Подписаться на обновления
26 мартаВторник

usd цб 64.4993

eur цб 72.9229

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения
 
Аптекарский огород 
Алиса Загрядская, knife.media   воскресенье, 3 марта 2019 года, 13:00

«Прекрасны телом и душой»
Почему мы связываем внешнюю красоту с внутренними качествами личности и что такое калокагатия


Тициан. «Любовь небесная и Любовь земная» (ок. 1514). Источник: commons.wikimedia.org
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Сколько ни убеждайте себя и других, что цените духовный мир, а не внешность — человеческая красота всех и всегда привлекает. У этого есть причины, ведь красота в нашей культуре связана с другими хорошими вещами. Единство телесного и духовного воспели еще греки. За долгую историю западной культуры старость, уродство и болезнь сделались символами греха, сказочные принцессы и герои комиксов стали нестерпимо безупречно выглядеть, а стереотипы о связи внешности с личными качествами помогают симпатичным преступникам выкрутиться в суде. Почему так сложилось?

Греческий идеал «прекрасно-доброго»

В Древней Греции идеалы красоты и и морали переплетались очень тесно. В греческой этике существовало понятие «калокагатия», образованное от слов «калос» («прекрасный») и «агафос» («добрый»). Речь идет об особом слиянии этического и эстетического. Это соединение красоты и добра, блага.

Самое ранее упоминание о калокагатии относится к «семи мудрецам» (философам-досократикам VII–VI веков до н. э.) и пифагорейству. Правда, в каком ключе они понимали этот термин, трудно сказать с определенностью, зато у Сократа, Платона и Аристотеля понятие раскрывается более полно.

По мнению греческих философов, нравственность, добродетельность и возвышенность помыслов прекрасны. Калокаготийным сознанием обладают те, кто стремится к постижению мудрости и блага.

Слово «калокагатия» упоминается в диалоге «Пир» в отношении тех замечательных людей, которым предназначены речи Сократа. Это также идеал античного воспитания, задача которого — сформировать добродетельную личность. В понятии есть социальный подтекст, ведь калокаготийный человек воплощает волю общества и служит примером для других, представляя собой идеального жителя полиса.

Речь тут идет о красоте бестелесной души в соответствии с платоновским учением о Благе: чем более возвышенными являются помыслы и устремления, тем человек ближе к абсолютному Благу (ближе всех, конечно, философы).

Однако трактовать калокагатию в сугубо бестелесном смысле было бы неверно. Греки придавали огромное значение физической красоте и культуре тела.

Однако красивое тело для них — это не просто повод восхититься кубиками пресса у юноши в гимнасии. Это показатель того, насколько культурен и высокоразвит человек в целом. Предполагалось, что идеальный субъект должен быть гармонично развитым и целостным, а строгое разделение на «тело» и «душу», отравлявшее жизнь средневековым людям, было грекам чуждо.

«В античной калокагатии совершенно нет ничего отдельно „прекрасного“ и отдельно „доброго“», — пишет философ-антиковед А. Ф. Лосев.

В диалоге Платона «Тимей» высшая добродетель трактуется через соразмерность тела и души: «Между тем все доброе, без сомнения, прекрасно, а прекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прекрасным, соразмерно».

Могучая и великая душа не может «восседать на колеснице слабого и хилого тела», потому то такой человек не будет прекрасным в целом. Так что «Тимей» велит тем, кто занимается, например, математикой, не пренебрегать гимнастикой, а спортсменам советует музыку и философию. Только тогда человек станет не только прекрасным, но и добрым, заключает Платон.

Казалось бы, как математика и спорт вообще связаны с добротой? Математики могут быть просто невыносимыми людьми, а спортсмены способны затевать драки на улицах. Для греков ответ — калокагатия, объединяющая в себе всё хорошее против всего плохого.

А. Ф. Лосев определяет это так: «Возникает бытие, которое есть настолько же душа, насколько и тело. Душа, жизнь, мудрость, знание, ум — всё это стало здесь телом, стало видимым и осязаемым. И, наоборот, тело, вещество, материя, физические стихии, всё это превратилось в жизнь, в дыхание, в смысл, в живой и вечно творящий ум, в мудрость».

