Подписаться на обновления
20 августаВоскресенье

usd цб 59.3612

eur цб 69.7197

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Агент Ноосферы   воскресенье, 7 августа 2016 года, 17:20

Правильный сигнал
Идея проверки всех дипломов на плагиат получила медийную поддержку


Наружная реклама в Казани
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





В газете «Известия» вышла статья «Дипломные работы централизовано проверят на плагиат», которая стала одной из самых цитируемых новостей в российском образовании. Оказалось, что публикацию дипломов ждут давно, потому что без нее нельзя построить систему конкурсного трудоустройства, которая является единственной альтернативой распределению. Многие вузы – от Санкт-Петербурга до Череповца – готовятся опубликовать дипломные работы своих выпускников, а сотни студентов уже сделали это на «Вернском» (по медиа и коммуникации) и Научкоре (работы любой тематики). Часкор подготовил обзор вышедших публикаций, начиная с интервью с советником Президента Германом Клименко и заканчивая отзывами студентов из Альметьевска. Предполагается, что следующим шагом станет запрет рекламы услуг по написанию учебных работ на заказ.

Открытая публикация дипломных работ должна продемонстрировать качество образования в российских вузах, которые представят обществу продукт труда своих студентов, являющийся основанием для выдачи диплома. Движение в сторону публикации работ идет уже давно и началась во многом благодаря Д.А. Медведеву, который прислушался к инициативе общественников и подписал поручения ДМ-П8-5501 от 19.09.2012 по внедрению информационной системы, обеспечивающей проверку на плагиат дипломных работ выпускников вузов и диссертаций и определяющей порядок их публикации в сети Интернет.

Фото: kremlin.ru

Проект развивался очень осторожно, и только 29 июня 2015 года вышел приказ № 636 Минобрнауки РФ, в соответствии с которым каждый вуз должен проверять выпускные квалификационные работы на неправомерные заимствования и сохранять в электронном виде. В 2015 году при поддержке Администрации Президента и лично первого замруководителя АП РФ В.В. Володина была запущена бесплатная площадка для открытой публикации работ «Научный корреспондент», однако до сих пор немногие университеты были готовы сделать первый шаг к открытости.

Теперь в дорожной карте ИРИ открытая публикация работ обозначена в качестве обязательной процедуры для всех российских вузов, которая призвана обеспечить общественный контроль. Кроме того, предлагается провести централизованную проверку всех работ, чтобы получить реальный срез качества высшего образования в России.

По итогам 2015-2016 учебного года выпускные работы студентов открыто опубликует Санкт-Петербургский государственный университет и, возможно, еще несколько ведущих вузов. А в следующем, по-видимому, к этой практике перейдет уже вся система российского высшего образования. «Частный корреспондент» приводит отрывки публикаций в СМИ на эту тему.

Информационная волна началась с публикации в газете «Известия»:

«В следующем году учебные учреждения должны будут начать выкладывать дипломные работы студентов в интернет. Формат публикации, правила доступа к ним и другие критерии будут разработаны до конца 2016 года рабочей группой «Интернет+Образование» при Институте развития интернета. Об этом говорится в проекте «дорожной карты», которая, по словам нескольких членов группы, получила предварительное одобрение в Минобрнауки.

По словам президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского, который также входит в рабочую группу «Интернет+Образование», после публикации в интернете работы всех студентов будут централизованно проверены системой «Антиплагиат». Это позволит понять, какие вузы хорошо обучают студентов, а какие — только на бумаге».

Новость подхватили «Вести.Ru», «РИА Новости» и «АиФ», а затем на сообщение начали реагировать региональные СМИ – от Владивостока и Урала до Ингушетии. За несколько суток тема обросла новыми трактовками и комментариями, ниже приведены некоторые из них.

