Подписаться на обновления
29 маяВоскресенье

usd цб 66.0413

eur цб 73.8474

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте 
Владимир Харитонов   пятница, 24 сентября 2010 года, 17.30

При необходимости и исключительно в личных целях
Госдума собралась поправить ГК и поставить всех нас вне закона


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








Приходилось ли вам посещать электронные библиотеки? Смотреть дома фильмы на DVD или в онлайне? Слушать музыку? Думаю, неоднократно. Приходило ли вам в голову, зачем вы это делаете? В чём необходимость? Наверное, никогда. Напрасно. Теперь придётся. Госдума уже правит Гражданский кодекс.

Сначала я хотел назвать статью «Годар против Михалкова». Правда, хорошее название? Признанный мэтр французского кино, вождь «новой волны» мирового кинематографа, икона артхаусного кино Жан-Люк Годар в середине сентября высказался в том духе, что интеллектуальной собственности не существует, а у творца нет никаких прав — только обязанности перед зрителем. Немного романтическое, но вполне заслуживающее внимания мнение, которое Годар подкрепил материальным аргументом, направив чек на 1000 евро в поддержку одного французского пирата, осуждённого за скачивание из Сети нелицензионного контента — музыки и фильмов, в том числе, может быть, и тех, режиссёром которых был сам мэтр.

Красивый жест Годара смотрится особенно эффектно на фоне рассмотрения аккредитационной комиссией при Росохранкультуре кандидатов на роль сборщиков нового налога со всех компьютерных устройств и материалов для цифровой записи. Извините, я оговорился, не «налога», а «обязательных сборов», конечно. Наш закон весьма щепетилен в отношении правильного употребления слов. Налоги у нас может собирать только государство. А тут — другая история.

В соответствии с Бернской конвенцией и ст. 1245 Гражданского кодекса правообладатели имеют право получать некие деньги за то, что у вас есть компьютер и вы можете (да-да, именно можете — будете или нет, вас никто не спрашивает), например, скопировать купленный вами DVD на жёсткий диск — на всякий случай, вдруг поцарапаете. Поскольку проконтролировать, будете вы делать это или нет, нельзя, законом предусмотрен обязательный сбор с поставщиков любых устройств и материалов, который должно собирать какое-нибудь общество по коллективному управлению правами (общепринятое сокращение — ОКУП, распространённая кличка — ОКУПанты).

Это общество должно выступать от имени авторов и распределять деньги между ними. Всех авторов, конечно, в одно общество не согнать — они же люди творческие и самовлюблённые, но это и не важно: если уж государство решит кого-нибудь аккредитовать, то так тому и быть. И будет это ОКУП собирать деньги с торговцев, а те — с покупателей. То есть с нас с вами. Цена вопроса для покупателя вроде бы не слишком велика — порядка 1—5% от стоимости оборудования и 3% с носителей. Но в общем тоже деньги. В масштабах страны — около 100 млн долларов в год. Распределять такое ОКУП деньги, конечно, будет тоже не всем авторам, а только тем, с кем заключит соответствующие договоры. Если же автор будет слишком занят своим творчеством или вдруг ОКУП его найти не сможет (ну, никак! понимаете? звонили, в дверь стучали, письма писали, а он — ни в какую!), то автор ничего и не получит.

С логикой закона отчасти можно согласиться: автор, как и человек нетворческой профессии, хочет есть и хочет денег. И продать ему часто больше нечего, кроме продукта своего творческого труда. Продукт этот, правда, специфичен и часто, к несчастью (или к счастью — у авторов, как ни странно, есть разные точки зрения на этот счёт), легко копируется, будучи перенесён в цифровую форму. Так что заплатить авторам, наверное, не грех. Пусть и в такой извращённой форме. Форма, если задуматься, правда, странная: деньги же собираются не для авторов конкретных произведений, которые кто-то копирует, а вообще для всех авторов сразу. Как это самое ОКУП будет между авторами делить — отдельный вопрос.

Путь Никиты Сергеевича к праву собирать чужие деньги был долгим, но последовательным. Ещё летом прошлого года он предлагал законодательно ввести отчисления с болванок в пользу отечественного кинематографа. Затем пришла очередь бытовой техники. Но у тогдашних предложений был крупный недостаток: для их реализации требовались серьёзные изменения в законодательстве. А вот отчисления за «домашнее копирование» законом уже предусмотрены...

До последнего времени, впрочем, несмотря на положение закона, денег никто никаких с продавцов не собирал, поскольку государство всё никак не назначало никакого доверенного ОКУПа и ставок соответствующих сборов. То ли государству было не до того, то ли ОКУПа подходящего не было. Но вот в прошлом году на этой финансовой сцене появился кинорежиссёр и общественный деятель Никита Михалков, который «обратился к президенту России с инициативой введения сбора с каждого чистого DVD-диска, производимого в России или импортируемого в страну, и перечисления этих средств в пользу Союза кинематографистов». И машинка закрутилась. В ноябре 2009 года Никита Михалков при участии Российского авторского общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности создал под замаячившие деньги Российский союз правообладателей. У РСП, правда, быстро обнаружился конкурент в лице Российского общества по смежным правам. Заявки от этих двух ОКУПов и легли на стол комиссии Росохранкультуры 20 сентября.