Лосев называл калокагатию «кентавром», имея в виду, что такое составное понятие могло существовать только в античной этике. Тем не менее у явления были большие последствия.

«Греховное уродство» и «чистая красота»

Через сочинения античных авторов идея тесной связи красоты и блага проникла в христианское мировоззрение. Правда, в Средние века она приобрела специфический оттенок из-за резкого разделения мира на «горний» и «дольний», и дихотомия красоты и уродства стала более жесткой.

Отцы Церкви и схоласты не забывали напомнить, что всё земное — тленно и преходяще, а настоящая красота бестелесна. Барельефы и фрески со сценами разложения и хороводами скелетов неотступно советовали помнить о смерти. Своеобразная мстительная некрофилия средневековых авторов и художников — это желание запротоколировать разложение, которое ждет тех, кто жил во грехе. Еще один популярный в Средневековье образ — старуха. Некрасивое старение символизировало моральный распад — в противовес юности, обозначающей духовную чистоту.

Уродливым было принято считать всё, что казалось слишком земным, низменным и плотским. Особенно доставалось женщинам, которые противопоставлялись мужчине, олицетворявшему Логос и дух.

Средневековые и ренессансные трактаты и изображения часто содержат то, что Умберто Эко описал как «традицию поругания или посрамления» женщин. Со Средних веков и до эпохи барокко женщин было принято срамить за коварство и желание соблазнять — борьба с собственными сексуальными желаниями выражается в очернении их объекта. Такие тексты должны были отпугнуть юношу, помешав ему впасть в грех.

Одон Клюнийский призывал буквально заглянуть женщинам под кожу, чтобы увидеть, что в теле скрыты только грязь и нечистоты: «Если бы мужчины, обладай они подобно беотийским рысям даром видения внутренней сущности, могли бы видеть то, что скрывается под кожей, один вид женщины вызвал бы у них тошноту, ибо все женские прелести на деле есть не что иное, как кровь, желчь и мокрота».

В «Божественной комедии» Данте появляется сирена, поющая о том, как совращала моряков. Она «гугнива, с культями вместо рук, лицом желта» и источает смрад.

Надо сказать, что у этих идей была и своего рода феминистская критика — правда, в том же поле противопоставления красоты и духовных качеств. Лукреция Маринелла в трактате «О благородстве и совершенстве женщин и недостатках и пороках мужчин» писала, что женщины куда красивее грубых и нескладных мужчин, а значит, обладают превосходством.

Уродливыми считались, кроме того, варвары-язычники. Их телесное несовершенство служило отражением темной души, не принявшей Христа. На картине Босха «Несение креста» только Христос и святая Вероника имеют правильные черты и спокойное выражение лица. Остальная же толпа — сборище отменно отталкивающих персонажей с нарочито искаженными физиономиями. Некоторым из них, чтобы подчеркнуть варварскую природу, Босх добавил еще и пирсинг на лице.

В то же время в европейской культуре хватало и образов, связанных с возвышенной красотой. Однако во всех этих случаях красота идет рука об руку с чистотой помыслов и невинностью. В некоторых случаях восхищение прелестью возлюбленной — это мистический способ соединиться с Богом, и красота тут понимается как отблеск божественного блага. Подобным образом в «Божественной комедии» Данте воспринимает одухотворенную красоту Беатриче.

В куртуазной культуре трубадуров и в рыцарских романах возникает идеал прекрасной дамы. Прекрасна она не только потому, что красива внешне, но и благодаря своему особому, недоступному положению, которое создает вокруг нее чуть ли не ореол святости.

По некоторым версиям, трубадуры испытали на себе влияние катарского учения или арабской мистической поэзии, что и сформировало пренебрежительное отношение ко всему плотскому. Впоследствии, переоткрыв поэзию трубадуров, схожий идеал женщины-ангела создали поэты-романтики. Красота в романтизме — способ вырваться из плена обыденности и получить опыт особого возвышенного состояния души.