«Челны ЛТД»:

«Вузы могут обязать со следующего года выкладывать дипломные работы студентов в интернет, чтобы их можно было проверить на плагиат, пишут "Известия". Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский уже официально обратился в Рособрнадзор и администрацию президента с просьбой разрешить такую процедуру. "Считаю, что имеет место мошенничество в особо крупных масштабах. Проверку работ мы проведём с помощью компании "Антиплагиат". Главное для нас — понять реальную ситуацию с высшим образованием", — цитирует Засурского газета.

Заметим, что программы "Антиплагиат" сейчас используются при проверке диссертаций ученых в России. И те из них, кто копировал чужие работы, очень часто вынуждены теперь краснеть за это.

Если это предложение будет принято, покупать готовые дипломные, курсовые, контрольные работы станет невыгодно. Сейчас студенты их часто покупают у тех же преподавателей, получая взамен "гарантию" защиты. Понятно, что получение реальных знаний по специальности при таком порядке становится ненужным...».

«Пять углов»:

«Уже в 2017 году у вузов может появиться обязанность выкладывать все дипломные работы своих студентов в сеть, где любой желающий сможет проверить их на антиплагиат. На самом деле университеты и сейчас должны размещать на просторах интернета все выпускные работы, но пока проверкой их оригинальности учебные заведения занимаются сами.

Такая самостоятельность, по мнению Ивана Засурского, автора идеи и президента Ассоциации интернет-издателей, открывает вузам бесчисленные возможности для подтасовок. Прозрачность результатов проверки дипломов обеспечат только всеобщий доступ и сторонние инспекции. Эти же инспекции смогут, по мнению Засурского, в красках показать реальный уровень подготовки молодых специалистов.

Минобрнауки предложение Ивана Засурского показалось стоящим, и инициатива уже получила предварительное одобрение».

ФБА «Экономика сегодня»:

«Проверку предполагается проводить путем выкладывания работ в интернет с помощью компании "Антиплагиат". Только так, по мнению Засурского, можно будет оценить истинные масштабы бедствия в высшем образовании, последовавшего в результате массового копирования источников. Сейчас вузы проверяют работы на уникальность самостоятельно, однако такой способ проверки не защищает от подтасовок, цитирует regnum.ru Ивана Засурского. Сам глава Ассоциации называет положение с повальным копипастом "мошенничеством в особо крупных масштабах".

Механизм проведения проверок пока детально не разработан. Известно, что по их итогам будут публиковаться только общие данные без указания вузов. Одновременно в Минобрнауки заявили, что проверочные программы "Антиплагиат" разработаны в инициативном порядке и никак не аттестованы и не аккредитованы при этом ведомстве.

По данным Ассоциации, положение дел – действительно катастрофическое. Работные сайты изобилуют встречными предложениями по написанию студенческих работ всех категорий, от курсовика до диплома. А недавно возглавивший ВАК Владимир Филиппов рассказывает, как студент журфака МГУ вместо реферата по "Слову о полку Игореве" принес переписанную своей рукой статью Дмитрия Сергеевича Лихачева и получил зачет».

Academica.ru:

«Президент ассоциации интернет издателей, входящий в рабочую группу, ранее официально обращался в Рособрнадзор и администрацию главы государства о проведении независимой общественной экспертизы дипломных работ студентов выпускных курсов. Свою позицию он объяснил наличием большого мошенничества со стороны выпускников ВУЗов и отдельных преподавателей, которые довольно часто используют чужие материалы для защиты своего диплома о высшем образовании. Проверку этих работ может провести компания «Антиплагиат», у которой существуют современные и устойчивые программы. Единственное препятствие на сегодняшний день – это отсутствие у компании аккредитации на осуществление деятельности, которую должно выдать профильное образовательное ведомство.

Для проверки дипломных работ требуется согласие учебных заведений, определение чётких и прозрачных правил, установление мер ответственности должностных лиц и авторов дипломных работ при обнаружении случаев плагиата.

Отсутствие должного общественного контроля в этом вопросе приводит иногда к вымогательству денег у студентов ВУЗов. Так, например, в Пензенской области руководитель учебного заведения высшего образования разработал преступную схему, в соответствие с которой студенты должны были покупать у преподавателей готовые контрольные и дипломные работы с последующей гарантией их защиты. Следователи выяснили, что подобной «услугой» воспользовались порядка 350 учащихся, а общая сумма доходов преступной группы составила 7 миллионов рублей.

