Глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров отказался от степени кандидата наук после того, как в его диссертации были обнаружены неправомерные заимствования. Впервые за историю публичных проверок научных работ автор не стал оспаривать результаты, ругаться в прессе и угрожать судом, а самостоятельно подал заявление в Высшую аттестационную комиссию с просьбой аннулировать присвоенную ему научную степень и разрешить второй раз написать кандидатскую диссертацию и публично ее защитить.

Фотографию заявления в ВАК министр выложил в своем аккаунте в Facebook. Пост собрал полтысячи «лайков» за сутки, в многочисленных комментариях большинство пользователей выразили свою поддержку и уважение Алексею.
Игорь Прудников:
Слово и дело достойные уважения! и хороший пример для многих...
Roman Frolin:
Надо теперь новую защитить и будет совсем круто.
Ольга Гаврилова:
Алексей, очень уважаю Ваш шаг - не каждый пойдет на это. Но, по-моему, все же Вы зря: всякому нормальному человеку понятно, что в любой диссертации "новизны" должно быть 20 %, остальное - заимствования и переработки мнения тех, кто шел впереди. Надо ли доказывать то, что Вы профессионал? В любом случае - творческого Вам вдохновения и множества материала для работы, а главное - сил и времени (последнего у Вас точно немного, я знаю)
Михаил Болятинский:
Алексей, Вы по-другому бы и не сделали.
Сергей студент:
Леша! Снимаю шляпу
Vladimir Nikitenko:
Достойно, Алексей!
Anton Lednyov:
Алексей Геннадьевич, респект!)
Andrey Martsevich:
Большой Поступок! Проявление настоящего Профессионализма! Жалко только что не многие государственные деятели смогут поддержать эту инициативу-( К сожалению. Но понятно почему... Алексей, огромное мое уважение Тебе!
Denis Ivanov:
Достойный поступок!
Kirill Ivanov:
Всем бы поучиться такому профессионализму! Человек!
Almir Salimov:
Молодец! Надеюсь остальные последуют Вашему примеру, не дожидаясь проверок!
Dasha Poverennova:
Alexey Komissarov! Ты хороший, порядочный человек! Поддерживаю тебя!
Александер Морозов:
Мощно. Гордитесь, что в Москве такие лидеры. Мы за Вами, Алексей.
Tatyana Korobeynikova:
Алексей, мы тебя поддерживаем.
Дмитрий Швец:
Достойный поступок! Достойного человека!!!!!
Не обошлось в комментариях без предсказуемых претензий. Но недовольные остались в меньшинстве, потому что честность и открытость – лучший инструмент в коммуникации, тем более для публичного человека.
Кандидатскую диссертацию на тему «Развитие предпринимательства в условиях инновационной экономики» Алексей Комиссарова защитил в 2011 году в Российской президентской академии народного хозяйства и государственной службы. Осенью 2013 года сообщество «Диссернет» провело проверку работы Комиссарова на плагиат и обнаружило более половины заимствованного и некорректно оформленного текста.
Комиссаров признал, что неправомерные заимствования в работе есть, однако заметил, что не все в экспертизе верно. Тем не менее, Комиссаров встретился с основателем «Диссернета» Сергеем Пархоменко и рассказал ему, как создавалась диссертация и почему в нее попали некорректные заимствования, однако просил эту информацию не раскрывать. 2 декабря, после того, как Комиссаров обнародовал свое заявление в ВАК, с «Диссернета» убрали результаты экспертизы по его работе. Пархоменко, инициировавший проверку диссертации чиновника, выразил уважение Комиссарову за намерение отказаться от научной степени.
Череда громких историй вокруг плагиата в диссертациях высокопоставленных чиновников длится уже год. В ноябре 2012 года в работе директора СУНЦ МГУ Андрея Андриянова были обнаружены заимствования в значительном объеме. Министерство образования и науки провело расследование, по итогам которого Андриянов и еще около 20 человек, защищавшихся в том же диссертационном совете, были лишены степеней кандидатов и докторов исторических наук.
Позднее заимствования в диссертациях обнаруживали у Министра культуры Владимира Мединского, бывшего зампреда комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова и даже Владлена Кралина, более известного как Владимира Тора - одного из лидеров русских националистов, а также у других известных политиков и чиновников. Публичные экспертизы, которые выявили заимствования в их работах, привели к тому, что диссертациями заинтересовался ВАК и начались официальные проверки. Однако, сами авторы работ отказывались признавать фальсификации в своих работах. Комиссаров первым среди российских обладателей научной степени отказался от нее сам по итогам публичной экспертизы.
