Подписаться на обновления
20 январяВоскресенье

usd цб 66.3309

eur цб 75.5841

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   пятница, 4 декабря 2009 года, 11:19

Посол шекспирова королевства
Как зовут отца Гамлета?


Алексей Бартошевич // Юрий Мартьянов, Коммерсантъ
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Сегодня празднуется 70-летие Алексея Бартошевича — одного из самых знатных, авторитетнейших театральных критиков и главного шекспироведа страны

В критическом цеху редко кто удостаивается чести в череде замечательных лиц своей эпохи стоять рядом, на одной линии с художниками — режиссёрами, артистами, драматургами. Критик — профессия утилитарная, вторичная. В наше время тем более: критик, театровед сливается с массмедиа, отступает на роль обслуги, будучи невостребованным, ненужным, прежде всего для самого театра, если его аналитическая оценка не комплиментарна, не выступает прямой рекламой спектакля.

О театроведе Алексее Бартошевиче хочется говорить как о критике-художнике. Он — лицо русского театра рубежа веков в той же мере, как Лев Додин и Пётр Фоменко, Сергей Женовач и Кама Гинкас, Людмила Петрушевская и Валерий Фокин, Сергей Маковецкий и Константин Райкин.

Важно довести тенденции современной жизни до абсурда и вывернуть их наизнанку. Или же буквализировать метафору, словно скетчи для Фабра написаны Сорокиным. Преувеличение и выход за рамки обыденного исполнено в жанре «живых картин», напоминающих микс инсталляции и перформанса, в духе площадного театра, чья эстетика не менялась радикально со времён Средневековья.

Предмет деятельности Алексея Бартошевича — это не тема даже, но смысл жизни. Шекспироведение. Как текстология и история, но даже в большей степени ― движение «шекспировской материи» в веках, взаимоотражение великого автора и театральных эпох, в него смотрящихся. Думаю, не будет стыдным сказать, что Алексей Бартошевич пошёл дальше и глубже своих учителей: родившийся в 1939 году и начавший работать в 60-е, Бартошевич никогда не был учёным советского типа. Выбрать Шекспира в качестве основы театроведческой мысли означало для него выбрать не устойчивость и безрисковость классики, к которой не подкопаешься с идейной точки зрения, а напротив — знамя эстетической свободы, узаконенное вольнодумие.

Забавная ситуация: быть шекспироведом и англоманом и только в зрелые годы добиться возможности побывать в Англии, в Стратфорде-на-Эвоне, на территории своих учёных интересов. Хотя, разумеется, это ещё вопрос, что лучше — мечта об Англии или точное её знание. Такова была судьба каждого театроведа той поры, и как-то Бартошевич, бессменный профессор театроведческого факультета ГИТИСа, заведующий кафедрой западного театра и учитель всех московских театроведов, откровенно в этом признался. Признался в зависти к нынешним студентам, могущим в свои ранние 20―25 лет объездить весь мир, посмотреть мировой театр вживую, а не питаться легендами и клочковатой информацией, которой надо добиваться, как дефицитного товара в очереди. В 60-е выбрать Шекспира значило выбрать мечту, грёзу об иной реальности. Театровед-западник в СССР, шекспировед в СССР — это узаконенный «врэвакуант», пестующий свой отделённый от реальности мир, свой остров Крым или, говоря языком высокого ренессанса, своё «Телемское аббатство».

Вольнодумец, эстет и «лондонский» денди, Алексей Бартошевич занимается Шекспиром, прежде всего, как историей человеческой мысли, как вместилищем философии искусства. Пространство наблюдений Бартошевича — религиозная мистика и неканоническое богословие, стыковки и столкновения культурных эпох, диалог космоса и раблезианского мира, метаморфозы красоты и уродства, причудливые слияния низкого и высокого, театральность и артистизм как форма существования человечества, театр как духовное спасение.

Шекспир Бартошевича ― маньерист, автор барочной культуры, автор разлома эпох. Шекспир Бартошевича — это вечное движение от ренессансного представления о человеке как мере вселенной к потере веры в человека, к сплину и разочарованию, к отчаянию и депрессии. Но Шекспир Бартошевича, вопреки логике истории, это ещё и движение назад, от профанирования к валоризации человечности и космоса. Пушкин — наше всё. Но и Шекспир тоже.

