Подписаться на обновления
19 октябряВторник

usd цб 71.1714

eur цб 82.4592

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи  Выпускники и наставники России  Зеленый поворот 
Ирина Меркулова, knife.media   понедельник, 15 февраля 2021 года, 19:00

Предвосхищая катастрофы
Почему ответственность за будущие бедствия лежит на каждом из нас


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Исполнители и соучастники холокоста, как показала полвека тому назад Ханна Арендт, были не монстрами, а обычными людьми, осуществлявшими геноцид из-за конформизма и по недомыслию. Философ Жан-Пьер Дюпюи развивает идеи Арендт и пытается понять: как изменить свое отношение к миру, чтобы не стать совиновником будущих бедствий.

Во французском языке слово «катастрофа» означает бедствие, влекущее за собой трагические последствия. Придя в русский язык в первой половине XIX века, оно закрепилось в значениях «развязка классической трагедии» и «поворотный момент дела» и только позднее приобрело то самое значение, от которого отталкивается французский философ и теоретик просвещенного катастрофизма Жан-Пьер Дюпюи. Какие же катастрофы он имеет в виду? Прежде всего те, ответственность за которые прямо или косвенно лежит на людях. Опорой теории просвещенного катастрофизма становятся три события — Освенцим, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и 11 сентября.

На русском языке все те события, которые Дюпюи определяет как катастрофы, мы охотнее назовем трагедиями, бедствиями или несчастьями. В нашем языке слово «катастрофа» может относиться скорее к чему-то, явно не связанному с человеческим вмешательством. И от этого идеи катастрофизма могут показаться сопряженными с чем-то несоизмеримо более глобальным и абстрактным, чем любое деяние рук человеческих. Это нейтральное, далекое значение слова позволяет нам спокойнее относиться к событиям, которые определяются в средствах массовой информации как катастрофы.

Реальные катастрофы, будь то утечка дизельного топлива в Ангару, экологическая катастрофа на Камчатке или разлив трех тонн нефти на Оби, не находят в медиа такого масштабного отклика, как точечные события: младенец, которого держали в шкафу первые полгода жизни; мать, решившая проучить сына за жестокость к животному и оставившая его в подмосковном лесу.

Желание копаться в микродрамах, не пытаясь найти такому поведению объяснения или поверить, что это и есть обратная сторона материнства, является издержкой патриархальной культуры с ее культом семьи. Именно оно мешает читателям газетных заметок о якобы нерадивых матерях увидеть в своих обыденных действиях катализатор проблем несравнимо более масштабных, чем невозможность отдельной женщины справиться с грузом социального давления и не столь желанного материнства.

Французский философ и инженер Жан-Пьер Дюпюи, пытаясь упрочить онтологическую связь катаклизмов с грядущим, попал в ловушку. Он столкнулся с общим для философии подозрением, которое Славой Жижек описал так:

«Философия часто кажется своим противникам, сторонникам здравого смысла, неким Зигмарингеном идей, выпускающим бесполезные вымыслы, и делает вид, что она предоставляет общественности открытия, от которых зависит судьба человечества, тогда как настоящая жизнь происходит где-то еще, в безразличии к философским гигантомахиям».

С другой стороны, многие увидели в Дюпюи союзника тех, кто критикует принцип осторожности по существенно отличным от идеи катастрофизма соображениям. Сам автор определяет просвещенный катастрофизм так: это взгляд на развитие человеческого опыта как результата отрицания самоуничтожения.

Дюпюи смещает фокус внимания на вещи более глобальные, копание в которых, может, не так приятно для самолюбия, но подводит к стремлению если не избавиться, то увидеть и попытаться уйти от свойственного человеку желания не верить в грядущее бедствие как итог собственных действий и неосмотрительности.

«Будущее, — пишет Дюпюи, — может, и не нуждается в нас, но мы нуждаемся в нем», — и раз так, то стоит поставить своей целью «стимулирование сознания и действий, чтобы катастрофа не случилась».