Общественная экспертиза дипломных работ позволит не только выявить недобросовестных студентов и преподавателей, но и существенно улучшить качество подготовки будущих специалистов».

«Национальная служба новостей» получила комментарий у советника Президента России, председателя Института развития интернета Германа Клименко:

«Глава Института развития интернета, советник президента России Герман Клименко рассказал НСН, что идея публичного доступа к студенческим работам находится «на карандаше» уже давно.

«Эта идея очень старая. Она была в наших дорожных картах с момента создания Института развития Интернета. Этот проект важен, потому что дипломы, выложенные в публичный доступ, позволяют понять, что происходит с образованием – хорошо там всё или плохо. Проект трудный, так как существуют и правовые аспекты, и секретные – наверняка есть вузы, которые по ряду причин выкладывать работы не будут. Но сама по себе идея очень хорошая. Дипломы наружу – это качественное образование, которого нам иногда не хватает», — рассказал Клименко.

Он также привел в пример уже работающую систему, придуманную преподавателем кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иваном Засурским. Этот проект называется «Вернадский» - в нем выложены выпускные работы студентов кафедры.

«Засурский создал прототип этой системы (открытого доступа к дипломам – НСН) – портал "Вернадский". Туда студенты кафедры новых медиа и теории коммуникации выкладывают свои работы, и они находятся в открытом доступе», — сообщил Клименко.

Он также сообщил, что Иван Засурский входит в группу «Интернет+Образование» при ИРИ, которая займется созданием проекта открытого доступа к дипломным работам российских студентов. Отметим, что основная цель проекта – борьба с плагиатом, которого, по мнению инициаторов запуска такой системы, в студенческих работах в последнее время стало слишком много».

«Первое подмосковное радио» опубликовало интервью с Иваном Засурским:

«– Иван Иванович, для чего нужна публикация дипломов?

– Сейчас много говорят о том, что студенты не устраиваются по специальности. Сейчас нет распределения, предполагается конкурсное трудоустройство. И работодатель должен видеть, кого он берёт на работу. Это гораздо более прогрессивная система, чем распределение, но без публикации дипломов запустить её не удастся.

– Получается, что это в первую очередь нужно самим выпускникам вузов?

– Конечно! Сейчас много говорят о том, что вузы оторваны от реальных потребностей общества. С другой стороны, говорят, что бренд вуза много значит. Но любой студент, который написал хороший диплом, должен иметь возможность продемонстрировать свою работу. Обидно, если она пропадёт.

– Но, как известно, не все пишут диплом самостоятельно. Получается, компания может выбрать студента, который просто купил работу.

– Знаете, это отдельный вопрос, но здесь тоже есть решение. Сейчас написание фальшивых работ – это один из огромных рынков в системе образования. В Пензе одного ректора даже, кажется, засудили за то, что он создал при университете две компании, которые писали за студентов дипломы. В некоторых городах я видел даже наружную рекламу «Пишу курсовые, дипломы». Мы находимся в центре эпидемии фальшивок. По моим ощущениям, за последние 25 лет мы произвели от 20 до 60 миллионов фальшивых специалистов. То есть людей, которые получили квалификацию, а в действительности, возможно, не в состоянии даже анализировать литературу по своей специальности, у них просто отсутствуют необходимые знания и навыки. Нам нужно как можно скорее остановить эту бесконечную фальсификацию всего на свете. И лучше начать со студентов. Если студент нормально напишет свой диплом, то диссертация у него будет как надо.

– Опубликованные работы будут в свободном доступе?

– Работы будут в доступе с будущего года. Но уже сейчас каждый студент, неважно, в каком он вузе, может бесплатно опубликовать свой диплом на специальном ресурсе «Научный корреспондент» - научкор.рф.

