Подписаться на обновления
25 маяСуббота

usd цб 64.6106

eur цб 72.3186

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   вторник, 31 августа 2010 года, 09:20

После жары и смога
Театральный блог Павла Руднева: август


Сцена из спектакля "Семь дней до потопа" // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог







Последние премьеры лета — как первые премьеры сезона. «7 дней до потопа» Владимира и Олега Пресняковых в Театре им. Станиславского и «Поздняя любовь» Валерия Мухарьямова на Малой Бронной.

В августовском дневнике театрального критика — две спокойные премьеры московского августа. Раньше других проснулись после лета два театра, которым сегодня самой судьбой отведено быть сверхактивными, доказывать своё право на существование.

Сергей Голомазов и Александр Галибин, пришедшие в сложные театры, длительное время жившие без твёрдой художественной воли, сделали ставку на активность и методичный будничный труд медленного театрального строительства.

«7 дней до потопа» Владимира и Олега Пресняковых. Режиссёр Владимир Петров. Театр им. Станиславского. Премьера 14 августа 2010 года

В сущности, этот спектакль — неудача. В нём откровенно не сошлись пьеса и режиссёрский стиль, какая-никакая образность и какой-никакой стиль актёрской игры, но какие-то мгновения в этой работе, пара-тройка идей и мыслей, рождающихся по ходу «Потопа», всё же с усилием, но привлекают внимание пытливого зрителя, борющегося с желанием уйти из зала совсем.

Без шума и пыли РАМТ, складываясь по кирпичикам, стал лучшим репертуарным театром Москвы. Обладателем великолепной труппы. С грамотно выстроенной репутацией. Умным репертуаром. Открытостью.

Надо сказать сразу: всё начинается с пьесы. Она плохо написана, неважно сделана как драматическое произведение. И теперь уже точно надо сказать, что драматургов братьев Пресняковых с момента их триумфа постиг какой-то злой рок.

После их славной трилогии, выдвинувшей их на пьедестал лучших авторов 2000-х, — «Изображая жертву», «Терроризм» и «Воскресение. Супер» — в новых текстах (включая прозу) их преследовали неудачи, несмотря на видимый успех вышеозначенных пьес на западе.

Братья Пресняковы словно бы уловили пульс эпохи только на короткий отрезок времени, внеся действительно существенный вклад в самопознание постсоветского общества, и потом резко его утеряли.

Новая пьеса «7 дней до потопа», откровенно говоря, написана в жанре «производство бреда».

Язык героев здесь механический, лишённый литературных прелестей и мест, готовых остановить слух хоть на чём-нибудь детальном. Диалоги часто бессмысленны, факультативны и, по сути, не ведут героев к развитию драматических коллизий, оставляя впечатление случайности.

Чего стоит бесконечно длящийся диалог о нюхании ношеных трусов в семье главного героя Йона, ровным счётом ни к чему не выводящий, не становящийся смыслообразующим элементов спектакля, — так, пораззадорить моралистов и дать поскучать тем, кто и не такое слышал.

Сюжетная линия строится сразу: мерчандайзер внушает посетителю супермаркета Йону, что тот — новый Ной и в упаковке чипсов его ждёт призовая яхта, на которой тот должен, собрав тварей земных, уплыть основывать новый свет.

Сюжет этот бросовый, из подбора, захватывает, честно говоря, не больше, чем рекламный проспект иеговистов, обещающих нравственные увещевания с жуткими кошмарами.

Производство бреда от Пресняковых, разумеется, не может обойтись без таких характерных свойств трэшевой, мусорной драматургии, как комедийная сцена наркотического угара, достойная пера Рэя Куни, или диалоги «вочеловеченных» животных в зоопарке.

События в пьесе строятся по принципу именно наркотического бреда — какой приход пришёл, таков и будет поворот сюжета, по прихоти литературы, но не законам ну хоть какого-то минимального жизнеподобия и логики.

