Подписаться на обновления
17 сентябряВторник

usd цб 63.8272

eur цб 70.6695

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Юрий Нечипоренко   вторник, 3 апреля 2012 года, 16:18

Пост-имперское мышление и пост-модерн
Проект модернизации: реформа как переформатирование традиционного общества


Репродукция картины Сальвадора Дали «Дезинтеграция постоянства памяти», 1952-1954
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Сложный переходный процесс переживают сейчас фрагменты империи СССР, до последнего момента сохранившей под маской «социализма» нормы традиционного общества. Очередные полит-модернисты прививают на отечественную почву зады западных теорий. Есть надежда, что анархичный по духу своему народ «спустит на тормозах» очередной проект властей – и останется самим собой, несущим в своих родовых клеточках ценности традиционного общества, чисто человеческие ориентиры – справедливость/своеволие, достоинство/упрямство, доброту/ревность.

Пост-модерн – модерн постный: из бацилл модерна сделана вытяжка и при её помощи произведена прививка от бешенства – болезни избранности новой европейской элиты. Сам термин «модерн» в искусстве симптоматичен: за кажущимся отсутствием амбиций, нейтральностью (modern – современный) скрывается гигантская претензия: традиционное искусство оказывается не-современным. Раньше сапожник и король были воспитаны на единых эстетических нормах, в соответствии с которыми вопрос о современности Рафаэля и Леонардо не вставал – сходный вкус скреплял цельность, эстетическую солидарность традиционного общества. Новая элита не могла уже себе позволить иметь тот же вкус, что и «плебс»: она должна доказывать свою избранность – происхождение не избавляло её от этой мороки. Возник комплекс элиты и соответствующая несвобода – желание вывиха, слома нормы. Смена норм жизни связана со сменой норм культуры и религии. Все эти затеи сопровождались созданием новой веры – в Прогресс, Науку, etc. – и сопутствовали оттеснению от власти аристократии: взлёт стиля «модерн» пришёлся на время распада Австро-Венгрии – в победе над дряхлой монархией был пик торжества модерна, и с началом первой мировой войны начался его закат.

Скушав аристократию, модерн «пошёл в народ» – возник феномен моды. Вера в Прогресс требовала постоянной подпитки, своего рода жертвоприношений: при промышленном производстве одежды быстрота смены костюмов должна превышать скорость их снашивания. Массовый костюм и средства массовой информации породили массового человека. Этот человек в Германии после первой мировой войны употребил данные ему беспрецедентные избирательные права на выбор нового кумира. Стоит ли удивляться, что массы поддержали кандидата, использующего энергию истерии? Христианские ценности и нормы как будто мгновенно канули в небытие. Новая элита состояла из по большей части из пациентов психиатрической клиники – и декларировала высосанную из пальца новую норму: маленький чёрный человек звал к высокому и светлому идолу во плоти – парадокс, говорящий об огромной силе образцов.

Бешенство новой элиты реализовалось в экспансии проекта «Поход на Восток», замешанном на неоязыческой эзотерике. Внешние формы национального тоталитаризма были разрушены в результате военных действий. Философы франкфуртской школы (Теодор Адорно, Эрик Фромм и др.) разработали концепции, позволяющие преодолевать тоталитаризм внутренне, теоретически. Урок, преподанный Россией в форме СССР, не прошёл даром – Запад приобрёл иммунитет к тем рецидивам тоталитаризма, которые связаны с грубым насилием и подавлением личности.

В искусстве возникла реакция – кислый пост-модернизм, хаотизатор и атомизатор, готовый превратить в художественную ржавчину любую структуру. Произошла подмена: вместо отказа от устаревшей идеологии европоцентризма, которая явила свою неуживчивость и агрессивность ещё в начале века, и принятия полицентризма – идеи самоценности разных культур, пугливые искусствоведы стали пропагандировать невозможность любого самостоятельного высказывания. Новое понятие захватали и стали совать куда не лень – по пути от историков культуры через журналистов к политикам оно претерпело такие метаморфозы, что теперь неловко его и употреблять без кавычек, оно стало нарицательным: «пост-модернизм».

