Райнфельдт. Моделью для ЕС может служить сама Швеция, экономика которой выросла за последние два десятилетия на 50%, несмотря на самый высокий в мире налог на выбросы углекислого газа. В Швеции высокий (выше 60%) уровень отходов, используемых как вторичное сырье, а государственные расходы на охрану окружающей среды в стране превышают 58 млн евро. Маленькая Швеция планирует сократить выбросы CO2 на 50% и увеличить на 40% производство возобновляемой энергии к 2020 г., а к 2030 г. прекратить использование традиционного топлива на транспорте.
Швеция всегда была последовательной сторонницей Киотского протокола. В ЕС страна давно является одним из «чемпионов экологии», её правые поддерживают отказ от ядерной энергетики. Рейнфельдт призвал страны ЕС приложить максимум усилий, чтобы «добиться на международном уровне качественного перелома в борьбе с климатическими изменениями».
Стагнация экономики, быстро растущая безработица, дефицит бюджетов стран ЕС — вот вызовы для председательства Швеции. Странам ЕС нужно координировать действия по стабилизации финансовых рынков, борьбе со снижением экономической конъюнктуры и ростом безработицы. Будет создана общеевропейская финансовая инспекция, орган, отслеживающий риски финансовой стабильности экономики единой Европы. Экономический кризис проверил на прочность основы Евросоюза, закреплённые в Маастрихтском договоре. Трещат по швам бюджеты и старых членов ЕС, и новичков, которым придётся навести порядок в финансовых делах, иначе их неурядицы могут усилить давление на экономику всей объединенной Европы.
Швеция намерена выступить с инициативами по снижению отрицательного влияния финансового кризиса на экономику ЕС, уделив внимание выполнению Пакта стабильности и роста и стратегии снижения странами ЕС финансовых дефицитов своих бюджетов. В прошлом году признанный Маастрихтским договором уровень дефицита бюджета превысили шесть стран ЕС — Ирландия, Греция, Испания, Франция, Латвия и Мальта, а в 2009 г. с бюджетным дефицитом выше 3% столкнутся уже 9 членов ЕС.
Однако экономика Швеции будет восстанавливаться более быстрыми темпами по сравнению с другими странами еврозоны. Экономисты объясняют это тем, что Риксбанк (ЦБ Швеции) снизил процентные ставки больше, чем Европейский центральный банк. Ожидается, что в 2010 г. экономика страны вернётся к росту, а первые признаки восстановления уже заметны в потребительском секторе и промышленности
«Видение шведского председательства — сильная и эффективная Европа, в которой главное внимание уделяется всеобщей ответственности в борьбе с сегодняшними и завтрашними трудностями, включая готовность управлять кризисом», — подчеркивал Райнфельдт. Что же, возможно, шведское председательство будет менее амбициозным, чем французское, но точно более осмысленным и решительным, чем чешское.
Шведские полгода в ЕС — это период консолидации сил. Швеция давно не участвовала в войнах, придерживаясь после Второй мировой своей традиционной политики свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны, поэтому её вовлечённость в европейские дела ограничивалась ООН и Советом Европы. Изменение обстановки в мире изменило и позицию Швеции в отношении Евросоюза. Став в 1995 г. полноправным членом ЕС, а в первой половине 2001 г. его очередным председателем, Швеция заявила, что разделяет долгосрочные цели ЕС и поддерживает меры по созданию экономического и политического союза, сменив нейтралитет на ориентацию на общеевропейское сотрудничество. В новом председательстве Швеция претендует на ещё более активную роль в единой Европе и, похоже, готова принимать любые вызовы.
Читать @chaskor |