В эпоху Возрождения телесность реабилитировали, однако философия всё равно трактовала физическую красоту в тесной связи с красотой духовной. Неоплатоники флорентийской школы, соединяя античные источники и христианские каноны, воспевают божественную, сверхчувственную красоту, которая выражается через земную — как в человеке, так и в природе.

Зримым воплощением этой идеи можно назвать картину Тициана «Любовь небесная и Любовь земная». Женские образы, отсылающие к «двоякой Венере» из комментария Марсилио Фичино на «Пир» Платона, могут трактоваться как два проявления целостной мистической красоты. В отличие от средневековых сюжетов, с плотью тут все в порядке, она не смердит и не покрыта червями, а предстает прекрасной. Это возможно благодаря одухотворенности, которую дарит «любовь небесная».

Античный идеал целостности прекрасного духа и тела, соединяясь с христианской мистикой и получая развитие в философии, искусстве, педагогике (идеал гармоничного воспитания юношества), сформировал образ «идеального человека», сохраняющий гегемонию на протяжении всей европейской истории.

Как красота и уродство меняются местами

Иногда писатели переставляли красоту и некрасивость местами, чтобы ярче выразить идею.

В художественной литературе XIX века встречаются сюжеты, которые нарушают классическую схему прямого соотношения между внешним и внутренним ради драматического и дидактического эффекта.

Эме де Лемуд, «Квазимодо спасает Эсмеральду», иллюстрация к роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1844)


Дориан Грей у Оскара Уайльда пытался избежать результатов порочного образа жизни. Все удары принимал на себя проклятый портрет, тогда как лицо Дориана оставалось таким же прекрасным, молодым и невинным (в том числе, спасая его от проблем с законом). Однако чистота Дориана — только маска, за которой скрывается безобразный старик, чья отталкивающая внешность отражает нравственное уродство и преступные поступки. Сколько ни прячь его на чердаке, он всё равно никуда не денется, и однажды все увидят, каков изящный светский денди на самом деле.

Нечто похожее случается и с Нана, героиней одноименного романа Эмиля Золя. Беспринципная куртизанка становится причиной несчастья многих людей, относясь к этому с полным равнодушием, и бессистемно сорит деньгами, ни в чем не находя настоящей радости. Нана очень красива — чувственной, грубоватой красотой, описанию которой в романе уделяется много внимания. В финале же она умирает от оспы, превратившей ее лицо в сплошную массу гноящихся волдырей. Так Нана символически разоблачена — не зря на протяжении всего романа Золя подчеркивал контраст между ее привлекательностью и тлетворным влиянием, которое она оказывала на окружающих.

В обоих случаях уродство, символом которого служат старость, болезнь и разложение, скрывается до поры до времени. Мир видит только красивое лицо. Но когда под жизнями героев пора подвести итог, их «истинная сущность» проявляет себя во всей красе — вернее, в вопиющей некрасивости.

Впрочем, изредка в литературе романтизма отталкивающее лицо служит контрастом для чистой души, как в произведениях Виктора Гюго. Горбатый, хромой и почти одноглазый Квазимодо обладает добрым сердцем и, в отличие от злобного Клода Фролло, способен питать нежные и возвышенные чувства. То же можно сказать и об изуродованном компрачикосами Гуинплене — Человеке, который смеется.

С другой стороны, в романах Гюго есть персонажи привлекательные внешне, но уродливые духовно. Красота Феба де Шатопера покоряет Эсмеральду, однако его поступки выдают человека пустого, трусливого и лишенного благородства. Красавица герцогиня Джозиана — особа развращенная и жестокая. Контраст натуры с приятной наружностью служит дополнительным способом показать дурные черты человека и добавляет историям назидательности.

Сказочные архетипы ума–красоты–доброты

Калокаготийные представления выходят далеко за пределы академического мира и высокого искусства, пронизывая массовое сознание. То, насколько глубоко и архетипично отождествление внешнего и внутреннего, доказывает народная культура с ее сказочными персонажами.