Решения своего комиссия не обнародовала и взяла тайм-аут. Вопрос и вправду серьёзный: кто и как будет делить непостный пирог. По слухам, члены комиссии склоняются в пользу РСП Михалкова. У него, правда, самое смешное предложение по части распределения денег: 25% собранных средств должно пойти на нужды РСП, 60% — на развитие кинематографии. Оставшиеся 15% РСП планирует раздавать — вы правильно догадались — авторам. Как именно Никита Михалков развивает последние годы российский кинематограф, вы, как кинозрители, видимо, можете судить самостоятельно. Есть на этот счёт, впрочем, и точка зрения Киносоюза.

«Ввиду общеизвестной сложившейся ситуации с принципиальными стратегическими и организационными расхождениями между существующими в Российской Федерации творческими профессиональными союзами кинематографистов подобная монополия одного из союзов на принятие решений в сфере «культурного налога» может привести к несправедливому и непрозрачному распределению средств в рамках нашей отрасли в пользу бенефициаров, наиболее соответствующих представлениям его руководства о надлежащих приоритетах и лицах». Это фрагмент письма зампредседателя Киносоюза Виталия Манского в адрес Росохранкультуры. Коротко говоря, далеко не все (и далеко не самые последние) авторы кино готовы доверить Михалкову и его союзам право распределять деньги, которые государство поручит собирать и распределять от имени всех авторов сразу.

В свете последних событий — а именно провала «Утомлённых-2» — новейшая инициатива по поддержке восьми крупных студий-производителей, которые якобы вернут в кассу государства затраченные на патриотические блокбастеры денежки, выглядит, мягко говоря, легкомысленно.

Своё решение комиссия Росохранкультуры пообещала объявить 24 сентября.

Так вот. Последний абзац статьи о Годаре и Михалкове, наверное, выглядел бы примерно так:

В идее собирать деньги со всех граждан сразу и сразу для всех авторов в общем нет ничего плохого. Но только при том условии, что и граждане получают от этих сборов какую-то выгоду. Например, освобождение от уголовного преследования за любое копирование в личных целях. Какими, интересно, ещё целями руководствуются пользователи торрент-трекеров? Общественной пользой распространения контента? Увольте. Обычному пользователю (зрителю и слушателю) подобные соображения по барабану, а то обстоятельство, что, скачивая фильм, пользователь его ещё и распространяет (такова технология), — для него скорее неизбежная нагрузка на Сеть, не более того. Думаю, что пользователи в массе своей были бы не против не слишком обременительной, хоть и обязательной дополнительной платы за такую «очистку» прав. В конце концов и Жану-Люку Годару с этих денег что-нибудь да досталось. Проблема только в том, что интересы баланса интересов потребителей и производителей контента нынешним законом, к сожалению, практически не принимаются во внимание, а законодатели готовы прислушиваться только к правообладателям.

Когда этот текст был почти готов, в «Ведомостях» появилась информация о том, что на то же число, что и обнародование решения Росохранкультуры, на 24 сентября 2010 года, в Госдуме назначены слушания, причём уже в третьем, то есть последнем, чтении закона № 63587-5 «О внесении изменений в часть четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации». Этот закон предполагает внести в ГК несколько, на первый взгляд, мелких поправок. Среди них, например, дополнительное указание на то, что свободное воспроизведение в личных целях музыки и фильмов правообладателям полагается вознаграждение — со ссылкой на ст. 1245, в которой речь как раз и идёт о сборе с устройств для записи и носителей (привет, так сказать, Никите Сергеевичу). Зачем повторять это ещё раз, видимо, понятно только юристам. Есть в этих поправках и некоторое послабление: например, теперь можно будет зарегистрировать торговую марку, даже идентичную чужому доменному имени. Есть и новая норма, защищающая «бордо», «граппу», «пармезан» и пр. названия от неправомерного использования.

И, в общем, мимо этих поправок можно было и пройти, если бы не новая трактовка положения о свободном воспроизведении произведений, которая уже касается всех нас. Наслаждайтесь: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Говоря не юридическим, а русским языком: вы можете слушать имеющуюся у вас музыку, неважно, как именно полученную: записанную вами со старого винила на CD, купленную на лотке, скачанную в iTunes или с какого-нибудь файлообменника — только при необходимости. Вы можете читать скачанную из электронной библиотеки книгу только при необходимости. Вы можете смотреть фильм в интернете (или, о! как интересно, скачанный откуда-то?) только при необходимости.

О том, что же может считаться необходимостью, в проекте закона не сказано ни слова. Видимо, обосновывать необходимость чтения книг, наслаждения музыкой и просмотра фильмов нам всем придётся самостоятельно. Вы уже придумали, зачем вам понадобилось смотреть «Доктора Хауса»? А последний фильм Годара? Зачем, то есть какого рожна вы решили посмотреть «Утомлённых солнцем»? Не знаете? А ведь следователю будет очень интересно. Поскольку за нарушение авторского права Уголовным кодексом предусмотрен приличный штраф (до 5 млн рублей) и тюремное заключение (до двух лет).