В России искусство своё политики направили на то, чтобы утилизировать активные осколки территории бывшего СССР. Были сформированы новые элиты – и встал вопрос о возможности применения испытанной прививки против бешенства – пост-модерна. Есть два встречных движения – когда политики используют средства искусства (политическое мышление имеет художественную составляющую, а имидж политика – результат режиссерской и артистической работы), и когда художники используют в творчестве политический материал.

Не становится ли художник, работающий с политическим материалом, политиком, слугой власти – не происходит ли своеобразная капитуляция, нарушение кодекса чести художника? Дж. Орвелл, автор романа «1984», утверждал, что художник как гражданин может придерживаться любых политических взглядов – но не должен использовать свой дар для их выражения собственно в творчестве – решая вместо художественных задач политические.

Существует мнение, что можно использовать любой материал для творчества – важно, как это делать: художник способен перенести в вечность вскользь оброненную фразу или кусок газетного столбца – если помыслы его чисты а талант высок. Однако чистота помыслов самого художника – ещё не гарантия невозможности использования его таланта теми, кому это может быть выгодно. Действительно, при достаточном стечении художников встаёт вопрос ангажемента: кто будет избран для того, чтобы попасть в зрачок эпохи – кто будет тиражирован средствами массовой информации. «Четвёртая власть» сама имеет право выбирать тех, кого она хочет поднять на гребень славы – и размножать те образцы, которые ей близки. Этот выбор осуществляется почти бесконтрольно – до всяких голосований формируется изначальное выборочное пространство. Заметим, что первый постулат теории вероятностей состоит именно в возможности существования такого выборочного пространства.

Средства массовой информации не столько информируют людей, сколько формируют их представления. Возникла новая формация – в глобальном историческом смысле: не феодализм/ капитализм/ социализм являются базисными моделями при анализе современного общества, а «форматизм» – фундаментальная система доступа к информации. Под информационным «форматом» мы понимаем размер и степень владения информацией разной степени скрытости разными слоями населения. Не отношение к средствам производства материальных ценностей – а отношение к средствам производства/получения информации отделяет ныне одни группы людей от других, определяет элиту, страты и сословия. Заметим, что любые средства производства можно рассматривать как средства производства информации, лёгкая промышленность – производство одежды является тому примером буквально тавтологичным (одежда как форма, необходимая для разных слоёв населения, её подбирают на основании каталогов мод разного статуса). Мода образует систему коммутации между слоями населения, несёт признаки вхождения в «свой» класс – социально значимую информацию.

В британской Guardian и в ряде российских изданий (почти одновременно) появились статьи, посвящённые рекламной кампании строящегося под Сочи жилого комплекса «Горки-Город». Авторы статей (часто совпадающих слово в слово) упрекают авторов рекламы в использовании фашистской эстетики. «Частный корреспондент» встретился с Дмитрием Мишениным из арт-группы Doping-Pong, создавшей эту рекламу, и узнал, что он думает об этой истории.

Процесс, происходящий на территории бывшего СССР, можно сравнить с попыткой переформатирования – задания новой системы разметки магнитному диску компьютера. Всегда при работе ЭВМ имена каких-то программ стираются в памяти, записываются новые программы, но переформатирование – операция для памяти компьютера настолько кардинальная, что в результате этой операции буквально все элементарные ячейки оказываются перемагниченными – невозможен не только доступ к информации, хранившейся в них ранее, но и безвозвратно теряются все данные. Человеческое общество отличается от компьютера тем, что большая часть информации о нём не только скрыта для доступа, но и в элементарных носителях этой информации – людях упрятана так глубоко (в гены), что не может быть изменена почти никакими внешними воздействиями, тем более политическим проектом «модернизации». Даже полное переучивание человека на сознательном уровне, переубеждение не позволяет «переформатировать» его подсознание, все слои психики, которые необратимо формируются в детстве – не говоря уже об уровне генетическом. Нашумевший во времена ранней перестройки пример «манкурта» – человека, перепрограммированного с помощью жестокой операции типа трепанации черепа, является литературной моделью робота с узкой специализацией, неспособного к исполнению большинства человеческих функций.

