Карл-Йоганн Вальгрен. Кунцельманн & Кунцельманн. М.: РИПОЛ классик, 2010.
Шведский бард и прозаик Карл-Йоганн Вальгрен снова написал роман о человеке-уникуме. Герой его «Истории удивительной любви» был ясновидцем (именно под таким названием роман издан в России); Николай Рубашов из «петербургской» трилогии, играя с Сатаной в покер, обретает бессмертие. В новой книге писателя герой обладает феноменальным талантом в области фальсификации произведений искусства.
2004 год. Сорокалетний Иоаким Кунцельманн, узнав о смерти своего отца Виктора, известного немецкого художника, коллекционера и реставратора, шаг за шагом приоткрывает неизвестные страницы его биографии. Страницы эти оказываются поистине шокирующими. Оказывается, Кунцельманн-старший в молодости был удачливым фальшивомонетчиком, изготовителем поддельных автографов и документов, сидел в нацистском концлагере за «гомосексуальный разврат», а после войны перебрался от греха подальше в Швецию, где втихаря изготавливал имитации великих картин. Официальный научный статус главного разоблачителя фальсификаций надёжно защищал его от подозрений. Да и уровень сработанных им подделок был высочайшим. Заработанные на фальшивках деньги Виктор отдавал на благотворительность. А сыну, рассчитывавшему на солидную долю в наследстве, он приготовил малоприятный загробный сюрприз…
На самом Иоакиме тоже, как говорится, клеймо ставить негде. Интеллектуал-недоучка, полужурналист и квазикультуролог. А ещё эротоман и порнофил, кокаинист, сибарит и разгильдяй. Будучи на мели, однажды он и сам снялся в «фильме для взрослых». Образ Иоакима — явная удача Вальгрена; писатель с большой иронией и не меньшей симпатией изобразил злоключения этого инфантильного и неприкаянного «сына грешного века». Не забыв, впрочем, увенчать его бурную одиссею хеппи-эндом.
Тонкий и умный (хотя и не лишённый длиннот) роман Вальгрена — о мире подделок. В нём живёт не только Виктор Кунцельманн. Сын его тоже обитает в фальсифицированной реальности. Даже его высоколобые статьи — не что иное, как парафразы философских и психоаналитических трактатов. Однако в этом мире грань между подлинником и подделкой истончилась до крайности. Всегда можно найти тщеславного толстосума, готового платить баснословные деньги за пейзаж «середины ХIХ века», на самом деле сфабрикованный в секретной мастерской Кунцельманна-папы. Да и кто в эпоху постмодерна кинет камень в великолепного имитатора? Продвинутые искусствоведы всегда докажут, что его творения — не плагиат, но лишь ироническое переосмысление великого наследия. Ведь подлинность/неподлинность — это всегда вопрос интерпретации… Ну а талант рисовальщика фальшивых банкнот может даже принести пользу отечеству в военную годину.
Впрочем, изготовленные Виктором поддельные фунты стерлингов не спасли Третий рейх от гибели.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Вальс Финё.
Питер Хёг. Дети смотрителей слонов / Пер. с датского Е. Красновой. СПб.: «Симпозиум», 2012. 416 стр. - Успокойте меня!
Книга К. Юханнисон «История меланхолии», переведённая со шведского и изданная «НЛО» - идеальный новогодний подарок для людей с богатым воображением. - Эссеистическим ключом по голове.
Долгожданная биография Ибсена станет для российского читателя сплошным разочарованием. - Скандинавская защита «Миллениума».
Телевизионное мыло оказывается рецептом самого успешного детектива последнего времени. - Враг.
4 августа 1859 года родился великий норвежский писатель Кнут Гамсун. - Благословенное дитя.
Первые главы романа, написанного дочерью Ингмара Бергмана и Лив Ульман, вышедшие в издательстве «Текст» (перевод с норвежского Анастасии Наумовой). - Девушка, которая….
В последней части трилогии «Миллениум» Стиг Ларссон пробует себя в жанре юридического триллера и завершает историю Лисбет Саландер. - Залечь на дно в Рейкьявике.
От лица профессионального киллера исландец Халльгрим Хельгасон излагает историю, балансирующую на грани циничного фарса и психологической драмы. - Улыбайся, детка.
Роман шведской актрисы, журналистки и писательницы — европейский вариант «Дневника Бриджит Джонс», только без традиционного хеппи-энда и написанный от третьего лица. - Удивительное путешествие в безумие и обратно.
Рассказывая о своём исцелении от шизофрении, норвежка Арнхильд Лаувенг обнажает скрытую логику душевной болезни.