Мне интересно другое: зачем законодателям понадобилось принимать закон, применение которого в реальности возможно только избирательно? Реализовать его по-настоящему ведь не получится. Ладно бы речь шла только о пользователях Сети. Их всё же всего около 40 миллионов в России. Но на всё население уж точно не хватит ни следователей, ни судей. Которые, кстати, и интернетом пользуются, и музыку слушают, и даже смотрят фильмы, причём без всякой необходимости.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Семейные фотоальбомы — объект авторского права?

Проекты по истории отечественной компьютерной техники, которыми мне случилось заниматься в последнее время, опираются как на официальные архивы, так и на огромное количество воспоминаний, свидетельств, документов, опубликованных в бумажных изданиях или в Сети. Авторы таких публикаций — как правило, это ветераны отрасли, находящиеся в достаточно преклонном возрасте, — к вопросу авторских прав обычно относятся наплевательски, чаще всего, видимо, вовсе не подозревая о существовании проблемы.

19.05.2016 19:00, Юрий Ревич


Легальный путь

Журфак Крымского университета присоединился к проекту «Общественное достояние»

«Самое важное, что мы должны сделать – это освободить научную информацию, освободить культурное наследие, чтобы эти знания стали разделенными между людьми», – руководитель проекта «Общественное достояние» Иван Засурский.

10.05.2016 21:14, Агент Ноосферы для nooregistry.ru


Что читают на журфаке?

Итоги исследования учебных программ ведущих вузов России

Инфокультура и Ассоциация интернет-издателей провели исследование учебных программ факультетов журналистики МГУ, ТГУ, УРФУ, РАНХиГС, СГУ, ВШЭ, СПБГУ. В результате анализа был составлен список произведений, наиболее востребованных сейчас для медиа-образования в вузах. Подробнее о проекте можно узнать на сайте opensyllabus.ru.

31.03.2016 23:00, Агент Ноосферы


Экспертный консенсус

Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты

24 марта 2016 г. в АЦ «Форум» состоялся круглый стол «Наука и культура в открытом доступе: правовые и организационно-технические аспекты», организованный Экспертным советом при Правительстве РФ совместно с Ассоциацией интернет-издателей, при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. "ЧасКор" публикует результаты экспертного обсуждения.

31.03.2016 13:00, Агент Ноосферы


Ты не пройдешь!

Крик души российского интернет-пользователя

Со времени принятия антипиратских законов почти каждый русскоязычный пользователь сети столкнулся с заглушкой на месте одного из его любимых сайтов. Фильмы, книги, музыка – свободные или защищенные авторским правом – постепенно покидают свободный интернет, что не всегда оправдано, т.к. за пару охраняемых произведений из сети пропадают тысячи произведений в статусе общественного достояния. «ЧасКор» составил топ-7 самых значимых блокировок.

30.03.2016 19:00, Анастасия Лещенко


Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы

Концептуальный анализ вторичного использования сиротских произведений в условиях информационного общества

Каждый второй пользователь соцсетей является автором, так как публикует свои заметки, посты и комментарии. Все эти произведения могут быть многократно перепощены без указания имени автора, года публикации и ссылки на источник. То есть, по сути, являются сиротскими. Чтобы представить более глубокий взгляд на эту проблему, «Частный Корреспондент» публикует отрывок исследования Ассоциации интернет-издателей «Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы».

29.03.2016 16:00, И. Левова, Д. Винник, А. Моисеева


«Общественное достояние» в Крыму

Мероприятие на тему «Открытый доступ к знаниям и культурным ценностям» состоялось в Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского 22 марта 2016 года. На встрече президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский рассказал об истории проекта «Общественное достояние», а также объяснил, какие шаги необходимо предпринять, чтобы открыть россиянам доступ к знаниям и культурным ценностям и дать российской науке импульс для интенсивного развития.

26.03.2016 16:53, Агент Ноосферы


Расширяя границы

Мировые ресурсы открытого доступа

Страницы российских изданий уже почти год полнятся сообщениями о блокировке тех или иных ресурсов. Интернет-пространство становится беднее на источники контента, а пользователи начинают чувствовать ограничения нового законодательства. Однако параллельно идет и противоположный процесс: крупнейшие мировые архивы и библиотеки выкладывают произведения в открытый доступ.

23.03.2016 16:00, Аса Сигурэ


А вдруг в Гаагский суд?

Основные положения международных соглашений в сфере охраны авторских прав

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, не предоставлялась иностранным гражданам, поэтому территория действия авторских прав была ограничена территорией государства. Преодолеть это позволили лишь международные договоры, история которых началась в конце 19 века.

19.03.2016 13:00, Ирина Бентяева


Как божественное знание стало бизнесом

История возникновения и развития авторского права в России

В Средневековье предъявлять права на произведение считалось грехом, в царской России вся печать была монополизирована государством, появление СССР разом перевело все произведения в статус общественное достояние. 90-е годы познакомили российских граждан с понятием ретроактивной защиты произведений.

04.03.2016 16:00, Александра Маркина






 
 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.