Четвёртая по счёту за ХХ столетие волна модернизации западного толка накрыла российское общество (первая волна – социалистическая революция, вторая – коллективизация, третья – индустриализация). Эта волна, как и все предыдущие, требует полного изменения ориентиров, новой разметки – очередного переформатирования общества. Но сохраняется надежда, что анархичный по духу своему народ «спустит на тормозах» очередной проект властей – и останется самим собой, несущим в родовых клеточках своих ценности традиционного общества, чисто человеческие ориентиры – справедливость/своеволие, достоинство/упрямство, доброту/ревность.

Настырность очередных полит-модернистов, прививающих на отечественную почву зады западных теорий, ставит вопрос об освоении русской культурой новых информационных технологий. Такое освоение происходит в сфере науки и современного искусства. Сложный переходный процесс, который в острой форме переживают ныне фрагменты империи СССР, до последнего момента сохранившей под маской «социализма» нормы традиционного общества, идет в той или иной форме по всему миру – всюду, где модернистский проект пытается совладать с традиционной культурой.

Модернизационный слой (так в политологии называют часть населения, в интересах и силами которой проводятся преобразования) усвоил прививку пост-модерна, понимаемого в самом превратном виде. Результаты подобного усвоения видны в искусстве последних тридцати лет, в частности, в драме западного и двух вариантов советского («про» и «анти») искусства. Масштаб явления станет ясен, если попытаться найти художественный символ, выявить наиболее значимое достижение, которые бы характеризовали искусство последних десятилетий. Художественные силы обеих систем: «кап» и «соц» лагерей пошли в распыл – не сделано ничего, что можно было бы сопоставить с достижениями авангарда 20-х годов: работами Татлина, Малевича, Карла Иогансона. С наследием последнего из названных, недавно вовсе неизвестного художника, произошёл знаменательный казус: при подготовке выставки «Великая утопия», которая прошла с триумфом на Западе, выяснилось, что ему принадлежит пальма первенства в изобретении «самонапряжённых конструкций», которые спустя тридцать лет переоткрыл американец Фуллер. Дело дошло до того, что из каталога выставки была исключена статья Вячеслава Колейчука, неоконструктивиста – художника и теоретика искусств, который восстановил элементарную самонапряжённую конструкцию Иогансона. Изданы две версии каталога: на русском языке, где есть статья об Иогансоне – и на английском, где её нет. Искусствоведы США показали себя истинными патриотами своей страны и своего времени – они хотели сохранить хотя бы видимость крупного достижения в послевоенном искусстве и избавить от интеллектуального шока аудиторию англоязычных читателей каталога.

Налицо парадоксальный процесс – в то время как размеры двух сверхдержав и «формат» их сфер влияния неуклонно росли после второй мировой войны, их достижения в области искусства столь же неуклонно мельчали. К началу шестидесятых годов не было, казалось, такой точки на Земле, перед которой бы не стоял вопрос – включиться в орбиту сил СССР или США. К концу семидесятых весь мир был вчерне поделён на «сочувствующих», составился мировой баланс сил: всюду царствовал гласный или негласный договор, информация об исполнении которого поступала в соответствующие «магнитные» полюса сверхдержав. Возникла мировая формация: в политике тон задавал пост-модерн с его принципиальным полицентризмом. Правда, основных центров было пока два – но уже оживал регион Юго-Восточной Азии, шёл к модернизации Китай.