Публичные проверки научных работ политиков и чиновников проводятся во всем мире и часто приводят не только к лишению степени, но и к отставке чиновника, однако решающим аспектом в этих историях оказывается давление и негодование общества.
В 2011 году вся Германия наблюдала за шумихой в прессе, связанным с докторской диссертацией министра обороны Карла Теодора цу Гуттенберга. 16 февраля 2011 года профессор юриспруденции из Бремена Андреас Фишер-Лескано в газете «Süddeutsche Zeitung» выдвинул против цу Гуттенберга обвинения в плагиате: в докторской министра он обнаружил по крайней мере 15 скопированных отрывков текста.
Гуттенберг заявил, что его диссертация — не плагиат, что он работал над ней семь лет, однако признал, что в работе имеются ошибки цитирования и на время прояснения ситуации в университете отказывается от титула «доктор юриспруденции», а затем, не дожидаясь рассмотрения дела о плагиате в университете, окончательно отказался от научной степени.
Министр сказал, что ещё раз внимательным образом пересмотрел свою диссертацию, и понял, что в работе допущены серьёзные ошибки. Он добавил, что в течение семилетней работы он потерял обзор над источниками, что привело к ошибкам в цитировании и расстановки ссылок, но все ошибки были сделаны несознательно.
Канцлер Германии Ангела Меркель поддержала Гуттенберга в его решении, и сказала, что не намерена отправлять его в отставку. Меркель сказала, что высоко ценит работу Гуттенберга как успешно выполняющего свои обязанности министра обороны, а не как научного сотрудника, поэтому он остаётся в правительстве.
Однако общественность не была удовлетворена таким решением. Не исключено, что на это повлияло не только настороженное отношение к плагиату в научной работе, но и репутация Гуттенберга, ведь этой истории предшествовала долгая и неоднозначная карьера, сопровождавшаяся несколькими скандалами, включая публикацию Wikileaks о связях министра с американскими дипломатами и вскрытие неуставных отношений на корабле «Горх Фок».
Представители оппозиционных партий требовали отставки Гуттенберга с поста министра обороны, как незаслуживающего доверия. 23 февраля обвинения министра обороны в плагиате обсуждались на специальном заседании бундестага. Представители оппозиционных партий обвинили Гуттенберга во лжи, потере доверия и требовали его отставки с поста министра обороны. Гуттенберг повторил свою позицию: он признаёт, что его диссертация содержит серьёзные ошибки, приносит свои извинения тем, кто посчитал, что он, в результате неправильного цитирования нарушил их авторские права, и просит университет об аннулировании его титула «доктор юриспруденции», однако намерен продолжить работу на посту министра обороны.
В интернете был создан ресурс GuttenPlag Wiki, где добровольные участники выкладывают результаты сравнительного анализа текста диссертации министра и оригинальных источников. Там же дважды в день выкладывается график мониторинга. Согласно данным на 1 марта, из 394 страниц диссертации (без учёта оглавления и приложений) 300 страниц, или 76,34 %, являются плагиатом.
1 марта 2011 г. Карл-Теодор цу Гуттенберг официально объявил о своей отставке с поста министра обороны. Гуттенберг аргументировал своё решение тем, что интенсивные обсуждения его честности и доверия к нему, идущие последние дни в средствах массовой информации в связи с его диссертацией, наносят ущерб его работе и отвлекают внимание и силы от фундаментальной реформы бундесвера, которая им начата. «Я был всегда готов к борьбе, но я достиг границы моих сил» - заявил уходящий с поста министр. Обозреватель государственных немецких СМИ Беттина Маркс отметила: «Карл-Теодор цу Гуттенберг, объявляя о своей отставке, не нашел ни слова для самокритики и сожаления». В то же время Ангела Меркель сообщила прессе, что сожалеет об отставке, но принимает это решение с пониманием, и выразила сердечную благодарность Гуттенбергу за его деятельность для Германии. Общественный резонанс привел к тому, что в июле того же года Карл-Теодор цу Гуттенберг переехал с семьей в США и работает экспертом в Центрe стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Следом за Гуттенбергом в 2012 году проверке подверглась диссертация министра образования и исследований Германии Аннетте Шаван. Докторская диссертация «Личность и совесть — Исследования предпосылок, необходимости и требований в современном формировании совести», защищенная еще в 1980 году на философском факультете Дюссельдорфского университета, не прошла «народную» проверку: почти в 100 случаях выявлено перефразирование внешних источников без ссылок на них. Шаван была лишена учёной степени и сама подала прошение об отставке с поста министра.