Шекспир балансирует на разломе эпох, и в своей, наверное, лучшей статье «Для кого написан «Гамлет» Бартошевич рассуждает на тему «Гамлета» как главной пьесы человечества, где запечатлелся этот трагический разлом, это столкновение исторических эпох: героическое и простодушное средневековье, воплощённое в призраке отца; всесторонняя учёность и университетская свобода ренессансного Виттенберга; обратная сторона Возрождения — циничная, кровавая безнаказанность Клавдия как человека безграничной власти и культа личности; барочная меланхолия Гамлета и маньеристская журчащая, извивающаяся линия Офелии. Катастрофа человечности, распад смыслов, звенящая душевная опустошённость в словах «Дальше тишина», но и надежда на возрождение человека — парадоксальная, абсурдная надежда.

Жители датского королевского замка пребывают в тревожном сумраке сценической коробки, они лицедействуют, умея мимикрировать под любую роль в любых обстоятельствах и идя по жизни словно в пространстве игры, осознавая степень содеянного перед лицом кровавого финала, когда нечего и сказать, кроме «Дальше — тишина».

Не думаю, что Алексей Бартошевич считает это своим личным счастьем, но исторически, историософски можно сказать, что судьба наградила его подарком: жить в 1990—2000-е точно так же, как и Шекспир — на разломе цивилизации, в годы крушения не просто империи, но имперского сознания, не просто противостояния капитализма и социализма, а крушения самого этого противостояния. В этом смысле шекспировская философия, шекспировское мироощущение, реализованное в лучших шекспировских спектаклях Някрошюса и Додина, Бутусова и Коршуноваса, Женовача и Коляды, даёт нам мысли, идеи, советы как выжить, как справиться с эпохой крушения истории, как пережить тектонический разлом, как чисто человечески не поддаться распаду.

Да, Бартошевич, по известному закону, победил своих учителей. Его менее всего интересует шекспировская фактология, даты, цифры, обстоятельства. Для Бартошевича Шекспир — это не тот, кого надо охранять, чтобы автор в гробу не переворачивался. Если Бартошевич в зале на премьере, значит, показывают Шекспира. Но это не значит, что критика пригласили как научного консультанта, который говорит, всё ли правильно с интерпретацией и фактологией. Шекспир — это начало режиссёрского театра, начало эпохи трактовок и интерпретаций. Шекспир для Бартошевича — это неограниченный набор знаний. Это целая материя, изменчивая, подвижная, в складках которой отражается время. В своей самой известной книге «Шекспир. Англия. XX век» Бартошевич показал, как Шекспир оказывается зеркалом не просто для столетий, а для десятилетий в одной отдельно взятой стране — от эпохи стабильности, джаза до антифашистских прозрений, от идей большевизма до идей натурфилософии, от утверждения театральности и каботинства до отрицания театральности, до школы реализма.

Говоря о том, что фактология Шекспира Бартошевича интересует не в первую очередь, мы, разумеется, лукавим. Конечно, в нём отсутствует фанаберия сухого «педеля», замечающего нестыковки и неточности, ругающего любую попытку осовременить Шекспира. Бартошевич иронично относится к биографии Шекспира, хотя бы потому, что знает: всё или почти всё выдумано ― за неимением достоверной информации. Лицо и авторство Шекспира — неразгаданная загадка, увеличивающая интригу и величие, но не закрывающая этот феномен. Для Бартошевича в эпохе Ренессанса важна идея творчества non finita — искусство, которое всё время доводится до совершенства, но никак не доведётся. Идея бесконечного творчества, бесконечной кристаллизации. Для Бартошевича Шекспир — как неоконченные изваяния Микеланджело, прекрасные в своём вечном стремлении к довоплощению. Шекспир — это не результат, это путь от хаоса к совершенству.

И вместе с тем, другая страсть Бартошевича — это реконструкция старинных спектаклей. Вместе со своим другом и соратником, культурологом и знатоком испанского театра Видасом Силюнасом, много лет Бартошевич ведёт специальный семинар на эту тему на театроведческом факультете. И работа на этом семинаре становится излюбленной для студентов-критиков. Бартошевич влюблён в герменевтику и школу «Анналов» — так называется историческая наука, постулированная в 1920―1930 годы во Франции, которая утверждает необходимость анализа произведений культуры или фактов истории на аутентичной основе, с использованием только материалов и знаний данной эпохи. Это погружение в миры прошедших эпох взглядом не учёного, вооружённого массой последующих знаний, а учёного, как бы «присвоившего» себе эпоху, находящегося терминологически и методологически внутри закрытых систем XV, XVI, XVII веков.