Два типа империй, два типа пост-имперского мышления

Представление о ценностях культуры многовековой империи, в которой ни один народ (за редким, может быть, исключением) не обладал большими обязанностями, чем русский, позволит понять такие феномены, как распространение русского влияния в той или иной форме на огромную территорию и вековое мирное сожительство народов на этой территории. Писатель Иван Солоневич, который имел за плечами не только опыт сталинских лагерей, но и опыт удачного побега из них, считал, что русский народ предназначен быть нравственной аристократией человечества. Претензия на ведущую роль в области нравственности – парадоксальная претензия, подразумевающая тяжёлые вериги ответственности. Это не двойная мораль – здесь спрос начинается с себя.

В докладе к VI Евразийскому конгрессу интеллектуальной молодежи под названием «Русская политическая теория», озвученном ЕСМ 21 ноября 2008 года, черным по белому написано: «...русскость, или народность, должна стать ядром новой политической концепции. Всё для народа, ничего вне народа, ничего против народа. ...Вторым элементом должна как раз стать сама идея... Православие... более всего подходит на роль такой идеи... Следующим пунктом, логично вытекающим из двух вышеназванных, является государственная суверенность... или, говоря по-русски, самодержавие. ...В самодержавии разрешается на первый взгляд соединение... тяги к анархической вольнице и любви к сильному государю».

Своеобразие Российской империи видно при сравнении её, к примеру, с Британской. Набережная в Шанхае (набережная – обязательный атрибут каждого колонизируемого англичанами порта) подавляет своей амбициозностью. Высокий руст зданий, облицовка трёх нижних этажей гранитом сообщает туземцу ощущение мухи по сравнению со слоном. «Никогда англичанин не будет рабом» – в этих строках подразумевается не только двоичное мышление «раб-господин», но и претензия на избранность целой нации в качестве господ. Русская колонизация не вела к униженному положению народов. Она вела к подчинению, но не большему, чем подчиненность царю самих русских, которое, по сути, не было рабством, как и заимствованная из Польши крепостная зависимость. Что же тогда это было? На этот вопрос искали ответ Солоневич, Тихомиров, Леонтьев, Соловьёв и другие. «Русская идея», «альтернатива», «третий путь» – слова, которые нащупывали философы и историки, пытаясь проанализировать практику жизни народа, соединившему в себе духовные традиции греков и варяг. Своим способом продолжала традицию культурной альтернативности и Советская власть, декларируя лозунги защиты угнетённых во всем мире. Этими смыслами кормили народ многие годы социалистические средства массовой информации. Население воспринимало их до той поры, пока вдруг они не были объявлены неверными и не пришёл черед транслировать новые смыслы – о чёрном периоде в истории России, о проклятом коммунизме, равном фашизму – и так далее.

В своей «Книге для трудных родителей» психологи и литераторы Ирина Медведева и Татьяна Шишова показали, как многие из модных ныне идей и новых стереотипов поведения, которые родители черпают из средств массовой информации, отторгаются психикой детей – возникают неврозы и психозы. Исследователи ввели понятие «культурно-национального архетипа» – как системы генетически обусловленных норм поведения, которые передаются из поколения в поколение и формируют фундамент, на котором возникает строение уникальной человеческой личности. Попытка лишить народ своего лица, искоренить национально-культурный архетип со специфически ориентированной системой ценностей чревата сдвигом всех психологических норм и патологией.

Уникальным саморегулирующим элементом для народа на протяжении многих веков была община – в конце ХIХ века в России было минимальное число самоубийств и преступлений против нравственности (в рамках Европы). Кризис общины проходил в несколько этапов – демографы отмечают новый его этап начиная с 60-х годов нашего столетия. По сей день русская культура несёт в себе черты экстенсивного пути развития, который предполагает неограниченное вовлечение ресурсов и территорий, чем она принципиально отличается от культур Запада и Востока, где территории были уже давно освоены и поделены. Эта неограниченность, широта души, ставшая притчей во языцех, тоже задаёт определенный личностный «формат», подложку – на которой строятся отношения в обществе.