Наиболее полно это раскрывается в трактовке Гюнтера Андерса притчи о Ное, который предсказывал катастрофу, но она всё не наступала. Ной, появившись в городе, сообщил жителям, что оплакивает катастрофу завтрашнего дня:

«Послезавтра потом станет делом прошлого. А раз оно останется в прошлом, то и всё, что было сущим, станет несуществовавшим. Когда потоп поглотит всё сущее, поздно будет хранить память о себе, ибо никого не останется. Вот и явился я к вам, чтобы оборотить время, чтобы сегодня оплакать мертвых дня завтрашнего».

Выход из тупика у Гюнтера Андерса представляют плотник и кровельщик, пришедшие к Ною со словами: «Позвольте мне вам помочь, и пусть окажется, что всё это неправда». Эти слова как нельзя более точно выражают суть этого переноса.

Дюпюи пытается переставить акценты во взгляде на катастрофы. И стремится донести до нас то, что Жижек выразил следующей мыслью:

«Катастрофа не то, что мы сведены до состояния автоматов, манипулируемых биогенетикой, но сам подход, делающий эту перспективу возможной. Возможность полного самоуничтожения — всего лишь последствие нашего отношения к природе как к сборищу объектов для технического эксплуатирования».

Для этого необходима новая метафизика, состоящая в перенесении в то время, которое следует за катастрофой, чтобы в ней можно было увидеть неизбежное и в то же время невероятное событие, метафизика предсказания бедствий.

Дюпюи не единственный и далеко не первый философ, анализирующий бедствия. Это делали Гюнтер Андерс, Карл Ясперс, Ив Мишо или ученица Арендт Сьюзан Нейман, представившая историю западной философии как историю осмысления зла.

Нейман, исходя из арендтовской «Банальности зла», заключает, что если моральное зло достигает апогея, то те нравственные категории, исходя из которых мы рассуждаем в обычной жизни, терпят крах. И тогда исследовать зло можно лишь «в категориях, соотносимых с естественным устройством мира». В этом-то как раз и состоит метафизическая уловка, которую стремится раскрыть Дюпюи и суть которой — в снятии с себя ответственности за свершившееся.

Гюнтер Андерс, особенно близкий к Дюпюи, подробно останавливался в своих текстах об атомной угрозе на восприятии катастрофы ее жертвами. Разговаривая с пережившими бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, Андерс отметил, что они «говорят о катастрофе как о землетрясении, цунами и падении астероида» и «упорно не желают говорить о виновных». В этом отсутствии ненависти к виновным Андерс видит предпосылку к отсутствию ненависти в целом, что будет «беспрецедентным в своей бесчеловечности; отсутствие ненависти станет одним целым с отсутствием угрызений».

С применением атомной бомбы стало понятно, что достаточно преступить некую моральную черту — и наши практические возможности начинают неизмеримо превосходить способности к чувствованию и воображению. Эта неспособность, действуя, понимать последствия собственных действий, заключена в понятии «недомыслие» (thoughtlessness), которое развила Ханна Арендт в посвященной судебному процессу над архитектором холокоста книге «Эйхман в Иерусалиме».

Непоправимый ущерб порядку вещей наносят все те усилия отдельных людей, винтиков системы, которые, в сущности не делая ничего плохого и не желая зла, могут стать акторами большого преступления или катализаторами бедствия.

Философ Симона Вейль в эссе «Личность и священное» писала:

«Человеческая мысль не может признать реальность несчастья. Если кто признает реальность несчастья, он должен сказать себе: «Каприз обстоятельств, который не в моей власти, может швырнуть меня куда угодно, в любой момент, вместе с вещами столь мне близкими, что я отношусь к ним так, будто они и я — одно и то же. Во мне нет ничего, чего я не мог бы потерять. Случай может уничтожить то, что есть я, и поставить на его месте что-нибудь злое и презренное»».

В отсутствии ненависти к виновным, нежелании говорить о катастрофе как о деле рук конкретных людей можно увидеть этот побег от реальности несчастья. А думать иначе, согласно Вейль, значит испытывать небытие: «Состояние крайнего и тотального унижения является также условием познания истины. Это некая смерть души».

Почему жертв катастроф так часто не хотят слушать? Все те люди, что выжили после концлагерей, в большинстве своем переживали случившееся внутри себя, молча, они не хотели и не могли обсуждать произошедшее вплоть до наступления того времени, когда стало разрешено говорить об этом, когда это по разным причинам стало политически важным, когда появилась литература, описывающая этот опыт, когда пострадавших стали приглашать в школы и те рассказывали о холокосте школьникам. Один из самых известных примеров — Сецимия Спиццикино (Settimia Spizzichino), выжившая узница Освенцима, которая была ежегодной гостьей классного часа в итальянских школах вплоть до своей смерти в 2000 году.