– А можно как-то обезопасить свою работу от кражи?

– Публикация – это единственный способ защитить свою работу. Потому что если она опубликована, то любой антиплагиат-сервис найдёт её. У нас на журфаке был случай, когда одна женщина из пяти дипломов наших студентов сделала себе докторскую диссертацию. Мы бы никогда об этом не узнали, но поскольку наши дипломы опубликованы, то люди, которые следили за деятельностью этой дамы, обнаружили их в Интернете. А если бы работы наших студентов не были опубликованы, она бы так и осталась доктором наук.

– Все вузы согласны публиковать дипломы своих выпускников?

– Это не вопрос вузов. Это вопрос Рособрнадзора. И Рособрнадзор поддерживает эту идею».

Особый интерес представляет мнение вузов и студентов, на которых ориентированы грядущие реформы. Региональная газета «Знамя труда» собрала мнения учащихся о грядущих нововведениях:

«Карина Исмайлова, студентка АГНИ:

— У меня сразу возникает вопрос — кто и на каком уровне будет проверять дипломы на плагиат? Насколько неподкупен и компетентен будет этот орган?

Конечно, если представить, что эта процедура получит удачное исполнение, то дипломированные специалисты перестанут выпускаться пачками, а успешно защитить диплом смогут лишь действительно достойные. Но с другой стороны, для большинства студентов заменить выжимки из учебников и статей на собственный, рукописный текст — задача не из простых. Что теперь? Не идти в ВУЗ?

Алексей Козюров, студент магистратуры КФУ:

- Диплом перед защитой проверял мой научный руководитель на плагиат (неофициально так скажем). Он это сделал для моего же блага, чтобы не было вопрос. Я считаю, что нужно проверять, иначе не будет никаких свежих идей, а все будут только перетасовывать старые знания (особенно это касается гуманитарных наук, где зачастую в научных работах «льют много воды»).

Денис Детистов, выпускник АГНИ:

- С точки зрения качества образования — проверка дипломов на плагиат полезное и нужное дело, которое сильно осложнит жизнь сторонникам подхода «копировать-вставить». Но нанося проверкой на плагиат удар по лентяям, одновременно можно зацепить тех, кто просто оказался пленником сложных жизненных обстоятельств. Против этой системы говорит и факт, что многие научные тексты, типовые расчетные методики чрезвычайно затруднительно передать как-либо иначе, своими словами. Поэтому справедливее было бы подвергать проверке не работу целиком, а лишь ее отдельные, принципиально важные для образовательного процесса части, где и должна проявиться самостоятельная работа студента».

Мнение представителей вузов разделилось. «Известия» приводят комментарии двух экспертов, проректор СПбГУ Алексей Заварзин сообщил, что одобряет инициативу и считает, что согласуется с политикой открытости, которую проводит университет:

«— Мы выступаем за честность, порядочность и корректность. Мы у себя и так проверяем работы студентов, и от этой проверки ничего не изменится для нас, — рассказал Заварзин. — Кроме того, мы публикуем в открытом доступе работы наших студентов. Ведь в России много историй о списанных докторских работах. Когда человек готовит работу, он понимает, что любой сможет с ней ознакомиться, и если кто-то сделал заимствование, то рано или поздно оно всплывет».

Иная точка зрения у ректора Академии интеллектуальной собственности Ивана Близнеца:

«Тем не менее ректор российской Академии интеллектуальной собственности Иван Близнец уверен, что работы публиковать в общем доступе не стоит. Они могут быть выложены на сайте учебного учреждения, но доступ к ним должен иметь ограниченный круг лиц, чтобы избежать заимствования идеи, которые использовал студент в своей работе. А что касается проверки системой «Антиплагиат» всех работ студентов, то этого, по мнению Близнеца, также делать не нужно. Каждый вуз должен самостоятельно делать проверку дипломов студентов».