Золушка была вся в покойную мать, которая, если верить Шарлю Перро, была «самой красивой и доброй на свете». Каждая из семи фей в «Спящей красавице» преподносит принцессе свой подарок: одна — красоту, вторая — доброе сердце, третья — ум… Словом, принцесса укомплектована всеми добродетелями разом. «Было у одной вдовы две дочери; одна была красивая и работящая, а другая — уродливая и ленивая» — так начинается «Госпожа Метелица» братьев Гримм. Мать больше любит вторую, всячески обижая первую, но в финале справедливость торжествует: хорошая вознаграждена, плохая — наказана.

Собственно, все положительные сказочные героини или изначально прекрасны, добры и умны, или получают какие-то из этих качеств в награду, чтобы набор был полным.

Высокое фэнтези, которое заимствует у сказок и эпоса главные тропы, часто идет по тому же пути. Для Толкиена, как человека с классическим образованием, было логично опираться на античные идеалы, создавая образы эльфов. Они умны, прекрасны и обладают связью со светом верховного божества Эру Илуватара, который озаряет мир подобно платоновскому Благу. Также эльфы хранят жизнь и порядок в Средиземье — покровительствуют природе, где, в духе философии Марсилио Фичино, растворена магия создателя мира.

Противоположность эльфам — орки, в которых нет решительно ничего хорошего. Они злобные, уродливые и недалекие, а вся их деятельность сводится только к разрушению и осквернению завоеванного. Таким же образом у Платона в «Горгии» калокагатии «достойного человека» противопоставляется «несправедливость, распущенность и безрассудность». Что характерно для монистического мира Толкиена, орки не были созданы такими варварами и негодяями: изначально они были эльфами, светлую природу которых изуродовала темная магия Мелькора.

Прямое продолжение сказочных сюжетов — мультфильмы Disney, как основанные на известных европейских сказках, так и оригинальные.

Классический эпитет для принцессы — прекрасная. К какому бы народу ни принадлежали героини Disney, они неизменно хороши собой и имеют примерно одинаковые пропорции лиц и фигур. Также диснеевские принцессы добры, милы, помогают слабым и созывают песнями лесных зверей. А вот диснеевские злодеи обычно некрасивы и в возрасте.

В 2010 году в Аппалачском государственном университете было проведено исследование: психолог Дорис Баззини проанализировала 21 личностный аспект героев и заключила, что физически привлекательные персонажи Disney демонстрируют более высокий интеллект, меньшую агрессивность и более высокие моральные качества.

Максимально прямо выраженный принцип «что внутри, то и снаружи» характерен и для культуры комиксов, в основу которой легли палп-фикшн и образы древних героев. Персонажи комиксов созданы так, чтобы их облик был максимально говорящим и символичным.

Супермен и Чудо-женщина — это практически прямое выражение античного идеала доброты–ума–красоты. В них прекрасно и правильно всё, начиная от рельефных мускулов и заканчивая добрыми намерениями по спасению людей. Тогда как крючконосый, нескладный и хромой Пингвин коварен и преступен, а у Джокера или Харви Дента (Двуликого) агрессия и безумие буквально написаны на лице.

Рациональное мышление о красоте

Наши заключения о том, как связаны красота и внутреннее содержание, часто подвержены ошибкам мышления. Эффект ореола, или, как его еще называют, гало-эффект, — это проявление аффективной эвристики, когнитивное искажение, благодаря которому общее впечатление об объекте распространяется на восприятие его частных особенностей.


В случае с внешностью человека эффект ореола называется стереотипом физической привлекательности. Внешняя привлекательность будто рассеивается облаком вокруг человека, затрагивая различные проявления и сферы жизни.

Исследовательницы Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфилд провели эксперимент с американскими учителями, показывая им фотографии детей для оценки предполагаемых способностей. Выяснилось, что более симпатичного ребенка чаще считают успешным в учебе. Согласно исследованию Карен Дион, к детям, чья внешность считается менее привлекательной, проявляют меньше доброты и такта.

Школой сегрегация по внешности не ограничивается. На работу чаще берут кандидатов с конвенциально привлекательной внешностью (хотя открыто HR-специалисты и руководители утверждают обратное), и зарплата у таких людей выше. Специалист по ИИ и популяризатор науки Элиезер Юдковский обращает внимание на исследования, свидетельствующие, что привлекательные люди чаще получают помощь в сложных ситуациях и имеют преимущества во время судебных процессов, вдвое чаще получая более легкие наказания.