Концы не сходятся, о главном герое на целую половину пьесы мы вообще забываем. Скажем, прошла огромная наркотическая сцена, в которой неэкономно озвучивались километры текста.

И вся семья Йона, и полицейские, пришедшие их арестовывать, — все поели веселящей коки. И что ж из этого вышло? А ровным счётом ничего для смысла пьесы. Её могло быть, а могло и не быть, а сценическое время затрачено впустую.

Главный герой Йон очень заботится о том, чтобы собрать каждой твари по паре, но его совершенно не заботит вопрос, кого из родственников он возьмёт на яхту — жену или сына.

Пьеса называется «7 дней до потопа», но никто этих дней не считает и не оговаривает, с тем же успехом можно было бы назвать пьесу «100 дней до потопа» или «7 лет до потопа» — никакой разницы.

Всё случайно в этом тексте, всё кажется лишним, неотредактированным, написанным с одного захода, не приходя в сознание.

И всё же совершенно ясно, что пьеса глубоко пародийна, перед нами скорее картонные персонажи, маски, типажи, нежели живые люди.

Тем не менее в режиссуре Владимира Петрова актёры играют очень серьёзно, без отстранения, словно бы перед нами не цирк, а реалистическая драма.

По сути, в зале никто не смеётся, хотя диалоги Пресняковых по жанру должны вызывать смеховую реакцию. В эту вилку попадает актриса Полина Райкина в роли жены Йона, классической тупицы — домашнего растения в розовых панталонах, — она мечется между абсолютно клоунской формой существования и необходимостью нечто собой олицетворять.

В результате визжащая и эстрадно интонирующая актриса оказывается неприятным раздражителем для зрителя, которому действие, должно быть, кажется серьёзным, смыслосодержащим. Вроде бы актриса играет всё правильно, но восприятие зрителя не подготовлено.

Но, поругав, надо и похвалить за мгновения, когда искусство всё-таки пробивалось сквозь драматургическую пургу. В финале первого акта происходит диалог в театре (из которого тоже, кстати, не ведут никакие ниточки к финалу), где бывшая жена Йона и мать его сына репетирует сцену с партнёром.

Отличная точная игра Юрия Дуванова и Людмилы Лушиной в этот момент словно бы опрокидывает всю театральную мишуру, всю фальшь интриги: эффект театра в театре, который, судя по сюжету, должен убедить нас в том, что театр — это суррогат жизни, на самом деле совершает обратное действие.

Острый диалог двух расстающихся любовников дарует ощущение подлинности трагедии разрушенной любви, событийности их жизни — тем более на контрасте с пустотой, выхолощенностью и суетливостью картонных персонажей основного сюжета.

Театр оказывается полон событий, драматических коллизий и кайфа полноценной жизни, а жизнь сама вне театра — дурной, унылой и искусственной.

И ещё прекрасный эпизод случился у актрисы Татьяны Майст, которая появляется на сцене на десять секунд — в шерстяной шапке на глаза, в невообразимом уродливом костюме, — чтобы сказать, нет, прокричать Чиновнику, что она не против того, чтобы муж её похоронил на дворе собственного дома, а не на кладбище.

В одном крике забитой, несчастной, больной женщины выражается судьба маленького человека, которого хоронят заживо, методично и скрупулёзно заранее оговаривая обстоятельства захоронения.

Пресняковы завершают пьесу донельзя в духе невозможного морализма.

Горилла, которую Йон купил в обанкротившемся зоопарке, под воздействием паров коки заговаривает и дарует нам дышащие свежестью откровения вроде «душа — вот твоя лодка» и «потоп — он в твоей душе».

Монолог написан столь нейтрально, а артист Константин Богданов произносит его с иронической слезливой интонацией и отвешенной губой, потому крайне сложно в результате разобраться, то ли Пресняковы впали в религиозно-шестидесятнический морализм, то ли они пародируют его же.

