Подписаться на обновления
22 сентябряВоскресенье

usd цб 63.8487

eur цб 70.5975

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Владимир Харитонов   среда, 1 декабря 2010 года, 17:50

Презумпция воровства
«Ты в интернете? Значит, вор», — считают продюсеры


// PhotoXPress.ru, Fotolia
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Третий — уже очередной — круглый стол под говорящим названием «Вору — нет!» состоялся 26 ноября 2010 года в комитете по культуре Государственной думы. Его инициатором стала Ассоциация теле- и кинопродюсеров и лично Александр Акопов, не так давно прославившийся тем, что обозвал всех пользователей социальной сети «Вконтакте» уголовниками.

Организаторы этого мероприятия в Думе, однако, вовсе не стремились к деловому обсуждению проблем, которые возникают с охраной авторского права в интернете.

Если бы они действительно стремились к конструктивному, то, наверное, пригласили бы на круглый стол представителей интернет-компаний, к которым у производителей видеоконтента есть претензии. Однако от всего Рунета продюсеры позвали только три компании. Стол получился не слишком круглый.

Вот как описывает происходившее 26 ноября на Охотном Ряду руководитель НК «Викимедиа РУ» Станислав Козловский: «В Государственной думе РФ, а именно в комитете по культуре, прошёл круглый стол, посвящённый авторскому праву. Заседание имело говорящее название «Вору — нет!». На нём присутствовали заместитель министра культуры Е.А. Чуковская, депутаты Госдумы, представители прокуратуры, управления «К» и около 30 теле- и кинопродюсеров. Почему-то было очень небольшое число представителей интернета, а именно — «Викимедиа РУ» (в лице меня и Владимира Медейко), два представителя сайта «Одноклассники» и два представителя Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). Тон круглого стола задали продюсеры. Они требовали от депутатов внесения поправок в законы, согласно которым провайдеры связи, хостеры, а также компании, управляющие интернет-сервисами, должны нести уголовную ответственность за действия их пользователей.

Заседание проходило в обстановке постоянных обвинений. Продюсеры по очереди обвиняли интернет-компании в соучастии в воровстве, в распространении экстремистских материалов, детской порнографии и т.п. Возможности что-то ответить фактически не давали. Например, продюсер Александр Акопов заявил примерно следующее (цитирую по памяти): «Воры, воры, воры. Вы окружены. Сопротивление бесполезно. Мы вас всех всё равно раздавим».

Я возразил, что «Википедия» никогда ничего ни у кого не воровала, а, напротив, участники проекта сами производят высококачественный контент. Причём контент этот раздаётся бесплатно всем желающим. Современные фильмы и сериалы нам не нужны. В «Википедии», собственно, они не размещаются и никогда не размещались. Вместе с тем требование на уровне законодательства заменить постмодерацию премодерацией убьёт «Википедию», а также большинство сайтов в интернете (форумов, блогов, других энциклопедий на технологии wiki и пр.), где контент создаётся пользователями. Что надо, наоборот, смягчать законы об авторском праве. Например, немалые деньги продюсеры вынуждены тратить на высвобождение прав, но даже, несмотря на это, из-за отсутствия в России свободы панорамы в кадр фильмов практически всегда попадают здания и памятники. Так как фильмы являются произведением коммерческим, то продюсеры, не заключившие письменный договор со всеми архитекторами зданий и памятников, попавших в кадр при уличной съёмке, сами являются, в их же терминологии, «ворами». Законы, которые делают большую часть населения ворами, необходимо менять.

Владимир [Медейко] добавил, что в «Википедии» очень внимательно относятся к авторскому праву. Пожалуй, нет ни одного сайта в Сети, где авторские права соблюдались бы столь тщательно. Тщательнее, чем даже того требует международное законодательство и законы России. Однако иногда какое-то нарушение некоторое время может остаться незамеченным. Кроме того, нельзя исключать и специальных провокаций.

В ответ г-н Акопов заявил (цитирую по памяти): «Ваша «Википедия» никому не нужна. Если нашими усилиями она исчезнет, то туда ей и дорога. Энциклопедии должны писать профессионалы. Пусть лучше люди покупают «Британнику» и читают её».

Далее со стороны продюсеров последовали дальнейшие обвинения интернет-компаний во всех смертных грехах, сопровождавшиеся бурными аплодисментами. После чего заседание в Госдуме было закрыто».

На этом, впрочем, круглый стол не закончился. Продюсеры предъявили интернет-компаниям ультиматум, потребовав до 31 января 2011 года «удалить пиратский контент со своих площадок». Под конец заседания его участникам раздали «Меморандум о сотрудничестве», подготовленный ОАО «Система Масс-медиа» совместно с Ассоциацией теле- и кинопродюсеров. Документ удивляет презумпцией воровства для всех пользователей интернета и подкупает комиссарской прямолинейностью, с которой борцы с «воровством» трактуют закон.

Акопов поднял обсуждение проблемы пиратского видеоконтента в Рунете на новый уровень — с помощью троллинга, пообещав привлечь к уголовной ответственности 30 млн пользователей сети «Вконтакте» за то, что они смотрят нелегально (то есть без разрешения компании-правообладателя и без отчислений ей) сериалы и кинофильмы. Прямо противоположных друг другу ответов на вопросы «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» существует великое множество, позиция же киноиндустрии непреклонна: торренты и «локалки» очистить от всего нелицензионного контента или в худшем случае закрыть вовсе.