Как пишет BFM.ru, неодобрительно отнесся к инициативе заведующий кафедрой Мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский:

«Я считаю, что это просто трата усилий. Нам надо сельское хозяйство поднимать, импортозамещением заниматься. Много важных задач стоит, вот это надо решать, а не заниматься студентами. Каждый вуз должен прилично этим заниматься, зачем это делать централизованно? Чтобы развести еще новых бюрократов? У Платонова есть такой роман «Чевенгур», там есть одна сцена, когда собирается ячейка, чтобы усложнить жизнь, говорит, что, если жизнь усложнить, усложнить ее сильно, то тогда буржуи нас не одолеют. И вот они думают, как бы усложнить жизнь колхоза, по-моему, это из этой серии. А то скоро дойдем до того, что студентов выгоним с саблями, чтобы они рубили вражеские голоса, это тоже у Платонова. Не надо нам «Чевенгура», хочется, чтобы Россия была счастливая, богатая и с собственными продуктами».

Вопросы также возникли у директора Института образования ВШЭ Ирины Абанкиной, комментарий которой приводит ИА REGNUM:

«Многие из подобных процедур, в том числе проверка на «Антиплагиате» так или иначе существуют в вузах страны, но есть и некоторые тонкости, которые надо учитывать. Если вы на основании своей работы, выложенной в публичное пространство, потом собираетесь сделать статью в научный журнал, то, конечно, вам придется полностью переписать работу. Воспользоваться уже выложенной работой будет проблематично. Любые дипломные работы, которые защищаются, они статуса публикации не имеют. Хотелось бы понять, какой статус будет у этой открытой публикации, чтобы опубликованные результаты вашей работы, не могли быть просто так присвоены. Это вопрос авторского права и дальнейшего использования, ведь в этих работах могут быть описаны серьезные научные изыскания, результаты экспериментов с выложенными научными результатами, все это должно быть защищено. Я за прозрачность, но совмещенную с защитой авторских прав».

Проблему с авторским правом ИА REGNUM прокомментировал партнер адвокатского бюро «Тонкий и Партнеры» Денис Степкин:

«По закону об авторском праве, такое право на произведения возникает в момент его создания, то есть специальная регистрация не требуется. Если студент написал какую-то работу, то он априори обладает авторским правом на это произведение. От того, что он его выложил в интернет, его авторское право не перестало ему принадлежать», — отметил юрист.

Тем не менее он подчеркнул, что сложности могут возникнуть у авторов тех работ, в которых содержатся уникальные технические решения, которые больше относятся к вопросу патентования.

«Проблемы могут возникнуть у людей, которые написали дипломы, в которых содержаться описания каких-то полезных моделей, технических образцов. То есть не то, что касается авторского права на статью, сколько авторского права на объект изобретения. Такие изобретения защищаются больше патентным правом. Как студент, автор вряд ли сможет пройти процедуру патентования этой модели, а защититься иначе он не сможет. Есть один выход — писать диплом так, чтобы из него не было понятно, что он там изобрел, а само изобретение представлять на защите в качестве закрытого показа», — заключил собеседник агентства».

Некоторые образовательные учреждения перешли к практике проверки и публикации в инициативном порядке, один из примеров – Череповецкий государственный университет, об этом сообщает ИА «Вологда Регион»:

«К сентябрю все дипломы выпускников Череповецкого госуниверситета 2016 года появятся в Интернете.

«Это было бы уже сделано, но пока не позволяют технические возможности сайта», - рассказал «ИА Вологда Регион» директор Гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов.

Каждая работа будет проверена системой «Антиплагиат», а затем размещена в сети. Такие меры позволят оценить качество образования в вузах, считают представители рабочей группы «Интернет+Образование» при Институте развития интернета - инициаторы проекта. Согласно приказу Минобрнауки, вузы обязаны проверять работы.

В Череповецком государственном университете такая практика существует уже давно. К каждому диплому должна идти справка о том, что работа прошла проверку на плагиат. В спорных случаях, по словам Александра Чернова, диплом может быть оценен не одной программой, а несколькими. Однако, большого количества заимствований в работах на таких специальностях, как, например, «Журналистика» или «Связи с общественности», не бывает, так как это специальности - творческие.