Всё смешалось в кучу, непроявленно, мутно. Вроде как Пресняковы и режиссёр Владимир Петров нам намекают на такой финал: под занавес Горилла исполняет ритуальный танец над пепелищем цивилизации, и мы вроде как снова приплыли на ковчеге в эпоху обезьян.

Но с другой стороны, последний спич сына Йона, когда у ковчега собираются все герои пьесы, чтобы новый Ной взял их в новый прекрасный мир, свидетельствует совершенно о другом.

Тут возникает тема, лично мне интересная и цепляющая и словно бы оправдывающая весь произведённый бред спектакля. На самом деле потоп и новое человечество, как и новая религиозность и новые мифы, никому не нужны.

Люди научились устраиваться в этой чудовищной жизни как-то сами, у них появляется мотивация и надежда жить, планы на будущее и своеобразное чувство комфорта. Не хочется потопа тем, кому ещё есть за что укрепиться в этой бредовой жизни.

И в этом во многом циничнейшем сообщении, в этой философии комфорта гораздо больше смыслов, образа современности, нежели во всём спектакле, который не удался как целое.

«Поздняя любовь» Валерия Мухарьямова (по рассказу Исаака Башевиса-Зингера). Режиссёр Евгений Арье. Театр на Малой Бронной, театр «Гешер» и продюсерская компания «Аметист». Премьера 16 августа 2010 года

Этот спектакль даёт пример очень интересного опыта некоторых московских театров последних сезонов — включение в регулярный репертуар чужих, бездомных работ.

В культуре царят двойные стандарты: одним убивать дозволено, другим нет. Одним, как Клавдию, убийство вменяется в безусловную вину, другим, как Гамлету или Раскольникову, всё прощается за раскаяние и сомнение. Может ли убийца быть литературным героем?

Поскольку широкому развитию театра в столице по-прежнему мешает прежде всего квартирный вопрос (снимать помещение даже по госрасценкам любому театру не под силу, аренда завышена и не покрывает даже расходов), то подобный шаг навстречу частной инициативе — явление отрадное.

Если бы только ещё мотивацией для таких включений не становился исключительно коммерческий интерес, то бытовые проблемы большинства крошечных театральных предприятий, собирающихся на один-два спектакля, были бы счастливо разрешены.

Большие стабильные театры могли бы таким образом патронировать малый театральный бизнес.

В случае с «Поздней любовью» мы имеем дело с откровенной антрепризой на звёзд, но надо признаться сразу, что режиссура и гуманитарное присутствие прекрасного российско-израильского режиссёра Евгения Арье делает эту работу исключительно качественной, ясной, точной.

Спектакль репетировался в Израиле, где Арье работает после эмиграции в знаменитом театре «Гешер». Пьесу Валерия Мухарьямова по рассказу Башевиса-Зингера играют в Москве теперь уже три театра — Пушкинский, Джигарханяна и вот теперь Бронная.

Спектакль рассчитан на конкретную аудиторию — зрителей после сорока, но он не слезлив и не сентиментален, а еврейская тема не становится определяющей, превращая сюжет в общечеловеческую историю о том, как человек запрещает себе счастье и любовь, о том, как чудовищно сложно двум людям соединиться, даже если видимых преград не существует вовсе.

В жизни 82-летнего мирного богатея Гарри Бендинера (Леонид Каневский), который уже приготовился к естественному финалу своей жизни, случаются два важных события.

Единственный друг и деловой партнёр Марк (Даниил Спиваковский) уезжает из Америки в Израиль, и параллельно в доме Гарри появляется очаровательная соседка Этель (Клара Новикова).

Два момента радуют одинокого старика: их совместные с Этель воспоминания о довоенной Польше, поместном Влоцлавеке, откуда судьба и история выгнали их, обрекли на скитания и тоску по родине, и — более того — что женщина, явившаяся в его судьбе, ему не опасна. Столь же богатая, как и он, она не претендует на объединение бюджетов.