Имперское мышление Великобритании зиждилось на прямом подчинении и использовании: колонии были необходимы бедной в сырьевом отношении Англии, их эксплуатация несла выгоду всему населению доминиона. Соответственно, пост-имперское мышление Великобритании опиралось на идею, что не обязательно силой держать колонии: выгоднее создать такие условия, когда бывшие колонии связаны с Лондоном густыми сырьевыми, информационными и финансовыми связями. Пусть даже всем распоряжается на местах туземная знать – нервы и вены транснациональных корпораций с концами товарно-сырьевых цепей так густо покрывают все эти независимые страны, так плотно связывают их с матерью-родительницей – Великой Британией, что о потери своей выгоды можно не волноваться.

Если рассмотреть устройство современных держав с точки зрения «форматизма»1, то самым ярким результатом модернизационного проекта являются США. Даже географическая разметка на штаты с прямоугольными очертаниями показывают, в какой степени эта территория находится вне рамок традиционной культуры.

Трудно переоценить ту роль, которую играют средства массовой информации в США, а сфера влияния и жизненно важных интересов этой страны, питающейся нефтью из противоположного полушария, охватывает всю планету. СССР пытался построить альтернативную формацию на всех континентах, предлагая свой проект, но это расходное предприятие лишь подорвало его экономику. По тем или иным причинам баланс пост-модерна, сложившийся на основании Ялтинских решений, закачался, – на территории СССР «пошёл процесс» новой модернизации.

Пост-имперское мышление России, которая экономически помогала, буквально питала большинство из республик, сама являясь богатейшей сокровищницей сырьевых запасов, заключается в продолжении этой традиции – но уже не прямой помощи: дети захотели самостоятельности и отделились. Речь идёт теперь о нравственном примере, о культурной помощи. Вновь не выгода, но общее благо является законом взаимоотношения России и её ближнего зарубежья. Не держать, скрывая русское влияние в необидной форме власти государственной партии КПСС, а привлекать возможностями культурного обогащения – вот ключ к мышлению, которое, отбросив идеологические маски, может открыть своё лицо как мышление нравственное.

За убогими подчас политическими декларациями стоят реальные сложные демографические механизмы, психологические установки и интересы, которые могут иметь весьма противоречивые и небанальные смыслы. Выход из поля политических интерпретаций в пространство культуры, которое базируется на неосознанных, подчас явно этических ценностях, крайне важен для понимания истинных смыслов и значимости происходящего: так или иначе, даже политики постоянно апеллируют к нравственным ценностям, и сама оппозиция режиму и власти имеет обычно нравственную природу.

Говорить о нравственности в традиционном обществе неловко – здесь находится область сакральных ценностей, ядро культуры, к которому не должно приближаться: не принято даже формулировать эти ценности – они передаются живым примером, они транслируются без формализации. Но модернизационный проект устроил такой общественный хаос, что иного пути для выявления истины, как обращение к основам морали, не представляется. По мнению Константина Леонтьева, русские отличаются именно развитым чувством справедливости – в ущерб законопослушанию. Возросла ли за последние годы справедливость на земле бывшего СССР – в отношении богатых и бедных, в отношении живых и мёртвых, в общем, в отношении населения, людей, а не кичливых общественных и властных институтов? Можно вспомнить, что нынешние лидеры пришли к власти и завоевали народное доверие на лозунгах борьбы с привилегиями, то есть они спекулировали на том же чувстве справедливости.