Полный доступ к работе будет только у студентов, сотрудников университета и так далее. С ознакомительной версией сможет ознакомиться любой желающий».

Газета «Уральский рабочий» приводит комментарий доцента Уральского государственного экономического университета Сергея Рогожина:

«– На мой взгляд, предложение Ивана Засурского хорошее, подобная система повысит ответственность студента, и, что важно, оригинальная научая работа может стать основой для портфолио, которое заинтересует работодателя и покажет эффективность нашего образования, — говорит проректор по учебной работе, кандидат физико-математических наук, доцент Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Сергей Рогожин. — Со своей стороны, мы уже ввели подобную практику и в 2015 году создали специальный электронный ресурс — сервис загрузки выпускных квалификационных работ (portfolio.usue.ru/published), куда все студенты в обязательном порядке выкладывают свои дипломы. С 2012 года в университете используется и система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников — «Антиплагиат». В ней мы предусмотрели загрузку даже курсовых, что позволит в будущем оценивать научную глубину работ каждого студента как преподавателям, научным руководителям, так и работодателям, — поясняет Сергей Алексеевич.

Сергей Рогожин отметил ключевую вещь — высшее образование студент получает не просто ради удовольствия, это система знаний, которые он потом проявляет в работе, и не способный самостоятельно и оригинально мыслить сотрудник — следствие в том числе и плохо отлаженной системы контроля в вузах.

К сожалению, поскольку в разгаре приемная кампания, не все ключевые уральские вузы смогли прокомментировать свое отношение к проблеме плагиата, но даже в коротких беседах специалисты университетов единогласно отмечали, что повышение качества дипломных, научных работ, их оригинальность — задача крайне важная для современного российского образования».

Напомним, что практика открытой публикации полных текстов выпускных квалификационных работ уже введена в 2015-2016 уч. г. в СПбГУ, который в текущих условиях занимает позицию вуза, устанавливающего стандарты российского высшего образования. Вероятно, наработки СПбГУ будут использованы при детальной разработке механизмов проверки и публикации выпускных квалификационных работ в России.

За развитием темы можно следить в соответствующем разделе Яндекс.Новостей, где появилось уже более полусотни сообщений.

Чтобы узнать больше об открытой публикации работ, смотрите мультфильм «Научкор.рф».




ОТПРАВИТЬ:       



 





Как устроены японские школы

«Каникулы — это время, когда можно основательно сесть за учебу»

Почему у японских школьников нет свободного времени, зачем в классе проводить подобия саммитов и почему экзамен — одно из самых сложных событий в жизни, а объявление его результатов может довести до самоубийства, рассказывает преподаватель японского языка Александр Ульяновский.

01.08.2017 13:00, Диана Дорофеева


Похороны высшего образования

Как должны измениться вузы, чтобы снова стать нужными

О том, что высшее образование надо менять, говорят все и давно, при этом понятия вроде «внедрения передовых технологий», «новых методов обучения» и «раннего профориентирования» настолько размылись, что, кажется, потеряли смысл.

21.07.2017 10:00, Olesia Vlasova, theoryandpractice.ru


Бесполезное образование

Китаю и России избыточное число студентов вузов грозит социальным взрывом

В Китае уровень занятости среди выпускников магистратуры составляет всего 26%, среди бакалавров — 35%. Китайское экономическое чудо было обусловлено развитием трёх секторов экономики: экспортных производственных, строительных и крупных энергетических отраслей промышленности. Ни один из этих секторов не предполагает большое число рабочих мест для «белых воротничков». В Китае растёт число «муравейников», которые населяет низкооплачиваемый или безработный прекариат. Именно он может стать источником протестов не только в Китае, но и других странах Второго мира, в т.ч. и в России, где схожая ситуация с безработными выпускниками.

23.06.2017 04:00


Обязательный ЕГЭ по истории

В чем проблема новой инициативы министерства образования?

