Грузинские школьники получали куда более глубокие знания такого предмета, как история своей родины, при советском режиме, чем в условиях независимой Грузии. История Грузии как школьный предмет маргинализовалась; сократились часы и для грузинского языка и литературы, многие важные памятники грузинской литературы были вообще изъяты из учебной программы.
Распад Советского Союза, естественно, ознаменовал для бывших союзных республик очень серьёзные перемены. Последствия, обусловленные распадом СССР, можно разделить на две группы: а) типичные для всех бывших союзных республик явления и б) специфические явления, характерные лишь для отдельных республик или одной из их групп. Так, например, после развала СССР во всех без исключения республиках наблюдался значительный спад производства. Ну а этнические конфликты возникли и (или) переросли в войны лишь в некоторых из них; сепаратистские регионы де-факто отделились от нескольких из этих республик (Азербайджан, Грузия и Молдова), но только в Грузии наблюдалась сецессия сразу двух её территориальных объединений (Абхазия и Южная Осетия).
Чтобы понять, что потеряла и (или) приобрела Грузия вследствие распада СССР, нужно определить принцип замера приобретений и потерь народов бывших союзных республик. Относительно материальных величин (экономика, социальная сфера, демография и т.п.) это довольно легко. Достаточно сравнить количественные данные (например, параметры роста ВВП, зарплат и пенсий, количества населения и т.д.) и на основе этих сравнений сделать вывод, что было приобретено, а что потеряно. В случае с нематериальными, абстрактными величинами, такими как, например, «состояние духовности и морали народа», «реализация свободы народа и личности» и другими, трудно подобрать объективные, всех устраивающие критерии. Хотя в оценке приобретений и потерь в таких сферах, как образование и здравоохранение, можно путём синтеза количественных и качественных данных сделать однозначные выводы.
Практически каждый заинтересованный читатель знает в общих чертах, что в Грузии, так же как и во всех других бывших союзных республиках, экономические и социально-демографические показатели значительно ниже, чем при СССР. Конкретно в Грузии, которая по праву считалась передовой республикой Союза по уровню жизни, эта разница не просто существенная, а катастрофическая. И тот факт, что последовавший за роспуском СССР развал экономики привёл к массовому оттоку населения (в первую очередь его работоспособной и высококвалифицированной части) за границу, говорит сам за себя. Поэтому в данной статье мы не будем акцентировать внимание на широко известных фактах, особенно по части экономики и социальной сферы, а попытаемся затронуть менее известные для русскоязычного читателя и, возможно, несколько неожиданные для него моменты из разных сфер жизни. Касательно изменений уровня жизни населения Грузии лишь подытожу в рамках собственной оценки: распад СССР ударил по Грузии больней, чем по другим республикам. К обвалу уровня жизни (от самого высокого показателя в условиях СССР до одного из самых низких после СССР) нужно добавить и уникальный факт утери контроля сразу над двумя автономиями — историческими землями Грузии (к тому же закреплённый прошлогодним признанием со стороны России).
Но потери не ограничиваются одной лишь материальной составляющей. Интеллектуальное достояние — культура, наука, здравоохранение, образование, спорт — оказалось в не менее плачевном состоянии. Так, например, в результате «реформ» Саакашвили в грузинских школах второсортным, если не практически вытесненным, оказался такой предмет, как история Грузии! Данный факт можно охарактеризовать как парадокс истории. Грузинские ученики и ученицы получали куда более глубокие знания такого «патриотического» предмета, как история своей родины, при советском режиме (да и с патриотизмом у наших учителей было всё в порядке, патриотическое воспитание мы, грузинские ученики советской школы, получали даже в избытке), чем в условиях независимой Грузии. А ведь саму эту независимость граждане Грузии в конце 1980-х требовали не из-за низкого жизненного уровня в СССР, а следуя патриотическим идеалам и национально-исторической мифологии.
История Грузии как школьный предмет маргинализовалась; сократились часы и для грузинского языка и литературы, многие важные памятники грузинской литературы (например, великолепные агиографические произведения) были вообще изъяты из учебной программы. В вузах упразднили факультеты фундаментальных наук (физики, математики и другие), учебные программы упрощены до предела. Грузия, будучи довольно значимой силой в области науки, образования, а также медицины, культуры и спорта в СССР, сегодня откатилась в ряды «развивающихся стран». В 90-е, при президенте Шеварднадзе, эти сферы, дыша на ладан, всё ещё продолжали жить. С лёгкой руки правительства Саакашвили их «реформировали» до неузнаваемости — разогнали квалифицированные кадры, упразднили структуры, факультеты, научные базы. Академия наук существует лишь формально, грузинское искусство — поэзия, кино — в обозримом будущем вряд ли обогатит мировую культуру новыми шедеврами. Вряд ли появятся новые маститые учёные-грузины (толковые уезжают за границу и служат тамошней науке, а тот, кто вынужден остаться, не имеет перспектив, его талант и знания просто не востребованы в стране, отравленной мещанским духом). В Грузии всё ещё остаётся тонкий слой хороших медиков советской закалки, однако и сфера медицины теряет позиции — инфраструктуры для подготовки высококвалифицированных медицинских кадров не хватает, а само медицинское обслуживание дорожает (например, с будущего года упраздняются поликлиники). Остаются лишь единичные достижения грузинских спортсменов-олимпийцев (единоборства, тяжёлая атлетика) и регбистов. Ну а самый любимый в Грузии вид спорта — футбол — уже давно превратился в жалкое зрелище, это даже не карикатура, просто трудно подобрать подходящий термин...
В Советском Союзе куда более щедро, чем сегодня, дотировались и фольклорные грузинские ансамбли песен и танцев. Профессиональный грузинский фольклор сегодня «доедает» последнее из советского прошлого. А современный литературный грузинский язык, нормы которого окончательно были определены при СССР стараниями выдающихся советских грузинских учёных-языковедов, в современных условиях оказался «сиротой-беспризорником». Саакашвилиевское правительство уже давно упразднило официальный орган, занимающийся нормами языка, — Палату грузинского языка; массмедиа наводнены кальками и грамматическими ошибками, которые становятся нормой, катастрофический масштаб принимает загрязнение языка абсолютно ненужными и искажёнными иностранными словами. И всё это в Грузии на официальном уровне никого не заботит, всё пущено на самотёк, в отличие от советского периода.
Выше перечислены лишь некоторые парадоксы грузинской формальной независимости. Точнее, это факты, которые становятся парадоксом при их сравнении с положением дел в Советском Союзе — державе коммунистической идеологии.
Ну а что же приобрела Грузия? Ведь не бывает так, чтобы абсолютно всё получалось плохо или всё хорошо. Положительным и немаловажным, с моей точки зрения, нужно считать прекращение идеологического давления на вероисповедание и православную церковь, которое имело место при СССР (хотя антагонизм сегодняшних грузинских властей с церковью налицо, это тема для отдельного обсуждения). Пусть возрождение православного христианства во многом является поверхностным, ритуальным, а церковь отчасти можно считать сервильной по отношению к власти и иногда замешанной в коррупции, позитивные сдвиги всё же неоспоримы. Тенденция рехристианизации страны и стабильного усиления роли церкви важна также в сплочении шаткой грузинской государственности. Данная тенденция может стать и основой будущего сближения между Грузией и Россией, как это уже было в истории.
Читать @chaskor |