Манипулирование массовым сознанием реализуется в искусственном ограничении пространства выбора, отсечении невыгодных альтернатив на ранних этапах – когда они ещё не успели попасть в поле внимания масс. Перед нравственным мышлением стоит задача: необходимо постоянно разрешать искусственные дилеммы, которые вбрасываются в поле внимания общества с помощью СМИ. Декларируются дилеммы между диктатурой и хаосом и между «либерализмом» и «социализмом», которому симпатизируют осторожные люди, помнящие мирный уклад жизни. Слова в кавычках являются масками, за которыми власть имущие скрывают свои истинные намерения (впрочем, один мотив действий они скрыть никак не могут – желание остаться у власти). Зная секрет происхождение элиты, легко понять, что она имеет двойную мораль: для масс и для себя. Например, используются преимущества и социализма, и капитализма: получают персонажи власти гарантированно и бесплатно из казны «по-социалистически», а присваивают и продают «по-капиталистически». Такого рода «пост-модернизм» в политике – есть простое беззаконие. Если бы пост-модерн действительно задавал тон на политической арене, то народу было бы позволено иметь своё лицо, и строить то общество, к которому он склонен в силу психологических и этических причин: это-то как раз и запрещено: реально пути развития диктует модель европоцентризма, выглядящая ныне полным анахронизмом. Этот постмодернизм имеет две стороны: масленица модерна – для элиты, традиционный пост – для народа. Пост ужесточается, масленица разгорается: идёт «пост-перестройка», битва масленицы и поста.

Мораль пост-модерна

Традиционная болезнь российского общества – власть. Если принять во внимание известный миф о приглашении на престол специалистов в области управления из числа варяг, можно предположить, что славяне испытывали некоторое нежелание властвовать. Ещё бы – власть предполагает ответственность! Во все времена в империи на высшие посты допускались выходцы из разных наций. Уникальное продолжение эта традиция имела в тридцатые годы в СССР – когда модернистский проект был трансформирован в религиозную догму, и новая элита оказалась заключённой в стальную клетку парадоксальной тирании – республики с элементами восточной деспотии. Её построение инициировал выходец из Закавказья. Каждый начальник тогда отвечал головой за истинные и мнимые прегрешения, и власть имела крепкие нервы, пронизывающие все общество сверху донизу.

СССР был устроен на манер Византийской империи: над возрождением империи после революции трудились сотни тысяч специалистов, получивших образование до революции – половина министров Временного правительства заняло ключевые посты в аппарате Совнаркома – что же дивиться тому, что даже в Союзе Воинствующих Безбожников были воссозданы церковно-бюрократические чиновные матрицы? То, что в СССР неистовые революционеры были отстранены от власти, а делом занимались люди, по душевному складу своему и воспитанию православные – секрет Полишинеля. С той поры для многих коммунизм стал маской, некой условностью – данью, которую люди платили власти. Что же касается социализма – то он был реализован в рамках псевдо-православной теократии, смахивающей на власть императора Византии. Лишь активный догматизм «научного коммунизма» не позволял увидеть реальное смешение, композит формаций всех типов в рамках «развитого социализма», полицентризм культур на окраинах и сущностное сохранение черт традиционного общества в слегка видоизменённых формах.

Ощущение безнаказанности, возникшее после смерти деспота, вело к быстрой деградации власти – и во времена оттепели метафизическая стальная клетка для элиты проржавела, птенцы из номенклатурных гнезд всё ближе стали подбираться к общему добру. Нервы власти стали гнить, зубы – выпадать. В глазах подрастающего поколения непуганых детей власть превратилась в нечто постыдное, вроде экземы или сыпи, раж и рвение комсомольских вождей рассматривался как горячка, воспаление, результат бескультурья, несоблюдения правил общественной и личной гигиены. Активистов сторонились, как чумы.

Сложной задачей выглядит построение механизма реализации максимально возможной справедливости – ныне власть вызывает омерзение. Но уже незаметно осуществлена новая формация – «форматизм» – и не следует забывать, что сентенция «политика – дело грязное» выгодна тем, кто не хочет делиться скрытой информацией, кто хочет избежать контроля. Простаки – массовые люди, сформированные массовой информацией, не сознают своей ответственности за происходящее. Между тем, российское общество, трижды за одно столетие переварившее грандиозные модернистские проекты, как ни одно другое может быть ближе по уровню духовной зрелости и иммунитета эпохе пост-модерна. Конечно, есть и простые правила, которые обеспечат приток нравственных сил в элиту: например, открытие путей вертикальной мобилизации для способных молодых людей, не связанных родовыми связями с морально дискредитировавшей себя элитой.