«Выслушивать кого-то, — писала Симона Вейль, — значит ставить себя на его место, пока он говорит. Ставить себя на место человека, чья душа искалечена несчастьем, — значит сводить в небытие собственную душу. Это труднее, чем счастливому ребенку решиться на самоубийство. Поэтому несчастных не слушают. Несчастные сами быстро утрачивают силу владения языком, убедившись в том, что их не слушают».

В «Малой метафизике цунами» Дюпюи дополняет концепт недомыслия. Арендт рассматривала этот концепт по отношению к тем, кто служил нацистской машине истребления. Дюпюи же предлагает расширить область применения понятия. Так, оно вполне применимо к случаю, описанному Гюнтером Андерсом: один из пилотов воздушной флотилии бомбардировщиков Хиросимы «внезапно» стал мучиться угрызениями совести, несмотря на чествования в своей родной стране. Андерс вступает с ним в переписку, стремясь убедить его в здравости и ответственности подобного хода мыслей.

Катастрофизм видит зло в любом насильственном порядке. Залог нашего спасения, по мнению Дюпюи, в том, «чтобы показать, будто мы жертвы насилия, продолжая держать в уме, что причины происходящего с нами — в нас же самих».

На протяжении многих веков теологи и философы пытались найти ответ на вопрос о природе катастроф. Этот путь берет начало с теодицеи Лейбница, продолжается вольтерьянским принятием зла как данности и в корне меняет направление с приходом Руссо. Именно он возлагает ответственность за зло на людские плечи.

Катастрофизм интересуется прежде всего теми событиями, в отношении которых должен действовать принцип осторожности. Проблему он видит в том, что знание об угрозе не может заставить нас действовать соответственно. На следующий день после серии терактов 11 сентября ответственный представитель ЦРУ прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы знали, но не верили в это». Сейчас, когда документы о событиях 11 сентября рассекречены, можно предположить, что под этими словами подразумевалось в том числе знание об угрозе теракта, которым действительно обладало ЦРУ, не передав, однако, эти данные ФБР. Просвещенный катастрофизм в этом ключе является попыткой обосновать принцип ответственности и этику будущего Ханса Йонаса.

Сейчас метафизика смиренных словно говорит в пользу нашего бездействия. То, что случилось, предопределено, и раз уж оно случилось, бороться было бы заведомо бесполезно. То же, что не произошло (пускай даже вероятность этого была, а катастрофа не случилась благодаря превентивности), и не было таким уж неизбежным. В нашем представлении неизбежность обусловлена фактом осуществления события.

Дюпюи не ограничивается катастрофами, причина которых кроется в человеческой деятельности. Он также рассматривает природные катаклизмы, к которым сам по себе катастрофизм не имеет отношения, но неизменно упоминается в связи с ними. После цунами в Азии в 2004 году ассоциация, изучающая природные катастрофы, решила отказаться от самого термина «природная катастрофа», обосновывая это тем, что «если в природе существует опасность, которой нельзя помешать, то в катастрофу ее превращает социальная незащищенность».

Удивительным образом терминология соцзащиты проникает в говорение о природных катастрофах, как бы подталкивая нас к тому, что, подобно проблемам социальным — неравенству, бедности, доступу к образованию, медицине, — можно решить и такие, казалось бы далекие от социального, проблемы, как движение литосферных плит.

Восприятие бедствий и переживание горя амбивалентны. После цунами в Азии деятели различных сфер — от геофизики до здравоохранения — высказывались о катастрофе как о предлоге для выделения дополнительного финансирования своих отраслей. Капитализм катастроф, как определила подобные явления Наоми Кляйн в «Доктрине шока», сделал привычным взгляд на бедствие как на предлог к привлечению дополнительного финансирования или же как на возможность начать на руинах что-то экономически выгодное, что прежде вызвало бы протест и привело бы к большим финансовым затратам.