Также присяжные реже признают виновными подсудимых в очках — очки символически соотносятся с интеллигентностью и безобидностью. Для справки: очки в толстой оправе носил, например, маньяк Андрей Чикатило.

Таким образом, из-за когнитивных искажений, связанных с внешностью других людей, мы можем неверно оценить ситуацию. Например, согласиться на невыгодные условия сделки с красивым менеджером, довериться симпатичному шарлатану или поверить, что у привлекательного партнера точно не может быть ЗППП, и халатно отнестись к предохранению.

Мы часто полагаем, что красивые люди обладают желательными для нас качествами. Причем они зависят от доминирующей культуры. Например, в коллективистской Корее с внешней привлекательностью связывают порядочность и альтруизм, потому что именно они ценятся в обществе. Тогда как на Западе с привлекательностью будут соотносить, скорее, талант и личную успешность.

***

Современное искусство пересмотрело художественное понятие красоты, предлагая вовсе бросить его с корабля современности. Что-то подобное происходит сегодня и с представлениями о телесной красоте: в моду входят модели с нестандартной внешностью, актрисы в возрасте нарушают устоявшиеся представления о том, что красота обязательно равна молодости, а кто-то предлагает сместить с внешности фокус внимания (взять, например, новый формат календаря Pirelli).

Тем не менее нельзя отрицать, что понятие красоты пронизывает всю человеческую культуру. А главное, из-за древнего калокагатийного понимания ее как «добродетели» красота никогда не была «просто красотой». Это понятие всегда существовало в тесной спайке с чем-то большим.

Представление об абсолютности красоты коренится в греческой метафизике, напрямую отсылая к мистической идее всего самого благого. Поэтому мир еще долго будет лихорадить из-за споров о том, что прекрасно, а что нет, и почему это (не) важно.

Однако красота и высокие моральные качества необязательно поставляются в комплекте, к тому же ничто из этого не имеет и прямой связи с интеллектом. Комбинации качеств в живых и противоречивых людях могут быть самыми разнообразными и неоднозначными — как и способы их оценки.

«Вы должны насторожиться, если вам кажется, будто вы можете разделить всех своих знакомых на чистых ангелов и демонов», — пишет Элиезер Юдковски. Конкретизировать то, что нам нравится, и отделять его от того, что нам обоснованно не нравится, не позволяя этим вещам влиять друг на друга, — полезное умение.

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Я — синглтон»

Почему людям для счастья больше не нужны отношения

Одиночество сегодня не вынужденное состояние, а выбор многих миллионов людей, которые вместе формируют новое, более сознательное общество, влияют на мировую экономику, развитие интернет-технологий и градостроительные процессы. Число одиночек растет. Они становятся ответственнее, успешнее, интереснее, и им плевать на то, что о них думают другие.

26.03.2019 13:00, Саша Рау, knife.media


Как нытье мешает вашему успеху

Несколько советов, как настроить себя на нужную волну

Иногда ныть можно. И даже полезно. Если у вас болит нога, погода на улице не радует или вам второй месяц не платят зарплату — повод для нытья налицо. Главное — не увлекаться. Но нытье бывает опасным, если повод для него — ваши ошибки мышления.

26.03.2019 09:00, Александр Штурвалов, megaplan.ru


Гадкое послевкусие

Почему некоторых мужчин неприятно вспоминать

Об иных отношениях даже после тяжелого разрыва думаешь с нежностью, а от других тошнит и через годы. С чем это может быть связано? На эту тему рассуждает писательница Марта Кетро.

25.03.2019 09:00, Марта Кетро, beautyhack.ru


Чемодан без ручки

Сколько можно тащить всё на себе?

Выслушивая очередную жалобу на тяжкую женскую долю, я сразу вспоминаю один не самый приличный анекдот.

24.03.2019 09:00, Ольга Юрковская для журнала «Сноб»


Афантазия — жизнь без мысленных образов

Можете ли вы вызвать в мыслях образ близкого человека? А представить алеющее закатное небо? Большинство из нас, конечно, ответит положительно, однако есть люди, которые никогда в жизни не видели мысленных образов. Многие из них даже не подозревают, что такое возможно. Это необычное свойство получило название афантазии.