Этическая система ценностей может стать нормой, если средства массовой информации не будут ориентироваться на зады модерна и превратно понятого пост-модерна. В «Тринадцати тезисах о соотношении модерна и постмодерна» Ганс Кюнг писал: «Речь идёт о трезвом анализе века и смены времён, смены и перелома эпох – короче говоря, об эпохальной смене парадигм». Пост-модерн, идущий на смену модерну – не новая каша в голове, а возвращение заблудшего человечества к тем религиозным и этическим ценностям традиционного общества, которые способны исполнить охранительную роль в ситуации, когда речь идёт о выживании людского рода. После всех пережитых искушений это возвращение – не шаг назад, не отказ от Просвещения – а созидательный синтез науки и религии на новом, более осмысленном уровне. Отказ от комплекса избранности и гордыни самоуничижения. Деятельный анализ уникального опыта Российской империи времён СССР и того образа жизни, который давал свои степени духовной свободы. И то и другое – задачи, которые должно решить пост-имперское мышление: и пост-модерн здесь будет пониматься как смена парадигм – «основополагающий, долгосрочный и широко осознаваемый поворот в воззрениях на все вещи», а не как политически конъюнктурный вывих, игра деклараций «капитализма» и «социализма», с помощью которых аморальная элита пытается продлить свои полномочия.

Примечания.

1. Первая публикация: журнал «Москва», №7, 1995. В форме доклада идеи статьи впервые прозвучали на Боспорском форуме 1994 года (liter.net)

2. Идеи работы были развиты в статье «Новая формация»: (ruszhizn.ruspole.info)




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Бабы стали неуправляемые»

Психолог о том, почему мужчины оправдывают свое хамство «равноправием»

Слово «равноправие» продолжает оставаться красной тряпкой для многих мужчин. О том, почему их так бесит сам факт, что женщины подают голос и говорят о своих желаниях, рассуждает психолог.

16.09.2019 09:00, Юлия Костюк, lady.tut.by


Больше, чем море

Почему преждевременно говорить о токсичности Байкала

«Вода в Байкале оказалась токсичной», «В Байкале нашли токсины, пить воду из него уже нельзя», «в Байкале до предельных значений выросли концентрации бактерий, продуцирующих ядовитые вещества» — эти и подобные им сенсационные сообщения заполнили российскую прессу после Всероссийского водного конгресса. Редакция N+1 попросила директора НИИ биологии Иркутского госуниверситета Максима Тимофеева объяснить, действительно ли байкальская вода стала опасной, что угрожает озеру на самом деле и можем ли мы справиться с этими угрозами.

14.09.2019 16:00, Максим Тимофеев, nplus1.ru


Потребляй ответственно

Что такое осознанное потребление и при чем здесь полотенца

На Etsy, онлайн-площадке для продажи изделий ручной работы и разных безделушек, можно купить диковинный продукт — небумажные полотенца (unpaper towels). Это обычные полотенца из «небумаги», то есть просто из хлопка и других тканей, — да, миллениалы (экологически сознательные) изобрели тряпку, которая должна заменить ставшие привычными на западной кухне рулоны одноразовых бумажных полотенец.

14.09.2019 13:00, Ольга Добровидова, nplus1.ru


Подвиги русского Марса

13 (24) сентября 1739 года родился Григорий Потёмкин

Жизнь Потёмкина проходила на грани. Он всегда балансировал — между шутовством и величием, между авантюризмом и рассудительностью, уродством и красотой. 13 сентября исполняется 280 лет со дня рождения Григория Александровича.

13.09.2019 21:20, Глеб Давыдов


«С ребенком все было хорошо. Или я — или он»

Жизнь матери после потери ребенка

Есть темы, на которые общество предпочитает наложить табу. Потому что страшно. Потому что не знаешь, какие слова подобрать в ответ. Потому что больно. Но о них нужно говорить. Потому что со страхом нужно бороться. Потому что людям нужна поддержка. Потому что иногда один разговор, одна история может просто тебя спасти. Сегодня своей историей делится Виктория Савина.