18 мая министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что в 2020 году ЕГЭ по истории станет обязательным для выпускников всех российских школ. Известный историк Александр Каменский рассказал «Теориям и практикам», почему еще один обязательный экзамен может вызвать у учеников совсем не ту реакцию, на которую рассчитывают в министерстве образования.

24.05.2017 13:00, Olesia Vlasova


Школа разрушенной личности

Едва получив школьный аттестат, я сразу же намертво забыла алгебру, геометрию и физику. Историю я и не знала никогда. Единственным в школе истово верующим коммунистом/сталинистом был наш историк, он же классный руководитель. На уроках он вещал, какое счастье коммунизм и какой бог Сталин, а предмет задавал на дом, наизусть, и спрашивал тупо главами, непременно слово в слово.

17.05.2017 13:00, Арина Холина для журнала «Сноб»


«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью»

Дмитрий Лихачев о том, как научиться учиться

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки.

16.05.2017 13:00


Меняем школу изнутри

Для чего отправлять детей в школу, зачем ставить оценки и как сделать это место лучше

«Я хочу, чтобы после школы мой ребенок верил в свои силы, был любознательным и упорным. Точка. Китайский выучит сам, если ему будет нужно. Это формула успеха в мире, где не будет половины сегодняшних профессий. В мире, где рутинные операции будут делать роботы. Все работодатели ищут и не могут найти одного и того же – инициативности и самостоятельности».

14.04.2017 13:00, Федор Шеберстов


Не идите, дети

Пять причин, по которым не следует становиться профессором

Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

19.03.2017 14:00, Вера Афанасьева, vzsar.ru


Доспехи будущего

Чему и как учить ребенка сегодня, чтобы не жалеть об этом завтра?

Гарвард или Оксфорд? На какой вуз вы копите деньги для ребенка, который лет через 15 окончит среднюю школу? Эти размышления родителей бессмысленны, если не учитывать, что традиционное университетское образование в ближайший десяток лет вымрет. Хватит копить на потом – вкладывайте сейчас. Да, мы не можем предсказать будущее и научить детей в точности тому, что они будут делать. Однако сегодня мы в состоянии вооружить их теми инструментами, которые помогут им выжить завтра. И если уж инвестировать в образование своего ребенка, то только здесь, сейчас и с учетом завтрашнего дня. Копить нужно не деньги, а опыт и практические навыки, которые помогут ребенку освоиться в том мире, который ждет его в будущем.

10.03.2017 13:00, Лилия Гордиенко, womo.ua


Выживут только отличники

Почему 95% выпускников так и не знают иностранный язык

Это какой-то сговор. Нет другого объяснения, почему в российских школах сделано все для того, чтобы ученики не знали иностранный язык. Неважно, по какому учебнику занимаются с детьми, это лишь подспорье. Основная задача лежит на преподавателе. И тут возникает вопрос: почему даже у хороших учителей 95% детей в классе ничего не знает? Об этом рассуждает выпускница филологического факультета Волгоградского университета, журналист Юлия Доронина.

15.02.2017 13:00, Юлия Доронина, mel.fm






 
<font size=2>Востребованное<br>образование</font>

Новости

Лучшие вузы России 2017 по данным первого национального рейтинга
Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил 20 лидеров национального рейтинга вузов России «Три миссии университетов». Заявление сделано на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшие вузы России 2017 года представлены без указания конкретных мест.
Популярные у интернет-пользователей вузы не всегда самые лучшие
Специалисты компании «Яндекс» выяснили, что топ-20 учебных заведений, которые чаще всего ищут пользователи, лишь наполовину пересекается с лучшей двадцаткой вузов из Национального рейтинга российских университетов.
Министр образования предложила резко сократить количество мест в аспирантуре
Министр образования и науки Ольга Васильева предложила в несколько раз сократить количество мест в аспирантуре. По словам Васильевой, вместо 25 человек «должно быть два-три аспиранта на кафедре».
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.
Лонгрид как диплом
Студенты журфака предложили ввести новый формат работ на Научкоре.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.