Так, после урагана «Катрина» в городе Новый Орлеан штата Луизиана конгрессмен Ричард Бейкер не без удовлетворения отметил: «Наконец-то нам удалось очистить районы муниципального жилья в Новом Орлеане. Мы не могли этого сделать, но это совершил Бог». Разрушение городских школ стало предлогом, по мнению экономиста Милтона Фридмана, «для радикальной перестройки системы образования», перехода к частным учебным заведениям. Произошедшее можно назвать попыткой захвата сферы образования частным сектором под прикрытием восстановления города после бедствия.

Этот прием использовался и на пострадавшей от цунами 2004 года Шри-Ланке: пока местное население пребывало в состоянии шока из-за случившегося, побережье очистили от развалин рыбацких домов и начали застраивать курортными зданиями комфорт-класса прежде, чем местное население смогло заявить о своем праве на территорию. Суть доктрины шока в том, что момент коллективной травмы используется для применения радикальной социальной и экономической инженерии, методы которой в прежнее время вызвали бы активное несогласие, протест или попросту привели бы к серьезным экономическим затратам.

Взгляд через призму решения проблем делает проблемой саму природу, если она как-либо мешает нам, и этот взгляд по-прежнему популярен в медиапространстве. Например, на Московской биеннале современного искусства в 2019 году Ольга Свиблова прокомментировала Монреальский протокол 1987 года так:

«Не всё можно решить быстро. Как известно, озоновая дыра, за которую все волновались, чтобы не было человеческой деятельности в Арктике, закрылась. Наши ученые в 1970-е годы предупреждали советское правительство подумать, подписывая Парижский протокол, потому что он накладывает на страну огромные материальные обязательства. Они говорили: «Мы думаем, что озоновая дыра над Арктикой связана с более сложным лунным текстом, а не просто вращением Земли, Луны и Солнца». Их голос не был услышан, мы подписали Парижский протокол. Наверное, это хорошо. Мы боремся, чтобы там не было человеческой деятельности. Деятельности в Арктике стало больше. А дыра закрылась. Потому что лунный цикл закрылся. Но она откроется. И это не будет зависеть от выбросов. Это зависит от более сложной музыки сфер».

Такая точка зрения на природные катаклизмы чрезвычайно близка к вольтерьянскому tout est bien.

Любые климатические изменения сподручнее объяснить «сложной музыкой сфер», чем поверить в то, что катализаторами разрушительных для нас процессов являемся мы сами.

Суждения о причинно-следственных связях у многих остались на уровне теодицеи, а патерналистский взгляд заставляет нас делегировать решение проблемы кому-то свыше — будь то власть или абстрактная сложная музыка сфер, контакт с которой нам точно не грозит.

Есть и более насущные примеры этого убегания от самих себя. Например, бытовые отходы — одна из самых масштабных проблем экологического дискурса. Тщетно искать в путешествии тонн мусора из придомовых баков на полигоны сложную музыку сфер, которая как-то со всем этим разберется. Просвещенный катастрофизм критикует взгляд оптимистичного футуролога и problem-solver. Оторванность будущего от действительности видится главным метафизическим препятствием прежде всего потому, что если само будущее нереально, то и любое потенциальное бедствие видится таким же нереальным. Веря, что грядущей катастрофы можно избежать, мы не верим, что она нам угрожает.

Аналоги катастроф, которые анализируют Дюпюи и его предшественники, напрашиваются сами собой. Для нас этими катастрофами стали взрывы домов в 1999-м во время чеченской войны, «Норд-Ост», Беслан. Наши отношения с властью превратились в отношения с постоянно планирующейся бурей, о которой мы можем говорить лишь в контексте нанесенного нам ущерба — за последние пять лет было удовлетворено рекордное количество исков в ЕСПЧ от россиян к Минюсту. Если со временем и проявляется какая-то польза, подспудно мы всё же ожидаем «платы» за нее. Сама жизнь с постоянными чувствами расплаты и долга перед властью становится подобием ожидания катастрофы.

Гюнтер Андерс обратил внимание на то, что нередко для маскировки зла пользуются религиозной лексикой. Зло объясняется необходимостью сакральной жертвы. Ясперс считал абсурдным тотальный отказ от атомной бомбы, обосновывая это в «Атомной бомбе и будущем человечества» так:

«Не следует закрывать глаза на то, что в ближайшем будущем нам, вероятно, предстоит выбирать между тоталитарным господством и атомной бомбой».