При его внимательном чтении, однако, становится понятно, что он рассчитан скорее на PR-эффект, а не на реальную работу, поскольку никакого отношения к праву не имеет. «Пиратский контент» и «воровство» продюсеры понимают настолько широко, что ворами, преступниками и уголовниками оказываются фактически все, кроме разве что интернет-провайдеров и рекламодателей. Поисковики злодейски предоставляют услуги пользователям ворованного контента (как будто они могут отличить, кто именно пользуется их услугами и насколько ворованным является контент, расположенный на миллионах проиндексированных поисковиками сайтах). Хостинг-провайдеры виноваты в том, что предоставляют хостинг для сайтов. Пользователи контента виноваты в том, что смотрят фильмы, и, по мнению составителей документа, должны нести за это «уголовную, административную и гражданско-правовую» ответственность — вопреки действующему Гражданскому кодексу.

Отдельная категория виноватых — «own-серверы, UGC, online-сайты, DDL, Р2Р-сайты, соцсети, торрент-трекеры, link-сайты». Вы не знаете, что такое DDL? Я — нет, но верю Акопову. Он ведь даже понимает, что виноваты бывают «online-сайты», а offline-сайты ни при чём. Так вот эти преступники должны «самостоятельно выявлять и снимать краденый контент по данным реестра правообладателей».

Главными преступниками, естественно, оказываются uploaders (ну, так в тексте), то есть «воры контента». От них продюсеры требуют «не выкладывать контент, не приобретённый в установленном порядке». Следует ли из этого, что приобретённый в установленном порядке выкладывать надо? Или можно? Но, извините, что тогда считать воровством? Не исключено, что в неаккуратно составленный текст вкралась опечатка и следует читать «не выкладывать контент, приобретённый в установленном порядке». Но тогда непонятно, можно ли выкладывать контент, который не приобретён, но создан самими пользователями.

По прочтении этой чудесной «классификации воров» складывается впечатление, что авторам меморандума даже не приходит в голову, что бывает ещё какой-то контент, кроме того, к созданию которого они имеют отношение. Получается, что контент может быть только или «легальным», или «ворованным», а если ты его загружаешь на сайт, то уже становишься преступником. Пламенный привет всем создателям роликов про любимых кошечек, шкодных собачек, милых младенцев и прочего контента, который пользователи создают самостоятельно и выкладывают в интернет. С точки зрения продюсеров, всё это нелегальный контрафакт.

А отличить контрафакт от легального контента можно только одним способом — посмотреть в создаваемый продюсерами реестр. Он, впрочем, состоит только из названий произведений. Такая процедура, возможно, кажется продюсерам естественной. Чтобы развеять их веру в эффективность подобных мер, специально для г-на Акопова «Частный корреспондент» решил выложить в открытый доступ Ne rodis krasivoi — Full version.avi .

Техническая компетентность и обычная компьютерная грамотность продюсеров даже ниже, чем у авторов писем из Минкульта. Кажется, что они недавно узнали о существовании интернета и страшно перепугались, разгневались и решили, что его можно если не запретить, то заставить делать то, что им хочется.

Вкратце мотивы и суть предложений министерства культуры таковы: в интернетах воруют и надо что-то с этим делать. Ловить «воспроизводящих» нелицензионный контент пользователей — задача нереальная, закрыть все сайты с такого рода контентом тоже невозможно, поскольку «все торрент-трекеры за границей», а потому следует обязать делать это интернет-провайдеров. Пусть они сами, коль скоро трафик проходит через них, следят за пользователями и извещают надзорный орган, то есть министерство культуры, о таких нарушениях. Разрывать договоры даже с нарушающими таким образом закон пользователями провайдеры не могут, но если распорядится орган, то тогда провайдеры, как юридические лица подлицензионные (им на оказание услуг государство лицензии выдаёт), будут просто обязаны это сделать.

Продюсеры, видимо, до сих пор не разобрались в том, что и как в интернете возможно. Не можно с точки зрения закона или морали, но именно возможно технически. Например, там невозможно полностью и 100-процентной гарантией закрыть доступ к сайту, если они физически существует на подключённом к интернету компьютере, а его адрес прописан в системе DNS. А ещё невозможно вручную и без дополнительных юридических процедур определить, легален ли опубликованный на сайте контент. В интернете много чего нельзя или невозможно.

И, видимо, интернет-индустрии уже пора объяснить продюсерам и прочим правообладателям, что лезть в не ими созданный интернет с нереалистичными требованиями не то чтобы нельзя (можно ведь, и лезут), но бессмысленно и неэффективно.

Устав от непрекращающихся за последний год попыток некомпетентного регулирования отношений в интернете, компании отрасли, кажется, пришли к осознанию того, что никто, кроме них, не может грамотно и профессионально помочь правообладателям с их правами в Сети. На состоявшемся 30 ноября 2010 года круглом столе, организованном Российской ассоциацией электронных коммуникаций и Ассоциацией интернет-издателей, представители крупнейших интернет-компаний страны пришли именно к этому выводу: отрасли нужно выработать общую позицию по решению проблем авторского права в интернете. Вряд ли такое объединение могло бы произойти без помощи и поддержки Координационного центра национального домена сети Интернет, ставшего площадкой для общей дискуссии очень разных и во всём остальном конкурирующих друг с другом компаний. У них, однако, оказалось во многом общее представление о том, в каком направлении нужно искать решение проблем. И это решение не может быть простым и не должно быть прямолинейным, если, конечно, заведомо не считать всех пользователей интернета преступниками. В конце концов, презумпцию невиновности ещё никто не отменял.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.