20.03.2019 13:00, Хенна-Леена Каллио (Henna-Leena Kallio)


«Она умная и много зарабатывает»

Как наши представления об успехе заводят нас в тупик

В современном обществе весьма ошибочные представления о том, что такое успех. Считается, что человек, учившийся в топовом вузе, умнее и лучше того, кто учился в обычном; что отец, который сидит дома с детьми, приносит обществу меньше пользы, чем тот, кто работает в престижной компании; что женщина, у которой 200 подписчиков в инстаграме, должно быть, менее ценна, чем женщина с 2 миллионами подписчиков.

19.03.2019 09:00, Эмили Смит, matrony.ru


«Мы готовы терпеть побои и оскорбления, потому что он принес букет тюльпанов»

Мнение о женской логике

Когда меня просят привести пример женской логики, я всегда вспоминаю Анну Каренину, которая переживала, что не может видеть сына Сережу. Зато дочурку Анну, которую она родила от Вронского, Каренина откровенно не любила, избегала даже мимолетных встреч с ней, полностью свалив обузу на няню, которая искренне жалела «несчастного ребенка».

17.03.2019 09:00, Елена Радион, lady.tut.by


Что такое интеллектуальное смирение

И почему важно знать, что ты неправ

Джулия Рорер — специалист по психологии личности в Институте Макса Планка по вопросам развития человека. Она вместе с коллегами запустила проект под названием «Утрата уверенности» (Loss of Confidence Project), цель которого — показать ученым, насколько важно уметь признать собственные ошибки. Этот проект должен стать этаким уголком академических признаний, где исследователи могут рассказать, какие ошибки они совершали в своих прежних работах.

16.03.2019 13:00, Брайан Резник, Люся Ширшова, knife.media


Женская ложь во спасение от счастья

Как справиться с отвержением и осознать, что ты не обязана нравиться всем

Каюсь, я врала бесстыдно, я заметала следы правды хвостом своих пороков и упивалась властью над реальностью, искажая её до тошнотворного безобразия.

16.03.2019 09:00, Лиза Питеркина для журнала «Сноб»


Мужчины, которые бегут

Почему сильный пол бывает слабым

Все чаще и в жизни, и в психотерапевтической работе мы сталкиваемся со странным поведением мужчины: сначала он все делает, чтобы завоевать женщину, но добившись ее расположения (это может быть как сексуальный контакт, так и эмоциональная включенность ), теряет интерес. Что это за феномен? И какие мужчины так себя ведут?

15.03.2019 09:00, Виолетта Виноградова






 

Новости

Тис-долгожитель срубили на Кунашире ради ремонта автодороги
Жители Кунашира до крайности возмущены гибелью местной достопримечательности — тиса-долгожителя. Как сообщил ИА Sakh.com один из местных жителей, вероятнее всего, дерево срубили во время ремонта дороги Южно-Курильск — Головнино.
ВОЗ: в мире около 700 тысяч детей ежегодно умирают от загрязненного воздуха
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), почти 700 тысяч детей в мире гибнут от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, не достигнув пяти лет. Как сообщает сайт Всемирного экономического форума (ВЭФ) со ссылкой на доклад ВОЗ, миллионы детей из-за этого же фактора будут иметь слабое здоровье и будут пожизненно приговорены к хроническим болезням.
YouTube и Pinterest начали ограничивать контент антипрививочников
Одни запретили монетизации видеороликов антипрививочников, другие убирают соответствующий контент из поиска.
Найдена черепаха, вид которой считался вымершим
Представителей Chelonoidis phantasticus не видели более ста лет.
Израильские фармацевты заявили, что в течение года у них будет полноценное лекарство от рака
Израильская фармацевтическая компания Accelerated Evolution Biotechnologies (AEBi) утверждает, что через год получит «полноценное лекарство от рака». Судя по заявлениям председателя правления Дэна Аридора, подход, над которым работают ученые, революционный.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.