То есть в какой-то момент этапом борьбы с тоталитаризмом будет готовность применить атомную бомбу, по Ясперсу, «совершить тотальное жертвоприношение».

Как отметил французский философ Рене Жирар в работе «Насилие и священное», «нет такого насилия, которое нельзя было бы описать в категориях жертвоприношения». Таким образом, всегда есть соблазн наделить насилие эпитетом «священное», а в пострадавших увидеть подобие ритуальных жертв. Так, место расположения башен-близнецов, ставших объектами нападения 11 сентября, в какой-то момент начали называть «сакральным местом» — вероятно, искать религиозную составляющую свойственно там, где мы не можем понять истинные причины произошедшего.

Cлово «холокост» означает обрядовое жертвоприношение, но раз так, то какому богу могло быть принесено в дар столько жертв? Теодицея сакрализует убийство, таким образом оправдывая его.

Но что было бы, если бы эти катастрофы не стали изначально подвергаться сакрализующим трактовкам? И обязательна ли сакрализация, чтобы что-то стало событием, частью истории? Сама природа христианства событийна, как пишет Славой Жижек в «Событии»:

«По определению есть нечто «чудесное» в событии — от чудес нашей повседневной жизни до чудес более возвышенных сфер, включая сферу божественного. Быть христианином — значит верить в особое событие — смерть и воскрешение Христа».

В философии и трансцендентальный, и онтологический подходы в своей начальной точке имеют понятие события — «у Хайдеггера это Событие раскрытия Бытия — горизонта смысла, определяющего, как мы воспринимаем реальность и выстраиваем отношение к ней, а в теории Большого взрыва — изначальное Событие, из которого произошла наша Вселенная».

Ханна Арендт, размышляя в «Банальности зла» о причинах пассивности по отношению к нацистским преступлениям со стороны Западной Германии — запоздало создано Центральное агентство расследования нацистских преступлений, только в 1958 году, запоздало занялись активным поиском преступников, только за 4 месяца до начала в Израиле суда над Эйхманом, — видит одну из них в нежелании судить (хотя бы) тех преступников, данные о которых вместе с показаниями жертв были изданы в виде книг и журналов в Германии:

«Одно дело выкуривать преступников и убийц из их нор, и совсем другое — видеть, что они отнюдь не собираются прятаться, видеть, что те, кто процветал при гитлеровском режиме, занимают важные государственные и общественные посты. По правде говоря, если бы администрация Аденауэра была слишком чувствительной к тем, чье прошлое запятнано сотрудничеством с нацистами, этой администрации попросту бы не существовало».

Арендт высмеивает неуместный и лишающий процесс логики пафос, с которым государственный обвинитель Гидеон Хаузнер выступает на процессе над Эйхманом, соблюдая, впрочем, тон, заданный премьер-министром Израиля Бен-Гурионом.

Свое вступительное обращение — оно длилось три заседания — Хаузнер начал с цитаты из Иезекииля: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «В кровях твоих живи!», пояснив, что эти слова следует трактовать как императив, перед которым стояла эта нация с самого первого своего появления на сцене истории».

Этот пафос как раз и подвел Хаузнера к осуждаемому катастрофизмом заблуждению, к сакрализации насилия:

«Такая риторика, как бы предполагая, что Эйхман был лишь невинным исполнителем некоего таинственного предопределения, или, в данном контексте, антисемитизма, который, получается, был просто необходим, чтобы осветить «залитую кровью дорогу, по которой бредет этот народ» к своему предначертанию, противоречит всему, ради чего Эйхман предстал перед судом».

Очень немногие из пострадавших в Беслане решились подать заявление на компенсацию в ЕСПЧ. Не в последнюю очередь потому, что опасались столкнуться с возмущением, касающимся восприятия случившегося. Подавшие иск в ЕСПЧ пострадавшие выступили таким образом против навязанной модели священного насилия, они отказались видеть в этом некое подобие жертвоприношения, верить, что это насилие извне, и посмели искать виновных, разрушая тем самым любые попытки представить эту катастрофу в религиозном ключе.