«Появляются деньги — появляются женщины. Появляются женщины — исчезают деньги. Исчезают деньги — исчезают женщины» — вот с какой житейской философией подошёл к концу жизни Гарри, и в кои веки никто не претендует на то, чтобы эту пословицу осуществить на деле.

Это самая остроумная шутка Гарри, весь прочий юмор в этой трагикомедии спокойный и беззубый и, к счастью, лишён штампов искромётной еврейской пьесы.

Зрителя ждёт неспешное малособытийное действие, где всё дело — в эскалации страсти, в медленном преображении двух одиноких душ в любовников, вдохновлённых стремительностью развития своих галантных отношений.

Пока не случится финал — неожиданный, странный и трагический.

Главное, что сделал Евгений Арье, — прекрасно поработал с артистами. Даниил Спиваковский в маленькой, в сущности, вспомогательной роли показывает тот раскол в душе Марка между американским еврейством и израильским, между деликатной, но хваткой натурой адвоката-финансиста и натурой робкого, послушного, болезненного мальчика, сына раввина, пребывающего в железных тисках своей требовательной жены, всю жизнь малоуспешно воспитывающей в нём мужчину.

Леонид Каневский свеж, обаятелен, пружинист, «мужчинист». С бойким, стремительным умом Гарри умеет крайне быстро переключаться с амплуа покойного старика на героя-любовника: в этой артистически совершенной смене масок герой Каневского видит свой ритм жизни, всё время подкидывающей Гарри подарки судьбы.

Леонид Каневский играет мужчину, всегда готового измениться под давлением обстоятельств и чувствовать себя более-менее комфортно, как бы ни повернулась ситуация.

Но это свойство крайне подводит героя в финале, когда внезапная потеря возлюбленной принимается им как должное, не оставляя в душе героя рефлексии и сомнения.

Каневский играет воспитанное обстоятельствами умение быстро смириться с бесконечными, методично случающимися потерями, этакую эмоциональную гуттаперчевость.

Прекрасен Каневский в начале второго акта, когда входит в квартиру Этель одетый как мальчик на дне рождения девочки — подтянутый до скрипа, заглаженный, заутюженный, спрямлённый, словно проглотил столб, остолбеневший от ответственности ситуации.

Белая рубашечка, одинокая роза, зажатая между двумя пальцами, словно алый шарик на верёвочке.

Заставляет удивляться и восхищаться собой Клара Новикова. Режиссёр Евгений Арье сумел совершенно лишить актрису какого бы то ни было эстрадного жеста и наполнил её подлинно драматическим содержанием.

Мы видим не капризный, косноязычный и хабалистый образ, приклеившийся к Новиковой, а, напротив, чудо преображения: перед нами интересная, эффектная женщина, знающая ценность жизни, удобства и роскоши человеческого общения.

Старика, встретившегося у неё на пути, она поглощает бесконечной страстью к коммуникации, она накрывает его общением, будит воображение и молодость, заставляет расшевелиться.

Женщина поднимает мужчину с одра, на котором он уже собрался дожидаться смерти, вырывает его из железной хватки угасания. Деятельное участие, умение быть, особенно не утруждая себя, как бы невзначай полезной — актриса Клара Новикова эти свойства играет как свои собственные, приручённые.

Благодаря своему финальному поступку Этель остаётся тайной в судьбе героев пьесы, тайной, которую не под силу разгадать ни зрителю, ни Гарри Бендинеру.

Последний, кажется, и не собирается разгадывать, а нам, зрителям, это, в сущности, малопонятно. В финал, разлучивший героев, не особенно веришь, и, наверное, в этом есть и проблема этого актёрского спектакля: в режиссуре Евгений Арье всё-таки допустил слишком мало драматических ноток, чувства раскола, который должен, по сути, как-то стадийно, мера за мерой приближать героев к столь трагическому финалу.

Тут можно сказать, что благостность несколько подвела режиссёра.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.