11 сентября для всех жителей Чили является знаменательной датой. В этот день 36 лет назад произошёл военный переворот, лишивший власти социалиста Сальвадора Альенде. В последующие 16 лет вся полнота власти в стране находилась в руках генерала Аугусто Пиночета и его соратников.
Чили ― государство, расположенное на узкой полосе тихоокеанского побережья Южной Америки. На сегодняшний день это, пожалуй, самое стабильное государство региона, сравнительно успешно противостоящее мировому кризису. Соседние Аргентина и Парагвай отстают от неё, не говоря уж об Эквадоре, Венесуэле или Боливии.
Примечательно, что и в Чили, как и в последних трёх государствах, у власти ныне находятся социалисты. Однако если Кито, Каракас и Сукре провозгласили построение социализма в своих странах и проводят многочисленные радикальные реформы, то Сантьяго обходится без этих мер. Он успешно использует экономическую модель, заложенную и получившую развитие в период диктатуры.
Тем не менее, несмотря на достаточно высокий уровень жизни в стране по сравнению с соседями, в чилийском обществе до сих пор не достигнуто национального единства. Раскол существует из-за диаметрально противоположных отношений к событиям 36-летней давности и последующему периоду нахождения у власти генерала Пиночета. Для одних он кровавый палач и диктатор, причастный к гибели и пыткам своих соотечественников, для других ― лидер, революционер, спасший страну от угрозы её скатывания к коммунизму и выведший её в число самых развитых стран региона.
Во многом ситуация в стране напоминает ту, которая сложилась в конце 1970-х годов в Испании. Она долгое время была расколота на сторонников и противников режима генерала Франко. Сейчас можно говорить о том, что процесс этот в целом преодолён. О Чили, живущей без диктатуры уже 20 лет, такого пока сказать нельзя.
Между тем процесс национального примирения был начат ещё в период правления генерала. В конце 1970-х Пиночет амнистировал тысячи людей, причастных к нарушению прав человека в 1973―1978 годах. К этому периоду относятся события, в результате которых погибли несколько тысяч человек. Десятки тысяч были отправлены в тюрьмы и концлагеря, где неоднократно подвергались пыткам. Впрочем, об этом тогда в стране открыто не говорилось.
После прихода к власти в стране левоцентристской коалиции соцпартии и партии христианских демократов новый президент страны Патрисио Эйлвин, некогда поддержавший переворот, гарантировал ушедшему на покой генералу неприкосновенность. В последующем её подтверждали и все коалиционные поставторитарные правительства, которые представляют ХДП и СП. Понимая высокую степень поляризации страны, они старались не пустить ситуацию с преследованием бывших функционеров Пиночета вразнос. Поэтому, в отличие от Аргентины и Уругвая, где в 1970―1980-х годах тоже существовала военная диктатура и где общество добивается отмены закона о всеобщей амнистии и наказания виновников репрессий, в Чили соратников генерала никто не трогает. Многие из них уже вышли не пенсию и не играют роли в политической жизни страны. Происходит естественная смена поколений.
Тем не менее в 2005 году была произведена конституционная реформа, внёсшая существенные коррективы в пиночетовскую конституцию, принятую в 1980 году. В новой версии основного закона страны устранены многочисленные недемократические элементы и привилегии военным и полицейским, на которых опирался генерал во время своего правления.
Между тем многие тёмные моменты в событиях времён диктатуры по-прежнему требуют прояснения. В частности, до сих пор нет чётких данных о том, сколько людей стало жертвами политики Пиночета. Цифры приводятся самые разные. Согласно официальным данным, погибло чуть более 3 тыс. человек. Несколько сот тысяч были вынуждены эмигрировать. В докладе чилийской государственной комиссии по делам политических заключённых и пыткам, опубликованном в конце 2004 года, отмечалось, что узниками пиночетовских тюрем за время диктатуры стали 28 тыс. человек. В последующем им была назначена пожизненная ежегодная компенсация, сумма которой превышает тысячу долларов. Ещё ранее, в 1993 году, правительство страны приняло решение, согласно которому оно брало на себя расходы по обучению в колледжах и вузах страны родственников жертв политических репрессий. Чилийская армия признала свою вину в карательных действиях против оппонентов режима и попросила у них прощения.