Наступившая в виде коронавируса катастрофа погасила недавнее желание властей хоть как-то обратить внимание на проблемы экологии и рациональной переработки отходов. Теперь, когда одна катастрофа наступила, нам некогда и незачем думать о другой катастрофе, ничуть не менее насущной.

Сама мысль о собственной смерти заставляет нас отстаивать право на якобы чистоту и стерильность посредством еще большего загрязнения среды — в виде использования одноразовых пакетов для продуктов, возведенного карантином в требование, с которым в данных условиях просто неприлично спорить и которое должно спасти нас от вируса наравне с масками и перчатками.

Это неудивительно, ведь иные футурологи, подобно Рэймонду Курцвейлу, в самой смерти видят проблему, которую необходимо решить.

Дюпюи только рассуждает с позиции просвещенного катастрофизма. Он не выносит пессимистичных и тем более оптимистичных суждений о будущем, а скорее стоит на позиции этики бренности, задаваясь вопросом: когда у нас найдутся силы и позиция для мышления и критики?

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Рэпер Вася Обломов сообщил об остановке полицией концерта в Петербурге

В Санкт-Петербурге полиция прервала концерт рэпера Васи Обломова (настоящее имя — Василий Гончаров), об этом музыкант сообщил в Twitter.

17.10.2021 14:16, rbc.ru


Проект The Ocean Cleanup успешно испытал новую систему сбора пластика в океане

Что ждет миллионы тонн пластикового мусора в будущем

Нидерландский некоммерческий проект The Ocean Cleanup успешно протестировал новую систему сбора пластика в океане. В 2018 году проект испытал первую версию и потерпел неудачу: сначала система оказалась неэффективной, а вскоре сломалась.

16.10.2021 14:00, Григорий Копиев, nplus1.ru


Впервые изучены «острова тепла» малых городов и деревень Московского региона

На территории 10 населенных пунктов провели исследование радиометром

«Острова тепла» впервые изучили не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах Московской и соседних областей. Исследование провели сотрудники географического факультета МГУ и государственного университета «Дубна». Они проанализировали данные радиометров MODIS спутников Terra и Aqua, полученные на территории десяти населенных пунктов, среди которых — Москва, Рязань, Тверь, Подольск, Ногинск, Дмитров, Можайск, Верея, деревни Афанасово и Бяконтово. Эта информация будет полезна для расчетов экономических затрат на отопление, уточнения прогнозов погоды, а также оценки теплового стресса населения.

16.10.2021 09:00, Ольга Иванова, naked-science.ru


Бороться с глобальным потеплением Европа может, только наращивая сжигание газа

Это когда-нибудь кончится?

Пока в России многие думают, что строительство СЭС и ВЭС снижает потребление ископаемого топлива — включая газ, — западная реальность показывает иное. Метана потребляют тем больше, чем больше строят ветряков и солнечных батарей. Все потому, что переход на такие возобновляемые источники энергии «цементирует» зависимость экономик от газа. Сегодня всерьез снизить выбросы СО2 в ЕС можно, только сжигая все больше метана — другого выхода нет. Уже этой зимой дело может обернуться неприятными шоковыми событиями и в мире, и в России. Есть ли спасение из ситуации или теперь это новая норма?

10.10.2021 19:00, Александр Березин, naked-science.ru


Охоту в тропических лесах назвали экологичной альтернативой скотоводству

Ученые оценили углеродный след охоты в тропических лесах

Добывая белок для своего рациона посредством охоты в тропических лесах жители более 20 стран Африки и Южной Америки избегают ежегодных выбросов парниковых газов в размере 71 миллиона тонн CO2-эквивалента, если бы они заменили мясо дичи на говядину, и трех миллионов тонн CO2-эквивалента, если бы заменили его на мясо домашней птицы. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

10.10.2021 14:00, Марина Попова, nplus1.ru


Неокрестьяне и «манящий агротех» с кофемашинами в парниках

Как французы вовлекают молодёжь в сельское хозяйство

Фермеры во Франции стареют, а молодое поколение заниматься «рабским трудом» без выходных не спешит. Издание NYT рассказало, как частные предприниматели хотят доказать, что фермерство — это прибыльный бизнес.