Однако у нас в России, по сути, нет традиции выхода в отставку (что является важным отличием государств с сильно развитой политической культурой). Зато есть традиция войны «до последнего патрона», бесконечного упорствования в защите своей точки зрения и репутации даже вопреки доказательствам, что отражает веками укоренившуюся в нашей стране верховную роль отчётности и непубличных процедур управления, в которых при определённой ловкости можно много лет безнаказанно утверждать «потёмкинскую» модель отчётности вопреки очевидности.
Именно поэтому так важен поступок Комиссарова.
Подобно изобретателю пресс-релиза Айви Ли, рекомендовавшему всегда признавать ошибки публично и давать максимально подробный отчёт о ситуации, министр правительства Москвы удостоился не только сотен «лайков» в соцсетях, но и, по сути, стал, возможно, первой жертвой «Диссернета», преследование которой прекращено, а информация о нарушениях – убрана с сайта.
Здесь можно было бы много говорить о роли личности, но справедливость требует скорее разговора о роле степени и о возможностях выбора из разных степеней – правильной.
Другими словами, имеет ли смысл чиновнику на самом деле защищать степень доктора наук? Ведь сам Комиссаров преподаёт не в университете, а в бизнес-школе (в 2003 году он получил степень МВА Kingston University (Великобритания), а с 2009 года является преподавателем курса «Предпринимательство» на совместной программе МВА Kingston University и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.) и работает не на кафедре университета, а на госслужбе.
И если речь идёт о его профпригодности, с позиции работодателя слова Ангелы Меркель о ценности чиновника как администратора кажутся весьма справедливыми. Неужели мы и правда ждём, что десятки тысяч чиновников сядут и напишут 300-страничные труды по фундаментальным проблемам науки, которые при этом внесут вклад в решение ключевых проблем экономики страны?
Скорее можно было бы ожидать, что они будут разрабатывать и реализовывать интересные практические проекты, которые, по-хорошему им и следовало бы защищать публично, доказывая наличие личного вклада, но не требуя при этом создания томов оригинальных произведений, которые в любом случае должны включать в себя труд соавторов и других участников проекта.
Ценность вклада чиновника должна оцениваться скорее с точки зрения качества, оригинальности, новизны и эффективности идеи проекта – а также качества его реализации. Есть степень публичного администрирования, в том числе докторская, и думается, что Алексей Комиссаров должен защитить DPA по своей непосредственной зоне ответственности как чиновника. То есть несколько ключевых проектов, к формированию которых он причастен, или стратегию министерства.
Поэтому правильная концовка этой истории должна состоять в звонке ректора РАНХиГСа Владимира Мау Алексею Комиссарову с предложением стать первым, кто защитит DPA в российской госакадемии по новой методике, которая сейчас разрабатывается в вузе.
А мы должны смотреть защиту Комиссарова в прямой трансляции (как это, собственно, и принято у Мау), радуясь тому, что в госслужбе может появиться новый инструмент контроля качества администрирования и распространения лучших практик, который в перспективе может убрать спрос на научные работы в качестве обязательного инструмента закрепления статуса на государственной службе.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата».
- С миру по нитке — каждому на диплом.
Способы проверки на оригинальность и бесчисленные обходные пути. - Новая степень для госуправления.
Высшие должностные лица смогут защищать свои проекты и получать степень MPA или DPA. - Кого честь не берёт – того палка проймёт.
Или «дело Артамоновой» как пролегомены к борьбе за чистоту науки. - Прощай, шара!
Исполнительный директор компании «Антиплагиат» Юрий Чехович, разработчик программы, которая помогает вузам отслеживать подлинность студенческих и научных работ, рассказывает, зачем появился «Антиплагиат», как он работает, и что будет делать в Крыму. - Казус Запесоцкого, тяжба с СГА и проблема рейтингов Минобрнауки.
Рособрнадзор напрасно медлит с проверкой дипломов вузов на плагиат. - «Когда преступление становится общей практикой, необходимы отмена практики и амнистия?».
Не так давно в составе экспертов «Диссернета» появилась группа врачей, которые предложили сообществу свою помощь на медицинском направлении. - Думайте сами!
Зачем Минобрнауки нужен научный архив? - «Научные тексты должны расти как кораллы».
О коммунальных идеях, любителях переписывать своими словами и том, куда нужно бежать университетам. - Рентген, Резерфорд и научный мусор.
Плагиатор стал настоящей плагой нашей литературы и науки.