Мечта Алексея Бартошевича — написать биографию Шекспира не на основе скудных биографических данных (а они действительно скудны, и Бартошевич всякий раз внутренне смеётся над любой попыткой «придумать» настоящего автора шекспировских драм как над бесплодными усилиями безрезультатной любви), а извлечь автора, кем бы он ни был, из произведений Шекспира. То есть «подменить» биографию Шекспира эволюцией его лирического героя — от Фальстафа и Ромео — через Ричарда III и Гамлета, Отелло и Макбета — к Леонту и Гермионе, к Просперо и Ариэлю. Чем хронологически старше пьесы Шекспира, тем старше его герои. А ещё много раз Бартошевич говорил о необходимости серьёзного, глубинного изучения шекспировских спектаклей в СССР 1930-х — как основы и начала советского ампира, сталинского стиля в искусстве, принципов, на которых будет возведено всё здание заповедной советской культуры, которая чем дальше, тем ценнее.

Доктор искусствоведения Алексей Бартошевич — интеллигент в третьем поколении. Внук ведущего артиста Художественного театра Василия Качалова, сын основателя постановочного факультета Школы-студии МХАТ и автора поразительных воспоминаний об истории раннего МХТ Вадима Шверубовича, Алексей Бартошевич воплощает в себе образ театрального критика, театрального мыслителя. Ироничный и романтичный одновременно, бесконечно артистичный и страстный, но и стесняющийся, часто заикающийся, порой робкий как мальчишка (да простит меня мой герой и учитель!), Бартошевич на кафедре, на лекции — это упоительный рассказчик, мудрый, роскошный в разлёте высокой мысли знаток. Лекции Бартошевича прекрасны тем, что мы видим не заученную роль, но самый процесс мышления, процесс мучительного создания концепта, идеи, мыслительной конструкции. Бартошевич приглашает своего слушателя в путешествие вместе с ним.

Вот подлинный, настоящий образ театрального критика, дезавуированный сегодня множеством представителей театра на ТВ — манерных, многословных, немужских, скудномыслящих, унылых. Бартошевич в свои 70 лет остаётся английским денди, хранящим образ интеллектуала, образ деятельной, всесторонне образованной профессуры. Он сегодня — лицо нашего театроведения. И то, что телевидение и массмедиа не слишком часто используют этот удивительный интеллектуальный «ресурс», то, что Алексей Бартошевич сегодня не так часто пишет статьи и книги — это наш общая коллективная вина, беда и трагедия нашей общей профессии. Время против.

Объект интересов Бартошевича, разумеется, не только Шекспир, его увлекает, в сущности, весь театральный процесс. Бартошевич не чурается современного театра, от него (редкого критика старшего поколения) никогда не услышишь гневных филиппик в сторону «безнравственной» театральной молодёжи, новой режиссуры, современной пьесы. Он интересуется всем, где есть простор для мысли и культурной игры. Он стесняется, когда приходится говорить о ком-то плохо, заслуженно дурно, находит точные слова, чтобы объяснить, аргументировать, не обидеть.

В студенческой среде ГИТИСа его называют коротко и уважительно — Барт. Это нечто среднее между английским «бардом» (то есть, Шекспиром) и Роланом Бартом как воплощением, иконой современной культурологии. Прозвище — вторая натура, как правило, оно даётся в назидание, обнаруживая нелицеприятные качества. В данном случае это тайное имя ещё больше, чем его привычное, говорит о Бартошевиче как создателе культурной среды, идеологе театра и любимце студентов. Редкий случай, когда прозвище глубже, фундаментальнее официального ф.и.о.

Бартошевич неистощим на остроты. Две его любимые истории имеет смысл здесь воспроизвести. Однажды студент рассказывал об основных принципах культуры Ренессанса и убеждённо доказывал, что «человек по натуре бобр». Так реализовалась в его студенческой тетради мысль об изначально доброй, милосердной природе человека. И другая байка. «Как звали отца Гамлета?» — допрашивал Бартошевич студента, который пришёл на экзамен «чистым листом». Студент подумал и сказал: «Клавдий». Бартошевич подумал несколько секунд и сказал: «Вполне возможно». И поставил тройку.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


50 дней до его самоубийства

«Утиная охота» Евгения Марчелли в Театре имени Ермоловой

В жизни души компании, любимца женщин Вити Зилова наступила черная полоса: жена бросила, любовница переметнулась к приятелю, лучший друг предал, юная поклонница наскучила, с работы чуть не уволили. С горя молодой человек напился, устроил скандал и наставил на собутыльников ружье.

12.11.2017 18:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.
Съемки новой картины Никиты Михалкова начнутся в 2019 году
Кинокомпания «Золотой Орел» приступила к созданию новой картины режиссера Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Сценарий картины написан в жанре «современной драмы». Съемки будут проходить при поддержке нефтяной компании «Роснефть».
100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.