10.10.2021 09:00, Полина Лааксо vc.ru


Яблоки для очистки воды от нефти и ещё три эко-решения будущего из России

Они победили в программе GreenTech Startup Booster от «Сколково»

Московская компания по управлению отходами «Большая тройка» создала платформу для «мусорной» отрасли, которой сейчас пользуются в 60 регионах. Она размещает в контейнерах датчики заполняемости, которые позволяют подобрать для мусоровозов оптимальные маршруты (не заезжать к тем контейнерам, которые ещё не заполнились) и тем самым уменьшить расходы на вывоз отходов на четверть. Это отражается и на тарифах для жителей: по данным компании, горожане в 12 регионах сэкономили на утилизации больше 2 млрд рублей в год.

09.10.2021 14:00, vc.ru


Ешь богатых

Как миллиардеры ставят планету на грань экологической катастрофы

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга экономистки Майи Гёпель «Мир после нас: Как не дать планете погибнуть». В своей работе ученая касается основных аспектов «глобального экологического и социального кризиса» начала XXI века: сверхпотребления, пропасти между богатыми и бедными, климатических изменений и других проблем. Как она пишет в предисловии, «если мы хотим справиться с этим кризисом, нам необходимо понять правила, по которым мы построили свою экономическую систему». Публикуем фрагмент из главы, посвященной мировому неравенству и необходимости перераспределения богатств.

05.10.2021 19:00, Тит Адам-Давид, knife.media


Младенцы проглотили в 13 раз больше микропластика по сравнению со взрослыми

Исследование опубликовали в Environmental Science & Technology Letters

Американские медики обнаружили, что в кале годовалых детей в 13 раз больше микропластика, чем в фекалиях взрослых. Они исследовали содержание полиэтилентерефталата и поликарбоната в образцах стула десяти взрослых, шести годовалых детей и трех новорожденных. Авторы считают, что микропластик попадает в кишечник детей из бутылочек для кормления, а также от синтетических ковровых покрытий. Исследование опубликовали в Environmental Science & Technology Letters.

01.10.2021 09:00, Анастасия Кузнецова-Фантони, nplus1.ru


Против общества потребления

Что такое фриганство?

Проблему перепотребления во всем мире решают различными способами: внедрением переработки, шеринговых платформ для совместного использования транспорта, снижением темпов производства. Одним из способов борьбы с перепотреблением является фриганство — когда люди отказываются тратить деньги на продукты питания и материальные блага. Все, что нужно, они могут найти на помойках и свалках. В T&P рассказали, почему этот образ жизни не так жуток, как кажется на первый взгляд.

25.09.2021 14:00, Александра Иваницкая, theoryandpractice.ru






 

Самое читаемое



Зеленый поворот
Путь в науку 2021

Новости

«Викимедиа РУ» при поддержке «Иннопрактики» запускает онлайн-курс по работе с «Википедией»
Использовать материалы курса смогут все желающие, а с сентября начнётся обучение записавшихся на курс при поддержке менторов. Инициаторами создания онлайн-курса выступают НП «Викимедиа РУ» и негосударственный институт развития «Иннопрактика».
Объявлены победители конкурса «Путь в науку»

В «Научном корреспонденте» опубликован список лучших работ
Всего в двух номинациях конкурса «Путь в науку – 2021» награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки, а 10 – по количеству просмотров работы, то есть уровню внимания со стороны читателей. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, еще 16 получили приз за третье место.

Итоги конкурса «Путь в науку» будут объявлены 30 августа
Жюри утвердили список победителей и призеров конкурса квалификационных работ «Путь в науку – 2021» (путьвнауку.рф). Всего в двух номинациях будет награждено 54 человека, из которых 44 были отобраны в ходе экспертной оценки. 13 авторов заняли первое место в своей предметной категории, 15 – второе место, а еще 16 получат поощрительную премию. В конкурсе приняли участие более 1,5 тысяч человек.
Состоялся заключительный вебинар по конкурсу «Путь в науку – 2021»
Участие в вебинаре приняли 119 конкурсантов, уже опубликовавших работы на портале «Научный корреспондент».
Прием ВКР на конкурс «Путь в науку» продлен до 12 июля
В связи с тем, что в некоторых университетах защиты продолжаются до конца июня, конкурсным комитетом было принято решение продлить срок приема работ до 12 июля, чтобы все желающие успели принять участие.

 

 

Мнения

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.