Подписаться на обновления
25 августаВоскресенье

usd цб 65.6046

eur цб 72.6243

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера 
Владимир Харитонов   четверг, 6 января 2011 года, 10:00

Польза от пиратов
Борцы с контрафактом не гнушаются прямого обмана


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Как вы думаете, способен ли официальный документ государственного учреждения, тем более американского, вызвать удивление, смешанное с восторгом? «Обзор попыток количественной оценки влияния пиратства и контрафактных товаров на экономику» Главного контрольного управления США (аналог нашей Счётной палаты) производит именно такое впечатление. Всего-то и надо: трезво взглянуть на вещи.

Всемирная кампания борьбы с пиратством, инициированная индустрией развлечений США, много лет манипулировала страшными цифрами: каждый год США из-за нарушений авторского права теряет 250 млрд долларов и 750 тыс. рабочих мест! каждый год только софтверная индустрия недополучает 9 млрд долларов! 44% (упс, 15% — в данные Американской ассоциации киноиндустрии 2005 года случайно закралась ошибка, исправленная ею три года спустя) фильмов скачиваются нелегально! 58 млрд долларов в год теряют звукозаписывающие компании США и т.д. Если вы что-нибудь читали про борьбу с пиратами, наверняка эти (или похожие на них убедительным масштабом) числа попадались вам на глаза.

Есть от чего схватиться за голову! А потом за кодекс законов, за руку пиратов, за мышь пользователя нелегального контента… Собственно, администрация США так и поступала. При президенте Джордже Буше-младшем был принят закон PRO-IP, исполняя который Барак Обама впервые в истории США назначил главного ответственного за охрану интеллектуальной собственности Викторию Эспинель. Развлекательная индустрия аплодировала этому решению, поскольку Эспинель была хорошо известна как активный борец с пиратами. И она обратилась к правообладателям — в лице их профессиональных организаций — представить факты, касающиеся их потерь от пиратства и контрафактной продукции.

Оценить реальный ущерб от пиратства действительно сложно: в каждой отрасли и его уровень, и каналы распространения, и соотношение явного (или выявленного) и скрытого пиратства и контрабанды — разный. Различен и сам характер ущерба. Самый серьёзный ущерб, и авторы Observations on Efforts to Quantify the Economic Effects of Counterfeit and Pirated Goods, подготовленного ГКУ США, делают на этом особый акцент, — это ущерб от проникновения на территорию США поддельных лекарств, продуктов питания, бытовой химии, комплектующих частей и т.д. Какой-нибудь поддельный детский шампунь (то есть такой, за который не несёт ответственности настоящий производитель), может нанести прямой ущерб здоровью. Может и не нанести, но гарантий нет. Или микросхема, сделанная не заслуженным тайваньским производителем, а каким-нибудь неизвестным тайваньским же цеховиком (ну, в соседнем с заслуженным производителем цехе), способна привести к катастрофе, если будет использована при сборке какого-нибудь важного компьютера, например, управляющего самолётом или АЭС и т.д.

Всё это — реальная угроза. Причём размер товарной контрабанды, выловленный таможней (последняя, конечно, знает и способна сравнить с основными показателями американской индустрии и высчитать примерный размер урона и назвать главных поставщиков поддельной продукции), — это Китай, Гонконг, Индия и Тайвань. Но вот что касается подделок, произведённых в самих Штатах, то тут, оказывается, у государственных органов информации нет. С цифровыми «товарами» дела обстоят ещё хуже.

Не исключено, что всё это судилище правообладателям понадобилось лишь в целях дополнительного заработка. Если допустить, что хотя бы половина из тех пользователей, кто предстанет перед судом, обяжут выплатить по 10 тыс. долларов, то это уже 100 миллионов. Неплохие деньги, если учесть, что фильмы, фигурирующие в иске, особой популярностью у зрителей не пользуются. Однако и тут не всё так просто. Авторы обозрения TorrentFreak обнаружили, что только 30% от тех сумм, которые будут остужены у пиратов, попадут в руки правообладателей, 70% заберут борцы с пиратами. Хороший, хоть и не очень честный, бизнес!

И в первую очередь потому, что главные поставщики данных — это лица заинтересованные: это организации, созданные гигантами звукозаписывающей индустрии, кинопромышленности и производителями программного обеспечения. То есть бизнесом, который всегда склонен завышать свои потери, хотя бы из соображений, как говорят в России, налогового планирования. Кроме того, образ беззастенчивого и циничного пирата кажется таким удобным для повышения продаж: краснорожие вояки с наушниками, предупреждающие о том, что, «скачивая MP3, ты загружаешь коммунизм», давно вышли из моды, а «пираты», спасибо Джеку Воробью, детишкам хорошо знакомы.

И вот эти самые организации, годами морочащие всем голову страшными миллиардами потерь, как оказалось при более внимательном рассмотрении, не состоянии ничем подтвердить свои пугающие данные. Точнее, та методология исчисления ущерба, которую они используют, американским контролёрам показалась противоречивой и неприемлемой. Как правило, профессиональные борцы с пиратами исходят из предположения, что «скопировал — значит украл» (или «купил подделку — значит украл»), то есть каждый экземпляр нелегально скачанных фильма, музыкальной композиции или программы (или купленной у пиратов копии) означает потерю от продаж как минимум одного фильма, песни, программы.