Несмотря на принятые чилийским демократическим руководством законы, направленные на достижение в стране общественного согласия, добиться заявленной цели пока не удаётся. Резкий рост критики Пиночета и его сторонников в стране усилился в 2000 году по случаю празднования в стране 30-летия прихода к власти альянса «Народное единство», возглавляемого Альенде, а затем в связи с годовщиной военного переворота в 2003 году. Особенно давление обострилось при социалистах, пришедших к власти в стране на смену христианским демократам. Генерал на несколько месяцев был даже помещён под домашний арест, однако привлечь к суду его так и не удалось. Ради сохранения стабильности власти были вынуждены спустить ситуацию на тормозах. В результате Пиночет умер естественной смертью в декабре 2006 года. Ему были возданы соответствующие почести как бывшему главнокомандующему сухопутными силами, а не как бывшему главе правительства, поскольку он не занял свой пост в результате победы на выборах. На его похоронах присутствовали представители армии. А сами траурные мероприятия сопровождались столкновением противников режима Пиночета с полицией.
После смерти генерала социалистические власти так и не дали конкретную оценку его деятельности на посту главы государства. Более того, теперь его обвиняют в коррупции и ищут миллионы в иностранных банках.
Практически одновременно с информацией об ордере на арест 129 сподвижников генерала судья Мануэль Вальдеррама заявил, что на момент смерти отставного диктатора его состояние составляло более 25 млн долларов, накопленных в результате нечистоплотного расходования госсредств.
Вместе с тем какой-либо организованной кампании правительства против Пиночета и его сторонников всё же нет. Проведённые аресты связаны с расследованием нескольких громких дел по убийствам за рубежом видных деятелей левой оппозиции. Речь идёт о двух громких операциях, проведённых чилийскими спецслужбами в конце 1970-х, ― «Кондор» и «Коломбо». Об их существовании стало известно лишь спустя 20 лет.
В настоящее время все разыскиваемые обвиняются в насильственном похищении оппозиционеров. Возможно, другие эпизоды будут добавлены в обвинительное заключение по ходу опроса свидетелей. Как отмечает западная пресса, нынешние аресты соратников Пиночета являются самыми массовыми за всё время после ухода диктатора с поста руководителя страны.
Впрочем, год назад подобные массовые аресты уже проводились. 98 человек были арестованы в конце мая 2008 года. Им также инкриминировалось участие в операции «Коломбо». Среди задержанных оказался и бывший директор тайной полиции ДИНА Мануэль Контрерас, который был приговорён к двум пожизненным срокам. Всего же по делу о пытках и похищениях в период пребывания у власти Пиночета в стране осуждено несколько десятков человек.
Считается, что операции «Коломбо» и «Кондор» были начаты по приказу Пиночета вскоре после его прихода к власти. К 1975 году, несмотря на установление власти военной хунты, в стране по-прежнему оставалось много влиятельных политиков, которые представляли угрозу для военного режима. Целью операции был разгром оппозиционного левого движения «МИР» ― военизированного крыла Коммунистической партии Чили, которое совершало террористические акты, направленные против новой власти.
Во время спецоперации, которой руководила ДИНА, были похищены 119 противников хунты. Долгое время считалось, что все эти люди пропали без вести. Чилийские СМИ утверждали, что все они готовили заговор с целью свержения государственной власти, а после провала переворота бежали за границу. Многие из них якобы погибли в разборках, вызванных разногласиями внутри оппозиции за пределами страны.
Операция «Кондор» представляла собой совместную кампанию авторитарных и диктаторских режимов стран Южной Америки по преследованию и уничтожению политической, прежде всего левой, оппозиции в ряде стран региона. Точное число её жертв не установлено и по сей день.
Усиливающаяся после смерти Пиночета волна арестов среди его бывших соратников свидетельствует о том, что нынешнее социалистическое правительство, по-видимому, решило таким образом поставить точку в событиях чилийской революции и, добившись наказания для всех виновных, сплотить общество. Однако подобная попытка лишь бередит не зарубцевавшиеся ещё раны и ещё сильнее раскалывает общество. Как свидетельствуют данные соцопросов, страна по-прежнему разделена надвое.
На ближайших в стране президентских выборах, которые состоятся уже в декабре этого года, половина чилийцев готова отдать свои голоса за Эдуардо Фрея, бывшего главой государства в начале 1990-х члена ХДП. Другая ― за Себастьяна Пиньеру, кандидата от правой оппозиции. Их шансы экспертами оцениваются примерно как равные (с небольшим перевесом в сторону Пиньеры). Таким образом, шансы правых на победу достаточно велики. Можно предположить, что в случае их прихода к власти рассмотрение дел, возбуждённых против сторонников Пиночета, будет приостановлено или спущено на тормозах. Страна, учитывая всё ещё сильную поляризацию общества, вернётся к положению, существовавшему в середине 1990-х. Для того чтобы преодолеть раскол в обществе, понадобится не одно десятилетие.
Читать @chaskor |