12.09.2019 09:00, womo.ua


Возвращение коммуналок

Почему молодые люди полюбили коливинги

Коливинги — новая форма проживания для людей, которые за сумму, сравнимую со стоимостью аренды приличной однокомнатной квартиры, выбирают спать и есть рядом с единомышленниками. Обычно в коливингах живут молодые люди, тоскующие по живому общению, желающие повысить личную и профессиональную продуктивность и не стремящиеся привязываться к одному месту. T&P разобрались, почему коллективный быт снова вошел в моду, что коливинги говорят о переменах в человеческих отношениях и почему это все же не коммуналки.

11.09.2019 16:00, theoryandpractice.ru


Режимы романтики

Чем любовь на Западе отличается от любви в России

Любовь на Западе потребительская — мы выбираем партнера, чтобы он дал нам то, в чем, как нам кажется, мы нуждаемся. Но у русских все по-другому.

11.09.2019 09:00, Полина Аронсон (Polina Aronson)


Долгожданное меньшинство

Станут ли 20 оппозиционных депутатов Мосгордумы проблемой для мэрии

По итогам выборов в Мосгордуму 20 из 45 депутатских кресел займут оппозиционные кандидаты. КПРФ в седьмом созыве городского парламента будут представлять 13 депутатов, по три — партии «Яблоко» и «Справедливая Россия». Еще один мандат достался самовыдвиженке Дарье Бесединой. «Сноб» спросил у экспертов, что они думают об итогах московской кампании, чего ждать от прошедшей в думу оппозиции и как сильно на результаты повлияло «Умное голосование» Алексея Навального.

10.09.2019 13:00, Никита Павлюк-Павлюченко, Дмитрий Белковский для журнала «Сноб»


«Нам постоянно показывают, что мы инкубаторы»

Мнение о списке запрещенных для женщин профессий

В детсадовском возрасте я мечтала вырасти и стать кондукторшей. Я росла в Бресте, билетики в автобусах тогда отрывали от больших катушек, и мне это почему-то казалось очень интересным. Я представляла, что у меня будет такая большая кондукторская сумка, в которой будут эти катушки, и я буду в автобусе как бы самая-самая главная. В общем, у меня были специфические представления о власти и я не понимала, почему взрослым не нравится моя мечта.

10.09.2019 09:00, Наста Захаревич, lady.tut.by


WIRED: Как человечеству остановить зеленую катастрофу

Необходимые действия, которые может совершить каждый из нас

Новый доклад Межправительственной группы ООН показывает, как наше злоупотребление ресурсами Земли ведет человечество к экологической катастрофе.

09.09.2019 16:00, Дария Морозова






 

Новости

Биолог оценил возможность исчезновения привычных продуктов из-за изменения климата
По словам эксперта, климат окажет влияние на производство продуктов, однако такая проблема, скорее всего, будет кратковременной.
11 сентября побило температурный рекорд за 70 лет
Среда в Москве стала самым теплым 11 сентября за последние 70 лет.
Женщины начнут водить поезда московского метро с 2021 года

Впервые после Великой Отечественной войны
В марте 2020 года метрополитен Москвы начнет обучать женщин профессии машиниста, а с 2021 года женщины уже смогут управлять поездами столичной подземки, сообщает ТАСС со ссылкой на заммэра Москвы Максима Ликсутова.

Кандидаты от оппозиции займут 20 из 45 депутатских мест в Мосгордуме
По данным обработки 99,47% протоколов участковых избирательных комиссий в состав Мосгордумы седьмого созыва проходят 20 кандидатов, выдвинутых и поддержанных оппозиционными парламентскими партиями.
Состоялся обмен заключенными между Россией и Украиной
Самолеты с российскими и украинскими заключенными в рамках обмена прибыли в Москву и Киев.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.