Постойте, пишут авторы «Обзора», такое предположение было бы верно, если, во-первых, подделка тождественна оригиналу по качеству (а это далеко не так, в чём несложно убедиться, купив DVD у ближайшего метро: как правило, качество этих дисков не идёт ни в какое сравнение с оригинальным). Во-вторых, подделка должна стоить столько же, сколько и оригинал (и это, как правило, не так). И, наконец, покупатель подделки не должен знать, что покупает именно подделку. Подходя к вышеупомянутому лотку, полагаю, у вас не возникнет никаких сомнений. Но если хотя бы одно из этих условий не соблюдается (в случае с контрафактными DVD, как правило, сразу все), то логика в рассуждениях «борцов за копирайт» тут же улетучивается. Такая методология, отмечают авторы «Обзора», справедлива, например, при торговле поддельными лекарствами, но во всём, что касается развлекательной индустрии и программного обеспечения, оценка масштабов ущерба оказывается высосанной из пальца. Примечательно, что в отсутствии твёрдых данных на этот счёт уже признались ФБР, Таможенная служба и Ассоциация производителей промышленного оборудования. Развлекательная индустрия пока отмалчивается.

Ей, в общем, есть о чём помолчать. Контрольное управление постаралось не только найти хоть какие-нибудь внятные данные, но и побеседовать с экспертами. И некоторые из них, как ни странно, встали на защиту «пиратов», опираясь на данные социологических исследований, свидетельствующих о том, что пользователи, которые скачивают нелегально распространяемый контент, не просто теоретически могут после этого купить его легально, но довольно часто именно так и делают.

Если вы кинопродюсер, то в будущем вы 1) будете назначать цены на копии [ваших фильмов] примерно такие же, как у пиратов. Например, 99 центов, как [за одну композицию] на iTunes. Даже самая плохая пиратская копия стоит денег. 2) Будете извлекать выгоду из некопируемых переживаний от просмотра фильмов в кинотеатрах, используя повсеместные дешёвые копии фильмов в качестве рекламы. На Западе, где одного кондиционера недостаточно для того, чтобы заманить зрителей в кино, Голливуд переключится на реалистичную 3D-проекцию, высококачественный звук и другие способами получить деньги за впечатления. Кинотеатры будут стараться оказываться всегда на шаг впереди в технологическом плане самого придирчивого к качеству владельца домашнего кинотеатра, и будут стараться производить фильмы, предназначенные для просмотра именно в таком качестве.

Стоит отдать должное «государственнической» позиции Контрольного управления США, которое соглашается с тем простым фактом, что сэкономленные пользователями деньги никуда не деваются из экономики — они просто тратятся на другие нужды, что, безусловно, печально для правообладателей и возмутительно вообще, однако прямого урона экономике страны не наносят. Напротив, «пиратство» контента может, как ни странно, благотворно сказываться на других отраслях: например, простое увеличение трафика пиринговых систем создало повышенный спрос на сетевые роутеры.

Выводы, к которому приходят авторы «Обзора», адресованного комитетам Конгресса США, должны обескуражить «борцов с пиратами»: реальных, подтверждённых фактами, а не произвольными умозаключениями, данных о влиянии пиратства на экономику США просто нет. Негативное воздействие явно преувеличено, а позитивное, с другой стороны, недооценено. И хотя, по всей видимости, отрицательный эффект преобладает, точно сказать, какой урон пиратство и торговля контрафактом наносят США, невозможно.

Ну и как после такого доклада не прийти в изумление от торжества здравого смысла? Если влияние пиратства на экономику, согласимся с авторами «Обзора», толком не исследовано и как минимум противоречиво, то последствия появления самого этого документа, можно надеяться, будут далеко идущими. Конечно, в конгрессе его встретят лоббисты индустрии развлечений и постараются замять неудобные обвинения во вранье и подтасовках. Но замолчать его им вряд ли удастся. Слишком остро назрела и в США, и в Европе необходимость переосмысления механизмов работы индустрии, связанной с авторским правом и интеллектуальной собственностью. На реальность цифрового мира, живущего по иным, нежели физический, законам, уже нельзя закрывать глаза.

Можно надеяться, что появление подобного документа заставит по-новому взглянуть на эти проблемы и в России, которая в своё время постаралась, в преддверии вступления в ВТО, максимально ужесточить законы об авторском праве и интеллектуальной собственности под флагом «соответствия мировому праву», которое, как уже понятно, само изрядно отстало от жизни и во многом основывалось на ничем не подтверждённых цифрах. В совершенствовании законодательства нет ничего ущербного или неудобного. В своё время авторское право появилось из необходимости установить баланс между интересами общества и интересами авторов (и нарождающейся «контентной» индустрии). И вместе с изменением образа жизни и развитием экономики этот баланс каждый раз определялся и устанавливался заново. Пришло время переосмыслить его ещё раз.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Свободные произведения станут доступными
В День общественного достояния НП «Викимедиа РУ» объявляет о запуске конкурса «Общественное достояние – 2018».
С 2018 года в общественное достояние перейдут произведения Тынянова, Рериха и Немировича-Данченко
НП «Викимедиа РУ» подготовило исследование «Авторское право и общественное достояние в России: произведения, переходящие в режим общественного достояния с 2018 года, и их авторы».
Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.